Дата: 30-03-2023 | 11:03:00
Алёна Рычкова-Закаблуковская, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 1461 № 174140 от 30.03.2023
3 | 77 | 911 | 21.12.2024. 21:25:40
Произведение оценили (+): ["Владислав Кузнецов", "Елена Ханова", "Алёна Алексеева"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 30-03-2023 | 14:12:29
Тема: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 30-03-2023 | 14:44:32
а так ли все просто, Ева?
Даль говорит: Проникать во что мыслью, умом, входить, углубляться, постигать. Лукавого намерения спроста не проникнешь...
да и метонимию никто не отменял: проникать - - постигать.
?
п.с. Теперь, наоборот, мыслию низвожу на землю могущество и благость бога, духом его проникаю все, бывшее, сущее и будущее в мире... Н. И. Греч
У меня не зря глаза на лоб лезут, ― я людей знаю, я их проникаю, как мою колоду карт. М. Горький
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 30-03-2023 | 15:38:41
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 30-03-2023 | 19:04:09
спасибо за ответ, Ева!
вот я и говорю: дело весьма многотрудное, проникнуть, что у поэта в тексте: эллипсис, метонимия или эрратив (безо всякой иронии), которое (дело) нужно, безусловно, оставить профессионалам.
однако не могу понять (но оч. интересно), как одно слово может быть отнесено одновременно к церковной и простонародной лексике?
другой вопрос, к какому из этих двух (вариантов) можно отнести А.С. Пушкина:
Кто испытующим умом
Проникнет бездну роковую
Души коварной?
и вопрос шире: можно ли однозначно сказать, что у автора, например, амфиболия (неважно, эллипсис и т.п.) -- ошибка или (стилистический) прием, по Вашему мнению?
ведь автор пишет на уровне интуиции, и порой делает намеренные "ошибки", как, например у Вас -- причем или при чем? полагаю, это было сделано специально :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Рычкова-Закаблуковская
Дата: 30-03-2023 | 19:34:32
Ева, Алёна, благодарю вам за оказанное внимание. Бог с ним, с эллипсисом) возможно я заплутала в терминологии. Ибо, как отметила Алёна, поэт я интуитивный. Что не лишает меня права на все многообразие языкового материала, как справедливо отметила Ева. Благодарю вас за уделенное время. Это было интересно и небесполезно.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 30-03-2023 | 21:44:05
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 30-03-2023 | 22:16:16
спасибо Вам, Ева, за Ваше мнение!
спасибо Вам, Алена, за проникновенные стихи!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 30-03-2023 | 22:52:01
Ева, прошу прощения, что вмешиваюсь. Пушкин писал на русском языке. В его поэзии встречаются и церковнославянская лексика, и старославянизмы (и многое другое), но не в данном примере, который привела Алена Алексеева. Это просто архаичная форма управления в русском языке. У Алёны (автора стихотворения) как раз и употреблена эта архаичная форма (проникать что-то). У слова "проникать" ("проницать") не одно значение. У меня, как читателя, эта форма затруднений не вызвала. Поэт одновременно владеет несколькими пластами языка (простонародным, который вспомнила Алёна Алексеева, или разговорным; архаичной лексикой (старославянской), диалектизмами и пр.) - что Алёна Рычкова-Закаблуковская назвала многообразием языкового материала и что предполагает (в идеале) читательское владение этим многообразием. Уместность, мера, оправданность в контексте - это может вызывать вопросы. Особенно, если старославянизмы употребляются просто для рифмы или не поддержаны остальным содержанием.
Здесь, на мой взгляд, ничего подобного нет. Стилистически все выдержано.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 31-03-2023 | 13:22:34
Ольга, спасибо за Ваши уточнения. Смогу ответить Вам через некоторое время. Приболела)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 31-03-2023 | 23:03:40
Это не к спеху, Ева, здоровья Вам!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Рычкова-Закаблуковская
Дата: 01-04-2023 | 20:10:27
Ольга, благодарю вас...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 07-04-2023 | 22:02:08
Алёна, доброго вечера, а у Вас сейчас ночь.
Не за что. Мы тут о Вас говорим почти в Вашем присутствии - странное чувство у автора, должно быть. Простите, если я где-то резковата (по поводу знаков препинания). Но я обосновала. ) Немного досадно. А вот неточные рифмы мне не мешают. Для меня это словно форма свободного стиха. Много лет нахожусь в узах точной рифмы и... молчу или бросаю недописанное.
"Надо выходить из подземелья..."
Хороших Вам поездок и встреч!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 07-04-2023 | 16:27:03
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 07-04-2023 | 20:20:10
Горький тоже "цcлав. лексика"?
"У меня не зря глаза на лоб лезут, ― я людей знаю, я их проникаю, как мою колоду карт."
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 07-04-2023 | 21:09:59
Здравствуйте, Ева.
Забудьте о церковной лексике. Церковно-славянский язык создавался как язык богослужения. Употребленное Пушкиным слово принадлежит русскому языку и употребляется тако же и в современном нам языке. Проницаю – слово старославянское, но я привела его в пример как иллюстрацию значения слова проникаю.
В том-то и дело, что этимология изучает происхождение слова, корни его, а значений у слова может быть несколько. И тут на сцену выступает контекст, связь слова с другими словами. Нельзя рассматривать слово без связи с другими, тем более в художественном тексте. Взаимодействие слов - это и есть тема управления в р.яз. В контексте фразы стихотворения - это действительно случай архаичной формы управления: без предлога. Впрочем, не хочу повторятся.
Посмотрела словарь Фасмера (1958) (изд-ва "Прогресс", 1987, пер. с немецкого). Всегда полагается давать ссылку на источник. В развернутой статье нет такой связки: "проникнуть - русск.-цслав. никнути "вырастать"..." У Вас пропущен фрагмент (наверное, в интернете смотрели). Посмотрите на "Азбуке ру" - там все тома есть, можно даже скачать. https://azbyka.ru/otechnik/books/original/23347/vasmer_etimologichesky_slovar_3.pdf
Сколько себя помню, пользовалась толковым словарем Ожегова. У него (дается несколько значений): 4. кого, что. Пройти вглубь, охватить полностью, поглотить (во 2 знач.) (устар. и книжн.). Неотвязная мысль проникла кого-н. Проникнут новой идеей.
https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=24682
Стало быть, я права, просто назвала форму архаичной, а у Ожегова "устар. и книжн.".
Вторую часть ответа опубликую отдельным комментарием.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 08-04-2023 | 12:26:48
Ольга, я, конечно, могу забыть о церковнославянской лексике и о форме глагольного управления,
и об оправданности архаизма в конкретном стихотворении, но позвольте спросить, зачем же тратить уйму времени на комментарии и разъяснения, если попытка понимания (я даже не говорю о согласии) позиции оппонента изначально отсутствует в списке целей диалога?
Тем более, что сэкономленное время можно было бы потратить на расширение "семантического кругозора" не только в сторону всеядности, но и избирательности тоже)
Давайте лучше останемся при своих мнениях.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 08-04-2023 | 12:51:27
Ева, но Вы же потратили время на обозначение своей позиции, я вникла (попыталась понять ход Ваших рассуждений - иначе бы просто отписалась насчет того. что каждый остается при своем мнении) в Ваши аргументы и привела свои.
Не очень поняла о списке целей диалога. Диалог - обмен мнениями с приведением аргументов. При этом вовсе не обязательно, что оппоненты соглашаются друг с другом. Но аргумент - звено важное. Так же, как и терминология. Если оппоненты в одни и те же понятия вкладывают разный смысл, диалог, конечно, пустая трата времени. Но это опыт. Того же терпения. )
Словарная статья (-никнуть) была приведена Вами некорректно, был выпущен важный фрагмент, о ней и речь.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 08-04-2023 | 13:38:30
Ольга, если можно, поясните, какой именно фрагмент, имеющий отношение к делу, был выпущен (статья довольно большая), и в чём его важность?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 08-04-2023 | 14:39:25
Ева, я считаю, что статья в словаре Ф., посвященная -никнути, не имеет отношения к делу, поскольку речь идет не о происхождении русского слова "проникаю" (глагол несовершенного вида, в отличие от проникнуть - гл. совершенного вида), а о его значении (одном из) в контексте фразы... Вот что Вы изначально привели: "проникнуть - русск.-цслав. никнути "вырастать"..."
Нашла Фасмера, скачала три тома и посмотрела статью "проникнуть" (см. "-никнуть"). Вы соединили две статьи, вернее, не Вы, а так в интернете. Дала ссылку выше, посмотрите на сл. статью в книге.
Важно правильно цитировать и не доверять интернету..
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 10-04-2023 | 11:40:08
Ольга, мне очень жаль, но статья в интернете, которой я пользовалась полностью идентична статье в формате pdf с сайта по Вашей ссылке. Можете взглянуть, если интересно: https://lexicography.online/etymology/vasmer/н/-никнуть
Вид же глагола, на мой взгляд, кроме имеющего там место супплетивизма, ни на что больше не влияет.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 10-04-2023 | 13:16:51
Ева, статья, которой Вы пользовались, м.б., и идентична, вопрос в том, как (в каком виде) Вы ее привели. Не могу же я вставить скан статьи или набирать ц.-слав. шрифтом здесь и греческим - тот фрагмент, кот. в сл. статье есть, но опущен в Вашем примере).
Вид глагола, как (для меня !) важный грамматический нюанс, я упомянула в связи с наблюденной (мною) некоторой частотностью употребления формы с предлогом или без, а также со смысловым значением - он (вид) влияет на значение слова в контексте употребления.
И маленькое замечание: слово проникать и проницать - это не паронимы, а одно и тоже слово. Разница лишь в русской и ц.-сл. орфографии.
Сравните: "помилуй мя Боже, по велицей (великой) милости Твоей" (из 50-го Псалма), "и во исход души моея, и в будущем веце (веке)", "Проницай (проникай) меня, Господи, страхом Твоим" (из молитв).
Вопрос как раз не "заколдованный", тема оказалась шире заявленной. О влиянии пресловутых языковых пластов на современный язык поэтической речи.
Мне было интересно. Благодарю за импульс к разговору.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 10-04-2023 | 13:32:06
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 07-04-2023 | 21:13:54
Еве Михайловой.
Вы пишете: "В данном случае мне показалось не вполне обоснованным использование глагола "проникать", в его глубоко архаичном значении, в современном (как минимум по времени создания) стихотворении..."
Еще раз - проникаю вполне современное слово, архаичной в контексте ст-я Алёны является форма управления (взаимодействия с другими словами).
Вы полагаете, что в современном стихотворении невозможны архаичные формы?
Да сколько угодно. И архаичные формы, и диалект, да даже ц.-с. лексика, и просторечие. Важно, как я уже говорила выше, владение материалом, гармоничное употребление, оправданность контекстом. Читатель читателю рознь. (У меня даже есть теория "разных субкультур", не стану ее повторять.) Один остановится как вкопанный (в его сознании это не работает), другой сразу считает замысел, третьему потребуется время. Проблема ли это автора? Нужно смотреть конкретно. Бывает такая заумь, что с первой строки понятно: нужно иди мимо. С поэтами сложнее. ) В конкретном случае никаких "изысков" я не вижу.
Единственное, что я могу поставить в вину автору - это отсутствие знаков препинания, когда они необходимы, чтобы не возникало двусмысленности:
но снова земля отрясала с куста
избыток плодов
и младенцев
Даже отбивка не решает задачи смысловой паузы. Но это право автора. Возможно, Алёна когда-нибудь изменит свой взгляд на этот предмет.
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 07-04-2023 | 21:24:09
Очень интересная дискуссия у вас получилась,
уважаемые спорщицы
Я зацеплюсь за фразу Ольги Пахомовой-Скрипалевой "Нельзя рассматривать слово без связи с другими, тем более в художественном тексте". Думаю, разноголосица в споре идет отсюда. У поэзии Рычковой-Закаблуковской есть редкое для современных поэт-текстов свойство, а именно собственный голос. То есть, слова, ею употребляемые, не связаны со своим словарным происхождением, а являются словами-метафорами, понятными лишь в контексте голоса. Либо читатель слышит "голос поэта", и тогда "проникаю слои" звучит нормально, просто вследствие доверия к голосу, либо такая поэзия невнятна читательскому слуху. Если вспомнить ныне полузабытую Беллу Ахмадулину, каких только высокопарностей рядом с бытовой лексикой у нее не было. Так что дело не современном (проникаю в) или несовременном языке, а в специфике поэтического голоса. Вот и все, что мне хотелось сказать.
Тема: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 07-04-2023 | 21:46:53
Спасибо, Игорь, это еще один аспект. Речь сначала шла о правомерности употребления такой формы - без предлога. А если смотреть шире - это разговор о норме в поэтической речи.
У Алёны собственный голос есть и настолько он явен, что дали бы мне прочитать ее стихи без авторства, я бы узнала ее интонации и нюансы смыслов.
Только доверие я понимаю не как снисхождение к автору, а некое совпадение метафорического понимания мира у поэта и читателя.
Здесь правомерность словоупотребления связана с более широким семантическим кругозором, которым владеет автор, но не всегда владеет читатель. Но тот же читатель владеет своим кругозором, и для него найдется созвучный ему автор. Это касается индивидуальности как автора, так и читателя.
Тема: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 07-04-2023 | 23:41:49
У Лотмана в книге о структурализме есть занятный пассаж. Приводя строчки Пастернака, он пишет: я этих строк не понимаю умом, но доверяю автору. Мы, сожалению, находимся в среде, где к автору доверия в лотмановском смысле не может быть в принципе. Требовать с автора-дилетанта, который пишет наобум Лазаря наивно: он не слышит и не понимает. Требовать с автора талантливого и уже обученного грешно, а вдруг поломаешь гения. А те, кто учится и талантлив, тем пора в Литинститут, хотя бы в качестве вольнослушателей.
Тема: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 08-04-2023 | 00:22:49
Игорь, неся отсебятину в наобум приведенных лотмановских строчках, цитирующих Пастернака, не стоит говорить "мы". И доверие автору должно быть, или не быть.
А не "в лотмановском смысле я доверяю, а не в лотмановском - не очень."
Как те помидоры, которые Гиви "кушать любит, а так - нет".
Не сочтите за придирку, вроде всё по существу.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 08-04-2023 | 09:04:01
Увы, выбранный вами тон и отсутствие реальной информации отбивают всякое желание вчитываться в Ваш текст, Сергей. Для начала просьба найти в произведениях Лотмана нужную цитату и привести ее в авторском варианте. Без такой конкретики разговора не выйдет
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 08-04-2023 | 13:03:06
"выбранный вами тон и отсутствие реальной информации отбивают всякое желание вчитываться в Ваш текст" - это весьма справедливое замечание, Игорь. Попробуйте его спроецировать на свой комментарий - и тогда поймёте, что я сказал.
Тема: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 08-04-2023 | 12:28:08
Доброго дня, Игорь.
Интересный поворот темы. Доверие автору подразумевает знание его творчества в большом объеме, вхождение в его смыслы (это не очень литературоведческие термины, но я ими пользуюсь как читатель), нахождение с ним в рамках одного культурного пространства. Возможны у зрелого автора и провалы (авт. глухота), и не всегда оправданная катахреза, нужно рассматривать конкретный случай. А потом - автор и читатель, даже если они находятся на одном культурном поле, все-таки неравноценны. Создание произведения - одно из таинств, поэтому часто самому автору непонятно, как и откуда возникает стихотворение. Иногда - в сторону от первоначального импульса. Мне вообще кажется, что специалисты (литературоведы, лингвисты) - это такие посвященные, но понимающие свои границы. А вот обыватель ломится в такие области и требует, чтобы ему было объяснено всё, чего он не понимает. Это попытка построить всех и загнать в определенные рамки - как правило, поверхностного понимания законов творческого акта. Нам (поколению тех, кто жил при литературном официозе) памятны разного рода судилища "трубоукладчиков", как я их называю. Но, конечно, это не касается современных спекуляций, подводящих базу под любой поток сознания с девизом "я так вижу". Радостно, что таквидящие объединяются в субкультуру, издают свой журнал и в принципе - безобидные люди, если только не посягают на серьезные творческие площадки или пытаются каким-либо другим одиозным способом заявить о себе (отсылка прозрачная).
Лотмана книгу обязательно найду, Вы меня очень заинтересовали. Когда-то слушала его лекции с большой пользой для себя. Спасибо!
Насчет Литинститута - тема отдельная, на мой взгляд именно нелитературная (пусть и гуманитарная) профессия автора, не заканчивавшего литвуз, - дает огромные преимущества одаренному автору. А вот литературные семинары мастеров - самое то..
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 08-04-2023 | 13:13:33
Понятно, Ольга, что беседовать на всякого типа сайтах
Можно лишь в относительно легкой манере. Как ни формулируй, а придраться
всегда можно! Это я не о Вас лично, а о собственном долгом опыте.
Начну с конца: о Литинституте. Это отчасти шутка, потому что в институты идут не за умением писать хорошо, а за умением не писать откровенно плохо (это почти цитата из источников). Я не об этой простой истине, а о нежелании очень многих вполне себе талантливых авторов бороться с литературными трудностями. Не с карьерными, которые порой заменяют саму литературу, а именно с литературными, объясняя нежелание саморедактуры некими высокими принципами а ля божественное вдохновение. На эту тему я много копий когда-то поломал, по наивности объясняя дилетанту или талантливому самучке, что надо бы у кой-кого поучиться. Но вот «литературные семинары мастеров» нынче что оно-таки значит? Откуда оные мастера найдут ресурсы для таких семинаров? А местные посиделки ни о чем, это совсем не то.
Теперь о тезисе «доверие автору подразумевает знание его творчества в большом объеме». У меня довольно мрачное отношение к тому, что мол у каждого автора есть свой читатель. Современный поэтический язык настолько засорен, и отнюдь не в смысле матерной лексики, что читатель сбит с толку. Конечно, ничего кроме разрекламированных авторов не может дойти до широкого читателя. А издаваться в Ридеро – это о том, чтобы хоть как-то объявить о своем существовании. Но тогда следует полагать, что где-то в сети бродит масса тонких душ, способных самостоятельно, без критиков, без прессы, отыскать на каком-то ресурсе парочку местных гениев. Ой, боюсь, не получится!
Вы пишете «Возможны у зрелого автора и провалы (авт. глухота)». Мне кажется, что тут системная ошибка. Если сравнивать автора имярек с Л. Толстым, или с самим собой в лучших произведениях, то – да, такое бывает. Но у незрелого автора не бывает ничего, кроме редких озарений, которое никто никогда не оценит. Просто потому, что читать нынче некому, кроме профессионалов с их знанием «его творчества в большом объеме». Я конечно использую тут приемы полемического заострения, но боюсь, что в самом минимальном объеме.
Вы пишете: «Создание произведения - одно из таинств, поэтому часто автору непонятно, как и откуда возникает стихотворение». Это у Рильке так! А у дилетанта таинство есть, а произведения нет. И быть не может!
Про «трубоукладчиков». Я сам бегал по разным редакциям и видел всяких с вечно косящими от вранья глазами. Но кто тогда мешал не быть лохом? На самом деле чаще всего это была та же коммерция, только с другого боку. Тот же Виктор Коркия начинал с редакции «Юности» (я с ним там пересекался), посещал его семинар, но мне сразу стало ясно, с чем все там едят и чем кормят (без упреков к самому Виктору, которого считаю крупным поэтом). А как Виктор Коркия перешел на вольные хлеба, так перестал писать стихи навовсе. Так что я бы не радовался нынешней «коммерциализации». Я бы посмотрел на того, кто бы меня «потрубоукладывал», когда деньги – плевое дело, на дороге валяются. Во времена гонений на Пастернака – это да, там судилища имели хоть какую-то цену.
А сейчас беда не в запретах-судилищах, а в половодье самостей. Но главное – в полном отсутствии критериев эстетического отбора. И ресурсов на оный «отбор».
А цитата взята, как помню, из книги «Структура художественного текста», Лотман Ю. М.
Ваш Игорь Белавин
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 08-04-2023 | 15:52:45
Под знанием в большом объеме я подразумевала любовь - в ипостаси филиа.. Нашел интересного автора, не значит - совсем своего (у него может быть непривычная стилистика), стало быть, читаешь его не поверхностно, пристально, "всего".
Понятно, что сейчас и критерии хорошей литературы размываются (причем процесс этот искусно дирижируется), и если говорить о молодом читателе, то ему ориентироваться сложно...
Многие издатели бегут от поэзии - ее не покупают (исключение - ушедшие авторы, к которым внезапно возник интерес, какая-то движуха в сети, но это ограниченные тиражи - так, смели в одночасье посмертную книгу Евг. Блажеевского).
Признаюсь, я отстала от современных проблем, но издательскую кухню немного знаю.
Частные издания предполагают презентацию, анонсы - всякую колготню, не всегда приятную и обременительную. Фестивали - другое дело. Но сегодня это проблематично. СМИ - понятно с ними.
Литинститут - хорошо (особенно, наверное, переводческое отделение), но ведь когда-то его не было. ) Были литкружки, "Среды". Мне кажется, если у человека настоящий талант, то он открыт учению, вообще открыт и совсем не сноб (м.б., мне просто везло на таких). А нежелание саморедактуры у некоторых авторов, м.б. происходит из-за утраты школы критики (это не в Ваш огород). Согласитесь - одно дело серьезный литературоведческий подход, другое - пасквиль. Но это частный случай. Тут уже речь о психологии тв. человека, о степени уязвимости, пропорциональной дарованию, - это шутка с долей. "Зрелый поэт" - я имела в виду не возраст.
Ностальгически вспомнила семинар Храмова, который был при СП (давно это было..). Евг. Львович нам, молодым, просто открывал имена. Так, я была потрясена, впервые услышав стихи Семёна Липкина. А дальше возникала соотнесенность масштабов - ты сам со всей своей романтической лирикой казался себе пигмеем. И начинал расти. Это я очень стенографически пишу, все сложнее. Передача опыта - прочтения, понимания, той же любви - вот и вся учеба.
Вы говорите о читателе в широком смысле, а я о пишущем читателе, о его читательской ипостаси. И я оперирую нелитературным понятием "промысл". Время косящих глазами прошло, приходят другие, уже с врожденным свойством, прежние-то хоть отличали плохое от хорошего, но врали... Но ведь "рукописи не горят", пробиваются поэты к читателю, минуя "толстяки" и литгостиные, а также сетевые передовицы нового толка, чаще - не при жизни.
Под субкультурным журналом я имела в виду "Воздух", а под "трубоукладчиками" - процесс над Бродским. )
Спасибо за разговор, Игорь! Книгу Лотмана поищу.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 08-04-2023 | 16:07:14
Очень интересная беседа, Ольга! Трудно остановиться...
Делаю последний коммент и все, а то автор меня возненавидит
Насчет Бродского. Недаром Ахматова обмолвилась: «Нашему рыжему делают
биографию!» Не будь гонений на Бродского, может, не было бы и Нобелевки.
Так и сейчас: кто бы знал Рыжего Бориса, если не его самоубийство?
Всех благ, уважаемая Ольга
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 08-04-2023 | 16:21:39
Взаимно, Игорь, благодарю Вас за плодотворную беседу!
Автор понимающий, не посетует. )
А к Рильке постараюсь вернуться через неделю.
Мой поклон, всего доброго!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 08-04-2023 | 00:05:44
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 09-04-2023 | 06:57:23
Тема: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 10-04-2023 | 11:52:03
Тема: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 10-04-2023 | 15:14:33
Тема: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 10-04-2023 | 17:15:35
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 10-04-2023 | 19:28:43
Eва, добрый вечер, я же Вам привёл цитату из "Дела Артамоновых":
"У меня не зря глаза на лоб лезут, ― я людей знаю, я их проникаю, как мою колоду карт."
Я, конечно, понимаю, классики сплошь "писали с ошибками", но какая здесь может быть ощибка или опечатка?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 10-04-2023 | 21:27:49
Александру Косиченко.
Да никакой ошибки здесь нет.
Словарь живого великорусского языка Владимира Даля
https://royallib.com/book/dal_vladimir/tolkoviy_slovar_givogo_velikorusskogo_yazika.html
ПРОНИЦАТЬ, см. проникать. (К вопросу о паронимах :). Напомню, что паронимы - это слова сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся по лексическому значению. )
ПРОНИКАТЬ, проникнуть, церк. проницать что во что, проходить сквозь, внутрь, насыщать, пропитывать, входить, внедряться. Пуля проникла до самой кости. Пыль проникает в легкие. Свет проникает стекло, сквозь стекло, оно сквозит, прозрачно...
В объяснении другого слова Даль употребляет форму проникать что:
ПРОСЕДАТЬ,
просесть, обрушиться, провалиться, и прогнуться, провиснуть. Земля проседает, а
затем остаются провалы. Потолок просел, ходить опасно. | Проникать что и сквозь
что исподволь...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 10-04-2023 | 21:46:24
Ольга, да я и не сомневался, что всё на месте в "Бездомье"
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 10-04-2023 | 22:54:10
Спасибо, Александр!
И нам сочувствие дается,
как нам дается благодать.
Обычно цитируют первые две строки в отрыве от всей строфы, но эти важнее.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Ева Михайлова
Дата: 10-04-2023 | 23:35:36
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-04-2023 | 08:03:15
Ева, о каких "ошибках" до XVIII в. Вы говорите?
В середине XVIII в. Ломоносов только "Российскую грамматику" и "Риторику" опубликовал, "штили речений" разграничил... Какие ошибки - у Сумарокова, Фонвизина?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 11:56:18
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-04-2023 | 12:43:27
Лично я с Вами ни о чём не "разглагольствовал" и разглагольствовать не собираюсь. Что Вы читаете или не читаете, а также глаголите мне абсолютно всё равно.
А "Грамматики словенских правильное синтагма" вообще-то трудно назвать нормативной настольной книгой русского языка
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 17:16:32
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-04-2023 | 17:52:25
Флоря, а Вы не задумывались, что ваши феноменальные познания кто-то может вывести на чистую воду?
История всемирной литературы. т.4, стр. 363.
Полюбуйтесь хотя бы на титул.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 17:55:03
Ага, сейчас помчусь любоваться на этот ТИТУД.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-04-2023 | 17:58:41
титул, ти тул, не волнутесь, диоптрий у меня поменьше, чем у вас
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 18:01:31
Я не волнуюсь. По моему скромному мнению, некоторым желательно пореже отверзать врата своей учености.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-04-2023 | 18:06:00
Угу, угу, то же советовать вам не буду, а посоветую уточнять в первоисточниках своё лепилово
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 18:09:34
Ага, лексикон под стать интеллекту, а заодно шедеврам переклада - с хренами и мудилами.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-04-2023 | 18:14:24
сеанс окончен
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 10-04-2023 | 21:12:26
сколько версий, однако :)
всем доброго вечера!
кстати, давно хотелось спросить: то, что писатели писали с ошибками, мы уже поняли. но как правило речь идет о печатных текстах, неужели и редакторы (советские -- о ужас) сплошь допускали в классическую литературу -- ошибки? Александр Владимирович?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 10-04-2023 | 21:33:35
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 10-04-2023 | 22:04:51
если с пламенем -- история известная -- и редактор лично Лермонтову указывал на эту ошибку (хотя в сети можно выловить версию о том, что это эта "ошибка" исходит из якобы существовавшей церковно-славянской формы слова пламя -- пламь).
что касается паруса, Александр Владимирович -- не припоминаю его в подобном виде. похоже на архаизмы.
кроме того, это стихи, это классика. но есть еще море примеров из современной (советской) литературы, прозы, которые Вы объявляли ошибками. или редакторы и корректоры в советское время были плохо образованНы?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 10-04-2023 | 22:18:11
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 10-04-2023 | 22:30:57
вопрос был о другом, Александр Владимирович, но все равно спасибо :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 10-04-2023 | 22:33:15
На здоровье.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Алексеева
Дата: 10-04-2023 | 22:34:36
как говорится: отсутствие ответа -- тоже ответ.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Косиченко Бр
Дата: 10-04-2023 | 22:38:58
ражже во Иакове огнь плАмы
(Плач Иеремии, 2, 3) на цслав
(изобразил не совсем точно)
и у Даля есть, а оборот "из полымя" вполне обыденный
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 10-04-2023 | 21:49:09
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 10-04-2023 | 22:45:14
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 11-04-2023 | 10:32:27
Уважаемые спорщики! Вы вряд ли слышите друг друга,
ведь каждый упирает на то, что хорошо знает и чувствует,
и критикует другое, что знает хуже. Эдак вы вконец заклюете автора, у которой есть своя специфика поэтического языка, что крайне важно в условиях современной поэзии. В статье об лингвоэстетике сам А.В.Флоря правомерно пишет: "Синонимом эстетичности часто бывает окказиональность,
т.е. индивидуально-авторское, оригинальное использование единиц – любых
уровней". Вся современная поэзия либо насквозь окказиональна, и тогда претендует на самость, либо насквозь вторична, как бы ни пыжилась. Данная авторесса (автор, поэт) сумела организовать свое слово как самовитое (а вот уровень организации это можно обсуждать, но вряд ли здесь это уместно). Дело не в том, как именно развивалось то или иное слово, это важно для лингвистов, а для поэта важно, как слово сидит в тексте. Есть ли ошибки у Сумарокова, вопрос спорный, однако тексты Тредиаковского сплошная ошибка, зато гениальная. Всем спасибо!
Тема: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 12:06:20
Тема: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 11-04-2023 | 12:25:04
Здравствуйте, Александр Владимирович
Тема, которая здесь затронута, касается современной поэзии в ее массе. Я предлагаю (но мало кто согласен)
выделить из этой массы тех, кто поет своим голосом (хотя сама формулировка может уточняться). Чтобы говорить об ошибках поэзии соловья, надо с кем-то его сравнивать. Об ошибках зяблика говорить проще: зяблик не соловей. О перечне современных птиц говорить можно, но не на странице данного автора. Гениальность слово не из моего лексикона. Кроме того, я не лингвист по образованию.
Тема: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 12:31:05
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 11-04-2023 | 17:04:29
Не думаю, что вы, Александр Владимирович - просты
другое дело, что вы, судя по тому что мне удалось у вас прочесть, логичны и определенны в выводах. Но и вопрос о современной поэзии далеко не прост, а объем известного мне и Вам таков, что даже категории тут трудно четко выделить. В частности, я отношусь к Борису Рыжему как к легенде, а вовсе не как к лидеру определенного направления в поэзии и тем более не держу за лидера общественного мнения. Само по себе отсутствие пунктуации в стихах, например, в классическом верлибре, вовсе не упущение, а принцип стихосложения. Нет смысла искать отдельные вырванные из контекста метафоры или приемы у автора "с голосом", когда рядом находятся в массе своей безголосые представители поэтической фауны. Повторяю, дело куда более тонкое. Но вы сами видите, к чему приводят теоретические беседы в Сети. Может, когда-нибудь поговорим подетальнее. Спасибо!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 17:21:32
Тема: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Владислав Кузнецов
Дата: 11-04-2023 | 12:48:35
Доброго дня, Алёна. И всем-всем..
Случайно зашёл. Увидел - Алёна - подумал, перевод с китайского. А потому что в те давние времена, когда нас пытались учить - всякая ученическая аномалия соседствовала с китайской образностью. Даже из уст педагогов точных наук.
Манкуртство я обычно с манкрутством путаю...
Потому что Павлик Морозов - воплощением.
Удивили, Алёна. Манкруто... Спасибо.
Забыл главное. Стихи-то авторы обычно причудливо озвучивают для пущей аффектации.
Здесь, понятно, непередаваемо. У Вас - с листа.
Тема: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 11-04-2023 | 13:00:05
Тема: Re: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Владислав Кузнецов
Дата: 11-04-2023 | 13:17:03
Добрый день, Александр Владимирович.
Ну, сказал. Слова странные, но похожие.
Смущает - не то слово. И не учит...
Всякая попытка поиска индивидуальной выразительности более направлена на чувственное восприятие, нежели на каноническое осмысление.
Что не отрицает Вашей правоты.
Не всегда ученик, выходя от учителя, рассыпается в благодарностях.
Нормальный ученик обычно благодарен. Учитель умиротворен. Процесс взаимной гармонизации.
Тема: Re: Re: Бездомье твоё Алёна Рычкова-Закаблуковская
Автор Алёна Рычкова-Закаблуковская
Дата: 30-03-2023 | 12:58:23
Так и понимайте. Повествовательный прием. Пропуск элемента внутри предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Эллипсис