Дятел

Отдел (рубрика, жанр): Лирика
Дата и время публикации: 02.03.2026, 12:22:55
Сертификат Поэзия.ру: серия 1029 № 194701


Пятый год, посасывая лапу,
спит медведь в обставленной берлоге.
Крепкий сон не оборвать нахрапом,
даже если лето на пороге.

Сибарит в линялой бурой шкуре,
как огня, боится пробужденья –
вместо крови, гари и сумбура
выбирает дымку сновидений.

Только дятел мутит всю округу,
стук его изводит понемногу.
Окажите, кто-нибудь, услугу –
прогоните дятла от берлоги!




Сертификат Поэзия.ру: серия 1029 № 194701 от 02.03.2026
2 | 20 | 237 | 02.04.2026. 00:15:34
Произведение оценили (+): ["Моргунова Елена", "Бройер Галина"]
Произведение оценили (-): []


Дата и время: 02.03.2026, 16:47:32

Александр, приветствую Вас ! Ваше присутствие ,даже виртуальное,всегда вносит свежую струю в нашу скучную жизнь.
Две жизненные позиции вижу в Вашем, скажем так, аллегорическом стихотворении. Не знаю только, какой отдать предпочтение. Судя по названию, это смущающий всех Дятел. Вы словно провидец : ощущаю себя иногда в роли Дятла, возмутителя спокойствия.
А скорее всего обе роли человеку разумному и уставшему от нескончаемой неразберихи вокруг присущи:
Как огня, боишься пробужденья-
вместо крови, гари и сумбура
выбираешь дымку сновидений.
( Извините, что чуть изменила форму глаголов, подстраивая их под свои ощущения).
Но совесть, чувство справедливости побуждают иногда стать Дятлом, хотя пора бы уже остепениться.
Стучи- не стучи, а мир не переделать.
Спасибо Вам! Всего несколько строк, а как много сказано!
С уважением,Вера.

Дата и время: 02.03.2026, 17:44:02

Вера, здравствуйте! Там несколько смыслов, в том числе и о конформизме, и об усталости, накопившейся за последние годы. Спасибо вам за внимательное прочтение!

Дата и время: 02.03.2026, 22:40:52

Да бросьте, Александр, наводить тень на плетень!

Только слепой не разглядит в образе медведя негативное по смыслу олицетворение России, которая будто бы спит среди "крови, гари и сумбура".  Многозначительно и то, что берлога у этого медведя "обставленная", то есть, роскошная. Не рядовая, так сказать, берлога, а весьма высоконачальственная... И характерно, что упомянутый сон  длится уже "пятый год" - то есть, с 2022 года.  А ваши стихи призывают спящего медведя наконец-то проснуться... Декабристы разбудили Герцена. Кто ваши новые декабристы, Александр?!
Вы, конечно, немедленно скажете, что я всё это придумал и что стихи про "конформизм и усталость", но, ради бога, не стоит считать себя самым хитрым, а всех прочих идиотами.
И о некоторых мелочах... Выражение "оборвать нахрапом" крайне неудачно, поскольку наречие "нахрапом" с глаголом "оборвать" не сочетается. Нуждается в редактировании и строчка "прогоните дятла от берлоги": если речь идёт о месте, то прогнать, изгнать, выгнать можно "из", а "от берлоги" можно только отогнать.
Мне будут очень интересны возражения и ваши как автора, и коллег - особенно из стана переводчиков!

Дата и время: 03.03.2026, 00:37:07

Здравствуйте, Марк,

Мне возразить нечего. Я прочитала стихотворение совершенно в другом контексте. Извините, не копала так глубоко, как Вы. Это же не перевод:)
Хотите верьте, хотите нет, но про связь медведя с Россией я даже не подумала... не говоря уже про "пятый год"... Считайте, что купилась на яркую упаковку метафоричности. 
Сейчас прочитала Вашими глазами...  и мне теперь тоже очень интересно, что возразит автор.

Дата и время: 03.03.2026, 12:22:10

Марк, я вовсе не считаю "всех прочих" идиотами. С чего вы это взяли? В целом - возражений нет. Наоборот - спасибо за вполне разумное предложение заменить слово на "отгоните" (хотя в этом предложении не всё однозначно). Я подумаю. Впрочем, не соглашусь с критикой оборота "оборвать нахпапом". Нахрапом - внезапно, насильно, нагло. Оборвать насильно, или внезапно - не вижу проблемы.

Дата и время: 03.03.2026, 13:19:09

То есть, "в целом", Александр, вы не возражаете, что в вашей басне возникает негативное изображение России в образе медведя, с 2022 года спящего среди "крови, гари и сумбура". 
Что ж, я всегда считал ваши стихи антироссийскими и сейчас повторяю это вслух. Остальное не моё дело.

Дата и время: 03.03.2026, 13:43:47

Глубоко ошибаетесь. Просто Россия не сводится к одному лишь "позитиву". На этом предлагаю закончить нашу интеллигентную беседу.

Дата и время: 03.03.2026, 14:59:37

А хоть какой-то позитив в вашей басне есть? Я вижу только негатив: "кровь, гарь и сумбур". Или позитив вы приберегли для 2-го тома ваших опусов?
Да и басня плохо написана. Как раз для уровня дураков или русофобов.

Уймитесь - тошно читать. Лучше продолжайте спать.

Дата и время: 03.03.2026, 17:02:07

Ну что вы, господин дятел! Какой сон, пока вы тут ратуете за пробуждение?!
А что до тошноты, то берите пример с тех, кто читает ваши кваки: мы же сдерживаемся...

Дата и время: 03.03.2026, 12:39:32

Песенка долбодятла...

Дата и время: 03.03.2026, 12:43:58

Очень говорящий комментарий

Дата и время: 03.03.2026, 12:58:39

Тихо в лесу (под Брюсселем)

Дата и время: 03.03.2026, 13:02:49

И слава богу!

Дата и время: 03.03.2026, 13:06:37

Так Вы про какой "конформизм", не про "брюсеельский"? Ну, извините...

Дата и время: 03.03.2026, 13:09:55

В Брюсселе с медведями напряжёнка! ((

Дата и время: 03.03.2026, 13:11:58

Зато попугаев до черта (вспоминая К.И. Галчинского)

Дата и время: 03.03.2026, 13:14:19

А вот с дятлами в Брюсселе дела похуже... ((

Дата и время: 03.03.2026, 13:15:36

Так флаг в руки - и на баррикады!

Дата и время: 04.03.2026, 09:26:11

... аморален этот аполог...
не ищите смысла между строк,
в тексте смысл найдёте вы едва-ли,
в баснях смысла нету
без морали...