
Алёна Алексеева. Лю блюз
https://poezia.ru/works/190715
Замечательная любовно-философская лирика с запахом черники и сладким привкусом влажного летнего пейзажа.
Приятный звуковой контраст - следствие разностопности ямба в сдвоенной строке - подобен волне, протяжно и легко набегающей на выразительный береговой профиль.
Отсутствие пунктуационных ориентиров побуждает читателя искать их внутри себя, т.е. принимать участие в воспроизведении авторского сюжета.
(К слову, "луна цветущий куст жасмина" - если проигнорировать возможность перечисления и вспомнить о цветах, раскрывающихся ближе к вечеру - в образе аромата мы получим тот самый свет лунной любви, подобный "зеркальному цветку", который, как говорят китайцы, можно увидеть, но нельзя потрогать).
Восхитительные метафоры и олицетворения, оттенённые повторяющейся звуковой анафорой, логичный и понятный образный ряд - всё это подводит читателя к чувственной просьбе-директиве - стать хозяином своих эмоций и решительно избавиться от энергозатратных схем (что вполне может быть и обращением к самому себе - точнее, своевременным проявлением любви).
Стихотворение эмоционально лёгкое и очень позитивное. Читатель не просто насладится видом, а и напитается от жизненной силы, вложенной автором.
Не имея крыльев. Наташа Корнеева
https://poezia.ru/works/190825
...добираюсь тёмными аллеями
к ветхому убежищу из слов...
Душа человеческая невероятно сложна. Но у творческого человека она всегда сложнее. Чтобы творить, ему приходится изначально откзаться от возможности не впустить в себя происходящее (или хотя бы сбежать). Он разбалансирован, чтобы улавливать малейшие колебания окружающего мира. Иногда за это его могут посчитать странным. Но никто не знает, что больно такому человеку гораздо чаще, чем остальным. Больно внутри себя, вне зависимости от внешних событий, из-за добровольного отказа от возможности влиять на собственное восприятие. И эта боль становится его глазами. Он никогда к ней не привыкает. И не пытается заглушить. Но познает её красоту, через которую открывается глубинная красота мира.
В этом стихотворении, пронизанным переживаниями не только собственных чувств, но и чувст тех, кто ранее шёл по этому пути, автор поверяет читателю вышеупомянутую боль.
Здесь нет ни погони за каким-либо откликом, ни нарочитого эмоционального сгущения. Только абсолютная искренность и доверие.
Личный опыт, обогащённый метафорическими и прямыми связями с опытом прошлого, раскрывается в чётких авторских концепциях и постепенных выводах.
За кажущейся спонтанностью образного ряда просматривается высокоорганизованная работа души, сумевшей разглядеть слияние и взаимодействие разнопространственных течений.
Особое внимание привлекает фраза
и летят по улице навстречу мне —
фьюри, фьюри... чиви... чивере...
Физическая невозможность летать не повлияла на понимание птичьего языка. И не отменила неба.
И тьме наперекор, и ветру впаки. Любовь Берёзкина
https://poezia.ru/works/190741
...и времени дотошные зрачки
заглядывают в белый рот бумаги
и тщатся в нём начало различить...
Это классическая лирика. Тонкие стилистические приёмы, свойственные жанру, находятся в удивительной гармонии с нюансами текущего времени.
Осень предстаёт перед читателем в образе хищника-смерти, не имеющей личных претензий к тому, за кем пришла. И такой её приход ознаменован рядом внутренних откровений: о том, что пустота существовала всегда; о том, что сначала жизнь каким-то образом исчезает сама, и только после этого приходит смерть.
Природная щедрость образов перекликается с темой сбора урожая, представленной здесь в виде экстремума с противоположным относительно привычной картины знаком. Урожай собирает осень. Время перепутано, но привычное ожидание сохраняется и полноценно переживается, подобно заранее примеряющей слякоть дороге.
Жестяная маслёнка осени и преувеличенная значимость мелочей выливаются в неожиданная пустоту жизненных хроник.
Финал остаётся в некоторой степени открытым, словно предлагая сделать выбор.
Сахарница. Владимир Мялин
https://poezia.ru/works/190724
Трёхстопный хорей - дивное сплетение песенности, созерцательности и духовности. С помощью него можно выразить сложные переживания так, что читателю не придётся размышлять над тематической многослойностью, ибо она перейдёт на уровень ощущений.
Минимум слов способствует смысловому сгущению - в итоге перед читателем квинтэссенция авторского замысла.
Старенькая синяя сахарница, каким-то образом вырвавшаяся из глубин памяти на поверхность, впитывает свет радости, с которой её встречает главный герой. И деликатно демонстрирует свой наряд.
Но появляется не одна. Седенькая старушка склоняется над ней, как когда-то прежде, и вновь беседует с правнуком.
Речь идёт о сахаре. Но как будто о... радости, которую прабабушка бережёт, чтобы достать, если станет грустно. И учит этому мальчика. В человеческой душе должна быть такая сахарница, в которой впрок припасены утешения.
И сладкая дымка, хранимая памятной сахарницей, придаёт сил главному герою. А мир вокруг становится чуточку лучше и добрее.
Ностальгическое. Ольга Галицкая
https://poezia.ru/works/190745
Из этого замечательного цикла я выбрала второе стихотворение.
Само олицетворение сил природы всегда притягательно и загадочно. А яркие метафоры делают картину ещё более насыщенной и реалистичной.
Великолепная туча-маска, не скрывающая чувств и размышлений стихии и - чистый лист бытия, на пороге которого весна-дитя, забавляется обережной свистулькой. Всё это полнокровное, оглушительное действо разворачивается перед взором читателя, завораживая своей мощью и красотой:
Она сегодня влюблена,
И весел клич её призывный -
О том, что полон миг единый.
Что баснословны времена.
Нормандия. Ирина Бараль
https://poezia.ru/works/190616
...Поля, спокойные пруды,
Утёсов каменные глыбы
И тёмные большие рыбы,
Что на поверхности воды
Блаженным предавались снам...
Данный отрывок можно назвать сердцем стиха, сердцем, ровно бьющимся в средоточии внутренней тишины, не нарушаемой ничем.
Охватная рифмовка создаёт ощущение пространственной замкнутости чувственных колебаний - словно спокойная вода касается то одного, то другого берега.
Сюжетная линия разворачивается вокруг этого мерного биения, охотно ему подчиняясь.
Социум принёс главной героине эмоциональное разочарование, и её надеющаяся душа выбрала пройти такой путь «...сбрасывая надежды, как листья, пока не останется ни одной, ни единой...» ©
Величие и красота природы, совершенная божественность её обитателей помогают не отчаиваться и утешают, дают возможность испытывать чистую любовь.
Образ рыб символизирует самое загадочное в человеческой психике. Это её плодородная целостность, гармоничная потенциальность, творческая сила - всё то, что в данном случае выбирает состояние блаженного сна. Ресурс же тратится на ветра благополучных перемен и поиск "своей стаи".
Но есть что-то ещё, из чего всё-таки рождается внутренний план. В глубоком контакте с природой человек начинает понимать собственные чувства, отделив их от всего вынужденного и наносного. И принимает решение возвратиться к самому себе.
Лебедь. Николай Горячев
https://poezia.ru/works/190868
У этого четверостишия удивительная образная плотность.
В сравнении с японским трёхстишием - здесь больше данных. И другая структура. Но по ощущениям это стихотворение хочется сопоставить именно с хайку, сделав поправку на разницу в особенностях поэтического преломления восприятия.
Нмв, препинание можно было бы убрать вовсе: возникающая на стыке 3 и 4 строк амфиболия создаст очаровательную паузу, чтобы читатель мог чуть дольше любоваться эмоциональной сокровенностью текста.
По грибы. Александр Ганул
https://poezia.ru/works/190908
Стихотворение-взгляд в детство. Подобный ритм и схема рифмовки знакома большинству читателей именно с той поры. Поэтому сразу начинают вспоминаться ощущения. Ведь у ребенка на первом месте именно они:
"Младенец без разумения и понимания стремится к добру, в котором отсутствует зло, и это высшая степень доброты, а доброта является выражением главной природы."
Лю Имин
Главный герой как будто вспоминает события одного из дней, и представленные читателю картины осознаются прежде всего сердцем. И только потом из-за образов проступают очертания каких-то других событий. Кажется, отец ушёл первым... Мать его догнала, потому что он, несмотря на весь свой опыт, совершенно беспомощен в каких-то простых вещах. А она за него переживает. И... главный герой не заметил, как это случилось.
Лес для любящих друг друга людей подобен райскому саду. Любовь женщины избавляет пространство от мусора, будь он физическим или эфирным.
Где-то за ними идёт сын, для которого очевидно их присутствие на этом пути: на это указывают пенёчки срезанных грибов. Когда-то папа, мама и сын вновь встретятся и вдоволь наговорятся.
И ещё один тонкий момент хотелось бы отметить. Главный герой словно стал взрослее своих родителей. И одновременно остался их сыном. И родители с этой точки зрения тоже видятся чьими-то выросшими детьми. Поэтому столько нежности и даже - колыбельности автор вкладывает в описание событий удивительного Путешествия.
Акварели. Сергей Пахомов
https://poezia.ru/works/190888
Груша
Осенняя грязь, за окном — ни души,
Неяркое солнышко сварено всмятку,
За домиком пруд как давнишний ушиб
Чернеет, вороны садятся на грядку.
И, чуя ночную метель за версту,
Предавшись в тиши размышленьям досужим,
Я пробую вечность на вкус, как в саду
Упавшую с ветки последнюю грушу.
Есть прекрасная индийская поговорка:
"Поэт видит то, чего даже солнце не видит". Ближе к тексту она переводится так: чего не увидит солнце, то увидит поэт. Как подсказали индийцы, солнце здесь нужно интерпретировать как "обычный взгляд", а поэта - "взгляд, глубокий до занудства".
Поэт и в самом деле не упустит ничего из того, к чему прикоснулась его чувствительная душа. В стихах Сергея Пахомова эта чувствительность достигает максимума. В стихотворении "Груша" на первый взгляд больше статики. Но в рамках каждого образа происходит интенсивное, даже напряжённое движение.
Промежуточность, вытекающая из первой метафоры, соответствует неопределённости межсезонья. И одновременно становится центральным переживанием.
Чернеющий за домиком пруд тождественен всему тому, о чём не слишком хочется вспоминать, но что наполнено фантомной болью.
Подступающий сумрак и хаос метели подталкивает размышлять о том, что наполняет мысли.
Вкус вечности автор сопоставляет со вкусом последнего плода. Это вкус окончания одного витка спирали жизненного процесса, несущего в себе начало нового цикла.
Доброта. Евгений Иванов
https://poezia.ru/works/190829
Стихотворение, лишённое витиеватостей, звучит пронзительно.
Четырёхстопный хорей чаще всего ассоциируется с частушкой. Но это далеко не всегда юмор. Но всегда определённый тематический. накал, пронизывающий обыденность.
Фабула предельно ясна. В смысловом оттенке автор передаёт редкость этого душевного качества: оно трудновоспроизводимо. Утрата ощущается на каком-то нутряном уровне. Велика вероятность, что главный герой озвучивает именно личную утрату. Потому что чью-то доброту человек сильнее всего чувствует - на себе.
Случилась промашка... Владислав Кузнецов
https://poezia.ru/works/190909
Если отвлечься от мотива песенки и проигнорировать привычные пути, можно прочувствовать скрытое эмоциональное звучание, совершенно не совпадающее с проявленным. Конкретная ситуация, о которой идёт речь в стихотворении, является способом сказать нечто дополнительное, что выходит на поверхность в связи с событиями. И, хотя избавиться от субъективности вряд ли получится, её вполне можно считать частным случаем той реальности, которую автор разворачивает перед глазами читателя.
Если задуматься над этими строками
совсем как принцесса
из маминой сказки,
он спит беспробудно
в хрустальном гробу
и
не ест черепашка,
я тоже не ем
становится очевидной тема Анимы, а также - попытка её реанимировать, деликатно проявленная в совокупности сюжетных аналогий. Точность, с которой автор формирует взаимосвязь собственно истории, возможности влиять на происходящее и двусторонней ответственности, говорит об осознанности и индивидуальном эмоциональном потенциале. Представленная поэтически, идея беспрепятственно достигает интуитивного пространства читателя и позволяет утвердиться коллективной вере в благоприятность исхода. Читатель соглашается с автором, тем самым укрепляя сказанное - и одновременно становится частью системы, где результат может определяться не только предпосылками, но и силами понимания и любви.
Мир, в котором мира нет. Алексей Кулешин
https://poezia.ru/works/190576
Мудрые и близкие строки. Чувства уже пережиты автором, и пересказаны читателю спокойно и выверенно. Лексическая анафора словно создаёт эффект обратного течения, увлекая читателя в неявный центр, где по факту фокусируется максимальное напряжение, где «свобода» неожиданно оказывается заложником собственного отсутствия.
Высоцкий. Марк Шехтман
https://poezia.ru/works/190815
Если читателю ясно, о чём именно идёт речь в стихотворении, сформируется одно впечатление. При наличии т.н. неизвестных - другое. Понимание того, кем был Владимир Высоцкий, любовь к его наследию вступают в резонанс с этим удивительным текстом, с изысканностью и простотой изложения биографических фактов.
Но не менее интересно поразмышлять относительно того, как прочитает стихотворение
человек, который вовсе не слышал о Высоцком. Тогда на первый план выйдут
удивительно зримые образы, красивое напряжение биографического сюжета, чудесно
реализованная гармония стихосложения, бесподобные рифмы, магия рефрена,
искренняя и глубокая заинтересованность автора. Читателю непременно захочется
узнать, кто это так "играл,
любил, и пил, и пел", что встретил высшее понимание не потому что, а
вопреки.
Стихотворение Марка Шехтмана, лирическое, без каких-либо усложнённых конструкций и при этом высокоинтеллектуальное, косвенно затрагивает и проблему таланта, которую в финале Творец отказывается объяснять, умышленно оставляя тайной. Точнее, таинством.
Воробьи. Сергей Красиков
https://poezia.ru/works/190712
Это короткое стихотворение поражает своей насыщенностью. Образная структура, довольно резкая, может показаться неподвижной, скорее, описательной. Однако внутри неё - вполне ощутимый чувственный ток.
Чёрный-белый, солнце-звёзды, крест-скрюченный, кладбище-драки - всё это как будто вытекает одно из другого, но также создаёт тревожное напряжение, усиленное акцентным полураспадом в первой строфе и звуковыми анафорами.
Условная незавершённость оставляет читателя в напряжённом размышлении, не позволяя расслабить пространство диалога. Подобные тексты довольно долго хранятся в эмоциональной памяти в неизменном виде.
Он отделён от суеты... Аркадий Шляпинтох
https://poezia.ru/works/190710
Читая первое стихотворение, думаешь: иногда священные тексты выглядят именно так. И погружаешься в тихое благоговение и сакральную близость между матерью и ребёнком. Подобно младенцу, склонному вспоминать околоплодные воды, нащупываешь врождённую часть бессознательного и доверчиво отдаёшься божественно ласковой силе авторского вдохновения. И не хочется выныривать.
В этой связи второе стихотворение не хочется ощущать продолжением (хотя вполне может им быть). Более того, если обратиться к интервалам и прослушать каждую квинту в отдельности, получится ещё один текст, с максимальной персональностью, подобный голосу глубинного Я, который есть та самая молчащая шаманская песня, в то время как наяву поётся совсем другая.
Эти два стихотворения - словно две реки, бегущие по руслам одной жизни. Где-то их воды разделены, где-то перемешаны. И как будто при желании можно игнорировать наличие второго объекта. Но не объективное единство.
Белое небо. Александр Чекалов
https://poezia.ru/works/190817
Поэзия Александра Чекалова — это не только мастерская звукопись, полная эксклюзивных составных рифм и анжамбеманов, но и глубокая образно-социальная философия. Хочется приглядываться к её объектам и прислушиваться к внутренним монологам. Автор не стремится продемонстрировать читателю картину целиком. Скорее, оставляет ключи. А в какой-то момент и вовсе передаёт читателю ответственность за происходящее. Поэтому - в определённой точке - читатель может принять авторские рассуждения за собственные. Но тем интереснее)
Покамест к Богу попадут. Владимир Старшов
https://poezia.ru/works/190560
Хотя в стихах Владимира Старшова юмор в той или иной форме - гость достаточно частый, смелость и раскованность этого стихотворения воспринялись как что-то новое (может, и для самого автора). Впечатление немедленно облачилось в сленг, чего обычно не происходило. И объяснилось всё это высокой степенью возникшего доверия. Такое доверие позволяет расслабиться психическим структурам, ограниченным поиском социального одобрения. "Он - свой" - примерно такой вердикт на самом деле должны вынести привередливые потомки.
Облик Творца лишён условностей и также приближен к доверительному. При этом он не упрощает сути, а лишь освобождает восприятие от шелухи.
Впечатляет и лексика, точная и экспрессивная. Возникает странное желание пожать руку автору, выразить восторг на упомянутом сленге, а потом ещё и написать песню на эти бесподобные стихи. И распевать её громко и с удовольствием, перебирая великолепные образы, один из которых станет красивым лозунгом в борьбе за право быть собой:
И скажет Бог: " Нехорошо...
ой, как нехорошо, ребята.
Эти старые письма… (закат и посох). Нина Есипенко
https://poezia.ru/works/190911
Не помню, чтобы мне было так сложно. Все варианты, которые появлялись, имели в себе какую-то недостаточность. В итоге, пришлось признать, что я не погрузилась до того уровня, где получится посмотреть изнутри. Что ж, значит, это впереди.
Полифония... Скорее, сбалансированная экосистема. Элемент планетарного уровня. И, хотя попытка просочиться в синаптическую щель не увенчалась успехом, ряд смыслов, которые немедленно начали раскручиваться, порадовал и обнадёжил.
В глубине внутреннего фона спокойно торговались аналогии. Что это? Может, Нина просто развесила зеркала, в которых уверенно отражается главное? То самое, ради чего люди приходят в поэтическое пространство и соединяются в нём, не всегда это осознавая. Не знаю. Но ощущение абсолютной нужности и важности каждого элемента накрывает с головой. В этой связи вспомнились строки из стихотворения удмуртского поэта, Флора Ивановича Васильева:
В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишаться древней,
Естественной и дивной красоты.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что Нина Есипенко в своих надмирных произведениях и объединяет, и отражает в этом сплетении все аспекты уже существующего единства.
Вряд ли можно объединить всех. Но понимания о важности вклада каждого участника, полагаю, можно достичь.
Спасибо, Екатерина, Вами проделана большая работа, требующая в первую очередь много душевных сил.
Евгений, благодарю!
Катя, спасибо Вам!
... припомнила почему-то, как один известный мастер пианизма делился наблюдением за процессом освоения сложного клавира. Четыре неизбежных стадии выделял. 1. Всё понятно, но... не играется. 2. Играю, но плохо! - и ни черта не понятно... 3. Играю хорошо, но что - неизвестно. 4. Так вот же оно! - играется.
(Шутка).
Мысли Ваши понравились.
Беру! ) - как говорила Рута Марьяш.
(а там посмотрим... как добавлял Кузнечик)
пс.
БригАнт непредсказуем.
Спасибо, что Вы есть.
НЕ.
Нина, и я Вас от души благодарю!
Интересно наблюдать, как подстраивается мой внешний слух, как стремится к организации того, что уже в значительной степени прочувствовано.
Я уже оказалась внутри)
Спасибо, Екатерина!
Как же интересно читать свои стихи после ваших рецензий! Вроде бы знакомый текст, а звучит совсем иначе. И открывается что-то, о чём не задумывался. Дай Вам Бог сил на такую гигантскую ежемесячную работу.
Спасибо, дорогой Аркадий!
Вам здоровья и вдохновения!
Да, работа, если можно так назвать, проделана огромная. Поражаюсь безграничности Вашей, Катя, души. Это ж надо всё "пропустить через себя", пережить... Спасибо.
И строчку эту как Вы верно прочувствовали...
Знаете, я очень люблю Бродского. Сложный он, конечно. но и беззащитный ( я о стихах). Это "фьюри, фьюри... чиви... чивере.." меня сначала ввергло в ступор. Его Прощальную оду я прочитала относительно недавно. Она совершенно не похожа на своих "сестёр и братьев". Словно он её "удочерил". Настолько открыто, настолько пронизано болью, но и ещё, что поразительно, корчась от боли, поэт хочет подняться выше и боли, и любви... Ода эта перевернула для меня мир с ног на голову (или наоборот!). И особенно финальные строки, где поэт переходит на птичий язык. Я их до сих пор слышу и, скорее всего, вряд ли когда-нибудь слышать перестану.
Спасибо, Екатерина, что Вы есть на этом сайте, и вообще..
Спасибо Вам, дорогая Наташа ♥
Екатерина, здравствуйте!
Всё почитал-прочитал.
Хорошие авторы, хорошие разборы.
Спасибо
Спасибо, Сергей!
Заново прочитал все стихи, то есть по-новому после Вашего, дорогая Катя, очередного чудесного обзора. Снова убедился, что к моему собственному впечатлению приветвляется и Ваше, всегда живое, удивительное и доброе. Вы всякий раз заглядываете стихотворению и автору в душу так, что это становится поэтическим событием и открытием. Обзор выходит у Вас своеобразной стиховедческой поэмой, где каждому стиху Вы помогаете сказать самое сокровенное. На этой почве проходит чувство авторской затерянности, появляется духовная теплота оттого, что мы все нужны и интересны друг другу как поэты. Вы, Катя, для этой теплоты очень нужны, поскольку обладаете очень солнечными свойствами: удивительной многообразностью восприятия, многосторонней одарённостью, редкой эрудицией и, главное, при этом, искренней человеческой душевностью. Нечего и говорить, что по нынешним временам Вы по-настоящему
дорогой человечек. Очень бы хотелось Вас оградить от всего, что мешает творческой работе на общее благо. И в частной жизни, Катя, пусть будет всё по-вашему у Вас и прекрасно. Благодарность Вам и респект, и просто спасибо!