Океан и дудочка (стихопроза)

Дата: 27-07-2024 | 11:21:17

Жил на свете оркестр. Так вышло, что оркестр этот был самый лучший  на свете. Он не сам это о себе подумал, а подумал это о нём океан, когда оркестр однажды играл на берегу. Океан внимательно слушал и услышал себя. Всё, что играли инструменты - скрипки, валторны, контрабасы и флейты, и другие разные музыкальные инструменты оказалось именно то, что океану было нужно. Океан впервые понял, что он - океан. И это было неспроста. Среди музыкантов, как будто случайно собравшихся для игры, совсем не было случайных. Каждый был в высшей степени виртуоз и мастерство давно стало для них обыкновением. О первенстве спорить казалось воспоминанием из детства. С тех пор, как они собрались вместе, выяснилось просто и ясно, что оркестр - это они, а каждый из них вне сплетения звуков, смычков, дыхания и полнозвучия исполняемой музыки - не тот для себя, кем хочет и должен он
быть. В первый раз в словах услышали они от дирижёра о своём предназначении. Дирижёр должен был сказать нечто подобное, но в сущности бессловесной, на одной только музыке держащейся, давно окрепло облако над всеми. Океан, конечно, не мог этого не почувствовать. Он не умел ни хитрить, ни умничать, совсем не знал нот, но к музыке тянулся, может быть, как никто другой. И океан, в регистре недоступном даже контрабасу, пророкотал желание быть с оркестром заодно. Оркестр тотчас отозвался октавой выше, всё заколыхалось одним колыханьем и зазвучало совместным небывалым звучанием. Соединение океана и оркестра произошло так незаметно и просто, что не было времени
на удивление, надо было играть дальше. Нельзя было не то что сфальшивить, об этом никогда не могло быть речи, нельзя было теперь уронить какую-то новую, небесную планку, на которую время от времени своей палочкой указывал дирижёр. И вот тут появилась дудочка. Откуда она взялась - Бог её знает. С наивной детской и деревенской хрипотцой появилась невидимая и заиграла совершенно, казалось, некстати какая-то дудочка между океаном и оркестром. Невероятно, но ни океан ни единой волной не повёл в знак недовольства, ни оркестр каким-либо смычком - они приняли дудочку, как свою. И правда, стоило вслушаться и становилось даже непосвящённому понятно, что дудочка не чужая. Да, хрипловато она играла и очень бесхитростно, как будто иногда невпопад, то боязливо  а то осмелев от застенчивости... И с гнусавинкой, и с запинкой, а потом торопясь вдогонку... Но фальши не было, притворства не было ни капли, напротив, свидетельство о даре у неё имелось, вот она и не упала с высоты.
Когда они её подхватили, - им ли было не понять, - сначала осторожно, тихо, потом сильней и многообразней понесли вместе с ней её простую и прекрасную мелодию - тогда произошла третья музыка . Тогда появился у дирижёра за спиной простодушный ангел и стал по-детски самозабвенно и очень похоже повторять каждое музыкальное движение.
На ангела строго посмотрел барабанщик, ожидавший своего мгновения, но смущённый ангел не мог уже остановиться. И барабанщик так и вступил своей замечательной дробью, следуя за ангелом, а не за первым дирижёром. Никакой дисгармонии, конечно же, не случилось. Напротив, оркестр океан и дудочка с новой неодолимой нежной силой заговорили музыкой, всё на свете зазвучало в ритм, такт и тон с тем достоинством, какое может дать человеческому сердцу одна только музыка. Старый флейтист лежал на старом диване и не спал. Он хотел бы уснуть, но боялся что это будет в последний раз. Диван уже не раз рифмовался у него в сознании с очень старинным словом "одр". И всё-таки он заснул, как ни противился. Когда очнулся, было уже темновато, и было тихо какой-то совершенной тишиной. Но в голове шумело. К шуму глухому и серому в себе он привык за последние недели. Однако на этот раз звук шума был другой, похожий на морской прибой. Пока он вслушивался и осматривал зачем-то свои руки, он, скосив глаза вниз, увидел на груди у себя, на одеяле, флейту. Ему показалось, что флейту, его старую, знаменитой работы, игравшую с ним много лет. Он даже не стал        думать, зачем это, он ёщё не успел от неё отвыкнуть. И взял в руки, и уже сложил губы как для поцелуя перед первой нотой. Но это была не флейта. С его головой и руками что-то случилось. Сотни исполненных виртуозных партий улетучились. Он не знал нот, не понимал как создают и играют музыку. Ничего не знал о себе как о музыканте и ёщё не начинал учиться. Он был как ребёнок четырёх или пяти лет, который вообразил себя музыкантом, и вот играет на игрушечной дудке словно на настоящей флейте в настоящем оркестре. Старому флейтисту стало страшно. Инструмент в его руках не имел  названия и происхождения. То ли свирель, то ли окарина, то ли дудочка. Да это было и не важно, а главное - не зная ничего, он знал уже всё, и - ничего не умея - всё умел. Он, не став ещё тем, кем стал и был, уже играл с оркестром, которого ёщё не было.
После первых сыгранных на странной дудочке нот пришло спокойствие. Раздвоение бытия уже не пугало, а наоборот казалась чем-то естественным и даже радостью. Особенно успокаивал и радовал океан. Волна за волной он разыгрался сам и сыгрался с оркестром так, что прежние представления о пространстве и времени, известные кому бы то ни было, пришлось забыть. Дудочкина партия легкомысленно и безбоязненно резвилась в океанической стихии, убегала в дальнее небо и возвращалась, и, не объясняя ничего, казалось  рассказывала и открывала в последний раз и навсегда... Что рассказывала, что открывала? Провожали старого флейтиста тихо и скромно. Мог быть оркестр, но не стали  собирать. Потому что был бы не тот оркестр. А того уже не существовало. Присутствовали старики, ничего почти не говорили. Погода выдалась ветреная, сумрачная, шли тучи. Близких  и неблизких не различить. Стоял мальчик лет семи, сказали - внук. Кто-то подумал, что это мальчикова духовая игрушка на пиджаке у уснувшего. Но в такое трудно поверить, в такое поверить может только океан.




Владимир Старшов, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3533 № 183968 от 27.07.2024

8 | 7 | 377 | 21.11.2024. 11:59:45

Произведение оценили (+): ["Моргунова Елена", "Николай Горячев", "Екатерина Камаева", "Сергей Погодаев", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Надежда Буранова", "Наташа Корн", "Алёна Алексеева"]

Произведение оценили (-): []


Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки...(с)
Отчего-то вспомнилось именно это стихотворение. Утонула я в Вашем океане, Владимир...

Сердечное спасибо, Наталья, обнадёживает то, что не рассердил, кажется, музыку, и музыкантов среди нас своей фантазией, поэтому и слова откликнулись, ответили воображению...

                                                    Abyssus abyssum invocat...             
                                   
                                   Отечество,

                                   Которому

                                   Есть

                                   А_

                                   Налог...
                                        
д     - Очеро диких снов,
у
д     - Вечернолико спи, -
о
ч     - Исстари Зов Зари
к
а     - Из-за вестей Арго...
...
п     - Осеребряя волну,
о
э     - Устремляя к пути,
з
и     - Истомляя грести
й
...    - Их побуждает дно...

                   
Поэзия.ру - ||http О, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, ВЗАИМОЧТЕНИЯ СКУЛЬПТУРА!   

                                      ...
 Иван                                                                     Чудасов
                                       ...
                                       о
                                       с
                                       е
                                       р
                                       е
                                       б
                                       р
                                       я
                                       я

                                       в
                                       о
                                       л
                                       н
                                       у
                                       
Валерий                                                                   Игнатович
                                       
                                       у
                                       с
                                       т
                                       р
                                       е
                                       м
                                       л
                                       я
                                       я

                                       к

                                       п
                                       у
                                       т
                                       и
                                       
Сергей                                                                        Погодаев

                                       
                                       и
                                       с
                                       т
                                       о
                                       м
                                       л
                                       я
                                       я

                                       г
                                       р
                                       е
                                       с
                                       т
                                       и
                                       
Николай                                                                     Горячев
                                       
                                       и
                                       х

                                       п
                                       о
                                       б
                                       у
                                       ж
                                       д
                                       а
                                       е
                                       т

                                       д
                                       н
                                       о                                    
                                            
                              ZОВ ZАРЯ
 
                    Образу -
                                        д
                                        а
                                        й

                                        ч
                                        и
                                        с
                                        л
                                        о,
                                                 
                                                  Остову -
                                        д
                                        а
                                        й

                                        в
                                        е
                                        с
                                        л
                                        о,          
                                                 
                                 
Кохан                                                                         Мария
                                        о
                                        с
                                        т
                                        р
                                        о
                                        в
                                        о
                                        в

                                        о
                                        к
                                        е
                                        а
                                        н
                                        у
                                        ;
                                       
Владислав                                                          Кузнецов

                                       у
                                       
                                       п
                                       о
                                       т
                                       о
                                       м
                                       к
                                       о
                                       в

                                       э
                                       л
                                       л
                                       а
                                       д
                                       
Наташа                                                                   Корн
                                       
                                       д
                                       о

                                       в
                                       р
                                       е
                                       м
                                       е
                                       н
                                       и

                                       с
                                       у
                                       т
                                       о
                                       к
                                       
Владимир                                                         Старшов
                                       
                                       к
                                       р
                                       о
                                       н
                                       о
                                       с
                                       а

                                       в
                                       е
                                       ч
                                       е

                                       д
                                       о
                                       м
                                        !


Дорогая Нина Ефимовна, "голова моя машет ушами", и не просто, а в темпе финальной части увертюры
Россини к "Севильскому цирюльнику". Но, надеюсь, скоро воспарит и начнёт летать. Пока программа
такая: через акупунктуру отдельной души к высокому контрапункту всепоэзии, от плоской телефонии
 к полифоническому бытию необъятностей. Если серьёзно, то я уже "врубаюсь" в некоторые вещи и радуюсь Вашей способности добывать ещё не взятую никем глубину слов. И очень интересно бывает
говорить не только отсебятину, а быть встроенным и настроенным для звучания в дружеском созвучии
поэтов. При этом мерцает иногда через все непохожести какая-то новая всеиндивидуальность.    Магия это просто вдохновение  труда.  Пребывайте, пожалуйста, и дальше этому зачинщицей, это дорога в хорошую, мне кажется, бездну, не безвоздушную. Может быть, там благорастворение воздухов, и мыслей, и слов. (Простите за разбросанность текста, компьютер тоже старик и тоже со своим норовом, он, наверно, не выносит неопределённостей...  но как определиться, когда пределов нет ни в чём...)

                - Мы - словари концептуальных обновлений!..
                                                                                     ...
Дорогой Владимир Петрович! - на удивление точно - по мысли и ощущению правды - найденными Вами словами обозначились грани безграничного...

ВСЕПОЭЗИЯ,
ВСЕИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ,
ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ БЫТИЕ НЕОБЪЯТНОСТЕЙ...


******


                   Владимир Старшов:

- Пока программа такая: через акупунктуру отдельной души к высокому контрапункту в с е п о э з и и,
от плоской телефонии к полифоническому бытию н е о б ъ я т н о с т е й.
И очень интересно бывает говорить не только отсебятину, а быть встроенным и настроенным для звучания в дружеском созвучии поэтов.
При этом мерцает иногда сквозь все непохожести какая-то новая
в_ с_ е_ и_ н_ д_ и_ в_ и_ д_ у_ а_ л_ ь_ н_ о_ с_ т_ ь.


||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||


   || http - ° Аранжировка ...       
   || http - ° Редкостей ... 
   || http - ° Грядущего ... 
   || http - ° Открытия ... 

  || http - ° Мосты ... 
  || http - ° Увиденные ... 
  || http - ° Завтра ... (poezia.ru)


 Дорогая Нина Ефимовна, чем дольше пытаюсь догнать на своей шлюпке БригАнтину, тем сильнее чувствую,
 что не хватает мне какого-то главного большого дыхания. И вот какая мысль приходит мне в голову, дороже
 моих собственных стихов, - нужна книга о Бригантах и Бригантстве! Ведь такой книги пока нет, если
 я не ошибаюсь. А это обида для поколения и русской поэзии. Нина Ефимовна, дорогая, не смею ни на чём
 настаивать, могу только высказать пожелание. Такую книгу могли бы создать Вы. Тем более,
 что Вы всю жизнь её творите. К тому, что уже есть пусть бы с Вашей лёгкой руки приобщилось всё,
 что Вы хотели бы сказать о музыке, словесности и философии Бригантства. О себе, друзьях и дружестве,
 о времени и временах, о русском сердце. Нельзя, чтобы прошлое, если оно настоящее, оставалось забытым
 и не переходило в будущее. Невежество, наверно, питается нашей трусостью. Ни о каких советах  
 в отношении стиля возможной книги не смею даже говорить. Ваш стиль - это Вы. Пусть бы это были самые
 умопомрачительные и умопросветляющие Ваши эссе. И поэтическая нотная грамота БригАнтская
 для непосвящённых. И откровения о создании симфопоэм - как это происходит не в одиночку, чтобы потом
 можно было сказать: это - хорошо! И конечно творческие откровения о себе, насколько Вы можете доверить их
 нам. Разве нам не мерещится уже давно прощание с музыкой и речью... Надо бы взять в руки патлатую
 голову одичания, посмотреть ему в глаза, заговорить с ним. Необратимое обратимо, если Бог есть на свете.

Дорогой Владимир Петрович!

Книга о бригАнтстве? -  ОКЕАН И ДУДОЧКА? - Шикарно!
Буду думать. Спасибо.