Клеветники России

Отдел (рубрика, жанр): Гражданская лирика
Дата и время публикации: 18.03.2026, 21:37:33
Сертификат Поэзия.ру: серия 3933 № 194999

*  *  *    

Их облик, что ныне смердит в строке,
Под маскою был храним.
Они говорили на языке
Страны, ненавистной им;

Страны, откуда вилась их нить,
Где имя узнали своё,
Страны, в которой учились ходить,
Читали книги её.

Но разным над родиной был небосвод,
И всякого там сполна...
У них перепутались власть и народ,
Смешались беда и вина.
 
Набросив на прошлое чёрный покров,
Топча столетий скелет,
Они стране не простили грехов
И не простили побед.

С отцами стыдясь своего родства,
– мол, были и есть рабы! –
В единую кучу свалили слова,
Сражения и гробы.

Цены не зная угля и зерна,
Снобизмом набив умы,
Твердили:
            – Эти – они не страна.
Страна – это только мы.

Привыкли – дети сытых времён,
Которым вынь да положь! –
Бесправием звать труд и закон,
Свободой – право на ложь.

И вы, кому будет страна дорога́
В года, что от нас далеки,
Помните: нет у России врага
Страшнее, чем клеветники.




Сертификат Поэзия.ру: серия 3933 № 194999 от 18.03.2026
15 | 30 | 628 | 13.04.2026. 18:01:05
Произведение оценили (+): ["Моргунова Елена", "Елена Ланге", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Надежда Буранова", "Бройер Галина", "Владислав Кузнецов", "Сергей Погодаев", "Павел Сабинский", "Нина Пьянкова", "Александр Рудт", "Александр Владимирович Флоря", "Светлана Ефимова", "Александр Куликов ", "Валентин Литвинов", "Евгений Иванов"]
Произведение оценили (-): []


Дата и время: 18.03.2026, 22:49:01

Добрый вечер. Плюс поставить не могу ввиду "художественных особенностей" версификации.

Вместе с тем основную идею поддержу.

Марк, Вам же это и пытались объяснить давным-давно: уехали, так будьте корректны по отношению к стране.

В этом тексте Вы спорите с самим собой того времени, когда Вы создавали антисемитский и пр. неприглядный образ России. Вспомните свои комментарии в ленте отзывов и в Литсалоне.  

И Вы спорите в тексте со строками своего друга и соратника. Юрия Арустамова, конечно же, считаю поэтом – несмотря на дискуссии давних времён и сегодняшнее непринятие ряда его текстов.

«"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!"

И в августе и в декабре

меня не оставляет память

о том особенном амбре.

 

Без сожаленья покидая

страну Мазаев и Муму,

не колокольчик — дар Валдая

и не матрешку я возьму.»(с)

 

(…)

 

«Взгляни, служивый: это «Бесы»,

а эта вот — «Хаджи-Мурат».

Когда спадают с глаз завесы,

прозревший исцеленью рад.

 

И трудно оторваться снова

от тех пылающих страниц.

Они, как приговор суровый

стране варнаков и убийц.»(с)

Дата и время: 18.03.2026, 23:42:51

Барбара, меньше всего я нуждаюсь в ваших комментариях, поскольку их цель не отозваться на стихи, а любым образом оскорбить автора и спровоцировать его на выгодное вам поведение. А потому избавьте меня от вашего присутствия в любом качестве. Я не занёс вас в игнор сразу, поскольку решил подождать, будете ли вы сегодня так же неприличны в высказываниях, как и вчера, и тогда уж решать, что с вами делать. И как поётся в одной песенке: "Предчувствия его не обманули..."
В ЧС.
п.с. От всей души надеюсь, что стихи, которые я намерен вскоре опубликовать, вам очень не понравятся...

Дата и время: 19.03.2026, 01:00:04

Искренность не вина. И не глупость. Искренность - смелость. 

Дата и время: 19.03.2026, 09:11:22

Здравствуйте, Марк!

 

Прочитала Ваше стихотворение и комментарии к нему.

Гражданская лирика давно и прочно занимает свою нишу в мировой поэзии. Как у любого другого жанра у неё есть свои особенности.

Гражданская поэзия бесспорно ограничивает диапазон художественных средств, она не нуждается ни в каких украшательствах, у неё есть честная принципиальна позиция автора по существенной проблеме в обществе, в Вашем стихотворении это русофобия.

Именно Вашу позицию я расцениваю как честную и принципиальную, которая базируется на порядочности, неприятии несправедливости к завуалированной русофобии и, конечно, знании того, о чём Вы пишете.

Есть другой вид стихов, в которых под прикрытием развесистых метафор однозначно прочитывается презрение и огульная клевета на историю России и её настоящее.

 

Примечательно, что, когда читатели, они же авторы, ставят лайки под такими стихами, им не приходит в голову проанализировать их художественную ценность.

Просто молчаливое одобрение.

 

С уважением,

Н.П.

Дата и время: 20.03.2026, 07:36:14

Марк, здравствуйте! Плохо верится в искренность Вами
написанного, но это моя проблема, конечно у нас всегда
одна и неизменная Россия, как Родина и Отечество, но 
есть внешние ипостаси России, один ассоциирует себя с царской,
 другой с советской, третий с нынешней это факт,
  я лично неприемлю деяний современных
апостолов "свободной и независимой России"и говорю
об этом прямо, вопрос - это тоже клевета?

Дата и время: 20.03.2026, 08:57:02

Николай, представьте себе ситуацию: встречаются два человека, и один начинает общение со слов : "Я тебе не верю". Как вы думаете, что должен делать второй? Я полагаю, что ему стоит сказать: "Да пошёл ты на...", – и на этом закончить разговор.

Дата и время: 20.03.2026, 09:27:13

Нина, я долго думал, как ответить Вам, потому что сегодняшняя геополитическая ситуация усугубила разделение людей по самым разным параметрам: политическим, идейным. национальным. территориальным, этическим и т.д. В итоге я понял, что в моём ответе должно быть главным следующее положение: при всей сложности пути русского народа его главной исторической заслугой перед человечеством явилось сокрушение фашизма в ХХ веке. Но фашизм возродился, и СВО является продолжением борьбы с ним.

Дата и время: 20.03.2026, 17:29:08

"Основные признаки фашизма:
Никаких ассоциаций не возникает?

Дата и время: 20.03.2026, 17:42:29

Спасибо за поддержку, Наташа Гамова! 
Вы точно выделили основные признаки нынешнего режима на Украине.

Дата и время: 20.03.2026, 14:07:54

Страшные дела, Марк, и под патриотические лозунги делаются.
А более - тихо кулуарно.
Страна - прежде всего - экономическая независимость.
Самодостаточность. Культура. Закон.
А Россия незаметно стала зависимой от всего.
Вымирающей физически и нравственно.
И всё это дело рук (языков) страшных клеветников??... 

Дата и время: 20.03.2026, 14:28:56

Владислав, последняя фраза вашего комментария в несколько саркастической форме выражает несогласие с моим стихотворением. Это, безусловно, ваше право как независимой личности. Но человека, который говорит, что его страна "вымирает физически и нравственно" я бы, уж простите за прямоту, зачислил в разряд именно таких клеветников. 
Зная за вами склонность к многократному постулированию ваших убеждений, я всё же прошу на этом закончить обмен мнениями.

Дата и время: 20.03.2026, 14:33:57

Это не клевета, Марк. Это статистика. Сарказма в этом - нуль.
Статистика убыли коренного населения. И миграционных квот.
Понятно, мы на поэтическом сайте.
Но суть от этого не меняется. Как хочется и как есть - сильно различаются. 

Дата и время: 20.03.2026, 15:57:22

Владислав, оперирование статистикой, внедрение через сайты (поэтические, в том числе) информации, внушающей людям пессимистические и панические настроения, - это тоже пропаганда.
А что касается "убыли коренного населения", то это, во-первых, величина переменная и волнообразная. А во-вторых, вы в курсе "убыли коренного населения", например, в Италии, Швеции или во Франции? Да и в Японии рождаемость намного ниже, чем в России. Другое дело, что об "убыли коренного населения" там речь не идёт, поскольку "некоренного населения" в Японии попросту не имеется по причине тамошнего законодательства. И ведь никто там не заикается, подобно вам, о "нравственном и физическом вымирании". Это вы позволяете себе это омерзительное слово, тем самым уподобляя (возможно, невольно) население вашей страны какому-то ущербному зоологическому биоценозу.

Поищите, Марк - где это я внедряю информацию пессимизма и упадничества...
Если я что-то упоминаю - всё в свободном доступе.
Ваш оптимизм, Марк, к сожалению, провоцирует подобные беседы. У меня нет отношения к населению моей страны. У меня бывают отношения с конкретными людьми. Население России понемногу численно приближается к населению Японии. Российской вольготы бытия - а потому и духа - у японского гражданина нет. Рождаемость в России волнообразна - этого я не знал. Но полагаю - это как-то связано с нищанием - бытия и духовности. Зоологический биоценоз - это из Вашего лексикона - зачем приписывать мною не сказанное.
Понимаете, Марк... Я ничего против Вашей гражданской лирики не имею. Оперировать домыслами - так себе затея. Даже для филолога.
Пацифистские призывы? - где... Вообще не про меня. Даже провокаторы, Марк, так бесед не ведут.

Дата и время: 20.03.2026, 16:22:55

Владислав,

а много ли в мире стран, где есть полная экономическая независимость и высокая нравственyость?

Нам с Вами досталась такая многострадальная Родина, а задавались ли мы вопросом – что каждый из нас сделал, чтобы она стала лучше? Пока одни изучают статистику, другие делают конкретное дело. И таких большинство: женщины по всей стране плетут маскировочные сети. Я знаю девяностолетнюю женщину, которая ежедневно это делает. Волонтёры везут гуманитарную помощь, айтишники, которые зарабатывали большие деньги, ничем не рискуя, добровольно идут на войну, объявленную международными «голубями мира».

Когда сожгли людей в Одессе, я захотела разобраться в том, что происходит, и узнать независимое мнение

 В 2014 я начала смотреть израильский канал Итон ТВ с Яковом Кедми. Везде есть честные люди. Он уже тогда дал оценку украинскому нацистскому режиму.

У всех нас общая территория, но видим мы страну по-разному, даже при том, что нельзя закрывать глаза на проблемы, они очевидны.

Доброго дня, Нина.
Извините, отвлёкся. Да и примитивная идентификация - то ли в носителя тиражированных убеждений, то ли в очередного клеветника - не предполагает последующего конструктивизма.
Я со всем озвученным Вами принципиально согласен.
Положим - независимость - терминология, применимая к государству. А нравственность - к духовной чистоте личности. Но это мелочи.
Я ушёл из оборонки, когда зарплата стала - в 20-ть долларов - на фоне гиперинфляции. А на территории оборонного предприятия расцвела кооперация.
Автостоянка заполнилась новыми иномарками. 
Люди уходили в никуда и выживали самостоятельно.
На пенсии в 15-20-ть тыс. жить сегодня старикам так же нельзя, как невозможно было жить на те зарплаты.
Рассказать Вам - сколько тратится на военную операцию?... На т.н. трудовую миграцию?.
Старикам что - легче станет - если расскажу.
Это я к тому, что про оборонку знаю больше многих - из присутствующих.
Вы задумывались - чем спецоперация отличается от военной кампании?... Почему так названа?... Так ведётся?... Длится который год?... И т.д
Борьба с возродившимся нацизмом - согласен. 
Полагаете - других причин нет?..
За это время Финляндия стала НАТОвским государством. В Прибалтике решён вопрос американских баз. Рассказать Вам про подлётное время?...
Понимаете, Нина - я не озвучил никакой крамолы.
То, что я сказал, мы постоянно слышим из уст Президента, из речей высших чиновников.
Никаких секретов из того, что Россия вымирает физически - не делается. Слово, может, и омерзительное, но оно точное. Сомневаться в культурном и нравственном вымирании можно - это Ваше право...
То, что 90-летняя женщина ежедневно плетёт маскировочные сети - это ужасно, Нина.
Насколько это ужасно - Вы, полагаю, не представляете.
Объяснять я не буду.
И не потому, что мы на поэтическом сайте.

 

Дата и время: 21.03.2026, 04:18:45

Владислав,

спасибо за Ваш ответ. Я такой же живой человек, как и Вы. Мне так же больно за всё, что происходит сейчас. Я жила в то страшное время, когда годами не получала зарплату, имея троих детей.

Я не наивная дурочка. Но сейчас, когда слова «Россия» и «русский» стали едва ли не позорным клеймом, мне ближе позиция Марка.

Нина дорогая...
Позиция складывается из множества факторов.
Главным из которых является достоверная информация.
Можете мне не верить, конечно - но никакой позиции у Марка нет. У меня тоже нет - при том, что я знаю больше. И зять у меня с орденом, и с ребятами знакомыми есть возможность пообщаться.
Оборонка много сложнее персонального взгляда и персонального понимания.
Можете освежить в памяти историю одной трагедии, чтобы представить - как это сложно. Отделять правду от лжи. Стратегию от чрезвычайной ситуации.
Жизнь от смерти. Всё сложно, Нина.
https://yandex.ru/video/preview/9104111163695059777
А русский - не русский - это чушь. В нас чёрт -те чего - от предков. Это малая Родина. И Родина великая. Воспитание. Ответственность. И готовность ко всему...
Но и отношение к нам собственного государства (его первых лиц) - тоже имеет значение. Отношение сегодня потребительски-кастовое. Прежде всего - к старикам. Это чудовищно безнравственно...
Давайте остановимся. Так получилось - мы выросли в одном государстве - доживаем в другом.
В том, в котором мы росли - нас учили думать.
Маленький бонус Вам - https://yandex.ru/video/preview/16733897610865708731



Дорогой Марк! Пользуясь случаем, хочу сказать, что я горжусь хоть и заочным, но знакомством с Вами - вот такое у меня мнение и о Вашей человеческой порядочности, и о Вашем отношении к России.  Кроме того я считаю Вас поэтом первой величины, пишущим стихи эталонного качества.

Сергей, спасибо. Хорошо, что я не одинок и что на этом сайте у меня всё-таки есть единомышленники и друзья, а не только "колонисты №5"...

Нина, я молча следил за вашей с Кузенцовым дискуссией, но пора сказать главное на все времена: если твоя родина сражается и проигрыш в войне грозит её существованию, то пацифистские призывы являются преступлением. И никакие демагогические доводы не спасут страну, сложившую оружие в такой войне.
В силу разных причин почти все войны России были войной за её существование. Поражение в СВО грозит ей распадом и последствиями, по сравнению с которыми 90-е годы покажутся раем.

Так и есть. 

Марк,

наверное, нет необходимости кого бы то ни было в чём-то убеждать или переубеждать. То, что Ваше стихотворение многих не оставило равнодушными (это видно по оценкам), это главное. Никакая гладкопись не вызывает такой реакции. Остаёмся каждый при своём мнении.

Лет 6 до начала СВО я начала смотреть украинский канал Интер, это не политика, скорее, социальные ток шоу.

 Первые 2 года программы шли на русском, последние 4 на украинском.

Люди плохо говорили и на том, и на другом языке. Уже шла война с русским языком. В итоге был жуткий суржик.

Запомнилась одна передача Говорить Украiна, героем которой был АТОшник наркоман. Когда он вернулся из Донбасса, то начал применять пытки к бабке, вырастившей его. Он валил её на пол, накрывал лицо тряпкой и поливал водой.

Уважаемые эксперты: актёры, психологи, юристы лицемерно говорили, какой он герой, родину защищал. Уговаривали его не обижать бабушку.

С этими людьми можно было о чём-то договориться?


Дата и время: 21.03.2026, 23:59:40

Марк, люди часто не разбираются, где заканчивается здравая критика и начинается клевета. Мешали одно с другим прозападные либеральные СМИ, а люди десятилетиями их слушали. Я и сама им доверяла. Но когда в конце нулевых переехала в Италию, начала менять свои взгляды. В 2014м они поменялись кардинально. Я была свидетелем оголтелой русофобской кампании, развернутой во всех СМИ, как по указке, и приходила в ярость, когда слышала те же слова от россиян. 
Но я не думаю, что самые страшные враги России - клеветники. Они всегда были. Настоящий враг использует фашизм как средство, а НАТО как инструмент. Он разжигает войны повсюду, а его СМИ воют только об одной войне. Этим людям безразличны даже народы, к которым они сами принадлежат. Это наднациональная мировая элита. И с ней воюет сегодня Россия (и не только на Украине). Об этом стоит помнить современным критикам.

Дата и время: 22.03.2026, 10:05:01

Елена, возможно, вы правы насчёт мировой элиты. О ней я ничего не знаю, но многие события и в истории, и в настоящем никаким разумным объяснениям действительно не поддаются. Причём, происходит это на самых разных уровнях - от мирового до кухонного... Но, слава богу, небольшой процент людей пока сохраняет способность адекватно мыслить и правильно оценивать ситуацию. 
Спасибо за поддержку!

Дата и время: 22.03.2026, 11:44:25

Люди часто не разбираются - в этом все дело.

Дата и время: 22.03.2026, 12:12:50

Ирина, ваш комментарий напомнил мне фразу из книги  Стругацких «Полдень, XXII век (Возвращение)»: «Это был ответ в стиле Бадера — очень веско и на полметра мимо».

Дата и время: 22.03.2026, 12:18:21

А мне ваш гражданский пафос напоминает фразу «... а сову эту мы разъясним…» из повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова.

Дата и время: 22.03.2026, 12:35:06

Ирина, как я вас понимаю! Если бы гражданский пафос в моих стихах приветствовал бы кошек, геев или Макрона - тогда бы вы с визгом его одобрили! А если с пафосом упоминается Россия - вот тут ваше терпенье кончается.

п.с. Ваш статус члена Редколлегии лишает меня возможности отправить Вас в ЧС, но всё же сделайте милость - избавьте меня от удовольствия видеть вас на моей странице. А я в ответ не буду комментировать скуку ваших переводов.

Дата и время: 22.03.2026, 13:36:01

Укус - фирменный почерк булгаковского героя )