Дата: 23-10-2018 | 11:21:10
От милых нив, из отчей хаты -
Недолей стала им краса -
На панский двор крестьянки взяты
Ткать золотые пояса.
И время тянется дремотно:
Забыв девические сны,
Они широкие полотна
На лад персидский плесть должны.
А за стеной смеется поле,
Сияет небо из окна
И мысли мчатся поневоле
Туда, где расцвела весна,
Где плещет рожь, где дали чисты
И голубеют васильки,
Где волны хладносеребристы
Текущей меж холмов реки.
Темнеет край зубчатый бора
И ткет нечаянно рука
Взамен персидского узора
Цветок родного василька.
***
Максім Багдановіч
Слуцкія ткачыхі
Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сьцяной сьмяецца поле,
Зіяе неба з-за вакна —
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расьцвіла вясна,
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі.
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука
Заміж персідскага узора
Цьвяток радзімы васілька.
Ирина Бараль, поэтический перевод, 2018
Сертификат Поэзия.ру: серия 1183 № 137896 от 23.10.2018
3 | 31 | 2188 | 26.04.2024. 11:52:58
Произведение оценили (+): ["Владимир Корман", "Леонид Малкин", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 12:42:51
Это плохо? "Нечаянно" было бы лучше?
Тема: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Косиченко Бр
Дата: 23-10-2018 | 12:56:41
Да
Тема: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 13:00:21
Спасибо :)
Тема: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 14:08:59
Да...
Тема: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 14:37:41
Александр Владимирович, Вы огорчены?
Тема: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 14:41:55
Скорее озадачен. Вам, вроде, мои варианты не понравились, а тут видится их благотоворное влияние: отчая хата, холопки, голубеют васильки, хладносеребристы. Есть такое?
Тема: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 15:00:26
Ваш перевод мне не понравился ритмически. Я считаю, что представление собственной версии во многих случаях убедительнее, чем споры в комментариях. Здесь сложно избежать лексических совпадений и с Вами, и с другими переводчиками в силу очевидных причин. Но я обещаю, подумав, заменить холопок и голубеющие васильки, сохранив отчую хату, т.к. приватизировать права на нее все-таки было бы слишком, согласитесь. И позвольте мне вывести определение "хладносеребристы" из халоднага срэбра оригинала, а не из Вашего варианта.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 15:06:39
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 16:12:13
Ирис, вижу, Вы уже начали править, т. е. калечить, свой перевод. НА КОЙ???
Зачем Вы заменили холопок на крестьянок? И без этого не понятно, что они не городские ремесленницы? Это элементарный плеоназм.
Почему голубеют васильки заменили на синеют? Они у всех синеют, начиная с Богдановича.
Почему нивы стали вольными? Крепостное право отменили?
Ради всего святого, оставьте как было! У Вас есть что править.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 20:10:18
Да, пришлось покалечить слегка :) Вольные нивы долой - это очевидно, я и сама понимала, но потребовалось, чтобы Вы сказали. Ну а барышни пусть уж остаются крестьянками, я думаю, что это не так существенно. Хотя холопки эффектнее :) Но кто знает, пришло бы мне в голову это слово, если бы я не встретила его у Вас.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Косиченко Бр
Дата: 23-10-2018 | 20:45:35
есть ещё "крепачки", редко, но встречается...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 21:01:59
Кстати, вот неплохой выход: заглянуть, например, в словарь Даля.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 20:59:31
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 23:16:06
Хорошо, если Вы не против, пусть голубеют :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-10-2018 | 02:47:02
Очень хорошо.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 24-10-2018 | 09:51:49
Я выбрала рифму дремотно/полотна не исключительно по фонетическому признаку. Вспомните Марью-искусницу: "Что воля, что неволя - все равно". Производственный процесс явно был рутиной для засаженных за станки ткачих из стихотворения Богдановича, радость творчества в нем не преобладала, только когда - василек. Именно тогда и рождался шедевр. Совсем как в поэтическом переводе :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-10-2018 | 16:19:43
Тема: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 16:05:07
Ирис, в Вашем переводе есть безусловные достоинства.
Понравилась строчка На лад персидский плесть должны. И плесть — хорошо.
Нечаянно — конечно, лучше, хотя машинально — куда интереснее. В собственном стихотворении, пожалуй, следовало бы выбрать именно его.
Теперь о недостатках. Главный из них, по-моему, в том, что Вы избрали средний путь между буквализмом и творческим переводом: то Вы буквально воспроизводите оригинал (неизбежно совпадая с переводчиками, которые делали то же самое), то находите оригинальные решения. На мой взгляд, предпочтительнее было бы выбрать второе, т. е. полностью перевести это стихотворение по-своему. Не переписать, а перевести.
Далее у Вас не всё ладно с синтаксисом и пунктуацией. Допустим, Вы исправите ее таким образом:
От милых нив, из отчей хаты
(Бездольем стала им краса)
На панский двор холопки взяты
Ткать золотые пояса.
Где время тянется дремотно,
Забыв девические сны,
Они широкие полотна
На лад персидский плесть должны.
Вы не находите, что это сложновато построено для такого простого текста?
Но во второй строфе уже просто речевая ошибка — амфиболия. Получается, что время тянется, забыв девические сны. Вы же хотели сказать, что там, где время тянется дремотно, они (холопки), забыв девические сны, должны ткать широкие полотна. Это ошибка, ее пунктуацией не поправишь.
Но есть и другие недостатки — смысловые.
Первый — микроскопический: из отчей хаты.
Отчая хата — по-моему, это отличный вариант (позвольте мне похвалить себя — никто ведь не похвалит): первое указание на то, что ткачихи еще не замужем, намек на то, что их лучшие годы будут загублены.
Но предлог из по смыслу беднее, чем от. Из отчей хаты — просто констатация: откуда их взяли. От отчей хаты — значит, они от нее были насильно оторваны, отторгнуты. Поэтому я бы порекомендовал Вам взять предлог от, но дело, конечно, Ваше.
Дальше —
посерьезнее. Возникает довольно курьезный
смысл: что пан взял девушек к себе за
их красоту.
Далее: у меня вызывает сомнение, что время тянется дремотно. Оно тянется скучно, монотонно — да, но дремотно? Для кого? Для пана-эстета? Это как в имении пана Листницкого Ягодном "в сонной одури плесневела жизнь". Может быть. Но что девушки засыпают за работой? Что они живут как во сне? А как же они такую красоту создают?
Где волны хладносеребристы
Текущей меж холмов реки
Хладносеребристые волны — это прекрасно, но порядок слов! В оригинале-то он прямой.
Об остальном не говорю: оно совпадает с оригиналом. Нечаянно — хорошо.
Тема: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 16:23:15
Александр Владимирович, большое спасибо! Я вернусь к разговору вечером.
Тема: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 20:04:24
Александр Владимирович, еще раз спасибо за разбор - это редко выпадает, а так бывает полезно обсудить. Мы все отвыкли от этого, чаще ругаемся. Начну с двух очень важных для меня вещей: подход к переводу. Если на близкородственном языке буквальный перевод требует инверсий или по-русски стилистически иначе воспримется, тогда я выбираю пересказ и лексическое отличие от оригинала. В этом случае буквальный перевод многих строк оригинала органичен и я делаю выбор в пользу их сохранения. И, думаю, совпадение этих строк с другими переводами не должно вызвать претензий на тему плагиата. Важно, как эти строки комбинируются с остальным текстом.
Об амфиболии. Я могла бы изменить строку на: ...они, забыв девичьи сны,.. Но причастный оборот ее утяжеляет. А случай этот, по-моему, сродни пушкинскому (не сочтите за нескромность) :) Брега Арагвы и Куры/Узрели русские шатры. То есть, если подходить сугубо с грамматических позиций, уязвимость есть, но если присоединить логику и здравый смысл, то все в порядке. "Из" хаты хочу оставить исключительно по фонетическим соображениям. Остальное обдумаю.
Тема: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 23-10-2018 | 20:45:17
Тема: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 23-10-2018 | 23:12:27
Но я совсем не хочу, чтобы полотна уходили.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-10-2018 | 02:55:36
А я и не говорю, что это необходимо. Я говорю, что нужно проработать строчку, которая рифмуется с "полотнами", четко сформулировать ее смысл, а это, возможно, потребует переделки и третьей строки.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 24-10-2018 | 08:15:15
Это самое трудное место. Я, скорее всего, не стала бы делать свой вариант, но именно эта строка не давала покоя. Действительно, у Богдановича сказано, что их взяли к пану "для красоты" и читатель может подумать, что это они сами - красавицы. Но дальнейшее все объясняет. И я думаю, что и в переводе надо держаться этой линии, не стараться все предельно расшифровать.
Ну и, конечно, "машинально" очень было заманчиво использовать. Но потом поняла, что лучше этого не делать.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Барбара Полонская
Дата: 25-10-2018 | 21:08:29
Добрый вечер. Несколько слов о стихотворении Максима Богдановича. Образ бездольных ткачих, которые должны ткать персидские пояса, "работает" на утверждение мысли "родное - самое ценное, сберегаемое неосознанно, прорастающее через любую неволю". Акцент не на положении ткачих, а на красоте своего.
Всем известно, что по ряду причин ткали слуцкие пояса мужчины (проходили длительное обучение, ткачей-умельцев берегли). Более того, если говорить о положении крестьян ВКЛ и РП, феодальные порядки были отличными от ВКМ. См. Статуты ВКЛ. (То есть, положение крестьян ВКЛ, РП было тяжёлым, но относительно восточного соседа - более благополучным).
Максим Богданович - поэт национального белорусского возрождения. "Слуцкие ткачихи" символичны, поэт утверждает силу своего, белорусского. А на поясах, действительно, со временем стали появляться васильки, ромашки.
Немного картинок - http://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/slutsk-belts И спасибо за обращение к поэзии Максима Богдановича.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 25-10-2018 | 23:50:48
Это Александру Флоре спасибо за новое обращение к прекрасной поэзии Максима Богдановича, и Вам спасибо. Но что ткачами были мужчины, известно не всем: мне, например, было неизвестно. Я только читала, что секреты персидского золототкачества привнес в изготовление слуцких поясов армянский мастер.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 26-10-2018 | 07:35:16
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 26-10-2018 | 11:23:45
Там жили поэты, и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Переводчики - те же поэты. Вернее - те еще поэты :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 26-10-2018 | 12:55:39
- а я бы так не сказал... :о)) - но вот поэты-пародисты - это те же переводчики...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Ирина Бараль
Дата: 26-10-2018 | 11:46:15
Барбаре Полонской. Я не написала сразу, потому что тема сложная. Но, продолжая думать об этом, все же хочу сказать: да, акцент не на положении ткачих, но шире, чем о красоте своего. По-моему, это о свободе - человеческой и творческой, о том, что великое и живое искусство рождается по движению души.
Тема: Re: Слуцкие ткачихи. Максим Богданович Ирина Бараль
Автор Косиченко Бр
Дата: 23-10-2018 | 12:24:54
Ирис, добрый день!
От "машинально" - переходной эпохой к мануфактурному производству повеяло...