В «Чёрном квадрате»

Дата: 05-08-2023 | 22:13:56

Img 6708

Нет, мне всё-таки интересно, а что видите вы в «Чёрном квадрате» Малевича?

Что пишут об этом едва ли не самом обсуждаемом уже более века шедевре искусствоведы, мне, в общих чертах, известно. Но что в «Чёрном квадрате» видите вы, именно вы?

Цветовые рефлексы, в сумме своей дающие чёрный, или полное обнуление цвета и форм? Икону супрематической обрядности или взгляд на землю извне — из космического пространства? «Битву негров в тёмной пещере глубокой ночью» или шутку гения, скрывшего от зрителей под верхним слоем живописи истинный шедевр? Футуристическую заумь в квадрате эпохи нескончаемых «измов» — как в живописи, так и в литературе, а потому берём шире — в искусстве или подвластную естественным законам природы (и потому вполне объяснимую) «логику алогизма»?

Что вижу я? Ну извольте, извольте. Сейчас поделюсь. Но мне всё же интересно узнать, что в этом видите вы. Именно вы. Взгляните на живопись, как на символический текст, прочтите его и осмыслите, препарируйте, разберите на отдельные предложения, сравните с «Чёрным человеком» Есенина. Или же просто всмотритесь в «Чёрный квадрат», как в ночное окно вашей комнаты. А когда глаза к темноте попривыкнут, скажите мне, что же всё-таки там, за этим окном? Двор, город, вселенная? Или другая комната?

Сегодня (был к тому повод) я вспомнил о том, какое «открытие» тайны «Чёрного квадрата» пришло мне на ум. Можете считать это вздором, можете шуткой. Отчасти это так. Прекрасно помню, что совершив своё внезапное «открытие», я подумал: хорошая шутка! И даже зарифмовал эту мысль в своей поэме «Костёл еретиков», время действия в которой совпадает со временем создания «Чёрного квадрата». Сегодня же возникла ещё одна мысль: шутка-то шуткой, но кто шутник? Уж не пошутил ли тут сам Казимир Северинович?

«Чёрный квадрат» является, как известно, частью триптиха. Эта супрематическая триада — «Чёрный квадрат», «Чёрный круг» и «Чёрный крест». И общее в этом — не только цвет и простая геометричность форм, но и повторяющаяся аббревиатура: «ЧК», «ЧК» и «ЧК».

Я не верю в «простые случайности». В произведениях искусства начала 20-го века так или иначе превалирует, в широком смысле, символизм — вне зависимости от названий многочисленных течений, жанровых или концептуальных направлений и пр. В эти произведения было «впихнуто невпихуемое» — то есть буквально всё, за исключением одного. В них не было буквализма. А потому видеть в «Квадрате» — квадрат, в «Круге» — круг, а в «Кресте» — крест столь же бессмысленно, как в чёрном видеть нечто чёрное. Квадрат квадратом и чёрное чёрным, но в совокупности — это шифр. Возможно ли предположить, что «Чёрный круг» и «Чёрный крест» являются ключом к этому шифру? Пуркуа бы не па?

— Погоди-погоди, — возразите, конечно же, вы, — триптих Малевича написан в 1915 году, за целых два года до образования печально известной ЧК.

И будете, по-своему, правы. Тогда, в бурно сменяющихся эпохах, это, действительно, были «целых» два года — слишком долгий период, к тому же война с непредсказуемым, как оказалось, концом.

Но и я, в свою очередь, возражу вам. Малевич повторил, переписал весь триптих заново — в 1923-м. Переписал, когда ЧК (кажется, только что переименованная в ГПУ) умудрилась разнести к чёртовой бабушке всё и вся, как слон в посудной лавке, походя расстреляв Николая Гумилёва, Николая Бурлюка, Владимира Таганцева, Тимофея Флоринского…

К 1923 году ЧК успела не только всё разнести, не только всех, кто под руку ей подвернулся, перестрелять, но и подвергнуться, по словам Ленина, «несправедливым обвинениям со стороны ограниченной интеллигенции, неспособной взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе».

Почему же «неспособной взглянуть»? Очень даже способной. Вот и взглянула интеллигенция, и отрефлексировала, в меру своей способности и со всею своей гениальностью, всё — порождённое и зарубленное этой самой «чекой»: «ЧК», «ЧК» и «ЧК»! В чёрных красках. Получите и распишитесь.

Ну возразите мне, что гению Малевичу не пришло и на ум, чему «рифмуются» все три картины триптиха.

А пока вы будете собираться с мыслями — как бы поизящнее мне возразить и, быть может, отыскать новые смыслы, вперившись, как и я, в бездонную и безумную черноту «Квадрата» Малевича, взгляните мимоходом и вот на это.

Эта картина псковского художника Анатолия Жбанова называется «Коса двадцатого века». Метр двадцать на метр двадцать. Холст, масло, металл (коса на холсте самая настоящая). Что вам эта работа напоминает?

Вот и мне тоже.




Александр Питиримов, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 176296 от 05.08.2023

9 | 26 | 5565 | 21.12.2024. 19:58:44

Произведение оценили (+): ["Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Ирина Бараль", "Леонид Малкин", "Кохан Мария", "Светлана Ефимова", "Игнат Колесник", "Алексей Борычев", "Барбара Полонская"]

Произведение оценили (-): []


Работа Анатолия Жбанова "Глаза и уши" тоже где-то рядом.
Малевич, скорее всего, создал приглашение к отражению - со всеми паттернами, уровнями абстрагирования, переживанием внутреннего и внешнего. 

Не знаю такой работы Жбанова. Он вообще-то хороший художник (хоть и хулиган изрядный, в смысле нонконформизма, но в то же время и пейзажист прекрасный, и портретист), давно с ним знаком. Выставляется много, хоть и в возрасте уже (80 ему).


С частью Вашего комментария, касающейся Малевича, согласен, конечно же. Спасибо, что отозвались на приглашение порассуждать немного на эту тему. Опубликовал этот текст здесь и в ВК. Понимаю и признаю, что на «произведение», даже в жанре «поэтической публицистики», куда я этот текст поместил, он не тянет. Я его попозже удалю, но, действительно, мне захотелось собрать мысли творческих людей относительно шедевра Малевича. Поэтому и содержание текста несколько провокативно.

Большое спасибо, Барбара.

Можно перевести публикацию в рубрику "Эссе" (создать такую рубрику) - изъять из "Поэтической публицистики", не удаляя эссе. 

У нас есть такая рубрика — в Колонке редактора, бывшая «Лавровая роща». Вы, наверное, правы, я об этом просто не подумал, перенесу туда.

таки да, попадание в десятку!
вопрос, понятное дело, риторический
но наивный мордорский мальчик стопудово поймет буквально, и самым невежливым образом ответит, что именно он видит
  Поэзия.ру - Игнат Колесник - черный квадрат

Игнат, спасибо, Ваше стихотворение плюсанул.

Мне эта картина напоминает сломанную кость или разорванное сухожилие.

https://www.youtube.com/watch?v=GbfeH6Q8PzY&ab_channel=TillLindemann

«Этот контент заблокирован в домене вашей страны по требованию государственных органов».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Но я помню эту вещь Линдерманна.

Мария, Вы знаете российскую группу "..."*? (Иногда наблюдаю за их поисками, включая работу с текстами).
* - название будет в почте; нагуглив восприятие и оценки, удалила, чтобы "не навлекать". 

Не знала, Барбара, спасибо. Талантливые музыканты, сильные тексты.
Кстати, я заметила интересную закономерность - Вы всегда появляетесь рядом, когда я сильно эмоционально раскачена).
У Вас польское имя.. ? Мой дед был поляком, его расстреляли в возрасте 26-ти лет.

О как. И моего прадеда, который был евреем родом из Кракова (английским шпионом, маскировавшимся под сапожника), расстреляли в Катыни в 1938-м, в 38 лет.

И мой дед за "шпионство" расстрелян. Но в Питере, после 3-х месяцев в застенках на Литейном 4.
В Кракове часто бывала раньше. Люблю этот город, дежавю там бывали. 
А в еврейском квартале сейчас полно богемных увеселительно-питейных заведений.

Барбара, а мне в почту? Я тоже хочу!

Комментарий ушёл на почту.)

Спасибо. Не слышал, но послушаю утром в аэропорту. Заинтриговали Вы с Марией )

«Малевич также написал картины, известные как «Красный квадрат» и «Белый квадрат»

«Красный квадрат», названный «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях», был написан Малевичем в 1915 году для той же выставки, на которой впервые был представлен «Черный квадрат».«Белый квадрат», названный «Белое на белом», был создан в 1918 году... 

Сам художник писал: «Супрематические три квадрата – это установление определенных мировоззрений и миростроительства...  ͟ч͟е͟р͟н͟ы͟й͟ ͟к͟а͟к͟ ͟з͟н͟а͟к͟ ͟э͟к͟о͟н͟о͟м͟и͟к͟и͟ , красный как сигнал к революции и белый как чистое действие».


7 важных фактов о «ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ» Малевичаhttps://dzen.ru/a/Y4X1bNvglwq5dcv1

Саша, я напишу на днях вторую часть, там будут учтены, так или иначе, все поступившие комментарии и мысли, и твои замечания тоже.

Саш, вот вспонилось Малкинское:
ЖивопИсь

Квадрат Малевича, не скрою,
концептуален, спору нет,
но вижу баб я в нём порою
и ихний голый силуэт...

Малкин, как и всегда, блистателен ))

       Очень интересно, Александр Владимирович...Но хочу Вас поправить насчёт Давида Бурлюка. Дело в том, что он не был расстрелян в России: он умер в американской эмиграции (в 1967 году). Я обратила внимание на это место в Вашем произведении, т.к. история Уфы, где я живу, в каком-то смысле связана с именем этого художника: он в 1915-1918 годах жил в Уфимской губернии (станция Иглино, где находилось поместье его жены). Но он часто приезжал и в саму Уфу: преподавал там, создавал картины, активно участвовал в жизни Уфимского художественного кружка (в местном музее есть коллекция его картин).

Здравствуйте, Эмма. Большое спасибо за прочтение. Имеется в виду брат художника Давида Бурлюка, Николай Давидович, поэт и писатель, он расстрелян в конце 1920-го.

      Извиняюсь. Вы не указали имя, поэтому я неправильно поняла.

Вы правы, надо будет указать.

Понравилось мне Ваше ЛОГОЗРЕНИЕ, Александр.
И не потому, что "так оно и есть", а потому что Мысль красива... )

На самом деле, Нина, это было задумано в виде такого, в некоторой степени провокационного вступления в тему, в которой я пока ещё «плаваю», берегов не видя. Но на днях, наверное, соберу мысли в кучу и напишу «серьёзный» вариант своей трактовки «Квадрата». В чём-то он будет, наверное, не столь оригинален, но и что-то новенькое для будущих «открывателей» Малевича всё же подброшу. 


Спасибо за прочтение и за оригинальный отзыв. Слово «логозрение» заучит для меня непривычно, необычно, хорошее слово. «Слямзю» у Вас его в свой словарный запас :)