
Стихи Иосифа Бродского – не самое простое чтение даже для искушенного читателя. Существует масса литературоведческих исследований творчества поэта, аналитических статей, касающихся самых разных его стихотворений. Источник не иссякнет.
Попробуем прочесть одно из библейских стихотворений Бродского, которое лично у меня каждый раз, когда я к нему возвращаюсь, вызывает мурашки по коже и ком в горле. Отчего так происходит, что за сила слова, или, может быть, Слова, сокрыта в этом не слишком, на первый взгляд, замысловатом, обусловленном небольшим библейским сюжетом стихотворении.
Сретение
Анне Ахматовой
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
16 февраля 1972 [Бродский, 1992]
Стихов на библейские темы у Бродского не так много. Это – «Исаак и Авраам», на ветхозаветный сюжет, это – Рождественский цикл, начиная с совершенно гениального «Рождественского романса», написанного поэтом в 21 год, и далее стихи, которые писались к празднику Рождества из года в год с небольшим перерывом, заканчивая «Бегством в Египет» в 1995 году, незадолго до смерти поэта. И это – «Сретение». В июне 1972 года он покинет Родину, а в феврале пишет стихотворение. Он доверяется библейскому сюжету, описывая обряд посвящения младенца Иисуса – Богу на сороковой день после Рождества. И практически цитирует Новый завет (Лк.2:29-32), передавая слова Старца Симеона Богоприимца, которому было пророчество от Ангела, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, - обозначив таким образом важную для Христианства веху – Сретение – встречу человечества с Богом, событие, которое по сути знаменует наступление эры Христианства и Нового Завета.
В срединных строфах стихотворения Симеон, провидя будущее Божьего Сына, пророчествует уже сам, опять же согласно Евангелию (Лк.2 34-35), и его слова здесь, в сердце стихотворения, отделяют первую, сюжетную часть стихотворения, от второй, которая, отойдя от цитирования, вся целиком посвящена уходу Старца.
Мы рассмотрели, о чем написано это стихотворение, теперь давайте попробуем разобраться, как оно написано, - какими средствами автор достигает воздействия на читателя, побуждая его остановиться среди житейской суеты и заглянуть в Вечность?
Стихи написаны четырехстопным амфибрахием со смежной рифмовкой. Размер достаточно редкий в творчестве Бродского, который выбирал для своей интеллектуальной философской поэзии не отвлекающий от смысла пятистопный ямб, в более поздний период предпочитая для той же цели дольник. Трехсложным размером написано и близкое по времени написания к «Сретению» – стихотворение «24 декабря 1971 года»:
«В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка…» [Бродский, 1990].
А в декабре 1972 года, уже покинув родину, поэт отражает дольником свое изменившееся мироощущение:
«Сердце скачет, как белка, в хворосте ребер.
И горло поет о возрасте.
Это — уже старение.
Старение! Здравствуй, мое старение!
Крови медленное струение…» [там же].
Стихотворение так и названо: «1972 год», ставший для Бродского, по-видимому, во многом переломным.
«Сретение» стихи хотя и выделяющиеся в поэтике Бродского, в первую очередь тем, что они подчинены Евангельскому сюжету, который, в свою очередь обуславливает соответствующую лексику, церковную, устаревшую и возвышенную: ведать, поведано, свершилось, реченное, рамены, человеки, одежды, чело, твердь, дотоле... В стихотворении нет и характерного для поэта стилистического смешения возвышенной лексики с разговорной, заниженной. Тем не менее, поэтический голос его вполне узнаваем. Здесь это излюбленные автором анжамбеманы и инверсии, последних, впрочем, не слишком много, но при этом довольно значимых; не брезгует Бродский и повторами.
Давайте посмотрим, как это работает:
Буквально с первой строки мы встречаемся с переносом очень значимого в этих стихах слова – «Дитя», и в следующей строке – слова «люди». Оба эти слова выделены междустрочной паузой с одной стороны и повтором. Повтор здесь выглядит некоторой даже небрежностью поэта: «находились» - «находившихся», и может быть оправдан, наверное, только именно этой целью – выделить два семантически значимых для стихотворения слова, обозначающих основную идею стихотворения – встречу Сына Божьего и человечества. В следующей строфе мы видим аналогичный анжамбеман, выделяющий и сближающий таким образом Мать и Дитя, что поддерживается тут же явленным образом, или даже, точнее сказать, Образом. Потому что фраза «три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама» изображает некое подобие иконы, еле видимой «в сумраке храма». Но далее образ разворачивается, словно складень, и храм представляется лесом, который, «сумев распластаться», укрывает нашу троицу и «от взоров людей и от взоров небес», все это, несомненно, чтобы выделить, высветлить то, что открывается нам в центре воображаемой иконы. Не укрыт от взора Неба Младенец, «случайный» луч падает Ему на темя (инверсия в этой части предложения: «на темя случайным лучом
свет падал Младенцу», передвигающая значимое слово в конец предложения, также высветляет его для читателя). Далее в стихотворении этот луч образует сияние вокруг головы, подразумевая Нимб вокруг Спасителя на нашей «иконе», - источник Истинного Света, всепроникающей Божественной благодати.
Далее идет очень поэтичное переложение Евангельских строк, и здесь выделяется перенос между строфами, который создает довольно значимую паузу: «И старец промолвил: «Сегодня…». В сочетании с вышеупомянутой «смертной тьмой», это необыкновенно ярко подчеркивает: пророчество свершается – здесь и сейчас. Не случаен и анжамбеман в следующей строфе, пауза, разрывающая к тому же явно неслучайно инверсированное словосочетание: «света // источник», что обозначает и выделяет сквозной образ стихотворения: Сына Господня, как Светильника. Далее следует еще один поэтичный образ, отделяющий явленное пророчество от провидения Старца: эхо слов кружит под сводами храма подобно птице, что вероятно символизирует здесь Святого Духа, снизошедшего на Симеона и дарующего Старцу Дар пророчества, в котором Святой Симеон вещает об ожидающей Сына Божия искупительной жертве и победе Его над смертью…
Все дальнейшее, скрупулезностью и виртуозностью описания наводит на мысль, что для поэта именно оно было более значимым в плане размышления на тему, занимающую его на протяжении всего творчества, тему смерти и поиска какого-то прозрения для себя в ней. Вспомним Нобелевскую речь Бродского: «Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и дальше, может быть, чем он сам бы желал» [Бродский, 1997].
Итак, Старец, исполнив предначертанное, уходит. Он идет умирать, и поэт посвящает этому уходу 7 строф из 18 в стихотворении. Что примечательного в этом описании? Опять же с помощью анжамбемана поэт акцентирует внимание читателя, если не сказать зрителя, на обозначенной перспективе «картинки»: «Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле…». Строка после паузы, обозначенной переносом, уточняет «для двух этих женщин», но поздно, «картинка» уже проявилась. Далее несколькими штрихами рисуется характер Старца перед лицом смерти: «он шел молча» «поступь была стариковски тверда». Словно в замедленной съемке, мы видим буквально каждый его шаг, каждое мгновенье его пути, поэт, чтобы создать такой эффект, прорисовывает каждую деталь,: «он шаг придержал свой немного», «И дверь приближалась», «Одежд и чела уж ветер коснулся», - можно прямо-таки увидеть, как они колышутся, услышать приближающийся у выхода «шум жизни за стенами храма». Дальше идут нагнетающие трагическое напряжение повторы: «Он шел умирать», «Он шагнул», ярче и глубже рисуются обстоятельства этого неумолимого движения: «глухонемые владения смерти» - точный и емкий эпитет «глухонемые владения». Кульминацией этого движения: «Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук» - тонко и точно обозначившей неуловимый переход Святого в Иное, нездешнее, неведомое. Описание обрывается, мы не знаем, что ждет нас за тем порогом… Но поэт прозревает: там, в этой «черной тьме» теперь, после явления человеку Мессии, как никогда дотоле, душа человеческая не одинока, с ней образ Сына Божьего, дарующий надежду, дарующий Свет, чудесным образом меняющий перспективу: «Светильник светил, и тропа расширялась». И мы видим, вместе с поэтом мы чувствуем и проживаем это откровение, в котором нуждается и которого жаждет каждая человеческая душа.
Так поэт, обратясь к библейскому сюжету, посредством своего Дара от Бога, поэтического мастерства, ищет и находит ответы на волнующие его вопросы о сущности бытия, пути человеческой души.
Список литературы:
1. Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
2. Иосиф Бродский. Неизданное в России. "Звезда". 1997. № L С. 3–4
3. Сочинения Иосифа Бродского. Пушкинский фонд. Санкт-Петербург, 1992.
Ида, большое спасибо! это мой первый давнишний опыт подобного рода, для конкурса, никуда не вышедший :) очень интересно было погрузиться в тему, очень рада разделить любовь!
Спасибо, Алёна. С интересом прочла Ваш анализ стихотворения Бродского, которое и у меня вызывает мурашки по коже = настолько всё зримо и реально ощущается.
Надежда, большое спасибо!
замахнулась, как говорится, на наше все :)
стихотворение на самом деле стоит особняком, согласна с Вами, очень зримое и ощутимое, особый эффект присутствия, где-то прочла, что автор здесь представляет себя будто бы в роли Иосифа... похоже на это!
Алёна, замечательно! И сама идея прекрасная. Пока читала, тоже подзаразилась) Может, потому что люблю Бродского, а может, потому что он сам по себе могуч и вовлекает) не спрашивая)
Екатерина, большое спасибо,
согласна, Бродский никого не оставляет равнодушным! кроме того, взять любое его стихотворение, и это будет мастер-класс для любого, так мне кажется.
п.с. уважаемому Марку Борисовичу к сожалению не могу ответить, но и ему мои благодарности!
уважаемый Александр Владимирович, Вы хотите сказать, что Бродский оставил Вас равнодушным, или отказываете ему в мастерстве? спасибо,
Что я от Бродского не в восторге - это ничего не значит, это дело моего вкуса. Но что любой его опус - мастер-класс для любого (где у нас любой?) - это уже преувеличение.
– нас с профессором не назвать единоверцами, но если бы я не слышал, как И.Б. читает свои шедевры, у меня возможно сложилось о нём другое представление...
можно провести следственный эксперимент:
Вы, уважаемый Александр Владимирович, выбираете какой-нибудь (не очень большой) текст Бродского и отмечаете то, что Вы считаете недостатками (числом 3, например), а я попробую найти столько же достоинств на мой взгляд. а Иван Михалыч будет судией.
почему же я не могу иметь своего мнения, уважаемый профессор?
в отдельном комментарии приведу первое попавшееся стихотворение Бродского, если Вы не захотите высказаться, приглашаю желающих отметить достоинства или недостатки текста, на свой вкус, от одного до трех. спасибо,
Там города стоят, как двинутые рюхой...
Двинутые, а не выбитые...
"Города" - поле, где ставятся фигуры...
Промашка вышла...
– милы ему видите-ли ворюги с кровопийцами, но ворюги таки милее... :о\
Там хмурые леса стоят в своей рванине.
>Серьезно? Именно хмурые и в рванине?
да, я помню Вашу любовь к Пятой годовщине, уважаемый Александр Владимирович. насквозь ироничной, но ирония эта горькая. и там еще все было мягко сказано. полагаю, Вы жили просто в какой-то другой стране, не в той, очевидно, где крестьяне получали трудодни в советском крепостном праве без прав и паспортов, где младенцев с роддома упеленывали по стойке смирно и только недавно появилась туалетная бумага; где была одна рыба -- селедка, и то по четвергам, мандарины -- только в новый год, а мясо в большой очереди с утра, где вырезка уплывала через заднюю дверь, а хорошие вещи доставались по знакомству, и устроиться на хорошее месте можно было по блату, а лучшие больнички и санатории были партийные. где закрывались и взрывались храмы и т.п. и все это называлось: свобода, равенство и братство. да?
извините за лирическое отступление :)
Вы умеете быть любезным, уважаемый профессор :)
примерно так и было: мама работала акушеркой, папа инженером, летом мы ездили на запорожце в деревню к родне, по дороге заезжали в Белоруссию и там мама мне покупала платьица, или шила сама из веселенького ситчика, вязала... но про колбасные электрички рассказывать не буду. и про 10 лет за строчки:
Молиться можешь ты свободно,
Так неожиданно, Александр Владимирович... Очень надеюсь, что расправы по подозрению в нелояльности не последует)
Извините, Екатерина Григорьевна, не понял Вашей глубоко скрытой мысли. Что неожиданно? Чьей нелояльности? Расправы от кого?
Какой Вы эгоцентрист, Александр Владимирович. Мне нет никакого дела до Солженицина. Я Вашей реакции немного боялась, в этом смысле)
«Эта тотальность гонений должна была создать для верующих атмосферу отвержения, культурной изоляции, в которой они чувствовали бы себя гражданами второго сорта, изгоями общества, недостойными вместе со всем народом войти в светлое будущее. Одна советская поэтесса писала в те годы: „Молиться можешь ты свободно, но так, чтоб слышал Бог один“», — отметил историк Владимир Степанов...
Степанов пишет о хрущевской антирелигиозной кампании конца 50-х - начала 60-х годов, которая продолжила сталинские гонения на религию 30-х годов.
не хотите религиозных дискуссий, как Вам такой привет от Сталина, уважаемый профессор:
Предвидя перспективу критики концепции построения социализма в одной стране, по указанию Сталина в уголовное законодательство был введён специальный литерный состав — «Неверие в возможность построения социализма в одной стране», стандартным наказанием за которое было 10 лет в советских концлагерях[45] (хотя были случаи когда за «неверие» получали по 15 лет,[46] а нередко и вовсе расстрел[47]). Под такого рода «криминал» подводился любой поступок, любое высказывание, даже формально не имевшее к нему отношения[48].
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%BE%D...
это о 58 статье УК РСФСР, которая была отменена только в 1961 году...
к сожалению, обо всех этих прелестях большинство обычных людей не знали и не слышали. увы.
большинство людей просто жили своей жизнью, точнее сказать выживали. поскольку иного им никто не предлагал...
и Вы, уважаемый профессор, забываете о том, что 4 миллиона репрессированных были впоследствии реабилитированы.
Вы не сталинист, но поддерживаете строй, систему, которая унаследовала от Сталина не только идею и лозунги, но и орудия и методы власти. об этом говорит и вышеупомянутая антирелигиозная кампания Хрущева, и то, что 58 статью отменили только в 61 году (через 8 лет после смерти Сталина), и статья в новом УК 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства» обещающая три года), и то, что так называемая оттепель была лишь лицемерной подачкой народу, поскольку партия, заботившаяся о своем авторитете объявила, что главной жертвой репрессий была она (а не крестьяне, у которых в процессе раскулачивания в одночасье отняли все, переселенные народы, врачи, верующие, священники и т.д.) и такая т.з. сохранялась до начала 90-х (см. Реабилитация жертв политических репрессий в СССР – РФ).. вот и получается, что для Софьи Власьевны важнее было сохранить лицо, лозунги, декорации -- задник, как выразился И. Б., нежели человеческие жизни, "актеров", незаметно исчезающих со сцены
о чем поэт знал наверняка, хотя бы со слов А. А, да и из собственного опыта.
вот и получается, уважаемый профессор, что Вы называете неудачными у Бродского строчки без учета подтекста, не вполне владея темой.
Мадам, я очень хорошо владею информацией, но не той, которая питает Ваш интеллект.
Я не сталинист, но и не антисоветчик.
Про театр и задник Вам лично дух Бродского поведал на спиритическом сеансе? А вазы в Эрмитаже тоже следует толковать аллегорически? С Вас станется.
Вот именно советская власть очень многое предлагала людям, в частности - Шолохова, Твардовского, Шостаковича, Довженко, Товстоногова, Эфроса. И незачем было ее уничтожать ради возможности наслаждаться Бердяевым, Солженицыным и "Доктором Живаго".
...Солженицыным, Булгаковым, Дудинцевым, Замятиным, Зощенко, Уэллсом, Оруэллом, Хемингуэем, Платоновым, Гинзбург и т.д.
так и Солженицына опубликовали в 89-м, и Доктора Живаго в 88-м.. а Вы говорили о запрещении?
извините, не поняла.
а если книги этих писателей были изданы в конце 80-х, а до этого много лет запрещали печать, осуждали, травили (как того же Зощенко за повесть "Перед восходом солнца" или Пильняка, или Бабеля), преследовали, изымали тиражи (как издание Ахматовой), подвергали сокращениям и цензуре (как Уэллса и Булгакова), то по-Вашему мнению, уважаемый профессор, ими позволила наслаждаться советская власть. блестящая логика.
можно подумать, Шолохова с Твардовским зачитали до дыр...
Купите губозакатную машину.
-- полагаю, это для Вани. Вы очень любезны, уважаемый профессор, Ваня Вам премного благодарен.
в 92 году вышла книжечка "Великий канцлер" М. Булгакова: "В нее вошла первая полная рукописная редакция "романа о дьяволе" -- "Великий канцлер" и другие черновые варианты. Почти все материалы публикуются впервые" -- жаль только, сильно обтрепалась за 33 года.
что ж, разлюбезный наш профессор, не смею более колебать Вашу святую веру в социализьм.
Алёна, просто замечательно! Разделяю с Вами любовь к творчеству Бродского и его поэтической личности. "Рождественский романс" тоже особенно выделяю, совершенно гениальная вещь. И Ваш анализ "Сретения" впечатляет. Спасибо.