Дума о Бродском

Публикатор: Евгений Антипов
Отдел (рубрика, жанр): Эссеистика
Дата и время публикации: 26.05.2025, 13:27:05
Сертификат Поэзия.ру: серия 3980 № 189889

Пишу тебе, дорогая, из этого порта,

из мерзлой позолоченной глухомани,

где линия горизонта скорее стерта,

чем просто скрыта заснеженными холмами.

Зачем-то здесь мы пролили столько крови,

зачем-то бились, милая, с супостатом.

Не сделаешь бреши в свинцовом тучепокрове

ни взглядом, ни сверлом, ни аэростатом.

Зачем-то отбили у шведов, не дали ливам

болотистый клок земли, ничего в пределе.

Пространство, которое здесь нарекли заливом,

темнее, чем форма, которую мы надели.

 

Мы вряд ли могущество флота собой утроим

и вряд ли послужим примером иным салагам.

Мы ходим по выцветшим палубам или строем

по насквозь промерзшему плацу под серым флагом.

Холодными днями, покуда худое солнце

склоняет тебя не к загару, но к перегару,

выискиваешь среди моряков эстонца,

а можно и финна, выпрашиваешь сигару.

Эстонец, не глядя в глаза, отвечает: «keine»,

поэтому вновь, довольствуясь папиросой,

застегиваешь пальто и бредешь к окраине

по скользким пустым тротуарам, презрев белесый,

 

беспомощный день. Позади остаются стоны

натянутых тросов и лестницы на причале.

Стрелять папиросы и открывать кингстоны,

любимая, вот чему нас тут обучали!

Я знаю, что мы, как прежде, непобедимы,

я знаю, что даже если не отражала б

сутулая морось звук, неисповедимы

дороги Его, и Ему не услышать жалоб.

Но им не сломать нас, и не согнуть, куда им,

покуда мы нарушаем приказ «Не верьте!»,

а письма, которые в ящики мы кидаем,

разнятся, по сути, лишь надписью на конверте.


 Отличный текст. Ничего не скажешь. И захочешь – не придерешься. А если учесть, что написано это 20-летним поэтом, тогда останется покачать головой и протянуть «да-а-а». И только кто-то очень завистливый отметит вполоборота, что свое «Письмо с флота» М.Александр написал почерком И.Бродского. Но больше-то завистнику сказать нечего.

Всякий уважающий себя поэт испытал безоговорочное влияние (воздействие, яркое впечатление от) поэзии Бродского. Все это испытал в свое время и я. Мое «свое время» было в начале 1980-х, когда за одно только имя Бродского, нечаянно произнесенное вслух, можно было получить пулю в затылок и даже без права переписки. Тем не менее еще свеженький сборник «Часть речи», как П.Корчагин, я носил под своим прекрасным сердцем, маскируя его, сборник, под материалы не то XVII, не то XIX исторического пленума Партии. Благодаря далеко продвинутому другу, держал я в руках и самиздатовский трехтомник, из-за которого, между прочим, сотни тысяч были расстреляны, а миллионы заживо сожжены в лагерях. Одним пальцем, чтобы не оставлять лишних отпечатков, что-то и сам из Бродского перепечатывал. Вот такие дела.

До знакомства с поэзией Бродского, но уже после знакомства с поэзией Сосноры, я был убежден, что ничего с точными рифмами читать не смогу. Ну не смогу.

А таки смог.

Потом пришла перестройка, в связи с чем Бродскому дали Нобелевскую премию, мы перестали прятаться по углам и вышли на улицу. А там продают толстенькую книгу в толстеньком переплете, на котором написано: Бродский. Цена так и стоит перед глазами – 3.20. Но я не купил. Не от скупости, нет, поскольку много разного было тогда понакуплено. И Бхагавадгита, и Ницше, и целые стеллажи каких-то там блистательных мыслителей. Не купив за 3.20, я часто в ночной тишине задавал себе этот вопрос: почему? Ответа не находил, но мучительно понимал, что какое-то объяснение должно быть. Как-то на литконференции мы сидели с Арсеном Мирзаевым плечом к плечу, и пока неугомонные писатели двигали стулья, я поделился с Арсеном своей болью. И какие-то нужные слова он тогда нашел. Какие, не воспроизведу из-за давности лет, но через те слова сознание мое прояснилось и, вообще, мне значительно полегчало, поскольку понял я, что в своих ёрзаньях не одинок.

…Арсенал художественных средств каждого крупного мастера индивидуален, но редко кому удается обойтись без риторики. В чем ея суть. Автор затягивается папироской и, сощурившись, выдыхает длинный горизонтальный дым. Потом смотрит на папироску и, не спеша, говорит: ветер еще подует в обратную сторону, но облака уже никогда не примут прежнюю форму, никогда. Философской глубиной своей фраза поражает современников, хотя ни информации, ни какого-то образа и вообще ничего она не содержит. Впрочем, интонация, печальная улыбка, драматургия контекста наполняют эту ерунду неким смыслом. Читателю не удастся раскрыть этот периферийный смысл своими словами, что и необязательно, поскольку понятен смысл самих переживаний.

In life такие фразы про облака произносятся, когда не очень умный человек пытается намекнуть, что он-то как раз умный. Либо из иных корыстных побуждений. Вот, например, приходит сосед и после продолжительного на кухне молчания произносит фразу про ветер и облака – становится понятно: у соседа что-то произошло, и ему, наверное, надо налить стопочку. Когда на следующий день приходит сосед и после продолжительного на кухне молчания произносит идентичную фразу, становится понятно: у соседа что-то по-прежнему произошло, и ему, наверное, надо налить стопочку. На тридцать восьмой раз мы вдруг понимаем, что ничего у соседа не произошло, просто ему надо налить стопочку, но ради бога, без этих дурацких фраз. И вообще, все хорошо в меру. Особенно загадочное лицо.

В незатейливой компании за изречение натурфилософских сентенций про облака уже на пятой фразе можно и по харе схлопотать. Другое дело – поэзия. Там запрокинутые глаза, изломанный жест и привкус горечи на устах. И вообще, «Поэт» статус уважительный. Как милицейская форма, он сразу делает человека особенным.

Человек, от скуки или по инвалидности плетущий корзины, для высокомерных сограждан, в общем-то, никто. И другое дело, если по тем же причинам тот же человек и с тем же профессиональным успехом сочиняет стихи. Но у него, поэта, есть своя беда, – он должен соответствовать статусу, то есть должен писать стихи. А если все уже написал? Тогда что, обратно к корзинам? Нет уж. Тем более что он уже знает, как и для какого Сороса растут стихи. Люди ждут следующего урожая с его плантаций и обязательно дождутся. Проблем-то нет, в записной книжечке на четырех страницах записаны глубокомысленные фразы типа: если у тебя 42-й размер, не надевай, дружище, ботинки 41-го, намучаешься. Эти фразы скоро станут крылатыми, несмотря на весь технологический цинизм. Да и сам читатель, однажды испытав потрясение от волшебства, уже не хочет замечать, что у мага из рукава что-то торчит.

Находя отклик в душе читателя, поэт получает аплодисменты и, реагируя на них бессознательно или сознательно, продолжает в том же духе. Читатель же не замечает и уже не хочет замечать растущего количества и качества каких-то пустячков, потому что прекрасно видит: поэт старается для него, для читателя. У них альянс, соитие душ. А ради этого можно жертвовать всем, любыми пустячками. «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» Да, вместо зверя может войти каждый, но ведь понятно же, что автор непоколебим. «Мы, оглядываясь, видим лишь руины…» И хотя на самом деле мы видим разное, только простодушный человек станет тут спорить и рассуждать. Феномен поэзии Бродского в том, что Бродский не произносит ничего радикального (ничего радикального по форме и ничего радикального по смыслу), с чем можно было бы не соглашаться. Эдакий транспарант «Цели партии – цели народа». Если пристальней присмотреться к плакатной фразе, конечно, вопрос возникнет – а какие еще цели могут быть у партии? Но присматриваться и рассуждать как раз не надо. Во-первых, потому, что плакат он и есть плакат, а во-вторых, сами эти рассуждения уже ересь. И что же тогда получается? Тогда получается дивное: поэтический метод, который суть авторские рассуждения, исключает рассуждения читательские. Декларируя рациональное по форме, по сути рациональное автор упраздняет как поэтический атавизм. А народная любовь и аплодисменты только стимулируют эту нездоровую тенденцию.

Нащупав свой узнаваемый метод, поэт часто становится заложником своего узнаваемого метода. И творчество Бродского очень хорошо этот тезис иллюстрирует. А локально метод Бродского сводится к генерации умных фраз. Если «красивая фраза» в поэтике всегда предполагалась, «умная мысль» иногда допускалась, то «умная фраза» – это своеобразное know how в поэтике. Хороши такие фразы тем, что они высокоинтеллектуальны и общедоступны одновременно. Эта универсальность и делает сам метод привлекательным для пишущих масс. Но у прелестного такого метода в ходе эксплуатации очень скоро обнаруживаются два близко расположенных полюса прелести: первая прелесть, в которую пренепременно впадает пользователь (Бродский ли, безымянное производное ли) – это описание мелочей бытового характера в состоянии интеллектуальной экзальтации, всякие там рассуждения о лыжных палках, которые нынче делают из алюминия, поскольку удобнее, но они, к сожалению, не горят, как бамбуковые; а второй полюс, это фаза полного семантического коллапса. Простые люди называют это бредом. Все бы ничего – творчество есть сублимация различных состояний психики, – если б не претензия на ум. Вот и возникает смутное недоверие к тексту: «…был треугольник перпендикуляром, восставленным знакомыми стоймя над слившимися точками двумя».

Хотя откровенно примитивных сентенций на поверхности вроде бы и нет, но, достигнув какой-то критической массы, текст вместе с поэтическим миром автора вдруг кристаллизуется в нечто психологически недостоверное, а то и банальное. Любопытная закономерность: чем больше «умных фраз», тем ближе они по художественному воздействию к «розам-морозам».

И еще. Есть в искусстве такой существенный нюанс – интровертность. То есть когда автор настроен на свою профессиональную, психо-этическую проблематику, а мне, перципиенту, разрешается ознакомиться с результатами. Или, говоря прекрасными словами, – заглянуть в его внутренний мир. Другое дело, когда поэт изначально пишет для меня, для читателя. Конечно, мне это льстит, я отвечаю аплодисментами, у нас соитие душ и все такое. Постепенно я почему-то начинаю подозревать, что он, оценив мои духовные потребности и просчитав мои эмоциональные возможности, приносит, в обмен на восхищение, желанное, но знакомое блюдо. И не сосиску в тесте, отнюдь, но «блюдо гурмана». Все же мне становится обидно, что он меня держит за собаку Павлова, и вместо восхищения я отвечаю скепсисом. Любовь закончилась. По крайней мере, моя. Как быть остальным – вопрос решительности и убеждений. Ведь предлагается роль достойная – собаки, в общем-то, породистой. Тем не менее произведение искусства, утратившее интровертность, а то и созданное с главной задачей смоделировать реакцию, на сленге называется попсой. Не касаясь вопроса качества, можно смело утверждать, что водораздел между попсой и не попсой проходит именно здесь, в сфере мотивации. Сущностный принцип попсы лаконично сформулировал один яркий мыслитель. И сделал это, что характерно, в гастрономических терминах: пипл схавает.

После того, как все это сфокусировалось в моем сознании, спасибо Арсену, открыл я Бродского, так сказать, по-новому. Открыл и стал рассматривать, словно передо мной простой студент Тюкин. А открылся Бродский как нельзя кстати.

 

Л. В. Лифшицу

 

Я всегда твердил, что судьба – игра. (что ж, неожиданное начало)

Что зачем нам рыба, раз есть икра. (эта мысль оказалась для меня недоступной)

Что готический стиль победит, как школа,

как способность торчать, избежав укола. (мутный довод в пользу готики)

 

Я сижу у окна. За окном осина.

Я любил немногих. Однако сильно.

 

Я считал, что лес – только часть полена. (смело, однако не верю, что он так считал)

Что зачем вся дева, раз есть колено. (а вот тут, кажется, перебор)

Что, устав от поднятой веком пыли,

русский глаз отдохнет на эстонском шпиле. (геополитические прогнозы – право автора)

 

Я сижу у окна. Я помыл посуду.

Я был счастлив здесь и уже не буду.

 

Я писал, что в лампочке – ужас пола. (ну и зачем писал?)

Что любовь, как акт, лишена глагола. (а тут что имел ввиду? Глагол от слова «любовь» вполне образуется, для других любовных актов глаголы тоже есть)

Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,

вещь обретает не ноль, но Хронос. (весьма полемичный тезис, но интригующий)

 

Я сижу у окна. Вспоминаю юность.

Улыбнусь порою, порой отплюнусь.

 

Я сказал, что лист разрушает почку. (тут все правильно, только пафос зачем?)

И что семя, упавши в дурную почву,

не дает побега: что луг с поляной

есть пример рукоблудья, в Природе данный. (про упавшее семя, не дающее побега, говорили и раньше, а вот про рукоблудье, про поляну – очень сложный образ)

 

Я сижу у окна, обхватив колени,

в обществе собственной грузной тени.

 

Моя песня была лишена мотива,

но зато ее хором не спеть. (аргумент инфантильный; меня, мол, не взяли в хор из-за слуха, а я им: не больно-то и хотелось) Не диво,

что в награду мне за такие речи

своих ног никто не кладет на плечи. (не диво, впрочем, если б и положили)

 

Я сижу у окна в темноте; как скорый,

море гремит за волнистой шторой.

 

Гражданин второсортной эпохи, гордо

признаю я товаром второго сорта

свои лучшие мысли и дням грядущим

я дарю их как опыт борьбы с удушьем. (тут суть в следующем: автор тоже сомневается в ценности своих лучших мыслей, но почему-то предлагает их потомкам, как образец свободомыслия)

 

Я сижу в темноте. И она не хуже

в комнате, чем темнота снаружи.

 

Трудно доказывать, что посвящение Лифшицу открылось само, а не после въедливых поисков. Мы прекрасно знаем, у любого автора, у какого-нибудь Сверхпушкина, можно выискать некие стихи и некие строки, можно исследовать их ядовитым образом и – никакой поэзии в жизни и не останется. И все-таки: «Одиночество есть человек в квадрате». Красиво. Раз 15-20 – красиво. А после тридцать восьмого раза вдруг хочется спросить: почему, в каком таком квадрате? А человек, стало быть, это корень квадратный из одиночества. А что, ну-ка, Сократ, возрази. А может, тут не алгебра, а геометрия? А ведь тоже красиво получается. А может, тут вообще искусствоведение? «Да и что вообще есть пространство, если не отсутствие в каждой точке тела?» Такое мог бы и Малевич оставить в своем теоретическом завещании.

Все эти супрематизмы пополам с астрофизикой, конечно, хороши, но в какой-то момент могут вызвать и раздражение. А может, не надо выдергивать из контекста, надо спокойно читать и наслаждаться.

 

К УРАНИИ

 

У всего есть предел; в том числе, у печали.

Взгляд застревает в окне, точно лист – в ограде.

Можно налить воды. Позвенеть ключами.

Одиночество есть человек в квадрате.

Так дромадер нюхает, морщась, рельсы.

Пустота раздвигается, как портьера.

Да и что вообще есть пространство, если

не отсутствие в каждой точке тела?

Оттого-то Урания старше Клио.

Днем, и при свете слепых коптилок,

видишь: она ничего не скрыла

и, глядя на глобус, глядишь в затылок.

Вон они, те леса, где полно черники,

реки, где ловят рукой белугу,

либо – город, в чьей телефонной книге

ты уже не числишься. Дальше, к югу,

то есть, к юго-востоку, коричневеют горы,

бродят в осоке лошади-пржевали;

лица желтеют. А дальше – плывут линкоры,

и простор голубеет, как белье с кружевами.

 

Бродский – это Хайдеггер в поэзии, что, наверное, хорошо. Плохо, что поэзия Бродского порою походит на современную философскую эссеистику. Снобистскую, неконкретную и, порою, без обозначения предмета исследования:

 

С точки зрения времени, нет «тогда»:

есть только «там». И «там», напрягая взор,

память бродит по комнатам в сумерках, точно вор,

шаря в шкафах, роняя на пол роман,

запуская руку к себе в карман.

Можно кивнуть и признать, что простой урок

лобачевских полозьев ландшафту пошел не впрок,

что Финляндия спит, затаив в груди

нелюбовь к лыжным палкам – теперь, поди,

из алюминия: лучше, видать, для рук.

Но по ним уже не узнать, как горит бамбук,

не представить пальму, муху це-це, фокстрот,

монолог попугая – вернее, тот

вид параллелей, где голым, поскольку – край

света, гулял, как дикарь, Маклай.

 

Несмотря на спорные (даже отталкивающие) мелочи, есть в методе Бродского одна бесспорная привлекательность для пишущей молодежи – взрослая интонация. Впрочем, вся интонационная полифония Бродского укладывается в два аккорда – надменный с долей ностальгии и ностальгический с долей надменности. А фоном – конечно, конечно же, юмор. Юморок. Неспешный такой, почти необязательный. Но подтверждающий высокий стоицизм и что-то такое гражданское. Рильке писал (все литераторы цитируют Рильке), что ирония убивает поэзию. Впрочем, у Рильке ничего не сказано о пренебрежительной иронии. Возможно, она-то как раз генерирует настоящую поэзию, по крайней мере, взрослую интонацию.

Эта взрослая интонация настолько неотъемлема от метода, что является гарантированной при соблюдении несложных условий – сложноподчиненная фраза да «необычный» тонический размер стиха. В таком плюсе есть свой минус: чтобы внести незначительный оттенок в интонацию, придется совершить значительное усилие. Но при условии таланта и вкуса это, разумеется, возможно:

           

помню: голый гранит, наводнение, старый фонд,

штукатурное облако в трех с половиной метрах,

скрип сухих половиц, с кем-то спаренный телефон,

немотой приглушающий редкие взрывы ветра.

Темнотой до краев переполненный коридор

по периметру прячет присутствие злого волка.

Я люблю разноцветные сны: любопытный вздор,

у меня диатез, голубые глаза и челка.

Знаешь, можно попасть в три десятка чудесных мест.

От беспамятства люди не чувствуют их соседства,

но невольно очнешься от сна ежедневных месс –

и вернешься на родину, словно в чужое детство,

где окалина крыш – на поверку рисунок рун,

а песочница разом вмещает моря и горы,

где забытый ребенок совком ковыряет грунт,

подозрительно схожий с волшебным песком Соноры.

 

Мы слышим, что в этом фрагменте «коэффициент лиричности» несколько выше, чем обычно у Бродского. И неудивительно, поскольку и фрагмент этот не из Бродского. Дабы расширить интонационный диапазон своими силами, Бродский эпизодически пользует словечки не самые нормативные и вводит в тонкую литературную ткань юмор не самый английский. Конечно, это, в первую очередь, характеризует Бродского, как человека в высшей степени независимого, но во вторую очередь, во вторую… Мы с подозрительным подобострастием улыбаемся и почесываем подбородок над таким поэтическим перчиком, но если б мы не знали, кто перед нами, то решили бы, что это какой-то, извините за выражение, мужик. Ну, пусть не мужик, а младший какой-нибудь лейтенантик, покоритель девчат, заводила и озорник. Конечно, сегодня прямым нашим словом или ловкой скабрезнотцой знатока литературы не удивить, но ведь и главных постулатов – чувство слова, меры, контекста, – никто не отменял. Б.Слуцкий, близкий к Бродскому по интонационному спектру и социальному вектору, как-то обходился без подмигиваний в сторону «простого народа» и только выигрывал.

Ну и почему же в таком тоне приходится говорить о Бродском, некогда мною любимом? А в назидание. Для предостережения. Вдохновленные очевидной мудростью, миллионы студентов-первокурсников пишут под Бродского, дискредитируя и себя в глазах сообразительных однокурсниц, и поэтический метод Бродского, и самого Бродского.

Язык как знаковая система, заточенный под конкретного автора, тянет за собой соответствующие интонации и коннотации, а эти кристаллизуют жест. Но жест Бродского базируется на легенде изгнания – травля, КГБ, каторга. А у студента-первокурсника ни мифа, ни фактов биографии, ни маломальской Нобелевки. А замах, вроде, тот же.

В конечном счете имеем трогательную сцену с поскользнувшимся на паркете щенком, что пытался изобразить боевую стойку с предельно серьезной мордочкой.

Теперь, когда Бродский подзаезжен и затерт до неприличия, внимание вызывает не столько его творчество, сколько факты биографии, и особенно суд, и особенно нюансы.

Судебный процесс над Бродским – почему-то выездной, типа особая коллегия – был обставлен киносъемкой, магнитофонной записью и стенографией. (На самом деле не стенография, а запись в блокноте, в котором Ф.А.Вигдорова записывает имена заседателей и их реплики). Но кто такое разрешил – в бесправные-то времена – и как удавалось обвиняемому, если верить фото и кинохронике, вызывающе улыбаться под ножом гильотины? В деле есть даже протокол заседания секретариата Союза писателей под председательством А.А.Прокофьева – а какой в нем юридический смысл, если Бродский членом Союза писателей не был? Может, секретариат правления СП собрали, чтобы дать экспертную оценку творчеству молодого человека, пишущего стихи? Ну и часто по таким поводам собирался секретариат? И, главное, кто такое заседание инициировал? К тому же, в качестве экспертов на суде выступили со стороны защиты старший научный сотрудник Института языкознания Академии наук и доцент Педагогического института им. Герцена. Словно по сценарию Рязанова-Брагинского, со стороны обвинения выступили трубоукладчик УНР-20 Денисов, пенсионер Николаев и начальник какого-то дома Обороны Смирнов. Они дружно вменяли Бродскому «тлетворное влияние его виршей на молодежь». Но о каком влиянии речь, если Бродский толком не публиковался? А если где-то и публикнулся настолько тлетворным образом, что возмутились трубоукладчики с УНР-20, то почему бы не задать принципиальные вопросы редактору – публикации-то на его совести полностью. Но к редактору вопросов не было, зато на процессе при переполненном зале выступили и заведующая кафедрой Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, и даже замдиректора Эрмитажа. На вопрос адвоката к трубоукладчику, по чьей инициативе он стал свидетелем против Бродского и кто его пригласил, трубоукладчик с пролетарской прямотой заявил: «Меня никто не приглашал, а прочитав в газете о Бродском и прочитав его стихи, я сам пришел и попросил высказаться по поводу Бродского».

И весь этот карнавал с фейерверками вокруг юноши, который преступным образом сменил за семь лет 13 мест работы?

Почему Ленинградский обком партии дал «добро» на газетную раскрутку полумиллионным тиражом банального дела о тунеядстве? И как это Запад так согласованно публикует репортаж с судебного заседания? Для кого западные издания печатают тлетворные стихи на русском языке? И уж тем более в переводах – на английский, итальянский и, что особо пикантно, на польский? Или польская печать не была под контролем – как и советская – партийных органов? Или им, полякам, в 1960-е помощь соцлагеря была уже не нужна? Мог ли Бродский, попавший в жернова тоталитарной системы, лично организовывать такой калейдоскоп? А если нет, то почему его выставляют из страны, зачем выставляют, да и выставляют ли? Ведь отъезд за границу был его давней мечтой: они даже с Олегом Шахматовым – бывшим летчиком – разрабатывали план захвата самолета. И другой его сотоварищ – Игорь Ефимов, принявший активнейшее участие в раскрутке газетного скандала, по пятам Бродского покидает страну, хотя его никто не травил и никуда не выставлял.

Несмотря на запиленную вдоль и поперек историю, главный вопрос остается открытым: за что судили Бродского? Ну, да, за тунеядство. Но тунеядцем он не был. Ни по каким параметрам. Бродский не был ни диссидентом, ни хулиганом, ни злостным алиментщиком. Может, традиционно – за пятую графу? Но резонансная статья в «Вечернем Ленинграде» написана Я.Лернером. Да и другим поэтам злосчастная графа в паспорте не мешала получать государственные премии вместо уголовного преследования. Так, может, Бродского высекли для острастки, в назидание, чтобы другим неповадно? Но кому другим и что неповадно? Если Бродский, как не член Литфонда, не имел права получать заказы в Гослите, то кого из Гослита уволили в связи со скандалом? Никого не уволили. Параграф же о тунеядстве натягивали, раздуваясь и краснея, а юриспруденция неприлично потрескивала. Бродский почему-то хамил, понимающе улыбался, судьи понимающе поджимали губы.

И тоталитаризм победил: ссылка. О, ссылка. Впрочем, если партноменклатура так отчаянно боролась с проявлением несоциалистического таланта, то какими судьбами публиковались его стихи – в период ссылки – в местных газетах? К тому же человеку, который ходил и по водам, как матрос торгового флота, ходил в геологические экспедиции, работал и в покойницкой, и разнорабочим, и в психушке положенное отбыл, полтора года в деревне – не слишком обременительно. Тем более, что при необходимости Бродский приезжал в Ленинград. Зато – какой яркий, ключевой штрих в биографии.

Так чего же в принципе добивались некие влиятельные заказчики судебного процесса и чего добились? Или о последствиях, кроме Ахматовой, никто не подумал?

В «Палисандрии» Саша Соколов – тоже творческий эмигрант, понимавший, что там и почем, – вложил в уста полковника КГБ забавный монолог о писателях: «Настоящее реноме обеспечивается громким процессом, предосудительными деяниями, скандалом в прессе. Бросьте взгляд на картину нашего Зарубежья. Кто выехал тихой сапой, сам по себе, без нашей поддержки, тот сам по себе, тихой сапой там и живет, перебивается на подачках. А подопечные наши, то есть те люди, кому мы способствовали, создавали рекламу, оказывали достойное преследование, – они в послании благоденствуют. Иные даже в пророки выбились, рассуждают. И все что-то пишут, пишут, печатают».

Бродский жил не тихой сапой. Поехав из СССР в Израиль, в Израиль не доехал. Вышел в Вене. Но не пошел устраиваться посудомойкой, а получил премию Маккартура. Тем временем в США выходят «Избранные стихотворения» на английском языке. Качество перевода вызвало нарекания критики, в целом же Бродский назван величайшим поэтом поколения. Собственно, эту фразу из «Нью-Йорк таймс» с тех пор повторяет вся Россия.

Потом приглашение в США, в Мичиганский университет. Потом Колумбийский, Нью-Йоркский университеты. Звание профессора, преподавание не только в американских университетах, но и в Кембридже. Для человека, в 15 лет ушедшего на улицу и не окончившего даже среднюю школу, неплохая карьера. А там, глядишь, и Нобелевка подоспела.

Но формула Саши Соколова о КГБшных играх не работает, если игру не подхватывает противоположная сторона. Значит, на противоположной стороне должны быть интересанты.

В США Бродский, «введенный в круги», высокомерно обращался с людьми, которые в СССР шибко ему помогали. Но что это, обязательное поведение согласно протоколу, или хамская неблагодарность? Если неблагодарность, то с чего вдруг? Да и не похож Бродский на человека, принявшего метаморфозы судьбы, словно тамбовская блондинка, вышедшая за местного авторитета. Людмила Штерн в своей книге вспоминает, что Бродский, уже лауреат, просил сообщить оргкомитету какого-то симпозиума об отказе участвовать: «Сама посуди, могу я приехать, если там будет Эткинд?» И в чем же провинился перед Бродским Ефим Григорьевич Эткинд? На процессе он выступил с защитной речью – тот самый, доцент из института Герцена, – а впоследствии даже написал книгу «Процесс Иосифа Бродского». Может, Эткинд не выполнил каких-то договоренностей, или, наоборот, перестарался? Бродский категорично отреагировал на книгу. Еще Штерн вспомнила, как Бродский нагрубил приличному господину в ответ на сочувствие по поводу «пережитых невзгод». Сам Бродский вспоминал полтора года тех невзгод, как лучший период своей жизни. Возможно, впрочем, Бродский резко ответил приличному господину, услышав ехидцу в словах о невзгодах. Но все невзгоды Бродского отныне – из книги Эткинда. И чем же могла так не понравиться книга? Только информацией, которая под пристальным углом начинает звенеть, как пряжка в аэропорту.

Итак, громкое дело Бродского, суд, переполненный зал. Со стороны обвинения на знаменитом суде выступал некий Воеводин, и за это одна экзальтированная Вика Блм чуть не дала ему пощечину – в последнее мгновение руку перехватил ее опытный муж Миша. Но с чего такая агрессия? С того: отца Воеводина во время блокады практически спас от смерти отец Бродского, а Воеводин-младший об этом что – забыл? И почему Миша перехватил пощечину? Разве она была не уместна, ведь потрясающая подлость очевидна? Вопрос не праздный, вопрос очень даже по существу.

Воеводин-старший обязан Бродскому-старшему жизнью, а Воеводин-младший на Бродского-младшего дает показаниями в судьбоносном суде. Почему не смог отказаться? Может, потому и не смог, что долги принято отдавать. Ведь свидетельские показания Воеводина-младшего абсолютно невнятны, и уклониться от них проще простого. Но Воеводин с парадоксальной принципиальностью свидетельствовал: «Мой друг поэт Куклин однажды громогласно с эстрады заявил о своем возмущении стихами Бродского». То есть – припечатал стопудовым козырем со стороны обвинения. И как на весь этот процессуальный беспредел – вокруг выеденных яиц – смотрели, сложа руки, родители Иосифа? Не последние вообще-то в Ленинграде люди: отец – декан факультета фотожурналистики, мать работала в НКВД. Впрочем, есть вопросы и к этому Куклину: с чего это он с эстрады громогласно распространяется о Бродском, стихи которого никто и прочесть-то не мог по причине отсутствия публикаций? Зато после судилища за неизвестного пацана впрягся нобелевский лауреат Сартр. Кстати, откуда он обо всем узнал в безинтернетные времена, из «Вечернего Ленинграда»? И что ему, молодому поэту, «Вечерний Ленинград» инкриминировал? Уныние в стихах, кладбищенско-похоронную тематику, то, что его поклонницами были Маша, которая не помогает матери-пенсионерке и разгильдяй Вова, стреляющий у мамы на карманные расходы. То есть – стандартный набор каждого непризнанного гения любых эпох. И почему не возбудили дел против Маши-поклонницы, или Володи-поэта? Иначе говоря, вся шумиха больше похожа на прицельную рекламу. К слову, стихи, написанные Бродским в «одиночке», уже через день попадали к Ахматовой.

В общем, весь суд – как по сценарию Рязанова-Брагинского: одни свидетели, ссылаясь на чье-то мнение, называют Бродского гением, другие, тоже ссылаясь, называют графоманом. Но есть в протоколе заседания и любопытное.

«Бродский в Эрмитаже познакомился с израильтянином Гершем Фридкиным, который проживал в Англии, был миллионером и сказал Бродскому, что он его заберет к себе, так как ему известно, что И. Бродский имеет родственные отношения с бывшим еврейским фабрикантом сладостей в России Бродским, которого знали во всем мире и который был поставщик шоколадных изделий царскому двору». А поскольку информация эта была пересказана со слов Бродского, то на просьбу судьи подтвердить, или опровергнуть, Бродский информацию подтвердил.

Разумеется, полной ясности в картине всемирного скандала на ровной местности не настало, но уже как-то теплее.

Вместо пяти лет Бродский отбыл в своем «Болдино» полтора года из пяти, вынесенных судом. Стихи, связанные с деревней Норенская, оказались лучшими. Мало кто знает, но досрочно освобожден Бродский по ходатайству того же, кто дело инициировал: «No 12/65. Штаб 12-й ДНД рассмотрел вопрос, связанный с осуждением тунеядца и морально запутавшегося гражданина И. Бродского, считает, что в целях воспитательной работы необходимо поставить вопрос о досрочном возвращении из мест отбытия наказания Бродского <…> Необходимо дать возможность И.Бродскому начать работать в одном из наших литературных журналов <…> О Вашем решении просим поставить в известность штаб 12-й ДНД ин-та "Гипрошахт". Командир 12-й ДНД института "Гипрошахт" Я.Лернер». Да, тот самый Лернер, который и статью написал, и дело раздул – то есть, был триггером процесса. Ну и зачем все это? Чтобы прославить Бродского до нобелевских высот и самому геростратовским образом остаться в веках?

Впрочем, получилось. И то, и другое.





Евгений Антипов, публикация, 2025
Автор произведения, 2025
Сертификат Поэзия.ру: серия 3980 № 189889 от 26.05.2025
0 | 59 | 551 | 21.06.2025. 05:12:06
Произведение оценили (+): ["О. Бедный-Горький", "Владислав Кузнецов", "Николай Горячев", "Евгений Иванов"]
Произведение оценили (-): ["Корди Наталия", "Александр Владимирович Флоря", "Наташа Корнеева", "Ирина Бараль"]


Дата и время: 26.05.2025, 14:50:40

Каждая выхухоль выхухоливается...
какая гадость

Дата и время: 26.05.2025, 15:15:29

И каждая гадость угадывается.
Какая выхухоль.

Дата и время: 26.05.2025, 17:20:19

Евгений, Вы остерегаете студентов от подражания. А читать и знать Бродского студентам нужно? Или студентам достаточно Сосноры?

Дата и время: 26.05.2025, 18:41:54

Читать, конечно, нужно. Во-первых, это один из обоймы лучших советских поэтов. Во-вторых, читать нужно всегда. Чем больше, тем лучше - вырабатывается "иммунная система" и литературный вкус.

Дата и время: 26.05.2025, 20:39:16

До Иосифа Александровича никто так не писал и после него не напишет. У каждого крупного поэта свой стиль. Писать под кого-то вообще глупо. Это признак незрелости. И обсуждать тут нечего. 

Дата и время: 27.05.2025, 09:30:29

Тем не менее тысячи писали под Бродского. Значит, обсуждать есть чего.

Наталия Игоревна, здравствуйте.
Зачем Вы его удостоиваете своего общения?

Дата и время: 26.05.2025, 20:40:41

Добрый вечер, Александр Владимирович! Нужно же объяснить автору за что минус. 

Много чести.

Уважаемая Флоря, Ваши комментарии скупы, безграмотны, но - неизменно о чести. Если Ваша жизнь сложилась сложно и в какой-то момент (в армии? на зоне?) злоумышленники Вас обесчестили, то я тут ни при чем. Но соболезнования примите.

Дата и время: 27.05.2025, 09:33:31

То есть, Наталия, минус за то, что Вы проблематики не поняли, не уловили. Это свойство минусов я заметил давно.

Дата и время: 27.05.2025, 10:36:26

Евгений, Вы  оскорбили Александра Владимировича Флорю. А за это у нас на сайте полагается в лучшем случае блокировка. В изгнании не забудьте исследование по Фету набросать. 


Наталия, меня здесь называли дерьмом, и что-то никого не блокировали. Ни в лучшем, ни в худшем случае. И чем же я оскорбил Флорю? Тем, что посочувствовал - сделав логичные (как мне представляется) умозаключения по поводу тенденциозных комментариев? Или указав на безграмотность? Так делайте выводы сами.
И да, почему Вы решили, что можете мне что-то указывать - что, где, когда писать? Откуда у Вас это чувство превосходства? Не знаю, откуда, но оно меня решительно оскорбляет.
И ключевое. Вот ставят мне какие-то минусы, оскорбляют (исключительно оскорбительными словами), а никто из хамящих по существу публикаций ничего не сказал. А я просил. Неоднократно. Постоянно. Мол, укажите, что не так - исправлю. Не дают ответа. Вот я и недоумеваю.

Евгений! Вы в своих сочинениях о великих называете вещи своими именами. Вот и сочинения Ваши были названы своим именем. А как иначе это расценивать? Вы сетуете на то, что никто Вам не объяснил, что нужно исправить? Я Вам отвечу: исправить, с моей точки зрения, нужно подход. Игорь Белавин прямо написал: желтизна. И я прямо скажу: все сочинения построены на скандальных фактах (небесспорных) биографии писателей. На какую аудиторию они рассчитаны? Литературоведы это читать не будут. Интеллектуалы читать не будут. Читать будут любители остренького, которым сам поэт или писатель не интересен. Это блогерши и тиктокеры, которым нужно набираться опыта в писанине пободного рода. Вам такая аудитория нравится? Так продолжайте в том же духе. Я ни в коем случае ни на чём не настаиваю. Вольному воля. 
Вот Владислав Вас всегда благодарит. Значит это кому-нибудь нужно? И я ошибаюсь? На этот случай есть исцеляющее всё и вся время.
НК

Наталия, вот Вы пишете: "Вы в своих сочинениях о великих называете вещи своими именами <...> прямо скажу: все сочинения построены на скандальных фактах (небесспорных) биографии писателей" (с).
Теперь назовите вещи своими именами и Вы, укажите эти небесспорные факты биографий. В противном случае получится, что Вы свое невежество объясняете моей "желтизной".


Евгений, приведу крохотный пример Вашего стиля:
"Бродский жил не тихой сапой. Поехав из СССР в Израиль, в Израиль не доехал. Вышел в Вене. Но не пошел устраиваться посудомойкой, а получил премию Маккартура."
Походя, как бы ненароком подпустить яду.  В конкретной фразе откуда взялась посудомойка? Это обязательно было вставлять? А я отвечу: для уничижения образа. Здесь посудомойка, в предыдущем абзаце психушка, работа в покойницкой. И складывается такое впечатление, что перед нами человек без образования, не имеющий никакой специальности, каким-то макаром ставший преподавателем университетов и получивший нобелевку. 
Положим, это факты. Но факты преподносятся по-разному. И уж совсем дурное дело добавлять от себя посудомоечные домыслы. 
Штука в том, что Вы пытаетесь меня втянуть в диспут, зная заранее, что я увязну в забалтывании Вами основной идеи. А истина эта проста. Бродский - самородок, ставший (родившийся) Поэтом благодаря своей семье, чтению, любознательности, цепкому уму и таланту от Него самого. 

Наталия, у эмигрантов начальный выбор небольшой: официантка, посудомойка, грузчик. Даже в таксисты подаются (при наличии водительских прав) не сразу. Чтобы выжить, устраиваются на "черную" работу. Но, как я полагаю, все Ваши претензии сводятся к тому, почему вместо "черной работы" использована "посудомойка"? Потому что это, по сути, синонимы. Для Вас, возможно, было бы приятней прочитать "грузчик", но я про Вас не подумал.
"Психушка, работа в покойницкой. И складывается такое впечатление, что перед нами человек без образования, не имеющий никакой специальности" (с). Совершенно верное складывается впечатление. И психушка, и покойницкая - это факты биографии. Можете опровергнуть. Заодно расскажите, какое образование и специальность дает незаконченная восьмилетка.
Мне совершенно не интересно тратить время на пустое и бесперспективное, но если Вы знаете, каким же макаром семиклассник (двоечник и второгодник) становится преподавателем университетов, сообщите.

Извольте, Евгений! Ученики читают книги. Одни по Оруэллу " глотают всё подряд, и то, что они глотают ... не оставляет осадка, подобно тому как кукурузное зерно проходит непереваренным через желудок птицы" , а другие улавливают драгоценное в литературе, осмысливают, пропускают через себя, становятся хранилищем образов, которые уже изменёнными, неповторимыми переходят в их творения. Чтение сначала беспорядочное, потом осмысленное. Чтение, возможно, в ущерб остальным "неинтересным" предметам, по которым двойки. Это касается не только литературы. Некоторые физики уверяют, что они не могут читать художественной литературы, не интересно. Читают только научные статьи.
Что до преподавания. Обширная эрудиция, дар рассказчика - вот залог успеха лектора. Первое - нарабатывается, второе -дар божий. Главное, чего должен добиться преподаватель - влюбить студента в предмет, дать направление. Многие ли педагоги в Вашей жизни (скорее всего выпускники университета с красным дипломом) были бродскими?

PS По посудомойке - во-первых, женский род в данном случае уничижителен, во-вторых, зачем этот домысел? С таким же успехом можно было предположить, что деньги на первое время дали родители или Рейн, к примеру. Зачем это вообще было писать? 
До нобелевских высот Бродского возвысил все-таки талант, а не  как там его...Лернер. И даже в этой Вашей заключительной фразе, выражаясь литературно, сарказм, а попросту шпилька.

Наталья, мужской род посудомойки у меня не получился. Кстати, откуда у родителей, или у Рейна валюта? В СССР за это тюрьма. Относительно зерна, которое вышло у птицы не переваренным, процитирую лишь свой вопрос, которым уже задавался: если можно преподавать в университетах США с семью классами, значит, можно и четырьмя? И с двумя? И вообще - без?
Кстати, я просил примеров небесспорных фактов биографии Бродского, которыми я оперирую. Вы привели жирное: не пошел устраиваться посудомойкой. А он -таки пошел?


Можно и без классов сдать экстерном. Но так мы договоримся до определения, что есть интеллект. А времени нет.
Вы просили обозначить претензии. Я написала. Но Вы как судейские говорят, считаете улику косвенной. Увольте меня от дальнейших обсуждений Поэта Бродского. Я его читаю, лампочка загорается. Читаю пупкиных, не загорается. Чего же боле?

Посудомойщик - м.р. Ивашнев меня отправил в 5 класс. Учусь.

мойщик

МОЙЩИК, -а; м. Рабочий, занимающийся мойкой, мытьём чего-л. М. посуды.

Да, Наталия, можно сдавать экстерном. Но Бродский экстерном не сдавал, зато оставался на второй год. Четыре двойки в ведомости. Ни интеллект, ни Вашу лампочку обсуждать не буду. Достаточно того, что существуют утвержденные нормы и требования.
За посудомойщика спасибо. А то у меня все какой-то посудомой получался.

Дорогая Наталия Игоревна,
спасибо Вам за поддержку. Меня не могут оскорбить вздорные фантазии этого субъекта.
Не берусь предполагать, чем они вызваны, почему для него актуальна данная тема - то-то он чуть ли не всех жертв своих пасквилей зачисляет в геи и лесбиянки.
Но я же Вам сказал: не надо уделять ему незаслуженное внимание.
А насчет блокировки, я полагаю, Вы неправы. Этот субъект, по моим наблюдениям, пользуется непонятной мне симпатией редакции. Его не заблокируют и даже не укажут на неприличие его поведения. Проверено неоднократно.
Это мне на данном сайте нечего делать.
Я уже удалил отсюда всё, что только мог. Пусть редакция удалит остальное.

Ну, что Вы, Флоря, не уходите. Без Ваших обстоятельных комментариев наступит полнейшая скука.

Дата и время: 26.05.2025, 22:36:36

« Ну и почему же в таком тоне приходится говорить о Бродском, некогда мною любимом? А в назидание. Для предостережения. Вдохновленные очевидной мудростью, миллионы студентов-первокурсников пишут под Бродского, дискредитируя и себя в глазах сообразительных однокурсниц, и поэтический метод Бродского, и самого Бродского.

Язык как знаковая система, заточенный под конкретного автора, тянет за собой соответствующие интонации и коннотации, а эти кристаллизуют жест. Но жест Бродского базируется на легенде изгнания – травля, КГБ, каторга. А у студента-первокурсника ни мифа, ни фактов биографии, ни маломальской Нобелевки. А замах, вроде, тот же» (с)

И это очень правильно

Дата и время: 27.05.2025, 09:35:29

Спасибо, Евгений, стараюсь рассуждать правильно.

Дата и время: 26.05.2025, 22:51:02

Да и вряд ли вменяемый современный студент затеет такое подлое дело, как Бродский
http://www.therussianamerica.com/russian_newscenter/articles/2023/04/21/pobeg-v-ameriku-kak-iosif-brodskiy-planiroval-ugnat-samolet

Дата и время: 27.05.2025, 09:48:31

Да, Евгений, официально и с помпой было сделано то, что Бродский пытался сделать криминальным образом и тайно.

Дата и время: 27.05.2025, 08:49:42

Данная статья была опубликована в журнале "Сибирские огни" в 2008 году (№5). Похожа на заказную по заданию желтой прессы. Никакого отношения ни к поэтической критике, ни к воспитанию студентов не имеет. Просто способ саморекламы, а возможно и зарабатывания желтых тугриков. Зачем вытаскивать старье на свет Божий - ума не приложу. 

Дата и время: 27.05.2025, 09:53:58

Ума, Белавин Песни, не прикладывайте, пустое. А вот быть внимательным могло получится: в "Сибирских  огнях" была опубликована часть статьи о Бродском, касающаяся только его творческого метода. Да и предлог выложить всю статью появился.
Про "задание желтой прессы" запишу, это бесспорная удача. (Не подозревал у Вас литературных наклонностей).

Дата и время: 27.05.2025, 11:09:01

Доброго дня, Игорь.
Совсем недавно, на конкурсе ко Дню Победы, Вы так логично обосновывали фабулу победного стишка, десятый год стоящего на другом сайте. А стишка, участвующего в разных сетевых конкурсах одновременно - просто не заметили. Магия СПшности...
Критика не может быть избирательной, Игорь.
Раз-другой, и верить перестанут.

Дата и время: 27.05.2025, 15:06:33

И Вам  доброго, Владислав
Но понять, что Вы имеете в виду, не могу
и это далеко не первый раз
какие там я делал замечания по поводу каких-то
победителей и каких-то проигравших, не помню
что за Магия спешности, да еще без "е"?
Вам ответил только потому, что у Вас классные детские стихи
а так-то я в Инете налетом. всегда в спешке, увы 
и до басен Антипова мне по барабану

Дата и время: 27.05.2025, 19:28:58

Понимаю, Белавин, Вашу загруженность - все песни, поди, да песни?

Доброе утро, Игорь.
Хорошо - есть куда спешить...
Детский ведь всегда может провериться на взрослого.
Наоборот провериться тоже можно.
И на перевод.
А если - по возрасту - из сборников "Дн Поэзии" у меня многое сегодня на памяти. На 30-летие Победы были в таком и стишки, например, с лошадками.
Целая поэма лошадиная была.
...и всё мчится - не остановится -
всех оттенков и всех мастей,
с полотняных экранов конница -
никаких на Земле смертей...
Имя автора сегодня подзабыто.
Так вот, герой (в одном из стишков) хоронит убитую лошадь. 
... И неловок был с тяжкой ношею,
и расчёты вдруг подвели -
но торчали копыта лошади -
все четыре - из-под земли.
Я по памяти, ( не хочу проверяться) Игорь - могу слегка приврать. Понимаете - не съели для поднятия боевого духа. А пацан похоронил - вот так, нелепо.
А во вступлении автор пишет - письмо от читателя-фронтовика получил. Такая вот история - всё по чести.
А в финальном стишке герой - как запрягся в телегу вместо лошадки - так и тянет лямку по жизни.
Вот такая была память о войне. Такая стала.
"Лошади в океане" Слуцкого тоже были в том сборнике, хотя и прилично ранее написаны... Это я в упрёк себе - от лишних упрёков.
Проверимся, Игорь - какие наши годы.
Спасибо. Не отвлекаю.

Доброе утро, Владислав
Все равно не понимаю, о чем Вы...
Вы очень общо выражаетесь, кмк
Стишок про копыта лошади, торчащие из-под земли,
я не читал. Но я и не обязан читать все примерно 20 млн стихов, которые российские авторы пишут примерно за год
Автор виршек, конечно, не Бродский, но его "копыта" вполне метафоричные, вполне грамотные. А придраться можно к кому угодно, даже к А.С.П. Как и к творчеству Слуцкого. Но применять тусовочные критерии к поэзии, извините, не мое. Я по многим параметрам объективист, стараюсь не скатываться на личности.
Я часто читаю себе вот такие строки:
За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты,- и каждый встречал Другого надменной улыбкой. Напрасно и день светозарный вставал Над этим печальным болотом; Его обитатель свой день посвящал Вину и усердным работам. Когда напивались, то в дружбе клялись, Болтали цинично и прямо. Под утро их рвало. Потом, запершись, Работали тупо и рьяно. Потом вылезали из будок, как псы, Смотрели, как море горело. И золотом каждой прохожей косы Пленялись со знанием дела. И так далее - А. Б.


...пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
Я вернулся в свой город - болотный мираж...
Ничего сложного, Игорь.
Как умереть - собаке, наверное, без разницы, но трактор от танка она отличает. А мы - тем более.
Съесть от похоронить - отличаем тоже.
А если начнём сюжеты стишков брать из Блокадной Книги - то совсем понятно станет.
Полагаете, Берггольц была не в теме этой разницы...
Однако у памяти, в поэтическом изложении, есть каноны.
Табу тоже есть. Может, теперь их и нет ,но у понимающих о войне - они есть.
А то, что Вы объективист - это утешительно.
Потому что всё большое объективное складывается из мелкого субъективного.
Поэтому Автор сложнее и значительнее своих стихов.
В идеале, ещё и интересен.
СПшную спешность... Хорошо, эту шутку беру назад.
Теперь уж точно - до свидания.
Спасибо, Игорь.

Когда Вы пишете по поводу строк "пускай я умру под забором, как пес" что мол "ничего сложного" это, полагаю, похвальба
мой опыт (вовсе не значит, что мой опыт какой-то особенный) говорит о том, что многие творческие люди плохо понимали, на что их тянет и могут ли они этой тяге соответствовать. Ну видел я немного, наверное в сотню-другую судеб это все уложится, правда, биографии изучал прилежно (тут и за 1000 перевалит).
Вообще-то, кмк, умирать как пес вовсе не обязательно
Если речь о поэте, то как он (поэт) метафорически ощущает действительность, со стороны судить трудно
надо объективно понимать личный язык поэта
это можно видеть например по Велимиру Хлебникову
и не нам навязывать строчкам собственное понимание
вот время все и расставит (расставило, в случае Хлебникова или, скажем, Блока) по пунктам
Не надо, чтобы время расставляло нас с вами на сайте поэзия.ру, это гордыня, надо просто самим писать профессионально и без лишних понтов (хотя это вот как раз непросто)
В то, что Автор, мол, сложнее своих стихов. я лично не верю. Я привык. что стихи обычно сложнее автора.
Про Берггольц не скажу, мало изучал, хотя ее лучшие стихи, конечно, читал и отчасти исследовал.
О войне как о войне
Удачи!

Дата и время: 27.05.2025, 11:13:13

Без Бродского никак. Потому что нет первых поэтов без жертвенности, способности к подвигу и полёту.
Хотя бы к поступку.
Общался он интересно. Вбросами.
Начнёт умную фразу и закончит её - и так далее...
Далее не интересно.
Бодрое утро. Спасибо, Евгений.

Дата и время: 27.05.2025, 11:20:21

Спасибо, Владислав. Я бы к Вашим тезисам добавил, что для создания культурного (в данном случае, литературного) феномена кроме яркого поступка нужна инфраструктура, которая является и средой для распространения волн нужной частоты. История Бродского - идеальный пример.

Дата и время: 27.05.2025, 11:29:09

– дауш, дауш... Бродский несомненно феномен... не имея соответствующего образования преподавать русскую литературу в американском, пусть и заштатном университете, это знаете ли...

Дата и время: 27.05.2025, 11:32:17

Просто образование советского семиклассника было на уровне американского профессора.

– дауш... превосходства советского образования не могли не признавать даже враги СССР... цитировать их заявления не стану...

Но любопытны и требования. Например, чтобы иметь право тренировать детишек в СССР, не имея профильного образования, надлежало соответствовать по двум пунктам: звание мастера спорта при наличии высшего (хоть физмат) образования.
А если гражданин с семью классами мог преподавать в университете США, значит, мог гражданин и с четырьмя классами? А, значит, и вообще без образования? Или пара классов для профессора все-таки обязательны?

– ну да, Евгений, склонные к "гуманитарным" школьным предметам, такие как, например Бродский могли, а имевшие среднее, типа Вилли Токарева, музыкальное образование рассекали нью-йоркские стриты и авеню на такси и достигали мечты таким образом, причём даже и с самозваным еврейством... :о))

Со средним советским образованием в США брали только ректором, а ректорских вакансий во времена Вилли Токарева не было. А мог бы получится передовой университет.

А мне запомнилась другая модель. Преподавать вообще мог человек, изучивший курс педагогики. А её преподавали в Университетах. Вот в сотнях институтов готовили специалистов, а чтобы они не раздували щёки была система "полноценного" разностороннего университетского образования — семь десятков университетов. После универа можно было сразу преподавать в школе. Мастером спорта тоже не нужно было быть, достаточно высокого взрослого разряда.

Все-таки курс педагогики давался не во всех вузах. Поэтому без специального образования и курса педагогики, но с высшим образованием для тренерской работы звание мастера спорта было обязательным. По крайней мере, мне так запомнилось..

Дата и время: 27.05.2025, 12:31:29

– вообще-то, мне евонное стихотворчество не катит, впрочем, как и манера авторского исполнения...

Дата и время: 27.05.2025, 12:33:18

Ну, исполнение - это другая творческая ипостась.

Дата и время: 27.05.2025, 12:39:25

–  это безусловно, Евгений, как "мастеру художественного слова" Иосифу нашему с Велюровым, например, не тягаться... но у ведь у того был автор, которому он давал таки направление... а Бродский был одиноким изгоем... варившимся в собственном соку...

Дата и время: 27.05.2025, 12:49:59

Не был Бродский изгоем. Была ленинградская тусовка, в которой он варился. Тут и Рейн, и Бобышев, и Найман, и Кушнер. Хотя, про Кушнера настаивать не буду. Но в своем соку никто никогда толком не сварился.

– Ну, уважаемый, если бы он не был изгоем (в том смысле который имел в виду я) тогда он бы стал почётным членом СП и ему не пришлось бы довариваться в буржуазном "Самоваре"... :о))

Чтобы стать членом СП в советские времена, совсем не достаточно было профессионализма и таланта. Это громоздкая процедура с утверждение членства в Москве, с характеристиками и членством в ВЛКСМ. Только вертлявый Евтушенко смог поступить в 20 лет. Но этот мог все.

Ивану Михайловичу: Евтушенко оказал честь Союзу Писателей. Кто из нонешних так напишет, а? Кто там сейчас в союзе не "вертлявые"? Всем им до Бродского и до Евтушенко, как до... Хотя, всё уже сказано...

Я человек — вот мой дворянский титул.
Я, может быть, легенда, может, быль.
Меня когда-то называли Тилем,
и до сих пор я тот же самый Тиль.

У церкви я всегда бродил в опальных
и доверяться богу не привык.
Средь верующих, то есть ненормальных,
я был нормальный, то есть еретик.

Я не хотел кому-то петь в угоду
и получать подачки от казны.
Я был нормальный — я любил свободу
и ненавидел плахи и костры.

И я шептал своей любимой — Неле
под крики жаворонка на заре:
«Как может бог спокойным быть на небе,
Пока убийцы ходят по земле?»

И я искал убийц… Я стал за бога.
Я с детства был смиренней голубиц,
но у меня теперь была забота —
казнить своими песнями убийц.

Мои дела частенько были плохи,
а вы торжествовали, подлецы,
но с шутовского колпака эпохи
слетали к чёрту, словно бубенцы.

Со мной пришлось немало повозиться,
но не попал я на сковороду,
а вельзевулы бывших инквизиций
на личном сале жарятся в аду.

Я был сражён, повешен и расстрелян,
на дыбу вздёрнут, сварен в кипятке,
но оставался тем же менестрелем,
шагающим по свету налегке.

Меня хватали вновь, искореняли.
Убийцы дело знали назубок,
как в подземельях при Эскуриале,
в концлагерях, придуманных дай бог!

Гудели печи смерти, не стихая.
Мой пепел ворошила кочерга.
Но, дымом восходя из труб Дахау,
живым я опускался на луга.

Смеясь над смертью — старой проституткой,
я на траве плясал, как дождь грибной,
с волынкою, кизиловою дудкой,
с гармошкою трёхрядной и губной.

Качаясь тяжко, чёрные от гари,
по мне звонили все колокола,
не зная, что, убитый в Бабьем Яре,
я выбрался сквозь мёртвые тела.

И, словно мои преданные гёзы,
напоминая мне о палачах,
за мною шли каштаны и берёзы,
и птицы пели на моих плечах.

Мне кое с кем хотелось расквитаться.
Не мог лежать я в пепле и золе.
Грешно в земле убитым оставаться,
пока убийцы ходят по земле!

Мне не до звёзд, не до весенней сини,
когда стучат мне чьи-то костыли,
что снова в силе те, кто доносили,
допрашивали, мучили и жгли.

Да, палачи, конечно, постарели,
но всё-таки я знаю, старый гёз, —
нет истеченья срокам преступлений,
как нет оплаты крови или слёз.

По всем асфальтам в поиске бессонном
я костылями гневно грохочу
и, всматриваясь в лица, по вагонам
на четырёх подшипниках качу.

И я ищу, ищу, не отдыхая,
ищу я и при свете, и во мгле…
Трубите, трубы грозные Дахау,
пока убийцы ходят по Земле!

И Вы из пепла мёртвого восстаньте,
укрытые расползшимся тряпьём,
задушенные женщины и старцы,
идём искать душителей, идём!

Восстаньте же, замученные дети,
среди людей ищите нелюдей,
и мантии судейские наденьте
от имени всех будущих детей!

Пускай в аду давно уже набито,
там явно не хватает «ряда лиц»,
и песней поднимаю я убитых,
и песней их зову искать убийц!

От имени Земли и всех галактик,
от имени всех вдов и матерей
я обвиняю! Кто я? Я голландец.
Я русский. Я француз. Поляк. Еврей.

Я человек — вот мой дворянский титул.
Я, может быть, легенда, может, быль.
Меня когда-то называли Тилем,
и до сих пор — я тот же самый Тиль.

И посреди двадцатого столетья
я слышу — кто-то стонет и кричит.
Чем больше я живу на белом свете,
тем больше пепла в сердце мне стучит!
1965 г.

 СОНЕТ О ЧЕСТИ...
 героям путчей и революций посвящается...
    
         – я мещанин... (А. Пушкин)
     – не раздобыть надёжной славы
   покуда кровь не пролилась... (Б. Окуджава)
  

– побег замыслив, затаясь в засаде
не думаешь при этом о плохом,
конвойного убить свободы ради,
зачтётся ли такое вам грехом?
не вор ты и не тать, не кровопийца,
что для своих делишек выждут ночь,
тот, кто свободе верен – не убийца,
но замочить тюремщика не прочь...
а как вернуть себе своё, без крови
пока не снимешь голову врагу?..
за дело чести убивать не внове,
но сам я так наверно
 не смогу...

лишить, мерзавца даже, жизни дара
прости, мне будет тяжко,
Че Гевара...

2025 / 27.05 / 17.50 :о)bg




Хорошее стихотворение

– excuse me, the first masterpiece or the next? :о))

The first. 

– благодарствую... ваще-то я и сам так подумал, но увы, стереотипы сильны... :о)))