А на небе луна... (Рекомендованное)

Дата: 09-12-2024 | 17:40:28

А на небе луна...
  и давно ведь такой не бывало.
  Беспредельная даль
  беспрерывно тревожит внутри.
  Вот и дом у пруда,
  как в той песне у "Лесоповала".
  Помянуть лебедей
  поутру прилетят снегири.

Одинокая тень
  пролегла от подножья к вершине.
  Силуэт растушёван
  невидящим светом луны.
  Под такой же луной
  мы мечтали, как станем большими.
  Почему мы с тобой
  так безлики сейчас и бедны?

Всё же, ночь хороша,
  и я ей благодарна премного
  И за матовый свет,
  и за густо заснеженный лес,
  И за весь этот мир,
  разделённый на Господа Бога
  И на вечную тень,
  что ступает за Ним по земле.




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 186516 от 09.12.2024

Рекомендованное | 15 | 50 | 554 | 24.01.2025. 02:07:09

Произведение оценили (+): ["Вяч. Маринин", "Ира Якименко", "Александр Закуренко", "Наташа Корн", "Слава Баширов", "Николай Горячев", "Игнат Колесник", "Елена Ланге", "Сергей Шестаков", "Алёна Алексеева", "Аркадий Шляпинтох", "Владимир Старшов", "Надежда Буранова", "Сергей Красиков", "Сергей Буртяк"]

Произведение оценили (-): []


Стихотворение живое и сильное своей собственной печалью о себе и обо всём. Здесь не смирение и слабость, а высокая осанка души перед мучительно-счастливой непоправимостью человеческой жизни. Мне кажется, что есть внутренняя интонация "Лунной сонаты"... Очень дорого нетривиальное восприятие счастья, как вечного неуспевания за Богом и до конца сохраняемой надежды успеть. Вам удалось, Катя, на мой взгляд, создать в этом небольшом стихе и пространство, и живой свет, и жалость о жизни, без жалкости, - спасибо!

Спасибо, Владимир! Оно с лёгким ароматом Сибири и Уральских гор. 
Вы сказали про внутреннюю интонацию "Лунной сонаты". Мне именно внутренняя интонация сонаты никогда не казалась грустной. И какое-то волшебное ощущение от того, что я имею возможность говорить с другим человеком, с Вами, о том, что обычно остаётся за кадром восприятия. Очень Вам признательна.  

Доброго дня, Екатерина!
Мне очень понравилось.
Только три йотированных гласных подряд многие не рекомендуют ставить:
и я ей благодарна премного
Можно, наверное, и так:
благодарна я ей – и премного:
Здоровья и Творчества! 
С бу, 
СШ 


Спасибо, Сергей!
Оно несколько лет назад написано, и я-ей перешло в ригидную образную ипостась. Боюсь, будет сложно образы переставить. А так Вы правы. Ещё вспомнила, в один из периодов на Стихире мэтры промывали сознания подданным в отношении вариантов как + гласная. Я долго сопротивлялась, отрицала "очевидное" слияние, ссылаясь на классиков. Но потом поймала себя на избегании. Что думаете по этому поводу?

Стараюсь избегать, но без фанатизма. Вместо "как" часто ставлю "что".
Спокночи!🙏

Екатерина, а эти мэтры были с кепками или без оных?
Шутка, конечно. :о)
Нмв, всё от дикции зависит. А то иной исполнитель продекламирует, что "жизнь нас разлучает каки прежде..." И то уже хорошо, что не "прежде каки". :о)
Или "корабаль-рубель-тятыр" вместо "корабль, рубль, театр". То есть, вместо чтобы дикцию тренировать. :о) 

:))
как у наших у ворот дружит с дикцией народ)

Можно петь, Катя, можно...
Лесоповал я пробовал много раз прослушать - от начала до конца... Не получается. Много ерундистики.
Ваш, наверное, смог бы.
А так - КВНщики сразу вспоминаются -
...а белый лебедь на пруду
теперь похож на какаду
и он имеет всех в виду
на том пруду... 
Благодарно, В.К.

:)) Супер, не слышала.
Отдалённо похоже на "не пускать кота в общагу, а то уже десять кошек..."))

Нет никакой "группы Лесоповал", есть глубоко травмированный двадцатым веком человек - поэт Михаил Танич, он же таганрогский еврей Миша Танхилевич. Фронтовик-артиллерист, спортсмен, осужденный по политической статье и отправленный в Гулаг. А коллектив лабухов, собранный под ширмой "Лесоповала", был его ответом (тогда уже стало можно - в 90м) протухшему совку, где автор сотен суперхитов богатств не стяжал. А потом подумал, и сделал: Нате! Ну, и денежек слегка заработал. Купил себе друга - собаку.

...а когда президент награждал Мишу за заслуги перед Отечеством - то сказал ему негромко:
Это Вам за лесоповал...

Владик, не нужно фантазировать. У Танича есть ордена, но два боевых, юбилейный 85 года и всё. Орден Почёта - который давали дояркам и сельским учителям, хоккеистам всяким.

зы хотя мысль ваша верная, орден ему дал Ельцин за выборы 98 года, Танич за него топил

Я - по памяти, Александр... Буквально - звучит так -
http://chanson.ru/about/interview/mihail_tanich.html
"'Это произошло в 2003 году в Кремле. Президент России Владимир Путин, поздравив Михаила Танича с присвоенным ему только что званием Народного артиста, наклонился к поэту и сказал: "Михаил Исаевич, это вам за "Лесоповал", - рассказала в эксклюзивном интервью порталу chanson.ru Лидия Николаевна Козлова, жена Михаила Танича."

Согласитесь, звание не орден. Само действо только подтверждает мой начальный тезис. Дальше уже анекдот про жену (она теперь худрук Лесоповала). В этой среде врут все и всегда. А так - она потеряла кормильца, а на иждивении семья, дочери, внуки (одна дочка художница, другая писателька - откуда деньги?). Коллектив лабухов содержать надо тд.

Согласен - прозвучало двусмысленно.
Награждал званием.
Слова - орден - я и не писал.

Да я вас не упрекаю, просто помните:

Потому, что хамское, блатное -
оказалось ближе и родней,
потому, что мы совсем другое
называли Родиной своей. (Кабанов А.)

Кабанова - да, люблю перечитывать.
По мне, так у Танича и не блатняк. Стилизованная попса, к жанру более относящаяся музыкальным оформлением. Фени и хамства почти нет... Полагаю, Михаил ботал лучше нас. ("Ботать" у молодых чудно - от "ботана" теперь производное). Правда, я от папки когда-то наслушался.
Какие-то стишки уже здесь пытался пересказать под А.Сидорова. Но в словарик заглядывал.
Пару часов высидеть на концерте Лесоповала я не смог бы. И желания такого не было.
Но, наверное, в народ зашло. В народ теперь всякое заходит.. Всё в свободном доступе - https://yandex.ru/video/preview/6685380789808574755
Про Путина - едва ли врут. Наследие славное - прокормятся. 

Эта фраза и есть - хамство.

Доброго дня, Александр.
Неуместное можно убрать.
Культура и этикет - весьма отличны. Как письма Пушкина жене и барону Геккерну от его последних стихов. 

Вот, опять вы за свои фантазии. Я не на луне живу. Но мы то с вами говорим о взрослых культурных людях, а не об обитателях подвалов и автобусных остановок.

ps Вы меня сильно удивили неуместностью своего комментария.

Как техника продвинулась... Раз - и зачистил.
Взрослые культурные люди...
Знаете, Александр, режиссёр Эйзенштейн был похабником. Наверное, от бескультурья.

Влад, я не собираюсь вас учить, но заблуждаетесь вы во всём. Культурный - это кто вилкой кушает и газеты читает, не более того.

Режиссёр-новатор, прежде всего.
Иначе мы каждого разложим по косточкам.
Наверняка, многое я не понимаю, Александр.
О творцах сужу по наследию. По осмыслению гармонии и навыкам максимального к ней приближения. В том или ином высоком проявлении мастерства.

Новатор? Значит, есть Re:троград? Но у молодого искусства нет истории в собственном контексте. Фильм "Человек с бульвара Капуцинов" смотрели? Какие фильмы показывал Вайт, а какие Блэк? Эйзенштейн - классический блэк в искусстве, помню черви там в мясе копошились густо. Сомнительное новаторство. Кстати, применение гильотины тоже было новаторством и гуманизмом. Э. всю свою творческую жизнь разрабатывал инструменты жесткого насилия над сознанием, в этом и есть его "новаторство".

Капуцинов - да, смотрел...
Я понимаю - о чём Вы говорите.
Художник кормится с властной руки. Обслуживали, конечно. И Мейерхольд.. И Ромм. И комедиографы. Торгаш обслуживает спрос.
О чём я... Ивана Грозного можно останавливать на любом кадре - это полотно большого художника.
Вторую часть вообще не знают - к какому из видов визуального искусства отнести.
Так, например, снимал относительно недавно Питер Гринуэй. Или только ушедший Дэвид Линч.
Или Лени Рифеншталь.. и т.д.
Бондарчук - из следующего поколения наших режиссёров - свой великий фильм.. Чтобы рисунок визуализировать, новатору нужно придумать недостающее звено - технику, которой до него не было. Великий советский кинематограф создавали новаторы.
Мораль - это иное. В природе греха, как такового, нет.
Все существующие в ней пороки - не грех, а инструментарий выживания. Новатор априори близок природе. Это не оправдание, конечно.
Вы замечали, наверное - сколь циничны большие режиссёры, сколь двулики и многолики...
Это тот же способ существования - адаптации - между властью и социумом. Не имей они этого - мы бы большинства из них не знали.
Пространная тема, Александр. 
Новаторство сомнительно. Но Время потом расставляет всё по местам. Ничтожное скоро уходит в забытье.
Кино - по сути - посыл сочувствия и соучастия. Близок писанине.
Хорошее кино - разумеется. Последний фильм - из тех, что в меня зашёл - Дневник Бриджит Джонс... А в нём всего-то хорошо написаны и сыграны диалоги... 

Есть воспоминания некого Эрмлера, где утверждается, что во взрослом возрасте наш герой перестал восхищаться Фрейдом, и переключился на Павлова. Видимо, допёр, что актёров нужно бить палкой :-)

Фильм "Дневник Бриджит Джонс" единственный из всех фильмов, который я неистово ненавижу по личным причинам уже 20 лет (здесь тоже смайлик). Но в принципе, конечно, я согласен - если я  хочу эмоционального воздействия, то лучше буду смотреть дешёвые мелодрамы, нежели поделки пропагандистов-циркачей.

В завершение нашей беседы вынужден упомянуть, что "похабником" наш герой не был, а был больным бисексуалом. Утверждается о его минимум восьми романах с женщинами и двух связях с мужчинами, из которых выделяют сильнейшую с тов. Мормоненко, известному нам как режиссёр -орденоносец Григорий Александров. Мало кто знает :-) что Александров назвал сына Дугласом, а после смерти сына женился на его вдове (якобы, чтобы имущество не распылять), которая до замужества была у Александрова домработницей. Её сын спился во Франции, как и положено.

Екатерина, немного испугал финал - вдруг такой откровенный гностицизм.  Бог меньше мира? "Мир" - в каком смысле, как нетварный мир - до Божий? Тогда Кто этот Бог? И Его тень, тень Бога - просто дихотомия тени/света. Или отзвуки "темного Бога" Хайдеггера? В общем, я тут в Вашем финале совсем запутался... Для поэзии это чаще хорошо - все-таки когда текст сразу понятен, то это обычно агитка, но Вы тут коснулись слишком тонких тем. Или язык, на котором Вы тут говорите, выводит к этим темам сам по себе. Успокойте меня, пожалуйста.

Александр, спасибо за комментарий. На самом деле я об этом не задумывалась в момент написания стиха. Но если рассудить, мир, кмк, действительно так делится - одна его часть воспринимает божественное, другая находится под тенью. Локальное восприятие может полностью меняться, но общее - по сумме состояний, чтобы сохранять суть, сильно меняться не должно. Если подбирать образ - больше всего подходит небо над Землёй. Солнце здесь само по себе. А небо над ней поделено на так называемые дни и ночи. Или, применительно к стиху, на то, что впитало Бога (свет) и на то, что впитало тень. То, что наполнилось Богом и есть Он. Но - Он не только в чём-то конкретном, что Его впитало. Творца нельзя исчислить. Поэтому явного противоречия я не усматриваю. Здесь у меня, скорее, личная, субъективная философия, не отправка к тому или иному течению.

Понял. Спасибо, Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!
Честно говоря, меня Ваши разъяснения успокаивают не до конца). Вы выбрали сложный, многослойный образ, который предполагает, возможно, больше интерпретаций, чем автор изначально закладывает. Это, конечно, признак хорошей поэзии, но одновременно и некий вызов для читателя.
Сравнение с небом и делением на свет и тень кажется мне очень ёмким, но я думаю, что здесь неизбежно встаёт вопрос: если Творец везде и всё, то какова природа тени? Это ведь тень чего-то? Или это не "тень" в привычном смысле, а своего рода противоположность света, антиномия, с которой свет находится в постоянной связи? Или, быть может, тень - это вовсе не "противовес", а следствие?
Мне нравится Ваша идея, что Творца нельзя исчислить. Это убирает любое разделение на "больше" или "меньше", и действительно придаёт Вашему финалу философскую завершённость.
Однако образ "вечной тени, что ступает за Ним по земле" почти персонифицирован. Она действует, движется, и это вносит в текст некоторое напряжение.
Возвращаясь к Вашему примеру с небом и днями/ночами: может ли тень быть не просто условием, а чем-то, что требует некоего разрешения или трансформации?
   Если так, то Ваш финал оставляет тревожное ощущение, но, пожалуй, в этом и есть его сила. Вы как бы говорите о вещи глубокой, но не претендуете на её окончательное понимание. Это редкость.
И всё же... Луна, как светило, отражающее чужой свет, надо думать, здесь тоже не случайна. Может быть, она ключ к разгадке?
Тень ведь возникает там, где этот свет встречает препятствие. Что если это не антагонизм, а взаимодействие?

Здравствуйте, Ева. Комментарий кому-то другому ушёл) Всё так. Тень отбрасывает предмет, душа, тянущаяся к Богу, идущая следом и взаимодействующая с Ним. И мир поэтому всегда условно разделён. Потому что Бог никого не меняет силой. Поэтому процессы затягиваются. Тень неизбежна. Но это всё, повторю, субъективно. У каждого свой опыт построения отношений с Богом. Это тоже приходится учитывать. С Вашего позволения дискуссию продолжать не буду, поскольку мирное русло она покинула)

Здравствуйте, Ева. Комментарий кому-то другому ушёл) Всё так. Тень отбрасывает предмет, в приближении - душа, тянущаяся к Богу, идущая следом и взаимодействующая с Ним. И мир поэтому всегда условно разделён. Потому что Бог никого не меняет силой. Поэтому процессы затягиваются. Тень неизбежна. Но это всё, повторю, субъективно. У каждого свой опыт построения отношений с Богом. Это тоже приходится учитывать. С Вашего позволения дискуссию продолжать не буду, поскольку мирное русло она покинула)

Екатерина, по поводу "мирного русла" надеюсь всё же, что Вы это не всерьёз.
В любом случае, спасибо за возможность размышлять вместе.

Ева, к Вам эта фраза отношения не имеет. Это к комментарию Александра Куликова. Я решила не усугублять. Тема животрепещущая. Танцевать в таких случаях мало у кого получается, слэмить больше. И Вам спасибо за дискуссию и за ответ по Рильке. Мне он был полезен.

Здравствуйте, уважаемая Екатерина
Это скорее ответ на пассаж Закуренко, который
искренне верит в то, что Вас или кого ишчо интересуют гностики али агностики
Пишете Вы сильно, очень доходчиво,
и, кмк, с посылом на социальное восприятие Ваших стихов теми народами  (ну там эвенуками или эко-кубинцами), которым остались буквально считанные года на остатки былой роскоши.
Не то чтобы я такой злой
а так скажем : А ЛЯ жИРИНОВСКИЙ    

Здравствуйте, Игорь. Спасибо за отклик. Если эвенки с кубинцами заценят мои опусы, всё сотворённое сразу же перейдёт в категорию "не зря" вне зависимости от сопутствующих смысловых течений)

еще раз скажу, уважаемая Екатерина
что эвенки-тире-кубинцы
русских стихов. кмк, не читают
правда. мои знакомства оттуда давние эдак лет  40 назад
может чего и не знаю нынча
финны, кмк, поменялись, например, кардинально
это уже за последние 10-20

Свет тени не оставляет. Тень оставляет предмет, встающий на его пути. Бог - свет. У него нет тени. Так что сомнения Александра Закуренко по поводу точности образа обоснованы. А ведь говорится же, что ради красного словца не пожалеет родного отца. Вот и до Бога добрались. 

Здравствуйте, добрый человек. Не нашла, где у меня написано, что тень отбрасывается светом. Тень ступает следом, но где сказано, что она принадлежит Творцу? С точки зрения физического смысла тень необязательно следует. Она может и предварять. Кроме того, тень со строчной буквы. Она существует, как бы отдельно, но где-то рядом. А насчёт красного словца - Богу всё же виднее, что у меня на душе.

Юпитер сердится, потому что неправ. 

Я всё равно сожалею, что Юпитеру пришлось на меня рассердиться. Пусть он меня извинит. 

Простой модус. Свет не отбрасывает тень. Бог - это свет. Значит Бог не отбрасывает тень. Чего тут не понять?
А вообще Ваше стихотворение напоминает один отрывок из поэмы Твардовского "За далью - даль":

Глядишь, роман, и все в порядке:
Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед;
Она и он — передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Парторг, буран, прорыв, аврал,
Министр в цехах и общий бал…

Про тень я чуть раньше объяснила.
Что касается приведённого отрывка - если Вы считаете, что я настолько не в теме, полностью с Вами соглашусь. В ней вообще мало кто полностью разбирается. Точнее, никто.

Картина Иванова. Явление Христа народу. Еще какую тень отбрасывает! 

Вместо "ступает" - "крадется". И всё становится на свои места. 

У меня отчасти тот же смысл, тень ступает неслышно. Крадётся пока напрямую не легло. Но подумаю, в любом случае. Поскольку так достигается больший эффект чужеродности.

Александр, почему Вы удалили переводы Сарамаго? Мы с Вами там спорили, но чего у них было не отнять - это сильного и качественного эмоционального плана. Поэтому они так цепляли.

Сарамаго, кстати. "Евангелие от Иисуса". 

"Тень света" - неплохое название для романа, между прочим. 

Я Вам желаю лет через пять вернуться к этому стихотворению и переосмыслить его. Может быть, раньше. 

Я в прошлом году собиралась роман прочитать, когда благодаря Вам с творчеством Сарамаго познакомилась. Но отвлеклась.
К теме - может, и вернусь, если мысль внутреннее развитие получит. Со стороны психологии, скорее.
Что касается Сарамаго - мною из-за Ваших переводов какой-то метафизический опыт был пережит. По чистоте и глубине смысла. Будет хорошо, если вернёте "Афродиту". И ещё одно очень классное любовное там было, не помню названия. Как минимум.  

я куплю тебе дом...
(
воровская лирическая...) 

– я терпела любя
всё твои передряги
дожидаясь тебя
каждый день из тюряги...
ты всю жизнь воровал,
но бедны и убоги,
мы... не наш карнавал,
на широкой дороге...
доживаю греша,
я ж такого сама захотела,
ах, как ночь хороша,
для лихого кромешного дела
вот вернёшься домой
бизнес наш мы продолжим с тобою
знать любимый ты мой
предназначен самою
судьбою... 

Прекрасно, Иван Михайлович! Опубликуйте.

– нее-а, Катрин... не решусь я... подготовка слабовата... :о))

Не обращайте внимания на подготовку, Иван Михайлович (что бы под ней в данном случае ни подразумевалось, включая мой стих)). В своем роде вышло очень даже.