Дата: 16-01-2024 | 22:53:33
С благодарностью моему наставнику Созановичу Марату Антоновичу. Его науку я усвоил на всю жизнь. И это сделало мою жизнь интересней и насыщенней, чем могло случиться, если бы не Марат Антонович.
После неудачной попытки стать студентом, я решил учиться на токаря. Мой папа, сколько я его помнил, работал токарем.
Но папа отсоветовал. Мол, целый день на ногах, масло горит. Запахи. Какие запахи? Я в детстве любил привычные для меня запахи масла и бензина.
Словом, папа пристроил меня учеником слесаря-механика в Экспериментальный ''Опытный'' цех, который занимался изготовление новых моделей телевизоров ''Горизонт'' и переносных радиоприёмников ''Океан''. Уговорил своего знакомого, Созановича Марата Антоновича, взять меня учеником. Тот учеников давно уже не брал. Разница в заработной плате десять рублей в месяц, а хлопот - ''полон рот''. Но папа Марата уломал.
Они были знакомы много лет и Марат Антонович уступил папиным просьбам. Вместе со мной в цеху работало ещё несколько моих ''блатных'' сверстников. Тоже детей работников завода. Какое-то время моя жизнь, по сравнению с ихними, казалась адом. Они могли уйти на часовой перекур – никому и дела до них нет. Ученики. Какой с них спрос? Но стоило мне пойти с ними – Марат Антонович появлялся через десять минут. Находил он нас безошибочно, где бы мы не прятались, и ехидно спрашивал:
- Ты что, целый день курить собираешься?
И я, понурив голову, брёл за ним в цех. Однажды я куда-то торопился и забыл убрать свой верстак. Много месяцев по дороге к проходной, он спрашивал меня:
- Не забыл убрать рабочее место?
- Марат Антонович, сколько можно? Я уже давно запомнил!
- Я так, на всякий случай.
Простой рабочий – он был прирождённым учителем.
Немного по-доброму ироничный. Очень внимательный к деталям. Ему было не лень учить. Как всё переплетается. Мне ''по наследству'' достался верстак Павла Перельмана. Сына папиного хорошего приятеля, Додика Перельмана. У них был хороший большой дом на Сельхозпосёлке. В 1972-м году они уезжали в Израиль. Павла должны были на собрании исключить из комсомола. Не может комсомолец ехать в Израиль. Как член комсомольской организации, я должен был принимать участие в этом действе. Как быть? Стыдно же. Перед Павлом. Я хорошо относился к Павлу, а тут… Я попытался с ним как-то объясниться перед собранием. Он весело рассмеялся и похлопал меня по плечу. - Какой же ты ещё ребёнок. Подрастёшь – поймёшь, это всё просто цирк.
Павел был старше меня всего-то лет на пять. Я подрос. И понял. Только заняло это много лет. Он же ''созрел'' значительно раньше меня. Работу, мне ученику, Марат Антонович давал ту же, что поручали делать ему. Только он делал деталь для телевизора, а я – для обучения. Обучаясь правильно работать напильником, я, из полукилограммовой заготовки, сделал стограммовый молоточек.
- Напильник должен двигаться параллельно тискам. Угол между плоскостями должен быть девяносто градусов. Набивай руку до автоматизма.
Молоточек со мной уже более пятидесяти лет. Этот маленький молоточек, часть большой памяти.
Все курят, дурачатся, а я пилю. Испытывал ли я к Марату, как я называл его за глаза, тёплые чувства? Думаю, нет. Какие тёплые чувства можно испытывать по отношению к своему ''мучителю''? Уважение – да. Он мог сделать то, что многим другим было не под силу. Когда я делал пробную работу на второй разряд слесаря, он попросил нормировщика подобрать для меня работу для четвёртого разряда. Мол, мне будет стыдно, если ты будешь делать примитивную работу. Ладно. Я быстренько изготовил деталь и собирался пошляться по заводу. Всё, кончается моё ученическое рабство! Но Марат деталь обмерял, осмотрел и… в урну!
- Что такое? Всё в допуске!
А Марат Антонович отвечает:
- Забоины. Работать деталь будет, а показать кому-то стыдно. У тебя ещё есть два часа. Делай по-людски!
Спасибо, Марат Антонович. Твоя наука, всю мою последующую после завода жизнь, служила мне и продолжает служить добрую службу. И в Армии, я занимался интересными проектами в оружейном цеху. И в институте, я свободно читал технические чертежи. И на Рессорном заводе, где работал сперва мастером, потом – начальником цеха, и сейчас…
Уже после армии, ожидая папу у проходной, встретился с Маратом Антоновичем и другими работниками ''Опытного'' цеха. Объятия, рукопожатия, расспросы. Звали обратно в опытный цех. Мастер обещал сразу дать пятый разряд. А это в те времена были ''серьёзные'' деньги. Работать там мне нравилась. Решил для себя, погуляю немного, чтобы трудовой стаж не прервался, и в цех. Все мамины уговоры ни к чему не приводили… Пока однажды мама, вроде бы в шутку, не встала передо мной на колени, и попросила подать документы в институт.
- Ты, сынок, потом поймёшь, что я права. А пока просто поверь мне на слово.
Я поднял её с колен, отшутился и убежал по своим делам. Но что-то перевернулось во мне. Может быть, где-то внутри сидела история, как дед на коленях умолял сына Абрашу уйти с ними из уже горящих Боркович? Абраша не послушал. Остался с комсомольцами в подполье. Что-то они взорвали. Их поймали и казнили. Люто казнили. Как это было родные узнали уже после войны…
Через несколько дней я отнёс документы в приёмную комиссию. Начал нехотя заниматься. Поступил. Мама, как всегда, оказалась права. Годы учёбы – замечательное время.
Но это следующая история. А пока ''Опытный'' цех.
Сколько странных и неожиданных встреч преподносит нам жизнь… В начале шестидесятых с папой в опытном цеху работал американец. Самый настоящий американец. Папа тогда упоминал о нём в разговорах с мамой. Говорил, что американец женился на белорусской девушке, и за это её отца уволили из милиции. Потом американец уехал. Когда в 1963-м был убит Американский президент Кеннеди, ходили слухи, что Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца президента, работал на Минском радиозаводе. И будто американцы утверждают, что это Советский Союз послал его убить их президента. Ребёнком я верил в это и спрашивал папу, если папа его знал, и правда ли, что он убил Кеннеди. Папа отвечал, что видел Освальда, а он ли убил или нет, и тот ли это вообще Освальд – он не знает. У папы, обычно, всегда наготове какая-нибудь история - ''майса',' как папа называл свои истории. А тут он как-то неохотно отвечал, не развивая историю дальше. Когда я подрос, верить в эту историю перестал, хотя в разговорах заводчан она время от времени возникала. Это был 1972-й год. Многие работники опытного цеха его помнили. Даже если американец и был, тот ли это Освальд? Может быть просто однофамилец. Потом история эта затерялась в лабиринтах памяти. Перестройка напомнила о ней снова. В газетах появилось несколько статей об убийстве Кеннеди, в которых упоминался Освальд. Позже, уже в Америке, в разговоре с американскими сослуживцами я упомянул эту историю. Не поверили. Сказали, что у русских сильно развита фантазия. Построить то, что они построили, без ЕЁ Величества Фантазии невозможно. По стечению обстоятельств через несколько дней после того разговора в одной из англоязычных газет появилась статья об убийстве Кеннеди. В статье фигурировали, радиозавод, уволенный из органов отец жены американца, и сам американец – Ли Харви Освальд. В прошлом военнослужащий американской армии, бежавший в Советский Союз. Я показал газету сослуживцам. Они ответили, что это, может быть и правда, но заявление относительно фантазии русских остаётся в силе. Работая с папой над книгой об истории нашей семьи, задал вопрос о той, давней истории. И к своему удивлению услышал от папы:
- Ну, зачем об этом писать. Начнут ещё ходить, тягать…
- Папа, тебе девяносто один год! Кто может тебя тягать? Не смеши меня.
И ещё подумал, как же сильно сидит в нас страх. На следующий день папа спокойно ответил на все мои вопросы. Я пересказываю историю его недолгого общения с Освальдом.
Американец работал в опытном цеху слесарем. Это был ещё старый ''Опытный'' цех. Он занимал теперь весь корпус, который достался радиозаводу от завода имени Чкалова. Слесаря располагались на втором этаже. Папа работал на первом. Сперва его станок ''ДИП-200'' был единственным в цеху. Потом, позже, появились другие. Завод рос. По специфике работы папе приходилось общаться с американцем. Он приходил к папе заказывать что-то из оснастки. Папа, когда возникали вопросы по заказанной детали, поднимался к нему на второй этаж. Решался вопрос нестыковки. (Думаю, вопрос решался с мастером Освальда Володей Грицом). Эта практика существовала и позже, когда я работал в уже новом корпусе опытного цеха. Конструктора отправляли чертежи рабочим. Начиналась работа над каким-то узлом. Не сходятся посадочные места, или невозможно изготовить деталь в тех параметрах, которые указаны в чертеже. Иногда это обнаруживается уже в самом конце работы. И тогда рабочие отправляли чертежи на доработку. Опытные рабочие хорошо знают, что они делают, и читают чертежи зачастую внимательнее и быстрее, чем недавние выпускники институтов в конструкторском бюро. А в ''Опытном'' цеху рабочие были опытные. Папа уходит немного в сторону от своего повествования. Группа технологов с утра крутится в цеху. Запускают какую-то деталь. Процесс не идёт. Пробуют и так, и этак. Не идёт. Появляется главный технолог завода Куцер. Посмотрел на то, что происходит и говорит:
- Хватит ломать головы. Скажите, что вам нужно Шляпинтоху, и идите в отдел. Позже придёте, и напишете техпроцесс по тому, что он сделает. Таких как папа на заводе было достаточно. Рабочие, зачастую создавали технику, до которой завод не дотягивал. Модернизированные приёмники ''Океан'' ловили любые ''вражьи'' голоса. Отец моих одноклассников Саши и Игоря Кухарчиков создал такой навороченный агрегат, что заводу и не снилось. Занимаясь с братьями математикой, меня закрепили за ними, как хорошего ученика, я часто бывал у них дома. Да и жили мы в одном дворе. В сверкающем лаком корпусе находились: телевизор, радиоприёмник, проигрыватель пластинок, магнитофон и что-то, что сегодня бы назвали баром. И схему, и все механизмы их отец придумал и изготовил сам. Естественно на заводе, в рабочее время, но сам. Позже он делал подобные игрушки начальству. Начальство всегда знает, что хорошо. На то оно и начальство. Возвращаю папу к рассказу об американце. Говорил Освальд с сильным акцентом. Разговаривали только о работе. Многие старались вообще американца не замечать. Людей предупредили, чтобы не болтали и не лезли с расспросами. Худощавый. Волосы русоватые, как выразился папа. Одевался он как и все. Частенько, когда папа заходил к слесарям, американец сидел, закинув ноги на верстак.
- А ещё кто-нибудь так сидел?
- Нет. Могли ничего не делать, но делали вид, что делают. А так откровенно отдыхать, наши себе не позволяли. Работая над этой историей, я ''покопался'' в интернете. Уж очень она и мне казалась невероятной. Попалось много информации, что Освальд работал токарем. Спросил у папы:
- Папа, ты не ошибся? Пишут, что Освальд был токарем.
- Нет. Он точно был слесарем. Мастером был Володя Гриц. Да, совсем выскочило из головы. Его учил работать Либезин. Парторг цеха. (Папин хороший приятель. Многие заводчане жили в двух заводских домах нашего двора) Потом его долго донимали шутками. Мол, на винтовке Освальда обнаружили его отпечатки пальцев, и скоро за ним должны прийти.
Папа звучал очень уверено. Грица и Лебезина я знал с детства. Позже работал с ними в опытном цеху. Гриц был мастером слесарей. Лебезин – слесарем. Дальнейшие поиски привели меня к интервью бывшего председателя Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевича. Вот ссылка на это интервью.
РИА Новости http://ria.ru/interview/20131122/978039326.html#ixzz2zhf8RWGO
Папа абсолютно точен в своём повествовании. Какая светлая память! А ведь столько лет прошло.
Недалеко от американца работал Миша Каган. Тот ещё персонаж. И папа перешёл к историям связанным с Мишей Каганом. Миша жил с нами в одном дворе. Я много слышал о нём от папы и немного от мамы. Но сам его я не помню. Наверное, у него не было детей моего возраста. Итак. Миша Каган работал слесарем в ''Опытном'' цеху. Ох уж, этот опытный цех, с его бесконечными историями.
Директор завода Юделевич ведёт по заводу комиссию из министерства лёгкой промышленности. Завод был в подчинении этого министерства. Он вышагивает во главе процессии. Следом в белых халатах, может быть и не министры, но тоже важные персоны. В хвосте процессии начальник опытного цеха Степан Тарасович. ''Опытный'' цех – это лицо завода. Новые разработки. Новые технологии. Мише Кагану тоже любопытно. Бочком, бочком он вклинивается в процессию и оказывается за спиной Юделевича. Директор показывает новые модели, даёт пояснения. Вот, например, в этой модели мы заменили лампы на полупроводниковые диоды. И тут за спиной раздаётся Мишин голос:
- Давид Львович, вы ошибаетесь! Лампы заменили на триоды. На триоды, не диоды.
Бедный директор. Какая разница комиссии диоды или триоды. Что они в этом понимают? Тех, кто понимает, по заводу выгуливают или главный инженер Пумпянский, или главный технолог Куцер. Но как угомонить всезнающего Мишу, не уронив лица? И директор ведёт гостей дальше, а опущенной вниз рукой, ладонью, делает знаки начальнику опытного.
- Стёпа, убери его! Убери!!!
Степан Тарасович видит, что происходит и понимает команду директора. Он просачивается между гостями, пытается за полу халата вытянуть Мишу без лишнего ажиотажа из процессии. Не тут-то было. Как же это, без меня? На помощь начальнику цеха подключается кто-то из мастеров. Общими усилиями ''консультанта'' удалось вытянуть. О чём с ним потом говорили, папа не знает. Но к директору он после этого разговора старался не приближаться на пушечный выстрел. Степан Тарасович. Начальник опытного цеха. Знающий. Добросовестный. Постоянно боролся за порядок в цеху. Папа работал с ним со дня основания завода.
- Папа, а сам он выпивал? Нет. Он и пьяницам спуска не давал. Окончил заочно Политехнический институт. Он и ещё один парень из цеха подрабатывали в Политехническом. Монтировали в лабораториях приборы. И часто оставались слушать лекции. Очень тянулись к знаниям. У каждого семья. Когда учиться? Вот и учились заочно, как мама. Степан Тарасович стал начальником опытного цеха. Второй парень, еврей, стал технологом цеха. Тоже очень грамотным.
Миша Каган… Миша одалживал деньги у всех, всегда и везде. Он любил одалживать деньги. Что он чувствовал в этот момент? Не знаю. Может быть, он ощущал, как богатство наполняет его карманы? Не знаю. Мама с папой тоже занимали деньги, особенно когда совершалась большая покупка. Например, автомобиль или мебельный гарнитур. Одалживали деньги и у них. Обычно люди стараются побыстрее рассчитаться с долгом. С Мишей Каганом дело обстояло иначе. Не думаю, что ему нужны были деньги больше чем другим. Они всем нужны. Но почему не одолжить, если одалживают? Те, кто его уже знал, ни под каким видом деньги в долг не давали. Но завод-то, большой. А убеждать Миша, судя по всему, умел. Отдавать же деньги Миша не любил. Народная мудрость гласит: ''Одалживаешь чужие и ненадолго, а отдаёшь свои и навсегда.'' И вот как-то к папе подходит знакомый настройщик телевизоров, и спрашивает, где найти Мишу Кагана. Папа, в свою очередь спрашивает:
- Что, одолжил ему деньги?
- А ты откуда знаешь?
- Будешь семнадцатым.
- Каким семнадцатым?''
- Шестнадцать человек уже искали Мишу с деньгами. Папа улыбается:
- Это я, конечно, придумал. Частенько видел, как люди приходили к нему за деньгами. Просили. Ругались. Угрожали. Деньги с Миши получить было почти невозможно. Нужно было быть очень настойчивым. Кто-то махал рукой – пропало и пропало. А кто-то ходил и ходил. Несколько раз Миша обращался за ''субсидией'' к папе.
- Одолжи десять рублей до завтра.
- Не могу.
- Нет денег?
- Есть.
- Тогда одолжи.
- Не могу.
- Ты собираешься в магазин после работы?
- Нет, сразу иду домой.
- Тогда одолжи. Я завтра отдам. Ты же меня знаешь.
- Знаю.
- Не веришь?
- Верю.
- Тогда одолжи.
- Не могу.
- Но почему?
- Я одолжил одному, а он не отдал.
- Я отдам.
- Тот тоже так говорил.
- Обещаю, что завтра отдам.
- Тот тоже обещал завтра. Не отдал.
- А ты к нему подходил?
- Нет.
- Почему?
- Не могу.
- Почему ты не можешь?
- Он умер.
- Не волнуйся, я не умру.
- Тот тоже не собирался умирать.
- Я здоров. Недавно проходил медосмотр.
- Тот тоже выглядел здоровым.
Папа с трудом отвязался от назойливого заёмщика.
И ещё одна папина ''майса'', про этого пройдоху. Очевидно, многие имели на него зуб. Папин приятель Додик Перельман, с группой товарищей, решили проучить Мишу за все его ''добрые'' дела. Стоят они, вроде бы о чём-то шепчутся. Миша тут, как тут. Додик задумчиво:
- Где бы достать столько бидонов?
Миша сразу же заглатывает ''наживку'':
- Я достану! Сколько нужно бидонов?
- Десять.
- Достану десять. А зачем?
- Договорились с рыбозаводом набрать десять бидонов живой рыбы.
- Возьмёте в долю?
- Достанешь бидоны, возьмём.
- Сказал же достану!
Миша поспешил к знакомой заведующей столовой и просит одолжить десять бидонов.
- Зачем тебе столько бидонов?
- Договорились набрать живой рыбы.
- Один бидон рыбы мне.
- Договорились. Один бидон тебе.
Миша ''поймал'' где-то грузовую машину, погрузил в кузов бидоны и привёз их к подъезду. Папа проходил мимо. Шёл на работу.
- Помоги занести бидоны домой.
- Не могу. Обещал сменщику прийти пораньше.
Папа просто не хотел иметь с Мишей каких-либо дел.
Придя на работу, поделился с Додиком:
- Миша затеял какую-то авантюру с бидонами.
- Дружище, держись от него подальше.
- Я знаю.
Квартира у Миши небольшая. Десять сорокалитровых бидонов занимают больше половины квартиры. Повернуться негде. Дни идут. Миша нервничает. Донимает партнёров вопросами:
– Когда?
Те отвечают:
– Потерпи. Ждём команды с рыбзавода. Ты же понимаешь, что рыбу мы не покупаем.
Партнёры выдержали достаточное время и звонят заведующей столовой:
- Вы Михаилу Кагану одалживали десять пищевых бидонов?
- Одалживала, а что?
- А вы знаете, что он наполнил их бензином?
И положили трубку. Заведующая бегом в цех. Нашла Мишу. Кричит:
- Верни немедленно бидоны в столовую!
- Не могу. Где я тебе сейчас найду машину!
- Не моё дело! Мне нужны бидоны!
- Тебе нужны – ты и ищи машину!
Обругали друг друга и разошлись.
А к этому времени о розыгрыше знает весь завод. Кроме, конечно, Миши и заведующей. Слух о пищевых бидонах наполненных бензином дошёл до отдела занимающегося заводскими столовыми. Теперь заведующей уже серьёзно звонят и предупреждают, что будет проверка. И если от бидонов будет запах… Вы понимаете, что с вами будет! Заведующая нашла машину. Бидоны привезли на завод. Выгрузили возле столовой. Подтянули шланги с водой. Весь персонал столовой с мочалками трёт бидоны. Народ ходит вокруг и посмеивается. Не могу удержаться от смеха и я. Потом спрашиваю папу:
- Но ведь наказали не только Мишу, но и бедную заведующую.
Папа на минутку задумался и отвечает:
- Почему бедную? Она ведь тоже хотела дармовой рыбки.
- Папа, ты, как всегда, прав.
Ещё одна встреча. Славины. Два брата работали на заводе. Я несколько раз был в пионерском лагере ''Волма'' в одном отряде с Аликом Славиным. Имя я, может быть, перевираю. Сколько лет прошло. Крепкий, коренастый парень, который не боялся за себя постоять. Такое впечатление у меня о нём сохранилось. Тесен мир. В девятом классе к нам пришёл новый ученик. Саша Д. Статный парень с расплющенными ушами и носом. Борец. Занимался он неплохо. Хорошо рисовал. Он часто уезжал на спортивные сборы. Кажется, он был чемпионом Союза среди юниоров по борьбе. К нему время от времени заскакивал Марк Славин. Брат Алика. Мой одноклассник и Марк были похожи мощными размерами, сломанными ушами. Когда мы были в десятом классе, Марк как-то заглянул в класс и попросил разрешить Саше выйти. На перемене Саша сказал, что он пришёл попрощаться. Уезжает с родителями в Израиль. Саша недоумевал. Зачем? Какие перспективы у него в Израиле? А здесь он может войти в сборную Советского Союза. Позже, когда я уже работал на заводе, ходили слухи, что сын Славина Марк, сразу по приезду в Израиль был зачислен в Олимпийскую сборную Израиля по борьбе. В Мюнхене он был убит палестинскими террористами. В газетах об этом я ничего не встречал. Там и о катастрофе на заводе ''Футляров'' объединения ''Горизонт'' не было реальной информации. Коротенькая, в несколько строк, заметка в газете. А тогда погибло более ста человек. Чего уж было ожидать сочувствия к семье покинувшей Советский Союз? Позже, вскоре после окончания школы, я встретил Сашу на улице, и он подтвердил, что это правда. Откуда он знал – я не спрашивал. В спортивных кругах, наверное, были свои источники информации. В восьмидесятые годы мои родители встретили семью Славиных в Израиле. Тепло общались. Вспоминали заводских. Уже после трагической гибели Марка у них родился третий ребенок. Так рассказывали родители. Мужественные люди. Встречи. Совпадения. Переплетение судеб.
Ещё одна история -''майса'' из ''Опытного'', рассказанная папой.
В цеху работал лет сорока пяти мужчина. Мутный какой-то. Поговаривали, обо всём, что происходит в цеху он докладывает начальству. Может это были просто слухи, но мужик и сам по себе был гаденький.
В цеху почти все обращались к нему ''Серый''. Было ли это от имени, или ещё почему – папа не знал. Но мог наблюдать какое-то время ''Серого'' с расстояния. Неприятный был человек. В цеху работал тихий спокойный парень. Улыбчивый, безобидный. Доверчивый. Кто-то скажет – недалёкий. Не думаю. Над ним иногда подшучивали, но беззлобно. И он не обижался, особенно если шутник не донимал его слишком настойчиво.
Так вот этого парня Серый и выбрал мишенью для своих, часто далеко от безобидных, ''шуток''.
Сколько раз обмотчицы, работавшие в цеху, ругались на Серого:
- Оставь парня в покое! Он никого не трогает! Что ты за ним как тень ходишь? Другой бы тебе давно шею намылил. Отстань от него!
Куда там! Серый только скалился.
Однажды в конце смены рабочие умываются. На умывальниках стоят половинки мыльниц с жидким мылом. Безобидный парень на секунду отворачивается, а Серый меняет мыльницу с мылом на мыльницу с какой-то смазкой. Парень не замечает подмены и размазывает смазку по рукам, лицу… Серый заливается смехом. Парень молча, как-то отрешённо, уходит. Кто-то бросает:
- Ты совсем рухнулся!
Серый утирая слёзы смеха:
- Мужики, так смешно же!
И тут появляется этот ''безобидный''. На лице всё ещё видны следы смазки. Он молча подходит к Серому. В руке у парня пруток толщиной миллиметров двадцать и длинной сантиметров тридцать. Быстрый взмах и пруток опускается на голову весельчака. Парень также молча поворачивается и уходит. Лицо Серого в крови. Улыбка исчезла. Все молчат. Ошарашены. Парня осудили. Были общественные защитники от цеха. Ему все сочувствовали.
Странно, но Серый тоже исчез из цеха. Папа говорит, что не помнит, чтобы о Сером вспоминали, но помнит свои ощущения. Казалось, в цеху стало чище и стало легче дышать.
Много лет потом еще доводилось встречать знакомых по радиозаводу. На даче – это был заводское садовое товарищество. Просто в городе. И здесь в Чикаго. Для родителей такие встречи были праздником. Сколько было воспоминаний, разговоров…
Папе недавно исполнился сто один год. Трудно представить, что кто-то из его заводских друзей ещё жив. Папа был одним из самых молодых среди них. Но очень хочется верить…
Марат, Марат Антонович, был моложе папы… Кто знает, может быть… Спасибо, Марат Антонович!
Аркадий Шляпинтох, 2024
Сертификат Поэзия.ру: серия 1275 № 179952 от 16.01.2024
8 | 65 | 780 | 21.12.2024. 21:08:18
Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова", "Владислав Кузнецов", "Виктор Брюховецкий", "Слава Баширов", "Сергей Шестаков", "Барбара Полонская", "Кохан Мария", "Екатерина Камаева"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 17-01-2024 | 02:07:43
Спасибо, Екатерина! История получилась достаточно долгой. Извините . Я уж кромсал, кромсал…
Несколько главных героев? Хм… Героев было в цеху много. Почти все до 26-го года рождения успели повоевать. Это я так. Понимаю, о каких героях говорим.)) Всё моё детство и юность прошли рядом с заводом и заводчанами. До 73-го года мои бабушка и дед жили рядом с заводом. Пока я был в армии завод поглотил их переулок. Сейчас, оглядываясь, могу только поражаться, сколько таких незаметных героев, как мой папа, было вокруг меня. Сколько судеб, историй.
При заводе была музыкальная школа. Точнее – на территории завода. Я был первоклассником, когда родители решили отдать меня в музыканты. В нашей однокомнатной квартире солидный клок жилой площади отхватило пианино ''Беларусь'', заброшенное старшим братом. Не пропадать же инструменту! Я имел дурость успешно повторить за экзаменатором какие-то музыкальные пассажи и быть зачисленным в эту школу. Мне купили нотную папку и выдали пропуск на территорию завода. Теперь я мог проходить на завод вполне официально, а не проситься пропустить к папе. И я проходил. Потом прятал нотную папку где-нибудь под металлоломом, и отправлялся гулять по заводу. Знакомые были повсюду. Все ещё относительно молодые. Смешливые и доброжелательные. Отвечали на вопросы, показывали всякое.
И удивительно, но, похоже, никто не поинтересовался у папы, почему его оболтус болтается по заводу. Через несколько месяцев родители всё же обнаружили, что малышу трудно бездельничать сразу в двух школах – обыкновенной и музыкальной. Обошлось без ремнеприкладства, но музыка навсегда потеряла в моём лице, к счастью для этого лица, возможного выдающегося пианиста.))
А парень действительно молодец! Но времена изменились. И какой-нибудь виртуальный мерзавец имеет радость безнаказанно изводить неугодных ему.
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Екатерина Камаева
Дата: 17-01-2024 | 15:22:09
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Екатерина Камаева
Дата: 17-01-2024 | 15:27:01
Аркадий, у меня, видимо, что-то не сработало, первая часть текста - случайно)
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 04:41:42
Екатерина, музыкальный мир в моё отсутствие ничего не потерял. Но от судьбы не уйдёшь. Музыка меня настигала и настигает везде и всегда!
Может показаться бредом, но меня едва не отчислили из технического вуза из-за…музыки. Если уже упоминал эту историю на ПРУ – прошу извинить.
В 1975-ом, после армии поступил на автотракторный факультет БПИ. Мечтал создавать двигатели. В самом начале учебы, после очень приятного времени на картошке, группу сняли с занятий и привели в актовый зал. За пианино сидела обалденно красивая девушка. Она объяснила нашей чисто мужской команде, что состоится прослушивание, для отбора в мужской хор факультета. Один за одним мы подходили к девушке. Она спрашивала, что пациент хочет спеть и подыгрывала на пианино.
Дошла очередь до меня. Попросил подыграть ''Какую песню спеть тебе, родная…'' Спел, откланялся, отулыбался и …забыл. Через неделю староста озвучивает имена счастливчиков приглашённых в хор. Я в их числе.
Сразу отмёл приглашение. И ещё несколько раз. Приглашают меня в деканат. Замдекана, курирующий хор, настойчиво предлагает согласиться. Мол, гарантированная стипендия и разное прочее. Но я же кремень!
- Ладно, ступайте, голубчик…
А глаза добрые… аж мурашки по спине.
Через неделю вызывают меня на заседание комитета комсомола факультета. Про себя подсмеиваясь, прихожу. Сидят за длинным столом комитетчики и сурово на меня смотрят. Тот, что в торце стола:
- Вы почему отказываетесь петь?
- Понимаете ли, дорогие товарищи, у меня две бабушки на попечении. Да и старый я уже петь. В армии строевыми песнями долг Родине отдал.
И вдруг… оказалось у всех комсомольцев больные бабушки, но они же нашли время заниматься мной.
И поступает предложение исключить отщепенца из комсомола. А в те времена – это равносильно отчислению из института.
- Товарищи, Кто за предложение исключить?
- Ребята, вы это серьёзно?
- А вы как думали? Мы, вместо того, чтобы строить коммунизм, с вами здесь занимаемся!
- Всё понял. Был неправ! Буду петь! Могу начинать прямо сейчас?
- Нет, расписание репетиций вам сообщит староста группы.
И я влился голосом и телом в мужской хор. Но самое забавное, мне даже стало нравится. А потом удача, сломал ногу, играя в футбол, и меня оставили в покое.
Мне бы выводы сделать, так нет! Супруга скрипачка! Дети учились играть на скрипках. У внуков обе бабушки музыканты…
Но благодаря Марату Антоновичу, могу подогнать мостик к скрипке, подклеить деки, закрепить гриф, покрыть лаком, сморщиться, услышав фальшивый звук, Изготовить ключ настройки к любому пианино, и даже помочь супруге его настроить.
А если совсем серьёзно – музыка – это прекрасно! Но ребёнок должен это полюбить. И если преподаватель эту любовь способен вложить в ученика – низкий поклон такому педагогу. (Кланяюсь супруге уже сорок с лишним лет. Она умеет это делать! Вот только внуков жалко.)))
Отдельное спасибо за анекдот! Раньше не слышал.
Что же до виртуальных ''героев'', слышал, уже находится в разработке компьютер способный через монитор ударить обидчика по морде. Бог не должен вмешиваться такие дела. ))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Екатерина Камаева
Дата: 18-01-2024 | 20:51:35
Чудесный рассказ, Аркадий!!! И Вашим близким с Вами повезло. Свой мастер дома. У меня мама преподаватель по классу фортепиано. У коллеги муж умел настраивать инструмент. Она всегда восхищалась таким умением, говорила, как это важно для пианиста. А уж скрипку клеить - это высший пилотаж. Что бы кто ни говорил. Детей жалко. Та же история) Я уже даже подумала, что пора саму необходимость обучения малышей пересматривать. Попробовать, если нет - позже ещё раз попробовать. Если снова нет - ну и значит нет)) И не зря у меня Марат Антонович симпатию вызвал.
А виртуальные герои - всё индивидуально, конечно, но в целом это обида на кого-то другого. Если почти незнакомый человек не нравится так, словно лет двадцать не нравится - это не о нём, а о том, кто испытывает неприязнь. Я в себе разбираюсь в каждом таком случае. И весьма небезуспешно) Концы находятся, если есть силы их не отрицать.
Идея с компьютером суперская) Я думаю, программа должна уметь определить, кто обидчик, чтобы не допустить ответного удара))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 22:26:07
Спасибо, Екатерина! У скрипки, забытой в машине при температуре 100 местных градусов снаружи, гриф-шея отделяется от женственно-хрупкого тела.
Ничего страшного. Берёте клей от Страдивари и готово ))
А в проекте наказания обидчика посредством компьютера предусмотрена блокировка ответных поползновений. ))
Тема: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 17-01-2024 | 21:49:34
Здравствуйте, Аркадий! С интересом прочитала о Ваших трудовых буднях.) Ваш рассказ можно противопоставить расхожему стереотипу о том, что в СССР евреи работали только завскладами с дефицитом, ездили на "шестерках" и носили дубленки)).
Отличная идея написать историю семьи. Давно думаю об этом. Вот только на каком языке, в этом вопрос..
Помню историю Абраши, как-то мы обнаружили, что в наших семьях случились одинаковые трагедии..
Понравились Ваши воспоминания, но чисто субъективное наблюдение: если повествование выдержано в разговорном стиле, стоит некоторые слова раскавычить). Вроде "уломал" и "пристроил".
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 05:25:40
Здравствуйте, Мария! Кавычки кое-где убрал. Это всё Роза. Пока я рулил по Нью-Йорку, попросил девушку просмотреть текст. Правильно говорят:
- Не проси кого-то исправить ошибки, если замечательно ошибаешься сам! ))
Стереотипы… А где нашего брата нет? ))
Но мне посчастливилось всю мою жизнь работать в местах, где человека ценят не столько за этническое происхождение, или совсем не за это, а за способность сделать/создать что-то, что далеко не каждому под силу. И давно уже убедился, что человек созидающий практически никогда не бывает подлецом. Это совсем другая ментальность, другое мироощущение. И ещё – такие люди притягиваются друг к другу. Я вечно к кому-нибудь притягиваюсь, и мне хорошо в такой среде. Иногда споры такие стоят…
Но это споры, как что-то сделать интересней и лучше.
не главное. Пишите на удобном для Вас. Если потомки захотят прочитать, уточнить что-то для себя, (а они однажды обязательно захотят) электроника поможет им с переводом. И пусть это будет не литературный перевод, но факты о своей семье они получат из первых рук. У меня много видео и аудио записей с папой. Почти ежедневно после или до работы я заезжал к нему. Камера стояла всегда на треноге неподалёку. И мы беседовали. Ему веселее. Мне нужнее. Поздно спохватился. Рассказы бабушек, деда, мамы восстанавливаю по памяти.
У нас много пересечений. И это здорово. Пишется книга жизней. Штришок, ещё штришок… А там посмотрим. Обложка, украшенная ювелиркой и художественное оформление за Вами, Мария! )))
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 18-01-2024 | 14:01:35
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 17:52:41
Мария, есть ещё несколько историй о Мише К. Но я кромсал записи. И так слишком много. ))
У людей разное отношение к деньгам. Мечты о коммунизме, где каждому будет по потребностям, не сбылись. Кто-то относится трепетно, кто-то легко.
Многое зависит - как эти деньги достаются.
На радиозаводе внутренней валютой был спирт. И на других заводах встречал то же.
Папа практически не пил. Рюмку за День Победы, наши дни рождения…
За ''халтуры'' знакомые рассчитывались с папой спиртом. В инструментальном, надёжно замыкаемом, ящике всегда хранился небольшой запас ''жидкой валюты''. Выносить спирт через проходную было достаточно рискованно… )) Папа смеялся:
- Цеховые выпивохи меня уважали!
- ??
- Они всегда знали, что у меня можно было ''подлечиться'' с утра, если совсем уже невмоготу.
- Только за это?
- Не только. Когда с получки скидывались, я всегда давал свой рубль. Но не пил. Иногда мог постаять, поболтать, но редко и недолго.
Вербально увековечить? Обязательно! Человек ненадёжное и недолговечное хранилище информации. Только бумага! ))
Записывайте истории. Фантазируйте, фонтанируйте, но оставляйте пометки не только в сердце и голове.
Улыбнули воспоминанием о ''шляпинтоховке''.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Косиченко Бр
Дата: 18-01-2024 | 18:09:04
Маловато будет, Аркадий!
Для протирки ЕС-1020 на панели стояла алюминиевая кружка, но в каптёрке... о! фляга того же металла (молочная), которая использовалась по прямому назначению....
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 19:20:23
Привет, Бр! (Можно Александр, коль рассекретились? ))
На протирку станков спирт не выделяли… к сожалению. А вот там, где паяли платы… (Сейчас трудно представить) спирт использовался. Если помните, существовала технология нанесения спирта тонюсеньким слоем на протираемую поверхность. ))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Косиченко Бр
Дата: 18-01-2024 | 19:41:42
Без проблем! А мне и Бр нравится (к слову, некоторые очень даже симпатичные Донны меня до сих пор, такого стройного, Кэмелом из Камолодунума кличут, то бишь Верблюдом)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 22-01-2024 | 18:13:21
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 22-01-2024 | 20:41:12
Здравствуйте, Мария! Слагать эпосы? Хм… А я чем занимаюсь? ))
Папа у меня удивительный. Внимательный, преданный, непьющий. Как он заботился всю жизнь о маме и нас! Мама начала болеть перед самым отъездом. Папа не отлучался от неё до последней минуты. Да, мы оборудовали для них квартиру всем необходимым, для ухода за неподвижным человеком. Но это такая мелочь в сравнении с тем, что любящий человек находится 24/7 рядом. И понимает всё без слов…
Мама… Ни разу не застал маму спящей, пока не возвращался домой. Три или пять часов утра – мама с книжкой.
- Мама, зачем ты меня ждёшь?
- Я не жду, просто читаю.
Но я возвращался, мама гасила свет и засыпала.
Младенчики любят слушать родительские истории. Если истории разбавлены юмором и приключениями…
Если же истории бесконечные жалобы на соседей, систему… младенчики абстрагируются от таких ''баек''. И правильно делают.
Не уверен, если мы нашаманили Вам погоду, но сами мы застряли в аэропорту Чикаго на четыре часа! Утешение – после полёта в Нью-Йорк нам вернули деньги за билеты и оплатили обед в аэропорту. А я ещё бубнил на супругу:
- Куда ты столько набрала! Я не голоден!
Эх, Знать бы, что едим ''на халяву''… Я бы съел в три раза больше!
Так что шаманил я в здешнем казино. Монеткой не обошлось… Думаю, хорошая погода
у Вас теперь обеспечена на несколько лет. ))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 23-01-2024 | 15:14:05
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 19-01-2024 | 21:38:12
Мария и Аркадий, здравствуйте. По стереотипам хорошо прошлись в комедийном сериале "1670" от Netflix. Смотрела не всё, но всё, что из этого сериала посмотрела, - работа со стереотипами.
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 19-01-2024 | 23:37:37
Спасибо, Барбара! Вернусь в Чикаго - обязательно посмотрю.
Фильм о Л. Х. Освальде посмотрел. Ощущения… Совершил прогулку по местам, знакомым с самого раннего детства. Сколько пар обуви износил по улицам показанным в фильме. Из скольких вырос…)) Застал, как сносились дома там, где позже вырос 8-й корпус БПИ, завод им. Орджоникидзе, новый Комаровский рынок… Город быстро и красиво рос.
Фильм же только подтвердил точность папиных воспоминаний. Не понравились моменты, где давалась оценка морального облика девушки/жены Освальда. Но людям частенько нравится, когда подают такое.
Совпадения. Когда искали с супругой могилу Шела Силверстейна, оказалось неподалёку похоронен
парень, застреливший Освальда.
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 19-01-2024 | 23:50:30
Да, интересные совпадения.
В документальном фильме с Освальдом есть разные моменты. И остаются вопросы "что же там, в архивах одного комитета" (полагаю, основные документы находятся в Москве), "что же там, в архивах у американских спецслужб".
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 20-01-2024 | 04:38:52
Время рассекречивает любые архивы. Станут доступными и эти. Вопрос, будет
ли это интересно кому-то, кроме узкого круга учёных специалистов и ангажированных
пропагандистов любой из сторон… если в них ещё будет необходимость
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 22-01-2024 | 18:21:36
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 24-01-2024 | 21:24:24
Мария, здравствуйте. Сериал польский. У меня был азарт после одной зрительской рекомендации – посмотреть то, что "полностью могут понять поляки, белорусы" (общее времён ВКЛ, РП). Одна из второстепенных линий – история белоруса, приехавшего "по программе Эразмус" (называют православным литвином, определили стажироваться у кузнеца). Формат юмора напоминает стендап, такое редко смотрю. В целом, хорошая рефлексия получилась у сценаристов. Было интересно фиксировать общие места/стереотипы. Запомнился сеанс экзорцизма с девочкой-подростком.)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 24-01-2024 | 21:48:58
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 24-01-2024 | 22:12:08
Да, "You Rang M'Lord?" - классика.
Тема: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 17-01-2024 | 23:10:43
Аркадий, здравствуйте. Очень хороший рассказ. Спасибо. Могу предположить, что у Вас ещё много интересных неопубликованных историй.
Да, Освальд был слесарем, об этом говорят и в документальном фильме CTVBY "Всё о жизни "убийцы" Кеннеди в СССР. Тайна Ли Харви Освальда" (один из белорусских гос. ТВ-каналов). Упомянули психиатрическую больницу в Москве, ведение дневника в Минске, устройство на режимный завод (где всё прозрачно, подконтрольно).
Ссылку на ресурс, который в Беларуси используется, но не приветствуется в России, удалю (будет на почте).
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 05:56:25
Здравствуйте, Барбара! Большое спасибо! Вы правы! Историй собралась много. Записаны наспех, но главное – записаны. Когда доходят руки – выдёргиваю из записей фрагменты . Однажды, надеюсь, соберусь опубликовать небольшим тиражом для семьи, прежде всего, для друзей.
Проектов зависло много. Переводы Шела, перевести записи американского ветерана второй мировой Майка Нейгофа. Он был журналистом после войны. А там был солдатом. Свои записи никогда не публиковал. Записал сразу после войны для памяти и не возвращался к ним. Мне посчастливилось общаться с ним, взять интервью. Отдал мне записи – делай что хочешь.
Хочу, но не доходят руки. Пока.
Истории Рессорного завода. Уникальные люди и истории соответствующие.
Много чего…
Спасибо за ссылку о Л. Х. Освальде.
Обязательно посмотрю. Люблю такие материалы. Когда делал записи папиных и
своих историй, (так получилось, кроме двух лет армии, я и моя семья всегда рядом
с родителями. Истории разделять сложно.) проверял историю Освальда через
интернет. Папе тогда уже было хорошо за девяносто. Но всё было верно. Вот это
была память! Сейчас уже не то, но как знать, может быть, это и к лучшему. Он едва
ли бы мог осознать и поверить в то, что происходит. Фронтовые друзья из
миномётного расчёта: русский, украинец, мордвин, татарин.
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 18-01-2024 | 13:08:29
- хорошо, что был Гагарин
не мордвин и не татарин,
не еврей и не узбек,
а наш советский
человек!..
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 16:48:03
Здравствуйте, Иван Михайлович!
К своему удивлению, очень чётко помню то время. Ощущение абсолютного счастья, восторг, гордость, мечты.... Портреты Гагарина и других космонавтов наклеивал канцелярским клеем на картон. Пожелтевшая газетная фотография Владимира Комарова ещё много лет стояла на книжной полке.
Мечты… Бывает - сбываются. Чаще, увы, нет.
Когда бы не… ещё бы век
жил как советский человек.
Твердил себе:
- Подумай, взвесь,
отмерь семь раз…
И вот я здесь.
P.S. Самарский весельчак
от ностальгии натощак
меня избавил навсегда…
или до Высшего суда?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 18-01-2024 | 17:22:11
- ага... Somnia eveniunt...
это когда едешь на "Крузаке"
а у меня-то всего лишь "freelander"...
но в те годы я даже ещё о Яве не мечтал.
:о))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-01-2024 | 18:21:00
Предел моих мечтаний не распространялся дальше велосипеда ''Орлёнок'' ))
А позже я не мог ''простить'' папе продажу мотоцикла ''Бренабор''.
Он с товарищем собрали себе мотоциклы из деталей, привезённых в ящиках из
Германии по репарациям. Папа работал на тогда ещё только будущем Минском
мотовелозаводе. (Это была распространённая практика. Голова и руки есть, а
забора ещё нет.) Папа женился, и мама была против мотоцикла, кмк. Женщины часто
ревнуют мужчин к их увлечениям. Пример? Детям супруга разрешала ''Sleep over''. А вот мне - никогда! Ни разочка! ((
Тема: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 22-01-2024 | 18:24:07
- рассказ занимательный... в стихах это было бы великолепно, но главное, наглядно выявлен источник качества советских телевизоров...
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 22-01-2024 | 20:57:55
Иван Михайлович, я занимался изготовлением металлической основы (шасси) для экспериментальных телевизоров и приёмников. Только, пожалуйста, не говорите, что у вас были проблемы с ''железом'' ))
Но у нас было столько знакомых настройщиков с завода – любая проблема решалась быстро. Наши шасси и корпуса для телевизоров были самыми прочными в мире. Впрочем, качество телевизоров действительно не выдерживало никакого сравнения с зарубежными моделями. Надеюсь, сейчас это осталось в прошлом.
Что же касается записать историю в стихах – хорошая идея. Может быть сразу на английском? )))
Тема: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-01-2024 | 23:54:28
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 03:18:49
Здравствуйте! Всегда рад Вашему вниманию. Действительно, у меня с комментариями на 3000 слов больше чем в вашем очередном переводе. Буду впредь стараться держать себя в руках. Кстати, после Вашего комментария исчезла публикация Т. А. Королева Фей. Исчезла с доброжелательным плюсиком. Жаль. Только начал знакомиться с переводом.
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 03:23:19
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 04:27:39
Александр Владимирович, я прочитал Ваш комментарий. Не могу сказать, что от него (комментария) повеяло желанием помочь. И ответ прочитал. Творческие люди, как уже повторялось многократно, очень ранимы. Включая Вас. Например, я оставлю под Вашим переводом:
- О, господи! Да сколько же можно переводить переведенное, много раз сыгранное…
Добавит ли эта глупость Вам спокойствия? Поможет ли в работе?
Переводить надо. Это нужная и важная работа. Часто неблагодарная. Но переводы, думаю, мостики между культурами. Построить мостик сложно. Раскачать и разрушить – почти мгновенно. Доброе и спокойное отношение к коллегам пойдёт на пользу всем. Что касается дизлайков – обида плохой советчик.
И ещё одна мелочь. ''А жалеть не о чем.'' (с). Это для себя могу решить только я сам.
С наступившим Новым годом. Пусть он будет для Вас, насколько это возможно, здоровым, и обязательно наполненным радостью творчества.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 05:13:31
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 15:50:51
Уверен, многие пытались уберечь создателей первых, смешных, неуклюжих, автомобилей и самолётов от гигантского сизифова труда. Кого-то, уверен, уберегли. А всё равно ездим, летаем.
Сожалею, что затронул эту тему. Дизлайков у "Генриха IV" обнаружил только два.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 16:12:10
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Ирина Бараль
Дата: 24-01-2024 | 10:38:04
''А жалеть не о чем.'' (с). Это для себя могу решить только я сам." (c)
Конечно, только сам, вот и я сама для себя решила, что не о чем - неважный был перевод. Я комментария Александра Владимировича не успела прочитать, а перевод успела, но отзыв писать не стала, т.к. автор не заинтересован в стороннем мнении, он почему-то решил, что достоин лишь похвал. Нервическое выставление мстительных минусов говорит само за себя. Такой детский сад-штаны на лямках заслуживает порки, я считаю.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 11:19:57
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Ирина Бараль
Дата: 24-01-2024 | 11:53:16
Я тоже отметила былое столетье. Остальное забылось.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 16:33:00
Здравствуйте, Ирина. Спасибо. Помогли вспомнить. Точнее не вспомнить. Марат Антонович, один из героев истории, оказывался от наставничества. (Об этом в самом начале публикации.)
Работа в опытном цеху каждый раз была штучная. Сдельная оплата труда, как на многих массовых производствах, не годилась. Размер зарплаты зависел от разряда слесаря, токаря, фрезеровщика…
Шестой разряд самый высокий в то время. Но было несколько человек, которые, мягко говоря, не дотягивали до высшего разряда. Как они ''сдавали на шестой разряд'' – другая история. Так вот, когда Марату Антоновичу передавали чертежи для работы после такого ''шестиразрядного'' специалиста, он никогда не возмущался: ''Почему? Зарплата у нас одинаковая.''
Просто брал и делал работу. Не могу вспомнить пренебрежительных высказываний в адрес коллег, хотя поводов хватало. Но чувствовалось, он просто был горд своим умением.
Что же касается дизлайков, я уже сказал, обида плохой советчик…
''Такой детский сад-штаны на лямках заслуживает порки, я считаю.'' (с)
Думал телесные наказания ушли в прошлое )))
С наступившим! Пусть он будет у Вас и всех ''Наследников'' здоровым и творческим.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Ирина Бараль
Дата: 24-01-2024 | 17:01:28
Спасибо, Аркадий. Что за зверь наставник посмотрела в сети: "Набор задач наставника зависит от компании и запроса подопечного. Расскажем о самых распространённых задачах — адаптации, обучении, повышении компетентности подопечного и подготовке отчётов." Хорошие задачи, но к литературному редактированию на сайте немного не тем боком, как мне кажется ) И Вам всего лучшего в наступившем году.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 22:39:45
Ирина,
отдельное спасибо за '' Что за зверь наставник…'' )) Какая шикарная
тема!
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 24-01-2024 | 17:21:20
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 18:51:23
Мария, Спасибо! Мамину болезнь упомянул только в связи с папиной безграничной преданностью.
Этикет штука сложная. У кого-то это врождённое. Это я о папе. Образование тут не смогло помешать. Папа учился совсем недолго. (Ух, сейчас унесёт в сторону. Папа никогда не ругался матом! И когда у меня уже взрослого балбеса вырывалось что-то в его присутствии, видел как папу коробило, но замечаний не услышал. Наверное папа думал, мало порол в детстве, а сейчас уже поздно. Папа два раза в моей жизни брал ремень в руки. За что? Я бы за такое убил!))) У кого-то это приобретённое. Легко и приятно соблюдать правила этикета, если человек тебя хвалит. По себе знаю. А если человек с тобой в чём-то не согласен, позволил себе спорить – зачем растрачивать на такого вежливость? Тратить время и буквы на имя?
Что-то мне подсказывает, однажды давно я и порекомендовал Александру Владимировичу указать на его титульной странице имя и отчество, если он хочет, чтобы к нему так обращались.
Когда ко мне обращаются не обращаясь, у меня это вызывает улыбку. А улыбка в любом возрасте полезна – разглаживаются морщины. Внуки в этом плане лучшее лекарство. Правда супруга утверждает, что морщины у меня не разглаживаются, а переползают на затылок. А это снова улыбка.
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 24-01-2024 | 20:40:50
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 22:32:49
Мария, люблю, когда мне добрые слова говорят. Но есть проблемка. После таких слов я сам к себе начинаю обращаться по имени-отчеству. Очень неудобно. А главное – близкие пугаются. ))
Рута Максовна… Теплой и светлой души человек. Совпадения. Совсем недавно вспоминал о ней в связи с одной моей басенкой. А тут Вы. Или не совпадения? Заглянул на её страничку. В комментарии. Какая доброта, какая щедрость!! Скольких уже с нами нет… Хоть стену памяти воздвигай…
Иван Михайлович лицо сайта! Поэтому и кличут уважительно. Но он ужасно скромный, даже стеснительный. Вот и прячется за бородой. Его комментарии заслуживают отдельной рубрики.
Повышение пульса… Хм… Не хочу Вас огорчать но с годами это проходит.
Вспомнился анекдот:
''Учительница
русского языка, прочитав в сочинении ученика фразу “Жизненный опыт приходит с
гадами”, решила не исправлять ошибку...''
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 24-01-2024 | 23:06:02
Раз уж мы помянули Руту Максовну, скажу, что как только я пришла на Пру, сразу почувствовала ее почти материнскую поддержку. Она часто заглядывала ко мне, говорила что-то - спокойно и доброжелательно. Если бы не она, возможно, я быстро покинула б это непростое сообщество..
Увы, с годами мой пульс не станет спокойнее. Сильна стихия Огня).
Ошибки и описки исправлять не всегда надо). Иногда они несут дополнительный смысл.
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 22:48:56
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 24-01-2024 | 23:18:45
Здравствуйте, Александр.
Не так давно Вы, раздражившись на слишком большое пустое пространство внизу чьего-то комментария (моя цепкая память говорит, что это был Влад), высокомерно поучали, как нужно скроллить. Поучать Вас не буду, разумеется, но добрый совет могу дать. Прокручивайте и дальше. И все дела). Я именно так поступаю, когда вижу простынь на тему, которая не вызывает моего интереса (без предъявления претензий).
Втянуть Вас в скандал не имела и не имею ни малейшего желания. Более того, надеюсь, что скандала не будет.
Спасибо за подчеркивание моей описки. Рада ей).
Вы же знаете, Александр, что я - довольно грамотный человек, несмотря на то, что ооочень давно не говорю в быту по-русски.
На этом закончу. Не хотите, не берите мое пожелание. Отдам кому-нибудь другому).
.
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 23:20:52
''Ваш собеседник, несколько лет назад заявил мне, что пока мой ник "Александр Флоря", я не могу претендовать на отчество.'' (с)
Александр Владимирович, повторюсь. Я предложил указать на титульной странице имя и отчество.
Если Вы будете столь добры, привести подтверждение, где я позволил себе заявить, что Вы не можете претендовать на отчество, буду счастлив принести свои, пусть и запоздалые, глубочайшие извинения. Уверен, это поможет мне в работе над собой.
Очень Вас прошу. В противном случае ваше утверждение выглядит не очень…
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 23:36:04
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 24-01-2024 | 18:51:23
Что-то мне подсказывает, однажды давно я и порекомендовал Александру Владимировичу указать на его титульной странице имя и отчество, если он хочет, чтобы к нему так обращались.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 25-01-2024 | 00:14:11
Александр Владимирович, буду предельно краток:
''Совет. Измените профайл. Если над Вашими текстами будет появляться имя и отчество, к Вам так и будут обращаться. Как у Юрия Петровича''.
Разговор шёл о замечательном поэте Старухине Юрии Петровиче.
Остальное здесь:
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Кохан Мария
Дата: 25-01-2024 | 01:52:02
Аркадий, спасибо за ссылку. Интересно было ознакомиться, я тогда не имела доступа к внешней информации.. Какая давняя у вас с Александром история, однако.) Что сказать.. у Вас ангельское терпение.
Прочитала и Ваш перевод, разумеется. Вероятно, Александру он понравился бы больше, если б Вы перевели "Mister Moody" как "Mистер Муди", по аналогии со "Спидом" из шекспировского перевода Вашего оппонента.)
Позвольте и Вам дать добрый совет: берегите свое подсознание. Могут отвампирить так, что и не заметишь..
Отчаливаю в мир снов. Занятный вечерок был..
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 25-01-2024 | 02:21:42
История с продолжением, однако. )) Приятных сновидений, Мария!
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 24-01-2024 | 21:30:01
Александр Владимирович, здравствуйте. Присоединяйтесь, пожалуйста! Я очень рада этой публикации Аркадия. Вся переписка в комментариях связана с опубликованным произведением.
Тема: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-01-2024 | 22:27:24
Тема: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 24-01-2024 | 22:38:05
Ваш комментарий не связан с публикацией, переписка под Вашим комментарием - тоже.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 08-03-2024 | 16:15:53
Барбара, поздравляю Вас с самым светлым праздником 8-го Марта! Здоровья, творчества. Спасибо Вам за беседы.🌻
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Барбара Полонская
Дата: 08-03-2024 | 16:56:28
Аркадий, здравствуйте. Благодарю Вас за интересные беседы и за весеннее поздравление.
Тема: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Владислав Кузнецов
Дата: 25-01-2024 | 00:18:22
Добрый вечер, Аркадий.
Мне это очень близко. Ближе не бывает.
Я прожил (именно так) на заводе от 20-ти по 34-ре.
И всё самое доброе, светлое и радостное осталось там.
И сам я\остаюсь тем, кем был тогда.
Я помню всех, и благодарен пожизненно.
По ночам я часто на этом острове. Чаще болезненно.
Иногда легко.
И никакого многословия в этой миниатюре наших жизней не существует. И никакого времени на это не жаль.
Мы с Вами - в теме.. И всегда будем к ней возвращаться.
Благодарно, В.К.
Тема: Re: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 25-01-2024 | 00:46:58
Здравствуйте, Владислав!
Вы не представляете, как мне дорого это услышать! Есть вещи (события), которые остаются с нами, пока память способна их удерживать. Бывает плохо спится и начинаю прокручивать в голове какие-то моменты. И вдруг, не могу вспомнить чью-то фамилию, имя… Был уверен, это всегда со мной…
Хорошо, если к утру вспомню. Нет – буду несколько дней маяться. Я счастливый человек.
На этом острове воспоминаний мне почти всегда легко. Но бывает иногда и болезненно, и стыдно, когда не могу вспомнить за давностью чьих-то имён. Лица помню, а вот имена…
Спасибо.
Неизменно Ваш,
Аркадий.
Тема: Re: Несколько сумбурных историй из будней одного цеха. Аркадий Шляпинтох
Автор Екатерина Камаева
Дата: 17-01-2024 | 00:03:37