Ли Бо «Опьяневший от весеннего солнца, высказал все, что чувствовал»

Дата: 08-11-2022 | 14:55:08

Вся наша жизнь 

                 так похожа на длительный сон,

Только зачем 

                 ты при этом всегда утружден?

Пил я сегодня 

                 вино целый день напролет,

После свалился 

                 и спал во дворе у ворот.

Но пробудился, 

                 и вот оглянулся вокруг,

Птиц на цветущих 

                 деревьях услышал я вдруг...

Кто бы ответил: 

                 какое же время сейчас?

Ветер весенний 

                 спел с иволгой несколько фраз.

И охватило 

                 умиротворенье сполна,

Вновь наливал себе 

                полную чарку вина.

Пел, приглашая 

                 луну, да утратил весь пыл,

Песню допел, 

                 и все чувства уже позабыл.



李白《 春日醉起言志 》

 

处世若大梦,胡为劳其生?

所以终日醉,颓然卧前楹。

觉来眄庭前,一鸟花间鸣。

借问此何时?春风语流莺。

感之欲叹息,对酒还自倾。

浩歌待明月,曲尽已忘情。




Алёна Алексеева, поэтический перевод, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 338 № 171056 от 08.11.2022

1 | 29 | 528 | 19.04.2024. 11:33:26

Произведение оценили (+): ["Аркадий Шляпинтох"]

Произведение оценили (-): []


Алена, это предложение:

Но пробудился,

                 тогда оглянулся вокруг,

Птиц на цветущих

                 деревьях услышал я вдруг,


надо бы перестроить или поставить точки между фразами.


Охватило умиротворение сполна (т.е.полностью, а не частично). Последнее слово нужно только для рифмы - и это чувствуется.

Снова прелести и загибы того же до боли знакомого синтаксиса.
Неужели китайцы действительно писали так?

полагаю, вопрос риторический, господин профессор.
тем не менее, да, чередование тонов, рифма и другие поэтические особенности оказывали и на кит. стихотворную речь определенное влияние в виде инверсий, элипсисов, недоговоренностей, двусмысленностей и прочих синтаксических прелестей. Вы не представляете :)

Алена, но выделенный фрагмент из текста не может претендовать на чередование тонов. Он выглядит как неаккуратность.

спасибо, Ирина, действительно, после вдруг должна быть точка.
но почему для рифмы? какое-либо чувство вполне может охватывать (завладевать) в какой-любо степени или целиком (полностью). наприм.:
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера... Л. Толстой, Война и мир.

Алена, я говорю не только о точке после "вдруг".  Но неужели надо делать грамматический разбор написанного, Вы сами не способны на это? 
А Лев Толстой чувствовал язык, и не написал "чувство жалости и любви захватило Пьера сполна".  Вообще удивительно, что Вы приводите строки Толстого в оправдание своим.

видимо глаз замылился, не понимаю, Ирина, что именно не так? смысл прост: пробудился, и тогда оглянулся вокруг,  (внезапно) увидел цветущие деревья, услышал поющих птиц.

Алена, смысл понятен, но как он выражен: последовательностью фраз через запятую с неясной подчинительной связью. 
Кроме того: оглянуться - это значит повернувшись, посмотреть назад (или в сторону). Как можно оглянуться вокруг? Может, огляделся (вокруг)?

Ирина, у этого стихотворения есть предисловие: сочинил, будучи мертвецки пьян, Хэ Шэн заучил его для меня... 
а подчинительной связи и нет, всего лишь перечисление. если смущает "тогда", можно заменить на "потом".
оглянуться: Разг. =Оглядеться (1 зн.). Я оглянулся вокруг. Войдя в комнату, женщина внимательно оглянулась по сторонам.

Алена, какая ценная мысль: наш мир - иллюзия, но отчего она так энергозатратна.. Или зачем?
Вот ведь задача: как пройти жизненный путь (песня может ассоциироваться с жизнью, нет?) и при этом сохранить свежесть чувств до конца пути..
А почему Вы название светила пишете с маленькой буквы? 

Мария, спасибо, все же менталитет у нас (с ними) немножко разный. а жизнь как сон, иллюзия, -- из дзен-буддизма. Ли Бо напивается, чтобы не думать о несправедливостях этого мира. этакий протест против жестокой действительности. а напившись, внезапно погружается в мир природы, испытывая просветление и забывая обо всех человеческих обидах и невзгодах. остается только созерцание и душевное спокойствие.
песня, вероятно, это автоотсылка к стих-ию "Под луной одиноко пью". там он тоже приглашает луну (выпить) :)  возможно, заглавная и нужна здесь. надо подумать. спасибо!

Ну не только в дзен-буддизме.. Парокет, Завеса, отделяет иллюзорный мир образов от истинного мира идей (в Каббале и Западной традиции). Но вот сейчас подумалось напару с Ли Бо, а почему же так тяжела и утомительна для большинства жизнь в этом иллюзорном мире..
Спасибо, Алена, всегда есть над чем поразмышлять в Ваших переводах. Даже если написано о беспробудном пьянстве)

Мария, а что изменилось за последние века? как владели человеком алчность, зависть, мстительность, жажда власти, корысть и проч., таки владеют сполна. все согласно 66 сонету  нашего всего Шекспира, увы. хоть и 21 век на дворе.
спасибо Вам, Мария! 

Да, природа человеческая неизменна (как раз писала об этом недавно в комментарии к интервью Александра Флори). 
А что изменилось.. Пожалуй, людей все больше привязывают к стереотипам, навязывают образы и отвлекают от чистых идей... Если черные крылья - то демон, если рога - чорт (а древние кельты как несознательные язычники ему поклонялись, соответственно), англо-сакс - вражина (Шекспир как наше фсе, наверное, не в счет), и тд, и тп.
Люди захватываются майей все больше и больше.. Думаю, это изменилось, Алена. И это не есть гуд, перефразируя Шекспира..

Мария, ну, стереотипы были всегда, и самый главный: деление на черное и белое, добро и зло, - по-прежнему процветает. однако информационный наезд, согласна, усиливается, очевидно. если во времена Ли Бо это были относительно ограниченные слухи-пересуды-интриги, от которых можно было уйти в вино, горы и даосизм, то сейчас это приобретает небывалые масштабы. и все мы так или иначе этому подвержены. и никуда не денешься.

Мария, поскольку Вы меня вспомнили, то позвольте сказать, что я никогда не был солидарен с этой грандиозной идеей Сигрид Унсет, что человеческие характеры и чувства остаются неизменными. История множество раз опровергала эту якобы аксиому.
Люди меняются очень сильно, в том числе и к лучшему. Человечество изжило каннибализм, людские жертвоприношения, толерантность к рабству не считается социальной нормой, хотя рабство полностью не отвергнуто.
И советские люди все-таки развивались в лучшую сторону.
Но бывает, конечно, и регресс. Наше общество обвально деградировало после уничтожения Советского Проекта. Зато, ИМХО, было доказано "от противного", что криминальная обстановка и состояние нравов связаны с социальными причинами. Общество стало гораздо хуже, и это вызвало чудовищный рост преступности и падение нравов.
И, соответственно, стал актуален 66 сонет Шекспира.

Алена, вот в вино уходить я нынче никому бы не посоветовала. Не пей, товарищ, с пьяных глаз ты можешь обнять своего классового врага! (с)
Линия поведения, называемая в народе "уколоться и забыться", сейчас чревата, как никогда. Каждый отвечает за себя, и отвечать скоро придется по-полной..

вот-вот, лозунги, советское вещание, все будто бы равны, но "некоторые более равны, чем другие". и сколько было ушедших от этого в "уколоться и забыться", и сколько было тщательно скрываемого, лагерей и проч. о каком падении нравов можно говорить. идеализировать, конечно, все можно,
но это ли не иллюзия? :)

Алена, воспевать советское прошлое, несмотря на то, что информация обо всем этом, некогда тщательно скрываемом, находится в широком доступе - это уже не иллюзия..
Впрочем, многие, даже просмотрев видеоролики о том, как во время аборта крошечного человечка разрывают живьем щиипцами на части, спокойно говорят об этом, или, того пуще, идут в абортарий, коих до сих пор осталось немало, думаю.

да уж, Мария,
каждый видит то, что хочет видеть. и говорят, что мир -- не иллюзия :)

Простите, Алена, за некоторую жесткость. Но кто знал, что в приятственное полотно нашей утонченной беседы вплетется нить воспоминаний об эпохе, которая лично у меня вызывает везьма спорные чувства. Мягко говоря)
В следующий раз будем только философствовать) Обещаю).

"какая ценная мысль: наш мир - иллюзия, но отчего она так энергозатратна"
Мария, если хотите, я Вам совершенно безвозмездно, т. е. даром, раскрою эту великую тайну?
Мир - не иллюзия, он материален. Поэтому, естественно, он энергозатратен.
Иллюзии - это представления о нем, причем отнюдь не ученых, а простых граждан, плохо учившихся в школе.
Сочинение глупостей тоже часто требует повышенных энергетических затрат.

Александру Владимировичу Флоре


Александр Владимирович, Ваши высказывания  надо золотом вывести на титульной странице сайта. Например, это:

" Мир - не иллюзия, он материален. Поэтому, естественно, он энергозатратен.

Иллюзии - это представления о нем, причем отнюдь не ученых, а простых граждан, плохо учившихся в школе.
Сочинение глупостей тоже часто требует повышенных энергетических затрат."

Браво!!!


Александр, надеюсь, я не задела Вас упоминанием своего комментария... Помянула его в самом общем смысле.. Не думала, что Вы хотите продолжать тему о невыполнении строителями коммунизма своей триединой задачи. Как ни крути, но воспитать нового человека им, все же, не удалось.. Хотя усилия были затрачены нешуточные. Пожалуй, не менее масштабные, чем при попытках воспитать правильных рабов божьих.
Насчет всех тех ужасов, о которых Вы говорите.. Вопрос в том, что считать человеческими жертвоприношениями... Впрочем, не буду углубляться. Мы вряд ли найдем общий язык в этом вопросе.

По поводу безвозмездных подарочков и прочей дармовщины.. Я не падка, знаете ли. Речь не шла о том, что наш мир нематериален. Мы говорили с Аленой о том, что материальный мир - это иллюзия, согласно некоторым традициям.
А чрезмерная энергозатратность бытия (подчеркну: чрезмерная) - это, видимо, от того, что люди неэффективно пользуются своими ресурсами, их сила рассеивается и с удовольствием потребляется разными хищниками и паразитами.
Про представления плохообучаемых простых граждан не вполне поняла.. Это Вы про кого?)) Про дзен-буддистов? Или про приверженцев Западной традиции? А, может, про меня? Тогда это неучтиво)) Тем более, училась я не хуже Энштейна и безнадежного троечника, зловредного англосакса Черчилля. И 66-ой сонет нашего фсего еще в 7-ом классе вызубрила назубок).

Мария, начну с конца. Не Вас ли я отношу к тем, которые плохо учились в школе. Не знаю: Вам виднее.
Кого я имею в виду? Я сказал: обычных граждан, плохо учившихся в школе и черпающих феноменальные представления о мире из самых невообразимых источников. Сейчас многие считают, что земля плоская.
Далее - о коммунистах, которые не сумели воспитать нового человека, Вы говорите так, будто в их распоряжении была вечность и как будто дело воспитания окончено.
Еще скажу, что Вы плохо формулируете свои мысли. Вас невозможно понять. Вы пишете об энергозатратности бытия, а имеете в виду, оказывается, неразумное поведение человека. Человек и бытие (вселенная, мир) - отнюдь не одно и то же.
С тем, что люди растрачивают свою энергию, я согласен. Но при чем здесь какая-то "иллюзорность мира"? Люди растрачивают энергию, поклоняясь иллюзиям - ложным идеям, заблуждениям и проч. - это да.
Даже Ли Бо говорит о чем-то другом: наша жизнь похожа на сон. Жизнь, но не мир. (Да и жизнь, замечу, тоже не иллюзия.)
Всё, я с Вами спорить не буду, по причине бесполезности этого занятия.

... и как будто это дело окончено
Увы, похоже, попытки будут продолжаться, пока не иссякнет ресурс, который можно воспитывать..

Нет, я не имела в виду неразумное поведение человека. Обычно человек даже и не подозревает, кому и каким образом он отдает свою энергию.
А иллюзорность материального мира мы все познаем, когда умираем и лишаемся своего физического тела. Или во сне. Но некоторые осознают это и при жизни, и во время бодрствования.

Александр, отнюдь не хочу ни продолжать спор, ни спорить вообще. Но не по причине его бесполезности. Всегда можно найти то, что объединяет, а не то, что разделяет.