Публикатор: Редколлегия
Дата: 15-08-2023 | 14:25:33
Я думаю, что поэзия в XXI веке, что и в XX, что и всегда, — представьте некий старый корабль, который идет под парусами, и вот у него на самом носу сидит мальчишка с биноклем. Это поэзия.
Андрей Орловский, писатель, поэт, журналист, создатель и главный редактор проекта «Живые поэты»
Участники конференции:
1. А. В. Флоря, доктор филологических наук, профессор Орского гуманитарно-технологического института
2. В. Мялин, поэт
3. Е. Севрюгина, поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, доцент. Выпускающий редактор интернет-альманаха «45 параллель»
4. Вл. Кузнецов, поэт-переводчик, поэт
5. М. Шейхова (М. Муслимова), старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А.А. Тахо-Годи, заслуженный учитель Республики Дагестан, почётный работник высшего профессионального образования России. Кандидат педагогических наук. Поэт, переводчик, литературный критик, публицист
6. А. Ю. Закуренко, поэт, филолог, преподаватель
Ведущая — руководитель рубрики Л. Берёзкина
А.В. Флоря:
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
Поэзия наверняка переживает кризис — примерно последние лет сорок. Это часть общего социального и культурного кризиса. Я думаю, что кино уже практически исчезло как вид искусства — где нынешние Тарковские, Параджановы, Муратовы? Может, дальше — очередь литературы?
Почему — не знаю, не могу сказать, кто в этом виноват. Наверняка что-то произошло не только в литературе, но и в обществе. В одной хорошей песне конца «перестройки» есть такие слова: «Что-то сломано неуловимое: притупилась чувствительность зрителей». Это поют артисты кукольного театра, то есть зрителей перестала трогать драматургия — род литературы. Ну, и чувствительность читателей тоже притупилась. То искусство, которое восхищало людей в эпоху «оттепели», даже в 70-е годы, утратило свою магию. Раньше мы думали, что всё так просто: ясности, искренности достаточно, чтобы создавать прекрасное. А сейчас этого уже мало.
В начале нулевых годов в одной хорошей передаче — по-моему, Гордона — кто-то задал вопрос: «Когда появится великое произведение, по каким признакам мы его опознаем?» И, если я не ошибаюсь, ведущий ответил очень умно: «Не беспокойтесь: если оно появится, вы об этом узнаете». И никаких особых признаков не надо.
И в самом деле: когда появились «Незнакомка», «Двенадцать», «Скифы», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», читающая Россия об этом узнала. Когда вышли «Зодчие», «Василий Теркин», скажем, «Братская ГЭС», «Авось!», неужели кто-то из читателей пропустил их?
В общем, когда великое произведение появится, мы об этом узнаем. Вот я и жду более двадцати лет, но ни о чём таком не слыхал.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины XXI века?
Я думаю, это осмысление происходит постоянно. Кризис кризисом, но стихи пишутся, поэты откликаются на текущие события.
А фундаментальное осмысление XXI века, может, произойдёт и через сто лет. Вот, Цветаева, например, через сто лет осмысливала роль Пушкина в литературе, его отношения с царем — как было невозможно их осмыслить в веке XIX, в пушкинские времена.
Или Блок в «Возмездии» оценивал «век девятнадцатый, железный» с меньшего временного расстояния, но всё-таки отстранившись.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея, позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма, оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Идейность безусловно необходима. Именно не одна идея, а комплекс идей. Лучшая российская критика была таковой — Белинский, Михайловский, Писарев, Добролюбов, Чуковский.
Кстати, великий литературовед Григорий Александрович Гуковский считал идейность краеугольным камнем филологического анализа. А идейное содержание облекается в художественную форму. Гуковский блистательно это показал на примере иностранных слов в «Евгении Онегине» или ритмике «Медного всадника». Например, иностранная лексика в «Онегине» говорит об оторванности главного героя от отечественных корней. Но, с другой стороны, эта лексика не связана с какой-либо другой культурой — особенно передовой и прогрессивной. Это космополитическая лексика: что-то из французского языка, что-то из английского, немецкого, латыни. Эти слова очерчивают мирок развлечений, мод и т. п. Позвольте я процитирую:
«Густота варваризмов здесь предельная. Но Пушкину мало русифицированной иностранщины словаря. Он подчеркивает нерусский колорит своей речи, вводя в нее иностранщину, так сказать, живьем, в её иноземном написании, режущем глаз в русском тексте, – иностранщину, не желающую подчиняться принявшей её русской речи»
«(…) по Пушкину, культура Онегина, формирующая его характер в I главе, не опирается ни на какую народно-национальную реальность, и, следовательно, она иллюзорна, фиктивна, ложна. (…) Эта культура не принадлежит никакому народу. В Париже, в Лондоне, в Мадриде она одинаково вненациональна»
«Да ведь и дворянский “свет” недалеко ушел в этом отношении от своих монархов во всех странах, в том числе в России. “Немецкий” царь, немцы при дворе и на верхах власти, французы (Ришелье, де Рибас и др.), проходимцы всех стран, и русские, забывшие о своей стране, таков высший слой в России»
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
О, нет! Ни то ни другое. Я вообще подозреваю, что это искусственные термины. Они обозначают то, что так или иначе присутствует в поэзии почти всегда: установление образных связей между отдаленными предметами, попытки конструирования новой реальности, пародирование стилей и др. Но поэзия больше всего этого — шире и глубже.
Между прочим, на нашем сайте, по моим впечатлениям, преобладает именно этот критерий, а вовсе не «метареалистический», например. Комментаторы больше говорят о том, насколько достоверна изображенная в тексте реальность, то есть насколько точными словами она выражена. И не вызывают особого доверия аргументы автора типа «Я так вижу» и тому подобные.
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Ничего себе вопросы. Я целые лекционные курсы читаю об этом.
Понимая вопрос буквально, ответить можно так: стихотворная форма и делает. Искусство — это создание фикциональных объектов, иначе говоря: имеющих искусственное происхождение. Мы обычно не говорим в рифму, как Чудак из фильма Рязанова, или пятистопным ямбом, как Васисуалий Лоханкин. Даже верлибры имеют свои средства организации, отличные от живой речи. Когда мы пишем искусственный текст по правилам стихосложения, тогда мы и создаём произведение искусства.
Но Вас, как я понимаю, интересует не это. Что делает стихи фактом большой поэзии? Что и каким образом заставляет стихотворение резонировать с нашим душевным настроем? Об этом написаны тома. В частности, «Психология искусства» Выготского — это давно уже классика жанра.
Но я вообще не уверен, что здесь уместен разговор о «резонансе». Я могу откликаться или не откликаться, скажем, на стихотворение Пушкина — от моей реакции его статус в русской литературе не изменится. Но и читатели могут восхищаться или оставаться равнодушными. Стихотворение остается в литературе не потому, что оно обязательно очаровывает всех, а в силу своих объективных качеств.
Моё видение проблемы близко к эстетической теории Чернышевского: прекрасное — это «жизнь», т. е. правда жизни. (В том, что жизнь прекраснее искусства, я с ним не согласен.)
В общем, прекрасное — это правда. Если мы читаем стихотворение и понимаем, что люди в такой ситуации так не думают, не чувствуют, не поступают, — то есть мы видим ложь, — это этическое впечатление.
Но ложь выражается в конкретных словах: ведь достоинство поэзии состоит в точности, в подборе правильных слов. Когда используются неверные, неточные или просто формальные, проходные слова — это уже переход лжи в сферу эстетики. Это антихудожественность, уродство, безобразие. Иначе говоря, это плохая поэзия. О таком поэте мы скажем, что он плохо владеет своим искусством.
Согласитесь, что соответствие жизненной правде — это вполне объективный критерий.
В. Мялин:
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
Не знаю… Переходный ли период переживает поэзия или просто впитывает в себя ядовитые соки нашего века… Знаю только: какова жизнь, таково и искусство. Пробегаю глазами стихи многих и многих современных авторов, но не чувствую в них той силы гармонии, о которой говорит в «Маленьких трагедиях» Сальери. Воистину: «Нас мало избранных, счастливцев…» Дело в том, что благодаря развитию систем информации стихотворцев у нас пруд пруди, поэтов же можно перечесть по пальцам. Не больше – не меньше, вероятно, чем в любые иные времена.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины XXI века?
Можно только догадываться, сколько времени пройдёт до момента осмысления неудач и достижений в современной русской поэзии. Думаю, что необходимо для этого наступление тишины… Когда придёт время тишины, придёт и осмысление предыдущего периода литературы, искусства вообще и явлений всей нашей культуры.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея, позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма, оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Современная литературная критика всегда (это уже следует из названия) подчинена литературе. Каков уровень последней, такова и критика, наверное. Если уровень высок, о вкусе говорить не приходится. О вкусах спорят, когда не о чем больше говорить, не о чем писать, нет удовлетворения от своих работ. Литературное произведение на уровне всегда написано со вкусом. То же можно сказать и о критике. Вообще, критик сначала должен похвалить, а уж потом распекать поэта – и то, если есть за что, и незло, с долей, может быть даже, юмора… Доброжелательность критики, думаю – тоже показатель уровня культуры.
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
Ни к каким литературным течениям себя отнести не могу. Кедровцы мне чужды, концептуалисты тоже… скучны. Постмодернизм, акмеизм… все «измы» давят на меня неподъёмным грузом. Люблю ни от каких течений не зависящую, свободную поэзию.
«Свободное дыхание» заменяет мне порой наш закрепощённый в предрассудках мир.
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Что делает стихотворение искусством… Каждой стихотворение имеет свою предысторию; появляется оно на свет уже со зрением, слухом и другими «человеческими» функциями, главное же – при рождении оно имеет душу. Вот это сочетание и делает, вероятно, стихи произведениями искусства.
Е. Севрюгина:
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
Очевидно, что это так, принимая во внимание неотделимость социума от культуры. В нынешнюю эпоху тотального общественного раскола и обострения конфликта между Россией и Европой отдельного внимания заслуживает тема информационных войн. Стремление эмоционально воздействовать на зрительскую или читательскую аудиторию с целью формирования у неё определённого взгляда на происходящее в очередной раз превращают литературу в средство широкой пропаганды и даже психологической манипуляции. Подобное приводит к существенному изменению литературного облика в целом, к определённому единообразию жанров и тенденций речевого высказывания, в котором всё чаще прочитывается идеологический подтекст. В этой связи трудно сохранить культурную толерантность по отношению ко всему «инаковому», развивающемуся по иным законам и в иных условиях.
Наряду с этим эстетическая и информационная функции литературы постепенно отходят на второй план, уступая место функции воспитательной и популяризаторской, как уже было сказано. В поэзии и прозе появилась новая ниша, которую условно можно определить как «литературу быстрого реагирования». У этого явления есть даже географическая локализация – всё громче звучат голоса поэтов Донбасса – авторов военной патриотической лирики, затрагивающей злободневные вопросы текущего момента истории. Вызывает некоторые опасения тот факт, что в очередной раз стали пересматриваться школьные программы по литературе: какие-то произведения в свете сегодняшнего дня кажутся уже неактуальными, какие-то вернулись «с пыльных полок» в повседневный образовательный обиход.
Пугают и нынешние условия жёсткой цензуры, устанавливающей чёткие границы дозволенного и непозволительного в контексте художественного высказывания. Остаётся только надеяться, что всё это временно и рано или поздно «вечные темы» поэзии и прозы станут так же востребованы и важны.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины XXI века?
Процесс осмысления текущих культурных и литературных процессов происходит непрерывно, чему во многом способствуют школа современной критики и актуальные литературоведческие работы. Думается, собрать в единую систему имеющиеся знания о происходящем в данной сфере удастся не ранее, чем к началу нового, двадцать второго, века – когда многообразие течений и направлений, формирующихся в условиях культурного плюрализма и социальных потрясений, сложится в единый облик столетия, аккумулирующего достижения прошлого и предопределяющего пути развития будущего культуры.
Современная поэзия, как русская, так и зарубежная, стала ведущей формой репрезентации духовного облика нового поколения, его морально-мировоззренческой ценностной шкалы. Все ведущие достижения века двадцатого, с характерным для него постмодернистским взглядом на мир, господствующими пессимистическими настроениями, порождёнными десакрализацией социума, с его культурной эклектикой и тенденцией к индивидуализму, существенно повлияли на облик нынешней поэзии. В ней позиционируются новые принципы взаимодействия автора и аудитории, согласно которым прямое обращение к читателю / слушателю заменяется непрямым высказыванием и размытостью субъекта речи, его растворённостью в общем смысловом фоне художественного текста.
В то же время сейчас эта утраченная тенденция вновь возвращается, поскольку разговор автора с аудиторией «от сердца к сердцу» – условие, необходимое для пропаганды актуально значимых целей и ценностей, а также востребованных моделей социального поведения.
Однако мы ещё в самом начале эпохи, в её первой четверти, поэтому делать общие выводы и «расшифровывать» её актуальные культурные смыслы пока рановато.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея, позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма, оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Безусловно, школа современной литературной критики будет существовать до тех пор, пока существует и сама литература. При этом исключительно важна её конструктивность, направленность на глобальное осмысление господствующих в культуре тенденций, находящих своё отражение в творчестве отдельных авторов.
Субъективизм и так называемая «вкусовщина», проявляемые в ходе оценки художественных достоинств и недостатков конкретных текстов литературы, увы, неизбежны. У каждого критика свой взгляд на творчество и на то, что в нём может быть оценено со знаком плюс или минус. Главное – при любом подходе сохранять лояльность и доброжелательность по отношению к тому, кто подвергается критической оценке. Профессиональный критик должен высказывать свои замечания/наблюдения не в строго категоричном, а сугубо рекомендательном плане. Именно такой подход способствует в дальнейшем творческому развитию писателя или поэта, перед которым поставлены конкретные цели и перспективы самоусовершенствования.
В этом смысле образцом может служить один из самых перспективных и популярных на сегодняшний день критический проект «Полёт разборов», основателями которого являются Борис Кутенков и Марина Яуре. Цитируя собственную статью о проекте, опубликованную в журнале Формаслов, ещё раз отмечу, что «это действительно полёт, где автор рассматривается не под литературоведческой лупой, исследующей только язык и стиль как техническую составляющую творческого процесса, а через телескоп будущего, видя себя во всём потенциале возможностей. Если автор достаточно умён и не страдает синдромом звёздной болезни, то после такой критики он, возможно, серьёзно задумается или даже кардинально пересмотрит своё творчество. Он увидит, каким смог бы стать при желании и работе над собой».
Соответственно, критика, продолжая оставаться «делом вкуса», всё же должна содержать в себе некие общие, более/менее объективные критерии оценки художественного произведения, позволяющие начинающему или даже маститому автору ориентироваться в современном литературном пространстве. При этом критика не должна быть сфокусирована на чём-то конкретном, а, напротив, давать комплексную, системную, оценку творчества того или иного автора, успешность которого в литературной среде определяется способностью профессионально сочетать все составляющие художественного текста (включая форму, содержание, оригинальность и т.д.)
Единственное, пожалуй, качество, которое действительно может претендовать на роль главного объекта изучения современной критики, связано со способностью автора (поэта или прозаика) органично существовать в современном культурном континууме, не теряя при этом собственной индивидуальности. Литература, сочетающая в себе общие тенденции и «лица необщее выраженье», заведомо «обречена» на успех.
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
Не рискну относить своё творчество к какому-либо конкретному направлению. Хотя бы потому, что для этого нужно иметь достаточно хорошую литературоведческую базу, позволяющую охарактеризовать тот или иной большой стиль в литературе по определённому набору конституирующих признаков.
Также не могу сказать, насколько целесообразно выделять именно концептуализм и метареализм в качестве ведущих направлений лирики на сегодняшний день. Метареализм, концептуализм, урбанизм, экспрессионизм — вот лишь неполный перечень современных литературных течений. Каждое из них отличается своей поэтикой и системой ценностно-художественных ориентаций, что ставит перед современным автором (поэтом или прозаиком) непростую задачу самоидентификации.
Впрочем, отчасти подобное суждение справедливо, если учесть, что именно эти два направления дают два кардинально противоположных взгляда на способ организации художественной реальности. Практика концептуализма предполагает обнаружение потустороннего мира в рамках привычного языка и рутинного существования:
Куриный суп, бывает, варишь
А в супе курица лежит
И сердце у тебя дрожит
И ты ей говоришь: Товарищь! —
Тамбовский волк тебе товарищ! —
И губы у нее дрожат
Мне имя есть Анавелах
И жаркий аравийский прах —
Мне товарищ
(Дмитрий Пригов)
Что касается метареализма, то он, напротив, изначально оперирует метареалиями, осколками мифа, абстрагируясь от конкретики, мешающей стремиться к конечным областям значений. Здесь сама реальность не заостряется и не укрупняется в отдельных своих проявлениях, а нарочито усложняется, показывая текучесть и недискретность бытия, раскрывая мир как реализм «многих реальностей, связанных непрерывностью внутренних переходов и взаимопревращений».
Уникальным поэтом современности, сумевшим объединить в своём творчестве две эти противоречивые тенденции, можно назвать уральского самородка Александра Петрушкина. Пользуясь инструментарием материального мира, отталкиваясь от конкретных вещей и предметов, он создаёт предельно абстрактную, нематериализованную реальность; и наоборот абстрактные предметы обретают в его стихах свою фактуру, становятся плотными, ощутимыми. Недавно поэт ушёл от нас, но остались его гениальные тексты:
Всё дышит – даже если этот
звук внутри, и оттого нам не заметен,
не заметён как шахматы в свой стук,
в улитку лёгких, что теперь стозевны,
растут, как дерево сквозь зимы, как игру,
где катятся в повозке земли звери.
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Многие читатели и даже сами поэты полагают, что хорошее произведение должно, так сказать, прикоснуться к душе человека и пройти через его сердце.
Не могу отрицать, что это действительно так, но это только начало пути, после чего, безусловно, начинается самое интересное и увлекательное. Поэзия должна изменить читателя, помочь ему обнаружить нечто новое в себе и в мире.
Как электролиз меняет состав воды, так поэзия изменяет человека. Да, именно это главное!
Он выходит из поэзии, как из вод Иордана, обновлённым - что-то в нем навсегда меняется, и мир становится другим.
Хочу немного вспомнить свою статью «Время поэзии», опубликованную в альманахе «сорок пятая параллель» в связи с моим первым судейством на конкурсе «45 калибр». Вот что мне было важно отметить для себя и для потенциальных участников:
«Многие авторы мастерски овладели технической стороной вопроса, не осознавая в полной мере некоторых важных вещей. Например, того факта, что подлинного поэта отличает не следование какой-либо литературной традиции, не богатство рифмы и чёткое попадание в размер, даже не обилие художественных образов, а обязательное наличие своего поэтического «я», своего уникального взгляда на мир. Это именно то, что порождает и величие замысла, и свободу самовыражения, и отказ от общепринятых стандартов идеальности текста во имя его уникальности.
Любая неточность и кажущаяся небрежность рифмы, любое несоблюдение таких технических формальностей, как поэтический размер, длина строки, способ рифмовки могут быть прощены, если автор способен подчинить художественные средства величию замысла. Создать не просто яркую лубочную картинку, а новый портал, в который каждый читатель сможет полностью погрузиться – провалиться, как в кроличью нору, а потом вынырнуть и осознать, что мир оказывается не такой, каким он себе его представлял».
Поэтому я призываю всех авторов дать волю своему внутреннему ребёнку, намеренно отказаться от общепринятых канонов в творчестве и показать свою свободу и смелость.
Вл. Кузнецов:
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
Наверное, есть смысл отделить Поэзию, как таковую, от цехового занятия.
Никаких проблем, циклов, этапов и т.п. быть не может. Поэзия – суть Гармония.
А Гармония – тот божественный промысел, причастность к которому оберегает человека от истребления среды собственного обитания. Спасает души от саморазрушения.
Проблем писательского цеха не перечесть.
Наше время я определяю эпохой вырождения. Любого из искусств. Искусство Слова – не исключение.
Все глобальные проблемы социума, так или иначе, отражаются Искусством.
Иной вопрос – какое место среди Искусств занимает сегодня Поэзия.
Ответ очевиден – никакое. Иной ответ – ступайте в храм. Третий – по камерной иерархии...(не озвучивается).
Почему...
Не нужна власти. Ориентация общества на стадность. Стадо ориентируют на командное послушание, но не на образное созерцание.
Не нужна. Далее – по цепочке... Рыночное существование. Бюджетное нищенство. Отсутствие идей, целей, героев и т.д. и т.п. Бездуховность.
Обратная сторона медали связана с самовыдвижением литератора.
Клинические прожекты – вроде «Страны Поэтов». Сайты свободной регистрации. Тираж на собственные деньги.
Можно перечислять долго... Коротко – создана та дегенеративная среда, которая мгновенно отправила литературу к первозданному хаосу.
Я умышленно не отделяю произведения литературной элиты. Не называю Авторов – живущих и ушедших – тиражируемых самостоятельно или наследниками. Литературный бренд имеет приличный инерционный запас времени.
Если это переходный период – значит будем греться у костров.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины
XXI века?
Я не понимаю – кто станет этим заниматься... Мы дожили до того времени, когда авторы-дети выпускают книги-рецензии творчества авторов-отцов. В Академических театрах худруки-отцы, увешенные до пят регалиями, ставят пьесы своих сыновей. Шабаш по сценам. Корпоративные гастроли...
Творчество отдельных Авторов, безусловно, будет исследоваться.
Поэтическая картина нынешнего века.... Я не оптимист.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея,
позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма,
оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Я не цеховик... Моё мнение ничего не значит.
То, что литература нуждается в цензе – неоспоримо. Но если нет обратной связи – какой спрос с литератора.
Внутренний ценз – это не рыночный торг. Рынок прост – собирай толпу, голосующую рублём.
Не важно – чем и как. Собирай. ..
Вот и собирают.
Довлатовская мысль о том, что таланту не нужен редактор, а бездарю он не поможет – сегодня не актуальна.
И таланту и бездарю теперь нужны деньги. Бюджетные или собственные.
Тогда есть смысл подумать о тираже. О формировании имиджа. О целевой аудитории. И т.д.
Писанина существует исключительно в границах жизни.
Раскрученный бренд может существовать на тираже долго.
О профессионализме и оригинальности, за отсутствием культурных рамок, дискуссировать не правомерно.
То же – что о правилах, которых давно нет.
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
Я люблю отдельные стихи. Разных Авторов. Разных направлений.
Были времена, когда Поэзия генерировала идеи. Их подхватывали, развивали. Материализацией и воплощением занимались гении и таланты. Поэтический дар почитался, как божественный промысел.
О чём говорить сегодня... Некоторое время тому назад подискутировали на предмет образа внутри метафоры. Договорились до метаболы. Потом вспомнили, что метабола существовала ещё в Древней Греции.
Короче Поэзия дошла до паперти... Всё воруем – мысли, чувства и хорошие слова... – кажется, так у Дольского.
Объективно. Я с интересом разбираюсь в том, как пишет Кабанов Александр. Это не так и сложно.
Но очень затратно. Во всех смыслах. Мета-существование требует от Поэта не только особого склада, настроя и виртуозного владения словом. Но и духовной отстраненности. Но и душевного равновесии...
Но и абсолютной независимости. Которой нет и не будет
Иное – концептуального писание. Оно требует только большой начитанности и примитивного умения красть.
Это комбинаторика чувств мыслей идей образов... Бесконечная вариативность наследия.
Но из всего этого можно складывать нечто оригинальное. Можно.
Кстати сказанное распространяется и на Перевод.
Это как в поисковике – наиболее употребимое проявляется первым. Мозг – тот же поисковик.
Доходит иногда до крайностей компьютерного концептуализма. Не о них.
Не вижу смысла в цитировании отдельных строф.
Если я когда-то заучил на слух 4-5-ть сотен текстов Высоцкого – не значит, что они мной любимы пожизненно.
Что их Автор почитаем мной. Вовсе нет. Просто заучены и воспроизводятся – на раз.
Я много знаю наизусть – какие там – пару строф...
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Можно перечислять долго. В идеале – ты пишешь о том, что интересует и волнует тебя.
Интимнейшее занятие. Исповедальное...
И выставляешь текст на всеобщее обозрение. Это болезнь.
Пограничное болезненное состояние таланта.
И всё. Стих живёт своей жизнью. Взывает к сочувствию. Надеется на соучастие. Боится и ждёт той цепной реакции, которая может закончится ядерным взрывом...
Всего этого может не быть. Это так – грёбаный идеализм.
Конечно, в этом участвует Время. Конечно, решает Читатель.
А также конъюнктура, редактура, пиар, тираж и т.д. и т.п.
При том – зачастую решала Власть. По щелчку...
У Искусства есть неоспоримое свойство. Его настоящее произведение – не стареет.
Всё одно – возвращаемся ко времени.
Есть оно у сегодняшнего творца или совсем его не осталось..
Такие времена. Отключат свет и газ – станут топить книжками...
Приговаривая: ...У лукоморья дуб зелёный...
М. Шейхова:
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
В целом не считаю, что каждое поколение поэтов может переживать переходный период в масштабах исторического времени, в личном измерении – да. Поэты могут и не раз переживать такой этап в своем развитии. У каждой эпохи свои вызовы, свое лицо, каждое поколение поэтов как-то определяется по отношению к нему или к литературной традиции, хотя переходный период в рамках исторического времени возможен. Время слома советского государства, на мой взгляд, было неким переходным периодом для авторов, белее тесно связанных в творчестве со своим временем, социально или политически ориентированных. Некоторые авторы замолчали насовсем, потому что традиция той системы ценностей, языка, стиля уже оказалась абсолютно в другой реальности, устарела, а новая еще не нащупалась ими, не создалась. На какого читателя ориентироваться? Какую позицию выбрать по отношению к новой реальности? Это время, наверное, было переходным или завершившимся для одних, для других – нет. В нашей дагестанской литературы это был период паузы. По-старому не писали, новое не созрело. И лишь спустя примерно лет 10 -15 началась оживление литературного процесса. Скорость преобразований и изменений растет, границы эпох меняются. И вот события на Украине вызвали определенные сдвиги в рельефе литературной жизни, обозначили значимость или необходимость самоопределения в этой исторической реальности, начали меняться авторитеты. Можно, конечно, петь о вечном на пиру во время чумы, но отрицать влияние исторических событий на жизнь литературы нелепо, да и не в традициях русской литературы. Идут разнонаправленные процессы, но в целом переходность литературного процесса сейчас так или иначе присутствует.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины XXI века?
Ближний и дальний свет рассмотрения всегда присутствуют, и кому доверять больше – трудно сказать. Все определяют конкретные имена, конкретные работы, и повезет ли нам с ними – время покажет. Может, скоро грянут такие времена, что наше покажется широкому читателю незначимым, лишь историки литературы будут бороздить это поле еще с полвека. Но думаю, что все же время наше богато яркими поэтическими именами, даже если они еще не получили общероссийскую известность, и не исключаю, что расшифровка и осмысление поэтической картины 21 века потребует целиком этого всего времени. Если мир устоит, конечно, дай–то Бог.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея, позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма, оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Как и во всем, вкус тоже играет роль в выборе критиком объекта своего исследования. Личные пристрастия, просьбы, обязанности. И содержательные материалы, и не привлекающие ничем внимание читателя существуют на равных, не становясь событием. Раздробленность обилия виной или отсутствие интереса к критике, или скукоживание читающей аудитории – не знаю, но критика мало что определяет сегодня, на мой взгляд. Есть модные (популярные) имена критиков, но есть ли критика, если за ней нет мыслителя и личности большого масштаба?
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
Эти направления меня интересуют в той мере, в какой надо иметь о них представления для пополнения своих знаний, а в процессе творчества они меня абсолютно не интересуют. Пишу, как на душу тема ложится, а потом обнаруживаю признаки метареализма, реализма и т.д. Главное – достичь силы выражения мысли, образа, а чем достигается – неважно. В недрах твоего сознания идет другая работа, что из него и как извлекается, об этом не думаешь. Только со стороны посмотрев, можно проанализировать, но и это мне не интересно. Есть понимание, что не получилось или получилось. А анализ я включаю, когда пишу статью о творчестве других авторов.
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Катарсис. Но если только на него ориентироваться, многие прекрасные произведения останутся за бортом. «Заразность» переданного поэтического состояния, очищающие душу различные чувства или облако чувств, точность и афористичность выражения мысли, смелость, новизна, мастерство… И еще Бог знает что, неизъяснимое и разное… Можно пытаться объяснить, но я не могу найти точного и внятного ответа.
А.Ю. Закуренко:
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
Мне сложно говорить о переходном периоде, поскольку не определено, что считать, скажем – периодом непереходным, константой, что ли? Или устоявшимся видом культуры? То, что вообще мы куда-то переходим – страной, народом, шире, всем человечеством – это факт. С другой стороны, такие переходы в историческом плане могут не совпадать с переходами внутри культуры. Нет прямой зависимости.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины XXI века?
Картина нашего века только рисуется. Сказать, что сейчас есть что-то радикально новое по отношению ко второй половине 20 века я не могу. Скорее, речь идет не о видоизменении, а о разделении на внешнее и внутреннее. Накопление какое-то. Осмысления у нас нет ни одой картины литературы, так что нам бы хотя бы золотой век или серебряный осмыслить. Я не вижу сил на осмысления у своих собратьев-критиков, или философов. Устаревшие методологии, членящие историю культуры на эпохи – уже не работают. Данте – Средние века или Возрождение, так же. как и Вийон. Чехов – Золотой век или Серебряный.
Почти каждая фигура оказывается пограничной.
Гоголь – больший модернист, чем Булгаков.
Кафка и Хармс – большие рационалисты, чем Гумилев или Борхес.
Я в своей диссертации предлагаю искать другие основания для понимания текста. Привязка к романтизму, реализму, – часто дает эффект ложного ожидания, мы знаем, что, условно, Пушкин – реалист, и не видим потрясающий игры стилями и голосами в Онегине. И ждем от Онегина того, что там маргинально, не замечая главного. Произведения можно вырывать из контекста и видеть в них вариации устойчивых смысловых комплексов (я их называю инвариантами). Ну это не задача критиков – это интересная научная задача. Как оценивать текст без всех этих подпорок – историко-культурного контекста, измов, моральных и идеологических памперсов.
Что-то вроде гуссерлевской редукции – только в отношении не сознания, а текста.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея, позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма, оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Я не могу рассуждать о критике отвлеченно. Это – практика. С моей точки зрения критики сейчас нет. Как института. Есть отдельные умные люди. Которые пишут о своих друзьях или о идеологически близких текстах. Это никак с критикой не связано. Если же говорить о профессии – то идеальный критик как раз не ищет в тексте то, что перечислено в скобках – а ищет ровно то, что есть в тексте. Не вчитывает свои идеи в чужое создание, а честно и последовательно снимает слой за слоем в этом текстовом пироге. Никакому не отдавая предпочтения.
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
Я совсем не люблю концептуализм, а что такое метареализм, вообще не знаю. Никогда не думал, к какому направлению я могу принадлежать. Меня и традиционалистом именовали, и фундаменталистом. И экспериментатором, и представителем университетской лирики. Не знаю, даже не думаю об этом, вот пусть критики и думают. То же самое и о любимых мною стихотворениях и авторах. Мне не важно, к какому направлению принадлежит или не принадлежит автор. Меня стихи или цепляют, и тогда я вхожу в них, чувствую, думаю, сострадаю, радуюсь или грущу. Ну или если не трогают, я включаю свою филологическую часть и даю поработать ей. А она занимается уже анализом.
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Что. Владение формой как необходимое условие. Полное и безоговорочное. Когда рифма, метрика, строфика – пластилин в руках ваятеля. И когда они все служат его главной цели. А какой – это уж автор сам определяет.
Как. Техники мало, чтобы текст стал произведением. И вот тут уже как не помогает. Я бы сказал, стихотворение живет, как живет автор, как у него болит и как он сам болит в ответ на мир. Как соотносит себя с людьми, близкими, дальними, своей страной, другими странами, историей, прошлым и т.д. Как любит язык, родной, родные, чужие. Вообще как любит.
Я уверен, что без любви и что, и как распадутся. Но не к себе и к своему творчеству. И без стыда. За себя, страну, все то ужасное, что мы делаем на земле.
Но эти категории – любовь и стыд – никакого отношения к литературоведению не имеют.
Внимание! Обсуждение: 18+, встречается ненормативная лексика!
Редколлегия, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 176471 от 15.08.2023
2 | 81 | 592 | 29.11.2024. 17:32:00
Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:21:13
Саша, предложенная тобой форма (один вопрос и несколько ответов) ещё менее динамична, чем вопрос-ответ. Она только создаст путаницу, и потеряется лицо каждого участника, которое можно увидеть сквозь несколько высказываний подряд.
Я уже публиковала в рубрике "Круглые столы", проходившие на других ресурсах:
https://poezia.ru/works/169913
https://poezia.ru/works/170920
Вариации формы возможны между вопросами в выступлении каждого участника и вопросами сверху и дальше - ответами под номерами.
Во второй части вопросы более сложные и длинные, поэтому они будут вынесены в начало.
О лапидарности. Поскольку конференция проходит онлайн, каждому участнику предлагается возможность высказаться в удобной ему форме. Ограничения длины высказывания присутствуют. Но, в отличие от блиц-опроса на улице, поднимаемые вопросы таковы, что ответить на них одной-двумя фразами бывает ммм... несколько трудновато.
О рефлексии. Любопытно, что первой реакцией на размещённый материал стало обсуждение технических деталей: как правильно зал украшать, куда микрофоны подключать, и с какой стороны бутылку с минералкой ставить. Это само по себе является наглядной иллюстрацией к проблемам современной поэзии.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:21:35
А я, вообще, не поняла, кто участники мероприятия, кто задаёт вопросы и кто отвечает. Вопросы исходят только от руководителя рубрики или участники круглого стола тоже могут их формулировать? Присутствуют кое-где фамилии, но это не вносит ясности. Вопросы были заданы только определённым людям или можно подключиться любому?
Согласна с Александром Шведовым, формат не очень впечатляет. Задаётся вопрос и под ним должны быть представлены разнообразные ответы. И само мероприятие должно быть как-то прорекламировано, чтобы подключилось больше читателей.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:22:03
Тема "круглого стола" и принадлежность его к данному порталу указаны в названии. Вопросы на "круглом столе" задаёт его ведущий - руководитель рубрики. После каждой череды вопросов с ответами указано имя участника и его регалии (изменено: имена участников поставлены перед их высказываниями).
Материал проанонсирован в новостной рубрике Поэзия.ру и в соцсетях.
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:22:24
Любовь Андреевна, так гораздо удобнее читать.
Тема: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:22:54
Спасибо, Александр Владимирович!
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:23:18
Люба, приношу извинения за резкость первого высказывания, это я с утра была невыспавшаяся.
Сейчас перечитываю, и всё мне понятно. Но, видимо, Вы подредактировали текст, перечислили всех участников сразу, оформили части текста шрифтами и пробелами..
В общем, снимаю свои замечания.
Люба, Вы молодец, не стоите на месте, придумываете что-то новое, боретесь с застойностью.
Удач!!!
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:23:37
Спасибо, Вера!
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:24:02
Люба, если на музыкальном концерте неправильно выставить микрофоны, то будет провал.
Что касается сутевого обсуждения, то оно, как правило, разгорается, если в ходе обмена мнениями были высказаны диаметрально противоположные точки зрения…
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:24:22
Саша, мы всё же не на концерте.)
Обсуждение начинается после публикации материалов "к.с.". Вот ты, к примеру, какие проблемы в современной поэзии видишь? Или у неё всё замечательно?
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:24:40
Дык, я же выскажусь во второй части КС:)
Тема: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:24:58
Так и здесь никто не запрещает. А там - уже другие вопросы.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:25:32
А вот в стихах поразмышлял «Последняя пара» https://poezia.ru/works/173033
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:25:44
Саша дорогой...
У нас педагоги любимых учениц по ночам выносят в пакетах на Мойку...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:26:09
Влад, простите за фамильярность, но это не массовое явление, а такие педагоги имеют особенность рядиться в маршальские мундиры с галунами и эполетами, хотя тяжелее стакана и твёрже собственного носа в руках отродясь ничего не держали. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:26:32
Я не моралист, Сергей.
Исключительность морального разложения и чудовищность преступления - это для суда.
Мы беседуем в рамках культурного пространства.
В нём подобная реконструктивная педагогика нормально оплачивается. В нём монструальная вседозволенность обыденна. В нём девочки строят карьеры подобным образом. Уверяю Вас - я в этой теме не понаслышке..
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:27:53
А обсуждение этого сочинения в ЛС было, только чойта я его там не вижу. :о)
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:27:12
Саша, ты не обессудь, что на твою реплику отвечаю. Поскольку все эти стояльцы-рубаки за сермяжную правду оказались таковыми только на словах. А как до дела, так своя рубаха на месте. :о)
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:28:21
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:28:50
Спасибо, Александр Владимирович! Полезный разговор, жаль, что краткий.
Тема мата в поэзии нашего времени - один из симптомов, на мой взгляд. В этом смысле показательны итоги премии "Поэзия" за 2021 г.
Поскольку тексты трудно найти в Рунете, позволю себе привести их в обсуждении.
9 ноября 2021 г. были подведены итоги премии «Поэзия», которую называют преемницей известной премии «Поэт». Стихотворением года назван текст Марии Малиновской «Бело-красно-белый флаг», наполненный матерными выражениями. Стихотворение обращено к возлюбленному лирической героини, который поддерживает протесты в Белоруссии, в то время как она сама находится в Москве.
Мария Малиновская родилась в Гомеле в 1994 году. В 19 лет переехала в Москву, с отличием окончила Литературный институт имени А. М. Горького. Её «Бело-красный-флаг» стал победителем, обойдя стихотворение феминистки Галины Рымбу «Моя вагина». Чтобы поддержать Рымбу, поэтесса Мария Лобанова перевела ей сумму в 300 тысяч рублей в частном порядке, в качестве персональной премии. «Я лично болела за “Мою вагину”. Считаю, что данное стихотворение также очень-очень крутое и достойно первого места», — объяснила свой поступок Лобанова.
М. Малиновская
бело-красно-белый флаг
на твоём фото профиля
я давно уже видела
я не замечала до сих пор
а сегодня когда ты позвонил и кричал
вернее когда я позвонила а ты кричал
вы все провокаторы
звоните выспрашиваете
(а у меня больше никого нет
в этой стране
кроме тебя)
я нажала отбой
и долго смотрела
на бело-красно-белый флаг
пока не увидела
что мой лучший друг
то что называется переобулся
но ты кричал
найди мне там работу
в москве
за сто тыщ меньше не поеду
ну если с проживанием
то и за пятьдесят сойдёт
и я видела
что ничего ты не переобулся
вряд ли даже говоришь по-белорусски
ты просто потерян
слаб
обезличен
как все кого я думала что знаю
потому что я впервые слышу
как ты кричишь
мне
ёбаная овца
тупая конченая сука
вали обратно в свою москву
что ты здесь забыла ...
Полный текст http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2021-41/malinovskaya/?fbclid=IwAR3Nt6bDkkwiCKcly8oJOg...
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:29:18
Текст стихотворения Галины Рымбу:
Тема: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:29:38
Невозможно читать. Мерзость запустения... Простите, уважаемая Любовь...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:29:57
Самое страшное, Владимир Евгеньевич, что не какие-нибудь малоизвестные графоманки, а официально признанные поэтессы, т.с. лица русской словесности. Их стихи цитирует молодёжь и считает, что это круто. Может быть, наши великие литераторы из прошлого и баловались незензурной лексикой, но вряд ли именно они послужили примером для подобного. Оказалось, что отмена государственной цензуры, свобода слова, привела к трагическим последствиям не только для литературы, но и для общества.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:30:16
Такое ощущение, что этим лицам русской словесности, чтобы стать таковыми на людях, необходимо надеть маски... Что, собственно, они и сделали, а под масками пустота, ничто, ничто с примесью пошлинки и кислятины провинциальной… Подобным авторам-авторшам, вероятно, необходима публичность, признание быстрое и полное, ждать они не намерены, и оставаться наедине не желают со своей внутренней испорченностью - и пустотой. А подростковый мат их омолаживает.
Неприкосновенными для критики читательской их делает Литинститут и вроде бы молодой их кружок. Вечно молодой. Но это всё уйдёт, останутся стихи поэтов.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:30:36
В процессе работы над конференциями по проблемам современной поэзии у меня сложилось устойчивое ощущение разделения литературы на каноническую и катакомбную. Какое счастье, что Поэзия.ру принадлежит к разряду закрытых клубов, которые оторваны от официоза! Надеюсь, как и Вы, Владимир Евгеньевич, что время расставит всё на свои места, но оптимизма не испытываю, потому что для сохранения культурного наследия одного времени не достаточно, необходима заинтересованность государства.
Отдельный момент - сайт Стихи.ру. Это вообще нечто трудно классифицируемое, где в огромной массе графомании можно обнаружить стихи настоящих поэтов, и где официоз и катакомбы мирно соседствуют друг с другом.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:30:59
Главное, чтобы этот уголёк поэзии поэты передавали через поколения... Там видно будет, Любовь Андреевна, Бог не выдаст - свинья не съест).
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:31:17
Тем и живы, Владимир Евгеньевич. Уголёк поэзии - это Вы очень точно подметили...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:31:37
А всё-таки чудовищно... Вы замечали? - ах, нет, Вы не в Москве теперь... Каждый день встречаю в метро не просто некрасивых людей, я боюсь произнести, потому что это тоже будет зло... Но про себя говорю, и мне жутко бывает.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:32:04
Если бы люди понимали, что искусства вне нравственности не бывает...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:32:21
У меня есть подозрение, что люди понимают, и, понимая, лукавят, юлят и изворачиваются, придумывая всё новые и новые оправдания духовному уродству.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:32:41
Владимир Евгеньевич, я родом из Ленинграда. В Москве бывала раза три-четыре проездом. Но могу себе представить то, о чём Вы рассказываете. Я застала начало этого процесса в 90-х.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:32:59
Да-да, я знаю, что Вы из Ленинграда.
Простите, зарапортовался).
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:33:21
Стихи Галины Рымбу... Как-то был на вечере в Зверевском центре. Это моя вотчина, Любовь Андреевна, сквер моего детства на Новрязанской, где отец мне тесьмой затягивал гаги – и я болезненно ковылял на небольшом ледяном кругу…
Здесь, в первый раз, я слушал Марию Маркову, приехавшую из Вологды. Худая, словно мёрзнущая от голода, после чтений она подошла и заботливо поправила мне шарф. Вместе с поэтом Евгением Коноваловым и её другом, тоже поэтом, (сейчас не вспомню фамилии)я проводил её до вокзала, и мы попрощались.
Во второй раз там собралась компания из молодых дарований; помню Алексея Григорьева с подругой. Галину Рымбу я тогда увидел впервые.
Всякое искуственно-сценическое создание образа привлекает внимание смотрящего и слушающего. Г.Рымбу создавала этот образ на площадке. Каждый член молодого сообщества занимался тем же самым; выступали эпатажно, вызывающе-ново, словно отвергая всё на свете, кроме мрачного облака или тумана вокруг себя.
Сообщество – построение шаткое, зависящее от воли каждого участника, но духовное сиротство всегда ведёт к объединению в кружки. Судьба этих объединений предрешена раз-навсегда, но они будут возникать и плодить таких самоутверждающихся сирот духа, как Галина Рымбу. С её ненормативно-эпатажной отвратительной лексикой, привлекающей внимание испорченных или обманутых читателей-детей. Можно было бы пожалеть этих горе-новаторов как жертв времени, места, общей бездуховности, но плоды их усилий, действительно, влияют на умы, сердца – и души людей, по крайней мере, смущают последних или вводят в соблазн.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:33:42
Владимир Евгеньевич, так ведь, как говорится, кадры решают всё. Только заведующая библиотекой может разрешить проведение в её стенах вечеров матерного творчества. Только настоятель храма может позволить отдать храм под серию рок-концертов.
Духовное сиротство происходит по причине духовного обнищания. Обратите внимание, как мельчают речевые формулы: прежде говорили "сохранить честь и достоинство", сейчас говорят "сохранить человеческий облик". Но и этого достаточно - сохранить человеческий облик, так ведь не у всех даже с заниженными мерками жить получается.
Что же касается иронии некоторых насчёт того, что и раньше старшие поколения ужасались разложению идущих за ними, но через 3000 лет нашёлся глиняный горшок с написанными на нём сетованиями, - если от нашей эпохи останется лишь кусок кафельной стены с граффити:
Ты не пей из унитаза,
Там микробы и зараза,
Ручку дерни, воду слей,
Пену сдуй, а дальше пей!
вот тогда и посмеёмся.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:34:01
В общем, Любовь Андреевна, будем писать стихи, а там дело Божье). Всё людское, человеческое мы исчерпали, как видно... Разбавим собою время граффити).
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:34:27
В психиатрии болезненная фиксация на своих половых органах характерна для детей дошкольного и раннего школьного возраста. Связывают это как с познавательной функцией, так и с воспалительными процессами в данных органах или наличием глистов. Взрослая же фиксация и демонстрация своих органов публично - это один из элементов парафилии, а именно - эксгибиционизм. Для дамы, наградившей этот текст, характерна другая форма парафилии - вуайеризм. К литературе же оба текста принадлежат разве что по формальному признаку - они написаны графически стихами. По академику Гаспарова этого достаточно, чтобы отнести тексты к стихотворениям. И правда жизни налицо. Правда, правда конкретной дамы, страдающей вышеуказанными расстройствами. У Миллера, Лимонова, Габышева или Сада - все эти темы выражены экспрессивнее. Если все-таки принять формулу Пушкина - глагол жжет сердца людей, а не, прощу прощения, вагины, то перед нами акт аутопсихотерапии, выполненный с помощью определенной техники - записи своих проблем стихотворными строчками.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:34:49
Что ж, выходит больные утверждают моду для здоровых. Клиника.
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:35:44
Тут все сложнее, Любовь Андреевна. Один из главных идеологов постмодерна - Мишель Фуко - автор "Истории тюрем" и "Истории клиник". И из этих эпистем видно, как европейская культура становилась такой, каковой является ныне. Это долгий и сложный процесс. В Средние века, по Бахтину, низовая культура или телесная культура низа (как раз выше продемонстрированная) существовала в единстве с аристократической - книжкой - культурой. И средневековый человек мог смеяться шуткам Рабле о задницах своих великанов, а потом читать переписку Абеляра и Элоизы, или Фому Кемпийского. Постмодерн, отменив иерархию, выпустил задницу на волю, а вот высокая культура ( я ее называю культурой трансцендетных актов) - оказалась в загоне, в резервации.
Что касается болезни, то ведь границы между нормой и болезнью размыты. Особенно в искусстве. Есть высокая болезнь, скажем, Бодлер, Гельдерлин, Батюшков, Тассо или Кафка. Такая болезнь идет от боли за мир, за его несовершенство. А есть болезнь того самого низа, сводящая человека по-базаровски к лягушке...
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:36:17
В дополнение к теме:
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:36:43
Прочитал, потом перечитал. Потом ещё и то, и это. Отрадно, что наши рыцари этого круглого стола оказались на высоте. В основном, хотя могли бы и в главном тоже.
Удивился вопросу номер два. Как будто кто-то, где-то, когда-то сумел расшифровать и осмыслить поэтическую картину хотя бы какого-нибудь века. Прошедшего, естественно, поскольку осмысливать будущее гораздо проще. Особенно - далёкое, ответственности никакой.
А вот Е.Севрюгина весьма огорчила. Подробности готов вербализовать, но ей лично. Буде такой интерес проявлен.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:37:24
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:37:42
Интересно, куда она дальше пойдёт?.. И под каким флагом на сей раз.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:38:11
Доброго вечера всем участникам обсуждения.
По мне, "Проблемы...", вынесенные в заглавие... Для любого стола тема неохватная. Это для пленумов и симпозиумов...
Всё одно - комичный посыл. Немного.
Я подозревал, что матерщины в обсуждении не избежать. Объективно - в Поэзии запретного почти нет.
Если Автор владеет сниженной лексикой органично - почему бы нет. Если сюжет подразумевает.
Но Автор и высоким слогом обязан (а) владеть подобающе.
И главное - у Читателя не должно возникать сомнений в том, что это - Поэзия.
Есть у всякой медали обратная сторона.
Если примитивные поделки выдаются за шедевры, поощряются и награждаются - это стимул для подражательства. Всякий прецедент быстро становится нормой. Не требующий излишних усилий коммерческий успех матерщины очевиден.
Без заказа, посыла и поощрения он невозможен.
Как разъяснял знаменитый авторитет в произведении о криминальной вседозволенности - ...
— Да, дурость российская неистребима.
— А не кажется ли вам, Сергей Александрович, что эта дурость очень хорошо организована?
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:38:33
Ну, да. Нуда. И, в общем, кагбэ - да.
А стоит различать, какой посол,
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:39:02
Здравствуйте, Владислав.
Можно, конечно, назвать: "Проблемы правой руки" или "Диагноз мочки левого уха", но ведь всё равно, в конце концов, придём к проблемам организма в целом. Комично? Вероятно, если не ты не часть этого организма. Заметьте, что мат не в обсуждении, как таковом, а в приведённых примерах из официального мейнстрима. И дело даже не в мате, а в замещении поэзии всем чем угодно, кроме поэзии. И очень похоже на хорошо продуманный и организованный слив нашей лит-ры (если верить теориям заговора) или на её стихийную деволюцию.
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:39:29
Тема: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:40:05
"Грязные позиции в классическом балете недопустимы. Фальшь в опере тоже.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:40:23
Есть и такая тенденция. Но все-таки в Большом танцуют как положено. Насчет опер я этого уж так уверенно не скажу. Была какая-то жуткая постановка "Онегина", которой возмущалась Г. Вишневская.
Тема: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:40:57
Современный балет https://youtu.be/LzXAYa5GHjc
https://youtu.be/_YdKxaHL_p4 с 4:14
Современная опера https://youtu.be/i6BySOI8SM8
Так что, как бы это помягче сказать, все виды искусства развиваются в одном ключе.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:41:19
Я же говорю о классических операх и балетах, а не о современных.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:42:02
Здравствуйте Любовь.
Да бог с ним, с матом. Нормальный автор определяется стилем.
Всё инородное выдавливается естественно.
Искусство - не проблема всего организма.
Элитарность культурная несовместна с элитарностью социальной. Мы с некоторых пор живём в кастовом государстве. Имеем ровно ту культуру, которая устраивает социальную элиту. Ориентированную на пространства глобальные.
Оттого внутреннее культурное пространство, с некоторых пор - среда регрессивная. Трендовая. Хайповая. Это не заговор, наверное...
Это иная ориентация. Соблазн глобального владычества. Семейно-клановое освоение.
Серьёзная комплексная проблема, которой заниматься никто не намерен.
Повторяюсь - в кастовом государстве - нормально.
Распределение не по надобности. Восхваление не по таланту...
Культура начинается в семье. В детском саду. В начальной школе. У нас же дети выпускаются в жизнь согласно тестовой системе, придуманной когда-то для тестирования уголовных дебилов.
Не бодро, Любовь...
Но нет худа без добра.
Если ты не являешься частью организма - законы его жизнедеятельности тебя мало беспокоят.
Его гибель тебе ничем не угрожает.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:42:22
Владислав, а что ставит в пермском Драмтеатре главный режиссёр знаменитый Мильграм?!
Это называется новаторством и достижениями
современного драматического искусства - герои бегают по сцене совершенно голыми, со сцены звучит в большом количестве мат, а главное - всё превращается в мьюзиклы, даже Достоевский.
Слышала, что аристократическая театральная публика в Санкт-Петербурге во время гастролей пермского драмтеатра дружно покинула зал, когда шёл спектакль с голыми артистами и с матом. И потребовала вернуть деньги за билеты.
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:42:47
Всё объяснимо, Вера.
Театральный режиссёр, с некоторых пор, существует в двух ипостасях - режиссёр-отец (иначе худрук) и режиссёр-любовник (наёмник).
На первом - дом, семья, гости... Ответственность.
На втором - только удовольствие. Обычно - собственное удовлетворение.
Постановка теперь - проект. В идеале - прибыль.
Артисты теперь - отдельная тема.
И самое страшное - для всех - пустой зал...
Мильграм - антрепренёр. Бизнесмен от театра.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:43:14
С большим интересом прочитал всё. Много сказано верного, умного, искреннего. Разговор очень нужный,
необходимый для всех. Понимаю и принимаю просьбу о
лапидарности, попробую сказать коротко о каждом из
участников круглого стола по отдельности, а не в одном
тексте.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:43:31
Благодарю Вас, Владимир Петрович, за Ваше участие в обсуждении!
Тема: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:43:51
Это Вам большое спасибо, Любовь Андреевна! За то, что так чутко дирижируете этим оркестром,
где каждый сам полифоничен. Собирался за это Вас
поблагодарить после того, как прокомментирую тексты всех участников. И ещё хотел сказать - было бы очень интересно услышать Ваши ответы на вопросы круглого стола. Оставшиеся три коротких комментария думаю написать, но боюсь, что и так слишком расписался, это со мной бывает, каюсь. Ну, обсуждать, так обсуждать.
Тема: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:44:09
Надеюсь, Владимир Петрович, что чутко, потому что оркестр у нас, без преувеличения, замечательный. Рада Вашему интересу к КС, и не нужно бояться участвовать и высказывать своё мнение. Это не тот случай, когда лучше промолчать, поскольку если не мы скажем, то скажут другие (и вовсю говорят), и куда деваться бедному читателю, несчастной огугленной молодёжи? Всё же остаётся надежда, что нас кто-нибудь услышит сейчас или в другом времени.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:44:27
Спасибо Вам за предложенное мне слово, я найду для него время.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:44:55
1. Считаете ли вы, что в наше время поэзия переживает переходный период? Почему?
Если считать переходным периодом балансирование на краю пропасти, то - да, переживает. А вот переживёт ли, мы с вами, наверное, уже не увидим.
Поэзия, как и всё искусство, вся культура, сейчас находится на грани вымирания. Поступив на рынок в качестве товара, она выхолащивается до неузнаваемости хотя бы по причине того, что:
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво...
Литературное наследие прошлых славных веков подаётся обществу как пережиток (так сейчас не пишут), некий интеллектуальный реликт, на который стоит разок глянуть в музее и забыть.
Если ситуация не изменится, поэзия (не путать с рифмованными текстами) скоро перейдёт на нелегальное положение даже в России.
2. Сколько времени может пройти до расшифровки и осмысления поэтической картины XXI века?
Сегодня мы относительно ясно видим картину 19-го века, но и в ней всё ещё существует немало пробелов. И это - учитывая, что в 20-м веке над составлением Серебряной мозаики трудилось не одно поколение специалистов, а в веке 19-м не было Интернета и возможности для каждого, кто пожелает, издать книгу со своими литературными опытами. Найдутся ли желающие разгребать современные авгиевы конюшни без всякого интереса со стороны официальной культуры? И возможно ли вообще отделить зёрна от плевел в бездне, где все они перемешаны? Остаётся только надеяться на чудо или не надеяться и писать для тех немногих людей, которые не утратили чувство прекрасного.
3. Современная литературная критика это дело вкуса? Нужна ли критике идея, позволяющая сфокусировать внимание на чём-то конкретном (содержание, форма, оригинальность, профессионализм, национальная идея)?
Я не наблюдаю признаков существования официальной современной критики как литературного института. Сегодня критиком может стать каждый, как, впрочем, и поэтом. Но вырастить хорошего критика гораздо сложнее, чем хорошего поэта.
То, что сейчас называют критикой, действительно дело вкуса и, что ещё хуже, вкусовщины. Нет никаких критериев там, где размыто само понятие поэзии. Настоящий русский критик является рыцарем русского языка в первую очередь.
У нас на сайте есть один такой специалист, профессионал высочайшего уровня. Больно видеть, как его попытки донести своё мнение нередко заканчиваются ответными репликами типа: "вы не поэт, вам не понять" и т.п.
Но профессионалу не нужно быть поэтом, чтобы почувствовать фальшь там, где её не должно быть (в переводах, например) или распознать стилистические и орфографические ошибки в текстах, принадлежащих как малым, так и великим. Настоящий критик воспринимает язык как живой организм и не может закрывать глаза на болезнь, какими бы ни были отговорки пациентов. Представьте, что к врачу приходит человек, занимающийся альпинизмом, и у которого, скажем, проблемы с желудком. Врач ставит диагноз и запрещает есть пряное и перчёное. Пациент приходит в негодование и гневно заявляет, что врач-де не был в его шкуре, что он не альпинист, что он, пациент, личность широко известная и прославленная, - а потому врач не может понять, как это не есть того, что хочется, и должен пойти вон.
Примерно так выглядит нынешняя картина общения профессионального критика с учёной степенью в области филологии с некоторыми поэтами и переводчиками.
4. Концептуализм и метареализм. К какому из этих двух основных направлений лирики принадлежат ваши (или ваши любимые) современные стихотворения? Если к другому, назовите его. Приведите примеры (1-2 строфы из стихотворения).
Мои стихотворения растут как из акмеизма и постакмеизма (это Н. Гумилёв, О. Мандельштам, ранняя Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Лев Лосев, Юнна Мориц, Александр Кушнер, Ольга Седакова и др. Арсений Тарковский, Мария Петровых, Георгий Оболдуев и часть «фронтового поколения» — Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Семен Липкин. К ним близка и Инна Лиснянская, хотя по возрасту она ближе к следующему поколению), так и из метареализма (Иван Жданов, Александр Еременко и Алексей Парщиков).
Меня привлекает тяга к мифу. Поэт создает своего рода авторскую мифологию, в которой всегда центральное место занимает мифологизированный образ творчества — поэзия должна отвечать на вопрос, в чем ее исток, сила, судьба.
И при этом поэзия может ни на что не отвечать, а сама спрашивать или молчать, вслушиваясь, но это уже метареализм. Мне это интересно.
5. Что и как делает из стихотворения произведение искусства?
Замечательно ответили на этот вопрос А.В. Флоря и А.Ю. Закуренко. Сложно что-то добавить. Пожалуй, только одно: чем меньше в стихотворении личности его создателя (оригинальности, речевых привычек и т.п.), тем больше пространства высвобождается для живой поэтической субстанции. Соответственно, чем выше в стихах концентрация поэзии, тем они ближе к произведению искусства. И не стоит бояться утраты авторского почерка, он никуда не денется, а вот всё наносное - отскочит.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:49:06
Не в обиду будет сказано всем участникам Круглого стола, но, на мой взгляд, ответы на вопросы дискуссии самого организатора этого стола и члена редколлегии Берёзкиной Л.А. самые глубокие, чёткие, изложенные в доступной форме и интересные. Я рада, что в редколлегии сайта "Поэзия.ру" есть такой грамотный и профессионально образованный человек со своей собственной позицией и со своим собственным независимым взглядом на литературный процесс.
То, что я ещё скажу, не относится к обсуждаемой теме, но это влияет на общую ситуацию на сайте. Любовь Андреевна - не только творческая личность, но и человек внимательный, отзывчивый, неконфликтный, относящийся с уважением к пишущей братии, что тоже имеет большое значение при общении с ней и при обращении к ней как члену редколлегии с какими-то проблемами.
Александр Владимирович, Ваше мнение, как всегда, заслуживает особого внимания, но в данном случае меня привлекли высказывания Любы Берёзкиной. Не обижайтесь.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:49:23
Не обижаюсь. Мне это тоже нравится.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:49:44
Спасибо, Вера! Лестно такое слышать.
Буду рада, если моё мнение кому-то пригодится.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:50:10
Любовь Андреевна, очень хорошее дополнение в п. 5
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:50:34
Спасибо, Александр Владимирович! Рада оказаться полезной.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:51:15
Любовь Андреевна, - о Ваших ответах на вопросы
по пунктам. 1.Согласен с Вашей тревогой, пытаюсь
надеяться на лучшее, это и о выживании языка.
2. Да, взгляд из будущего какой-то придёт, чудом.
Хоть одну свою травинку должен оставить каждый. 3. Согласен, быть настоящим критиком сейчас, на страже языка, поэзии и критериев - сверхтрудно. Если таковые и появляются, то они обречены пока на злость и глумление отовсюду. 4. У Вас авторитеты замечательные и крепкие корни, и при этом Вы на своей воле, как и предназначено поэту. 5. По самой высокой мерке с мыслью согласен, об отряхивании себя бренного. Но переход от души к духу не всем по силам и судьбе. Спасибо Вам, Любовь Андреевна, за гостеприимный Круглый стол и Ваше вдумчивое и искреннее выступление.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:51:43
Стол, по-моему, чересчур гостеприимный. ИМХО, не обязательно давать место за ним этим матерящимся особам. Упомянуть их - и довольно, а цитировать - много чести. Мы все-таки говорим о прекрасном.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:52:05
Александр Владимирович, мы говорим о различиях между прекрасным и ужасным. У некоторых наших современников эти понятия перевёрнуты с ног на голову. Теперешний читатель не тот, что был раньше, у него нет времени, чтобы искать в Интернете, что там такого написала Малиновская, например. Он просто пройдёт мимо с усмешкой, мол, опять за одно матерное словечко автора охаивают. Поэтому стоит, нмв, показать "товар лицом" хотя бы в небольшом фрагменте.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:52:23
Радуюсь, Владимир Петрович, нашим совпадениям!
Будем же следовать известному римскому правилу: Fais ce que dois, advienne, que pourra — Делай, что должно, и будь, что будет.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:53:30
А. В. Флоря основателен и точен в суждениях, как всегда,
и оптимистичен, с поправками на реальность. Его критерии основаны на выстраданной идейности
и филологической бескомпромиссности.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:53:48
Спасибо Вам, Владимир, я тронут до глубины души.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:54:13
Мысль В. Мялина по обсуждаемой тематике поэтична,
чувственна. Все суждения у него на тёплом фундаменте
доброты и традиции, культура и гармония вовек неотменимы. Разумная свобода поэта для него высшая ценность. Я не могу пожелать ему быть мыслью чуть злее, это для него немыслимо, и это здорово.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:54:48
Спасибо, дорогой Владимир!
Тронут... Действительно, считаю поэзию началом добрым, гармонию - целью, к которой поэт всегда устремлён.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:55:14
Размышления Е.Севрюгиной по поводу поставленных вопросов очень интересные и многогранные, есть над чем задуматься. Полностью присоединяюсь к словам
о необходимости по-настоящему глубокого взгляда на поэта, его творческую судьбу. Не с мелочной линейкой, а с надеждой на встречу с работником собственного измерения. И, конечно же, - свободу внутреннему нашему ребёнку, уважаемые стихотворцы!
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:55:33
Владимир, а к словам по поводу изменения состава воды в результате электролиза тоже присоединяетесь? Да и призывы плевать на все каноны, как свидетельство свободы, тоже выглядят сомнительными.
Вопросы почти риторические, но за ответ был бы признателен.
:о)
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:56:06
М.Шейхова смотрит на процесс как поэт и филолог,
стараясь избегать крайностей. Переключает масштаб на
мир в целом - уцелеем ли ? Считает, что достойное
оценят в поэзии, если будут вообще во времени времена. Творческой и всматривающейся душой верит,
что цель поэзии - катарсис. Присоединяюсь к этому древнему и всегда новому упованию.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:56:39
Вл.Кузнецов честно говорит об эпохе вырождения.
И он далёк от оптимизма. Но своей собственной душой
транслирует живую надежду на возвращение гармонии и высокого вкуса. Поскольку сам один из
хранителей того, чего, казалось бы, уже не может быть. Его рассуждение исповедально в широком смысле, не только пессимизм, но, кажется, и ожидание лучшего.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:57:00
А.Ю.Закуренко притягивает раздумьем суровым и философичным. Мне близок его взгляд на критику и литературу как неотъемлемый орган истории, жизни.
Абсолютно симпатично мнение о всяческих "измах" - это вторичное в искусстве. Коротко и ёмко сказано о законе создания поэтического произведения из родного языка. Это путь через безусловное мастерство
и сквозь себя всего, какой ты есть. С твоей Родиной,
человечностью, стыдом, любовью. Спасибо.
Тема: Re: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:57:38
Спасибо и Вам, Владимир!
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:58:13
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:58:42
Материалы "Круглого стола" перенесены в соответствующий (новый) раздел сайта. Надеюсь, что проявленный уважаемыми коллегами интерес к инициативе руководителя рубрики Любови Березкиной - создать на сайте подобного рода интеллектуальную интерактивную площадку не ослабеет и в будущем.
Тема: Re: «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. I Редколлегия
Автор Редколлегия
Дата: 17-08-2023 | 11:20:47
Автор Александр Шведов
Дата: 05-02-2023 | 07:52:54
Благодарю всех участников круглого стола и руководителя рубрики!
Люба, пожелание на будущее. Кажется мне, что было бы правильнее переформатировать форму подачи материала, чтобы текст воспринимался динамичнее. Сперва задается один вопрос и под ним размещаются ответы участников, при этом ведущий сам определяет, кто за кем излагает свою позицию.
Затем следует второй вопрос и ответы уже на него, при этом последовательность ответов может меняться.
Да, еще призвать будущих участников быть максимально лапидарными.