К омментарии

Дата и время: 10.03.2026, 00:22:33

Оба текста, и Антипова, и Лебедева-Кумача очень длинные и очень забавные. 

Может, у меня просто настроение веселое сегодня, или смешинка в рот попала, как всегда моя мама говорила, но я, честно говоря, смеялась, читая эти произведения. 
Спасибо обоим! 

Владислав, добрый вечер. Привлек внимание рисунок в рамке и прочитала стихотворение.

Меня смутило слово "чудь" в строке "ну, разве - малость, разве - чудь".
Там, наверное, все-таки "чуть" должно быть?
Или это про финно-угорскую народность северо-запада, севера России?  То есть, про многих из нас. Я - точно из этой самой чуди :)) 

Круто.

А это мнение подлинного ума и таланта.

Я слова старинного не побоюсь
(Не всё в старине только хлам и ветошь), –
Светочей ценит Советский Союз,
И наш Шевченко — это наш светоч!

Народ сразу понял певца своего.
Но многим мешало Тарасово пламя, –
Одни сапогами топтали его,
Другие старались тушить словами.

Немало седых буржуазных бородок
В академическом никло рвении,
Твердя, что Шевченко, мол, самородок,
Но нет у него ни культуры, ни гения.

Он, мол, творец немудрящих песен,
Которые любит серая масса.
Так буржуазная книжная плесень
Пыталась унизить образ Тараса.

Другие этот великий образ
Пытались представить плакучей ивой:
Шевченко, мол, дяденька очень добрый,
Очень несчастненький и слезливый.

Не только в статьях — и в переводах
Они не жалели розовых красок,
Чтоб в русской деревне, на русских заводах
Не грянул подлинный голос Тарасов.

В переводе "кайданы" звучали как "путы",
"Неверье" Шевченко читалось как "вера".
Так буржуазные лилипуты
Пытались связать и свалить Гулливера.

Порой и почище людишки бывали:
Легко перепрыгнув пределы цинизма,
Образ Шевченко они малевали
В желто–блакитных тонах шовинизма.

Тарас к простому народу всех наций
Был ласковей матери, солнца теплей,
И всё ж за него пыталась цепляться
Сволочь, кричавшая: "Бей москалей!"

При жизни шпикИ и жандармы, как черти,
Поэту старались придумать ад.
И на стихи его после смерти
Лились чернила, помои и яд.

Но голос Шевченко гудел набатом,
Нёсся бурливой и гневной лавой,
И образ поэта в одежде солдата
Вставал, озарённый любовью и славой.

Русский крестьянин, русский рабочий
Слышали песни борьбы и победы,
Видели синие гневные очи,
Чуяли сердцем сердце поэта.

И пусть им "Кобзарь" порой попадался
В плохих переводах, бездарных и подленьких, –
Тот, кто к Шевченко хоть раз прикасался,
Уж непременно заглядывал в подлинник.

Старая "Правда" не раз помещала
Полные гнева Тарасовы строки,
И в массе народной росла и крепчала
Молва о поэте — борце и пророке.

И в доме рабочем, на столике скромном,
Где Ленин лежал и лежал Некрасов,
Часто стоял в уголке укромном
Простой и знакомый бюст Тарасов.

В царское время, в эпоху прежних
"Великороссов" и "малороссов",
Вольною песней, духом мятежным
Объединял он ребят и взрослых.

Прежнюю школу вы помните сами,
"Наставников" царских помните козни, –
В сердце ребячье они бросали
Семя национальной розни.

И мы, ребята, попавши в лапы
К этим иудушкам и чинушам,
Друг друга ругали "хохлом" и "кацапом"
И больно ранили детские души.

Но гении наши нас хранили,
Из душ вынимали занозы–гнилушки,
Ребят мирили, ребят роднили,
Ребят дружили Шевченко и Пушкин.

Народам Тарас открывал Украину
Во всей красе и без всяких прикрас,
От песни его разгибались спины,
И чувствовал силу трудящийся класс.

Но только в свободной стране Советов
Смогли мы узнать и понять до конца
Великое сердце страдальца–поэта,
Великую мудрость поэта–борца.

Критик иной разберёт хорошо
И очень неплохо порой напишет,
Который поэт к народу пришёл
И который поэт из народа вышел.

Но не для всяких широт и вершин
Годятся стандартные эти оценки,
И не вместить ни в какой аршин
Могучий образ Тараса Шевченко.

Не приходил он и не выходил, –
Шевченко — гений особого рода:
Он сам народ и в народе жил,
Как голос, как совесть, как песня народа.

Бессмертен народ — и Шевченко живёт
В журчанье Днепра, и в дрожании вербы,
И в песне, которую хлопец поёт
О жизни, о счастье, о милой неверной.

Нам есть у Шевченко чему поучиться –
Уменью всегда ненавидеть тьму,
Уменью с народом всей жизнью слиться
И беззаветно служить ему,

Величию сердца, таланта размаху,
Уменью работать всю жизнь над собой,
Быть рыцарем правды, не знающим страха,
Не гнущимся перед любою судьбой.

Сейчас его образ встаёт огромен,
Сквозь горы времени светит нам, –
Но как он был прост и как он был скромен,
Как строг к себе и своим делам!

Как бережно он относился к людям,
Как в ссылке, больной, он ласкал детей!..
Мы память Шевченко почтим, если будем
Не забывать за стихами людей.

В сложных цехах человеческих душ
На точных знаньях одних не уедешь, –
Красивая строчка звучит как чушь,
Коль сам ты в слово своё не веришь;

Коль Родина сердцу не дорога,
Стихи твои её не прославят,
Коль сам не готов ты разить врага –
Кого твои книги в бой отправят?

Перекликается с нашим веком
Тараса Шевченко великий завет:
"Писатель — лишь тот, кто стал Человеком,
И тот, кто не любит людей — не поэт!"

Нет человечней нашей культуры,
Где труженик каждый страной любим,
И слава нашей литературы
В том, что мы эту культуру растим!

Душевная подлость, черствость и скупость
Могут порой уживаться со знанием.
Есть люди, развившие свою грубость
Самым высшим образованием.

Порой говорят: — Гражданин Имя–рек
Очень культурный, но... страшный хам!
Он — эрудит, но дрянной человек, –
Такой вот культуры не нужно нам!

Любя здоровое в людях, в искусстве,
Нам завещал ненавидеть Тарас
Кривые души, гнилые чувства,
Бессмысленность красок, напыщенность фраз.

И сам он писал так просто и ясно
Не потому, что не мог сложней, –
Дороже всего ему была масса
И он хотел разговаривать с ней.

Но если вглядеться в стихи Шевченко, –
Под этой видимой простотой
Какая сложность, какие оттенки,
Какой виден мастер и труд какой!

Недаром даже в советские годы,
Когда пришло уваженье к стихам,
Не много ещё есть у нас переводов,
Шевченковский стих передавших нам.

Мы, не в пример буржуазным педантам,
Не назовём некультурным того,
Кто знал Шекспира, Гёте, Рембрандта
И душу народа знал своего.

Нам есть у Шевченко чему поучиться.
Кто понял культуру его стиха?
Этим немногие могут гордиться,
Нечего тут таить греха.

Секрет стихов его многи неведом,
Мы плохо знаем его мастерство,
И нам, поэтам и шевченковедам,
Многое надо раскрыть у него.

Когда–то великий наш Ломоносов
Стихи заковал в размерах тугих, –
На стих силлабический кончились спросы,
И "стих свободный" на время затих.

Мне кажется, ритмика виршей древних
В стихах Шевченко нашла приют:
Он сделал её смелей и напевней,
И рифмы его как птицы поют.

Шевченко — Моцарт, а не Сальери,
Не втиснешь его в рамки формул и чисел.
Нам надо душой его стих промерить,
Понять природу его и смысл.

Вознаграждён бывает сторицей,
Кто в мир Шевченко любовно проник, –
Живой воды помогает напиться
Любому поэту чудесный родник.

Мы, люди рождённые Сталинским веком,
Взявши к Коммуне новый разбег,
Склоняемся нынче пред человеком,
Во тьме предсказавшим наш светлый век.

Тарас Григорьевич, погляди,
Как пышно цветёт твоя Украина!
Ты видишь — с орденом на груди
Идёт по полям твоя Катерина,

И сын у неё — замечательный сын, –
Весёлый, умный, красивый, здоровый,
Он трактор ведёт средь колхозных равнин
И песню с милой поёт чернобровой.

За счастье твоей Украины родной,
За жизнь, о которой мечтал ты, Шевченко,
Микола Щорс погиб как герой
И жизнь положил богатырь Боженко.

Но выросли новые богатыри –
По силе не хуже твоих героев.
Тарас Григорьевич, посмотри,
Как они побеждают, растут и строят!

Смотри, как пышно цветёт культура!
Как знамя несут украинский стих
Бажан, Тычина, Рыльский, Сосюра
И славная армия молодых!

Смотри, как мы ценим науки, искусства,
Как ярки талантов народных цветы!
И песни несутся, полные чувства,
Песни, отец которых — ты!

Пилот, пролагающий новые трассы,
Учёный, писатель, герой труда –
Никто не забыл своего Тараса
И не забудет его никогда!

Мы воплощаем мечты веков
И гении наши нам помогают,
В новой культуре большевиков
Всех светочей мира лучи сверкают.

Я вижу порою в тумане времён
Моря человечества, и в авангарде
Идёт моя Родина в блеске знамён,
Идёт мой Сталин, идёт моя партия!

И здесь, во главе людских поколений,
Все светочи мира видятся мне, –
Разбив цепи времени, Маркс и Ленин
С нами идут к небывалой весне.

Все гении знанья, искусства и слова,
Кто жил и болел судьбою земли,
Кто страстно любил человека земного, –
Все, все под наши знамёна пришли!

И там, где Шекспир с Руставели рядом,
Где Пушкин и Горький — в первых рядах,
Идёт Шевченко, и светится радость
В синих больших и глубоких глазах.

И новое солнце встаёт величаво,
Неся человечеству новую жизнь,
Солнце свободы, солнце славы,
Имя которому — коммунизм!

В. Лебедев-Кумач



Дата и время: 09.03.2026, 21:25:53

Вы хочете песен? Их есть у меня.

В ходе только что состоявшегося конкурса всю заботу о подсчете голосов взяла на себя Наташка. Спасибо ей огромадное!


И тут народ потребовал продолжения банкета.

— Наташ, — усмехнулся я, — тут опять хотят новых нетленок на конкурс насыпать.

— А чего, устрой людям праздник, — вдруг говорит.

— А подсчет голосов?

— Да сделаю, сделаю, — улыбнулась она.


Так что новый  конкурс «»Хокку по-русски»  объявлен исключительно благодаря её мягкосердечию…

Да, если будут ошибки в подсчетах, это к ней:)


P.S. Конкурсная страничка: https://poezia.ru/contests/69

Дата и время: 09.03.2026, 20:07:13

Вашими бы устами да мёд пить.
Спасибо,Павел. Я ведь о Вас ничего не знаю.
Судя по Вашим зрелым рассуждениям, у Вас есть жизненный опыт и , возможно, немалый.А почему не выставляете фото? Извините за нескромный вопрос.Внешность уже немало говорит о человеке.
Хотелось бы Вас запомнить и как образ.

СпасиБо, Елена!
А вот здесь я согласен с Вами! Хотя в средневековой английской поэзии заглавные буквы для существительных – обычное дело, здесь эти прописные буквы в переводе будут уместны. Ставлю.
Хорошего вечера! 

Дата и время: 09.03.2026, 19:19:02

Вера, здоровья Вам, терпения и, главное, спокойствия.

Хотя сам процесс комментирования судейских замечаний не улучшает настроение и здоровье автора.

Ваше стихотворение лучшее на конкурсе и точка.

Владимир, спасибо за возможность читать Ваши стихи и удивляться кажущейся лёгкости и слога, и мысли. Но сколько мудрости в этой лёгкости!
С уважением,
Нина Гаврилина.

СпасиБо, Валерий!

Вы абсолютно правы!

Но, к сожалению, русские слова чуть длиннее английских, и всё вместить здесь мне, увы, не удалось. Пришлось чем-то жертвовать...

Оставлю как есть. Боюсь, что если начну "улучшать", то станет только хуже.

Здоровья и Творчества!

С бу,

СШ

Дата и время: 09.03.2026, 18:59:00

Вера, извините за встрям. Влад не криводушный, у него некропривязка серьезная, от которой он избавляться не хочет. 
Не для вступления в Вашу с ним дискуссию, просто уточнила.

Дата и время: 09.03.2026, 18:58:43

Здравствуйте, Павел!
Спасибо Вам! Знаю, что только Вы поставили моему стихотворению 10 баллов. Может быть, оно и не заслуживает того, но  писала от души после всего пережитого. Тут в пляс уже не пустишься: такой груз за плечами.Да, люди все разные, разные их предпочтения, но, если взялся , как говорится, за гуж, если ты профессионал, оставь свои вкусы и предпочтения на потом и стремись быть объективным, чего бы тебе это ни стоило.Вы скажете, что человек слаб, а, чтобы быть в ладу со своей совестью, обычно надо чем-то поступиться, в том числе и здоровьем.Всегда легче и удобнее плыть  по течению.
 Я понимаю, что каждый сверчок  должен знать свой шесток, но, когда дело идёт уже о прямых искажениях( тот же граф Нулин и пр.) молчать как-то унизительно.
Я уже довольно давно на этом сайте, около десяти лет, знаю все его плюсы и минусы.
За это время всего насмотрелась.Не хочу жаловаться, но мои друзья потихоньку ушли, я осталась в общем- то почти одна, да ещё и болезни навалились( у меня онкология и ещё много  чего), год назад умер единственный сын( ишемический инсульт) мы с мужем остались совсем одни.
Никак не доберусь до плюсов и минусов.В общем, я сама отказалась от этих оценок: замучили минусы( тогда ещё эти оценки были анонимными), каждый негодяй мог изливать свою желчь совершенно свободно и бездоказательно.При моём здоровье это было чревато. Сейчас ситуация изменилась к лучшему.Но меня это уже не очень волнует.Спасибо Вам за всё ! И дай Вам Бог!
 

Да, Сергей, это я не права. Почему-то решила, что кости выбрасывают сами то одно, то другое. :))

Может, лучше написать Войну и Мир с заглавной буквы, как в оригинале?

. "А виновата ль ячто поминутно 
Мне на язык приходит это имя? "
Спасибо, Вера.
Я не против.

СпасиБо, Елена!
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что у Геррика олицетворены война и мир, а не кости.
Здоровья и Творчества!
С бу, 
СШ 

Дата и время: 09.03.2026, 18:09:43

Здравствуйте, Нина. В переводе Вы усилили образ равномерного течения до "недвижно", создав картину застывшей вечности в первой строфе. Во второй строфе возникает водоворот, и эти две картины не складываются в единый образ. По отдельности каждый работает, но в контексте недвижной реки водоворот - несогласованность.  В оригинале такого противоречия нет: река течёт равномерным (без прилива) катящимся потоком и всё, что в неё попадает, просто уносится течением.

Дата и время: 09.03.2026, 17:44:28

Здравствуйте, Вера!
Очень хорошее стихотворение.
Вам нет нужды расстраиваться и возражать судьям. У каждого свои поэтические предпочтения и взгляды на жизнь. Давайте спишем некоторые вольности в замечаниях на большой объём текстов конкурса и сопутствующее волнение. Будем милостивы.
А почему нет возможности нажать на плюс под этим стихотворением?

Дата и время: 09.03.2026, 17:40:07

Владислав, Ваше криводушие просто поражает.Или Вы, действительно, ничего не помните? Вряд ли. С этим Вашим нье(м) в мой адрес было и не один раз.Обычно с этого Вы и начинали свои комменты. Без всяких предисловий. И ещё: " Ну, зашёл вот...", как будто одолжение мне делаете.Что это, если не пренебрежение?
" Но замечал - как сложно в этом достичь пушкинской органики". Импровизация на ходу: в этом Вы мастер.
Боже мой, какая эрудиция! Сколько важности. Ничего подобного и в помине не было. Обычная Ваша рисовка, даже сейчас.
Насчёт общего жюри я не в претензии. Коснулась только двух: О. Денеги и Н. Санниковой., с которыми пришлось непосредственно общаться.
Зная Ваше хамелеонство,я вообще не хотела и не хочу
иметь с Вами ни дел, ни разговоров.
Живите долго и счастливо, если сможете.

Ты не споришь, а просто делаешь по-своему.
Ок, договорились.

Дата и время: 09.03.2026, 16:31:49

Доброго дня, Вера.
Не в качестве оправдания.
Я не тыкал Вам -ньем, как чем-то постыдным.
Но замечал - как сложно в этом достичь пушкинской органики. От чего и не отказываюсь.
Жюри, к слову, я приятно удивлён.
Впервые вижу такое отношение - к авторам, к текстам...
И к похабщине - в том числе.
В остальном - Вы автор - Ваше право.

Дата и время: 09.03.2026, 16:19:08

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу моего ст-ия, которое было на недавнем  конкурсе, точнее о комментариях «квалифицированных судей» к нему: О. Денеги и Н. Санниковой.

                      О. Денега

По поводу «чрезмерно архаично и эклектично».

 

Во-первых, ни «чрезмерной архаики, ни излишней эклектики» у меня в тексте нет.

Есть образцы добротной общеупотребительной поэтической лексики, которые соответствуют тексту и по теме, и по стилю. У Пушкина  в его лирическом шедевре «Я помню чудное мгновенье» я насчитала шесть подобных слов, некоторые из которых даже повторяются: «мгновенье», «виденье», « томленье», «заточенье», «вдохновенье»,  «упоенье».

А Пушкин – создатель русского литературного языка. Это не Ломоносов и даже не Державин, хотя некоторым нашим рифмоплётам не мешало бы и у них кое- чему поучиться.

В своих  комментариях и наш В. Кузнецов уже не раз тыкал мне в нос (извините) этими

-енье, -анье как чем-то постыдным, видимо, гордясь собственной похабщиной.

 Насчёт эклектики.

Эклектика – норма современного поэтического высказывания. Эклектика есть эстетический консенсус эпохи междувременья или безвременья. Всё это никак не квалифицируется как недостаток - скорее наоборот. У художника и поэта Евгения Антипова второй сборник стихов так и называется «Эклектика».

О рифмопарах .  Редактор выделила всего две слабых: «утешна - скворечня», «тереби – шаги» - не такие уж они и слабые, учитывая немалый объём текста и довольно непростой синтаксис.

Насчёт лёгкости. «Не летит текст». А почему, собственно, он должен лететь? Вследствие жанра? Но разновидности  танго очень разнообразны и не всегда предполагают буйный ритм, тем более, что ни мысли, ни содержание этому не способствуют, особенно в танго   прощальном.

                   Н. Санникова

Почти то же самое, что и у предыдущего «оратора»: ничего конкретного, кроме «сократить» и « не пущать».

«Хочется  меньше слов, больше страсти». Смотрите сериалы . Там всё это есть. А поэзия - дело тонкое.

Впрочем, об этом я уже писала: Вам нужна усреднённость, а моему тексту претит вторичность и шаблон.

Хотите страсти -  ступайте на «ярманку». Может быть,  и графа Нулина там встретите.

Долго гадала, почему к моему тексту Вы прилепили пушкинского героя из шутливой поэмки. Всему виной, видимо, моя аллюзия к тексту А. Пушкина, посвящённому своей жене, Наталии  Николаевне:

«Пора, мой друг, пора:

Покоя сердце просит…»

Слово «пора» из этого прекрасного ст-ия, видимо, напомнило критикессе начало пушкинской поэмки «Граф Нулин». И вот это «Пора, пора…» вкупе с  графом  Нулиным с подачи редактора перекочевало в анализ моего текста.

«прощание  сильно (?) затянулось, хочется сократить…» (Это « сильно» очень стильно). Сколько же в этих словах пренебрежения, мнимого осознания собственного превосходства!

Вам ли не знать, что поэтический текст строится по своим законам и произвольно сокращать либо растягивать его, действуя по воле современных прокрустов, грозит обрушением всей  «конструкции».

Вот уж, действительно: пусти козла в огород.

После всех этих треволнений на пустом месте никогда не захочется участвовать в подобных «экзекуциях». Не профессионализм, а произвол собственного вкусового «Я», не очень разборчивого, всесилие тусовки торжествуют, и конца этому, видимо, не будет.

Век авангарда… Е. Антипов.

Там, где пейзаж индустриальный,

там, где горой навален шлак,

вас на рассвете расстреляют:

За что? А так.

За интровертность, за эстетство,

за ваше наглое лицо,

за то, что нет другого средства

в конце концов.

За то, что рвётся очень просто

времён связующая нить.

…Румяный ласковый философ

вам пояснит:

что жизнь, увы, не беспредельна,

что умирают только раз…

А ваша жизнь - ну что поделать-

не удалась.

Прогулялся слегка - по дождику весеннему...
Хорошо, Манечка.
Ты же знаешь - я с тобой никогда не спорю.

Стишок, может, и за ушки притянут. Чтобы картинку здесь разместить.

Вот именно, Влад. Не может быть, а точно.
Мы с тобой уже более десяти лет дружим, поэтому выскажусь прямо. 
Ты и к моей картинке (девушка в лодке) за уши притянул текст, создав из нее гибрид с миром мертвых. Я тебя в личке просила тот тест в Неву выбросить, но ты не послушал, разумеется. Картинку все равно у тебя тогда не забрала, ибо послала ее тебе для творческого осмысления. Но сейчас позволю себе изменить свое решение. Сними, пожалуйста, "девушку в лодке" со своей странички. Картинка не имеет отношения к онкологическому заболеванию. Извини. Это - аллегория депрессии, о которой мне пришлось в свое время узнать не понаслышке.
Я честно пыталась уберечь тебя, но увы.
С миром мертвых я не воюю. Поэтому умываю руки.
А ты как знаешь, но подумай о том, что ОНА не только тебя, но и твоих девчонок утащить на тот свет может. Подумай крепко.

Доброго всем дня - извиняюсь за то, что встреваю.
Мысль такая - любое внимание к тексту повышает интерес. Если это не так - любой комментарий можно считать - негативно влияющим на оценку.
Это не верно.
Негативно влияет только игнор, чем любой автор неплохо владеет. Игнор же применим к тексту любого авторства, любого качества.
Для относительно объективной оценки авторство значения вообще не имеет.
Оценивается только текст.
На угадайки пенять не стоит. Уж так вот думается.
Да и опыт подсказывает.
Судящему нужно отложить на время собственный опыт и персональный ценз.
И признать изначально - что всё гораздо сложнее и гораздо многообразнее. 
Сложность в этом.

то есть, Вы не согласны с моим мнением.
угадайка -- традиция конкурса, уж извините, Александр, что Вы об этом не знали.
и потом, догадки -- это только догадки.

Ставим на поток...
Мария, понятно, всю лажу видит. Но важно всякое занятие осмыслить и следовать логике - пока в тупике не окажешься. Можно и к старому тексту подрисовать.
И к детскому тоже можно. Думаем - спасибо.

Никакой двусмысленности: я не скрываю, что далеко не в восторге от того, что Вы (и не только Вы) пытались угадать авторов публично, в комментариях, - влияя таким образом, прямо или косвенно, на мнения людей.
(Не утверждаю, конечно, что это влияние носило целенаправленный характер, однако отрицать возможность влияния в принципе, по-моему, нельзя.)
Делали бы это тайно - это оставалось бы Вашим личным делом (хотя я всё равно считаю это вредным для объективности - пусть и лично ваших в этом случае оценок).

Что же до Вашего выпада

("а я так думаю, Александр: если чье-то мнение зависит от чужих слов, будь то предположения или пуще того, комментарии, то грош цена такому мнению") -
просто пытаюсь понять, Вы что, всерьёз считаете уместным адресовать его именно мне?
Но с какой же стати! Ведь мои-то мнения о стихах уж точно не зависели от чужих предположений и комментариев: я-то обнародовал свой топ-10 заведомо ДО всей этой развернувшейся в комментариях угадайки.

да и для второго, и для третьего!
главное, органично...

спасибо, Валентин, что не прошли мимо!
исправляю :)