Детская подборка

Отдел (рубрика, жанр): Детская комната
Дата и время публикации: 03.04.2022, 00:36:56
Сертификат Поэзия.ру: серия 1709 № 166739

Загадки для малышей

 

Дождик лапки свесил с тучек,

Смотрит, как весёлый лучик

Мостик высветил цветной

Между небом и землёй. –

Гусь гогочет: Га-га-га!

В небе светит (?) –

Ра-ду-га.

 

***

Жёлтый, жёлтый, жёлтый круг

Озаряет всё вокруг,

Светит ярко, светит жарко –

Светит что в оконце? –

Солнце.

 

***

Под цветком-желтком на грядке

Он со мной играет в прятки,

В зелень спрятался хитрец!

Скажешь, кто он? –

Огурец.

 

***

Раз и два, и три-четыре

Много есть зверюшек в мире:

Разношёрстных, гладкокожих,

Друг на друга непохожих:

Рыжехвостые – лисята,

Длинноухие? –

Зайчата.

 

***

Лепестки сорвёт подружка,

Ветерок шепнёт на ушко:

Любит, любит друг твой Сашка!

Как цветок зовут? –

Ромашка.

 

***

Есть у маленькой малышки

Две сестрёнки, два братишки,

Есть в игрушках две мартышки.

Можешь мне теперь сказать,

Сколько деток будет? –

Пять.

 

***

 

Детское весеннее

 

1.    Весна

 

Что так задорно бежит по тропе?

Что там журчит в водосточной трубе?

Песню мурлычет в ответ ручеёк:

 

- Разве, малышка, тебе невдомёк?

Это она отряхнулась от сна -

Это проснулась, проснулась весна!

 

Что это в почках? Что в зернышках там

Зазеленело кругом по полям?

Что это шепчет в лесу ветерок?

 

 - Разве, малышка, тебе невдомёк?

Это в зелёном сатине она -

Это шагает, шагает весна!

 

Чьи это слышатся песни и трели?

Чьим торжеством вдохновились свирели?

 

Заголосил, зазвенел соловей:

Я подпеваю весне для детей!

А на свирели играет она -

Это поёт и танцует весна!

 

 

2. Солнечный зайчик

 

По тропинке скачет зайчик

Солнечный – такой смешной!

А за ним вдогонку мальчик:

Поиграй-ка ты со мной!

 

А за мальчиком сестрёнка

С зеркальцем: Поймай меня!

И смеётся звонко-звонко:

Не догонишь зайчика!

 

3. С добрым утром!

 

Кто со мной играет в прятки

И мои щекочет пятки?

Кто щекочет носик мне?

- Зайчик солнечный в окне!

 

По весне проснулся рано

И звенит его сопрано:

С добрым утром, детвора! -

Значит и вставать пора.

 

4. Спой с весной

 

Громко зазвенел трамвайчик:

Прокачу лесных зверей!

Вот сидит в вагоне зайчик,

Вот бельчонок. Муравей

Просится: Меня возьмите

Прокатиться с ветерком!

-Ростом Вы малы, простите,

Лучше Вам ходить пешком,

Как бы не случилось худо:

Сдует с лавки ветерок,

Заболеете простудой –

Да и путь у нас далёк:

По мосточку на восток!

 

На восток, туда, где солнце

Раньше всех встаёт и вот

Светит ласково в оконце:

Для весны настал черёд!

Всё сияет, всё сверкает,

Зеленеет и поёт,

Снег последний грустно тает

И ручьём в водоворот.

 

Вот,

 

Песенку тебе пропела,

Как сумела, как хотела –

И теперь всё за тобой:

Ты с весною вместе спой!




Сертификат Поэзия.ру: серия 1709 № 166739 от 03.04.2022
2 | 36 | 878 | 16.04.2025. 17:11:01
Произведение оценили (+): ["Ирина Бараль", "Аркадий Шляпинтох"]
Произведение оценили (-): []


Дата и время: 03.04.2022, 04:19:52

Галина, Замечательно же!!! А Вы рисунки к своим стихам делаете. Что-то мне подсказывает, что делаете. Девочки очень рано начинают куклам платья рисовать. А у мальчишек больше чертежи получаются. ))

 

Под лопух забрались дружно

муравей и стрекоза.

Ну и что, что с грозной тучки

лапы свесила гроза?

 

Им лопух заместо шляпы –

уноси-ка туча лапы!

 

**

 

Кто-то дунул на цветок

и остался стебелёк.

Это кто озорничает?

Догадались? В…..к

 

 ))

Дата и время: 03.04.2022, 16:54:06

Приятно услышать похвалу маленького Аркашеньки:) Спасибо! и извините, что я так панибратски.

 

Дождь с утра, как из ведра

Льёт и льёт без передышки –

Убегают со двора

Куклы, зайцы и м...ышки

 

***

Ветерок подул игриво –

Устоял один розанчик,

В парашютиках на диво

Разлетелся о...чик))

 

Да, у Вас отличная интуиция... подрисовываю, но это как-нибуль в другой раз:)

Дата и время: 05.04.2022, 05:53:45

Галина, какое панибратство? Очень приятно. Тут один меня Аркашей называл – вот это было панибратство! Но смешное…. )))

Действительно в Ваше ''досье'' давно не заглядывал. Сейчас заглянул. Улыбка прежняя)))

Опытные кадровики сразу в личное дело лезут. А я-то слесарь. Мне чего личные дела изучать, да в интернете в поисках компромата рыскать? ))) А если серьёзно – если автор показался интересным – заглядываю. Есть фото – замечательно – много на лице написано. )) Без фото – читаешь. Откуда. Чем занимается…Например: Род занятий – графомания. Хм… Юморист?

Начинаешь читать внимательно – нет. Всё очень серьёзно. Графомания.

Повторюсь. Моё мнение - для каждого возраста свои стихи. Малюсенький человечек – это уже самый большой и важный человек. А наша взрослая работа подстраиваться под его взросление и меняться, пока хватает сил, оставаясь прежде всего надёжным, чаще весёлым чем серьёзным другом. И если повезёт – мудрым наставником. Но с этим всегда очень сложно. Мы видим будущее своих детей таким. Они хотят другого. И самое страшное, боясь нас огорчить, следуют по намеченному нами пути. И ломаются судьбы, и рвутся связи… И бессмысленными становятся и плохие, и хорошие стихи, если человек не сумел с нашей помощью стать счастливым. Не научился говорить и придумывать ласковые слова. Ух… Извините, понесло.

Дата и время: 05.04.2022, 15:15:33

Спасибо, Аркадий, приятно общаться с мудрыми и понимающими людьми! И я полностью с Вами согласна, что и по „досье“ не всегда можно сделать правильное представление о гусе, и по фото можно определить многое... De humania physiognomia ближе к философии, чем к гаданию:))... и даже Гёте обращал на неё внимание.

Главное не вестись на „ярлыки“ – за ценой чаще оказывается скрытый подвох:)

Дата и время: 03.04.2022, 07:01:00

 дождик, с тучек, лучик, мостик

В четыре  строчки столько впихнуто сюсюкальных существительных...

Дата и время: 03.04.2022, 16:36:20

Конечно, Елена, без головы, без ножек, в колючках весь, как ёжик...

Сложно отличить взрослому человеку сюсюканье и лепет типа „бибика“ от уменьшительно-ласкательного лучика или зайчика, или тучки... из словарного запаса, свойственного малышам дошкольного возраста.

 

Конечно, можно было бы написать что-то типа:

Свесил лапы дождь на туче,

Солнца луч с высокой кручи

Радугу нарисовал...

 

Написать детское стихотворение словами грамотными, чёткими, доступными для понимания малыша и не перегруженными труднопроизносимой лексикой – задача не из лёгких...

Чтобы стать волшебником, нужно представить себя ребёнком... или что-то вспомнить из своего далёкого детства... А мои вот внучки (не смотря на то, что бабушка читала без сюсюканья „в чистой комнате стоять“) с трёхлетнего возраста запомнили в Калоше Мандельштама „чистую комнатку“:) Не подскажете почему?

Ну, а мои детские зарисовки случаются чисто интуитивно и крайне редко и мне, безусловно, далеко до такой поэтессы, как Вы.

 

Большое спасибо за Ваше внимание!

Дата и время: 03.04.2022, 17:03:01

Нет, Галина, не подскажу. Я просто книжку , перегруженную слащавыми уменшительными существительными читать не буду ни внучкам, ни знакомым детям.

Дата и время: 03.04.2022, 17:24:51

И правильно сделаете, Елена, тёти Муси-Пуси с "мороженками", "видосиками", "девчульками" и прочими "красульками" мне тоже не нравятся:))
Полагаю, что Вы также не сможете объяснить мне в чём заключается "слащавая уменьшительность" мостика, лучика, дождика, тучек:)
Успехов Вам в прочтении Ваших книг!

Дата и время: 03.04.2022, 17:38:45

Успокойтесь. Объяснять то, что лежит на поверхности , удовольствие ниже среднего. не было у меня такой цели.  Я высказала своё мнение по поводу перегруза 4 строчек и отношение своё к подобным  приёмам. В ответ получила пару ярлыков на лоб, но меня они не волнуют.    и есть здесь авторы, которым это нравится.Так что всё хорошо... и т.д

Дата и время: 03.04.2022, 18:13:24

Да я и не волнуюсь, Елена... Вы пишите, я отвечаю.. и я не могу знать, какую цель Вы преследовали, но ни о каких таких "ярлыках на лоб" я и понятия не имею... так что Вы тоже, пож, не волнуйтесь, у меня не было цели Вас обидеть. Извините, если что-то не так!

Дата и время: 04.04.2022, 10:06:35

Уважаемые дамы, Елена и Галина, может быть нам стоит разработать формальную схему анализа произведения, чтобы исключить фактор эмоций? Нет ли у вас таких предложений? А у Аркадия?

Дата и время: 04.04.2022, 12:16:06

не может быть формальной схемы анализа произведения для детей , да ещё и без эмоций.  Даже если это реальное произведение для детей, а не подсобный материал для массовиков-затейников...

Дата и время: 04.04.2022, 17:03:06

уважаемый Андрей, выше Галина сформулировала основные формальные критерии в отношении детских стихов:
"Написать детское стихотворение словами грамотными, чёткими, доступными для понимания малыша и не перегруженными труднопроизносимой лексикой"
можно добавить: внятный синтаксис, не перегруженный придаточными, инверсиями, анжамбеманами. желательно точные и звучные рифмы, легкий ритм, благозвучие. можно дополнять.
а что касается поэтической составляющей (образности, метафоричности (почему нет?), игры слов, юмора и проч.), то тут у каждого критерии свои, как и во взрослой поэзии, верно?

Дата и время: 04.04.2022, 17:58:09

Алена, я набросал себе что-то очень похожее на Ваше. Теперь попробуйте найти более точные термины и свести все в табличку. В правой колонке - оценки от одного до десяти баллов. Под таблицей - место для развернутого комментария. Если получится, появится некий инструмент, а также брандмауэр. Спасибо.

Дата и время: 04.04.2022, 18:32:45

ну, брандмауэр, Андрей, думаю, это слишком (тогда уж сразу премодерацию). такой инструмент, возможно, пригодился бы для конкурса. 
а для ленты, на мой взгляд, достаточно отметить достоинства и недостатки (если таковые имеются (согласно списка)). все мы в этом нуждаемся.
поскольку никого нельзя переделать, но можно сориентировать и дать раскрыться. имхо.

Дата и время: 05.04.2022, 06:28:02

Таблица для оценки стихов? Это круто! К сожалению, я ничего нового предложить не могу. Всё что я думаю, как что-то вижу – есть в моих стихах. Я противник бесконечных разборок. Понравилось стихотворение оставь комментарий. Есть замечания – скажи. Не понравилось – можно отмолчаться. Не получается – выскажи своё мнение. Кто-то прислушается. Кто-то  нет. Но превращать разбор в бесконечный обмен обидностями…

Думаю, Вам, как редактору придётся решать, что подходит для Дк, что нет. Уверен, Вам не занимать опыта общения с авторами. Редакторской удачи в Вашем автономном плавании.

У меня стишок про таблицу нарисовался. Но не сейчас. 

Дата и время: 05.04.2022, 02:02:21

Андрей, я с детства привыкла читать классику и очень долго не признавала современной литературы, и я не отношу себя к детским поэтам,  и  за все шесть лет пребывания на сайте  только в этом году впервые заглянула в ДК... А сегодня прочитала довольно много размещённых в рубрике стихов. Кто-то из авторов понравился, кто-то нет (как это в общем-то нам всем хорошо знакомо)...

Я согласна с мнением Алёны и с Еленой в пункте формальности... 
Думаю, что требования к написанию детских стихов известны всем... Есть много хороших книг и о детской психологии, и о том, какими должны быть стихи для детей, например, Чуковского "От двух до пяти"... и ещё, кмк, нужно хотя бы немного знать педагогику да и  чётко понимать для какой возрастной группы написано то или иное стихотворение, чтобы понять где "массовики-затейники" просто необходимы, а где нет:)


Дата и время: 05.04.2022, 10:51:21

Мнения я собрал, спасибо вам всем. Все же какая-то руководящая и направляющая "рыба" имеет право быть. Подумаем. Но чтобы без анжамбеманов. Жамбов у рыбы нет, а есть жабры. За жабры и вытащим.

Дата и время: 04.04.2022, 14:48:13

Здравствуйте, Галина.
Процитирую в поддержку вашей позиции стихотворение классика детской литературы Льва Рахлиса:

Тёплое словечко
Вышло на крылечко.
Посидело, постояло,
Улыбнулось и -
Пропало.
Потемнело небо вдруг,
Стало холодно вокруг.
Чувствую:
Сердечко
Заныло у меня.
Без теплого словечка
Не прожить
И дня.
Теплое словечко...
Кто его найдет,
Пусть по телефону
Мне
Его
Пришлет.

Дата и время: 04.04.2022, 15:37:42

Когда-то я пригласила Льва Рахлиса к нам на сайт. И он все годы был у нас здесь. Умер в январе 21 года. Но увы и ах... мэтресса его не признала.  И сумел он в этом стихотворении сделать тёплыми все словечки. Сумел.  и все уменшительные суффиксы не сделали стихотворение сюсюкальным и слащавым... Позиция... вот такая вот у классика плюс ещё что-то такое, что никакой формальной схемой не определишь. Вот его страничка https://poezia.ru/authors/cedoi        А вот и это чудесное стихотворение. https://poezia.ru/works/52392    Лев отвечал на все комментарии, жаль, что при переезде все ответы пропали.

Дата и время: 04.04.2022, 16:13:13

Формальной схемы может и нет, но и оценочный критерий с позиции личных ущемленных амбиций эталонным быть не может.

Дата и время: 04.04.2022, 16:48:31

Про позицию личных ущемленных амбиций  это вы попытались меня кусануть, но промахнулись, дорогая. Некому здесь на сайте ущемить меня, как бы не старались. Просто не позволю.  Уже разглядела всех и всё. А в реальной жизни мне хватает всего, книги выходят многотысячными тиражами ( не за мой счёт,  кстати), и в магазинах не залёживаются, респектов и наград от всех структур тоже немало. Да и не рвалась я в  Детскую. Если бы рвалась, так уже сегодня этой всей говорильни не было бы.  Да и  покинула я её не потому что меня сместили, а потому, что беда пришла в мой дом.  А вы всё время пытались меня ущемить как бы этим смещением...    Но не расстраивайтесь, может, ещё и получится кого-то ущемить

Дата и время: 04.04.2022, 17:59:12

Человек вульгарный в полном смысле слова изливается - мысли и чувства хлещут из него. Он их не отбирает, не фильтрует. (Гилберт Честертон)

Дата и время: 05.04.2022, 02:20:41

Елена, я прочитала сегодня Ваши ранние  стихи... нормальные, детские...  и сейчас, прочитав Ваш этот просто хамский ответ, более чем удивлена: как могут злые и, видимо, несчастные авторы писать для детей?!
Казалось бы Вы должны быть добрейшим человеком: "книги выходят многотысячными тиражами ( и не за Ваш счёт- супер), и в магазинах не залёживаются (и стало быть и гонорары приличные, и читателей много), респектов и наград от всех структур тоже немало." Чего же Вам не хватает?

Дата и время: 05.04.2022, 04:31:47

Это  ответ, дорогая, на выпады в мою сторону. Не навешивайте на меня ярлыки. Читайте внимательно -каковы выпады, такой и ответ.  А про  чего мне не хватает - не с вами обсуждать.  И это никоим образом не влияет на понимание мною сути обсуждаемой проблемы. А ведь главное  именно в этом. Не так ли? Так что говорите, да не заговаривайтесь...

Да, дорогая, главное не в этом... главное в подходе обсуждения сути проблемы. Любая встреча оставляет в памяти свой определённый след.  Вас, Елена,  я встретила впервые, но уж точно не забуду:)
В принципе я уже высказала своё мнение на Вашей странице. Но... раздумывая над вопросом Сергея, потихоньку читаю детские стихи, написанные упомянутыми в ходе дискуссии современниками... здравствующими... и покойными...успела побывать  в гостях у ранее неизвестных мне Островского... и Рахлиса... узнала, что Влад Кузнецов, оказывается, тоже был редактором ДК...пожалела, что не успела при жизни познакомиться с творчеством Леонида Рахлиса и Аси Сапир поближе...
До этого экскурса я не могла никак понять, почему же Вы постоянно твердите о каких-то нападках и ярлыках, о том что Вам закрыли вход в ДК (подтверждение этому я не нашла в рубрике),

но
благодаря Вам, в первую очередь, открыла для себя чудесного многогранного детского поэта Ирину Пантелееву.
Читая её стихи наткнулась и на Ваши отклики в её адрес и на трепетное отношение Ирины к детской поэзии:

https://poezia.ru/works/121784

https://poezia.ru/works/121188

https://poezia.ru/works/124387

и всё стало, как Божий день, светло... и понятно, откуда растут ноги Вашей "сюсюкальности" и "слащавости", а, возможно, в чём-то и подспудной зависти... 

Прощайте!



Дата и время: 05.04.2022, 02:04:59

Ирина, спасибо большое за поддержку!

Дата и время: 04.04.2022, 18:01:38

Галина, показалась эта загадка в ряду остальных лишневатой:
"Любит, любит друг твой Сашка!"
(Правда, не тебя, а Машку...)
:о)

Последняя загадка могла бы обойтись без строки с мартышками.

В загадке про солнце напрашивается слово, рифмующееся с "жарко".

И "1.   Весна" - неудачной показалась. Особенно первые две строчки:
"Что так задорно бежит по тропе?

Что так звенит в водосточной трубе?"

Это "что" называется весна? :о)

Конечно, не собираюсь относить себя к экспертам, точно знающим, "как надо". Но есть ощущение небрежности, которая "и так сойдёт".


P.S. А чтобы догадаться, что Вы ещё и рисуете, не надо раскладывать карты таро и высчитывать положение звёзд. Достаточно в профиль заглянуть. :о)

Дата и время: 05.04.2022, 02:39:02

Спасибо большое, Сергей, за отклик!
Это "посусечная" подборка... возможно, что про ромашку и лишняя. Если нужно удалить по каким-то соображениям, то, как говорится, у матросов нет вопросов:)
Последняя загадка для развития логического мышления.
В загадке про солнце внутренние рифмы.

Ничего не имею против, если " Весна" не понравилась. А Вы считаете, что весна отвечает на вопрос кто? 
Небрежно к детям не отношусь, но и детским поэтом себя не считаю, поэтому, возможно, что у Вас и сложилось такое впечатление.

PS: свой профиль я изменила не так давно... поэтому приятно, что заглядываете на лицевую сторону:) Спасибо!

Дата и время: 05.04.2022, 08:18:09

"возможно, что про ромашку и лишняя" - Галина, насколько могу судить, эта загадка для куда более старшей возрастной категории, чем остальные. Но изложена в форме для малышей. :о)
Про строку с мартышками - так ребёнок вполне может тоже относиться к этим игрушкам, как детям. И в такой загадке сложить всех. Нмв, для логического мышления тут вполне достаточно не забыть посчитать и ту малышку, у которой сестрёнки и братишки. :о)
Загадка про солнце находится в одном ряду с остальными. Попробуйте прочитать их подряд. Напрашивается или убрать первые две строки, или добавить в середину строку с рифмой к "жарко" - тогда вопросов не возникнет. :о)

По поводу весны. Она может отвечать и на вопрос "кто". Не представляю себе вопроса: "Что это там такое шагает в зелёном сатине, поёт, танцует и задорно бегает?" :о)
И кстати, что может "задорно бежать по тропе" - тоже не могу представить. Во всяком случае, это не ручей из талого снега. И в трубе водосточной чтобы что-то звенело - тоже не очень представляю: глухие в водосточных трубах звуки, скрежещущие, но не звонкие. И что весна на полях в почках и в зёрнышках зеленеет - тоже не очень удачно: откуда на полях почки? А по тексту именно так и выходит. Да и зёрнышки если оставить сверху, незаборонованными, птички их склюют немного быстрее, чем они прорасти успеют. :о)
Именно об этом я и говорил, упоминая про небрежность. Не по отношению к детям, а по отношению к сочинениям. Тем более, что вроде как никто не возражает, что стихи для детей должны быть, как для взрослых, только ещё лучше.
:о)
А насчёт удалять/исправлять/оставлять - так это дело авторское/редакторское. Я всего лишь поделился своим мнением о конкретных недостатках конкретных сочинений. И весьма благодарен за адекватную реакцию.
И в мыслях не допускал, что она будет неадекватной. :о)

Дата и время: 05.04.2022, 15:14:06

„эта загадка для куда более старшей возрастной категории, чем остальные“- Не совсем так, Сергей... любви все возрасты покорны ,)

У меня, четырёхлетней, был пятилетний жених Вовка, а моя трёхлетняя внучка гадала на ромашках, после чего однажды решительно заявила: „Всё. Когда я стану большой, я „женюсь“ на нём и у нас будет мальчик и девочка.“

Пришлось объяснять: кто женится, а кто замуж выходит... и почему взрослые только женятся...а уж на вопросы о том, как дети на свет появляются и ответить не знала как... сказки про аистов не прошли... тут же под нос была подсунута немецкая детская книжка с иллюстрациями, принесённая из детсадовской библиотеки...)))

 

„Про строку с мартышками - так ребёнок вполне может тоже относиться к этим игрушкам, как детям.“ – может... наверное...но я оставлю так, как есть:)

 

„Загадка про солнце находится в одном ряду с остальными. Попробуйте прочитать их подряд.“ – для исключения при чтении монотонности, утомляющей детей, говорят, что в написании не помешает ненавязчивая смена ритма.

 

„По поводу весны.“ – задорно можно многое сделать/делать... и сплясать и бежать по тропе...

И с водосточной трубой не так всё просто: бывают и глухие, и звонкие, как ручеёк.

Исправила знаки препинания, чтобы не было на полях почек:)

Спасибо!

Галина. спасибо за пояснения. "Журчит" - гораздо лучше.
Остался последний вопрос: "Что так задорно бежит по тропе?"
Если Вас не затруднит, конечно.
:о)

Дата и время: 05.04.2022, 15:49:25

умеете же Вы озадачить, Сергей))) Не знаю, честно, что мог увидеть малыш... я представляла себе юную весну...
Стихи записываются, если успеваешь записать... правки все, увы, потом, если с правилом знаком:)
Так что над Вашей головоломкой придётся серьёзно задуматься.

Галина, Вы тоже умеете озадачить: малыш-то как раз и не знал, что он там такое увидел. Потому и спрашивал. :о)
А насчёт "задуматься" - это хорошо. Спасибо. Извините, если был назойлив. :о)