Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 14:01:07

Здравствуйте, Дамы и Господа! Давайте начнем обзор следующего, уже октябрьского цикла рекомендованных редколлегией произведений, в выборе которых на этот раз поучаствовала. Конечно, свое собственное стихотворение включила в топ не я, но раз уж пошла такая пьянка, придется разобрать и его. Надеюсь, на этот раз получится обойтись без серьезных разногласий. Я буду сурова, но справедлива.



День следующий (Константин Еремеев)


Люблю разбирать эпиграфы. В данном случае, фраза Торнтона Уайлдера из его романа «День Восьмой» оказывает непосредственное влияние на сюжет стихотворения. Кажется, там было так: «Человек – не завершение, а начало. Мы живем в начале второй недели творения. Мы – дети Дня Восьмого». Об этом и речь. Об объективной незавершаемости жизни. Восьмой день может длиться миллионы лет. Все бурлит и движется вокруг, и детские крики во дворе радуют. Все течет и меняется для того, чтобы пришел наконец день девятый. И нет причин считать, что на этом счет остановится. Бег времени – штука неумолимая, но вряд ли ужасная. Впрочем, как посмотреть. Лирический герой здесь смотрит свежим взглядом. Но не могу не придраться к некоторым странным фразам, например: «Скорее там по норам сети лазил Себя не осознавший тёмный разум С огромным глазом». Во-первых, «норы сети» – сочетание спорное. Норы в сети? Во-вторых, «темный разум с огромным глазом» – звучит как детсадовская дразнилка, если честно. Тут трудно представить, что имелось в виду. Хотя не исключаю, что просто не понимаю какой-нибудь тонкой поэтической подоплеки. Короткие строки – хороши. Придают нужную динамику тексту. Поправить первую строфу – и будет великолепно. Спасибо.


Золотое руно реальности (Игорь Белавин Песни)

Необычное амплуа искрометного верлибриста, как мне кажется, Игорю Белавину очень идет. «Золотое руно реальности» интересно и легко читать. В этих стихах по крайней мере есть нерв и искренность. Первая часть триптиха – размышление человека творческого мыслящего о обезличенности и бессмысленности всего ныне происходящего. Очень болезненно. Вторая часть – семейное бытописание. И там – своя боль (непонимание близких, глухота всех по отношению друг к другу). Третья – глубоко личное представление о смерти. Иногда пригородный автобус, идущий на дальнее кладбище так напоминает маршрутку, следующую к ближайшему дачному поселку. Похожие люди в похожей одежде и с похожими выражениями на лицах едут выполнять свой долг. И любая остановка в пути – и правда передышка. Так легко и просто описать непростые в сущности вещи! Именно за это люблю верлибры. Они дают автору в самом, наверное, масштабном вопросе как раз необходимую долю свободы. Спасибо. Получилось красиво.


Кто не вписался в быт... (Андрей Сизых)


Несмотря на то, что я могу понять настроение вышеозначенного стихотворения и даже представить себя в его рамках, в атмосфере меланхоличной тоски, одиночества и экзистенциального ужаса перед надвигающейся осенью, все же должна сказать, что «Кто не вписался в быт» – не выглядит удачным произведением. Пропущенные буквы, речевые ошибки и некоторая неразбериха с логикой выдают авторское небрежение. Может ли кот мяукать словно швейная машина? Сравнимы ли звуки, издаваемые котом и швейной машинкой? Почему мужчина забыт «словно зонт» (если там слово «словно», буква «н» пропущена)? Где связь между забытым зонтом и забытым человеком в данном контексте? К чему здесь неоднократное повторение «словно»? Тавтология при довольно ленивом выборе слов, конечно, неудивительна. Но все же удручает. И так далее и так далее. Последние же две строки выглядят по меньшей мере странно: «И скреплены скупым мужским союзом Стихи Иосифа и тот, с кем кот пока». Вы же понимаете, что таким образом «скупым мужским союзом» (почему скупым?) скреплены стихи и «тот, с кем кот пока»? В мужском союзе состоят человек и стихи. Чрезвычайно эксклюзивный джентльменский клуб. Уже не говоря о том, что произнести без запинки «тот, с кем кот пока» с первого раза сможет не всякий. Надеюсь, «Кто не вписался в быт» – всего лишь не самое удачное стихотворение автора.


Караваджо. "Натюрморт" и "Больной Вакх" (Владимир Мялин)


В средних классах школы нам часто задавали описывать картины в сочинениях. Нам доставались обычно скучнейшие пейзажи Левитана или Куинджи. И вот – как хочешь размазывай на две странички «спелая рожь золотится в лучах закатного солнце» и «величественно несет свои стальные воды вдаль спокойная осенняя река». Пытка. А учителю читать. С Караваджо мы тогда могли бы размахнуться. И самые банальные его натюрморты не то чтобы тривиальны. В них есть движение мысли. Пусть и с подгнившим бочком. «Караваджо» Владимира Мялина я оцениваю примерно также. Очень зрительное описание. Красочное. Достоверное. Картины эти представляешь «как живые». Все дело в игре света и тени, жизни и смерти. Гниение и разложение также достойны изображений, описаний, как «обычный вид покоя и здоровья». Впрочем, Караваджо как предтеча Бодлера, прекрасен. Владимир Мялин же новому нас не учит, просто рассказывает уже известную историю. Плохо это или хорошо – не могу судить. Но за сочинение «Описание картин Караваджо «Натюрморт» и «Больной Вакх» поставила бы пятерку.


* * * (Что у вас нового?..) (Михаил Кукин)


Тот случай, когда использование поэтических штампов полноценно работает на самую идею стихотворения. Здесь «кровь – любовь – морковь» – это прием. И презабавный. Затертое клише нужно, просто потому что «нового нет ничего». Легкое остроумное стихотворение – сладко-горькая потешка, от которой по прочтении становится немного грустно, потому что «нового нет ничего». Спасибо.


Не знаю, что ночью грибнице снится (Владимир Старшов)


Поэтический абсурд – не самое мое любимое направление в литературе. Но нельзя не признать, что в данном случае впечатление остается в целом приятное. Только почему-то кажется, что стихотворение делится на две части: в двух первых пятистишиях логику худо-бедно еще можно проследить. Речь об одинокой безысходности. Звезды льют свет на что-то от тоски по хоть какому-то общению. Необычно, странно. Но в контексте стихотворения и в это можно поверить. Следующие строфы кажутся абсолютно оторванными от предыдущих. И тут как раз наползает фантасмагория. Бензопилы, Аляска, Ницше с лошадью и обращение к читателю, которому обязательно почему-то нужно обнять сосну. Звучит бредово. Хотя вряд ли стоит ожидать лежащего на поверхности смысла от абсурдистских стихов. Дело скорее в том, что две части стихотворения не кажутся связанными друг с другом. И написаны они, как мне кажется, по-разному. Во второй части больше абсурда, в первой больше связности и лиричности. Символизм на разных уровнях. И конструкция распадается. Впрочем, возможно, я опять что-то не так поняла.


О, как мы все на дружеском пиру (Виктор Гаврилин)


Принципиально не решаемые противоречия в философской лирике – вопрос непростой. Мы вообще сотканы из противоречий, но отрефлексировать их, сопоставить и грамотно «поженить» может не каждый. Хорошо, когда ты – сам себе психотерапевт. Но иногда довольно и поэзии. Наверное, это как раз такой случай.


Время последних песен (Андрей Земсков)


Еще одно очень осеннее произведение с легким изящным динамичным вступлением и медленным печальным продолжением. Увертюра потонула в темном омуте драмы октябрьского сплина, когда кажется, что затихает не только природа, но и всякая жизнь, в том числе творческая. Болдинская осень случается не каждый год и не у всякого. Чаще осенью писать и петь вовсе не хочется. На самом деле «Время последних песен» – неплохое описание сезонной депрессии. А мысль о том, что смерть творчества – тоже своего рода свобода, оригинальна и мне близка. Написано неплохо. Спасибо.


Фауст (Ольга Галицкая)


Не думаю, что эти стихи о Фаусте. Это стихи о Маргарите, одном из самых странных литературных образов своего времени. Простодушная чистая девушка влюбляется и становится невольной причиной смерти всех своих родных. Ее любовь чиста, но сеет неприятности и приносит только боль и раскаяние. Это – грустная история. И печальны осенние стихи Ольги Галицкой. Может быть, иногда мы все – Маргариты, когда мечты и желания наши прекрасны, но демонические силы, судьба, темные глубины подсознания (или что там) оказываются сильнее невинных порывов. И несет нас жарким листом над безвидной и пустой землей вперед и вперед к предсказуемому концу. Стихи эти просты, но тревожны. И неудивительно, что моя любимая строка тут «Ведь я - совсем не исключенье Из Маргарит». Не думаю, что исключения бывают.


Розанов (Воротнин Юрий)


Тяжелое все-таки время – конец осени, начало зимы. Это давящее ощущение хоть раз в жизни почувствовал на себе каждый. И для меня ноябрь навсегда отравлен болью, раскаянием и виной. Несмотря на то, что стихотворение в общем кажется непритязательным, но оно отлично передает это настроение беспросветной тревоги, когда за окном холодно и темно, и дома спастись можно только электрическим светом и слезами. Что ж… иногда надо разрешить себе поплакать.


В уединении нет доблести (Алёна Рычкова-Закаблуковская)


Стихотворение кажется простым, но исследует интересный вопрос: глубокое внутреннее уединение, нездоровое погружение в себя. Рефлексия – это прекрасно. Самоанализ иногда помогает не сойти с ума. Но самокопание уводит в пучины безнадежности беспросветности и безвозвратности. И потому – в уединении нет доблести. Ведь это тоже своего рода побег. От реальности и жизни. Тяжелая осень почему-то многих из нас приводит к глубоким философским размышлениям. А что поможет от самоизоляции? Другие люди, другие возможности или хотя бы – смена картинок за окном. «Гляди туда где листья падали»… Спасибо.


Пылинки (Вланес)


«Пылинки» – это поэзия тихого мгновения. Танцующие в луче света пылинки на фоне цветастых обоев и колышущихся занавесок. Конечно, не то чтобы оригинальная картинка. Но почему она не может быть хорошо описана в стихотворении? Почему не может быть живой и уютной, настоящей? Так и есть: «кружится стая золотистых пылинок, такая густая, что светлеет пространство в проёме дверном». Представили? А может, вспомнили? «Пылинки» – фотостихография, отпечаток памяти, не стираемый никакими солнечными лучами. Здесь краска не выцветет на свету. Может быть, немного тривиально и скучно, но все равно – хорошо.


За калиткой (Надежда Бесфамильная)


Право слово, Эдемы у всех разные. Кому-то достаточно яблоневого сада от калитки и до крыльца. Это очень милый образ. Маленький садик при маленьком доме для маленьких адамчиков и евочек. Если б было еще не так сладко-приторно. Впрочем, мне нравится вот это четверостишие: «В листьях опавших сгниёт сладимое, В райскую канет замять… Будет окрашивать время зимнее Солнцепаденья память». Это симпатично и изобретательно.


Терцеты ноября (Александр Куликов )


«Терцеты ноября» – плоды очень внимательного, деликатного и нежного взгляда, а также очень обстоятельно-бытописательные произведение. Наверное, одно из любимых в этом рекомендованном. Конечно, здесь нет каких-нибудь сложных рассуждений, глубокого философского подтекста. Но есть смысл, есть цельность, логика и красота. Гармоничные и интересные стихи, цепляющие яркостью изображений, обилием деталей, динамикой и изворотливостью поэтической мысли. «А нам пора – зеленый свет горит, и над землею первый снег парит, как будто белый голубь, оземь грянув, мгновенно обратился в снегопад». Какие образы падающего снега! Какие кадры! Кто этот Бог, к которому обращается автор (лиргерой?) в последней части? Интересно. С кем вышел погулять тот человек, чьими глазами мы глядим на белеющий мир? Почему прогулка вызывает одновременно восторг, страх и боль?


Плакса, вакса, гуталин... (Владислав Кузнецов)


Сколько дразнилок про плакс вы знаете? Я знаю почти все, потому что была той еще плаксой, и меня, конечно, дразнили. Была в свое время и ревой-коровой и плаксой-ваксой с горелым блином на носу и машенькой, которой так и не купили калач. Поэтому понимаю, что «Плакса, вакса, гуталин» – это детский фольклор, разбавленный приметами советского быта. Понимаю, но не знаю, зачем в стихотворении настолько много наверчено, что между плаксой и ваксой немудрено потеряться, – упустить, так сказать, нить повествования. Не всякий читатель станет внимательно продираться сквозь концентрированное обилие специальных словечек. Такие тексты с трудом впускают в себя. И это обидно, учитывая тот факт, что последние семь строк стихотворения мне и правда нравятся. В них есть та самая ностальгически узнаваемая картинка, за которую хочется зацепиться, как за что-то настоящее, живое, знакомое и родное.


Утро на Покров (Александр Ганул)


«Утро на Покров» – пример той самой тихой пейзажной лирики. Это красиво, образно и очень скучно. Возможно, до таких стихов я просто не доросла. Тихо медленно по воде стелется белый туман, потихоньку расползается, подползает к краю воды, потом начинает заполнять всю землю, насколько хватит глаз. Мир обряжается в белое. И кажется одновременно и живым, пресуществленным, но и совсем-совсем ненастоящим, ирреальным, святым и чистым. Красиво. Но мне не хватает чего-то еще, кроме самого хотя и яркого, но просто изображения. Поэтому скучновато. Заметьте, я не говорю – плохо, потому что это не так.


Яблоки (Михаил Эндин)


Мне нравятся «Яблоки» Михаила Эндина. Да вот так просто. Эти небольшие забавные стихи-перевертыши очень даже засели мне в голову. Сами представьте, как мир переворачивается, стоит только сказать себе: «И не важно — я на дереве или дерево на мне». Забираешься на толстую ветку, повисаешь вниз головой и думаешь, а с какой стороны низ, с какой верх, и есть ли разница, куда собственно падать. В детстве было приятно ставить такие мысленные эксперименты, проверяя закон всемирного тяготения. И если под рукой яблоки, почему бы не проверить его на яблоках, в самом деле? «Мы познаём без устали яблочность наших тел» – и правда, в какой-то момент очень не хочется упасть на землю, словно то яблоко, и хрустнуть. Забавно. Спасибо.


Это совсем не артхаусное кино не большая литература (Регина Соболева)


Еще одно мрачное хтоническое осеннее стихотворение, которое скорее нагоняет жути, чем показывает, что собственно имелось в виду. Мрачное, тягучее, медленное, неправильное, со сбитым ритмом, оно как будто приглашает пройтись по слякотной улочке, по давленным маклюрам мимо чужих окон, некрасивых поникших клумб, грязных луж и общей осенней убогости, просто для того, чтобы показать: да, мир непригляден, такой уж, какой есть, а чего вы хотели? Это поза. Автор играет в большую литературу, делая вид, что презирает ее, отдавая предпочтение «живой жизни». Но выглядит это так же грустно, как и звучит. Впрочем, возможно автор и сам иронизирует над собственной претенциозностью и лицемерным снобизмом. А может, его тошнит и от жизни и от жизнеподобия.


Что позволено быку (Борис Чечельницкий)


Не поймите меня неправильно: из всех богов Зевс больше всего достоин осмеяния. Его похождения и в рамках древнегреческих мифов уже были пародиями на самих себя. Тут остается лишь правильно подобрать метафору, оборот, тропчик, немножко преувеличить, и будет смешно. Но… в этом весь смысл? В шуточном переложении известного всем мифа? Но, наверное, шутка никому ничем не обязана. И уж точно не должна быть суперсложной. Главное – чтобы было смешно. А ведь получилось забавно. Спасибо.


раннему творчеству Чингиза Айтматова (Екатерина Камаева)


Ох, я тоже люблю раннего Айтматова. Для меня это его «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке» и, конечно, «Первый учитель». Во всех этих произведениях дело происходит в аилах в Киргизии. Везде речь о любви. Трогательной, красивой, первой. Это самые лиричные его произведения, самые душещипательные. Плюс местный колорит. И тоже традиционный для раннего Айтматова вопрос искусства, необходимости, неизбежности и неизбывности его. Представленное стихотворение Екатерины Камаевой прекрасно передает весь дух и смысл тех тонких изящных повестей и рассказов киргизского мастера. Красиво, лирично, пафосно. Мне очень нравится. Спасибо. Вспомнила, как мы с учительницей по русскому и литературе на дополнительных занятиях перед олимпиадами для души читали Айтматова и ревели в два ручья.


об этом (Виктория Смагина)


Конечно, очень опасно называть стихотворение «Об этом». Во-первых, читатель может понять неправильно или наоборот слишком правильно. Во-вторых, сравнение с Маяковским (которое у читателя опытного нет-нет да и проскочит) может быть не выгодно поэту. И такая борьба за ожидания и против них – дело не всегда благодарное. И уж точно выматывающее. Итак об этом ли «Об этом»? Да, это о любви. Тонко и небанально, особенно там, где речь идет «о нем», кем бы он ни был. Я еще не читала таких проникновенных строк о поэте-алкоголике с чувствительной душой. Хотя уверена почти на сто процентов, стихотворение написано ради последних строк, где речь идет «о ней». Она любит его поэзию, но не любит его алкоголизм. И эта история тоже стара как мир. Двойственные ощущения: стихотворение и симпатичное, легкое, но и немного слишком пафосное.


Так резко холодает, что (Любовь Берёзкина)


Мне почему-то всегда нравятся эти трогательные поэтические крупицы памяти – небольшие детские воспоминания. Они кажутся огромными до какого-то момента, потом тихонько теряют в росте, но не теряют своей подспудной важности. Мило, узнаваемо и хорошо. И меня повязывали крест-накрест толстой огромной шерстяной шалью, когда водили на прогулки в детстве, укутывали так, что из-под шали торчали только глаза. И мир сквозь эту прорезь выглядел опасно, но все равно великолепно. Но… только ты соберешься по-детски порадоваться чему-то, тебя тянут за руку, и снова – «кругом тоска, зима, и смерть, и мы сворачиваем к дому». Красивый фрагмент. Спасибо.


почти (Игнат Колесник)


«Золотой осел» Апулея – произведение с классическим сюжетом. Путь героя здесь прям и понятен. От духовной деградации до духовного возвышения и принятия ответственности не только за себя самого, но и других. От оскотинивания до очеловечивания в самом глубоком смысле. Опять же – классический путь героя. Но в стихотворении путь лиргероя обрывается на половине. Он прошел одну метаморфозу, но оказался лишен второй. Потому что люди не меняются, потому что жизнь – боль. Особенно для людей, которые не меняются. Отсюда и карта Таро. В общем и целом «восемь кубков» изображает разочарованного человека, который идет в неизвестность. И может означать упущенный успех, одиночество, покинутость, бегство и отказ от самосовершенствования. «Не верь волшбе, не верь обетованьям». Хорошее умное, хотя и отнюдь не оптимистичное стихотворение.


Поэма без героя (Евгений Антипов)


Ну что ж, еще одна поэма без героя (с соответствующим названием). А героя нет, потому что никто из упомянутых богемных людей высокой планки не достиг, не сдюжил, не сумел, а в общем – вовсе и не захотел сдюжить и суметь. И хотя «Поэма» – произведение несомненно ироническое, а все равно – немного грустно. Что уж прямо никого-никого положительного хоть чуть-чуть не нашлось? Художник спал, поэт принимал, музыкант кутил… Богема. Что еще тут скажешь? Но – смешно. Потому что – правда.


"лбом прислонясь, в иллюминатор..." (Слава Баширов)


Знаете, пару веков назад моряков, ушедших в плаванье, считали обитателями иного мира. Так говорили: может быть, они и не мертвы, но ходят над бездной. Наверное, ту же логику можно применить к летящим в самолете. И этот полусон иномирца о вечном холоде, в котором нет ничего и никого, в полете над бездной, над бесконечностью холодной мглы, кажется очень отчего-то достоверным. И кажется, что и сам видел когда-то примерно такой же сон, прислонившись к холодному иллюминатору в самолете. Что-то в этом есть. Спасибо.

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 15-11-2023 | 15:32:14

на мой вкус, вполне сбалансированное критическое блюдо, без острых углов :) главное -- хочется перечитать все представленное.
Регина, спасибо,

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 | 17:02:20

Спасибо и вам.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Владислав Кузнецов

Дата: 15-11-2023 | 19:17:44

Добрый день, Алёна.
Взглянул и вспомнил...
Мне Иван Михайлович написал про сеять семя -
- так и шагала вакса сея семя
своё у всех прохожих на виду,
а жадина-говядина в то время
готовила уже сковороду...
Чего-то знакомое, думаю. Потом вспомнил - перевод Митяева на японский. "Женщина с планеты Земля".
Да и прочее. Не на китайский, но тоже хорошо...
https://yandex.ru/video/preview/16005705828124421702

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Барбара Полонская

Дата: 15-11-2023 | 17:29:00

Регина, здравствуйте. Обзор-размышление. Вполне деликатно и взвешенно. Спасибо. 

Из всей подборки в моём прочтении выделяется одна публикация. Очень кратко к стихотворению Вланеса Пылинки:
Чудо мироздания  стая золотистых пылинок – смыслообразующая неопределённость. Космос, внутренний и внешний, соединяется в них. Сюжеты жизни, выбор, символы. Мерцания.
И само стихотворение – имманентная стая золотистых пылинок, надвременное Нечто, сочетание глубины, лёгкости, роскошества движения строф и рисунка рифмы. Идеальное стихотворение, преобразующее неидеальный мир.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 | 17:31:11

Да, пусть оно и герметичное, маленькое, но очень милое и какое-то цельное что ли. Очень хорошее.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 | 17:29:36

Спасибо большое. Вы прошлись по моему лабиринту смыслов очень грамотно и без проблем по дороге. Я даже сама теперь вижу, что думала, когда писала! Да, иногда в поэзии очень мало поэтического. А иногда кажется, что мало. И сам автор над этим не властен. Чудесный отзыв.

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Владислав Кузнецов

Дата: 15-11-2023 | 18:44:38

Думается, всё хорошо..
Перечитать ТОП. Взглянуть со стороны... Нормально.
Даже есть подозрение, что обойдётся без дворцовых перевёртышей. Регина - это ведь царственная..
Спокойствие важнее всего.
Про соболей, кстати, тоже есть. Ладно, это в конце.
Я дразнилок знаю много. Я вырос во дворе. Но никогда их не озвучивал. Я был воспитателем младшей сестры.
Не справился, конечно. Но был.
Зато стилизованный мат я освоил.
И, что важнее, часто возвращаюсь в то время.
Спасибо, Регина. Было интересно. И про соболей -...https://yandex.ru/video/preview/5266764029998304940
Получилось - повторяюсь. По склерозу, но и по теме тоже.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 | 19:05:29

Спасибо. Вы меня утешили.

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 15-11-2023 | 20:42:31

Уважаемая Регина Олеговна,
а я тоже, вроде, в ТОПе. Меня не хотите... скажем, поругать?

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 | 21:06:55

Я бы с удовольствием. Если бы хотя бы чуть-чуть понимала в переводах. Рубрику "Наследники Лозинского" я в обзорах не трогаю. 

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Игорь Белавин Песни

Дата: 15-11-2023 | 21:21:16

Хороший слог, это важно.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 15-11-2023 | 21:31:09

С этим трудно поспорить.

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 16-11-2023 | 06:12:31

Позвольте маленький лингвистический комментарий.
Формула "дамы и господа" привычна, но не корректна.
Правильно будет: "господа", т.к. в ед. числе "госпожа" и "господин". Вместе это - господа.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 16-11-2023 | 13:49:07

Спасибо.

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 19-11-2023 | 19:48:35

Александр Владимирович, есть ли в современном русском языке вариант обращения, соответствующий ladies and gentlemen ? 
Кроме судари и сударыни

Тема: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Косиченко Бр

Дата: 19-11-2023 | 19:56:10

алмазные Донны и прочий побочный продукт мироздания

Тема: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 19-11-2023 | 20:12:14

Речь о первородстве ископаемого угля?)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Косиченко Бр

Дата: 19-11-2023 | 20:16:20

углерода... в кимберлитовой трубке

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 19-11-2023 | 20:21:04

западные якуты с Вами не согласятся, но пусть будет так, как сокращённый вариант

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Косиченко Бр

Дата: 19-11-2023 | 20:27:49

Сначала была Зарница, потом Мир, но прежде Тьма (Большая Дыра)

Тема: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 20-11-2023 | 06:02:45

Боюсь, что нет.
Вернее, говорят: "Дамы и господа"

Тема: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 20-11-2023 | 10:52:46

Здесь —  «потому что на десять девчонок по статистике девять ребят» — тоже, получается, ошибка?

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 22-11-2023 | 01:13:24

Простите, не понял вопроса. Вы имеете в виду, что ребята - обоих родов? Т.е. ребята = дети. В общем, да.
Популярные песни чрезмерной грамотностью не отличаются.
Кстати, недавно перечитывал дневники К. Чуковского. Так вот, от в больнице в 1969 г. с возмущением пишет о пошлости эстрадных песен, которые, по его мнению, нарочно навязываются населению, чтобы люди не знали поэтов "серебряного века".
А к эстрадным песням ведь часто писали стихи профессиональные поэты - напр., Евтушенко, друг Чуковского.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 22-11-2023 | 02:10:30

Александр, разве мн.ч. от "госпожа" это не "госпожи"? А что касается ребят, так ещё у Даля сказано, что "ребятишки" - более о мальчиках, а ребяцкий - более о парнях.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 22-11-2023 | 08:08:55

Нет, не "госпожи"
В словаре Кузнецова: ГОСПОЖА. см. ГОСПОДИН.
Не знаю, куда Вы смотрели, но, может, перепутали родительный падеж и мн.ч.?

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 22-11-2023 | 08:50:13

Насколько понимаю, в словарях мн.ч. указывается особо, если есть отклонения от нормы (например, не "господины", а "господа"). Поэтому и мн.ч. для "госпожа" в них отсутствует.
А ещё я смотрел склонение в "карте слов" и примеры в НКРЯ по критерию "госпожам". Результат оказался более чем красноречивый.
Предполагать же, что форму "госпожам" в дательном падеже могут принимать "господа", а не "госпожи", не решаюсь.

П.С. Поиск в НКРЯ по критерию "госпожи" смысла не имел, поскольку результаты в р.п. ед.ч. забили бы список. Но только сейчас сообразил, что критерий "наши госпожи" смысл имеет. И не ошибся, можете проверить.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 22-11-2023 | 12:03:23

Спасибо! По логике вещей должен быть вариант, подчёркивающий присутствие представителей обоих полов среди тех, к кому обращаются. Получается, в русском языке (кроме судари и сударыни) такого варианта нет. Но в нём есть внутренняя потребность. Именно в нейтральном варианте, поскольку «судари и сударыни» ощутимо пахнут несуществующей империей.
Будучи убеждённым сторонником идеи «если чего-то нет, надо его создать», здесь — не знаю, насколько оправданно было бы предложить не считать это ошибкой в контексте обращения. Не скажу за всех, но из малых народов России марийцы, например, так и сделали: спокойно используют «дамы и господа», поскольку это никак не перекликается с их родной лексикой. Главным образом, они заимствовали слово «дамы», а для «господ» употребляют то собственно это слово, то «чиновник» во множественном числе.
p/s  
Не очень понятно, помнил ли Чуковский в момент речи о Евтушенко, но последний очень его ценил и уважал.
Напоминает историю, как некогда здесь упомянутый И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Отчасти благодаря тому, что В.М. Бехтерев лайкнул кандидатуру Павлова. А через какое-то время Бехтерева в этом плане продинамили. Потому что заседавший в комиссии И.П. поставил ему дизлайк.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Ирина Бараль

Дата: 22-11-2023 | 12:14:35

Чего иного можно было ожидать от истязателя собак.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 22-11-2023 | 12:46:47

Он был уверен, что у животных отсутствует мыслительный процесс. Потом, когда под давлением фактов пересмотрел свои взгляды, всё стало ещё хуже. Не буду комментировать. Для науки он сделал много. Но такую цену без разрешения можно платить только из собственного кармана. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 22-11-2023 | 12:40:55

Почему же нет варианта? Есть, причём именно для сайта: "сосайтники и сосайтницы".

П.С. А почему вариант "дамы и господа" не подчёркивает - непонятно.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 22-11-2023 | 13:00:45

Не подчёркивает? А Ваш вариант, значит, подчеркнул?
Как бы то ни было, в чувстве юмора Вам, Сергей, не откажешь)

p/s
)) Всё проще: в данный момент специфический текст набираю, мне "редактор" подчёркивает то, чего не знает. Прочитала Ваш коммент со своей колокольни.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 22-11-2023 | 13:08:53

Екатерина, от Вас не ожидал. Кто сказал: "...должен быть вариант, подчёркивающий... Получается, в русском языке (кроме судари и сударыни) такого варианта нет"?
Я и ответил, что мне непонятно, почему Вы считаете вариант "дамы и господа" неподчёркивающим. :о)

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Михаил Эндин

Дата: 16-11-2023 | 13:08:05

Добрый день, Регина!
Хороший у Вас "Обзор" — доброжелательный, спокойный и взвешенный в рассуждениях и оценках.
А мои "Яблоки" стали ещё вкуснее от Вашего интересного взгляда на них.
Спасибо!

Тема: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Регина Соболева

Дата: 16-11-2023 | 13:50:12

Да, мне кажется, получилось даже слишком по-доброму. Но ведь хороший топ вышел! Спасибо. "Яблоки" - чудесные.

Тема: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 21-11-2023 | 06:54:23

На мой взгляд, в сравнении с первым обзором - безоглядным и непричёсанным, второй получился излишне округлым и политкорректным, напоминающим отписки чиновников. Но спасибо и за это!

Тема: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 22-11-2023 | 22:26:59

Наталия, я как раз в сообщении чуть ниже такой вариант и предложила. Поскольку люди привыкли и всё равно будут так говорить за неимением альтернативы, удобнее всего сделать исключение и узаконить. Потому что ошибка была "спущена сверху")

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 23-11-2023 | 08:04:56

"Это среднее звено управления языком допустило оплошность, не написав в словарях - множественного числа у слова госпожа нет. По примеру - у штанов нет единственного." - Наталья, Вы угадали все буквы, но не назвали слово. :о)

В словарях не написано "мн.ч. у слова "госпожа" нет" именно потому, что оно есть. В словаре Ушакова указан р.п. и для мн.ч. тоже. А может ли у слова быть родительный падеж множественного числа, если множественного числа нет? Что-то я сомневаюсь. :о)

Ну, и несколько цитат из НКРЯ (поиск по критериям "госпожам" и "госпожами" дал гораздо больше, можете убедиться сами):

Он полюбил девушку; но, решив, что нельзя служить двум госпожам — любви и науке, — покинул невесту и окончательно отрекся от мира. [Д. С. Мережковский. Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи (1901)]

Да мимоходом зашел прежде в нумер к госпожам Кобылятниковым, чтоб занести им «Общий вывод положительного метода» и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера); потом прихожу сюда, а тут вон какая история! [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)]

Не судите о красоте англичан и англичанок по этим рыжим господам и госпожам, которые дезертируют из Англии под именем шкиперов, машинистов, учителей и гувернанток, особенно гувернанток: это оборыши; красивой женщине незачем бежать из Англии: красота — капитал. [И. А. Гончаров. Фрегат «Паллада» (1855)]

— Шлейфы носят только за самыми знатными госпожами, а все прочие дамы, даже генеральши, завертывают шлейф, как и я, на левую руку. [К. П. Масальский. Регентство Бирона (1834)]

— Что же вам, тетушка, так очень уж гоняться за этими госпожами! [А. Ф. Писемский. Русские лгуны (1865)]

Так и уходили годы; девушки росли у Пуговкина на полной воле и свободе полными госпожами своих поступков и, наконец, стали уже не девочками, а девицами. [Н. С. Лесков. Чающие движения воды (1867)]

Первое — азартные карточные игры, введенные в моду кардиналом Мазарини и встреченные придворными господами и госпожами с живейшим сочувствием. [Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга вторая (1871)]

Возобновление контрактов с госпожами Больской и Фриде не только не дадут возможности сделать сокращение в оперном бюджете, но вызовут дальнейшую передержку, вследствие чего я не мог взять на себя решение этих вопросов». [В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров (1907)]

Может быть, им было особенно приятно купаться в этой реке потому, что они чувствовали себя госпожами этих быстротекущих вод и песчаных отмелей под их быстрыми ногами. [Ф. К. Сологуб. Капли крови (Навьи чары) (1905)]

Днем неслись передо мною кареты и коляски с пестрыми господами в перьях и золоте, с госпожами, разряженными в пух, стуча по мостовой; мелькали мундиры, ленты, аксельбанты в неописанной суете, которая на измученный организм производила род тяжелого кошмара. [П. В. Анненков. Литературные воспоминания (1882)]

П. — хотели быть госпожами, героинями в революционном движении, но это им не удавалось.) [М. М. Пришвин. Дневники (1920)]

— Поистине ты царица царицам и госпожа госпожам! [А. П. Ладинский. Анна Ярославна ― королева Франции (1960)]

Госпожа Мясоѣдова, госпожа Сидорова, госпожа Перепелкина, госпожа Шульцъ, старая бонна княжны Одоленской, Нелюбова, и ея прежняя портниха?.. Все госпожи!.. Да теперь всякая кухарка, всякая дворничиха — госпожа... [М. К. Иогель. Между вѣчностью и минутой // «Русская Мысль», 1880]

(конец цитирования)

Если не затруднит, поясните, какие решения нашли поляки и украинцы?

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Обзор рекомендованных редколлегией произведений (октябрьский отбор)

Автор: Екатерина Камаева

Дата: 23-11-2023 | 14:44:34

И хорошо, что Регина Соболева употребила именно это обращение (а не bonjour à tous), а профессор филологии довольно деликатно обозначил несоответствие. Потому что я, например, не задумывалась, что так неправильно. Не то что бы не знала. Просто оно очень привычно. «Спущено сверху» — я имела в виду СМИ. В частности, развлекательные передачи, но не только. Как-то не принято озвучивать, что необходимый контроль не осуществляется должным образом. Несмотря на обилие полезной и интересной информации в комментариях, мне по-прежнему нужен ответ конкретно от А.В. Флори. Вопрос я задавала ему.