К омментарии

Автор Автор удален
Дата и время: 13.11.2024, 20:23:27

Комментарий удален

Здравствуйте, Мария! Спасибо Вам за соЧувствие, за Вашу историю, которая не может не волновать и которая мне понятна и подтверждает мои мысли. Я верю, что дома хранят энергетику живших в них людей. Бабушка была да и остаётся моим добрым ангелом. И хотя её дом разрушен, у меня висят её иконы, стоят стол и шкафчик для посуды, сделанные дедом перед войной, с которой дед не вернулся, лежат бабушкины льняные вышитые сорочки и рушники. Всё это хранит душевное и физическое тепло моих предков, тепло их дома и утешает. Я  чувствую свой род, или, как говорят, голос крови. Наверное, потому что в детстве мама привозила меня на лето к бабушке и бабушка много рассказывала о себе, о родных. И я застала тогда ещё прабабушку, была в её доме. Мама моя бережно хранила всё, что связано с бабушкой и домом. Теперь храню я. И согласна с Вами, Мария, что бабушки наши чувствуют нашу любовь.
Ваш рассказ о  "камне змеиного суда" напомнил мне камень, правда, белый, очень похожий на яйцо, настолько, что не отличить, который я видела в родительском доме. Мне всегда было интересно, как он мог стать таким? Возможно, его обточили и отшлифовали люди.

Обсуждение вопросов, касающихся того, что и как представляют себе автор и переводчик вне текста как такового, выходят за рамки моих профессиональных компетенций. Это не значит, что там нечего обсуждать. Конечно, обсуждать можно, но вне предложенного мною метода. Если мы не подошли к консенсусу по поводу ситуации (ее трактовки обоими референтами) в первой строфе, не сопоставили референтную ситуацию с ситуацией, изображенной у Летучего, а возможно и у Микушевича, то бессмысленно переходить ко второй строфе. Метод основан на пошаговом консенсусе, без этого он просто не работает. 

Автор Ида Лабен
Дата и время: 13.11.2024, 18:52:40

Алёна, добрый вечер!  И спасибо большое! Это один из моих первых переводов, в нем много того, что я сейчас изменила бы.  Переход от ямба к хорею часто бывает у Э. По в его "непрограммных" стихах (ну, не таких, как "Ворон" или "Улялюм",  где своя стбы с этим строфика и ритмика).  Трудно было органично изобразить этот переход по-русски, но вроде с этим нормально. "Спины" мне самой не нравятся, а причин - просто падеж: искал (чего?) причин...   Спины - в смысле не шел за толпой других в своих пристрастиях, а был уникален, как-то так...

СпасиБо, Алёна!

Да, маленькая поэма. Но есть у Геррика и гораздо больше… 😱

Насчёт “слоняться” и “охмурить” я знал. Сознательно поставил, чтобы чуть добавить “перчику”. Но, наверное, Вы правы. Поменяю на предложенные Вами варианты.

Теперь насчёт “соткёшь”. У меня сначала и стояло “Не ранее, чем ткань соткёшь”. У Геррика нет “ковра” да и, наверное, не могло быть, ибо в Средние века ковры в Европе ещё только робко пробовали ткать. Но это дело трудоёмкое. Легче было купить персидский ковёр. Впрочем, речь не о ковре. Дело в том, что рифма здесь глагольная, а её надо бы делать поточнее. Поэтому я поставил “сплетёшь”, хотя знал, что обычно говорят “соткать ткань”. Обоснование вот (из интернета):


“В средние века ткань сплетали на ручном ткацком станке. Суть процесса заключалась в протягивании одной нити («уток») через набор перпендикулярных нитей («основа»), продевая уток попеременно позади и перед каждой отдельной нитью основы.

В средневековье ткали шерстяные материалы по-разному. Они могли иметь полотняное переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходил попеременно над и под основой (вертикальной нитью). Или саржевое переплетение, при котором три вертикальные нитки пропускали над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2). Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой”.

Жена сказала, что можно и сплетать ткань, например, рогожку… 😁

Но если это не убеждает, готов поправить.

Здоровья и Творчества!

С бу,

СШ

Автор Автор удален
Дата и время: 13.11.2024, 18:02:31

Комментарий удален

Дата и время: 13.11.2024, 16:52:57

Да, Екатерина, эти дома - живые. Могут и позвать, конечно. А свою боль обязательно надо озвучивать, иначе как же мир о ней узнает. У Надежды очень хорошо получилось.

Мария, Ваша история до мурашек.... Я хотела написать Надежде, что дом её позвал, но не решилась, поскольку встреча с ним была болезненной. А теперь, после Вашего комментария, очевидно, как люди связаны и влияют. Или род действует через них. И в истории Надежды сама встреча безусловно значима и как-то повлияла на всё, даже если пока не слишком заметно, как именно. Спасибо, что рассказали об этом.

Дата и время: 13.11.2024, 16:39:03

Здравствуйте, Надежда.
Затронула Ваша история. Очень грустно, когда из любимого места уходит душа. А она ведь и в старых яблонях тоже. Хорошо Вы написали о своей боли, сдержанно, без надрыва, но вызывает сочувствие.
У меня похожая история.. Бабушкин дом с участком (который был лишь крупицей того, что наша семья имела до раскулачивания) был продан 13 лет назад. Купил один богатый ресторатор, сам нашел мою маму и уговорил продать. Место дорогое, модное, недалеко от Питера, историческое.
Первое, что они сделали, лишь перейдя границу участка - спилили все старые деревья, выкорчевали бабушкины белые розы, даже сирень снесли подчистую. И обнесли дом высоким железным забором, предвкушая строительство шикарного коттеджа.
Я в Вене обитала тогда, но приехала попрощаться с домом. Через некоторое время мне приснился сон: как будто новые хозяева разрешили мне снова прийти в бабушкин дом. Я стою на чердаке, рядом - хозяин и его молодой сын. Они что-то говорят, увлеченно рассказывают о своих грандиозных планах. На мне длинное, до пола, черное платье, а в руке - черный блестящий камень в форме яйца. Я его кручу пальцами, и чувствую, что от камня распространяется волнами мощная агрессия.
Проснулась и не могла понять, что это за камень.
Через некоторое время та семья разорилась. Они до сих пор не снесли бабушкин дом, как собирались, ютятся теперь в нем. Высокий железный забор весь проржавел.. И даже на то не способны, чтоб разбитое окно на чердаке вставить. Как можно жить с разбитым окном, не понимаю. Пару лет назад была в Ропше, прогулялась, посмотрела, подивилась..
А образ черного камня с тех пор со мной, иногда он фигурирует в моих текстах. И только сейчас узнала, что это такое. Это "камень змеиного суда" в финском фольклоре. Нашла статью одной моей хорошей знакомой на эту тему: https://archaeomagic.blog/2018/10/31/snakes-court-stones/
Спасибо, Надежда, за эти стихи. Наши бабушки чувствуют, что мы о них помним, и это им очень важно.

С одной стороны, возражений нет. Интерпретация очень интересная.
С другой стороны, говоря о предшествующих переводах, например, о переводе Летучего, мы должны иметь в виду не собственные интерпретации, даже самые замечательные, а то, что представлял себе переводчик. В отношении Летучего я знаю довольно точно. Он имел в виду примерно то, что я и изложил по Вашему подстрочнику (просто знаю из личных контактов).
Есть и еще соображения. Мы работаем с текстом переводчика, согласно которому видим вполне очевидные вещи. Мы работаем с оригиналом. В вашем подстрочнике и в Вашем переводе я лично не вижу той интерпретации, о которой Вы говорите.
Я не фантазирую, а вижу и анализирую текст. Вот и все. Какие-то другие исследователи, особенно постмодернисты, работают с текстами иначе. Их право.

Аркадий, очень хорошо!! Моё восхищение - Вашей философской мысли. Сюжет и ритм такие, что соглашаешься с мнением о совсем даже непростоте известной сказки.
Аркадий, немного задумалась на финальной строке. Может, лучше притяжательность прилагательным выразить? Типа "старухиной рыжей/какой-то ещё кошке" (субъективно, поскольку "любимой" может играть ключевую роль, согласно авторскому замыслу, как выражение любви рыбака к жене)

Я и сеть-то забросил от скуки...

сеть теперича разве заброшу,
льдом схватилося синее море,
ветер носит метель да порошу
и развалятся валенки вскоре.
а старуха все пуще бранится,
ни грибов ей, ни рыбы, ни мяса...
закажу благоверной-ка пиццы.
а сам -- в сети, кафтан подпоясяв!

Аркадий, сказки -- наше все, как завещал великий Алексан Сергеич! чудесно;

Спасибо, дорогой Владимир, я несколько лет наблюдал за очень старой берёзой с выгоревшим стволом и чувствовал родство с ней, что-то у неё перенимал душой, вот как-то об этом сказалось...

Автор Автор удален
Дата и время: 13.11.2024, 15:35:53

Комментарий удален

да тут целая поэма с моралями, монументальный труд :)
впечатляет, Сергей, и читается легко.
пару мест, посмотрите, показалось, выбиваются из стиля:
слоняться где попало -- ходить куда попало?
кто охмурить готов -- кто соблазнить готов?
ткань сплетешь - плести и ткать - несколько разные вещи, может: не раньше, чем ковер соткешь?

дальнейших удачных поэм!

Метод и основан на том, что референты приходят к консенсусу. То есть, составляют описание строфы, приемлемое для всех. Подстрочник составляли Вы сами (это важно), поэтому будем считать что он идеален. Если я неверно понял ваш подстрочник, то Вам как референту, следует меня поправить. Иными словами, выкидываем все что я понаписал о Летучем и возвращаемся на шаг назад.
Ваша задача - предложить приемлемую трактовку ситуации оригинала в 1-ой строфе.

Меняем концепцию. Девочку оставим в деревне - пусть доит коз и жарит кур :)
Нет смычке города и деревни!

Таков удел  -  не жаловаться...  Из души, издали идёт это. Из дали смутных, тревожных лет. От непосильного ига вражьего, но больше - от ига собственных, дорогих  сердцу горестных привязанностей.
Спасибо, Владимир! Стихи живые, трепетные
. Она знает, поэтому не спросит, наверное. 

Дата и время: 13.11.2024, 15:15:30

Ида, мне понравилось,
особенно с этим переходом от ямба к хорею, здорово получилось, like.
но возникли сомнения: искал чего -- причин, или все же искал что -- причины (можно не искал причин). даже если ошибаюсь, спины как-то сомнительно выглядят. может упростить, например: Я видел мир; чужих идей / не брал, не крал чужих страстей; -- или как-нибудь вроде этого?
доброго!

Автор Автор удален
Дата и время: 13.11.2024, 15:08:07

Комментарий удален

Добрый день. уважаемая Галина
Вот перевод Летучего

За ним: переступанье лап покорных

смущает тишину по временам,

и, выглянув, одна из кошек черных,

как маятник, глядит по сторонам

и мир вбирает в свой огромный глаз,

напоминающий водоворот;

вращаясь, он смыкается тотчас

и до поры себя не выдает,

дабы раскрыться через миг-другой

и вновь сомкнуться с яростью угрозы —

и брызнуть кровью из-под век пустых:

так некогда, сокрыты темнотой,

в сердца людей вцеплялись окна-розы

и в бездну Бога втаскивали их.

(Вл. Летучий)

Наша цель, как взаимодействующих в методе анализа референтов, проследить, сопоставив оригинал и перевод Летучего, чем ситуация перевода отличается от ситуации оригинала. Это происходит при посредничестве словесного описания ситуации так, как уже было сделано для первой строфы. Именно что нужно "систематизировать и разложить по полочкам". Мы же полагаю не для себя это делаем, а для интерессантов с сайта, если таковые найдутся.


Дата и время: 13.11.2024, 15:01:43

Никуда, Михаил. Это всё равно что от всей нашей культуры отречься, сбежать в хмарь и топи духовных болот, которую Пётр давит своей жестокой, чудовищной пятернёй.

Я не удивлён совпадению: это в нашей классической традиции - совпадать).    Спасибо.

Нет, Владимир, у Вас талант слышать музыку. И похоже, редкий. Музлитературу могли бы преподавать. Там обычно общей информацией снабжают. Не показывая, как можно чувствовать. А ведь наглядный пример мгновенно вовлекает, заставляет обращаться к себе и там искать нечто подобное.
Помню, слушали в музыкалке арию Ленского. Мне скучно было, то ли в школе ещё устала, в общем, спать хотелось. И в этой дрёме слышу: паду ли я, стрелой пронзённый. И слышится мне "по дури". Сюжетная, как мне тогда казалось, глупость Ленского подтягивается, и я на весь класс говорю: конечно, по дури!
Вещь-то великая. Слушать надо, очень надо уметь...

Спасибо, Екатерина. Идеального не бывает, всегда остаётся возможность сделать лучше. Я часто возвращаюсь к написанному ранее и вижу, что не всё так гладко.  Особенно сложно с переводом. Потому что оригинал живёт во мне  своей жизнью и постоянно открывает новую грань, и то, что, на первый взгляд, казалось не таким важным, вдруг открывается в ином свете.

Видимо, её руки ван Дейк (как и Геррик) считал красивыми. На них обращаешь внимание даже больше, чем на лицо. Они как бы на первом плане. 

Спасибо, Екатерина. Мне до сих пор больно от увиденного этой весной. Новая хозяйка разрешила зайти в бабушкин дом, уверяя меня, что они его сохранили... Это был не тот случай, когда "даже пепелище выглядит вполне". Может, и вправду не стоит возвращаться в прежние места. Потому что больно потом. Очень.

Дата и время: 13.11.2024, 13:30:42

Нет, про "Две жизни" даже и не знал.
А из Гессе удалось прочитать только "Степного волка" и "Игру в бисер". Раньше не было интернета. Мы читали только то, что доставали...🤓
А теперь уже живые книги с мелким шрифтом мне читать трудно. А с экрана – вредно. Не судьба, значит... 😁

Сам в себе он, кмк, мог говорить ей Ты) 
История очень интересная. Заставляет посмотреть на Геррика иначе. Главное отличие стихов от кисти - мерность выше. Иногда не слишком ясно, считает ли художник красивым человека, портрет которого пишет. И вообще, что о нём думает)

Дата и время: 13.11.2024, 13:10:12

Понимаю.
(возможно, что это ответ не по существу) Я с годами всё больше соглашаюсь с теми, кто говорит, что Бог - един и один, а религия (любая!) - лишь способ как в Него верить. И "каждый выбирает для себя..."

Доброго дня, Екатерина!

СпасиБо, что неравнодушно читаете!

Боюсь, что на ты Геррику не получилось бы общаться с Мэри Вильерс, племянницей Джорджа Вильерса,

1-го герцога Бекингемского – весьма влиятельного английского государственного деятеля, фаворита и министра королей Иакова I и Карла I Стюартов.

А принцесса Генриэтта, наставницей которой она была, это дочь английского короля Карла I и французской принцессы Генриэтты-Марии, двоюродная сестра французского короля Людовика XIV.

Геррик – сын ювелира, покончившего с собой, когда Роберту было около года. Обучался у своего дяди, королевского ювелира, Уильяма Геррика. Геррик всего лишь приходской священник, у которого, правда, были влиятельные покровители. Но где сын ювелира, а где Мэри Вильерс, портреты которой писал сам Антонис ван Дейк!

Здоровья и Творчества!

С бу,

СШ 🍁