Отшельник по имени Ижень или Во схождение

Отдел (рубрика, жанр): Прозаические миниатюры
Дата и время публикации: 28.10.2025, 15:44:12
Сертификат Поэзия.ру: серия 338 № 192483

Однажды на исходе осени, когда наступила уже Пора Выпадения Инея, а горящая на склонах Восточной горы листва, тронутая ночным морозцем, собиралась в стайки и томными косяками по птичьим тропам отправлялась на благославенный Юг, то есть по ту сторону озера, Отшельник сидел у своей хижины и грелся в лучах восходящего Солнца.  Под утро ему приснился какой-то сон: в нем звучали, перебивая друг друга, чьи-то голоса, то ли спорящие, то ли возглашающие тосты, вился вокруг разноцветный туман… но внезапно шум затих, и, множась эхом среди скал, хриплый сварливый голос произнес:

– Поди-ка, разберись!...  

– Прапрабабка! – как пить дать, она! – мелькнуло в голове Отшельника, и он проснулся, ощущая как от холода у него зуб, предпоследний – на последний, зуб не попадает.  

– Надо было вчера хворосту собрать, – подумал он, – да растопить земляную печурку посреди хижины, но некогда, некогда было: допоздна засиделся с рыбой из горшка, играя в вэйцы из речных камушков… Пиндагуйли* – рыба!

Старик метнулся к горшку и разбил тонкий ледок: всплывшая кверху брюхом рыба выставила вверх средний зубец плавника. Отшельник приветливо кивнул.

И вот теперь, почти задремав на солнышке, он вдруг учуял аромат Хризантемы у Восточного плетня…

– Дважды Пиндагуйли! – Праздник Чунъян*!

Как он мог забыть? Не зря ему снились голоса! Сегодня праздник Чунъян и ему надо спасаться, пока к нему на гору, трижды Пиндагуйли! не повалил досужий народ ломать ветки ароматного кизила, украсившего об эту пору кущи да рощи вокруг ярко-алыми брызгами ягод, любоваться лиловыми и золотистыми соцветиями и пить вино с лепестками хризантем…  

– Другой закуски не могут найти, – мысленно проворчал старик, сложив в платок пару рисовых лепешек и горшок с рыбой, которая повернувшись на бок лежала на дне и, нахмурившись, барабанила по нему плавником. Он закинул узел за спину, и отправился на самую дальнюю, самую высокую вершину…

Солнце уже успело достигнуть зенита и спуститься к Южной гряде. За спиной Отшельника, подгоняя его, метались отголоски озорных детских восклицаний и смешков, когда он вскарабкался по крутым скалистым уступам к небольшой площадке на самой высокой вершине. Здесь, на самом краю, цепляясь за трещины в каменистой породе длинными узловатыми корнями, росла корявая раскидистая сосна. На ней в гнезде из толстых веток жил давний знакомый Отшельника – Журавль, в это время года перебиравшийся на Южный берег. Так что теперь на вершине гостили одни седые странники – Облака. Отшельник, только было скинувший узел, собирался расположиться на небольшую пирушку по случаю праздника, как вдруг Облака расступились, и на большом плоском камне старик увидел странную угловатую фигуру, сидящую, опершись на витиеватый посох. Приглядевшись, Отшельник узнал своего старого знакомого Шамана из Северной Скалистой Пустоши, его темный маньак был сплошь покрыт разноцветными ленточками, у ног лежал большой Бубен, глаза его были закрыты, по лицу блуждала тень сосредоточения… Вот Шаман опустил голову, и порук с вороньей головой, махнув крылом, сделал небольшой круг, опускаясь на Бубен, и длинные белые волосы Шамана упали ему на лицо. Пояс балахона пестрой змеей заструился за спину, маньак, трепеща ленточками, медленно сползал с плеч Шамана.

– Стриптиз? – откуда ни возьмись возникло странное слово в голове Отшельника, – Или солнечный удар?  

Он оглянулся, но вокруг не было ни души, лишь Облака, смущенно клубясь, ретировались, сползая с обрыва. Над камнем один за другим в воздухе возникали большие каллиграфически выверенные иероглифы: «Просьба не мешать Вознесению!..» Шаман, не поднимая лица, вставал, вслед за маньаком с Шамана стала сползать кожа, вот уже он начал двигать руками и ногами в каком-то странном танце, срывать, брызжа кровью, с себя пласты достаточно прокачанных мышц, танец ускорялся, вот уже, как будто удивленный, он доставал из себя, словно из сундука с сокровищами, внутренние органы, которые по очереди летели в пропасть.

Шаман, крупно дрожа всеми оставшимися костями, взял свое Сердце, воздел к Небу, бормоча неведомые слова, и оно вдруг обернулось Птицей и упорхнуло. Скелет в изнеможении опустился на скалу и замер в сгустившейся темноте, только пара лучей уже было спрятавшегося в море Светила – окутывала его розоватой дымкой. Отшельник, не в силах придти в себя от невероятного зрелища, пытался вернуть на место отвисшую челюсть.

И тут седая шевелюра взметнулась вверх, словно от сильного порыва ветра, пустые глазницы засияли голубоватым огнем… и шаман глухо произнес голосом прапрабабки:

– Благословляю тебя, внучек, иди своей дорогой, и ты найдешь то, что искал!

Отшельник так и упал…

Когда он открыл глаза, почувствовав на своем лице холодный свет взобравшейся на гору Луны, перед ним стоял горшок, привалившись к которому, валялась рыба, и рядом с ней тыква-горлянка. Старик нетерпеливо встряхнул ее, вина, которым он наполнил сосуд перед прогулкой, оставалось едва ли на четверть. Рыба, приоткрыв один глаз, пьяно икнула, соединила края плавников в большую букву ОК и, приветливо кивнув, отключилась. На скале сидел Шаман в своем обычном облачении, качал, поглаживая, белого вороньего птенца на руках, и блаженно улыбался. Отшельник сделал большой голоток из своей тыквы-фляги, и пролив остатки на землю, несмело произнес: 

– Бабушка? Твое здоровье!... – задумчиво жуя сорванный цветок хризантемы.

По горам в блистающей тишине плыло умиротворенное сияние растущей Луны.

 

 

*Пиндагуйли – иск. Pèngdàoguǐle – букв. Должно быть, я увидел призрака! или Какого черта?

*Праздник Чунъян – Праздник Двойной Девятки, празднуется в девятый день девятой луны, обычно это происходит в октябре, когда цветут хризантемы, и посвящается семье, почитанию предков и отпугиванию несчастий и нечисти. По традиции в этот день семьи посещают могилы предков и совершают восхождения на холмы и горы, срывают веточки кизила и пьют вино, настоенное на лепестках хризантем, что по древнему поверью отгоняет злых духов, охраняет от несчастий и способствует долголетию. В этом году Праздник отмечается 29 октября.




Сертификат Поэзия.ру: серия 338 № 192483 от 28.10.2025
9 | 20 | 213 | 05.12.2025. 11:45:36
Произведение оценили (+): ["Слава Баширов", "Пахомов Сергей Станиславович", "Кохан Мария", "Сергей Красиков", "Владимир Старшов", "Аркадий Шляпинтох", "Надежда Буранова", "Екатерина Камаева", "Виктор Гаврилин"]
Произведение оценили (-): []


Спсибо, Алёна! Всегда с удовольствием читаю про отшельника. А здесь ещё и злободневные мотивы)
Вообще, подобные картины просто так не даются. Только в контакте. От этого ещё интереснее вникать.
У меня, к слову, ликёр есть, Kirakira, там цветочки сакуры в розовой жидкости плавают. Очень похожи на маленькие хризантемки. 

p/s 
С самого начала вспомнился сон. Приведу актуальный отрывочек:

"...Памятуя, что это сон, я спросила, какой сейчас год, месяц и число. А они мне ответили, что сейчас в мире счёт времени не ведётся. Различают только дни, которые узнают по определённым признакам. И названия дней связаны с каким-либо природным явлением, как то начало цветения чего-либо, начало цветения чего-то другого, начало увядания, прилёт таких-то птиц и т.п. То есть, они знают только что "сегодня". А насчёт "завтра" 100% будет известно завтра. Страдания на их лицах не наблюдалось, напротив, все улыбались и вроде бы даже во что-то играли. Последнее, что помню -- я подумала: "Кто именно установит такой порядок вещей?"

спасибо, Екатерина!
в самом деле, китайские 24 с/х сезона, как и упомянутый здесь сезон "выпадения инея", или "пробуждение червей", или "колошение хлебов", похожи на названия дней из Вашего сна, в первую очередь это ведь о гармонии с природой! жаль, мне такое содержательное не снится, или не запоминается.
честно сказать, хотелось немножко "нашаманить" давно искомой инф. про предка, прапрапра, ну и наложилось на общение с Марией, конечно :) 
посмотрела картинки с ликером, да там не просто цветочки, судя по всему, целые букеты, надо будет пошукать такие в сети, оч. заманчиво!
с благодарностью!

Зелье с цветочками очень рекомендую ) Признаюсь, ёмкость не первая)
Мне такие сны снятся редко. Поэтому всегда записываю. И здесь фишка в том, что на момент сна была не в курсе китайских сезонов. Однозначно, что-то там есть)
На всякий случай жду, что Мария откликнется. И прокомментирует образы, в том числе и белого вороньего птенца. 

мне бы тоже хотелось это знать :)

Алена и Екатерина, приветствую.)
Марширует время Осенних Дедов по нашей планетке.) Не знала, что китайцы соотносят его с циклом Луны.. Хотя логично, новый год тоже привязан в Китае к лунному циклу. А вот у нас, в Северной Скалистой Пустоши, жизнь соотносят с ходом Солнца. Поэтому в краях Северного Шамана оно приходится в современности (из-за прецессии) на 7-е ноября, когда Солнце войдет в 15-ый градус созвездия Скорпиона. Одна из восьми спиц годового колеса. А в старину была ночь с 31-е на 1-е. Многие и сейчас в эту ночь празднуют Самайн, но время ведь не стоит на месте, планетка вертится, ось отклоняется..
Будет алаверды, только чуть позже, сейчас готовлюсь к встрече Самайна.
Алена, касательно Вашего рассказика. Слов нет! Ну просто нет слов! Откуда Вы все это знаете?? Пытаюсь вернуть на место свою отвисшую челюсть.)
Нетушки, ничего я Вам расшифровывать пока не буду, а вместо этого спрошу: как к Вам пришли эти образы? Скелет, ворон, птенец, и тд.? Вы читали где-то, или они сами постучались? Вот мне это интересно было бы послушать.
Я рада, что рыбка не склеила ласты в горшечном дионисийстве.)) Живучи такие рыбки, ох живучи..

Пысы: Вот и у Екатерины под влиянием древнекитайских текстов в Ваших переводах шаманские сны пошли.) За свой, про старого младенца, открывшего мне даосскую истину об устройстве Мироздания, особое спасибо (еще раз).

Мария, спасибо Вам за Ваш взгляд на этот мир и культуру, Вами поддерживаемую, это позволяет увидеть, какие мы разные, но и обнаружить много схожего (собственно, это и побудило), отмечу конкретно здесь: Ваш (условно) Самайн, христианский день всех Святых, православная Дмитриевская суббота, славянская Велесова Ночь, китайский Чунъян. везде про духов и почитание предков. совпадение? не думаю! понятно, что темное время, тем не менее, культуры мало сказать, что разные! потом, Вы говорите Солнце, а смена частей года и месяцев -- по новолунию, однако!
но и Двойная Девятка -- символ двойной энергии Ян (солнечной!), которую китайцы в это время пытаются уравновесить (лунной?), и т.д.
как пришли образы? -- вместе с Вами, вестимо :)
но про скелет, полагаю, Вам нужно спросить Робби Вильямса (возможно видели: https://yandex.ru/video/preview/4837146137153882727 (слабонервным не смотреть!)) 
а в общем, думаю, это можно назвать сном наяву :) не знаю, так сложилось. но рыбка уже удивительным образом проявилась -- в открытой на днях наугад дорамке рыбка-демон летает по воздуху, видимая лишь гл. героям. еще раз благодарю Вас, Мария, что навеиваете разные интересные размышления!

Сон наяву, говорите.. Поразительно, я ведь именно сейчас об этом размышляю.. И о скелетах, и о вОронах (в контексте шаманизма). Так что, может, и через меня пришли образы.. Давно замечаю, что Пруся - пространство сложное, и все мы тут общаемся не только виртуально, а как-то еще.
В Ваших образах, Алена, видна связь с алхимической работой - opus magnum. Черный ворон - нигредо (туда же и скелет отправим), а белый вороненок - это возрождение, альбедо. Нигредо, кстати, очень напоминает шаманскую болезнь. Если в ней не сгинешь, а выздоровеешь - это уже и есть инициация в шаманы. Так что, все у Вас цельно получилось.
С яндекса фильм уже удалили. Можно название?
Да, много пересечений.. Девятка - священное число для северян, столько миров в древе Иггдрасиль.
Вообще, Алена, мудрые люди считают, что наш мир - это продукт описания. И чем больше сознаний удерживают какую-то картину мира, тем она устойчивее, прочнее. Китайцев много.)
Но, все же, предков лучше приглашать по канонам своей традиции. Хорошо, что я не китаянка, сегодня дома, мягко говоря, художественный беспорядок.)
Вам спасибо! И удивили, и развлекли.)

сложное, сложное, в этом нет сомнений!
да и что в нашей жизни, Мария, простое?
и про сознания, которые удерживают миры тоже где-то читала!
а клип Robbie Williams - Rock DJ должно быть можно легко найти, приятного просмотра! :)

Я почему-то прочитала "Robin Williams".) У него тоже история жутковатая..
Нашла легко. Алена, какая гадость.)))) И опять таки в тему последних размышлений-разговорчиков... Эмансипация рулит.) Сожрали дамы красавчика..
Сложным людям - сложные пространства. 
Пойду выпью китайского зеленого чая за отшельникову прапрабабку.)
Благодарю за приятственное общение.)

))) ну почему сожрали, можно сказать, из кожи вон парень вылез (интересно, откуда такой фразеологизм взялся), но отдал всего себя девушкам! ))
о прапра- я кое-что нашла, она была солдатская дочь, подняла пятерых детей, одна, а вот про отца ее, Алексея, не знаю, найду ли. но оченно хотелось бы.
спасибо, Мария, взаимно!

Ну да, ну да.. Вылез парень из кожи и ободрал себя, как липку.. Ну а девушки! Экие злые хищницы-каннибалки. Жуть, это что-то нижнемирное (как шаман отшельнику Вам говорю))
У венгров есть такой фразеологизм, и даже поговорка имеется: "Senki sem tud kibújni a saját bőréből".
Но означает она другое: все поступают так, как им диктует их природа. То есть, дословно: никто не может вылезти из своей кожи.
Поздравляю, Алена! Ищите, архивы где-то должны быть. В Питере есть хороший исторический архив. Хоть разрозненная информация, но найдется. Мне повезло в этом смысле, потому что лютеранские пасторы все дотошно и подробно записывали, особенно, если они были немцами.
Самый старый мой предок по материнской линии, которого я нашла и точно знаю имя - Engelbrecht Barndijk, он приехал с Петром Первым в Россию из Голландии. Между нами 10 поколений! В каждом поколении до конца 19-го века по своему Энгельбрехту - семейная традиция. А мою прапрапрапрапрабабку звали Катарина Барндийк, Катя.) А после революции фамилия обрусела и превратилась в Барндык. А остальные - шведы и финны, но только до 7-го колена знаю имена. Это Вам для инспирации.)
Удачи! Найти предков - очень важно, жизнь сразу начнет меняться, почувствуете мощную защиту и вдохновение.
С Осенними Дедами, Алена. Помянули. Спасибо.)

это очень круто, Мария! (но у китайцев все равно круче: они хранят имена предков до 30 колена и далее:)
Вы говорите: все поступают так, как им диктует их природа.
однако, в слове природа -- корень род, и даже с латинского nātūra — происходит от глагола рождать. мне интересно: можно ли проследить влияние рода на конкретную судьбу -- на наш какой-то жизненный выбор, будь то место жительства или профессия, выбор спутника, пристрастия или увлечения, характер (не говоря о физ. данных) и т.п. -- то, что какие-то имена в роду встречаются чаще других, традиция давать наследнику имя деда очень распространенная. другой пример, смотрела как-то род Майковых (прабабушка выросла в их имении, деда крестили Петр и Екатерина Майковы (похвастаться)): там из поколения в поколение, если не Валериан (привет Валерию), то Аполлон, если не военный, то поэт-писатель-критик. другой пример: недавно узнала, что с троюродным братом учились в одном институте (он пошел по стопам деда, а я - отца). фишка в том, что я изначально не хотела в него поступать, и поступала в другой (другие), но по итогу попала в этот (Бонч, и не пожалела).
или же наш (какой бы то ни был) выбор --  всего лишь дело случая? поделитесь, Мария!

Да, Алена, я слышала, что китайцы ведут истории своих семей аж с незапамятных времен.) Ну а у Вольтера в "Кандиде" Кунигунда знала семьдесят два поколения. Так что, нет предела совершенству.)) Но мудрые люди считают, что плотно мы связаны с семью поколениями до нас и с семью после нас. Вот эта цепочка из четырнадцати поколений и обменивается активно друг с дружкой долгами-подарками... Так что, нашими поступками мы влияем даже на прапрапрапраправнуков. Лучше не нагружать, по возможности, тех, кто идет за нами..
Вы от Вашей прапрабабки, поднявшей одной пятерых детей, точно унаследовали устойчивую природу и выдержку.. Так что, ветры дуют, а примус Ваш горит.)

С обучением и у меня похоже вышло. Как-то анно буквально с улицы, открыв дверь ногой, поступила в будапештское художественное училище на курс ювелирки. Никто не верил, что просто проходила мимо и решила спросить, не учат ли там на ювелира. А через неделю уже училась, и пальто мое препод в свой шкаф галантно вешал.) Потом вспомнила, что прапрадед (финн) был кузнецом. Значит, в этой профессии я была не тварью дрожащей, а право имела.)
Да и на первые работы маслом все дивились: мол, голландская техника, где научилась-то... А нигде, руки помнят. Вот эта, например, что с Аниты писала: https://poezia.ru/works/158076
Какому голландскому прапрапра- надо быть признательной, понятия не имею. А, возможно, самой себе.. Мы ведь и сами циркулируем в своем родовом древе.
Долго можно об этом говорить, но.. лента.. Но раз Вы родом заинтересовались, информация к Вам обязательно приходить будет (подсобят)).

к сожалению, у нас вряд ли такое возможно, войны, катаклизмы и т.д., и т.п, и пр. мамин город Невель и до революции Речь Посполитая с Русским царством перекидывали словно мячик, а после -- и вовсе запинали: от Витебской губернии -- в Псковскую, затем в Лениградскую, Западную область, Калининскую, Великолукскую, опять Псковскую, где те архивы -- и след простыл..
все это очень интересно, я так полагаю, многое мы получаем с генами, и чьи гены в чем-то преобладают (хоть там и понамешано, понятное дело), в ту сторону нас и тянет ("зов предков")? :)
большое спасибо, Мария, что делитесь, стыдно признаться, про Осенних Дедов -- впервые от Вас услышала, теперь буду знать.

Да, Алена, все так, катаклизмы... В Вашем случае можно и в минский архив запрос сделать, наверное, какие-то материалы есть о тех местах. Я в свое время начала поиски с более близкого нам времени - периода репрессий. Писала по всем архивам нашей необъятной родины, где был шанс зацепить какую-то нить. От Кольского до Сибири. Ничего нигде не было. Зато подружилась с директоршей архива где-то в Хакасии, и мы долго переписывались.
А потом оказалось, что старые дореволюционные архивы сохранены в Питере, и общество "Inkerin Liitto" их вдруг оцифровало. Поиски дали прекрасные результаты. Семья второй моей прапрабабки, Styrman - аборигены Ингерманландии, обитали на берегу Финского залива еще при шведах. Почему не уехали после поражения шведов в Северной войне, непонятно. Может, кто-то в семье был нетранспортабелен. Кто знает теперь.. Моя дочь взяла эту фамилию, чтоб она жила дальше.
Так что, попробуйте начать с далекого прошлого, там больше всего сохранено. Удачи Вам.

с далекого прошлого у меня не получится, Мария, знаю только имена бабушки и дедушки. даже года рождения не точно. впрочем, Вы натолкнули меня на мысль: фамилии! поищу у мормонов по фамилиям, вдруг родня какая попадется!
спасибо!

Если б ворон да умел бы говорить,
Изменился бы и норов человека,
Стали бы другими буквари,
Вечно не моргающее веко
Понимает сердце изнутри.

Мудрый стиш, Валерий, хоть, на первый взгляд, и простенький. Вот как-то давно полюбовалась на воронов Хугина и Мунина и старонорвежский захотелось осваивать - пишу рунами. В обычных словах зашифрованы такие глубокие вещи, просто фундаментальные.. Но вот латиница этого не передает. 
Я за смену букварей.)

Наверное навеяно рассказом Алены и общим обсуждением. Да, интересная тема, как будто три нити связались в один узелок. Но что же было раньше: слово или курица? Свой норов ворон украсил пером, море стало черным... Речь, словно реченька течет... Спасибо, Вы умеете вдохновлять.

Яйцо, батенька, конечно же яйцо.) Да, в добрый час мы тут у Алены на чаек собрались. Нити плести да узелки завязывать всегда полезно. Но иногда полезнее разрЕзать нить с уже завязанными узелками (не про нас будет сказано).
Про речь-реченьку было у меня анно в переводе Калевалы.. Если помните, то это очень приятно, а если вдруг само в голову пришло - это нити.)
Вдохновлять можно только тех, в ком отклик есть. Так что, Вам спасибо.