День работников культуры

Публикатор: Евгений Антипов
Отдел (рубрика, жанр): Эссеистика
Дата и время публикации: 26.03.2025, 10:06:35
Сертификат Поэзия.ру: серия 3980 № 188695

В День работников культуры надобно говорить о поэтах. И, лучше всего, о репрессированных.

Вот, несколько лет назад резонировала история с молодой учительницей литературы, что была уволена из Петербургского лицея как раз за чтение репрессированных поэтов. Потом, правда, оказалась, что за это ее не уволили вовсе. И никаких фраз директора, мол, «враги народа», «пособники фашистов» — на которые ссылалась правозащитная учителка, — не было. Просто в тот день в школе проходили мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной. Учителка самостоятельно, без согласования изменила тему на репрессированных поэтов. Но и это было только триггером. Началась склока. Посмотрели внимательнее на личное дело, выяснилось, что в биографии скандалистки есть два года за пьяную поножовщину, а поскольку судимость исключает преподавательскую деятельность, правозащитница, изменив имя и сообразительно выйдя замуж — то есть, с новым паспортом, — в нарушение установленных норм стала преподавать.

Теперь о репрессированных поэтах. Например, о Корнилове, который был расстрелян за антисоветские, сиречь, кулацкие стихи. Но за какие же «кулацкие», если он остался в истории именно со стихами очень даже советскими, сиречь, комсомольскими: «от Москвы до самых до окраин», «Нас утро встречает прохладой…». Даже на дидактическом поприще он попал в классики: «Как от меда у медведя зубы начали болеть». Поэмы «Триполье» и «Моя Африка» стали событием, народ заучивал «Соловьиху» и «Качку на Каспийском море». На Первом Всесоюзном Съезде писателей СССР товарищ Бухарин с трибуны лично хвалил товарища Корнилова. Его приветствуют и Горький, и Ромен, так сказать, Роллан.

Корнилов был правильным автором правильных стихов про советскую жизнь. Негодовал на кулака, воспевал овчарок, что «границу нашу берегут», скорбел с нужной интонацией о комсомольцах, павших смертью на Гражданской на войне. Тем не менее, был некоторым образом исключен из комсомола — за неуплату взносов.

Возможно, у него не было денег на взносы. Возможно. Но, вероятнее всего, это уже была форма взыскания, желтая карточка ярко-красного цвета.

За свою тридцатилетнюю жизнь, то есть, за семь лет публикаций, он выпустил 10 книг с суммарным объемом в тысячу страниц. Не считая публикаций в журналах («Нева», «Новый мир», «Литературный современник») и в официальнейших газетах, вроде «Известии». А это гонорары, на которые можно жить с размахом. Собственно, с размахом в те годы Корнилов и живет.

А в 1932-м на экраны вообще выходит фильм «Встречный», и в свои 25 лет Борис Корнилов — абсолютная звезда, поскольку страна поет его песни на музыку Шостаковича.

Но денег на членские взносы по-прежнему не хватало. Членства его лишили, исключив из стройных рядов. А по тем временам с таким-то пятном лучше и на свет не рождаться. Но нет, ничего, прокатило.

Биографии наших пролетарских поэтов, будь то Сергей Есенин, будь то, Борис Корнилов, будь то Павел Васильев, написаны словно под копирку. Вот Васильев свою первую жену бросил глубоко беременной, сошелся с сестрой редактора «Нового мира». От сестры устремился к московской красавице Натальи Кончаловской. Да, той самой, что станет женой Сергея Михалкова.

Конечно-конечно, многочисленные увлечения для поэта не криминал, а норма жизни. Но Павел Васильев (уже имея судимость за хулиганство) стал фигурантом громкого скандала летом 1934 года, когда Максим Горький в статье «Литературные забавы» выступил с назиданиями по поводу пьяных выкрутасов Васильева. Ведь если несознательный сапожник пьет в солнечной стране, это ладно, но если звонкий поэт, родоначальник «эпохи побеждающего коммунизма в душе человеческой» бухает — да с барскими-то коннотациями, — это, считай, уже политика. Непокорный Васильев — у которого, вообще-то, более сотни публикаций в десятках журналов, — ответил на статью Горького вихрастой частушкой в духе «мы не рабы»:

Эй, жена, завесь-ка шторки:

Нас увидят, может быть.

Алексей Максимыч Горький

Приказали дома пить!

Горький, что ж, устыдился. Стал Васильева выгораживать.

Той же зимой и Корнилов показал свои непокорные зубы. Накануне Нового года пришел он в Дом писателей весьма нетрезвый да с гармошкой, да и спел в лицо литкритикессе оскорбительную частушку. Пролетарские поэты той поры мыслили в частушечной стилистике. Замяли. На следующий день, уже во время праздника, он написал пальцем, мокнутым в чернила, на обнаженной спине дамы (уже другой дамы) лаконичное слово, на которое был способен только поэт. Сугубо пролетарский поэт. Поскольку писатель, сопровождавший даму, был покруче всех этих поэтов с гармошками, руководство почесало кадык, и Корнилова лишили права посещать Дом писателей. Аж на полгода лишили.

Лишенный права выражать себя прилюдно, поэт Корнилов бил свою Берггольц в домашней обстановке. Впрочем, бил справедливо, ибо имел согласно Фридриху Энгельсу регулярное намерение выполнять супружеские обязанности. Когда надоело, ушел к юной Ципе Борнштейн. И вот, как богемная Ципа вспоминает время с Корниловым: «Плохо было тогда с продуктами, да и от чрезмерной занятости поэзией не хотелось готовить. Тогда сдавали продуктовые карточки в столовые, мы же сдали свои в пивную. И по утрам помню себя сонную, сидевшую за ледяным мраморным столиком пивной, жующую холодный бутерброд с яйцом и килькой и запивающую это холодным пивом. Корнилова же такой завтрак вполне устраивал. Особенно нравилось “прикрепление” к пивной».

И ледяной мраморный столик, и холодное пиво по утрам, и эта килька с яйцом не могли разжалобить принципиальных соратников по литературной борьбе, и за «антиобщественные поступки» Корнилов неоднократно подвергается критике в газетах. Корнилову многое прощается, однако в январе 1935 года президиум Ленинградского отделения Союза писателей выносит ему строгий выговор с предупреждением, что тот будет исключен из стройных рядов соратников, если не изменит свою линию.

Соответственно, перестали печатать. Правда, смягчились после того, как он подписал письмо против Павла Васильева в связи с очередным хулиганством оного. Васильев в столице нашей родины избил популярного комсомольского поэта, вследствие чего стало очевидно: поэт категорически чужд насущному моменту. Группа комсомольских поэтов написала цидулю, которую и подписал протрезвевший к тому времени Корнилов. Семен Кирсанов, кстати, тоже подписал.

Корнилов подписал письмо против пьяницы-дебошира и, протрезвевший, был возвращен в лоно. А Васильева из лона исключили, фактически перекрыв возможность печататься и, соответственно, оставив без средств к достойному существованию. Куда он теперь, обратно в грузчики? Или в родной Казахстан? Изверги. Теперь Васильев бухает принципиально, обоснованно бьет неприятных людей всех полов, рвет женские платья и получает срок для исправительных работ. У Корнилова же, отнюдь, существование снова достойное. Поэтому он тоже бухает. Приходит к бывшей жене Берггольц и бьет ее смертным боем, несмотря на предупреждение об исключении из рядов писателей. Корнилов бьет, пьет, блюя и плюя на стройные ряды. Так как Васильев в трудовой изоляции, Корнилов все это делает в неподражаемом одиночестве — тушит бычки о лоб швейцаров, рвет ресторанные счета, то есть, ведет себя, как и положено тому, кто, согласно высоким тезисам, стал всем из ничего.

Что ж, его тоже исключают из Союза писателей. Но исключение еще не повод для расстрела. Для ареста — вполне. И дело даже не в каких-то там побоях. Он на виду и, значит, идейно опасен. Поскольку может нанести моральный вред обществу. Являясь представителем советской элиты и примером того, как сельский мальчуган, корнями уходящий в отсталую Россию, способен вырасти в литературную звезду первой величины, Корнилов подает очень дурной пример неуправляемости, ибо сорвался с катушек, как способен только истинный люмпен. Корнилов был компасом молодежи, транслятором времени, поэтому его, чуть погодя, но очень логично посадили не хуже Васильева. А Павел Васильев как раз протрезвел, выходит с чистой совестью, пишет «Патриотическую поэму», стихи «Красная армия», «Живи, Испания!», снова пьет и, соответственно, снова дебоширит. Потом все смешалось в доме Облонских, и Облонским все надоело.

Не берусь утверждать, что Корнилов и Васильев были врагами народа, но и друзьями они точно не были.

Ольга Бергольц, узнав об аресте Корнилова, записала в дневник: «Борька арестован. Арестован за жизнь. Не жалко». Написала честно, не предполагая, что расстреляют. Кстати, что в приговоре? В приговоре статья 58-8 и 58-11. Смотрим. 58-8: «Совершение террористических актов, направленных против <…> деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, <…> хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации». 58-11: «Организационная деятельность, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений...» Короче, если кто с группой лиц удумал поджечь дверь Дома писателей, или был взят с поличным, когда в индивидуальном порядке дергал водопроводную трубу в том же Доме тех же писателей, то таковой даже в момент подготовки злодеяния попадает под действия вышеупомянутых статей. И это будет действительно политическое преследование. Разве нет? Чем не диверсия против рабочих и крестьянских организаций, которые всецело ведут народ в будущее?

И если сегодняшних сограждан можно развести телефонным звонком на террористический акт, то непросыхающего человека, ощущающего себя Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым в одном лице, на какую-нибудь выходку, типа, «я знаменитый поэт, а вы ватники» спровоцировать запросто. Особенно во имя справедливости. Тем более, что и стихи у Корнилова пошли какие-то с акцентом:

Как прибился я к вам, чекистам?
Что позоришь бумаги лист?
Ох, как веет душком нечистым
От тебя, гражданин чекист!
Я плюю на твои наветы,
На помойную яму лжи.
Есть поэты, будут поэты,
Ты, паскуда, живи, дрожи!

Ну, что ж. Отомстил. В общем, дали этим работникам культуры все: возможности творческой самореализации, финансовое благополучие, дисциплинарные поблажки, славу и зеленую улицу во все стороны, но они по природе своей были скотом. Как со скотом с ними и обошлись. Даже не понятно, надо ли скорбеть. Впрочем, можно и поскорбеть.






Евгений Антипов, публикация, 2025
Автор произведения, 2025
Сертификат Поэзия.ру: серия 3980 № 188695 от 26.03.2025
0 | 33 | 311 | 02.04.2025. 16:53:37
Произведение оценили (+): ["Владислав Кузнецов", "Сергей Погодаев"]
Произведение оценили (-): ["Александр Владимирович Флоря", "Ирина Бараль"]


Дата и время: 26.03.2025, 15:26:55

Извечный вопрос: зёрна и плевелы. Где граница между божественным (к коему относится Талант) и человеческим с его слабостями и пороками?
Кстати, меня ещё с детских лет смущала строчка "кудрявая, что ж ты не рада?" в такой оптимистичной песне:)

Вдруг выяснилось, что взрослого и, казалось бы, самостоятельного человека, можно развести на все деньги простым звонком по телефону - в два приема и за три минуты. В категорию же классиков попадают по-разному. Иногда - таким же циничным образом. Наивный читатель, зависимый, робкий, воспитанный и рефлексирующий, эту формулу принимает безоговорочно. И на все стихи такого "классика" смотрит уже через соответствующую призму. (На одной конференции мы слушали получасовой доклад на тему: в блокноте Блока вырвано две страницы. О, боги, две страницы.) Чтобы не стать жертвой суггестии, нужно разбираться, то есть, необходимо время, умные наставники, в конечном счете погруженность в материал, природный вкус, приобретенные навыки и много чего, чем данный читатель все равно в полной мере не обладает. А, значит, он - потенциальная жертва жуликов. Но вот если спокойно разговаривать с таковым и задать простейшие вопросы, выяснится, что замечал он и вкусовые изъяны, и звуковые, и смысловые нестыковки, и прочее по мелочам - но озвучить не решился. Человеку, живущему в социуме, проще согласиться с расхожими положениями и жить в строю.
Если избавиться от флера "классик", тогда может оказаться, что "кудрявая, что ж ты не рада" написано вообще просто так. Хотя фраза-то психологически достоверная (кто-нибудь рад заводскому гудку в шесть утра?).
Что касается божественного и не очень, скажу только, что возможны варианты. Но лично я не верю строкам про безграничную любовь к людям, написанную человеком, людей презирающим, тушившим окурки о лоб. Тут уж либо любовь к людям, либо к себе. А в искусстве главным условием является  самоидентичность и достоверность.

Я как-то больше склоняюсь к мнению, что талант - божий дар, а как он распределяется - то неведомо. Человек, им наделённый - только проводник. А уж кому достанется...
"Он душою и тёмен и нищ,
а игра его светом лучится:
божий дар неожидан как прыщ,
и на жопе он может случиться."

Хотя согласна: очень сложно абстрагироваться от личности, наделённой этим самым талантом.

Просто таланты бывают разные. Если у кого-то талант выскочил на жопе - ну, значит, на жопе.

– главное дело его (талант) не зарывать преждевременно...

Иной талант я бы рекомендовал и зарыть.

 – это он им за генерала Корнилова мстил вероятно... впрочем, если бы он сам , добровольно застрелился, то возможно вошёл бы и в анналы, став классиком, как другие...
О фатальных датах и цифрах — автор и исполнитель...

А чего это ему мстить за генерала, если он сам с юных ногтей и пионер, и комсомолец. А, главное, зачем ему стреляться, если он сам себе генерал. Он видел своей целью не героическую смерть, а роскошную жизнь. Тут главная нестыковка.

– да, похоже,  цель-то была ясна, но программа не до конца продумана...

Так программу и продумывать не надо - она на блюдечке. Ибо заслужил фактом своего существования.

– ага, ага... Шпаликов опять же, да и Рубцов как-то так, неопределённо...

Я бы обобщил всю проблематику одной притчей: в США негритянка (водитель такси) выиграла в лотерею 10 млн долларов. А через несколько лет вернулась к шоферскому заработку, потому что деньги закончились. То есть: что положено Юпитеру, не положено козе.

– вот, вот... да хоть Пушкина возьмём... чувствуются, согласитесь, африканские корешки-то?..

Пушкин был маленьким и страшненьким (Вяземский, кажется, его сравнил с обезьяной), но амбициозным. Вот и приходилось бросать понты. А это деньги. Плюс безответственность. Но Пушкин все-таки несопоставим с этими пьяными комсомольцами.

Радует, что данный опус Антипова не типичный пасквиль (см. определение термина), но по многим параметрам все равно схож. Пасквиль, как известно, не чурается явной лжи и преувеличений, годных для красного словца. Ну, например, упоминаются сведения о «кулацких стихах» Бориса Корнилова.

Из истории: «Арестовали Корнилова в ночь с 19 на 20 марта 1937 года как «участника антисоветской, троцкистской организации», он стал одним из многих тысяч «соучастников» убийства Кирова.  На следующий день следователь Лупандин, младший лейтенант госбезопасности, образование – низшее, как было указано в его анкете, провел первый допрос Корнилова: «Паспорт – отобран при обыске. Род занятий – литератор, исключен из Союза совет. писателей за пьянство. Партийность – с 1923 по 1928 г. состоял в ВЛКСМ – исключили за неуплату членских взносов».

Если знать историю тех лет, то становится ясным, что речь не о литературных опусах Б. Корнилова или любого другого автора в те времена, но о внутренней номенклатурно-классовой борьбе, в которую ничтоже сумняшеся вмешивались многие тогдашние литераторы. Эта борьба стоила карьеры, а то и жизни как тем, кто лояльно относится к происходящим переменам, так и тем, кто был к ним откровенно враждебен.

Что же это за «кулацкие стихи», которыми отметился Б. Корнилов? Ну, например:

      В нашей волости.

По ночам в нашей волости тихо,
Незнакомы полям голоса,
И по синему насту волчиха
Убегает в седые леса.
По полям, по лесам, по болотам
Мы поедем к родному селу.
Пахнет холодом, сеном и потом
Мой овчинный дорожный тулуп.
Скоро лошади в мыле и пене,
Старый дом, донесут до тебя.
Наша мать приготовит пельмени
И немного поплачет любя.
Голова от зимы поседела,
Молодая моя голова.
Но спешит с озорных посиделок
И в сенцах колобродит братва.
Вот и радость опять на пороге -
У гармошки и трели, и звон;
Хорошо обжигает с дороги
Горьковатый первач-самогон.
Только мать поглядит огорчённо,
Перекрестит меня у дверей.
Я пойду посмотреть на девчонок
И с одною уйду поскорей.
Синева... И от края до края
По дорогам гуляет луна...
Эх ты, волость моя дорогая
И дорожная чашка вина!..
1927г.

Ясно, что поэт пишет о том, чего видит. Если видит «любимая, что ж ты не рада», то надо быть придирой, чтобы увидеть тут отрицание общественного порыва к переустройству мира. Если видит «постареем, мама, как и все» (1935), то глупо тут видеть пикировку с коммунистическими догмами.

Конечно же, Борис Корнилов был репрессирован не за стихи. Ни за прокоммунистические, ни за есенинско-кулацкие. За что именно, это дело долгого и скрупулезного исследования. Наивный человек влез туда, где наивным делать нечего. Вот и все дела. С какими стихами Б. Корнилов остался в русской постсоветской поэзии, это полагаю не г-н Антипову судить. С какими надо, с такими и остался.

Если знать историю тех лет (c), то все это блеяние в духе "он стал одним из многих тысяч «соучастников» убийства Кирова" отпадает, как фантазии олигофренов.

Полагаю, Вы мыслите всерьез, Евгений
Отсюда вывод, что опора на "соучастников убийств" это отмазка тогдашних следователей. Но вот  подоплека этого дела важна. Почему именно Корнилов попал в эту схему? Скорее всего был знаком с кем не надо, высказывался так, как не надо.  Поэзия как таковая тут ни при чем. Шла борьба за власть, внутри которой каждый топил каждого. Выживал осторожный.
Сама Ваша идея, что поэта ведет его Слово ("самоидентичность") мне импонирует. Только не надо считать за дураков тех, кто вам оппонирует.
Исследуйте поэзию Б. Корнилова всерьез - и цены вам  не будет.

Я пока не встретил хоть кого-нибудь, кто бы мне внятно оппонировал. Много решительных высказываний лично в мой адрес (что мне не интересно) и ни одного - по сути написанного. Поэтому у меня есть все основания делать соответствующие выводы.

Не вижу в себе желания высказываться лично. Что в Ваш адрес, что в любой другой. Так что я - объективист. При случае можем поговорить. Другое дело, что каждый публицист, много лет оттачивая свой стиль, перестает видеть свои застарелые методы. Эти методы уже претят читателям, но читатели продолжают следовать инерции. Тог есть, платить за иллюзию. Опровергнуть инерцию опасно. Ну так я и не ставлю себе такие цели. Я лишь о корректной подаче материала.

Дата и время: 28.03.2025, 12:45:17

После этой публикации, как и после чтения всех подобных, нужна детоксикация. Строки Мандельштама послужили противоядием:

Улыбнись, ягненок гневный, с Рафаэлева холста, —
На холсте уста вселенной, но она уже не та:

В легком воздухе свирели раствори жемчужин боль,
В синий, синий цвет синели океана въелась соль.

Цвет воздушного разбоя и пещерной густоты,
Складки бурного покоя на коленях разлиты,

На скале черствее хлеба — молодых тростинки рощ,
И плывет углами неба восхитительная мощь.


9 января 1937

Да-да. Улыбнись устами вселенной со складками бурного покоя на коленях, улыбнись и ягненок гневный, и овца, и восхитительная вошь.

Добрый день, Евгений.
Есть некоторые сомнения в категоричности.
Скотства - прежде всего. Биографий под копирку не бывает. 
Положим, долгой счастливой жизни стихов и песен скотство не обеспечивает. Смертный бой жены-поэтессы - постфактум чего -  уклонения от супружеских обязанностей?... Дневники Ольги сегодня в свободном доступе.
Сложные были времена, Евгений.
Страха. Сделок. Проданных и заложенных душ.
Культа печатного слова. Культа личностей.
Ощущения временной дозволенности - сегодняшней удачи.
Молодые были ребята. Хотелось любви, достатка и бесконечной радости. А те, которые могут пить и писать одновременно - долго не живут. Может, цинизма и не хватило... Циники живут дольше.
Категоричность скотства этого влияния не передаёт.
Не объясняет.

Напрасно, Владислав, сомневаетесь в категоричности. Иногда она просто необходима. Киркоров во время брифинга может посылать на все буквы журналистку, бить с размаху какую-то надоедливую поклонницу, пинать ногами работника сцены. Да, любой под настроение может рявкнуть, грубо отмахнуться, бросить трубку. Но есть такие, кто это делает всегда. Называются они категорично: хамы. А есть и более категоричные определения: подонки, мразь и т.д. И если такие термины в обиходе образовались, значит, была в них потребность - кого-то так обозначить. А ведь и у Киркорова, как у любого, бывают объективные неприятности, дурное самочувствие и т.п., только любой пытается сдерживаться, а Киркоров не пытается. Ему это уже без надобности. Его социально-имущественный статус усилия такого рода исключает. Рождаются ли Киркоровыми? Как правило, ими становятся. У многих, особенно у люмпенов, "едет крыша" при первых же признаках социального роста. А уж тем более, при взлете.
Что касается времен, они всегда сложные. Просто, со своей спецификой. Всегда есть место страхам, сделкам, ощущению дозволенности. И все списывать на алкоголь тоже не получается - одни, бухнув, становятся сентиментальными, другие подлыми. Хотя с алкоголем в основном живут меньше - с членским ли билетом, с перфоратором ли, с водительскими правами. Поэтому и на "писание стихов" тоже ничего списывать не надо. Поскольку бесконечной радости хочется всегда и всем. И чем ниже уровень развития, тем бесконечней хочется.

Значит, Евгений, сегодняшней властью культивируется скотство. Киркоров - давно Народный артист - по версии Минкульта. А Дольский - пожизненно Заслуженный. 
Есть ещё ценз авторства. Один артист будет добиваться идеальной гармонии, иной - спокойно выносить на зрителя бездарщину.
Печатное слово - времён Ваших героев и нашего времени - ценности несоразмерные.
Сегодняшние Мастера слова и мелодии - субкультура.
Собственно, живущих почти не осталось.
О чём я... Если скотство тех ребят не относится к творческому наследию - значит, не такими уж они были скотами.
Или какими-то особенными скотами.
Потому что скотство - это прежде всего стадность - естества и мысли.
Я об этом.

Разные времена диктуют разные задачи. Киркоров стал звездой в постперестроечные времена. И на фоне всякий Комбинаций, Блестящих, Свистящих и Шуры бесподобной, он свой статус заслужил.
Если же говорить о творческом наследии и вообще о комсомольских поэтах той поры откровенно, то ведь поэзии от них-то и не требовалось. Как не требуется мелодичности от военных маршей. Поэтому поэзии у них и не было. Они писали необходимые тексты, их за это всячески ублажали, и они поверили в свою исключительность. Они были Киркоровыми той поры. Только глупее. Или наивнее, если угодно. Ведь Киркоров, как керосином потянуло, стал вдруг корректнее и ни на какие голые вечеринки больше не ходит.

Не знаю - какой звездой стал Киркоров... С голоса его поднатаскала Пугачёва. Что вокалистом его не делает.
Был фанерщиком всегда. Первый альбом написал ему Дербенёв, и ничего лучшего песенки об исчезнувшей в толпе девушке - он не спел, и не споёт.
Параллельно в той же мастерской крутнули т.н. Машу Распутину. Пела она лучше. Пластинки по лавкам расставили.
Скоро сломали систему Госконцерта - деньги потекли не в карманы авторов, а на счета исполнителей.
И эстрада стала помойкой, а сын армянина и еврейки - болгарским королём - поп российских сцен. О его уме ничего сказать не могу - не знаю... Наглость проявилась.
А под песню на стихи Корнилова огромная страна каждое утро подымалась на трудовые подвиги.
Планов и встречных планов.
И смерть автора мало что изменила. Стихи объявили народными - какими они и были.
Таким порывом крышу сносит.
Наивными.. Сложился уже канон поэта - и в творчестве, и в миру. В него и играли. Опасная игра - многие обломались. Всё познаётся сравнением - нынешнего идиотства на тираже не было.
Поднимать толпу до уровня искусства сложнее, чем нисходить в неё с распахнутыми объятиями либшего кореша. Строить и жить помогает... - не про наше время.


Корнилов-то, оказывается, еще и "Песню о Родине" сочинил.

Так, Владислав, как тогда страна ежедневно поднималась на трудовые радости под Корнилова, так и сегодня ежевечерне опускается в радости ресторанные под Киркорова. Сменились приоритеты. В те времена на собраниях песочили за богемный флер, сейчас с формулировкой "не формат" ни в ресторанах, ни на FM не поют песен Корнилова. Всегда есть специальные люди, разрабатывающие золотую жилу. Делают ли они это цинично, или от души. И с разной степенью талантливости. И награждают их не за талант, а за функцию. Относительно Киркорова скажу, что он, все-таки, вокально одарен. По пять концертов в день без фонограммы выдать невозможно. Люди радуются - и на здоровье. Ведь и тогда, когда люди шли холодным утром на завод, пьяный в хлам Корнилов отсыпался на обоссанном матрасе. Что касается народности стихов Корнилова, так, опять же, Киркоров целиком стал народным.
Если, полагаете Вы, сложился такой канон поэта, в которого многие играют, то хочется узнать, был ли такой канон всегда. Если не был, почему сложился? Заодно отмечу, что сложился тогда ровно такой же канон спортсмена - Эдик Стрельцов, актера - Петр Алейников, силового министра - Николай Ежов, и т.д. Сложился тип человека, который проходит, как хозяин. И в 1990х тоже сложился канон, но с другими оттенками.
Если человек не самостоятелен, то есть, не личность, то есть, пигмей, он обязательно будет следовать "сложившимся" канонам. И однажды ответит за свой выбор.

Добрый день, Евгений. Отвлёкся..
Киркоров вокально, может, и одарён, только пение - прежде сего, слух. Живьём Киркоров никогда не работал. Во-первых, не способен. Во-вторых, зачем глотку рвать. Это не Высоцкий. Это шоу и группенсекс ноликов.
Одно время выкладывались жуткие записи звуков, которые он реально выдаёт на концерте. Не для слабых нервами.
Собственно, это и не упрёк.. Ещё в 80-е, был как-то на 4-м или 5-м за день концерте Антонова в снесённом СКК.
Артист к этому времени мог только улыбаться...
Сидел я близко. Не суть.
Сегодня техника записывающая и (более) воспроизводящая звук наглецов на сценах подровняла.
Разница только в содержимом их творческих потуг.
Приоритеты... Песней пробуждать к радостному труду..
Так если бы этого не было - Россия не восставала бы из руин. О чём бы мы сегодня говорили.
Как там у Дольского -
...стала совесть откровеньем,
стала музыка комфортом...
Так это более 40-ка лет тому назад написано.
В ротациях песен Корнилова нет. В интернете есть, и даже в бардовских версиях.
Однако они не стареют, а это главный признак настоящего творческого таланта.
Канон поэта задан был много раньше. Когда, скажем, дворянин-разбойник Франсуа писал по камерам баллады своему покровителю. И тот его спасал.
Или Пушкин грозил дуэлью властителю и мечтал о побеге.. Покой и воля - обычный канон мятежного гения. Канон свободного творчества. Недостижимый его идеал.
Сложившимся канонам следуют все.
Убивают, как раз - за самостоятельность. За отступничество. За сверхнаглость. Отношения с властителями - тема особая.
А в остальном, как в большой коммунальной семье - кто первый встал - того и тапочки.  
Проходит, как хозяин... Т.е. как бы хозяин: внешне - хозяин, а по сути - раб. Раб и скот - не одно и то же.
Народным Киркоров стал по версии самого себя (потому что наглец) и версии власти (культивирующей тупую стадность).
Корнилов стал - по сути бессмертных стихов.
Как-то так, Евгений - намётом...
Спасибо. У Вас интересно.
 

Так, Владислав, все, кто не лень, грозят дуэлью властителю и мечтают о побеге. Многие даже рванули в Лондон за свободой творчества. Убивают за самостоятельность? Кто-то убивал А.Тарковского или Ю.Левитанского? Или они самостоятельными не были? Да, их не сильно популяризировали, так ведь они и не писали рифмованных транспарантов. Но их печатали, не зажимали, не гнобили.
В интернете есть все, что угодно. И особенно - Киркоров. Он продукт своего времени, его все знают, кто-то обожает. Каковыми были и Утесов с Корниловым, и Евтушенко с Магомаевым. Что будет через 50 лет - посмотрим. Но нынешний реципиент предпочитает уже Моргенштерна, Земфиру и проч. Ни Корнилова, ни Тарковского они уже не знают.
Но и смещать всю проблематику в торону творчества - не продуктивно. Коллизия здесь проста и очевидна: становится человечек звездой, его начинает распирать. Он и раздувается всячески, пока не лопнет.


Времена, Евгений, разные. Как и люди.
Левитанский - из фронтовых, пожалуй, в первом ряду.
Переводки братской поэтики - по подстрочникам, понятно, для заработка.
Тарковский - блатной пацан, снимавший в Союзе авторское кино. Бывало от этого неловко. Делать ненужное народу было не принято. Помню, меня на "Солярис" водил приятель - из хорошей еврейской семьи, продвинутый пацан. Минут через десять он, как в рассказе Марка Захарова о том, как актёры становятся режиссёрами - хлопнул себя по коленям и сказал: Пошли. На...ли...
И мы пошли к нему домой. И он мне выдал томик Лема. У него все на полках стояли.
У него-то папка был лётчиком на загранлиниях.
Но скоро запил, сменил семью и умер. 
Собственно (как рассказывал Соловьёв) Тарковский Лема попользовал, чтобы народ в залы заманить.
Разные... Рамазанова мне, положим, интересна только баскетбольной юностью. А вот - как у Моргенштерна текст набивается - я разбирался с молодежью..
Там есть интересное. Форма мне не нравится, а им заходит.. Они как-то слышат этот поток.
В деньги - синоним свободы - многое упёрлось.
Как бы - если умный - почему нищий. Почему убогий, как Перельман какой-нибудь. И не объяснить.
Культура выродилась в культ. Культ бабла.
Рулит пиар - а он теперь медийный.
Но Вы же отличаете хорошие стихи от бездарных.
Молодым старались, полагаю, предметно объяснять - это вот человек, а это творческое наследие.
Как идеология сегодня влияет на педагогику - не знаю. И есть ли идеология. И в чём.
То, что стадность властью культивируется - очевидно.
Только выглядит ущербно - медальку повесить на грудь Семенович, Дронова осыпать дождём бюджетных денег Олешко назначить Народным Артистом..
Вы же вспоминаете авторов творчески состоятельных, чьё литературное наследие было достоянием великой державы. Было и есть. Поскольку лучшего и соразмерного в новые времена не создаётся.
А классика к торгашеству мало пригодна.



Добрый день, Евгений.
Забыл сказать - по теме - русский рок. Русский реп.
Моргенштерны этакие..
И там пишется толково - без попсы, и без матерщины..
Интересные тексты есть. Многолетняя привычка гармонического запоминания мешает - слушать серьёзно не могу.
Какое-то время я полагал, что музыкально слабые ребята таким образом обходятся без гармонии.
Oxxxymiron мне как-то подсунули. Теперь немного иначе смотрю на эту игру.
Дисс на Моргенштерна...
Толковый парень. Моргентшерн по-русски гасилом назывался.
https://yandex.ru/video/preview/17265523425742161155

Да, оказывается Моргенштерн лучше многих. Но далеко не "YES". А Oxxxymiron все-таки дебил.