Обзор произведений июльского ТОПа

Дата: 03-09-2024 | 22:44:42

Img 20240903 224736

Вальс под кукушку. Николай Горячев

https://poezia.ru/works/183874

 

«Вальс под кукушку» несёт в себе едва уловимый оттенок досиллабического русского стиха. Ритмическая нерегулярность сообщает тексту необходимую свободу, позволяющую передать импульсивность незавершённого переживания. Возможно, главная героиня была поклонницей известной песни и по этой причине решила воплотить в жизнь чудесную историю и верную любовь. Смысл «кукования над гнездом» может иметь отношение как к последствиям неудачного романа, так и к дальнейшей «жизни на автопилоте». Ряд эмоциональных противоречий, приводящих к внутренним метаниям девушки, выглядит живым и по-человечески близким. Это стихотворение, как многие другие произведения Николая Горячева, полноценно переживается. Очень естественно переданная человеческая природа может нравиться или не очень, в зависимости от согласованности с установками читателя. Но в своей смелой простоте она прекрасна.

 

 

Снова оглядываю старый двор. Регина Соболева

https://poezia.ru/works/184083

 

Больно обсчитывать старый двор

Почему-то именно эта фраза пожелала стать отправной точкой моего читательского впечатления. Стихотворение грустное, гнетуще-тихо щемящее в своей беспощадной точности и реалистичности. Как будто я услышала боль человека, чей внутренний взрослый голос разбивает иллюзию, что «всё было хорошо». Как будто естественную иллюзию, которая положена в основу представлений о мире и служит глубинной опорой, приходится извлечь и даже – ещё живую – уничтожить. Взрослый взгляд, взяв память в союзники, беспощадно обнажает общую картину. В сознании происходит процесс, подобный необратимой химической реакции, и часть получившихся веществ навсегда теряется в пространстве, другая часть остаётся и давит грузом нерастворимого осадка. И вот оно, время, когда играть начинают по-настоящему. И вместо безобидного мячика вот-вот полетят камни. И того, кто у стенки, вышибут. Потому что правила игры остаются прежними. И считалочка всё так же служит не справедливости, а закономерности. Такое стихотворение невозможно уложить в чёткий ритм. Потому что важно рассказать всё именно так, как есть, ничего не упустив и не подогнав. Неожиданно вспомнилась «Девочка из города». Хотя сюжет далёкий, показался созвучным в моменте вынужденного отрыва от того, что дорого. Здесь разъединение тоже ощущается как вынужденное. Не выбранное, а обусловленное. И кто-то должен проявить столько любви, чтобы забылась боль разъединения. И этим кем-то надлежит стать самой главной героине. И мне думается, сил у неё хватит.

 

 

Песенка о любви к Поэзии. Игорь Белавин

https://poezia.ru/works/184063

 

Прекрасное ожерелье из строфических двустиший, некоторые из которых сопряжены друг с другом, образуя более сложные смысловые структуры. Основную тему личного отношения можно разбить на две образно и лексически богатые подтемы. Первая из них раскрыта не привязанным ко времени процессуальным состоянием, а вторая – доверительным я-сообщением. Сложноподчинённая инфинитивная конструкция, развёрнутая со второго по четвёртое двустишие, подобна многообещающей увертюре, которая неожиданно, но удивительно гармонично, словно захлопывая перед собой полный впечатлений старинный футляр, уступает место следующей странице, где сконцентрированы авторские рассуждения и выводы.

Влияние постпозитивного расположения определений на общее восприятие стихотворения не ограничивается ассоциативным сравнением с характерными классическими аналогами, но, благодаря авторским приёмам, вовлекает читателя в процесс сотворчества в отношении предлагаемых образных единиц. Следствием мысленного раскрытия скобок является фазовый реверс: мозг вынужден обратиться к собственной базе, и картина существенно обогащается. Синтаксические анафоры создают локальный эффект мягкого, почти неуловимого крещендо, усиливая естественное читательское внимание.

Отличительной чертой этого стихотворения является ранее упомянутый плавный переход от общего к частному с последующим закольцовыванием смысловых аспектов подтем. Историчность личного переживания, вверенного динамичности четырёхстопного амфибрахия, проникает в читателя подобием нестареющей сказки, близкой и тёплой, предлагающей довериться собственному сердцу.

 

 

На день Александра. Владислав Кузнецов

https://poezia.ru/works/184043

 

Прочитав стихотворение, я испытала восторг: чувственный, благоговейный и при этом противоречивый. От глубины почти кружилась голова, красота поэтических кадров, их откровенность завораживали и одновременно хотелось отвернуться и продолжать себе о чём-то лгать, понимая, что не получается. А дело в том, что, используя образы стихотворения, Владислав Кузнецов практически устранил разобщённость земной и божественной природы человека. Но в самой себе я такого не чувствовала. Отсюда дискомфорт. Не противореча теории корпускулярно-волнового дуализма, оба проявления существуют одновременно, но проявляются по отдельности – в зависимости от того, о чём идёт речь. Но в этом стихотворении один из ключевых моментов – та самая зеркальность. Ситуативная проявленность каждой из ипостасей является зеркалом, отражающим и хранящим непроявленное. Осознание разрывает каждый шаблон реальности. Поэтому читать и перечитывать это стихотворение мне и безумно хочется, и трудно.

Бессознательные процессы обязательно маскируются под ближайший аналог. Во время переживания первой эмоциональной волны, из всех песен в голове звучала «Здравствуй, Польша». Потому что именно о встрече этих далеко не во всём согласных друг с другом миров человек и мечтает. Столько лет, сколько понадобится. Память крови древней о самом себе, о замысле, который, собственный, отчего-то не прожитый в себе, с бесконечным счастьем проживается в ком-то другом. Александр сказал на польском, а Адам… и

пока мы здесь и вместе..

Тебе нельзя, а я ещё приму.

Пою твоё здоровье, пью недуг

и твой, и мой - не меньше и не больше..

ещё - любовь...

в пустынях душ, от кушки до аляски,

И – лежат на снежном поле после битвы вперемешку и монголы, и холопы, и панове.

И кажется, иконописный лик давнего друга – ни что иное, как забытое, но неизменно всплывающее в памяти прекрасное лицо собственной души. Просто не хватает веры преодолеть внутреннее сопротивление, чтобы признать своим и принять.

Пятистопный ямб с локальными акцентными пустотами помогает раскрытию глубинных аспектов темы, словно дополнительно разворачивает авторскую мысль, позволяя рассмотреть её со всех сторон. Времена, настоящее и самое ближайшее будущее, позволяют предполагать именно внутренние процессы, изумительно и полно раскрытые в стихотворении, которое читатель всегда сможет переживать здесь и сейчас, в какую бы эпоху он ни жил.

 

 

Трезвенник на пляже. Сергей Погодаев

https://poezia.ru/works/184001

 

Стихотворение написано очень хорошо, с неизменным юмором и целиком по существу. Сюжет простой, но с весьма привлекательным подтекстом. В нём собственная магия стиха. Первое, что приходит в голову – в данной ситуации пиво тоже было бы тёплым. Поэтому закрадываются определённые сомнения насчёт истинной причины сожаления. С самого начала чётенько перечисляются удручающие обстоятельства, из-за которых главный герой не имеет возможности почувствовать вкус жизни. Вроде бы всё сходится. Но вышеупомянутые сомнения мешают на этом остановиться.

...В контейнере - окрошка,

в бутылке - тёплый квас

Такие обычные, привычные ёмкости, одна из них наполнена кубиками-ассорти примерно одинакового размера, не предназначенными для употребления всухомятку, а другая – жидкостью, процесс брожения в которой из-за повышенной температуры протекает интенсивнее, чем этого хочется. Супруга главного героя, судя по всему, женщина внутренне упорядоченная, аккуратная, подобно кубикам. А сам он похож на запертый в бутылке напиток, которому скоро не хватит места. Изначальное напряжение, которое он чувствует – это напряжение от жары. Всё остальное вторично. Но глаза, подобно ненасытному рту, требующему дополнительной пищевой стимуляции при сытом желудке, искажают истинную причину неудовлетворения. Действие происходит на пляже, и дискомфорт от невозможности перестать чувствовать естественную жажду и как-то избавиться от не слишком приятного ощущения, которое провоцирует жара, обретает дополнительную опору в «насильно-трезвом» образе жизни. Образ женской расслабленности в данном случае близок к образу кваса, тёплого, но не сдавленного бутылкой. То есть, нельзя исключать, что в условиях жары они привлекательны для героя главным образом тем, что он сам хочет так же комфортно себя ощущать. Во внутреннем «вот чего я на самом деле хочу» на первый план выходит желание не чувствовать дискомфорта и напряжения. Если бы вдруг подул холодный ветер, потребностные акценты передислоцировались бы согласно изменившимся условиям. Итого, главного героя вполне устраивает жена (очень, кстати, внутренне разнообразная, терпеливо ждущая эмоционального соединения и берегущая себя для него). А не устраивает жара. Но это настолько банально, что сложно поверить. Поэтому мозг в поисках удовлетворительного ответа усиливает разность творческих потенциалов тем, что подсказывает почти романтическую историю избавления, существующего где-то во вне, подтянув все возможные козыри для ситуативного вдохновения. И горе, действительно, от ума, весьма здесь изобретательного. Нетипичная рифмовка типа ааба в нечётных строфах повторяет суть подтекста: трёх рифм хватает, чтобы спрятать отсутствие рифмы в третьей строке. «Спрятано» следующее:

А я пришёл с женою (это выбор)

Эх, трезвый образ жизни (и это выбор)

Итого, всё дело в жаре, подплавляющей физические, а следом и эмоциональные опоры. Зачем же главный герой пошёл на всё это? Может, потому что у пляжа – водоём? В жару особенно приятно купаться. А всё остальное лучше оценивать после. Но этот внутренний выбор, искупаться в жару, применительно к пространству стиха – тоже спрятан.

 

 

…и Любовь. Наташа Корн

https://poezia.ru/works/183867

 

Ещё одно крайне откровенное стихотворение в этой подборке. И оно мне очень откликнулось. Красоту подобной откровенности можно приравнивать к божественной. О природе Творца нам мало известно. За эталон взята некая безупречная часть, а всё остальное, Им же созданное, чаще трактуется не как проходящее свой естественный путь, а как неправильное. Но признать, что всё это существует согласно Замыслу = развенчать идеал. Потому ответственность за всякую субъективную «неидеальность» перекладывают на творение. И речь здесь не идёт о каких-то действительно угрожающих проявлениях, но о просто отличающихся или «неудобных». Но девочка, главная героиня стихотворения, не поддалась на уловки социума, транслируемые самым близким и влиятельным человеком – мамой, которая, скорее всего, просто испытывала безотчётный страх в отношении как дочери, так и себя (если бы что-то пошло не так).

а я думала – право на собственные выводы, ключ к себе, который удалось не потерять.

Вера в то, что люди просто забыли вместо установки «этого никогда не было», есть внутренний кормчий, управляющий общим движением души.

И понимание того, что не могут обычные люди знать истину (могут только специально или неумышленно обмануть). Но её знают природа и одно из самых прекрасных божественных проявлений:

мой поэт – это море,

это горы и воздух,

ветер…

и Любовь

Две стопы довольно свободно дышащего анапеста распределяют прекрасный, богатый оттенками эмоциональный посыл исключительно в личном, ничего не навязывающем пространстве автора, позволяя наблюдающему читателю приближаться и отходить по собственному желанию.

 

 

Два скрипача. Аркадий Шляпинтох

https://poezia.ru/works/183897

 

Старый – прежний. Именно это определение первым пришло в голову при прочтении первого стихотворения. Жизнь после страшных событий стала другой, а главный герой остался прежним. Словно не захотел жить ту, новую, а продолжил проживать старую, доставая из памяти всё, что дорого, пересказывая снова и снова музыкой.

Звуки музыки всё слышней,

пальцы по-прежнему гибки.

По причине сдвоенности строф эффект анафоры формально смягчён, но из-за этого почти не получается ему противостоять. Простая человеческая жизнь, жизнь многих, заключённая в образе скрипача, жизнь, прописанная в многочисленных деталях, жизнь, пытающаяся восполнить то, что ушло, закрыть зияющие дыры собственным сердцем… В структуре стиха отсутствует не слишком нужная здесь упорядоченность. Оно подобно слегка прерывистому дыханию, настоящему и глубоко тревожащему.

Во втором стихотворении тема одиночества имеет другой оттенок. Однако, если присмотреться, и там раньше было иначе.

Оба этих стихотворения о том, как в человеческой душе рождается музыка. Как это бывает чаще всего. О том, что прятать её – всё равно что накрывать огонь голой ладонью – отдёрнешь. Регулярная сублимация постоянной боли или грусти становится насущной потребностью, такой, как потребность дышать.

Аркадий Шляпинтох очень правильно понимает язык коллективного бессознательного. И его поэзия – живая мозаика того, что существует всегда и принадлежит многим.

 

 

Кофемолка. Олег Духовный

https://poezia.ru/works/184015

 

Как я уже говорила, это стихотворение Олега Духовного не совсем о кофемолке. Или даже совсем не о ней. Когда поэт чувствует вдохновение, в этот момент он ближе к себе настоящему, чем в любой другой момент. Это то состояние, когда скрытые внутренние процессы становятся равны явным. И то, что человек собрал в таком состоянии воедино, всегда выходит и за пределы предлагаемой формы, и за грань прорисованных образов. Финальное «ибо я без неё, как верный хасид без ермолки» как раз о том, что человек понимает и слышит себя, это для него важно. Он не представляет без искреннего диалога с собственными чувствами. Кофемолка в данном случае подобна шаманскому атрибуту, усиливающему контакт с собой.

Слова простые, близкие, можно сказать – первозданные, вослед внутреннему дыханию. Прекрасные, очень авторские строфические двустишия предстают перед читателем в виде шести картин-ступеней живого и сокровенного человеческого бытия. Порывистость ритма великолепно передаёт внутренние колебания, сопровождающие принятие решения и переход от одной причины к другой в пространстве внутренне-процессуальном, образном, и – внешнем, ситуативном, опирающемся на конкретные формы и события. И квинтэссенцией – принятое решение, тождественное клятве верности себе, подтверждение собственных глубинных смыслов, которые всегда отчётливо проявлены в самом обычном дне, с помощью самых обычных ситуаций. Вдохновение связывает эти проявления с первопричиной. А читатель получает возможность проследить авторский манёвр, уловить сходство и ответить на что-то самому себе.

 

 

Как хорошо в метель идти и за спиной… Владимир Старшов

https://poezia.ru/works/184025

 

Это стихотворение-состояние. На старте скорость ещё невысока. И получается любоваться ландшафтом и чувствовать, чувствовать. В этом первом ощущении попутности – главный катализатор движения. Но довольно быстро наступает развязка. И требуется время, чтобы осознать и ситуацию, и себя в ней. И вроде бы развязка совсем не та… И вроде бы пора похоронить все свои устремления, но финальный смех над собой – это возвращение себя к жизни, мощная защита, проявление любви и поддержки. Это смех понимания. Потому что очень мало у кого всё получается с первого раза. Требуются попытки. И каждая предыдущая будет неудачной. Её надо принять и осмыслить. И человек осознаёт это где-то внутри себя. Не умом, а душой и сердцем. Он себя в этой попытке поддерживает. Потому что осознаёт, что каждая попытка – это шаг к цели. Будет ли цель достигнута – гарантии нет. Но путь к ней правильный. Это не ошибка или неудача. Это путь, где снежный покров, к счастью, толстый. И лекарственные травы, проглянувшие из-под снега, олицетворяют наличие жизненных сил в достаточном количестве, чтобы продолжить путь.

Форма стихотворение идеально повторяет происходящее. Автор едва ли задумывается, что с чем рифмовать, и что куда перенести. Но, размышляя над такими стихами, здесь и сейчас уважаешь с особенной силой и поэтический слух, и чутьё, позволяющие воспроизвести в виде записи все ключевые повороты сюжета. Правильно подобранные слова заставляют читателя забыть, что он читает, а не наблюдает вживую.

 

 

Дремлет утро золотое. Ольга Галицкая

https://poezia.ru/works/183892

 

Ольга Галицкая пишет в классическом стиле. Утончённые образы сочетаются с тонкой философией. Её стихи заставляют задуматься, очень мягко и с любовью передавая читателю часть души автора, его переживания и выводы о мире.

В первом стихотворении, мерность которого близка каждому, говорится о том, что любовь даётся каждому, как солнечный свет:

Даже то, что станет дымом,

Глиной, сорною травой,-

Было нежным и любимым

Её отсутствие связано с тем, что творение само каким-то образом отворачивается от Творца. И эта мысль прекрасно отражена в самом начале:

Даже грешное и злое

Спит в объятьях божества

Бог может и желает обнимать каждого в момент внутреннего непротивления Ему. Общая картина получилась ясной и законченной. От дремлющего утра и дышащей листвы к дыханию собственной души, наблюдающей за происходящим словно из незримых объятий Создателя.

Второе стихотворение созвучно первому по атмосфере мягкости и витающего в воздухе благословения. Ассоциировать его с героями известной пьесы не хочется. Здесь что-то, о чём там не написано. Удовлетворение любовной страсти отодвигается на второй план, а на первый выходит нечто большее, устойчивое в своей настоящести. И оно в итоге побеждает, устраняя все перекосы. Лёгкая грусть финала светла и почти благоуханна. Это стихотворение хочется чувствовать больше, чем понимать.

 

 

Общага. Саша Ваганова

https://poezia.ru/works/183863

 

Люди живут разные жизни. И отправные точки, как внешние, так и внутренние, у каждого свои. И иногда человеческому не слишком просто пробиться сквозь рубцы и обвалы. В стихотворении автор искусно воссоздаёт обстановку и поднимает эмоциональную линию сюжета от насущного до вечных общечеловеческих ценностей. Трогательны и просты движения души главного героя. Несмотря на внутренний хаос, он не притворяется. Поэтому и перевесило главное. В стихотворении нет ни одного лишнего слова, ни одной притянутой рифмы. Его смотришь и принимаешь, как реальную историю, в которой всё – плохо ли, хорошо – так, как есть. Это прекрасная повествовательная поэзия.

 

 

Ковчег. Константин Вихляев

https://poezia.ru/works/183884

 

Произведение с глубоким смыслом. Сюжетная линия, грамотно усиленная междометьями, впечатляет и заставляет задуматься. В сочетании с особенностями балладной строфы, поэтическая аллегория, со свойственной ей художественностью и целостной совокупностью намёков, приглашает читателя рассмотреть действие с разных сторон и на основе полученного впечатления согласовать личный опыт с коллективным. Область взаимосвязи специфических терминов и ментальных концепций принадлежит пространству читателя, а потому допускает вариативность толкования. Аналогично и главная авторская идея тяготеет к перемещению Божьего гласа внутрь творения в отсутствие времени, необходимого для сформирования образа привычной внешней опоры там же, т.е. внутри. Божественная поддержка перетекает внутрь сотворённой системы и там распределяется, почти не оставляя возможности отследить присутствие. Кроме, разве что, голубей, являющихся в данном случае залогом будущего контакта. Стихотворение очень интересное, написано мастерски. Полуоткрытый финал побуждает вернуться в начало и уточнить собственные ассоциации, чтобы сделать окончательный читательский вывод.

 

 

Перевод с суахили. Александр Ганул

https://poezia.ru/works/183981

 

Впечатление от этого стихотворения я бы разделила на два потока: личный, человеческий, и глубинный, постоянно наполняющий первый, но не поглощающий его. Несмотря на пиррихии, общая стройность ямбических стоп не выглядит нарушенной. Дактилические окончания напоминают нисходящую мелодическую линию (или даже аутентичный, почти мечтательный шлейф фа мэйдж). И не выглядит нарушенной предполагаемая вневременная связь, к которой более всего хотелось бы обратиться и проанализировать параллели. В комментарии под стихотворением я уже сказала, что в моём понимании т.н. переводы с суахили более остальных подобны системе ухо-ракушка, где человек главным образом слышит "прибрежный" шум собственной крови. Тема принудительного изгнания из общеизвестной внешней становится глубоко внутренней и начинает принадлежать тому, кто её слышит. Вернуться к своим основам – дать себе право жить согласно тому, что чувствуешь. Но зачастую нужна определённая обстановка, в которой это реализуется естественным образом. А без неё остаётся только эта щемящая тоска-безысходность, которой здесь и сейчас не на что опереться. И тянутся друг к другу прекрасные звуки разных аккордов, и звучит музыка, и бежит ток. И это жизнь.




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 184636 от 03.09.2024

12 | 11 | 403 | 26.11.2024. 17:34:00

Произведение оценили (+): ["Сергей Погодаев", "Наташа Корн", "Сергей Шестаков", "Олег Духовный", "Владислав Кузнецов", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Ирина Бараль", "Николай Горячев", "Михаил Эндин", "Аркадий Шляпинтох", "Регина Соболева", "Владимир Старшов"]

Произведение оценили (-): []


Екатерина, у меня нет слов, да я и не хочу искать слова. Главное в Ваших разборах - любовь к стихам авторов. И эта любовь находит отражение в их сердцах. Вы умеете, я могу говорить только о себе, понять, прочувствовать и объяснить то, о чём сказал автор. О чём он сам не задумывался. Помочь понять себя. Не знаю, это дар или приобретенное - это не важно. Важно - это живёт в Вас.
Спасибо!

Аркадий, стихам, как детям, автор обычно отдаёт лучшее. И это лучшее они дарят читателю. От всей души благодарю Вас за Ваши всегда умные и глубокие стихи и за добрые слова.

Добрый вечер, Екатерина. Нет слов - подевались куда-то.
Читательский талант и редакторский поиск воочию. И нежно, и проникновенно. Редчайшая материя - на мой взгляд. Свойственна только дамам, и только на Поэзия.ру. И всегда неожиданна. 
Не перестаёте удивлять и восхищать. 
Благодарно-благодарно, В.К.

А я Вас благодарю за эти удивительные стихи, Владислав. Очень тронута Вашими словами.

Спасибо за великолепный анализ и комментарий! Очень тронута и растрогана... И Вам божьих благословений, добра и творчества!

Спасибо за тёплые слова, Ольга!
И - взаимно 🌹

Спасибо Вам, Екатерина. Аркадий всё сказал. Мне остаётся только присоединиться и поблагодарить от всего сердца. 

И Вам спасибо, Наташа

    Спасибо Вам, Екатерина, за весь ресурс времени, принесённый в жертву редакторской деятельности!
Вы - удивительная!

И Вам спасибо за добрые слова, Сергей. Здесь же скажу, почему мне нравятся Ваши стихи. Если их рассматривать отдельно, можно не заметить и не понять того, что проясняется при длительном знакомстве с Вашим творчеством. Я уже приводила пример со стереокартинками. И сейчас уместно его повторить. Вы, Сергей, очень самобытный автор. Вы подмечаете довольно тонкие движения человеческой души. И говорите о них намёками, скрытыми за, казалось бы, простыми, иногда отвлечёнными словами. В итоге выстраивается внутренне зримая последовательность очень связанных выводов. Не знаю, задумываетесь ли Вы сами об этом. Но могу сказать: когда я усмотрела этот нюанс, я неожиданно для себя стала ждать, когда Вы ещё что-нибудь напишете. У мира Поэзии граней больше, чем кажется. Кроме того, уже имеющиеся известные непрерывно уточняются. Есть универсальные, есть те, которые не для всех. Стихи тоже разговаривают с читателем. И здесь, по аналогии с волшебной бутылочкой Мэри Поппинс, каждому скажут что-то своё. Одно и то же стихотворение с кем-то пошутит, с кем-то промолчит, с кем-то вступит в продолжительную беседу.

Спасибо, Екатерина! Ваши слова дорогого стоят!