Обзор произведений майского ТОПа

Публикатор: Екатерина Камаева
Отдел (рубрика, жанр): Рецензирование
Дата и время публикации: 30.06.2025, 22:47:14
Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 190470
Img 20250613 140238

Кифаред. Ида Лабен

https://poezia.ru/works/190025

 

Кто знает, как выглядит кифара, согласится, что её форма напоминает сосуд. Но здесь это лишь дополнение. Потому что любой инструмент и так есть вместилище мыслей и чувств того, кто на нём играет. Порой содержимое совершенно непонятно для другого музыканта: приходится либо вытеснять то, чем наполнен чужой инструмент, либо пройти путь к пониманию и принятию чужого голоса и того, о чём он говорит.

Но со временем голос может иссякнуть. Автор об этом рассказывает читателю. Осторожность повествования, похожая на ту, с которой человек прикасается к очень старой вещи, соединена с глубиной, полной т.н. энергии отсутствия, в которой подчас смысла больше, чем в реальном нахождении. Но кифаред всё-таки возвращается. И другой голос (тот, который слышит читатель) напутствует его в текущей безысходности. Удел музыканта – передать через инструмент то, что происходит в глубине души, и показать миру, как прекрасны истинные чувства.

Кифаред – не просто музыкант. Это ещё и лирический поэт. Считалось, что сочетанием музыки и стихов они могли облегчить состояние страждущего и даже поспособствовать исцелению, урегулировать конфликт и просто вразумить слушающих. И хотя не всякий кифаред считался даром богов, суть подобного творчества носила сакральный оттенок благодаря максимальному самораскрытию исполнителя, пребывавшего в состоянии, близком к трансу. Хотел он или нет, это было призванием, важность которого не измерялась ни удовольствием, ни достатком, ни известностью:

 

Стонущий голос, кому он ведом,
 Кто его вспомнит, кому он пара,
 Кто о забывших себя, загнавших,
 Пивших свою невнятную чашу
 Вдруг пожалеет – с какой бы стати?
 Так и сиди в надоевшем платье,
 Пой, надрываясь, всё ту же песню,
 Голос без лика, глухой, безвестный,
 Пой свою песню, пока осталось
 Время на это – такая малость

 

Можно предположить, что в стихотворении речь идёт и об осознанно прерванном молчании.
Всё возвращается, и привычная боль охватывает с новой силой. Остаётся лишь терпеть, давая Жизни возможность допеть одну из своих великих песен.

 

Солнце медленно катится под гору. Любовь Берёзкина

https://poezia.ru/works/190019

 

Перед читателем прекрасная, довольно концентрированная стихопроза. В небольшом объёме текста поднимается вопрос об исторических травмах, судьбах поколений и их незаживающих ранах, о человеческой жизни, которая, при всей её силе и яркости, так уязвима.

Мне думается, неспроста в первой строфе автор упоминает Ивана Бунина, который на протяжении всей жизни не разделялся с болью, саднящей в теле и судьбе Отечества. Тёмные предрассудки как тёмные аллеи, в которых заплутала любовь, разделённая социальным неравенством и им же гонимая, любовь, наперекор которой человек пытается выжить.

А в итоге –

лишь отсвет,

игра теней в нестерпимых сумерках

нераскаяния

 

Но, как говорится, осознание проблемы – первый шаг к решению. Каким будет путь – неизвестно. Возможно, он будет долгим, как зимняя ночь, наступившая после морозно-кровавого заката, напоминающего о вынужденной жертве мучеников, где кажущаяся бесконечность – всего лишь цикличность…

 

Планета в клетке. Аркадий Шляпинтох

https://poezia.ru/works/190013

 

Простое, понятное, но при этом необыкновенно глубокое и мудрое стихотворение о человеческой ненасытности, продиктованной страхами и отсутствием понимания происходящего. Попытка контролировать то, следствием чего человек является, прекрасно передана символикой градусной сети. На знакомых образах сделаны объективные акценты, отчего те же цветы в пустыне заставляют не только восхищаться, но и задуматься о целесообразности и последствиях. Грань дозволенного – тонкая и чуткая. Человек же стремится к жёсткому контролю надо всем, кроме самого себя. А с себя следовало бы начать; и поместить в упомянутую клетку собственные жадность, непоследовательность и безответственность. Но пока лучше всего получается наблюдать:

 

Делим общее наше пространство,

расширяя клеток границы...

И на звёздных небес убранство

смотрим в щели общей темницы.

 

 

Письмена. 863. Мира Валдай

https://poezia.ru/works/190004

 

Лишь на латыни Господа рекли

 

Сама форма стихотворения удивительным образом повторяет сюжет: с одной стороны – строфы-шестистишия, напоминающие некоторые средневековые гимны, с другой – привычный пятистопный ямб с тернарной рифмовкой аабввб, прекрасно подходящий для созерцания и философских размышлений. Пусть Господь родился вдали от славян, чтить Его они желают на своём языке.

 

…Тогда призвал двух братьев Михаил.
Язык славян знаком им с детства был,
Но письмена не знали постоянства.

 

Непостоянство письменного языка в известных случаях сопровождалось тем, что система заимствованных знаков не отражала особенностей фонетики. Да и сам вопрос упрощения письменного языка с целью его приближения к разговорному – в истории человечества поднимался неоднократно. Поскольку глубина языка полнее всего отражена в священных писаниях, неудивительно, что первой переведённой книгой стало Евангелие. Приятна мудрая простота, с которой автор пересказывает события того времени:

 

Премудрые Мефодий и Кирилл
Молились, чтобы им Господь открыл
Славянской речи гласный и согласный.
Черты и резы, форма и длина -
Сложились воедино письмена
Евангельской беседе сообразны.

 

Кроме всего, стихотворение, полное точных образов и интересных рифм, является прекрасным и достаточно развёрнутым ответом на вопрос, что же это за праздник такой – День славянской письменности.

 

 

Бродский и Рейн в Венеции. Марк Шехтман

https://poezia.ru/works/189975

 

Размышляя об этом стихотворении, трудно остаться в пределах и не пуститься в рассуждения о жизни и творчестве двух поэтов. Поэтому, насколько получиться, говорить я буду не о них.

Безусловно, хочется сказать о мастерстве, с которым написаны эти строки. И оно не в превосходной версификации. И не в глубоко проработанной матчасти. Но в редкой бережности, с которой автор дотрагивается до чужих судеб. Здесь и смелось, граничащая с дерзостью – дышать вслед чьему-то дыханию. У Марка Шехтмана это получается: не нарушая происходящего и почти себя не обнаруживая. Подобно огню, мерцающему в сосуде, поэт оказывается в пространстве чужого бытия и только освещает то, что есть: так, что игра условных света и тени складывается в прекрасную мозаику черт, мыслей, чувств и собственно судеб.

Очевидно, что автор не противопоставляет таланты. И на первый план закономерно выходит тот, чья харизма и природная демонстративность выше. В то время как метафорический «удельный вес» каждой судьбы и дарования получает объективно справедливую оценку. Непроизвольное и безусловное восхищение с одной стороны и негромкое, но глубокое и искреннее уважение – с другой. Как сравнивать?

И автор не сравнивает, но оставляет читателя размышлять в ажурной венецианской тени, где спонтанность Адриатики неотделима от невычурной красоты мостов, где Лагуна одинаково изумрудна в каждом из множества каналов.

Стихотворение сложено из бесподобных образов, обрамлённых искусными рифмами. В определённом смысле оно подобно Венеции, которая поднялась над морем, опираясь на свои могучие сваи. Птица оказывается в небе, оттолкнувшись от опоры. И кто знает… Может, чтобы кому-то удалось выжить и просиять вдали от Родины, кто-то должен был остаться и пережить всё там, где собственное эхо появлялось не так часто и не столь охотно…

 

Стрекозы любят по-стрекозьи. Владимир Старшов

https://poezia.ru/works/189939

 

"Любовь - явление динамичное, а потому полностью не исследованное" (с) Затрудняюсь вспомнить, кто это сказал, но, наблюдая за целующимися в воздухе стрекозами, понимаю, что возражать в данном случае не хочется. Хочется погружаться в стихотворение, сочетающее в себе добрую, но грустную иронию и глубокое понимание самых сложных - простых - вещей. И задуматься, что ощущаешь - полёт или уже вкус упомянутого пирожка с неизвестной начинкой.

Хруст крыльев под ногами – это не только печально, но и страшно. Поэтому к подножию надо привыкать заранее. Вот и всё приземлённее прыжок. И пирожками пахнет. Отчего ж не подкрепиться? Это ведь тоже удовольствие. Гораздо более безопасное, между прочим.

Но зачем эти стрекозы перед глазами? Прихлопнуть их - и дело с концом. И что этот крылиный хруст напоминает? Не хруст ли собственных? Тоже, кстати, прозрачных. Таких прозрачных, что их можно только чувствовать. И лишь при действительно сильном разгоне - уловить очертания.

Ненадёжно это. А пирожок – вот он. Вкусный, кстати. Попробуй отними ещё.

А стрекоза без крыльев - кто? Да никто. Поэтому лучше к крыльям не привязываться. А если хрустнет – так это чужие...

В финале перед читателем не совсем ожиданное обращение к Творцу:

 

Ты, что-то перепутал, Боже,

они порхают вкривь и вкось,

а мы в любви своей не можем

подняться даже до стрекоз.

 

Здесь и невысказанная просьба, и тайная надежда: если Бог перепутал, то и исправит, если что. Руками и сердцем того, кто в этом нуждается.

 

 

Памяти Олега Даля. Александр Закуренко

 

https://poezia.ru/works/189879

 

Здесь хочу привести удивительный комментарий автора:

«Посмотрел сегодня по телевизору фильм о смерти Олега Даля и вспомнил не только тогда же, после известия, написанное стихотворение, но и саму картину смерти.

В тот год я работал санитаром в реанимационной бригаде на киевской «Скорой помощи». В стылый мартовский день (точнее, утро) я пришел на свое дежурство. Уходящий с ночного фельдшер сказал: «Знаешь, нас вчера вызывали в гостиницу – Даля откачивать. Мы приехали, а когда взломали дверь, он лежал мертвым, прямо на полу, одетый, на спине». Далее шли подробности, о которых говорить не хочется. Фельдшер мне рассказал, что Далю пытались сделать массаж сердца – и переломали ребра. Пытались колоть – ничего не помогало. Отвезли в морг.

В этот же день у нас был уличный вызов. Приехали – а человек уже умер, и нам пришлось отвозить тело в городской морг. Там я и увидел мертвого Даля. Санитары морга сами повели показать знаменитость. А живым я его ни разу не видел.»

 

А. Закуренко

 

Фраза «А живым я его ни разу не видел» меня в буквальном смысле потрясла. Многие ли задумываются, что жизнь, которую они наблюдают в кадре, не имеет отношения к человеку, который там для них её проживает? Живой человек – это когда он своё чувствует. И в какой-то степени каждая роль – это условная смерть, предшествующая перевоплощению. При этом не важно, насколько роль соответствует личным характеристикам.

А замечательный цикл посвящён памяти, которую оставил о себе человек, поселив её в любимых зрителями образах, которые какое-то время жили вместо него, потому что их раз за разом оживляла его душа. Глубина и непосредственность, с которой играл Даль, не даёт усомниться в том, что он полностью посвящал себя каждой из ролей, не оставляя себе практически ничего. А ведь у всех разные запасы прочности…

 

Каждое из приведённых стихотворений подсвечивает определённый аспект личного переживания, обусловленного таинственным диалогом зрителя и актёра. Тень, существующая вопреки установленному порядку, принцесса, стремящаяся к этой непостижимости. А тот, кому принадлежит душа, питающая тень, переживает оставленность и нелюбовь.

Солдатик, внезапно получивший невероятные возможности, терпит неудачу, поскольку внутренне этому не соответствует. И в фильме, в отличие от оригинальной сказки, решает остаться собой. Потому что

 

…сильным быть тревожно,

Лучше честным, да простым…

 

И заставляет задуматься финал:

 

Что еще? Да много было,

Ничего-то не забылось,

Эх, таланта Божья милость

В горле пьяненько забилась –

Ни вздохнуть, ни выдохнуть!

 

Вспомнишь тень, шута, солдата,

И вздохнешь: «Был жив когда-то…»

 

А теперь уж нет

 

Трактовать эти строки можно по-разному. Или не трактовать, а наблюдать, как ощущается их фантомная боль, тупая, непонятно где локализованная…

 

 

Эпистолярное. Наташа Корнеева

https://poezia.ru/works/189856

 

Эти два стихотворения кажутся написанными с разницей во времени. Но разница может быть и внутренней. Чёткие контуры «Здравствуй» вдруг рассеиваются в «Знаешь», подобно тому, как вода из твёрдого состояния переходит в газообразное, минуя жидкую фазу. Можно только предполагать, но как будто у самой вершины сгустился туман, заставив усомниться в прежнем понимании происходящего. Опорные границы прокрустова ложа внезапно сменяются их отсутствием. И вместо свободы приходит неконтролируемое зазеркалье. И ЛГ предстоит разбираться, прежде всего, в себе самой, кто она в данный момент времени, и понять, что из её прошлого сможет остаться рядом.

 

Возникает желание задержаться на фразе здесь мысли читают с листа. Учитывая, что мысль формируется под влиянием множества факторов, и, собственно, то, что человек может осознать и озвучить, есть лишь верхушка айсберга, чтение с листа позволяет допустить альтернативное объяснение. Согласно некоторым теориям, человек, пройдя определённый путь, не нуждается в предлагаемой последовательности и способен сразу сформировать нечто, руководствуясь текущим состоянием. Благодаря разрыву с блоком памяти, исключению его из основы, становится доступным т.н. марковский процесс. При этом память не перестаёт существовать. Просто теперь она сама по себе. Состояние лирической героини в финале второго стихотворения можно охарактеризовать как состояние пред-Афродиты. Потому что память всё ещё рядом и по-прежнему определяется как собственная. Но и состояние, лишённое влияния прошлых травм, тоже близко.

 

Ты приезжай. Расписание вышлю. Билет

стоит копейки какие-то — менее сотни

мелочью вытертых до отречения лет..

Я тебя жду, не имея понятия — кто ты..

 

Финальное ожидание объекта любви, который никак не определяется кроме внутренней потребности, позволяет предположить, что во главу угла поставлено обретение самой себя. Потому что не в начале пути, а спустя некоторый опыт. Это подтверждает и попытка разместить и зафиксировать память в старых вещах, дорогих сердцу, но отживших своё. Когда всё получится, появится возможность переиграть принадлежность. Т.е. память станет принадлежать вещам. И кем-то нарисованный мир отступит в пользу собственных полотен главной героини.

 

Отдельно хочется сказать про образы и их сочетание. Это талант – так уводить от поверхности, которая в обычной жизни является зоной комфорта (просто потому, что в большинстве случаев поддаётся влиянию). Каждый образ несёт в себе более одного варианта полноценного раскрытия. В зависимости от того, к чему ближе конкретный читатель.

 

 

Уголок твоей души. Светлана Ефимова

https://poezia.ru/works/189786

 

В этом цикле прекрасно всё. А для разговора я выбрала второе стихотворение, поскольку в какой-то момент чтения почувствовала подступающие слёзы. И, надо сказать, не получилось отделить его от первого, от тех самых милосердных и уставших рук. Потому что именно они пишут нежные записки любимому, помогают понять главное и учат на любовь отвечать любовью.

А чувство это – воистину непостижимо:

 

Законы природы, возможно,

Нас ткут из магнитных полей

 

И в какой-то момент происходит полная энергетическая диффузия. Поэтому сильнее ощущается боль другого. И его отсутствие воспринимается иначе, в отличие от начала совместного пути:

 

Чем дальше, тем больше тревожней

И тянет обратно сильней,

 

Чем дальше, тем больше крепчают

Моменты неведомых сил…

 

Кому-то это покажется обыденным. Потому что связь невидна. Она где-то там, с заключённой в ней невероятной силой. Энергия не тратится, а копится. И в этом сущностное преимущество. В строках стихотворения – абсолютное понимание, начавшееся на интуитивном уровне и развившееся до глубины. Вызывают восхищение нетривиальные рифмы и сама образная цепочка.

Эти стихи от души к душе.

 

 

Дачное. Надежда Буранова

https://poezia.ru/works/189788

 

Хорошие, лёгкие, добрые стихи полные смысла явного и неявного.

Прекрасно и колоритно передана картина огородного бытия, от внешних аспектов до внутренних ощущений:

 

крутой изгиб спины,

Ветровка, шаровары

 

Это всё не только фиксируется умом, но и ощущается. И весь огород, земля с её полезными растениями и сорняками – тоже чувствуется.

Хочется отдохнуть или просто сменить обстановку. На как всё оставить? Оно же само не справится. Поэтому всё остаётся на потом, на когда-нибудь. Потому что, если бросить заботиться, начнёт болеть душа, некая часть которой давно перемешалась с привычными природными процессами и стала им условной матерью. Потому что «мы в ответе за тех, кого приручили». За беззащитных. Даже если это растения, благодаря нашим рукам обретающие саму возможность жизненного цикла. И человек это чувствует. И, несмотря на трудовые тяготы, ждёт подходящего момента, в который его отсутствие не навредит.

 

Стоит клубника вся в цвету

Я рву траву мокрицу.

Вот наведу здесь чистоту

И упорхну в столицу.

 

И это белоснежное цветение ягодных кустиков – первое благодарение рукам и сердцу. И сердце, как мне кажется, его слышит. Потому и не оставляет попечения.

 

Пограничное сумеречное одиночество. Владислав Кузнецов.

https://poezia.ru/works/189731

 

И снова вниманию читателя предлагается чудесный дуэт художника и поэта, полный и тайн, и ответов.

Могу сказать, что лично меня тянет молча медитировать на картину. Спелёнутость героини, ограничивающая её собственные движения и одновременное отсутствие волос, которое для фемины можно интерпретировать как стремление к независимости от обстоятельств, на удивление не конфликтуют друг с другом. Похоже на стадию «куколки», протекающей в условиях трансформационных сумерек. Но не изолированной полностью. Открытость правой груди коррелирует с открытостью темени, отсутствие символического соска на котором может означать осознанный перерыв в природно-безвозмездном служении миру. Женственность, пытающаяся подняться выйти за грань.

И, хотя не очень получается разглядеть, можно предположить левую кисть и часть предплечья, выдернутые из пелён.

В стихотворении сделан несколько другой акцент. Главный герой выбрал сосредоточиться на собственных ощущениях. И перед читателем одно из возможных зеркал, за отражениями в котором можно понаблюдать. Из этих отражений также складывается образ, полный прошлой боли и её последствий. И здесь происходит взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого. Причём первый как будто пытается соблазнить к жизни второго, проговаривая все болезненные и слабые места, давая понять, что находится рядом, пытается понять и… любуется. Также очевидно уважение к пережитому, ради которого впечатление не переходит границ.

Здесь, пожалуй, остановлюсь, поскольку говорить об этой совместной работе можно долго, обнаруживая всё новые и новые двери и ключи.

 

Гефсиманский сад. Александр Куликов

https://poezia.ru/works/189728

 

Удивительные, оглушительно-прекрасные стихи.

Тему божественности Иисуса обсуждают с разных точек зрения. Каждый, кто говорит о нём, обнаруживает что-то своё. Картина кажется неполной и противоречивой, поскольку слишком велика, чтобы кому-то удалось охватить её целиком.

В этом стихотворении автор делится с читателем личным переживанием образа. И это близко к тому, каким видели Иисуса Его ученики до момента казни. Безусловно, они что-то чувствовали. Но в пределах человеческого восприятия воспринимали по-человечески. Религия, нмв, игнорирует аспект, который изначально в основе всего.

 

И, может, это было главным чудом, -

пожить по-человечески чуть-чуть.

 

Это, безусловно, было чудом. Гораздо более близким и понятным, чем остальные чудеса. Чудо, подобное тому, как родитель из любви играет с малышом в детские игры.

Фантастически глубокие образы пережиты автором как свои. Их внутренняя многоплановость словно разрывает сосуд, с которым подошёл читатель, предлагая пить прямо из источника.

Сложно сказать, как вообще рождаются подобные стихи. Но счастье, что они рождаются.

 

Два часа ночи полярного дня. Сергей Красиков

https://poezia.ru/works/189653

 

Для меня эти стихи до краёв наполнены всем, к чему тянется сердце. Кто видел тундру, тот поймёт, насколько точные и реалистичные образы здесь заключены. И текст не кажется киноплёнкой. Ты просто оказываешься там. И смотришь своими глазами. И слушаешь, и дышишь.

Бабочки жёлто-чёрных антенн, читающие ветер, сопки, подошедшие друг к другу, подобно юному оленёнку и старому оленю, мамонты… И камни… Те самые, навечно прижавшие Кольский полуостров к Земле. А Родену повезло, что он о них не знал, иначе искал бы всю жизнь)

Наверное, люди чем-то похожи на эти камни. И их время от времени тоже кто-то слегка подталкивает, предлагая искать новые, не менее прекрасные вершины.

Примечательно, что только в финале упоминается причина, по которой довелось всё это наблюдать. И на этом фоне стихотворение выглядит глубокой благодарностью жизни за её планы.

И моя сердечная благодарность автору за это стихотворение.




Екатерина Камаева, публикация, 2025
Автор произведения, 2025
Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 190470 от 30.06.2025
15 | 14 | 3469 | 05.12.2025. 08:08:27
Произведение оценили (+): ["Александр Закуренко", "Пахомов Сергей Станиславович", "Ида Лабен", "Кохан Мария", "Владислав Кузнецов", "Аркадий Шляпинтох", "Ева Михайлова", "Надежда Буранова", "Сергей Красиков", "Сергей Шестаков", "Марк Шехтман", "Наташа Корнеева", "Алёна Алексеева", "Светлана Ефимова", "Владимир Старшов"]
Произведение оценили (-): []


Екатерина, то, что Вы предложили нашему вниманию, конечно, можно назвать обзором, - как и павлина можно назвать птицей из отряда курообразных. Но исчерпывает ли такое определение всё великолепие прихотливого и гордого наряда этого красавца?!
Ваши поэтические эссе превосходны: Вы в своём воображении выстраиваете из авторских образов-кубиков такие дворцы, которые самому автору, возможно, и не снились. Но при этом Вы ещё и замечательно рассказываете о том, что Вам удалось построить.
Я думаю, не Вы первая создали такой подход к чужому тексту, при котором текст как бы перетолковывается на максимально высоком уровне интеллекта и ассоциативности критика. Но в Вашем исполнении эта "методика" демонстрирует весь свой потенциал, все свои прекрасные возможности!
Екатерина, мы с Вами не раз обсуждали принципы критики на поэтическом сайте, и сегодня я убедился в Вашей правоте.
Спасибо!

Марк, благодарю!
Чтобы разглядеть павлина, нужны глаза, ибо всё остальное подведёт)
Буду рада новым встречам с Вашей Поэзией.

Спасибо, Екатерина! Пусть в Ваши окна почаще проникают только солнечные лучи, а если ветер и дождь - только тёплые и летние.

Спасибо за добрые пожелания, Наташа! И за глубину Вашей поэзии.

Екатерина, привет!

Рано утром поехал в сад-огород,

нам обещают сегодня +36.

Покосил траву, наелся малины,

ну думаю - натеплился, насластился.

Теперь ещё и здесь получил - и того, и сего.. :) Спасибо!


тяните меня на Кольский упрямо

Нет - это: Якутия, Пролив Дмитрия Лаптева, Мыс Святой Нос.




Л. Мартынов


Любители романтики пусть лопнут все от зависти:

мы – к полюсу десантники и на Носу, как аисты;

простор такой, что гаркни-ка – лишь эхо в сопках множится.

Сердцами греем Арктику, ей дарим счастья ложицу.


Полгода темень – шварце нахт – пургою издевается,

но не прижился в «Кварце» страх, никто из нас не кается,

что строки писем ласковых и жданны здесь и гаданны,

и мы при свечах восковых не молим Бога в ладане.


Не то, что на материке – себя здесь ты познаешь враз.

Пурга ревет в истерике, ты с болью скул считаешь час,

когда на старой «стрекозе» взлетя над Носом комаром,

дашь волю чувствам и слезе: два года здесь за виражом!


Места, где белые снега и где Земля кончается -

у черта где-то на рогах – «святыми» называются.

Любимые, простите нас: целуя вас потом, в лесу,

вдруг помрачнеем, ведь у нас часть сердца на Святом Носу!


Здравствуйте, Сергей! Спасибо Вам большое!
Надо же… Думала тот, который между Святоносским заливом и Белым морем. Выходит, есть, куда стремиться, к тому же Вы мне поэтический навигатор оставили)  

Спасибо, Екатерина, за Ваш титанический труд, который представлен здесь обзором произведений ТОПа. Найти время, вчитаться в стихи автора, проникнуться его мыслями, открыть скрытое, отметить интересные детали, сказать доброе слово - всё это требует и немалых душевных усилий и потому заслуживает самой высокой оценки. Я всегда читаю Ваши обзоры с большим интересом и восхищаюсь Вами. 
С благодарностью и самыми добрыми пожеланиями,
Надежда

Надежда, спасибо за добрые слова и поддержку! И за чудесные, согревающие сердце, стихи.

Спасибо, Екатерина!

У Вас для каждого автора находится мудрое, а главное - доброе слово. Уже не говоря, о вашей гигантской работе по каждому обзору.


И Вам сердечное спасибо, Аркадий! Это потому что стихи добрые и мудрые)

Доброго дня, Катя.
Благодарствуете щедро...
Здесь не очень бодро получилось - по логике событийной.
Тем более, Мария уже включила картинку в цикл малой прозы.
https://poezia.ru/works/189073
А я подключился позже и, от неловкости, пристроил посыл под себя. Я со всем согласен - картинки у Марии медитативны и калейдоскопичны.
А всякая медитация останавливается на максимальном погружении в собственную сущность - подчас неприглядную.
С тем, что написана куколка - тоже согласен.
Самое чудесное происходит в куколке... Стать куколкой - уже избранная удача. Выйти из неё - чудо.
Жаль, что этого я не написал. Но и не мог.
Спасибо, Катя. Ваши обзоры глубоки и интересны.
Обычно интереснее случайных текстов.

Спасибо, Влад! Мне думается, стихотворение и картина, встретившись, достраивают друг друга. Проявляются нюансы. Такой диалог художника и поэта - самостоятельный и уникальный вид творчества. Взгляд со стороны тоже что-то привносит. Но и получает взамен. Довольно приятный процесс - погружаться в вашу совместную работу.

Здравствуйте, Екатерина, с интересом читаю Ваш обзор. Благодарю за то, что Вы уделили внимание и моей картинке.

Осмыслила все,  что Вы сказали, Вы заметили очень важное - растождествление, отвержение своей природы. Женственности? Возможно, да. Но, возможно, и всего человеческого. Одна знакомая прозорливица предсказала, что в последней части этого земного пути у меня будет не совсем обычная деятельность, связанная со смертью и посмертным переходом, шаманство особого рода. Наверное, подспудно уже готовлюсь..
Я  собираю ассоциации зрителей, для меня это важно. У Влада женщина в лодке вызвала самые тяжелые воспоминания (пограничные между жизнью и смертью). Впрочем, я предчувствовала, что так оно и будет.. 
Барбара обратила внимание на то, что лодка «без уключин» плывет вперед.
Мне образ на картинке показался поначалу просто аллегорией депрессии. А вот все вместе - и глубоко, и многогранно.

Еще раз большое спасибо за то, что погрузились в сюжет вместе с нами. И еще… мне очень не хватает Ваших волошебных финно-угорских виршей...

Здравствуйте, Мария! Спасибо за такую обратную связь. Акварель Вам однозначно и смиренно подчинилась. Более того, у Вас эксклюзивная манера художественного письма. Поэтому каждая картина наполнена великим количеством смыслов и откровений.
Возможно, предсказательница угадала Ваше затаённое желание, поскольку сказанное очень даже перекликается с Вашими размышлениями. И теперь оно ближе к миру, воплощению.
Мне тоже не хватает наших бесед.