Дата: 14-01-2017 | 08:15:50
Robert Herrick
240. THE RIGHT HAND
God has a right hand, but is quite bereft
Of that which we do nominate the left.
Сергей Шестаков, поэтический перевод, 2017
Сертификат Поэзия.ру: серия 65 № 124894 от 14.01.2017
3 | 50 | 2587 | 08.10.2024. 19:03:52
Произведение оценили (+): ["Владимир Корман", "Ник. Винокуров"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 14-01-2017 | 12:44:08
Я подумал
сейчас, что моё второе замечание
некорректно. То есть единообразия
названий придерживаться надо, а вот
смысл, я думаю, в другом — в том, что
понятия «правое» и «левое» имеют
этическую корреляцию: «правда — неправда»,
«правильное — неправильное», «правота
— неправота». То есть дело именно в
названии: у Всевышнего две руки, но
вторую левой не назовешь. Вот о чем
стихи. Тогда слово «десница» не подходит,
тогда именно — правая рука.
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 14-01-2017 | 16:20:28
Да, Вы правы, Александр! СпасиБо! Именно этот смысл заложен в это двустишие. У меня был вариант с шуйцей с намёком на праведное-неправедное:
У Бога есть десница, и Ему
Неправедная шуйца ни к чему.
Но меня смутило чрезвычайно редкое слово шуйца (в отличие от десницы)...
Трудность в том, что правая рука не очень-то хочет вмещаться в строку... Но подумаю...
С БУ,
СШ
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Скрябин
Дата: 14-01-2017 | 20:08:38
Сергей, и в Вашем переводе, и в переводе А.Лукьянова, вошедшем в книгу, ИМХО, получается, что Бог - инвалид, без одной руки :)
Вряд ли это так... "Игра слов", КМК, в другом, что-то вроде:
Мы этому не устаём дивиться:
Рука у Бога каждая - десница.
С уважением, Александр
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 14-01-2017 | 20:44:58
У Лукьянова - да, без одной руки, у меня, кмк, нет. :) Рука Ему ни к чему означает, что она у него есть, но все действия всемогущества Божия осуществляются с помощью Его десницы, т.е. правой руки.
Левой рукой Господь, кажется, ничего не делает, поэтому приписывать ей равенство с правой рукой, думаю, не совсем правильно. Но и делать Господа одноруким (в этом Вы правы) тоже не комильфо.
Со старым Новым, однако!
Вашу Десницу я читал. Кажется, слишком вольным у Вас перевод получился. Как сказал бы Александр Флоря, - парафраз...:)
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 14-01-2017 | 21:19:30
У Лукьянова - да, без одной руки, у меня, кмк, нет. :)
(Цитата)
У Вас - нет, но в Вашем старом варианте было другое:
У Бога есть десница, и Ему
Неправедная шуйца ни к чему
Извините, получается, что у Всевышнего есть неправедная шуйца, но она не используется. Разумеется, Вы не это имели в виду.Стишок простой, но сопротивляется.
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 11:40:48
Да, Александр, ещё как сопротивляется! Сделал новый вариант, но в нём, кажется, присутствует ненужная здесь ирония.
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 14-01-2017 | 21:13:33
Мы этому не устаём дивиться:
Рука у Бога каждая - десница.
Уважаемый Александр, Ваш вариант блестящ, но, увы, есть один маленький нюанс. Местоимение "каждый" скорее сочетается с множественными предметами, чем с парными. Обычно говорят: "каждая рука на счету" (т.е. не две, а много), но: "обе его руки".
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Скрябин
Дата: 15-01-2017 | 14:23:55
Нет, скорее всего, - не ошибаетесь: что-то мне и самому казалось не так в этом предложении, было такое ощущение, как будто что-то забыл, а что - неясно :)
Никита уже предложил усовершенствованные варианты...
Спасибо!
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 14-01-2017 | 21:39:32
...не в счёт, понятно, многорукий Шива,
но я таки предположу греша,
и может даже несколько игриво,
а что нам делать, если Бог - левша?..
ведь даже если, как у человека две
руки, у Бога его сила
в голове...
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 14-01-2017 | 23:46:29
Добавлю и свои пять копеек))
Всегда права Десница Божества…
Рука есть с лева – и она права!
Десницей миром правит Божество -
И левого в Нём нету ничего!
)))
На самом деле мне перевод Сергея нравится, только действительно нужно как-то подточить смысл, чтоб не было впечатления отсутствия левой руки у Бога.
Я вообще небольшой поклонник Геррика, но за появлениями новых переводов Сергея всегда слежу с удовольствием.
И это двустишие - интереснейшая задачка! Вроде всё так легко и понятно, а в русскую речь не очень-то вмещается)).
Интересно, какое решение станет окончательным?
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 07:19:55
СпасиБо всем откликнувшимся!
А если так?
Рукою правой миром правит Бог,
Хотя и левой тоже править мог.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Ник. Винокуров
Дата: 15-01-2017 | 12:49:24
Добрый день, Сергей!
Мне кажется, Ваш изначальный вариант довольно близок к первоисточнику, возможно, с небольшой правкой - вроде:
У Бога есть десница, и Ему
в житейском смысле шуйца ни к чему.
Ваш последний, лихой вариант вполне ужимается до:
Рукою правой правит Бог,
хотя б и левой тоже мог.
Алексанра Скрябина версию тоже можно, имхо, уточнить:
Бог прав всегда. Как говорится,
и шуйца у него - десница.
:)
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 13:04:59
СпасиБо, Никита!
Вместо в житейском смысле у меня была мысль такая:
У Бога есть десница, и Ему,
Чтоб миром править, шуйца ни к чему.
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Ник. Винокуров
Дата: 15-01-2017 | 13:11:22
Да, я помню. Вопрос – дешифровать или перевести that which we do nominate… По желанию :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 13:26:54
Ну да, можно и так, без дешифровки:
У Бога есть десница, и Ему
Та, что зовётся шуйцей, ни к чему.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 15-01-2017 | 17:28:45
У Бога есть десница, и Ему
То, что зовём мы левым, ни к чему.
)))
Меня всё-таки шуйца смущает... А вообще, по моему вкусу, стало ближе.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 17:52:07
СпасиБо, Дмитрий! Да шуйца и меня смущает. Если десница, что говорится, на слуху, то за шуйцей надо лезть в словари...:) Но с десницей левая рука плохо сочетается. Надо, чтобы была правая рука... Так и хочется скаламбурить:
Рукою правой миром правит Бог,
Хотя не правой
–
левой править мог.
:)
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 15-01-2017 | 18:03:32
Как идея - может, поискать в направлении "правша" и "левша"?
Господь - правша, но левою рукой
Он тоже направляет мир людской.
Что-то, может, в этом направлении?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 18:34:55
Нет, Дмитрий, правша-левша не пойдёт. Здесь о праведных или неправедных делах...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 15-01-2017 | 19:55:10
На последнем издыхании:
Рукою правой правит Бог, - Ему
Та, что зовётся левой, ни к чему.
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Владимир Корман
Дата: 15-01-2017 | 21:52:51
Сергею Шестакову
Перевести эти две строки трудно. Бог знает, что было на уме у Геррика,
а, если взглянуть на исторические Божьи деяния, то хочется сказать:
"Бог правит правой не всегда,
а, если левой, - то беда !"
(Обычно, темя не томя,
он бодро действует двумя).
Получается этакое небольшое перепуганное богохульство, но против
реальности не попрёшь.
ВК
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 15-01-2017 | 22:54:24
Сергей абсолютно прав, здесь речь о праведности и неправедности, но передано это через соотношение левого и правого, в этом и сложность. Вроде бы простая игра слов, а сопротивляются из всех сил!)))
Может, такие соображения - тоже на последнем издыхании))) - помогут довести это, казалось бы, простое двустишие, до совершенства?
Десницей правит Бог. И, скажем так,
Стоящий слева - для Него чужак!
Рукою правой Бог отгонит тьму -
А то, что слева, мерзостно Ему…
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Лукьянов
Дата: 16-01-2017 | 12:11:26
Ах, ах, Александр (Скрябин), Господь -инвалид:). Тогда
покритикуйте не меня, а Геррика. Мы делаем перевод, а не собственные
измышления печатаем.
Бог имеет правую руку, но совершенно лишён
Той, что мы именуем левой.
Всё очень просто, без всяких изысков и туманностей. Так
что претензии к Геррику, хотя он был священником, как Вы знаете, и
прекрасно знал не только Писание, но разные религиозные книги с
комментариями.
Кроме того, надо не только своими переводами любоваться в наших Гесперидах, но и почитать примечания.
240. Правая рука
Выражение «правая рука Бога»
понимается здесь в символическом, духовном, а не в телесном смысле. В Библии,
например, правая рука (десница) выражает силу, власть, важность и
исключительность Бога «Десница Твоя, ЯХВЕ, прославилась силой» (Исх. 15:6).
Когда в Священном Писании говорится об Иисусе, сидящем одесную Бога (по правую
руку от Бога), это значит, что Иисус приобретает всю власть и силу Бога. Сам
Иисус сказал об этом: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы
и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64).
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Скрябин
Дата: 16-01-2017 | 14:49:24
Александр Викторович, не мне одному КАЖЕТСЯ (крестился!), что в Вашем переводе Господь... э-э-э... "лишенец" что-ли :)
Хотя все же прекрасно понимают, что автор пишет "в духовном смысле".
Понимают, понимают, а уже столько вариантов, - выразить не могут.
(Мне Сергей напомнил, что и я, оказывается, предлагал уже давно свой перевод: http://www.poezia.ru/works/65972 . Упор сделан на то, что все дела Господни правы, как будто он их делает только правой рукою. Левая же рука считалась нечистой и пр. - и в этом смысле её у Бога нет.)
С уважением, Александр
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Лукьянов
Дата: 19-01-2017 | 11:06:52
Да, Александр, Вы правы. Все почему-то исходят из человеческих правой и левой руки. Но Бог-отец - не человек. Потому речь может идти только о духовной правости. Правость - значит истина, власть, ПРАВО. А левое - нечистое, тьма, как написала Кохан, на-иврите. Вот и смысл стихотворения. Для современников Геррика это было понятно. Нашим умникам сайтовским - непонятно. Вот они и спорят до у-ка-ка.
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 18-01-2017 | 23:14:11
См. мой комментарий ниже.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Кохан Мария
Дата: 16-01-2017 | 14:46:54
На мой взгляд, Сергей, здесь автор утверждает то, что Яхве не имеет темной стороны. Слово "лево" на иврите значит "тьма" - מאלי
Отсюда название "Путь Левой Руки" в Западной традиции.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 16-01-2017 | 18:13:29
...Господь не озабочен "левизной",
справляясь с Миром правою одной,
а сколько рук у Бога, человече,
ты подсчитаешь сам, при
личной встрече...
:о)bg
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 16-01-2017 | 20:01:35
Замечательное развитие идей Геррика!)))
В каком-то смысле, даже более масштабное, чем у самого автора.))
И в страшном сне такое не приснится:
Что ни рука у Бога - то десница!
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 17-01-2017 | 21:25:11
Ещё раз СПАСИБО всем, кто принял участие в обсуждении этого многострадального двустишия!
Мне понравилось предложение Якова Матиса вместо «Та, что зовётся левой…» написать «То, что зовётся левой…». Кажется, что в отношении руки (жен.р.) правильно употребить «Та…». Но именно «То…» позволяет взглянуть на «левую руку» в том более широком («духовном») смысле, который никак не хотел высвечиваться… В общем, с благодарностью принимаю предложение Якова… И название стихотворения, естественно, тоже меняю.
Было:
Десница
У Бога есть десница, и Ему
Рука, что звана левой, ни к чему.
Стало:
Правая рука
Рукою правой правит Бог, - Ему
То, что зовётся левой, ни к чему.
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 17-01-2017 | 23:31:17
...не годится, Сергей... тавтология случилась...
тогда уже вот надо ещё пострадать:
Рулит рукою правой Бог, - Ему
То, что зовётся левой, ни к чему.
:о)))
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 18-01-2017 | 07:12:43
Всё-таки просится в данной конструкции "то, что зовётся левым", или "всё то, что слева"... Или "всё левое"))) и проч. - хоть и это, вероятно, не совсем то, из-за своего полублатного оттенка в современном русском))) Может, теоретически такое словоупотребление и возможно - имею ввиду Ваш последний вариант - но слух режет...
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Ник. Винокуров
Дата: 18-01-2017 | 11:27:02
По-моему, Сергей, можно:
«Та, что зовётся левой»
«То, что зовётся левым»
«То, что зовётся левой рукой»
Но нельзя:
«То, что зовётся левой»
К тому же в оригинале никаких солецизмов не видно.
Возможно, стоит взять паузу - скушать Твикс, а то «левая палочка» куда-то не туда начинает вилять… :)
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 18-01-2017 | 17:58:21
Это с какого же перепугу Херрик решил, что Господу не нужна Его шуйца? Если, как утверждает Александр Лукьянов он "прекрасно знал не только Писание, но разные религиозные книги с комментариями", то по какому праву вступает в полемику с тем же Евангелием от Матфея? "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую" (Мф. 25:31-33). Комментаторы процитировали 26-ю главу, не обратив внимания на 25-ю. Вот для чего Господу десница с шуйцей: отделять агнцев от козлищ. Извини, Роберт (это я Геррику), ты не прав!
Мое предположение по поводу истолкования этого двустишия таково:
У Господа имеется правая рука, но Он совершенно лишен
того, что мы называем левой (рукой).
Иными словами, у Господа обе руки - правые: естественно, в переносном смысле. Тогда можно будет сказать, что Роберт Геррик не противоречит Писанию.
Сергей, шуйца - вполне легитимное слово. Какое Вам дело до того, поймет его читатель или нет? Если не поймет - туда ему и дорога! В 1993-94 гг., когда я делал свою "Небесную вечерю", меня это нимало не заботило.
На троне восседало Божество,
и, осушая чашу круговую,
любимые архангелы Его
сидели одесную и ошую.
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 19-01-2017 | 09:31:27
СпасиБо за разъяснения!
Последую, пожалуй, советам Александра Флори и Никиты Винокурова, т.е. верну "Та..." и возьму паузу. Авось что-нибудь и придумается со временем...
Всех с Праздником!
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 19-01-2017 | 10:04:12
Не за что, Сергей! Я думаю, самое верное - взять паузу. Потому что результат пока, на мой взгляд, Геррику не соответствует. Господь лишен того, что мы называем левой рукой. Мы, а не Он.
И Вас с праздником!
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Александр Лукьянов
Дата: 19-01-2017 | 11:17:01
Юрий, Вы написали, чтобы я посмотрел ниже на Ваши рассуждения. Я согласен. Геррик правильно написал, что Господь именно ТОЙ руки лишён, что мы называем левой. Так я и перевёл для книги именно так (я точность люблю:)
240. Правая рука
Бог с правою всегда рукой; лишь Он
Той, что зовётся левою, лишён.
Не лишён рук вообще, а лишён ТОЙ, что мы зовём левою, т.е. нечистою, тьмы -
на иврите,
как написала Кохан . Для современников Геррика это было вполне понятно, а для наших умников - нет. Вот они и спорят, переливая пустое в порожнее.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 19-01-2017 | 13:45:00
В Вашем тексте, Александр, отсутствует местоимение "мы". И не "зовется левою", а "мы называем левою". В результате у Вас получилось то, что получилось: Господь лишен левой руки. Об этом сказали выше. Из всего, что здесь написано, я пока еще не видел адекватного воплощения мысли Геррика.
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 19-01-2017 | 10:19:50
Не за что, Сергей.
И Вас также.
С уважением,
А.Ф.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Семёнов
Дата: 19-01-2017 | 16:15:32
Сергей, меня частенько пинают за буквализм. Но здесь, по-моему, буквализм спасает.
У Бога - правая рука, и Он
Той, что мы левою зовём, лишён
Мы честно выполнили свою переводческую задачу и при этом оставляем загадку: безрукий ли Бог, и Бог-отец он или Бог-сын, обе руки ли у него правые-праведные, или исключительно художники-иконописцы лишают его левой руки.
Додумывать за автора, дожёвывать в переводе - самое пагубное дело. Оставьте тайну!
С уважением, Сергей.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 19-01-2017 | 18:25:28
Рискну предположить, что если бы был приведен построчный дословный перевод, споров было бы куда меньше. :о)
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Семёнов
Дата: 19-01-2017 | 18:38:57
God has a right hand, but is quite bereft
Of that which we do nominate the left. /
Бог имеет правую руку, но совсем лишёнТой, которую мы называем левой.
Я, Сергей, и предложил другому Сергею (загадываем желания!) сделать именно такой буквальный перевод, а не домысливать.
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 19-01-2017 | 21:18:25
Возможно, дело в том, что "nominate" может использоваться не только в смысле "называть, именовать"?
"У Бога есть правая рука, но он совсем лишён
Того, что мы назначаем (в качестве) левой"
То есть, если что-то сделано не правой рукой (неправое), то не нужно приписывать это Богу, этому найдётся более приземлённое объяснение?
:о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Семёнов
Дата: 19-01-2017 | 21:43:49
Сергей, и этот Ваш чрезвычайно убедительный смысл и другие ранее высказанные, на мой взгляд, должны утонуть, остаться тайной за бесстрастным многозначным текстом, близком к буквальному переводу, в котором мы называем и мы номинируем (назначаем), по-моему, одно и то же. И пусть уже разгадывает читатель или критик, раскручивая ленту и наших догадок.
Мне, например по душе отвергнутая уже Сергеем версия Я.Матиса об игривом смысле этого Геррика: Бог однорук, как мы видим это на иконах.
А вообще, хозяин на этой страничке - Сергей, и его вердикт - окончателен. А мы советчики или, скажем, спарринг-партнёры. Может быть, уже чрезмерно назойливые, судя по астрономическому количеству комментариев.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 19-01-2017 | 21:52:16
Сергей, я согласен.
Единственное, что добавлю - так это ещё одну версию: возможно, Геррик просто использовал подходящее по размеру слово, не задумываясь о том, что через четыреста с лишним лет вокруг этого будут ломать копья? :о)
Тема: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Шестаков
Дата: 19-01-2017 | 22:07:24
СпасиБо, Сергей (Семёнов)! Рифма "Он-лишён" уже есть у Лукьянова. Да и не совсем буквальный у Вас перевод...
СпасиБо, Сергей (Ткаченко)! У Геррика обычно слова многозначны, поэтому всё может быть...
С БУ,
СШ
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Сергей Семёнов
Дата: 19-01-2017 | 23:02:41
Сергей, исключительно. чтоб избежать от уважаемого Александра Викторовича справедливого упрёка в плагиате его рифмы, даю новый вариант буквального перевода эпиграммы:
Господь рукою правой наделён,
А левой, по названью, Он лишён.
или
А левой, как прозвали мы, лишён.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Дмитрий Якубов
Дата: 20-01-2017 | 01:19:58
Просто хочу заметить, что ни разу не встречал изображения однорукого Бога в европейской живописи тех веков. Хотелось бы увидеть ссылку, если таковая существует.
Двурукого, "очеловеченного", видел неоднократно.
Спор о Божественности Христа, возможно, и не имеет значения для перевода, поскольку у Геррика God, не допускающий толкований, но следует всё же иметь ввиду, что Геррик - это клирик англиканской церкви, для которой Христос - Бог.
Из последних вариантов понравились с "Он - лишён".
Тем не менее, всё больше склоняюсь к мысли, что здесь почти непереводимая игра слов.))) Поскольку, всё же, здесь речь не об отсутствии у Бога левой руки, а о правоте обеих рук и отсутсвии в Боге левого (тёмного) начала. Возможна ли такая игра слов на русском? При воспроизводстве "игры" с руками у Бога "теряется" левая рука, а если переводить по слыслу, потеряется эта замечательная игра слов...
Тема: Re: Re: Роберт Геррик. (N-240) Правая рука Сергей Шестаков
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 20-01-2017 | 15:59:34
Совершенно с Вами согласен, Дмитрий.
Тема: Re: Роберт Геррик. (N-240) Десница Сергей Шестаков
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 14-01-2017 | 11:53:34
Я вижу, Вы занимаетесь темой рук.
Эту миниатюру нужно подработать.
Во-первых, слово "званый" имеет другие значения: приглашенный (званый гость) и торжественный (званый обед).
Во-вторых, руки - органы парные, и у них парность наблюдается и в названиях. Желательно соблюсти, ее, т.е. единообразие в наименованиях: десница - шуйца. Кстати, в оригинале они единообразны: right - left. Возьмите шуйцу - и у Вас отпадет надобность в обороте "рука, что называется". И тогда уже стройте фразу.
С уважением
А.Ф.