Друг эльфов

Дата: 08-12-2022 | 00:47:21

%d0%9f%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%ba%d0%b0 %d0%9a%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%bf%d1%81%d0%be

Иллюстрация - фрагмент второй в моей жизни картины, которую я написала в г. Рабат в 2006-ом году, в старинном маленьком палаццо с привидением, она до сих пор не закончена.


Начало записок о Комино здесь:

Мы с Элвином сидим под низким куполом теплой живой пещеры, заполненной водой. Из-под воды сапфировым прожектором бьет свет, там тоннель, выход в открытое море.
Элвину не идет его имя. Почему его так назвали... Впрочем... Имя, вроде, означает «друг эльфов»... Я - эльф, а Элвин - мой друг, значит, все же, назвали правильно. Он радостно одобряет эту теорию, как и все мои идеи.
Элвин рассказывает о том, что когда на Комино снимали фильм про графа Монте-Кристо, в этой самой пещере спрятали бутафорское сокровище - воон там, в том углу. А год назад в ней утонул англичанин. Нырнул и хотел проплыть сквозь тоннель, ведущий в море. Туда и обратно. Я знаю по собственному опыту, что обратный путь из тоннеля всегда намного опаснее, потому что в пещере темно, а из темноты может неожиданно подступить что-то грозное, неведомое, вызывающее панику. Паника дезориентирует, а, когда ныряешь без акваланга, дорога каждая секунда.
В пещере его ждали отец и мать. Представляю омертвевшие от ужаса глаза стариков: тело их взрослого ребенка бьется в агонии в глубине сверкающей сапфировой субстанции.
Элвин смотрит на меня виновато: «Что поделать, Комино иногда берет жертвы..».
Его рыжеухие собаки, Водка и Лаки, суют в пещеру абрикосы-носы и нетерпеливо поскуливают, но зайти не решаются. Резко поднимаюсь, больно стукнувшись головой об ослизлый потолок: «Пойдем уже...».
Мы выбираемся на поверхность и бредем по усеянному щебнем с дырочками, почти инопланетному ландшафту. Шаровидные, упругие серебристые кустарники, облепленные пчелами, источают пронзительный пряный аромат, от которого щекочет в носу. Собаки носятся, как ошалелые, страстно обнюхивая тело островка. Водка тащит в зубах пушистого бурого кролика и кладет к ногам Элвина, любовно заглядывая ему в глаза и кружась от восторга.
Ее хозяину тридцать семь, из них последние семь лет он живет в одиночестве на Комино. Летом помогает острову справиться с топчущей волшебство, жестокой инвазией туристов, а зимой рыбачит и пишет пастельные, нежные, немного наивные картины. Гордится своими творениями из-за их «детальности», а мне они нравятся именно нежностью и наивностью.
Я люблю острова и грустно размышляю о древнем средиземноморском апокалиптическом пророчестве, заканчивающемся словами: «...и Мелита опустеет..». Как будто словив мои мысли, Элвин вдруг задумчиво произносит: «А ты знаешь, как быстро природа отвоевывает свое там, где исчезают люди..»
Комино - это иномирье, где до сих пор летают духи древних птиц с когтями размером с мою ладонь.. Когда находишься на малюсеньком кусочке суши посреди живой безбрежности воды, то в душе начинает что-то клокотать и пульсировать - наверное, тоска по Вечности, из которой мы все вышли и в которой когда-нибудь снова растворимся.

Подходим к дому, вросшему корнями в скалу, в котором обитает старая Мария со своей племянницей Евангелистой. Непуганые рыжие несушки глядят на нас с любопытством.
Элвин вчера наловил барракуд, тащит огромный пакет с рыбинами в подарок женщинам, так оберегающим свое одиночество. И ведет меня незваным гостем, зная, что постороннего человека сюда никогда бы не пустили. План прост и, в то же время, хитер: Элвин постучит, а когда кто-то откроет и увидит, что он не один, то, по законам гостеприимства, вынужден будет пригласить нас в дом. Я, подавив волнение, делаю глуповатое лицо, подобающее иметь иностранцам.
Дверь открывается, на пороге седая пожилая женщина. Она настороженно смотрит на меня и что-то укоризненно говорит на мальтийском. Элвин застенчиво лыбится, всучает хозяйке пакет с барракудами и энергично подталкивает меня вперед. Бормочу приветствия, вычурно извиняюсь и представляюсь журналисткой, собирающей материалы о Комино для своей книги. Женщина отступает под нашим напором, делает пригласительный жест в сторону недр их обители.

Проходим в чисто убранную, чудесно пахнущую столетиями комнату с низкими крошечными окошечками. На подоконниках - цветы в горшках и клетки с шустрыми звонкими птичками. Посередине комнаты - овальный стол, покрытый белоснежной кружевной скатертью. За столом сидит Мария. Ей очень много лет, и она принадлежит, скорее, уже той самой Вечности, в которой мне совсем недавно так хотелось раствориться.. У Марии строгое, неподвижное, бескровное лицо, запавшие глазницы резко очерчены лиловыми кругами. Глубокие темные глаза смотрят с достоинством и некой отстраненностью, но внимательно. Она не удивлена моему визиту..
Мне становится стыдно за свою ложь и бесцеремонность, Мария как будто видит меня насквозь и вызывает чувства, которые испытывают вблизи святынь.

Садимся за стол, Евангелиста хлопочет, достает нарядные фарфоровые чашечки, печенье в железной английской коробке, конфеты. Убегает на кухню варить кофе. Расслабляюсь, люди и предметы начинают светиться ультрамарином, а комната превращается в сцену маленького театра.
Я задаю вопросы на английском, Элвин переводит. «Нас было девятеро детей, - рассказывает Мария, - Лаиса, Мануэла, Карамелла, Греция, Джузеппо, Сальво, Анджело, Кармну, и я. А теперь я осталась одна.. Недавно они все приходили ко мне во сне. Я задумалась, чем же их угостить. Испекла пирог с сыром. Они сказали, что давно не ели нашей пищи... Наверное, приходили за мной..» .

Мы беседуем о душе, загробной жизни, умерших предках. Говорю, что по шаманским поверьям, у человека несколько душ, одна из которых остается на земле, если тело не было предано огню. Элвин тихонько шпыняет меня в бок: «Эй, прекрати, они же католички - не одобрят твоих взглядов». Евангелиста улыбается и отвечает мне на английском: «Нет-нет, все так, я это чувствую. Я ощущаю то, что моя покойная мать здесь. И я видела в детстве призрака в этом доме.. Как-то ночью вышла по малой нужде - ведро для нас, детей, стояло вот тут в комнате. Вдруг слышу, пустая кровать в углу заскрипела, как будто с нее кто-то поднялся. Вглядываюсь в темноту и вижу мужчину в белой рубашке, лет сорока. Он прошел мимо меня и удалился в соседнюю комнату. Это был мой дядя, умерший еще до моего рождения. Я тогда очень перепугалась, побежала обратно в спальню, забралась в кровать, к самой стенке и до утра не могла уснуть. Но никому никогда не рассказывала об этом, боялась, что не поверят».
Я тоже чувствую, что мы не одни в этом старинном доме. Как будто кто-то ласково погладил меня по голове.. Может, это покойная мать Евангелисты.

Прошу Марию рассказать об их детстве.
Ее голос звучит как-то издалека: «Мы были очень бедны, когда переехали сюда, в заброшенном доме не было даже стекол. Я не знаю, кто здесь жил раньше. Мы играли камнями, плавали в море, ели простую пищу, но были счастливы. Сейчас у людей есть все, но мы были намного счастливее их.
В войну острова постоянно бомбили немцы. Самолеты прилетали с военной базы на Сицилии. Итальянцы тоже получали приказы бомбить, но их пилоты сбрасывали все бомбы в море, не долетев до островов, и возвращались на базу порожними. А немцы бомбили Мальту все пять лет... Им удалось убить только одного человека с Комино, в самом начале войны. Девочку. Она с братьями была в лодке уже у берегов Гозо, когда прилетел немецкий самолет. Братья почувствовали беду, прыгнули в море и поплыли к скалам, а их сестра осталась в лодке. Почему? Наверное, подумала, что по ней не будут стрелять.. Но пилот стал в упор расстреливать лодку. Ему не сразу удалось убить ребенка, он кружил, возвращался снова и снова, пока не добил ее.»
Лицо Марии застывает и становится совсем неживым, только глаза загораются гневом. Ненавидит ли она немцев? Мария задумывается: «Нет, у меня нет к ним ненависти. Была война, они делали свою работу».
Выходим. Бредем в сторону Голубой Лагуны по усеянному щебнем с дырочками, почти инопланетному ландшафту. Элвин наклоняется, поднимает легкую, прозрачную змеиную кожу-выползок и протягивает ее мне: «Ты любишь такое». Я прячу кожу в сумку и с благодарностью пожимаю его худощавую, смуглую руку. Тут же чувствую нервное дыханье Комино. Она ревнует. Улыбаюсь и мысленно утешаю ее: «Не бойся, мы лишь друзья. Элвин твой, навсегда» .

Гозо, ноябрь 2016

Мария умерла весной 2017-го года, я тогда же улетела в бездну, а Элвин покинул Комино. Это последняя запись об островах, которая у меня осталась.
Ранее было несколько лет совершеннейшего волшебства, но я не вела тогда реалистических заметок, а писала сюровские рассказики вроде этого:










Кохан Мария, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 1511 № 171705 от 08.12.2022

1 | 22 | 502 | 29.03.2024. 02:37:50

Произведение оценили (+): ["Екатерина Камаева"]

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Владислав Кузнецов

Дата: 08-12-2022 | 13:27:06

Доброго дня, Манечка.
Интересно пишешь..
Набрал в поисковике. Потрясающее вступление в Википедии - Маленький остров в Средиземном море, входящий в Мальтийский архипелаг. Остров расположен между островами Мальта и Гоцо. Площадь острова составляет 3,5 км². Административно входит в муниципалитет Айнсилем. По состоянию на 2017 год население острова составляет 3 человека.
И прогулка от Анзора...
 https://yandex.ru/video/preview/7799896479853034881
Свежее утро. Спасибо.

Тема: Re: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Кохан Мария

Дата: 08-12-2022 | 14:28:22

Бодрого денька, Влад)
Три человека. Значит, Марию уже не посчитали. Раньше официально было 4 человека плюс Элвин как нерезидент, но обитатель). Мария, Евангелиста, кузин Евангелисты (он живет отдельно) и еще один дядька, но я его не знаю.
Так что, интервью с Марией историческое, можно сказать. Не думаю, что кто-то из иностранцев побывал когда-либо в гостях у жителей Комино, они очень закрыты. Мне удалось просочиться, благодаря Элвину. Но не для интервью, разумеется). У меня было дело там.
Вообще, жители Комино все выходцы с Сицилии, как и большинство населения островов. На Мальтийских островах много итальянских фамилий. И у Элвина, и у Марии с Евангелистой тоже итальянские фамилии. Поэтому итальянцы острова и не бомбили - родная кровь.
Остались очень недурные художественные фотографии о гротах Комино. Может, потом сюда выложу одну вместо своей картинки, а ее закончу и тебе отдам.
Спасибо, Влад. Как получилось.. Рада, что понравилось. Слепила из двух рассказиков один. Много лишнего самолюбования было, убрала. Оно стало раздражать - как в себе, так и в других. Борюсь).

Тема: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Алёна Алексеева

Дата: 08-12-2022 | 15:29:05

Мария, прочла с интересом и удовольствием,
может уже говорила: в Ваших рассказах сочетаются приятный слог и увлекающая динамика, к которым часто присоединяются мурашки, так и здесь. like,

да, специально или не специально, но фраза про инопланетный ландшафт повторяясь, вызывает завораживающий эффект дежавю :)

(и большое спасибо Вам за поддержку в последних комментариях, признательна)

Тема: Re: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Кохан Мария

Дата: 08-12-2022 | 16:02:55

Благодарю Вас)
Фраза про ландшафт - это мостик, соединяющий фрагменты их двух рассказов. Значит, прием не подвел, и смыслы соединились).
Иногда думаю, за что мне выпало счастье узнать это иномирье и обитать там несколько лет.. Хотя вся жизнь напоминает театр с чудесными декорациями. И, кроме островов, их было множество..

Наздоровьице, Алена)) Эмоциональная агрессия очень опасна именно своей методичной последовательностью и незаметностью. Кап-кап-кап на мозги. А люди с тонкой душевной структурой, как у Вас, существа хрупкие..

Тема: Re: Re: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Алёна Алексеева

Дата: 08-12-2022 | 22:59:57

да, Мария, за долгое время здесь, кажется, привыкаешь ко всему, но каждый раз удивляешься: натуральная коммунальная кухня, где так и норовят подперчить твой борщ, а стоит соседям закрыть дверь, будут стоять под дверью и бубнить: выключите телевизер, выключите телевизер... ))

а "театр с чудесными декорациями", если уж он уже есть, непременно стоит воплотить. уникальные вещи нужно бережно хранить, если не для себя, то для времени. спасибо! 

Тема: Re: Re: Re: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Кохан Мария

Дата: 09-12-2022 | 13:19:35

Да, Алена, истинная махровая коммуналка... Впрочем, мне не привыкать) Тринадцать лет прожила в коммуналке на Казанской (с семи до двадцати). Ну и персонажи там были... Закаляет характер, знаете ли).
Кстати, хотела спросить: а Вы прозу не пишете ли случайно?

а в нашем рабочем общежитии (9 лет) ничего подобного не случалось, молодежь была вся интеллигентная :)

увы, Мария, проза -- не мое, поэтому восхищаюсь теми, кто умеет!

Согласна, Алена, среди интеллигентных людей жить приятно, но в коммуналке намного смешнее)).

Жаль.. Ну что же, попробую Вас не разочаровать)

меня нельзя разочаровать, Мария, я уже мельком подобрала упавшую с высокой ветки, что затенена, великую песню, которой нужен не ночлег, а жар ладоней с клокотом в крови и быстрый такт шагов под тихий бой часов.  (песня про Золушку).
разве после этого можно разочароваться?

Похоже на шизофазию.. Надеюсь, это не древние китайцы написали?
 

упаси Бог!
%.)...

Алена и Мария, как редактор рубрики я делаю вам предупреждение: прекратите троллинг Н.Корди и не разводите в рубрике базар. Надеюсь на понимание.

Ирина, апчем Вы, помилуйте?? 
Базар в рубрике прозаических миниатюр? Я думаю, у этой рубрики есть свой редактор, кто может сделать нам замечание, если потребуется.
Пожалуйста, не превышайте Ваши должностные полномочия)). Или Вы тут тоже заведуете и правите балом?))

Мария, троллинг запрещен правилами сайта, независимо от рубрики. Ваше кривляние неуместно.

Ирина, если Вы у меня в гостях, то, пожалуйста, не ругайтесь. Я же не могу ответить тем же гостю по правилам гостеприимства.. Разве я кривляюсь? Кривляются абизианы. Обидно, однако.

Вы призвали нас не устраивать базар в рубрике. Я предполагаю, что Вы имели в виду наш с Аленой милейший разговор.. Но ведь это рубрика находится не под Вашим попечительством.
А вот в Вашей рубрике, действительно, намедни был адский скандал на страничке нового автора. И бедняге, только появившись на сайте, пришлось мирить дерущихся (или базарящих?)
Вот там Вам было бы уместно сделать замечание. А вовсе не в этой рубрике, где никто не базарит. 
Почему же Вы его не сделали, Ирина? Я в недоумении...
По-моему, тут наблюдается какая-то предвзятость.. Но я не понимаю, какая.. Может, кто-то мне объяснит?

Мария, я Вам объясню. В случае, который Вы упоминаете, авторы сайта вступили в перепалку между собой и закончили ее. Сейчас Вы не подчиняетесь требованию члена редколлегии прекратить флуд и троллинг участника рубрики переводов. Я имею право в этом случае применить рычаги административного воздействия и применю если Вы не остановитесь.

Ирина, я вообще уже давно другими, более интересными делами занялась. Так, походя заглядываю, когда коммент приходит. Телефон рычит))
Если Вы не будете больше у меня комментить, так и заглядывать не буду.
Пысы: Можно иногда быть и хозяйкой, а не только применять рычаги.

собственно, разговор и был закончен, когда Вы вмешались, Ирина...

Тема: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Игнат Колесник

Дата: 08-12-2022 | 19:47:39

спасибо, понравилось
и так продолжения хочется)

Тема: Re: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Кохан Мария

Дата: 08-12-2022 | 20:00:50

Рада, что пришлось по душе) Спасибо).
Может, поколдую над своими сюровскими рассказиками, но они немного жестковаты, надо написать лайтовые версии).
А пока вот, что на подступе.. Продолжение.
https://poezia.ru/works/161133
Вампиршу оживлять пора.. Собираю инспирейшен и матерьяльчик для создания персонажей изысканного кладбищенского общества)).

Тема: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Екатерина Камаева

Дата: 06-11-2023 | 18:49:32

Эту часть перечитала дважды. И на картине предварительно зависла. И потом уже непонятно, рассматриваешь ли рассказ, или читаешь картину. Более того, не видишь разницы. Потому что воспринимаемая суть одна и та же. Талантливо и глубоко, и по отдельности, и в совокупности. Интересно, как сделаны художественные акценты. Физиогномическая асимметрия завораживает. То, что не укладывается в рамки, более прекрасно, чем то, что за них не выходит. Статика и динамика черт в полнейшем дуальном согласии. И когда читаешь, следуешь теми же линиями. Удивительно.
Даже не буду закрывать закладку, потому что однозначно перечитаю ещё раз. 

Тема: Re: Re: Друг эльфов Кохан Мария

Автор Кохан Мария

Дата: 06-11-2023 | 22:55:57

Благодарю Вас, Екатерина, очень приятны Ваши слова) Рада, что и Вы познакомились с островком Комино и его обитателями. Ассиметричность, кстати. свойственна архитектуре мальтийских мегалитических храмов, наверное, она перекочевала в картину как смысловой акцент).
Для меня это было абсолютно волшебное время - и само почти пятилетнее бытие на островах, и, позже, многократные туда возвращения. Столько даров получено.. В отличие от даров материальных, которые всегда останутся вовне, эти дары встроились в мою природу).