Светлана Ефимова. Музей имени Павлика Морозова

Дата: 03-11-2023 | 10:27:06

Image


НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В НАЧАЛО XX ВЕКА

      Нынешнее молодое поколение, вероятно, имеет довольно смутное представление о том, кто такой Павлик Морозов. Для них, а также для всех забывчивых – небольшая историческая справка.

Павлик Морозов родился 14 ноября в селе Герасимовка и был старшим из пятерых детей. В 1931 году его отец, Трофим Сергеевич, был арестован, а в феврале 1932 года осужден за выдачу поддельных документов спецпереселенцам. Павлик дал показания на предварительном следствии, впрочем, как и другие свидетели...


На самом деле, в обвинительном заключении по делу об убийстве Морозовых следователем Елизаром Васильевичем Шепелевым было записано, что «Павел Морозов подал заявление в следственные органы 25-го ноября 1931 года». В интервью журналисту Веронике Кононенко и старшему советнику юстиции Игорю Титову Шепелев сказал:
«Не могу понять, с какой стати я всё это написал, в деле нет никаких подтверждений, что мальчик обращался в следственные органы и что именно за это его убили. Наверно, я имел в виду, что Павел дал показания в суде, когда судили Трофима...Выходит, из-за моих неточно написанных слов мальчишку теперь обвиняют в доносительстве?! Но разве помогать следствию или выступать свидетелем в суде – преступление? И можно ли из-за одной фразы в чём-либо обвинять человека?».

3 сентября 1932 г. Павлик и его младший брат Федя отправились в лес за ягодами и позже были найдены мертвыми с ножевыми ранениями. Решением Уральского областного суда в убийстве Павла Морозова и его брата Фёдора признаны виновными их дед Сергей (отец Трофима Морозова) и 19-летний двоюродный брат Данила, а также бабушка Ксения (как соучастница) и Арсений Кулуканов, приходившийся мальчикам дядей.



МУЗЕЙ – ЭТО ИСТОРИЯ, А ИСТОРИЮ НЕ ВЫБИРАЮТ...

        Наши беседы с Н.И. Купрацевич продолжаются, и речь сегодня пойдет о герасимовском музее имени Павлика Морозова.
        «После того, что увидела (в 2004 г. – прим. автора), надо было  завязать глаза и бежать на все четыре стороны, а я посмотрела и сказала: «Буду работать».
А увидела ни много, ни мало – полное разорение. Вот что Нина Ивановна пишет в своих воспоминаниях: «Экспозиция в залах отсутствует, вместо неё: горы из сорванных планшетов, подиумов, стекла, картона, металла – всё вперемешку с экспонатами... В избе, среди пола такая же свалка... От выставочного павильона, сданного в своё время под ключ (помню, огромный высокий зал, за стеклянной стеной – кабинет директора музея: отделка качественная, кругом кафель, линолеум...) осталась только коробка из кирпича, без окон, дверей и крыши...»
        По словам моей собеседницы, вышестоящим начальством перед ней ставилась задача перепрофилирования музея им. Павлика Морозова в музей коллективизации, это являлось одним из условий выделения американским благотворительным фондом Д. Сороса приличной денежной суммы, реализованной на собирательскую работу ещё до того момента, как Нина Ивановна была приглашена в качестве директора. Требовали законсервировать всю разруху, оставить памятники на месте захоронения и на месте гибели братьев Морозовых в том виде, какими они стали после надругательства вандалов – за исполнением данного пункта следило ЕО «Мемориал».

- Сорос для чего деньги давал? – считаю, предпринимались все усилия для подрыва устоев государства, искажения российской истории вообще, так и в нашем конкретном случае в частности. Музей коллективизации? – ладно, я не противилась, но делала свое дело. С Татьяной Борисовной Кузнецовой мы потихоньку всё восстанавливали, и когда представитель «Мемориала» приехала и увидела это, возмутилась: «Прекратите!»  

Смотрю, начальство её слушает, но молчит, а к нам только одно требование: не упоминайте имя Павлика Морозова, – поняла, что мне предоставлена свобода действий. Спасибо им за молчаливую поддержку.

        Обладая предыдущим опытом работы в герасимовском музее (1967 –1972гг.), Нина Ивановна начала проводить изыскательские действия, находить потомков переселенцев из Владимировки, Тонкой Гривки, Кулуховки с целью создания экспозиции истории района и деревни Герасимовки.

 

- Во-первых, считала и считаю – сделать музей коллективизации по ряду причин просто невозможно, а вот экспозицию по истории района и Герасимовки – очень даже реально. Во-вторых, музей должен носить имя Павлика Морозова, не из-за каких-то его личностных качеств – это имя неразрывно связано с определенной исторической эпохой, имя  ребенка, которого и возвеличили, а впоследствии и оболгали взрослые, должно постоянно напоминать нам о недопустимости вовлечения детей в наши междоусобные разбирательства и тем более – политические игры.

- Нина Ивановна, что представляет из себя музей сегодня?

- Главное двухэтажное здание музея – дом, построенный Даниилом Андреевичем Пилипенко, раскулаченным в 30-е годы и вскоре, в возрасте 77 лет, расстрелянным. Дом отдали под школу и сельский совет. В настоящее время на втором этаже – мемориальный класс, где учился Павлик, его братья и вся деревенская детвора: парты, доска, счеты, карта полушарий 1926 года – артефакты, принадлежащие началу двадцатого века, небольшое пространство в классе выделено под пионерскую атрибутику. В одной из комнат первого этажа экспонируется выставка по истории заселения края, посвященная переселенцам-самоходам: здесь представлены фотографии, предметы быта, домашняя утварь, орудия труда, с которыми они  прибыли в Герасимовку. В дальнейшем планируем  выставку обновить, обогатить родословными, которые мы составили в процессе собирательской работы. Архивы нам открыли, что первые переселенцы на место, где в 1908 году будет зарегистрирован Герасимовский участок, прибыли в 1899 году – это семьи Гаврила Пуляшко, Якова Анущенко – нам очень хотелось бы встретиться с их потомками!
Герасимовский участок состоял из 186 долей по 15 десятин каждая.  Своё название – по одной из версий – он получил по имени переселенца Сакова Герасима Фёдоровича, который в первый и последующие годы избирался сельским старостой. По архивным документам, в 1915 году зафиксирована торговля лесом с Герасимовского участка Вардропперу (строительство судоверфи), в 1917 году крестьяне сельского общества, состоящего из шестидесяти трёх дворов, единогласно постановили продать предпринимателю Туполеву пашенных полей, необходимых для расчистки места под сенокосы – две тысячи /2000/ пней соснового леса... К новому месту «прирастали корнями», обустраивались...

Согласно рассказам Н.И. Купрацевич, во втором зале находится экспозиция «Вставай, страна огромная!» – дань памяти землякам-участникам Великой Отечественной войны, важная её часть показана под лозунгом «Тыл – фронту». Третья комната (второй этаж) – «Без вины виноватые» посвящена раскулаченным и их семьям. Здесь показывается прежняя жизнь и быт крестьян, при входе висит список всех раскулаченных семей Герасимовского сельского совета. Особенно трепетное отношение вызывает тема «Царские дети, крестьянские дети», дети – жертвы серьёзных государственных политических событий.
В мемориальный комплекс входит так же крестьянское подворье, обелиск на месте дома семьи Морозовых, обелиски на месте гибели братьев и могила Павлика и Феди Морозовых в центре деревни.
       Нина Ивановна напомнила, что могилу детей Морозовых перенесли с погоста в 1937 году «заботливые» почитатели, а современный памятник работы скульптора Петра Сажина на ней был установлен в 1954 году. Пока Павлика Морозова считали героем, у памятника  зимой чистили снег, летом сажали цветы, когда признали доносчиком – забыли...Однако, рассуждая о времени, когда люди позволили допустить варварство по отношению, пусть не к историческому памятнику, а просто к детской могиле, надо сказать, что происходило это в переломный для страны период перестройки – девяностые-нулевые... Тогда много что было разрушено, в том числе перестал существовать колхоз в Герасимовке; жители деревни, как и все население огромного, распадающегося на части Советского Союза, оказавшись на грани нищеты, были растеряны и, пожалуй, озлоблены на всех и вся. Это не нелюбовь односельчан к Павлику Морозову или к памяти о нем, а равнодушие ко всему, что не помогает выжить в затянувшихся экстремальных условиях существования.
 
- 2 июня 2015 года исполнилось одиннадцать лет, как я согласилась на должность директора музея имени Павлика Морозова, но, конечно, опять переоценила свои возможности, – говорит Н.И.Купрацевич.


- Почему вы так считаете?

- Работы непочатый край, мы постарались сделать, что в наших силах. Когда 29 июля 2004 года, собрав на сельский сход около ста человек, – необходимо было знать мнение герасимовцев, как они относятся к идее возрождения музея, – мы заручились поддержкой жителей деревни, то приступили к поэтапному восстановлению зданий, экспозиций и обелисков, а уже в 2012 году, к 80-й годовщине со дня гибели братьев Морозовых, на могиле  установили мраморные надгробия: Морозов Павел Трофимович 14.11.18г. - 03.09.32г., Морозов Федор Трофимович 22.07.23-03.09.32г....


      Но видится и будущая экспозиция музея: огромный пласт истории по заселению Тавдинского края в конце XIX – начале XX веков, переселенцы белорусы-самоходы в годы Столыпинской реформы. В настоящее время музей занимается комплектованием фондов по этой теме – семейные фото, сопроводительные документы, воспоминания... Переселение на Урал семьи Морозовых, Великая Отечественная война -- «Вставай, страна огромная!», коллективизация и раскулачивание -- «Без вины виноватые» – темы, над которыми мы продолжаем работу, в том числе в архивах Тавды, Ирбита, Екатеринбурга ... Есть интересные находки, например, о заявлении Трофима Сергеевича Морозова в Тавдинский РИК от 1930 г. с просьбой освободить его от занимаемой должности мы уже знали и имели текст, благодаря краеведу В.А.Кучину. А вот сделать фотокопию этого заявления нам самим удалось в ирбитском архиве. Перед нами – почерк Трофима Сергеевича, его малограмотность, сомнения... В настоящее время ведем поиск данных Сергея Сергеевича Морозова, дедушки Павлика: нам известно, когда и откуда он с семьёй переселился на герасимовский участок, но что это был за человек? Вызывает сомнение предлагаемая, навязываемая художественной литературой биография Сергея Сергеевича. Архивы Витебска, Санкт-Петербурга, Москвы, куда мы обратились, пока тайны нам не раскрыли...
Ещё одна задача – предстоит нелегкая линия – вернуть музею статус филиала, только тогда начнут полноценно решаться все проблемы, связанные с ремонтом, а также кадровые, оформительские вопросы...

По словам Нины Ивановны, сегодня важнейшим моментом в работе является восстановление исторической справедливости. Музей пионера-героя в советское время – это известность, списание колхозного долга, первая асфальтированная дорога, двухэтажная школа, строительство новых жилых домов... и вдруг общественное сознание поворачивается с точностью до наоборот: не того славили, простите, ошиблись?

- Проводя экскурсии, я пытаюсь объяснить посетителям музея, что тринадцатилетний ребенок ни в чем не виноват, и когда в книге отзывов посетители пишут: «Нам не стыдно теперь за Павлика Морозова» – это главное, чего я добиваюсь.

Сегодня Нина Ивановна Купрацевич, директор музея, и Марина Валерьевна Изымбаева, хранитель фондов и экскурсовод, продолжают свою просветительскую работу:
- Мы готовы проводить экскурсии, в герасимовском мемориальном комплексе есть что показать и о чем рассказать. Огромное желание, чтобы земляки-тавдинцы проявили интерес к истории родного края, особенно к таким знаковым местам, как наш музей.


КТО К НАМ ТОЛЬКО НЕ ПРИЕЗЖАЛ!

- Насколько я знаю, в Герасимовку не один раз приезжали представители разных СМИ, и не только российские. Расскажите, пожалуйста, с какой целью все они к нам едут?

- За время моей работы в музее, кто только к нам не приезжал! Первой в конце 2004 года приехала съемочная группа областного НТВ, корреспондент Инна Осипова – на всю жизнь запомнила. Еще и текст не лепился как следует, и перед камерой не умею держаться, артистка разве?! С моей версией о невиновности ребенка корреспондент согласилась, неудачные кадры обещала вырезать, но материал в эфир подала так, каким, видимо, был заказ, и, когда его показали по телевидению, я слегла...
В 2007 г. появились голландцы, в частном порядке, но с аппаратурой. С ними была переводчик, которая переводила то, что ей было понятно. Русская, но по виду из когорты равнодушных, которых история родной страны совершенно не волнует. Повела я их на место гибели братьев Морозовых – идут эти верзилы, огромные, по лесным тропиночкам, идут и шутят, покрикивают, вызывая: «Павлик! Павлик!». У них другой менталитет, им не нужна наша история, им надо, чтобы клубничка была... Какой материал они там, у себя на родине, дали, мы не знаем. Для них путешествие в Герасимовку – игра, приключение. Мы, работники музея, настолько были удручены их, ничем не оправданным весельем и скабрезными шутками, что, многое переосмыслив, высказали в отделе культуры предложение ввести на посещение музея для подобных «экскурсантов» специальную плату.
В сентябре 2008 года вместе со съёмочной группой приезжал в Герасимовку наш земляк (с. Кошуки) Евгений Григорьев, ныне известный режиссёр документального кино и театра, член Союза кинематографистов России. Снимали «виртуальные декорации» для спектакля (на специально сконструированную шестикамерную установку. Пьеса «Павлик – мой Бог» в 2009 году была номинирована на театральную премию «Золотая маска», а в 2011 году получила Гран-при «Коляда-plays» – прим. автора).
Приезжал Алексей Пивоваров, центральное НТВ: в 2012 году на экраны ЦТ вышел его документальный фильм «Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных», в котором есть несколько кадров и о нашей глубинке.
Примерно в 2008-2009г. побывал у нас Максим Гладкий, корреспондент центрального НТВ, программа «Скандалы, интриги, расследования». Если люди едут издалека, направляю их через Тюмень, настоятельно предупреждаю: «Вы только в Нижнюю Тавду не попадите», всех принимаю одинаково уважительно и корректно. И вот стоит передо мной высоченный Максим Гладкий, а я пытаюсь понять, с чем он приехал, позитив или негатив от него будет. В процессе общения он рассказал, что со съемочной группой побывал в Алупке – Крым в то время ещё считался украинской территорией – в доме, где жила Татьяна Семёновна Морозова. Пока пытались найти других родственников Морозовых, наслушались множество нелицеприятных историй о матери Павлика, переселившейся на юг в 1934 году при активном участии в её судьбе Надежды Крупской, жены Владимира Ильича Ленина. Я пыталась ему разъяснить, как могли возникнуть подобные негативные истории про Татьяну Семёновну, рассказывала о герасимовской трагедии. Во второй день съемки проходили возле музея леса: «Знаете, Нина Ивановна. я сейчас вас буду снимать, а вы идите и говорите все, что хотите...» Прошло некоторое время, и, когда по телевидению я увидела  материал, облегченно вздохнула: «Позитив. Значит, сумела доказать. Умница Максим, думающий», набрала его номер: «Максим, спасибо Вам». Снимая конфликтные программы, он, конечно, такой реакции не ожидал, -- молчание, а потом отвечает: «Вы первая за всю мою деятельность, которая благодарит за материал».

- Предпринимались ли попытки ещё кем-нибудь «из центра» осветить тему культовой фигуры пионера-героя советского времени?

- Состоялись долгие телефонные разговоры с неким господином ли, товарищем ли –  А. Хоце, членом редакционной коллегии «РП»: «Мы хотим дать материал в журнал «Пионер» о Павлике Морозове, вышлем вам деньги, пожалуйста, на эти деньги сфотографируйте все памятные места. Фото памятника мы поместим на обложку журнала и подпишем «Безумству храбрых поём мы славу», о Зое Космодемьянской тоже дали материал, высылаем вам посылку с журналами». В процессе разговоре стала понимать, что его позиция – славить Павлика, и мы начали дискутировать. Пришло извещение на денежный перевод, говорю: «Вы извините меня, пожалуйста, я вам фотографии высылать не буду, деньги вам возвращаю, дайте адрес». Следом идёт посылка с журналами, спрашиваю: «Можно хоть один журнал взять?» – «Нет, нельзя». И эту посылку, не получив, я так же отправляю обратно.
2013 год. Вдруг опять звонок из Москвы, приятный мужской голос говорит: «Нина Ивановна, моё имя Филимонов Дмитрий, я получаю командировку к вам, в Герасимовку. Материал должен быть о вас». Надеялась убедить его написать статью не обо мне, а о герасимовской трагедии, не получилось. Удар был сильным, но ничего... выжила.

Не долго раздумывая, я нашла и прочитала статью Д. Филимонова в соцсетях. Поразила меня и сама статья, и один из комментариев к ней: «Это всё печально. В таких точках одна отдушина – пьянка, да Павка знаменитый. Бедные люди». Эта фраза сподвигла меня к размышлениям: что знают о жизни глубинки там, в Москве, если россиянка отзывается о нас как о населенцах далекой, отстающей в своем развитии от всего прогрессивного мира, недоцивилизации? Грустно...

- Нина Ивановна, посещали ли мемориальный комплекс представители каких-либо областных властных структур?

- Я все время жду областников. Побывал у нас А.А. Капустин, начальник управления архивами Свердловской области. Когда он увидел, что в музее имеются выписки из Книги Памяти жертв политических репрессий Свердловской области – тут же многотомник данной книги подарил нашему музею. Совместными усилиями мы планируем организацию и проведение дебатов относительно имени Павлика Морозова: Александр Александрович обещал пригласить в наш музей кандидата исторических наук, чтобы в кругу тавдинских краеведов, историков, мы смогли попытаться дать правильную оценку событиям 30-х годов XX века, происходившим на территории нашего округа. Задуманное осуществить пока не получается, но будем верить, что такая встреча все-таки состоится.
Посетили наш музей Алексей Петрович Воробьёв, Председатель Правительства Свердловской области, Татьяна Георгиевна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, руководители многих областных музеев...
Будучи Министром культуры Свердловской области, приезжал в Тавду Алексей Феликсович Бадаев. Ему показали герасимовский музей. Когда я вела экскурсию, -- наблюдала полное отсутствие каких-либо эмоций на его молодом равнодушном лице, но потом он дал интервью телекомпании «Студия-Тавда- видео», в «Обзоре» я услышала, что он сказал: «Вы знаете, я пришел в этот музей, думал, здесь славят Павлика, нет, тут другая история...». Прошло два года, мы с ним встретились в ДК им. Ленина (принимал участие в очередном совещании), он меня узнал и вдруг говорит: «Нина Ивановна, я хочу свою дочь к вам привезти, показать ей музей Павлика Морозова». Вот это награда! – мне было очень приятно такое услышать.

- Нынешний Министр культуры Свердловской области ваш музей жалует?

- Павел Владимирович Креков пока у нас не был и никак к нам не относится, но, надеюсь, он найдет время, чтобы познакомиться с музейным комплексом в деревне Герасимовке как с важным историческим объектом, находящимся на территории Свердловской области. Очень надеюсь.


ПОСЛЕСЛОВИЕ...

«Когда стало известно о смерти Павлика Морозова, – пишет Олег Коряков в предисловии к книге Павла Дмитриевича Соломеина «Павка-коммунист», – П.Д. Соломеин вместе с другими журналистами и комсомольскими работниками выехал в Герасимовку. Он принимал участие в расследовании обстоятельств убийства и в суде над убийцами малолетних братьев, по заданию райкома партии занимался хлебозаготовками в Герасимовском сельсовете и организацией красных обозов имени Павлика Морозова, участвовал в создании колхоза имени пионера-героя и был первым его председателем».
Добавим, в 1933 году по заданию партии П.Д. Соломеин написал повесть «В кулацком гнезде», за двадцать ночей создал образ пионера-героя, как требовал от него текущий политический момент. Попробуй, не напиши – приближался зловещий 1937 год...
На этой книге воспитано не одно поколение пионеров, ставших впоследствии комсомольцами и коммунистами. Возможно, сегодня некоторые из них примкнули к циничным обвинителям, вешая на Павлика Морозова ярлык доносчика и предателя. А ребенок просто жил в том времени, которое выпало на его долю.
Жил-был обычный деревенский мальчишка...

- Могила детей в центре деревни Герасимовки – горький упрёк нам, взрослым людям всех поколений, – говорит Нина Ивановна. – Пришла пора задуматься, повиниться, иначе она никогда не даст нам покоя. В итоге, музей должен быть возрожден и должен вести серьёзную работу по сохранению захоронения братьев Морозовых.




Редколлегия, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 178073 от 03.11.2023

6 | 69 | 948 | 19.06.2024. 01:39:19

Произведение оценили (+): ["Константин Вихляев", "Игорь Белавин Песни", "Екатерина Камаева", "Регина Соболева", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Александр Владимирович Флоря"]

Произведение оценили (-): []


Дополнение к статье: точная дата рождения Павлика Морозова --14 ноября 1918 год.

Русская деревня за Уральскими горами, 1930-е годы. Что вы представляете, когда слышите такие вводные данные. А я представляю страшную бедность, нищету. Коллективизация и раскулачивание идут полным ходом. В деревне действительно – одна беднота. Безграмотность – ужасающая. Книг нет или почти нет. Кто-то пытается организовать школу, собирают потихоньку первые пионеротряды. Но хорошее только-только начинается, а плохого уже – вон сколько! Моему прадедушке (который в 1930-е как раз был подростком) пришлось бежать из глухой татарской деревушки в Казань, в «няньки», именно от этой нищей голодной безысходности. В городе получил образование, прошел войну, выбился в люди. К сожалению, не у всех тогда были возможности, даже такие почти прозрачные...

Мой муж так сказал об этом, когда я дала ему почитать материал несколько недель назад (когда готовили его к публикации): «Человечество в «человеческих условиях» живет всего какие-то последние пятьдесят лет. Впрочем, касается это скорее пресловутого «золотого миллиарда». Негуманного на свете всегда было многовато – но мы с вами, люди интеллигентные, образованные, обеспеченные (в той или иной мере), с крышей над головой, мягким креслом и уютным пледом, не хотим ничего об этом знать. Тонкие обстоятельства тех, кому не так повезло в жизни, не слишком нам интересны. А если все же интересны, судить мы их будем со своей колокольни, с вершин своего опыта».

История Павлика Морозова, на первый взгляд кажется, примером идеальной советской пропаганды. Но, как мне кажется, это история ребенка, вся вина которого состояла только в том, что он был плоть от плоти своего народа, жил тогда когда жил, в том месте, где довелось родиться, умер насильственной смертью, а после был восхваляем, как пионер-герой, затем обвинен в доносительстве и прочих грехах. И только сейчас по прошествии почти века с тех событий мы можем взглянуть на историю Павлика отстранено, объективно. Ну, или хотя бы – попытаться.

Хороший материал. И действительно, наверное, все еще актуальный.

Да, тотальная бедность и положение семьи ввиду отношения отца и его родственников к детям. Социальная и личная трагедия. 

Да, вы правы, еще и это. 
Хорошо, сейчас мы можем эту сложную ситуацию рассмотреть со всех сторон. Потому что помню, что в начале 2000-х в школе у наших учителей позиция была однозначная: Павлик - доносчик и предатель семьи. Практически воплощенное зло. 

С точки зрения детской психологии, мальчик как раз и думал своей головой, а именно — самозабвенно поддерживал того, кто, по его мнению, был прав. Прав в отношении него самого, Павлика. Мы точно не знаем, но если в семье не признавали его внутреннюю инаковость — для ребёнка это огромная личная трагедия, при условии отсутствия внутреннего ресурса простить непонимание. Там, под эгидой советской власти, Павлик чувствовал, что он есть. Это действительно трагедия, выходящая за рамки отдельной личности.

Согласна. Для нас, тогдашних школьников, он был не героем и не предателем, а просто таким же ребенком. И было страшно, когда рассказывали, как он умер. Помню, папа мне тогда дал старый советский дедушкин еще диафильм про Павлика посмотреть. Сказал, что на все всегда есть разные точки зрения. 

Регина, Вы правы. Да и любить детей в те времена (и в тех условиях) было не особенно принято. Выживание стояло на первом месте. В этой истории, в общем-то, всех можно понять, если в отдельности. А поступок Павлика всегда рассматривался в отрыве от общего жизненного контекста, как собственно причина, а не следствие чего-то другого. Поэтому и вертели, как кому удобно.

Александр Владимирович, источники поднимать не буду, но есть исследователи, которые утверждают, что дело начато после задержания крестьян, состоявших в сговоре (коррупционном сговоре, как сейчас сказали бы) с отцом. И отец, скорее всего, не "кулак", а "чиновник, использовавший служебное положение". Возможно, есть монографии с архивными документами (протоколами) в приложениях, из которых следует весьма второстепенная роль матери Павла и самого подростка. Точно знаю только то, что мы почти ничего о тех событиях достоверно не знаем.
Столкнулись две власти. С одной стороны, "власть" отца Павла над односельчанами и брошенной (?) женой с детьми. С другой - судебная власть. Далее подключились идеологи.
___
P.S. https://muzeygerasimovka.jimdofree.com/видео/  Гиперссылка: Фрагмент экскурсии. 
Видео с рассказом экскурсовода: "вина дедушки, бабушки не доказана". Деревня переселенцев с белорусских земель, фамилии Морозов, Кулуканов. Интересно, какая девичья фамилия у матери Павла. Экскурсовод  Купроцевич Н.И. с белорусской фамилией.
___
P.P.S. Возможно, Нина Ивановна просматривает страницу с публикацией.  Вспомнила давнишнее стихотворение Катерины Квитницкой, которое подходит к тематике одного зала.

* * *

Святые Алёша Романов и Павлик Морозов,

Согласно ли, дети, живёте в своём поднебесье?

В России всё то же. Не меньше "проклятых вопросов".

А хлебушка меньше. И бесы кругом куролесят.

 

Мы Бога забыли. Но мы Енисей перекрыли.

И то, и другое, пожалуй, что непоправимо.

О как же, должно быть, легки ваши белые крылья,

Алёша, Павлуша, два ангела, два херувима!

 

Наследный царевич, крестьянский мальчишка убогий,

Глядите, как мы до золы прогораем в гееннах,

За то, что, гордясь, позабыли молиться пред Богом

О равенстве всех убивавших и всех убиенных. (с)

Источник - "сохранённая копия" интернет-страницы https://yandexwebcache.net/yandbtm?fmode=inject&tm=1699531653&tld=by&lang=ru&la=1698...

Полностью согласна. Про Павлика тема сложная. Манипуляция ребёнком со стороны властей идеально вписалась в его самоощущение в среде семьи. Не очень приятное, надо полагать, раз так сильно захотелось «быть похваленным» и принятым кем-то другим.
Если немного отвлечься от насущной темы — есть шведский мультфильм о 14-летнем мальчике из буржуазной семьи, который тем не менее подрабатывает на почте в отделе посылок и мечтает стать Робин Гудом, т.е. отбирать у богатых и отдавать бедным. При этом забывает, что сам живёт в богатой семье и пользуется всеми благами. Итого, он конфискует содержимое посылок богатых людей и лично развозит неимущим (на такси, оплаченном папой-фабрикантом). В трущобах мальчик раздаёт подарки бомжам, алкоголикам, женщинам лёгкого поведения и проч. Все, разумеется, счастливы. Потом отец узнаёт об этом, называет сына коммунистом и ведёт его извиняться перед «пострадавшими» богачами. Но те лишь умиляются находчивости мальчика. В общем, шведы с большой иронией подошли к проблеме. Но, тем не менее, проблема существует. И система, не удосужившаяся вовремя учесть слабые места, будет сломана самым некрасивым и жестоким образом. Перегибов в истории хватает. Так, например, Хосе Марти родился в семье рабовладельца. И тоже пошёл против системы. Потому что против неё кто-то должен был уже пойти. И иногда кажется, что жизнь специально выбирает такие варианты. А Че Гевара, например, не учёл, что правительство Боливии, незадолго до его там появления, провело ряд полезных реформ. Поэтому народ не был настроен что-то менять. Потому что после реформ стало чуть лучше. И это "лучше" было ощутимо.

Думаю, подобные интервью - дело ценное
Мы, все тут представленные - литераторы. А уж потом та пестрядь, которую мы представляем собой в обществе. Для меня (лично) важно, что разговор вдумчивый, не переходящий на личности. Конечно, директор музея ангажирована своим временем. Как были ангажированы пропагандисты советских времен и пропагандисты-антисоветчики. Но если советских я как-то понимаю (сам там жил  и все видел), то тех уникумов-мозгоправов, которые ругают беднягу Павлика или, скажем, Зою Космодемьянскую, на дух не принимаю. Тогда (ну это к историкам) было жесточайшее столкновение одного мира и другого. Не Христа с Антихристом. А Христа с Христом и Антихриста с Антихристом. Вот как-то так.

Не надо усложнять.
Ребенка - вместе с братом - зверски зарезали.
Кем надо быть, чтобы оплевывать его?

Ребёнка здесь, вроде бы, никто не осуждал. К слову, в современном мире масса случаев, когда родители до смерти забивают детей за банальное непослушание. Без всякой идеи. Удивительная глупость, когда взрослые люди ожидают от ребенка сознательности раньше того возраста, в котором она формируется. Это годам к 16, самое раннее. Плюс-минус. Всё остальное «правильное поведение» не более, чем подражание. И добиваются послушания через животный страх. При этом считают, что «научили». Осуждать ребёнка напрасно и бессмысленно. Всегда. Поэтому в описанной ситуации мера ответственности мальчика искажена донельзя. Но такие раньше были времена. И шаблоны ещё остались, и кто-то ими пользуется. Не о Павлике здесь речь. А о проблемах взрослых людей. Хотя, такая «взрослость» под большим вопросом.
Кстати, человек весьма проигрывает хищнику в плане контроля агрессии. Животное прекрасно осознаёт, какой вред может нанести в агрессивном состоянии. Поэтому используют её только для добывания пищи и для того, чтобы прогнать чужака со своей территории. У них очень сильно развито сдерживающее начало. У человека оно крайне слабое, поэтому в мире людей так много насилия.

"Ребёнка здесь, вроде бы, никто не осуждал"
А я не говорю, что здесь его кто-то осуждает. Я о том, что спорить не о чем. Выродки зверски убили двух детей - о чем тут дискутировать?
Я был в ярости, когда во время проклятой "перестройки" о Павлике начали говорить гадости, и его имя очень скоро стало нарицательным образом предательства.
Мне хотелось крикнуть: вы с ума посходили, уроды?

Всё так и есть. Возникновение же дискуссии в данном случае неизбежно. Потому что проблема шире той, которую формально здесь рассматривают. Речь о том, что ребёнка сделали козлом отпущения. Сначала собственный отец, далее советская власть подкрепила его гибелью свои идеалы, а потом — те, кто эту власть ненавидел. Так могли поступить не только с ребёнком. Но в данном случае речь о нём. И вопрос возникает риторический: когда среднестатистический «взрослый» перестаёт делать скидку ребёнку на то, что тот — ребёнок. В какой момент существо довольно бесправное вдруг становится носителем взрослой ответственности, упомянутые права во всех остальных случаях предполагающую? Об этом говорится.

Осуждать ребёнка напрасно и бессмысленно. Всегда. 

Екатерина, позвольте в этом с Вами не согласиться. Среди детей, как и среди взрослых, бывает немало выродков. Есть и такие, которым доставляет удовольствие мучить животных или травить одноклассников.
Девятилетнего сына моих знакомых преследовали трое одноклассников и превратили его жизнь в ад (даже душили). Теперь у жертвы непрекращающиеся панические атаки, ребенок на медикаментозном лечении у психиатра. К слову, садистов даже не наказали, потому что их родители занимают высокое положение в социуме...
К тому же, вопрос, когда ребенка можно считать взрослым.. С точки зрения еврейской традиции, например, ребенок и сейчас считается взрослым в 13 лет.
В разные исторические эпохи и у разных народов этот возраст варьировался немного, но совершеннолетие в 18 лет - это уже закон нового времени.. Хотя некоторые современные дети ведут вполне взрослую жизнь (Вы понимаете, о чем я говорю) уже начиная с 13-14 лет. 

Мария, я Вас очень хорошо понимаю. Но как психолог, повторю свои слова. Я сама в школе столкнулась с подобной ситуацией в отношении себя. И у меня вопрос больше к моим родителям и учителям, чем к тем, кто меня довольно долго травил.

Сочувствую Вам, Екатерина.. Да, в такой ситуации родители и учителя однозначно ответственны. Но бывает и так, что ребенок боится рассказать о происходящем с ним насилии, или стесняется. В общем, ньюансов много..
Но возраст взросления, все же, это вопрос спорный. В Российской империи в деревнях девок уже замуж выдавали в двенадцать. В Англии в период индустриализации в десятилетнем возрасте дети работали в шахтах.
Это с нашей современной точки зрения Павлик Морозов - ребенок. Разумеется, я не оправдываю убийства как такового.

Если ребёнок боится рассказать, это тоже вопрос к родителям. Значит, он не уверен, что его защитят, либо что это вообще кому-то надо. Или страх, что начнут стыдить за слабость. Может, огорчать не хочет. Во всех этих случаях маленький человек становится родителем своему родителю. В моём случае все всё знали. Никто никаких мер не принимал. Проблема "взросления" особенно актуальна. Поскольку среди формально взрослых людей по-настоящему взрослых и готовых брать на себя ответственность, довольно мало. И так и будет всегда. Ничего кардинально не изменится. Разве что процент будет сдвигаться то в одну, то в другую сторону. 

Раз знали и не принимали меры - это уже практически соучастие.. Это очень тяжело ребенку - чувствовать себя незащищенным. 
Я училась в т.н. элитной школе в Питере, и у нас там царствовал закон джунглей в некотором смысле. Физического насилия не было, но психологическое - очень даже. Плюс крайне снобистская атмосфера, исключающая все проявления слабости. Кстати, знакомые англичане, закончившие элитные школы в Англии, говорят, что они теперь выживут в любых условиях, раз выжили там).
Уже в первом классе у меня появилась близкая подруга, мы всегда были вместе и поддерживали друг друга. Двоих травить было сложновастенько. А одиночкам доставалось..

Бодрого дня, Манечка.
Встряну здесь на минутку. История Павлика - вечная история. Потому что история семейная. А семья - это заговор против остального мира. А кроме того - вечный заказ государства на семейное стукачество.
Чтобы понять ситуацию - можно кратко ознакомиться здесь -
https://biography.wikireading.ru/122974
История Павлика - не поэтична. Совсем не художественна. Однако попытки были - от поэмы Степана Щипачева до фильма "Плюмбум..." реж. Вадима Абдрашитова. Фильм много лучше всего остального о павликах. В таких историях умирают все .
Героев и выживших не бывает.


"Плюмбум..." реж. Вадима Абдрашитова. Фильм много лучше всего остального о павликах"
Владислав, Вы изрядно преувеличиваете сущность сверх необходимости.
Ни малейшего сходства здесь нет - разве что Миндадзе и Абдрашитов воспользовались новоиспеченным "перестроечным" мифом о Павлике Морозове.
Руслан-Плюмбум - это моральный урод, выходец из интеллигентной либеральной (= латентно антисоветской) семейки (в том смысле, что в семье не без урода).
У Руслана был хороший, добрый, нормальный отец.
Ситуация у Павлика - прямо противоположная. Даже если Павлик донес на папашу, у него были все основания ненавидеть своего родителя.
Я не знаю, что Павлик сделал на самом деле - этого и историки, ИМХО, точно не знают. Но скорее всего давал показания на следствии и суде. А он имел права этого не делать или давать ложные показания?
Да и "Плюмбумы" и "Железные Кнопки", т.е. идейные фанатики, по-моему, искусственные персонажи. В то время были циники, а не фанатики. (Вот я был фанатиком, но таким уродом, как Плюмбум, не был.)

Добрый вечер, Александр Владимирович.
Персонажи всегда искусственны. Истории реальны.
Иначе в них не верят.
Есть разница между жизнью - по законам, и жизнью - по понятиям. Ближний круг живёт по понятиям. 
В идеале - понятиям нравственным. Не всегда. А с законами правового государства семейный закон соотносится избирательно. 
Если всё поставить с ног на голову - появляются отступники в семьях. Появляются малолетние манипуляторы - поборники закона правового. 
И нравственности тоже. Об этом история, поставленная Абдрашитовым. Об игре малолетнего манипулятора, прикрывающего собственные амбиции силой и властью государственного закона. С этим способом шантажа мальчик вторгается в жизни взрослых, глумится, разрушает судьбы.
Потом игра переносится в ближний круг, когда у замечательного отца обнаруживается маленькое правовое прегрешение перед законом...
И заканчивается история смертью случайной свидетельницы этой игры, оказавшейся в ней по симпатии и доверию... Всё искусственно. И всё реально.
И Павлик Морозов свою слабость в ближнем круге
компенсировал (как он полагал) пионерской правдой и суровой справедливостью государства.
В итоге - умерли все.
С тех пор ничего не изменилось. Берите любого чиновника и пишите историю. Каждый из них представляет закон - от своей официальной ипостаси.
И живёт по понятиям криминально-воровского сообщества - от иной.
В остальном я согласен - циники живучее фанатиков.
У Павлика были основания для ненависти.
При этом он совершил самое страшное предательство - предательство в ближнем круге.
Это я безо всякой морали говорю. Безо всякой идеологии.
 

Владислав, добрый вечер. Хочу добавить нюанс. Я общалась с так называемыми "трудными" детьми и их родителями. Не очень много, но достаточно, чтобы сделать вывод: сначала в этом ближнем круге предали детей, а потом такое же желание возникло в обратную сторону. Изменения в несформировавшейся психике происходят. Иногда просто страшные. У кого-то предрасположенность была, а кого-то просто сломали значимые взрослые. Там дальше только ненависть, как тлеющий фитиль. Некоторые дети не могут выжить, не любя родителей. Им жизненно важно любить их, любых. Поэтому направляют ненависть внутрь себя. И последствия будут тоже. Не менее печальные.
А здесь истинные мотивы мог бы прояснить только сам Павлик. 

Добрый вечер, Катя.
Конечно, Вы правы - жить нужно в любви и в доверии. Конечно, дети - ещё как отвечают за родителей.
В юные годы мне случилось пообщаться со стукачами-осведомителями.
Это были не дети.
У них была нормальная психика, нормальные семьи, их никто серьёзно не ломал.. Им пообещали от особого отдела карьерный рост на перспективу, и они согласились. А то, что кто-то будет отправляться в дисбат через трибунал по их доносам - это их как бы и не беспокоило.
А чего мы хотим тогда от людей во времена моров, раскулачивания и беспризорщины...
Чрезвычайщины.
Звериного выживания и стадного воспитания.
Пройдёт ещё десяток лет - и в культурной столице люди станут есть друг друга. Не все, не все. Многие просто умрут. А немногие сколотят состояния на голоде.
Последствия всегда печальны, Катя. 
Я только намекнул Александру Владимировичу, что Шекспир не все вечные темы доверил театру.




Владислав, и я бы не стала оправдывать поступки, о которых Вы пишете. Я к тому, что причина всегда есть. И она глубже корысти. Более того, говорить отвлечённо, как это делаю сейчас я, легко. И оправдывать издалека, когда зло причинено кому-то другому. Но я знакома с разной детской психикой. И со взрослой. И свою очень хорошо знаю. На основании этого и могу сказать, что 99,9% причин обусловлено детскими травмами. Справляются все по-разному. Однако, и неучтённо-неисследованный 0,1 % также существует.  

Вы, Катя, объясняете как методист.
Методисту необходима программа.
Здоровой психики нет - есть недоисследованная.
Будем справедливы - детства без травм не бывает.
Они необходимы, как инъекции выживания.
Набить своих шишек, привыкнуть к боли.
Пережить несчастную любовь.
Познать состояние рухнувшего мира..
А справляются все по-разному. 

У меня как раз таки подход, исключающий методу в привычном её понимании) А про психику Вы всё верно говорите. И я так же скажу.
Проблема в том, что если "не справился", из-за застревания в травме не происходит взросления. В итоге одни дети рожают и воспитывают других. Может, конечно, так природой и задумано?..
С Вами приятно беседовать, даже когда Вы на другой стороне баррикад.
К слову, я в вакцинации разочаровалась. В силу первого образования хорошо разбираюсь в этих вещах. Плюс, личный интерес был. По-хорошему, чтобы понять, будет ли эффект у конкретного человека, надо его иммунку исследовать. Летальные исходы тоже есть, и больше, чем кажется. Хотя, у большинства антитела вырабатываются благополучно и беспоследственно. Я потом это сотру, как прочитаете. А то вдруг кто-то думает иначе, второй столь же масштабный контент не потяну)

Прочитал... По мне - можно не стирать.
Прививки. В противных верхах было сказано что-то такое -
Мы их станем убивать прививками. А они понесут нам свои деньги и станут благодарить...
Я прививки не делал. Да и слово - не пользую.
Маленькие инъекции неприязни.
Поэтично.. 
Всё-всё... Отвлекаемся. Спасибо.

Доброго вечерка, Влад) Рада видеть тебя в бодром настроении).
Как раз намедни помянула Павлика Морозова - в своем комментарии к стихам В. Мялина про Св. Варвару. 
Жуткие истории.. 
Представь, моя соседка в Шопроне, деваха лет тридцати с хвостиком, бороду отрастила.. Газон без майки стрижет, гордится новым, почти уже мущинским, торсом. Папаша терпит пока, но натуру имеет вспыльчивую, сильно расстраивается.. Тем более, соседи и родня не одобряют дочкиного поведения.. Надеюсь, не ее выберут в будущие мартиры.. Я уже к ней привыкла).

Эх... Мы-то дети ул. Казанской, нам полегче этот мир воспринимать... 


Доброго, Манечка.
Дык, пусть стрижёт газон, как хочет...
У меня есть надежда - дожить, не омрачая души чьей-то насильственной смертью. Хотя, возможно, я, и без того, весьма повинен. Непоправимо.
Воли нет, а то бы - запретить мемориалы навсегда.
Оставить только мастерские Гениев и Мастеров.
Музей должен учить Гармонии. Красоте. Истине.
А то проходишь мимо "Музея Становления Демократии" им. А.Собчака - невольно шаг ускоряешь...
Да ещё во Дворце Белосельских-Белозерских...
Мы дожили до времён будничной жути, лишённых какой-либо надежды на избавление.
И переживаем заново убийство детей столетней давности.
Такие вот мы винтажные страдальцы.

По мне так пусть стрижет. Я не возражаю. Даже имечко ей новое придумала - Йожка. В честь папы, тот тоже Йожка. А, вообще, она по рождению - Кристина, симпатишная такая была, голубоглазая.. 
Винтажные страдальцы - это, все же, лучше, чем кремлевские романтики)) 
До будничной жути мы еще не дожили, батенька, не надо торопить события. Я лет пять еще даю на переходный период. Нет, четыре.
Кстати, а что там с нашим Храмом Кузнечика? Скукожилась как-то идейка. не находишь?

Зодчество, Манечка..
Вот замер когда-то Казанский Собор - незавершённым творением.
И колоннады одной нет, и постаменты пусты...
И какая-то логика в этом есть.
Нина немножко устала от нашей алогичности.
Какофонии чувств. Ты бы нарисовала Храм.
Изнутри. И - в деталях. И - в загадках.
И ничего бы не объясняла.
Когда интересно, Нина сама всё допишет..

Екатерина подала мне идею заполнить пространство в пустом доме на берегу фьорда, там, где время остановилось. Я в нем буду одна пока, и тогда никого не утомлю своей алогичностью..
А ты пиши, у тебя хорошо выходит. Обязательно подключусь, если услышу зов.

Ой... Как тебе не стрёмно, Маня, думать про скукоженье... Надо почаще заходить в аккаунт, не лениться... Там Регент класс открылся, уже вовсю функционирует, - в Обиходе Пелы отрабатывается репертуарное стихослужебное Фолио Кузнечика... Ты же, вроде, была в курсе...
«... Ломовиками зари ... »
«... Исторгнут Севан ... »
«... Навстречу каноэ ... » - вчерашняя версия, - думаю развить, но не хочется открывать новые страницы, чтобы не пугать неп(р)о'священных... )))

Дык, я не ленюсь.. Вы, матушка-сестрица, вещали о Вашей работе над метаязыком, ежели мне память не изменяет.. Я подумала, что деятельность эта - сугубо научная, всяческих эмоциональных трепыханий не требующая. 
Мешать, то бишь, не хотела))
Загляну, яхонтовая, завтра, полюбуюсь на вчерашнюю версию)

Ну, вот и Нина... Как тебе не стрёмно..

Нина нас, чай, отпустила порезвиться, а сама из виду не теряет, присматривает).
Айда завтра в общинный сруб). Пусть Павлик Морозов покоится с миром.

Пысы: Садючка из советского детства вдруг вспомнилась:
Мальчик бегает по дому весь от крови розовый -
это папа с ним играл в Павлика Морозова.
Не я придумала, а неизвестный пионэр эпохи СССР.
Всем доброй ночи)

Вы бы не демонстрировали так явно, что Вам нравятся эти гадости, так называемый "фольклор".

Я абсолютно равнодушна к этому фольклору, Александр . Был один одноклассник, который коллекционировал садючки (ему очень нравились). 

Кстати, он на филфаке учился потом. Восточные языки изучал. Ваш коллега)) 

Люди, за исключением насельников сайта "Поэзия.ру"
это животные с авто матом и азбукой Морзе

Фото Светланы Ефимовой:


В верхнем ряду третий справа Павлик, рядом двоюродный брат Данила (один из обвиняемых в убийстве Павлика и Феди).


Экспозиция на втором этаже (2023).


Директор музея Купрацевич Н.И. (справа) с экскурсантами. Дом Пилипенко, в нем была организована школа, в которой учился Павлик Морозов (2023).


На могиле братьев Морозовых (2023).

Люди испокон веков использовали друг друга.
В данном случае детей использовали родители, выясняя отношения между собой, потом -- власть в своих интересах. И не только детей.
"Фабриковал документы"-- якобы слова безграмотной деревенской женщины про сбежавшего мужа!  
А это:
"Творил явную контрреволюцию", "не защитник интересов Октября", "привлечь к суровой ответственности", "в дальнейшем", "нарушать линию партии"-- кто-то всерьёз думает, что мальчишка из глухой сибирской деревушки, пусть и 13-летний, знал подобные слова и  умел ими  оперировать мастерски?
Да, и убийство -- зверское, не зверское -- любое -- зло лишь множит...
Спасибо всем, кто заинтересовался темой, порылся в интернете и в своей душе: кто мы? на чьей стороне?


С точки зрения современной нравственности, смерть ребенка - трагедия всего общества. Не говоря уже об убийстве ребенка. Во времена оные (в 1920-е) в Сов. России детей возрастом только до 1 года умирало ок. 1,5 млн. чел. ежегодно, особенно на селе, где медицинская помощь была нерегулярной и неравномерной. Эта история длилась столетиями. Просматривая церковные книги 19 в., я подсчитывал, что до 90% отпетых ежегодно покойников были в возрасте до 16 л. (и это в Мск. губ., а о глубинке и говорить нечего). Прибавьте к этому принципы классового противостояния вместо какой-никакой христианской морали, привитые безграмотному, голодающему, коллективизируемому  социуму, в котором человеческая жизнь стоила одну копейку, и средняя ее продолжительность составляла 44 г. (в тех же 1920-х; у мужчин - 42 г., у женщин - 47 л.), чтобы в общих чертах стало понятно, что таких "Павликов" в стране были тысячи. И этот Павлик утонул бы в океане статистики, если персонально именно его сначала не героизировали бы, а потом не обвинили бы черт знает в чем - в общем, если бы не носились с ним как с писаной торбой уже без малого сто лет.

Хотелось бы узнать мнения, что со всем этим делать --
относиться как к историческому наследию, холить, лелеять и содержать,
или пора оставить течению времени и забыть...

ХОЛИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ, Светлана? ) --
Пока есть возможность содержать и есть кому лелеять, нельзя, я думаю, наступать на горло этой в сущности уже песне... Ведь откликаются же люди, и этот живой поток сознания нарочно не придумаешь. Ценно.
Спасибо Вам за опубликованный материал и низкий поклон подвижникам. Экология духа.

Спасибо, Нина. Согласна с вами, надо беречь как факт нашей общей истории. У другого времени будут свои финишные ленты и обложные красные флажки, свои герои и антигерои -- без этого, видимо, не обойтись.

Я, может, сейчас напишу то, что для кого-то покажется кощунством, но я объясню, почему я так думаю. Нас, по крайней мере, раз в году поздравляют с народным единством. Праздник придумали, на мой взгляд, довольно ходульный. Нет-нет, я не против праздника и обеими руками за народное единство. Но очевидная, неприкрытая замена одного ноябрьского праздника на другой — 7-го (люди живы, для которых 7 ноября — святое) на 4-е — будто нарочито и издевательски ещё глубже разделяет общество на красных и белых. Я, оговорюсь, далёк от идей большевизма. Но проблема нашего общества в том, что оно не просто расколото на красных и белых, а в том, что и красные расколоты в двадцати местах, и белые в пятнадцати. Когда-то большевики, уничтожая религию и её символы, вынуждены были создавать свои сакральные символы — замещать одних святых другими. Так Ленин оказался в мавзолее, так и из Павлика сделали пионера-героя по классическому образцу святого великомученика. В то время как всех прошлых великомучеников большевики смешали с дерьмом. Потом великомучеником назвали сына царя, а с дерьмом смешали уже самого Павлика. Так вот, пока мы будем превозносить одних, носясь с ними как с писаной торбой, при этом смешивая с дерьмом других, никакого единства в обществе не будет. Я за то, чтобы и храмы воссоздавать, и Ленина оставить в покое — там, где он сто лет находится, т.е. в мавзолее, поскольку мавзолей для громадной части общества, для миллионов людей тоже своего рода храм. Я за то, чтобы по примеру освобождения от уплаты налогов и коммуналки церквей всех конфессий, от этого также были бы освобождены все краеведческие музеи, подобные музею Павлика. Да, я за содержать и лелеять. И сделать отношение к истории — общественной ценностью и идеологией. Тогда, может лет через 50 или 100, единство окажется привито к менталитету людей.

И если Ваша мысль, Александр, дерзнет стать высказанной в форме Открытого письма (или Обращения) в Государственную Думу от имени литературного портала "Поэзия,ру" - с конкретными предложениями 1) о возвращении праздника 7 ноября 2) об освобождении от уплаты налогов и коммуналки всех краеведческих музеев, подобных музею Павлика Морозова, - лично я активно поддержу Вас, честное слово ).

Нина, с Открытым письмом, я думаю, надо подождать, поскольку вопрос с налогами - тема довольно скользкая, в данном случае не изученная. Да и не для поэтического сайта. Надо вникнуть)

Да, я за содержать и лелеять.

Александр, в деревенской семье в начале прошлого века произошел конфликт, закончившийся убийством. Из этого конфликта был создан миф (как Вы очень правильно видите, по образу и подобию христианских) на котором пытались воспитывать детей нескольких поколений. Отнюдь не все дети прониклись этим мифом, между прочим (иначе сейчас и не было бы раскола на "красных и белых" в российском обществе).
Что, собственно, Вы предлагаете лелеять?
Не лучше ли деньги налогоплательщиков (молодых людей) направить на то, что их будет истинно подпитывать? Например, на изучение истории края, его традиций, музыки, народной поэзии, промыслов и тд. Чтоб узнали свои корни и не росли иванами, не помнящими родства.
В Венгрии, например, именно такие краеведческие музеи поддерживаются финансово, фольклорные  детские и молодежные музыкальные фестивали очень популярны и тоже поддерживаются.
А исторический период социализма можно увидеть в музее "Дом Террора" и в парке скульптур, куда свезли монументы данной эпохи.
И никаких негативных последствий на воспитание молодежи отсутствие соцсимволики не оказало. Государство финансово поддерживает молодые семьи, потому что в них будущее.
Не думаете ли Вы, что если вдруг резко вернут праздник 7 ноября, то еще больше молодых россиян испугается и покинет родину? Кто на пенсии-то вам потом будет зарабатывать.. 

Мария, социализм в Россию и Венгрию пришёл двумя разными путями. И я нигде, кажется, не призывал вернуть праздник 7 ноября. Не нужно было его отменять 30 лет назад, а это разные вещи. Что касается мифа о Павлике, то за 100 лет он настолько укоренился в сознании значительной части общества, что его выкорчевывание оттуда возможно только по живому, что, очевидно же, приводит общество к очередной линии разлома. Условный "Павлик" - миф, религия (в широком смысле слова) миллионов таких же налогоплательщиков. Я ровно об этом, ни о чем другом.  

Александр, в Венгрии коммунизм пытались внедрить тем де путем, что и в Россию, в то же примерно время, видимо, многие не в курсе. Не вышло, к счастию.
Потом произошла вторая попытка, увы, удачная. Да, люди в Венгрии намного более едины в своем отношении к этой эпохе, чем в России.
Но, тем не менее, СССР - это прошлое, и для многих российских семей болезненное. Не для всех это счастливые воспоминания, отнюдь.

Инвестировать надо в будущее, и основа должна быть единой. А единое - это корни, о которых забыли. Вот их и надо как-то возрождать.
Мое субъективное мнение.. Я вообще теперь на окраине юга Европы живу, так что, это взгляд со стороны..

Юг Европы прекрасен, там, во всяком случае, в отличие от нашего "осеннего полушария" (по Д. Самойлову) сейчас тепло. Давайте не станем дальше развивать дискуссию - не потому, что она неинтересна, а потому, что несколько оффтопна по отношению к обсуждению публикации. Приятного воскресного дня.

Пардон, на экране телефона не уследила, кто автор комментария)). Удалила лишнее.
Да, юг Европы прекрасен, в том числе и тем, что здесь очень сильны семейные традиции и любовь к родной земле.
И Вам приятного дня.

Мария, историю края, традиции, народную музыку, поэзию мы чтим и знаем. В районном центре работают мастера по бересте, глиняной игрушке и т.п., проводится "Битва хоров", 26 лет на тавдинских сценах проходит региональный фестиваль музыки, поэзии и авторской песни "Струны осени", 12 лет, по-моему, Всероссийский детский фестиваль "Все сбываются мечты", да много чего еще). Речь о том, что привыкли мы ломать и сносить памятники - слово-то какое ПАМЯТЬ!--вот тут как раз мы и становимся иванами, родства не помнящими...

Светлана, я рада, что в ваших краях проводят такие замечательные мероприятия. Никогда там не была, но люблю посещать краеведческий музей в Карелии, в деревне Куркиёки. Местные музейщики - прекрасные люди, энтузиасты, пассионарии. Меня там даже научили ткать полотно на старинном деревянном ткацком станке, подаренном музею Финляндией.

По поводу памятника Павлику Морозову.. Ну вот Вы сами, Светлана, положа руку на сердце, считаете, что памятник Павлику воздвигнут справедливо? Он заслужил этот памятник?
Что он сделал - старушку из горящей избы вынес? Или, рискуя собой, ребенка утопающего спас?
Ведь это аморально - воздвигать памятник за подобный поступок.
Представьте, сейчас произошел такой разговор с мужем (он родом из Будапешта):
-Папуш, ты знаешь Павлика Морозова?
-А что, он сказал, что меня знает?)) Кто это? Аааа, парень, который семью предал?
Надо сказать, что в перестроечной России мой муж не жил, и свои выводы сделал только на основании того, что ему рассказывали в школе об этом молодом человеке (в позитивном ключе рассказывали, разумеется).

Вообще-то, если бы подобный случай произошел лет на пятьдесят раньше, люди, проходя мимо избы Морозовых, ускоряли бы шаг и крестились)


Мария, здравствуйте. Памятник на могиле, по всей видимости. "Поступка", ставшего фундаментом имени нарицательного, не было. Павел Морозов (не Павлик - для отличия от героя мифа) мог погибнуть от рук посторонних людей, не ставших фигурантами дела (экскурсовод говорит о людях, которые прятались в землянках в лесу, были на нелегальном положении). 

Барбара, здравствуйте, ну я же не предлагаю сносить этот памятник). Тем более, если он на могиле, по всей видимости.
Не уверена, что на могилах других сельских жителей того времени стоят подобные памятники. Так что, этот поставлен, очевидно, за какие-то чрезвычайные заслуги. 
Я не знаю, что там рассказывают на экскурсиях, не посещала. 
В обсуждении шла речь именно о героическом мифе, созданном на основании отвратительного уголовного дела.
Барбара, боюсь, что мне нечего больше добавить к этой теме. Не хочу даже пересекаться со всем этим энергетически. Всего наилучшего к дальнейшему обсуждению.
 

Видео экскурсии нашла на сайте музея (выше пишу об этом: https://muzeygerasimovka.jimdofree.com/видео/  Гиперссылка: Фрагмент экскурсии.). Экскурсовод с хорошей энергетикой, критическим складом ума.
Да, не продолжаем.)

Посмотрела часть видео, Барбара. Кстати, у экскурсантов появилась здравая мысль - обратиться к экстрасенсам.
Я, конечно, не участник битвы экстрасенсов, но кое-что тоже умею. Просмотрела, что произошло на самом деле.
Никто из семьи Павла не убивал. Но ментально они были очень воинственно к нему настроены. 
А роль Павла мне не вполне ясна.. Возможно, что проболтался.. Может, кто-то сможет увидеть точнее.

Мария, добрый день.
"Семью предал" про Павлика это, конечно, сильно сказано. В первую очередь семью предал его отец, бросив на произвол судьбы жену с малолетними детьми. То, что нищих детей, говоря современным языком, "подкалывали" те детки, что побогаче, естественным образом вносило раздор в подростковую среду. Вследствие чего, а также обиды на отца мог сложиться задиристый характер мальчишки, хотя точно определить это уже нет никакой возможности. Что Павел донес на отца, тоже нет никаких доказательств, скорее,  о том, что Трофим не чист на руку, он мог сказать в какой-нибудь ссоре с мальчишками, а уши есть повсюду, тем более в период становления новой власти.
Мария, памятник  установлен на могиле, но ведь  и в наше время на любой могиле родственники ставят памятники кто во что горазд, никто их не осуждает.
Да, памятник поставлен в советскую эпоху как символ идеологии того времени. Сегодня это  лишь память о событиях, давно канувших в Лету, но забывать о которых нельзя, чтобы не повторять ошибки прошлого.
Просто память.
Хотя нет, это ещё и наша история. Ну, к сожалению, какая есть. 

Добрый день, Светлана.
Увы, такой образ возник у бывшего школьника бывшей соцстраны о пионере-герое. Любая информация преломляется сквозь призму мышления того, кому ее пытаются донести. В данном случае - втюхать.
Я, все-таки, сама того не хотя, вчера втянулась в эту историю.. Мне отнюдь не безразличен этот период. И моих родственников раскулачили, они погибли в лагере на Кольском. Наверное, поэтому.
Место гибели мне было неизвестно, хотя я их искала в архивах по всей стране - от Кольского до Сибири. Определила позже, что именно на Кольском, своим собственным (неофициальным) путем. И это в дальнейшем подтвердилось.
Покрутила сегодня ночью и историю семьи Павла.. Для меня теперь все более-менее ясно, за исключением некоторых деталей. Но они не так и важны.
Из всех комментировавших ближе всех к истине оказался Влад Кузнецов. История семейная. Обличать кого-то сейчас смысла нет, а для рода лучше бы было, чтоб общественность забыла об этой страшной трагедии. Я понимаю желание родственников реабилитировать своих предков, но не думаю, что это получится.
Да если бы и получилось, им это вряд ли сильно поможет..

А новым поколениям помнить о жутких временах коллективизации, конечно, надо. Но, как Вы видите, Светлана, любая информация преломляется в восприятии разных людей и так, и эдак. Даже самая объективная.
Я послушала хранительницу музея.. Мне эта дама объективной не показалась, в ней есть заинтересованность. Она пытается представить Павла маленьким дурачком, ничего не понимавшем в происходящем.
То есть, в настоящий момент создается новый образ Павла Морозова. Сначала был герой, слепленный по знакомой схеме "прокляни отца своего и мать свою и иди за мной", потом - доносчик и предатель.
А новый, еще только рождаюшийся образ: младенец несмышленый, что с него взять - дитя.... Не думаю, что это правильно.
Не знаю, Светлана, материалистическое ли у Вас представление об этом мире.. Но предполагаю, что не совсем, поэтому скажу: душе Павла сейчас очень, очень тяжело. Она находится в страшном месте, хуже некуда. О котором можно сказать: "врагу не пожелаешь". И никакая "память" и памятники этому не помогут.

Я горжусь, Александр, что на нашем сайте так много людей, зрящих в корень. Готова подписаться под каждым вашим словом, единственный момент: музей им.П.Морозова держится вроде как на муниципальном бюджете, так что налоги, получается, дело внутреннее. Отказываться от музея, понятно, город не будет, но и денег на его содержание тоже не горы золотые, В "туристическую мекку"  музей тоже  не превращают (а может, нет желания на лишние телодвижения). Слава богу, что власть осознает все-таки, что это история.

Светлана, здравствуйте.
Удивительно, почему сообществом университетских историков региона всё ещё не исследована история рода Морозовых и рода матери Павла, не собраны все доступные архивные материалы по двум судебным делам. 
Наряду с краеведческой задачей и освещением истории семьи Павла, музей при внешней научно-методической поддержке может офлайн и онлайн "показать" историю создания мифа, механизм внедрения мифа в массовое сознание, трансформацию отношения к герою мифа в массовом сознании. 

Здравствуйте, Барбара.
Наши музейщики во главе с И.В.Евдокимовой и Н.И.Купрацевич делают немало, чтобы докопаться до исторической правды относительно гибели братьев Морозовых, но их ресурсы и возможности невелики. И Вы правы, заинтересованности университетских историков региона в раскрытии этого, столетней давности, практически детективного дела не хватает.

Светлана, оставлю здесь ссылку на публикацию в белорусском государственном СМИ, обнаруженную на днях, - https://zviazda.by/ru/news/20201119/1605803715-pionery-mucheniki-kak-v-bobruyske-nashli-belorusskogo...
Работа с детьми и для детской целевой аудитории велась очень активно. Корреспондент на суде, скорее всего, был не для обычной новостной повестки.
"Любовь, преданность коллективному отцу, по замыслу сталинских воспитателей-пропагандистов, сочетались с жестокими, беспощадными отношениями к родным родителям в случае их «социально вредных» поведения. В 1930 году на Всебелорусском конкурсе детской книги была премирована повесть Алеся Якимовича «Победа». Ее главный и безусловно положительный герой — подросток Степка сообщал председателю колхоза о вредительской деятельности своего отца. Сюжет этого первого белорусского литературного произведения, который открыто призывал детей к доносительству на собственных родителей, имел относительно счастливый финал. Получив 5 лет условного заключения, подкулачник-отец вступил в колхоз."
"По воспоминаниям тогдашнего оперативного уполномоченного уголовного розыска Старо-Борисова Брыжевского, в 1936 году он завербовал Мейера с помощью другого школьника, который добровольно помогал милиции. Присущее подростку обостренное чувство справедливости, нетерпимости к лицемерию и фальши было благодатной почвой для внедрения мифа о «всеобщем счастье». В результате разговора о «перевоспитании преступников, что является одним из важнейших условий построения социалистического общества» парень дал согласие доносить на своего отца." (...) "... в обмен на письменное заявление о незаконной деятельности отца Меркинду со стороны борисовской милиции были даны гарантии конфиденциальности и обещание не привлекать в качестве свидетеля обвинения во время судебного процесса. Однако вскоре после ареста вместе с группой контрабандистов Меркинда-старшего, события начали разворачиваться по другому сценарию."(...) "11 мая 1937 года в переполненном зале Дома крестьянина Борисовский суд начал слушание дела по обвинению бригадира сапожной артели «Красный воин» Меркинда в краже скуртоваров, изготовлении из них обуви и продаже по спекулятивным ценам. К тому времени партийные пропагандисты уже предложили суду другую версию событий, героизировавшую действия юного пионера. Так, корреспондент газеты «Звязда», освещавший этот процесс, сообщал из переполненного зала суда: «Мейер Меркинд еще в 1936 году заявил милиции о преступлении отца, но милиция никаких мер не принимала. В начале 1937 года Пионер Меркинд пришел к уполномоченному угрозыску и, рассказав подробно о преступлениях его отца, он добавил: — если и на этот раз будете молчать, я обличу и вас перед главным руководством милиции». Мейера обязали выступать на суде в качестве свидетеля против своего отца. По словам корреспондента «Звязды», благодаря его выступлению, суду удалось обнаружить новых преступников."(с)

Барбара, благодарю. Материал интересный, я бы сказала  - бесценный, спасибо за ссылку.
Тут уж и спорить не стану, такова была идеология во имя...знаем,чего. Государство лепило из детей всё, что было угодно текущему моменту, да и на перспективу тоже.
Обязательно скину ссылку работникам городского музея, думаю, они оценят.