К омментарии

Автор Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг)°

Дата: 21-04-2022 | 02:27:29


Начну с конца. Не очень знаю, что такое "троллинг", быть может, он тут есть. Однако, нерв, задетый Сергеем Ткаченко - для меня лично не зубная боль.
"Я ненавижу в людях ложь,
Ложь, за которую мне стыдно.
Хотя не я, а ты мне лжешь,
И не тебе, а мне обидно".
(В. Коротич).
Не скрою: благодарна "признанному троллю" за поднятую здесь небольшую волну, - за исключением двух позиций: нельзя было катить эту волну аккурат под ноги Любови Берёзкиной, и уж никоим боком было нельзя наводить тень на А. В. Жигулина... Как-то поаккуратней надо впредь, такое пожелание.
По существу. "Вы выросли среди участников тех событий...", "надо опираться на свидетельства очевидцев..."
... Московский метростроевец Иван Иванович Шерпетовский (дядя Ваня), проведший молодые годы на строительстве того объекта, про который местно-столичный биг бэн ежечасно колоколет на мотив песни "Трасса, колымская трасса - Магадана душа..." - после выхода в свет "Одного дня..." смеялся громко и заразительно, прямо хохотал... с "комментариями" ).
"Жертвы были..." - Однажды мама с горестным лицом вспоминала, как стоя над обвалом обрушившейся шахты, откуда доносились стоны: "Помогите... Жить хочу..." - готовилась сама туда прыгнуть, если бы спасти не удалось. Такое случалось, да.
... Что в том Бутугычаге, где меня родили, стояло во главе угла? Какие ценности, ориентиры? - В сущности, только два, но очень важных: Плечо товарища и Производство.
... В объединении СВЗ (СевероВостокЗолото) мама проработала 30 лет. Последние десять - была директором института повышения квалификации работников цветной мелаллургии. Опять пришлось "командовать мужиками" - штата не было, и преподавали на этих курсах специалисты из всех научных, производственных и учебных организаций Магадана по соответствующему профилю. То есть преподавали по договору. И вот эти лёнички-профессора и петеньки-доценты (так мама называла их, обходя длиннющий стол на своих проводах на пенсию), оказывается, "договорились" до того, что написали заявление в центральный офис с коллективной просьбою о том, чтоб гонорары за часы им не выплачивали, а переводили... в Фонд Мира. ))) - Да-а... Были люди... И в наше время... Точнее (строго говоря), в их время, время наших родителей.

Автор Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг)°

Дата: 23-04-2022 | 08:34:54


Такой мысли у меня нет. Каждый может ошибиться.
Не переживайте, Сергей. Спасибо за участие.

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 23-04-2022 | 08:16:21


Нина, "слежение за библиографией" тут ни при чём. Странно, что Вас не смутила явная фейковость и провокационность текста сноски-примечания.

Автор Кохан Мария

Дата: 23-04-2022 | 00:24:15


Нина, нет ни в чем Вашей вины. Интервью замечательное, вдохновляющее, надеюсь, его оценят читатели. И дело вовсе не в библиографии. Тут другое явление имеет место быть). Но Вы же не верите в троллинг)).
Идею клуба мы обсудили, жду приглашения на чаи с сахарами). Приду с гостинцами, не сумлевайтесь. Уже две палитры замутила, теперь поджидаю солнышка.

Автор Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг)°

Дата: 22-04-2022 | 23:41:15


Повспоминать сдержанно-конструктивно, да. (прошла по твоей ссылке). Вот пытаюсь понять: почему же здесь не получилось "сдержанно-конструктивно"? Мы-то с редактором вроде старались выстроить эссе про поэтическую жилку региона... (не случайно же и книжки школы бригАнтов выходили в издательстве "Северовостокзолото") ... - Почему я не проследила за библиографией? - потому что подобная информация мной не читаема и не смотряема, от слова никогда: - мало ли кто, где и как "сражается за место в этой теме"?.. я-то тут при чём?))) - У меня-то ведь тема другая: "... веет где хочет..."
Но неравнодушие читателей глубоко впечатлило.

Автор Кохан Мария

Дата: 22-04-2022 | 15:58:12


Ничего, я вчера в египетскую тему погружалась с головой. Однофамилец ездит по четвергам в Вену на заседания бильдербергского клуба (шютко), а у меня - музейный день.
По поводу побочек от интервью с мосье Мельникофф... Это мы с Вами смотрим на жизнь хвилософски и понимаем, что раз существуют персонажи, нашедшие на египетских пирамидах "ижицу" и утверждающие на этом основании, что пирамиды построили русские, то должны быть и русофобы. Бинер, а как же иначе. Но не все способны оголять информацию до архетипов. Сочувствую Вам, матенька. Вы славно справились)).
Тон мосье Мельникофф неприемлим, и я вижу, что подобное, напротив, льет воду на мельницу забвения тяжелого прошлого. Так что, с личностью этого товарисча еще разбираться и разбираться.

Вообще-то, можно и сдержанно-конструктивно повспоминать. Вот, к примеру, в Ропше в 1913-м году проживали эти семьи (список на страничке):
Среди них мои родственники, семьи Ukkonen и Styrman. В 1930-м году практически все жители Ропши были депортированы (мой прадед и прабабушка обитали тогда в Ленинграде с детьми, поэтому их минула чаша сия). Куда депортированы - официально неизвестно, ибо оттуда никто живым не вернулся. Я разыскивала по архивам, но увы. Обычно оставались только повагонные списки, и куда они подевались - неизвестно. Пришлось мне прибегнуть к помощи карт Таро, так я узнала, что сгинули мои родственники и земляки на Кольском.. Когда-нибудь выберусь туда, поброжу по тем местам.

Клубы, салоны и прочее - приветствую! Открывайте, Нина! Я как-то с большим успехом вела салон в одном дамском сообществе, так что, буду с удовольствием подкидывать дровишек в Ваш камин.)

Автор Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг)°

Дата: 22-04-2022 | 01:53:10


Спасибо, Маруся! Извини, что не сразу отвечаю, - отвлеклась на "побочную партию", вроде, худо-бедно, коллективными усилиями аранжировали... )
Теперь о Главном.
Я думаю, посредством данной публикации тему "brigAnty p.ru" можно считать исчерпанной, а проект - состоявшимся и закрытым.
пс.
А в "члены семьи эльфинь" - принимаем с радостью!

Автор Кохан Мария

Дата: 20-04-2022 | 15:49:14


Ждала это интервью (слышала, что готовится). Спасибо, Нина и Любовь.
Нина, я рада быть членом семьи магаданских прекрасных эльфинь). Наташа меня заворожила).

Автор Александр Яшин

Дата: 21-04-2022 | 15:05:12


Пардон! Не дошёл до коммента, где вы указываете источник. В любом случае, моё пояснение о том, что из себя представляет "Советская история" латвийского производства, думаю, не будет лишним.

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 21-04-2022 | 14:46:35

Ваши намёки на то, что я хожу сюда "на работу" - это нечистоплотный троллинг, вызванный отсутствием внятной аргументации против моих замечаний.
Ссылка на фрагмент из комедии ("сейчас на вопросы надо смотреть ширше" и т.д.), наглядно показывает, что Вы заняли здесь позицию того хулигана-алкоголика-тунеядца из фильма.
Что же касается моих претензий к сноске, то у Вас что-то с памятью. Попробуйте перечитать мои реплики.
Ну, а если бы Вы не настаивали, что в её тексте всё правильно, то убрали бы эту лживую фальшивку. А Ваше упорство наводит на мысль, что Вы согласны с её автором не только по поводу Бутугычага.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 21-04-2022 | 14:21:39


А я уже начала беспокоиться, не случилось ли чего, раз Вы сегодня на работу не вышли.))
Насколько мне помнится, возмущение у Вас вызвали данные о численности замученных и свободный перевод названия местности. Остальная информация, указанная в Википедии, никаких нареканий не вызвала. Это означает, что представленный В-й материал только частично можно оспорить и то на основании такого же непроверенного источника, как "Магаданская правда" или никем неподписанные страницы ЖЖ. Из чего следует, что при подготовке текста интервью я как редактор не имела никаких причин не использовать В-ю в качестве источника ин-ции для разъяснительной сноски. Это объективно.
Цитата: "Но Вы и теперь продолжаете настаивать, что в ней всё правильно." Где я на этом настаиваю? Где пишу, что всё правильно? Если Вас удовлетворило сообщение Нины Ефимовны, почему бы Вам не успокоиться и не заняться чем-либо более полезным? Хотя, конечно, редко можно найти столь же приятное занятие.)
https://youtu.be/BAdKnMsT5Cw

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 21-04-2022 | 14:03:44


В этой статье из Википедии есть предупреждение: "Эта статья во многом или полностью опирается на неофициальные или самостоятельно изданные источники, что может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации."

Вы не обязаны были смотреть фильм и ходить по источникам, когда делали ремарку. Но Вы и теперь продолжаете настаивать, что в ней всё правильно.

"а вот Нина Ефимовна, родившаяся в Бутугычаге, приведённую в примечании информацию о нём не опровергла" - уже опровергла.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 21-04-2022 | 13:12:37


Не-не, давайте по порядку: мухи отдельно, котлеты отдельно. Я составляю примечание по статье в Википедии, которая ссылается на фильм. Должна ли я его смотреть, чтобы упомянуть в качестве существующей легенды?
Дальше ещё интереснее. Это с какой такой стороны примечание, составленное по статье Википедии, выглядит как провокация или необъективность?
https://youtu.be/B7Q-nKEy8yQ

Автор Александр Яшин

Дата: 21-04-2022 | 12:37:18


Тогда зачем упоминать в примечании фильм сомнительного свойства, тем более, не посмотрев его? Просто, со стороны, это выглядит как провокация или необъективность. Вот и всё.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 21-04-2022 | 12:13:43


Александр, а почему Вы обращаетесь ко мне? Я не смотрела и не собираюсь смотреть этот фильм. Если Вам есть что сказать, пишите составителям Википедии, которые позволяют проставлять в статьях источники сомнительного свойства, пусть даже в тексте они именуются легендами.

Автор Александр Яшин

Дата: 21-04-2022 | 11:54:56


Любовь, вот полное содержание фильма из Википедии "Советская история" латвийского (и не только) режиссёра:
«Советская история» (латыш. Padomju stāsts, англ. The Soviet Story) — документальный фильм латвийского режиссёра Эдвинса Шнуоре, снятый на средства блока национал-консервативных партий «Союз за Европу наций»[1], о сталинских репрессиях, расстреле польских офицеров в Катыни, сотрудничестве СССР и нацистской Германии.

Знаете, самое отвратительное во всём этом, это то, что такие "режиссёры" и диссиденты ставят новое поколение страны перед выбором между жертвами ГУЛАГа и жертвами второй мировой войны.

Автор Евгений Иванов

Дата: 20-04-2022 | 22:16:01


Забавный стиль и лексикон у журналиста С. Мельникоффа. Псевдоним Генрих Мюллер ему подошёл бы…

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-04-2022 | 21:01:49


Я вижу, что у Вас не вызывает никаких вопросов и сомнений ни биография этого "журналиста" по приведенной ссылке, ни достоверность его информации.
И интервью по ссылке, насколько понимаю, не вызвало возмущения.

Так что, действительно, пора заканчивать.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 20-04-2022 | 20:35:46


Тогда почему бы Вам не назвать его имя: Сергей Мельникофф (Магадан)? В Рунете есть упоминания о недостоверности его информации (о численности погибших и мед. опытах на Бутугычаге), но они либо никем не подписаны, либо находятся на прокоммунистических ресурсах, чьё возмущение и противостояние не удивительно, учитывая биографию этого журналиста.
https://shimerli.livejournal.com/337092.html
И на этом закончим.

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-04-2022 | 20:05:16


Нет, говоря о фальсификаторе и мошеннике, я говорил о том, кто запустил этот фейк. Именно он создатель сайта, указанного в п.9 источников "Википедии".

И обвинения в троллинге безосновательны. Надеюсь, Нина подтвердит эту безосновательность.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 20-04-2022 | 19:55:02


Не знаю, где в примечании Вы вычитали о "долине смерти". Примечание было составлено мной на основании двух источников:
https://www.kolymastory.ru/glavnaya/rajony-magadanskoj-oblasti/tenkinskij-rajon/nizhnij-butugychag-b...
и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B3%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3

Источники статьи в Википедии:

  1.  д/ф «Колыма», 3-я серия «Война после войны», реж. Михаил Михеев, Лентелефильм, 1991
  2. Перейти обратно:1 2 Система исправительно-трудовых лагерей в СССР / Составитель М. Б. Смирнов. — М.: Звенья, 1998.
  3.  Остатки уранового лагеря в Магадане..
  4.  Анатолий Жигулин. Чёрные камни. — М.: Знамя, 1988. — № 8. — С. 83—84.
  5.  Шевельов М. Зі мною птах з примарного дитинства // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 2, с. 81-83
  6.  Музей организует экспедиции в места расположения бывших лагерей.
  7.  "Съёмки лагеря, произведённые экспедицией 2017 года".
  8.  «Дальний Восток. Современный путеводитель.» — стр. 107.
  9.  ГУЛАГ, Долина Смерти - обвинение СССР в опытах над людьми.ФОТО. АРГУМЕНТ. Дата обращения: 28 февраля 2017.
  10. Перейти обратно:1 2 Жигулин А. В. Черные камни 

Как мы видим, составители пользовались не только воспоминаниями Анатолия Владимировича Жигулина, если под фальсификатором и мошенником Вы подразумеваете его.
Всему вышеназванному Вами противопоставляется статья из "Магаданской правды", основанная на мнении Ивана Паникарова, родившегося в 1955 году, когда был издан приказ о закрытии уранового рудника на Бутугычаге.
Но самое главное, что тема рудника и легенды о нём - в опубликованном интервью вторичны, и Вы на сегодня более чем достаточно потроллили, вдобавок оскорбив память замечательного поэта.

Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 20-04-2022 | 19:45:55


А у меня есть основания не верить.
Пройдите по моей ссылке. "Широкая, покатая седловина между сопками, левее Центрального лагпункта. Там и находится кладбище (или, как его часто называли, Аммоналовка — в той стороне был когда-то аммональный склад). Неровное плоскогорье. И все оно покрыто аккуратными, ровными, насколько позволяет рельеф местности, рядами едва заметных продолговатых каменных бугорков. И над каждым бугорком, на крепком, довольно большом деревянном колышке — обязательная жестяная табличка с выбитым дырчатым номером. И если поблизости хорошо заметны могильные возвышения (порою и даже часто это просто деревянные гробы, поставленные на чуть-чуть расчищенную каменистую осыпь и обложенные камнями; верхняя крышка гроба часто полностью или частично видна), то далее они сливаются с синевато-серыми камнями, и уже не видны таблички, и лишь кое-где колышки.

И лежат на этом номерном кладбище многие мученики. Сколько их? Никто не считал..."

 И сравните с описанием краеведа, который побывал там в настоящее время.


Не знаю, откуда такая цифра в 380 тыс., но при тех условиях, что описывает Жигулин, жертв было много.

Об опытах сказано, что легенда.

 А сейчас, возможно, и архивы закроют. Все к тому идет. Но память отменить нельзя.

Повторяю, читайте свидетельства. Наверное, здесь не стоит продолжать.


p.s. Прошу прощения у Нины за офф-топ.

pps. Сергей, я говорю не вообще, а о конкретной тенденции, знаю, о чем говорю.

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-04-2022 | 19:35:11


Ольга, у меня нет оснований не верить краеведу. При этом есть масса оснований не верить мошеннику и фальсификатору, пустившему эту утку про 380 тысяч погибших от радиации и медицинские опыты на этом руднике ещё в конце 80-х.

P.S. Насчёт тенденции. Тенденция сочинять и распространять самые гнусные фейки про наше прошлое и настоящее никуда не делась.

Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 20-04-2022 | 19:28:49


Сергей, какие у Вас основания верить краеведу из "Магаданской правды"?..
 Тенденция по обелению черных страниц нашей истории давно набрала обороты.

Верьте подлинным свидетельствам. Благо их достаточно.

Вот краевед (в 2017 г.) пишет о кладбище в Бутугычаге: "...хотя и кладбищем его назвать трудно, лишь несколько надгробных памятников — проржавевших металлических стел со звездами и один деревянный покосившийся крест. Примечательно, что все покоящиеся на нем — молодые люди. Две женщины, один погибший, как сказано на табличке, при исполнении служебных обязанностей... Причем интересно, что дата его смерти 8 марта 1953 г. Всего через три дня после смерти Сталина. Был ли это бунт заключенных или нет, сейчас сказать трудно. Надо рыться в архивах, делать запросы..."


А теперь прочитайте, что пишет Жигулин об этом кладбище, сам работавший на рудниках: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=5155

Хотите еще свидетельств? Читайте "Милосердия двери" Алексея Арцыбушева - о Воркуте и Инте, Снегова о Норильлаге...

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-04-2022 | 17:42:05


Любовь, я заметил добавление к тексту Вашего комментария случайно.

"Рудник «Бутугычаг» был образован в 1937 г., до войны там добывали только олово. Согласно публикациям магаданского историка А. Козлова, в 1948 г. на базе уранового месторождения в «Бутугычаге» был построен гидрометаллургический завод мощностью 100 тонн урановой руды в сутки. Численность людей, занятых на производстве, колебалась от двух с небольшим в 1949 г. до восьми тысяч человек в 1952-м. Но уже через год начался спад в добыче руды, и в 1954 г. на производстве работало всего 840 человек. Вскоре после этого добыча и обогащение урана в «Бутугычаге» были свернуты, а лагеря закрыты. По мнению краеведа и публициста Ивана Паникарова, все мифы о «Бутугычаге», касающиеся медицинских или иных экспериментов над людьми, а также расстрелов заключенных, являются ложью. А фотографии распиленных черепов с пулевыми отверстиями из «Бутугычага» - фальсификации начала 1990-х годов."
(https://magadanpravda.ru/lenta-novostej/istoriya/mify-i-legendy-butugychaga)
И ещё одна цитата оттуда же: «Бутугычаг» переводится с эвенского, как «место отела и лечения оленей от копытки», а отнюдь не как «долина смерти»

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-04-2022 | 16:57:20


Да, это оговорка. Нина, конечно.
Меня интересует, сколько месяцев составляла продолжительность жизни ИТР, работавших на этом руднике. Да и все остальные (там же не только заключённые были), должны были десятками тысяч умирать. И бестолковость "молодых парней с Западной Украины", рвавшихся на место своих умирающих за три недели предшественников, удивляет.
И правдивость латвийского режиссёра вызывает большие сомнения.

(Добавлено позднее): А вообще ноги у этой лжи, указанной в сноске-примечании, растут от одного мошенника и фальсификатора. Чью фамилию называть не стану.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 20-04-2022 | 16:41:35


Не знаю, Сергей, о какой Елене речь, а вот Нина Ефимовна, родившаяся в Бутугычаге, приведённую в примечании информацию о нём не опровергла.
О том же рассказывает А. Жигулин, бывший узник этого лагеря-рудника, автор книги воспоминаний о пережитом «Чёрные камни».
Об этом руднике был снят документальный фильм (см прим.).
Если Вы располагаете более достоверной информацией, опровергающей свидетельства, на основании которых был составлен текст примечания, хотелось бы ними ознакомиться.

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-04-2022 | 16:31:44


Любовь, спасибо за уточнение. Я ещё обратил внимание на сомнительность этой информации. Было бы интересно и мнение Елены услышать по этому поводу.

Автор Любовь Березкина (Вирель Андел)

Дата: 20-04-2022 | 15:21:16


Сноска дана мелким шрифтом, не сложно догадаться, что она принадлежит тому, кто задавал вопросы и готовил материал к публикации. Но спасибо, что обратили внимание на техническую неточность.