Дата: 30-07-2022 | 23:15:17
Повсюду, на небе и в мире людей,
высоко почитают вино,
На вкус и не сладкое, но и не горькое,
к небу возносит оно.
Все преобразится от чарки одной,
так восходит в горах луна,
Сильней – от трех чаш, так в забытом ущелье
порой расцветает весна.
То брови нахмуришь, а то –
улыбнешься себе самому,
Когда протрезвеешь, не вспомнишь, что чувствовал
давеча и почему...
Жил в древности Тао Юань, воспевал он
вино, так и я – в свой черед;
Кто толк понимает, всегда, безусловно,
пропойцу хмельного поймет.
朱敦儒 (1081~1159) 鹧鸪天
天上人间酒最尊。非甘非苦味通神。
一杯能变愁山色,三盏全迥冷谷春。
欢后笑,怒时瞋。醒来不记有何因。
古时有个陶元亮,解道君当恕醉人。
Алёна Алексеева, поэтический перевод, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 338 № 169015 от 30.07.2022
-2 | 31 | 601 | 29.11.2024. 21:48:00
Произведение оценили (+): ["Елена Рапли", "Кохан Мария"]
Произведение оценили (-): ["Ирина Бараль", "Корди Наталия", "Алексей Борычев"]
Тема: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 01-08-2022 | 14:59:44
спасибо за отклик, Мария, я так полагаю, что если ставят минус, значит зацепило ))
символы это чудесно. женщина с подойником или заяц со ступкой (толкущий ингредиенты для эликсира бессмертия (про него (эликсир) в след. стишке)) -- да, созвучно.
и спасибо, что спросили про последнюю строчку. я так подумала, что из контекста вытекает, что речь идет о понимающем в вине. можно и уточнить, но тогда вино будет повторяться.
здесь, кстати, отсылка к стихам Тао Юаньмина из известного цикла "За вином", который (его последнее 20 стихотворение) заканчивается строчками:
Мне если опять не найти усладу в вине,
Я буду неправ пред моим головным платком.
Досадно одно - я не слишком ли наболтал?
Но вам надлежит человека в хмелю простить.
пер. Л. Эйдлина
может уточнить цитату:
Кто толк понимает в питии, тот, конечно,
в хмелю человека поймет.
или и так хорошо? ))
Тема: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 15:48:41
Алена, а что если как-нибудь так:
Жил в древности Тао Юань, воспевал он
напитки, так и я – в свой черед;
Кто толк в винах знает, всегда, безусловно,
в хмелю человека поймет.
Да, "пропойца" - это не очень)) Говорят, что тот, кто пьет хорошие вина, никогда не станет алкоголиком).
И так Вы избежите повторного употребления глагола:
"Кто толк понимает, всегда, безусловно,
пропойцу хмельного поймет."
Тема: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 01-08-2022 | 20:26:51
Мария, здесь, наверное, не о хороших винах, скорее об умеренности пития. "Там, где витает аромат вина, человек возносится в волшебную страну (утопию), где танцует с небожителями. Благодаря магии вина можно преодолеть границы тела и, овладев небывалыми просторами, даже путешествовать среди звезд. ... Слегка опьяневший присоединяется к празднику жизни и пьет с луной, танцует с соснами и поет с птицами. В этом космическом театре все: небо и земля, боги, люди и вещи становятся действующими лицами... " (из статьи Ван Сяохуа "О чарке опьяняющего вина в древней поэзии").
условно говоря: кто понимает смысл сего сакрального действа, тот поймет и того, кто его свершает )))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 21:27:28
Алена, какая замечательная цитата). Можно было бы украсить ей храм Диониса).
Тем не менее, именно от качества вина зависит, будет ли путешествовать возлияющий среди звезд или уткнется личиной в салат.
Ну я никогда ни на чем не настаиваю, автору решать. Пропойца, в моем понимании, опустившийся человек..
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 01-08-2022 | 22:48:21
в моем понимании пропойца и пьяница -- синонимы, смысл один -- сильно пьющий человек. другое дело, что мера у нас разная. что сильно для китайца, для русского -- даже не море, так, лужица ))
подумаю еще, скорее всего уточню цитату. но ведь не каждому понравится и питие, и в хмелю.
спасибо за беседу!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 01-08-2022 | 23:05:42
В хмелю - точно не понравится.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 23:17:30
Пьяница хочет - пьет, а не хочет - не пьет. А пропойца хочет - пьет, и не хочет - пьет).
Алена, и Вам спасибо за беседу. Как всегда, приятно провела время)
Тема: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Елена Рапли
Дата: 01-08-2022 | 15:54:30
Мне кажется, что минусы здесь поставили убежденные ортодоксальные трезвенники, ненавидящие все, что связано с алкоголем, и даже с упоминанием его.
Тема: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 15:58:28
Точно, Елена! Трезвенники и язвенники.
Тема: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Елена Рапли
Дата: 01-08-2022 | 16:18:44
Мария, я уж не стала здесь бедных язвенников в один ряд с трезвенниками ставить.
Тема: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 19:25:41
Эх, Елена.. Так и ортодоксальные товарисчи (независимо от их расположенности к питию), вроде, могут обидеться на ироничный тон)
Давайте не будем уподобляться организатору праздника из рассказа А.П. Чехова "Либеральный душка". А то и трезвенников придется из списка вычеркнуть))
Тема: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 01-08-2022 | 20:40:31
Елена, согласна, так стройней, принимается с благодарностью,
а трезвенники пусть завидуют тихо )))
Тема: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Елена Рапли
Дата: 02-08-2022 | 01:10:20
Алёна, может вместо пропойцы хмельного написать "собрата хмельного" ? Пропойца - все-таки не очень подходящее слово здесь. Оно имеет явно негативный оттенок. Это пьяница, спившийся вконец, который все пропивает.
Тема: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 02-08-2022 | 18:28:13
видимо так, Елена, но как ни странно, в поэзии у пропойцы в половине случаев образ светлый:
Чтоб, улыбаясь, спал пропойца
под небом, выпитым до дна, ―
спи, ни о чем не беспокойся,
есть только музыка одна.
Б. Рыжий
В табачном дыму, в полуночной тоске
сидит он с погасшею трубкой в руке.
Смиренный пропойца, набитый байбак,
сидит, выдувая сгоревший табак.
О. Чухонцев
Пропойца спокойный, как ангел,
Тулуп расстелил наголо.
Е. Рейн
Плясун, блудник, пропойца, ― а верней,
Нечаянный носильщик посторонний,
Принявший крест, как Симон Кириней!Тема: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 01-08-2022 | 17:52:42
Тема: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 19:27:37
Александр, Вы меня неточно процитировали)).
А Вы почему не в восторге, если не секрет?
Тема: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 01-08-2022 | 22:16:31
Мария, разницы нет никакой. Два дизлайка - это не "наставили".
Тема: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 22:32:19
Александр, обсуждать, наверное, у меня и права нет, я же не автор. Думаю, Вы меня имели в виду, предложив не отвечать).
А насчет понаставленных дизлайков... Вспомнилась дискуссия мартышки с питоном (из старого мультика) о том, являются ли два банана кучей или нет. По-моему, после долгих прений они пришли к выводу, что три - это куча, а два - еще не куча. Так что, правда Ваша)) Драматизировала).
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 01-08-2022 | 23:04:22
Мария, это вот, между прочим, мне их понаставили - за всё абсолютно, даже за статью о "шестонах". Я, однако, не драматизирую.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 23:11:40
Ну это уже похоже на "Месть кота Леопольда".
Склонность к драматизации - часть моей индивидуальности. Увы, не смогу перестать драматизировать, потому что Вы не драматизируете..
Тема: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Елена Рапли
Дата: 02-08-2022 | 10:40:58
Эта тема, винопития с целью просветления, вознесения, ублажения богов и т.п. существует в разных культурах века и даже тысячелетия. Еще за примерно 1700 лет до славного китайского поэта Тао Юаньмина жила египетская фараонша Хатшепсут, которая установила ежегодные фестивали опьянения. ( правила она 20 лет!)
Тема: Re: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 02-08-2022 | 18:35:56
да, опять связь с небесами и богами! ))
но по части открытия китайцы и тут, похоже впереди: в древнейшем поселении Цзяху (современная провинция Хэнань) в захоронениях найдены керамические кувшины со следами алкогольных напитков, полученных при ферментации риса, меда, фруктов (а еще флейты из кости журавля). и датируются, на минуточку, 7--6 тысячелетиями до н. э. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B7%D1%8F%D1%85%D1%83
:)
Тема: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Корди Наталия
Дата: 19-08-2022 | 10:50:30
Какое чудесное перемещение всех этих китайских пародий в рубрику наследников Лозинского. Это странно, ибо вот такие перлы: "Когда протрезвеешь, не вспомнишь, что чувствовал давеча и почему...", действительно, звучат пародийно. И все это делается втихаря, чтобы редактор не заметил.
Тема: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 19-08-2022 | 12:04:51
а это запрещено, Натали?
Вы так говорите, как будто это что-то плохое.
мои тексты можно назвать переводами, подражаниями, интерпретациями, стилизациями, пародиями, если Вам угодно.
они от этого не изменятся.
Тема: Re: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Корди Наталия
Дата: 19-08-2022 | 14:02:26
Не запрещено, конечно. Странно, как стих, названный автором пародией, через неделю стал называться чудесным образом переводом.
Тема: Re: Re: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 19-08-2022 | 14:24:37
специально для страждущих, очевидно.
Тема: Re: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Ирина Бараль
Дата: 19-08-2022 | 16:57:57
Алена, Вы так говорите, как будто есть что-то хорошее в последовательной публикации текстов в "Подражаниях" для собирания под ними приятных отзывов, избегая редакторской критики "Наследников", куда они через определенное время все переносятся в тишине и в тайне. По-моему это ноу-хау требует некоторого пристального изучения, чтобы понять, разрешено это или запрещено.
Тема: Re: Re: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 19-08-2022 | 18:15:02
Ирина, Вы так говорите, как будто я единственный объект для Вашей критики; и помимо редактора Наследников других редакторов на Пру нет.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Ирина Бараль
Дата: 19-08-2022 | 18:20:50
Но эти пассы с публикацией в одной рубрике и последующим переносом в другую имеют же некий скрытый конкретный смысл )
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Чжу Дуньжу На мелодию «Турачи в небе» Алёна Алексеева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 19-08-2022 | 18:35:03
я уже говорила ранее, Ирина, повторюсь: большинство последних переводов делались при отсутствии комментариев носителей языка, я была не уверена в их интерпретации. но постепенно нахожу другие тексты с аналогичными образами (что подтверждает верное направление перевода). не думала, что это будет для кого-то важным. обычные рабочие моменты. спасибо за пристальное внимание.
Тема: Re: Так восходит в горах луна... Алёна Алексеева
Автор Кохан Мария
Дата: 01-08-2022 | 11:49:41
Вижу, Алена, Вам доброхоты уже минусов наставили и не гутарят, что ж им, собственно, не пондравилось.((
Есть такой аркан в системе Таро - Тройка Чаш. Он символизирует нечто подобное). Наверное, образ вдохновлен древними китайцами).
Представьте, обнаружился еще один новый символ, касающийся нашего любимого светила: карелы считали, что пятна на Луне - это женщина с подойником. Очень созвучно по смыслам - Луна олицетворяет питание, заботу, материнство в астрологии.
Понравился перевод, но вот эта фраза, на мой взгляд, нуждается в пояснении:
"Кто толк понимает, всегда, безусловно,
пропойцу хмельного поймет."
Толк понимать (знать) можно в чем-то, нет?