
Когда на
экране
в атаке вы видите лошадь,
когда кувырками
её обрывается бег,
что с нею случилось –
ничуть не должно вас тревожить.
Конечно, нам важен
сидевший на ней человек.
А знаете, лошади
падать нарочно не могут.
Представьте: несётся
из полных доверчивых сил,
в галопе петля
подсекает переднюю ногу...
Но падать умело
никто лошадей не учил.
Со свёрнутой шеей
лежала она среди лета,
наверно, с обидой
в своей лошадиной душе.
Потом незаметно прошёл
человек с пистолетом...
А впрочем, не надо.
Ведь это за кадром уже.
Спасибо, Владимир. Очень искренне!
Виктор всё детство провел в военных городках. Очень любил лошадей, хорошо сидел в седле, купал их в речке. Вот и откликнулось.
Нина Гаврилина.
Мой отец рассказывал мне, ребёнку, о ночном, о лошадях. Говорил, что конь по совершенству на первом месте, а уж потом женщина. Пятью-шестью карандашными штрихами рисовал буйных коней со вспученными коротковатыми хвостами и горбатыми мордами... А я потом пытался рисовать их стихами).
Такое трогательное стихотворение! У меня слёзы на глазах. Хорошо, что в кино всё больше заменяют настоящих животных компьютерными.
Спасибо, Елена, за трогательный отклик.
Нина Гаврилина.
Я поэтому не люблю фильмов Тарковского и самого Тарковского. Элема Климова можно еще вспомнить.
Спасибо большое, Александр Владимирович.
С уважением,
Нина Гаврилина.
На съемках фильма "Андрей Рублёв" заживо сожгли корову. "Её страдальческие стенания и вопли разносились окрест, пугая не только малышей, но и взрослых.... И каждому из них хотелось броситься к корове, чтобы погасить пламя, спасти её. Но властная рука режиссера пресекала все их попытки. Живая корова, пожираемая огнём, - это жертва, принесённая на алтарь искусства кинематографии по требованию постановщика фильма". Инесса Бушуй.
Ирина, спасибо большое за понимание и поддержку.
Нина Гаврилина.
Это Климов сжег корову, Нина. А может и в "Андрее Рублеве" тоже. Я помню бегущий горящий табун лошадей. Их покупали по дешевой цене для эффектного запоминающегося зрелища - можно найти эти сведения о съемках гениального фильма, одного из тех, в котором живодерство оправдывается величием идей.
Черти со сковородками ожидают высокоидейных живодеров, я надеюсь.
Поэт Владимир Куняев в 1965 году, под впечатлением рассказа о сожженной корове, написал стихотворение
"Владимирское шоссе". Привожу отрывок:
Тишина. Воспалённый простор.
Здесь на съёмках "Андрея Рублёва"
этим летом решил режиссёр,
чтобы в кадре сгорела корова,
чтобы зритель смотрел трепеща...
И животное взглядом безвинным
вопрошало, тоскливо мыча, -
для чего обивают бензином.
А Вы, Нина, счастливая женщина. Вам посчастливилось разделить жизнь с прекрасным Поэтом и настоящим Человеком - вот так, с большой буквы.
Ирина, сама себе завидую всю жизнь. За что мне такое сокровище было дано?
Спасибо сердечное, Ирина.
А для членов его съемочной группы не перестал, они принимали в этом участие ради высокого искусства - как им казалось. А может, врали, что ради искусства, кто их поймет. Это все равно ничего не меняет.
Владимир Дьяченко в 1963 году участвовал в съемках фильма "Война и мир" режиссера Сергея Бондарчука:
"К ногам лошадей крест-накрест привязывали верёвки, а когда животное разгонялось, их затягивали. Кони сталкивались, падали и ломали ноги. Выжить после таких сцен было просто нереально. Чтобы лошади не мучались, их сразу добивали, а мясо отправляли на кухню. Ох и объелись мы тогда конины! Перед съемками лошадей приучали к шуму. Загон обкладывали взрывпакетами, сгоняли туда животных и взрывали".
Надя, об этом и читать-то страшно, а принимать участие во всех этих действах?!
Спасибо тебе, что не осталась равнодушной к этому стихотворению Виктора. Знал бы он, что его такое короткое и почти детское стихотворение вызовет такой резонанс!
С теплом,
Нина.
Ох, Нина, я вообще не понимаю, как могли разрешать такие съёмки. Цель оправдывает средства? Как можно допускать такое? Это же бесчеловечно и так жутко. И как можно после всего этого ужаса говорить о великом мастерстве режиссёра...
По мнению Николая Бурляева жестокость Тарковского по отношению к животным была оправданной, она "диктовалась художественными задачами" , так как "нужно показать жестокость, чтобы подвести зрителя к осознанию её бессмысленности". Не зря я никогда не любила этого актера.
Какая дикость! Оказывается, чтобы показать жестокость и её бессмысленность, нужно реально убить... До чего, оказывается, можно дойти, и даже объяснить во имя высокого искусства...
Помните Вронского, который срывает злобу на Фру-Фру?
А, кстати, интересно, как эту сцену снимали? Надеюсь, лошадь не погубили. Хотя, кто их знает, живодёров.
Виктор очень хороший человек.
Я тоже помню эту сцену, всё произошло на глазах Анны Карениной, как она испугалась за Вронского. В большинстве случаев лошади не выживают, я читала об этом. Никто их выхаживать не будет.
Благодарю Вас, Наталия, за доброе слово о Викторе.
Нина Гаврилина.
Прекрасное, разрывающее душу стихотворение. Комментарии - до слёз. Нет, жестокость нельзя оправдать, тем более, искусством.
Елена, моя сердечная благодарность за неравнодушие, за искренний отзыв.
А ведь Виктор написал это стихотворение, когда ему было всего 20 лет.
Нина Гаврилина.
Нина, что сказать, здесь уже всё сказано, это по своему
отметил Вознесенский - жгут для съёмок рыжую корову,
как с глазами синими солому... С весной, Вас!
Николай, спасибо большое за поддержку и поздравление с весной.
Нина Гаврилина.
Это
стихотворение было опубликовано 13 лет назад на этом сайте, но осталось почти
без внимания. Я его убрала, а потом решила поставить вновь. И не ошиблась -
такой резонанс получился. Рада за Виктора, за его умных и талантливых
читателей. Он совсем не был уверен в своих способностях, как-то раз
сказал задумчиво: "Эх, написать бы какое-нибудь хорошее
стихотворение". Екатерина, если позволите, хотела бы привести
несколько строк из статьи о Викторе, написанной одним очень хорошим человеком,
который близко знал его: "В мире нарастающего лицемерия, дутых
искусственных авторитетов и ценностей его отстранённость от этого мира,
нравственная чистота и сила духа были для многих и притягательной силой, и
путеводным камнем при выборе пути. Виктор от природы был наделён глубиной
чувств сверх всякой человеческой меры - "...но спасибо, Господь, мне
б хватило и трети всей любви и печали, наполнивших грудь." Ну
вот, не смогла удержаться, чтобы не похвалить его.
Екатерина, я очень рада видеть Вас на странице Виктора. Спасибо за доброе слово
о стихотворении. Вас также поздравляю с праздником! И лучших
весенних пожеланий!
Нина Гаврилина.
Благодарю сердечно, уважаемый Александр Владимирович!
Нина.
Дорогая Екатерина, спасибо большое. Жаль, что ему довелось общаться с авторами и читателями в Интернете только один год, с 2008 по 2009. А он так мечтал, чтобы его услышали. Он говорил, что стихи это не красиво сложенные строки, надо что-то главное сказать людям.
Нина.
Фильм, конечно, нравится, но разбирать его я не думал.
"... ни из чего нельзя творить кумиры" - как сказал один восточный философ: "Никому не верь, даже мне". В фильме Место встречи... Высоцкий подбрасывает кошелек Кирпичу... что, из-за этого поступка его ненавидеть? Ведь не он сам подбросил, а его персонаж, но это так, для примера. В целом, Вы правы, человечность - прежде всего.
ЗдОрово!
С уважением, В.