
Осень в село Высокое пришла, как вор, украв последнее тепло.
Небо, серое от дыма, нависло над избами, будто сажа в котле. Ребятишки прятались за юбки матерей, а старики, согнувшись, глядели на дорогу, где пыль вставала столбом от сапог. Немцы вошли в село на закате, когда солнце, красное, будто кровящая рана, катилось за леса. Они несли смерть во главе с надменным герром офицером, но смерть эта была аккуратной, в начищенных сапогах, с геометрией ремней и пряжек.
Село замерло. Только куры, глупые твари, метались в сарае, да пес Тишка, хрипя, рвался на цепи…
Двух мужиков — дядю Витю и деда Евсея — по наводке местных полицаев решили расстрелять прелюдно. Больше для порядка и устрашения, поскольку предъявить им было нечего. Но старший полицай, бывший при Советах конюхом, еще тогда не ладил с дядей Витей и теперь решил свести с ним счеты, а деда Евсея взяли за компанию. На главной улице уже собралась толпа. Авдотья, вдова с войны прошлой, пришла с иконой Богородицы. «Чего же вы делаете, проклятые!» — закричала она низким голосом и попыталась закрыть собой приговоренных мужиков, держа икону, как щит. Офицер ухмыльнулся, снял перчатку, медленно, будто раздевал женщину, и махнул рукой. Солдат, курносый, с детским лицом, прицелился. Выстрел пробил тишину, и эхо его ушло вдаль, словно тоска по чему-то навсегда утраченному. Авдотья упала, икона разбилась о камень, а кровь ее смешалась с краской ликов святых. Дядя Витя и дед Евсей стояли рядом, не шевелясь, будто уже примирились с судьбой. Их убили следом, без слов, без церемоний…
Ночью село стонало. Горел сарай у реки, пламя лизало луну.
Поп Илья, повешенный на колокольне, качался под ветром, и казалось, что он сейчас зазвонит.
Немцы пили шнапс в избе председателя, рвали гармонику. А в подполе, под грудой мешков, дрожала самая аппетитная на селе молодайка Анька с годовалым сыном на руках. Малыш плакал, и она, обезумев, прижала его лицо к груди так крепко, что он затих.
Но её разыскали сволочи полицаи и отдали сильно пьяному офицеру как законную добычу.
— Раздевайся!
Если бы он её взял обычным способом, снесла бы ради малыша, как сносят всё в этой жизни. Но офицер схватил её за волосы, резко наклонил голову и стал тыкать себя в её перекошенный от ужаса рот.
И тогда она, стиснув зубы, из последних сил укусила его за то самое место, где пульсировала жизнь. Офицер завизжал, но она не отпускала. Кровь хлынула ей в рот, горячая и соленая, но она сжимала челюсти всё крепче, будто вся её жизнь, вся её боль и ненависть вылились в этот укус. Он бил её кулаками, рвал её волосы, но она держалась, как будто её зубы вросли в его плоть.
На крики прибежали солдаты, наконец, оторвали её от офицера, но драгоценная арийская кровь, оставляя шлейф от Анькиной личной победы над фашизмом, стремниной вытекала из него вместе с последними остатками гордыни, той самой лжи, что он мол выше других, сильнее, и неприкосновеннее. Офицер зашатался, лицо его побелело, и он рухнул на пол, хватая ртом воздух. А она, с кровью на губах, смотрела на него, не чувствуя ни страха, ни боли, только пустоту.
Наутро её нашли с выжженными глазами.
А немцы ушли, оставив на земле следы своей цивилизации.
После них начался затяжной дождь. Он лил, не переставая, смывая кровь и страдания. Капли стучали по крышам, по камням, по мокрой земле, будто плакали за всех, кто погиб, за всех, кто остался. Дождь лил, лил, пытаясь смыть грех. Но земля помнила всё.
Кать, спасибо! Я не смог изменить финал...Это не Голливуд со счастливым концом...
так хочется, чтобы это был вымысел...помню, читала Василя Быкова..выходила в печать новая его повесть...говорю себе: не буду читать, страшно, знаю, что кончится всё плохо...но рука тянулась к журналу...
Саша, пепел Клааса стучит в сердце после твоего рассказа.
Наташ, привет! Спасибо! Первоначальный замысел был еще более жесткий. Я сам не решился его реализовать...
Да хорошо написано, Саша.
Поэзии в этом немного.
И Война у каждого своя. Я с летунами имел возможность общаться в молодые годы. Это сюр.
Те, кто воевали на земле, рассказывать не любили.
Оно и понятно. Были и врунишки разные, как моя тётушка-особистка. Ну, так бывших разведчиков не бывает.
Согласен с Катей - жуткая тема...
Очень сложная.
Влад, спасибо! Текст сам себя выписал. Почти по наитию.
Саша, все твои рассказы, в совокупности, напоминают мне один юмористический (сатирический) рассказ Аверченко, который называется «Неизлечимые», почитай. Он про писателя, который ничего, кроме порнографических рассказов, писать не умел. За какую тему он ни брался бы, за историческую, зоологическую, кончалось всё одним и тем же: «И всё заверте…». Вот и у тебя любой сюжет обязательно окажется ниже пояса. Эта конкретная вещь — в духе тарантиновских фильмов: кровь, эпатаж и полная утрата реальности. Но мне кажется, что есть темы, в которых эпатаж просто априори неуместен, вот от слова совсем. А по поводу утраты реальности я тебе вот что скажу. Знаешь, у немецких солдат в зоне оккупации не было проблем с нехваткой секса. За ними в обозе следовал бордель с проститутками из немок и полячек, и в сухопутных войсках обслуживание солдат ставилось на поток. Не говоря уже об офицерах. На кой чёрт этому офицеру было рисковать собственным членом? Кроме бурных эротических фантазий на тему изнасилования, описанных в подробностях вплоть до вкусовых ощущений жертвы, я в этом рассказе не увидел ничего. Ничего ровным счётом, если бы не тема ВОВ, в которую с таким воображением всё-таки лучше не лезть.
/Из показаний б. заключенного Зарайкина С.Е. от 22/Х-44 г. л. д. № 15–16/
«Во время моего нахождения в Центральной тюрьме г. Риги с 1 октября 1941 г. по 18 мая 1942 г. держали меня и других заключенных на голодном пайке. Хлеба давали 180 граммов в день, перемешанного с разными суррогатами, горького вкуса. Кроме этого, давали 1/2 литра супа в день, сваренного без мяса и жиров вместе с разной травой. Надзиратели также ежедневно беспощадно избивали. Приходили в камеру пьяные надзиратели, избивали резиновыми дубинками, так что после этого человек не мог три дня подняться. При допросах следователи в тюрьме страшно избивали, выбивали зубы. Особенно зверски расправлялись с женщинами. Так, например, одну гр. г. Риги Янсон Анну в 1942 г. вызвал на допрос немецкий следователь. Положил ее на диван, сели ей на голову и на ноги, а резиновой палкой сперва избили, а потом совали во влагалище и ее всю окровавленную принесли в камеру, а потом через несколько дней расстреляли».
Наталия, именно садизм, не похоть, Вы совершенно правы, но мы говорим о разных вещах. Я — о рассказе, в котором именно на эпатаже и похоти, втиснутых в исторические рамки, построена чернушная по своей сути фабула.
Александр Владимирович, это был мой ответ на ВАшу фразу: "Знаешь, у немецких солдат в зоне оккупации не было проблем с нехваткой секса. За ними в обозе следовал бордель с проститутками из немок и полячек, и в сухопутных войсках обслуживание солдат ставилось на поток. Не говоря уже об офицерах."
Я хотела сказать, что такой факт мог иметь место.
По построению рассказа. Мне трудно судить, ибо я не лингвист, не литературовед, не писатель, в конце концов. Я говорила о гражданской позиции.
Вы же читаете рассказы других авторов на сайте? Мне интересно, Вы вспоминаете хоть один из них по случаю, в разговоре с друзьями через год, два, десять лет после прочтения? Это всё однодневки. И откуда в нас этот фейерверк эмоций по поводу описания венецианского рынка, и равнодушная реакция на великолепную статью о "Моцарте и Сальери"? Эти междусобойчики бесконечные. А хочется настоящего, запоминающегося, перечитываемого неоднократно. Давайте будем объективными не только в оценке этого произведения, но и оценке других. Можно конкурс рассказов, кстати, организовать. Хоть в рифму, хоть верлибром, хоть прозой. Но рассказа с Большой буквы.
PS/ С эпатажем соглашусь, кстати.
Да, я об эпатаже, с тезисом о наличии здесь которого Вы согласились в постскриптуме. Это порнуха и паразитерство на теме героизма советских людей в годы оккупации в период ВОВ.
И откуда в нас этот фейерверк эмоций по поводу описания венецианского рынка, и равнодушная реакция на великолепную статью о "Моцарте и Сальери"? Эти междусобойчики бесконечные.
"И откуда в нас"... Спасибо, Наталия. Мне очень приятно, что мой скромно-биографичный рассказ о венецианском рынке затмил в Ваших глазах статью о Моцарте и Сальери.
А зверства были. Критическая ситуация есть катализатор для всего, чего когда-либо хотелось, но не моглось.
Екатерина, "в нас" - собирательное без меня). Не придавайте слишком большого значения хвале и клевете. Позвольте усомниться в том, что лайки всем без исключения виршам одного автора, вызывают смешок. Лично у меня. И ответные лайки аналогично. Мы (в данном случае собирательно) же здесь не слепые, в самом деле!))
Слепые конкурсы - хорошая вещь. Авторство угадывается, но не на все 100%.
И зря Вы обращаете на меня внимание. Я же не авторитет для Вас. Пишите, творите, плюсуйте.
Я же хотела обратить внимание на статью А.В.Флори, которая стоит того, чтобы её оценили по достоинству.
Всего.
"А чтобы привлечь внимание к статье А.В. Флори, не требовалось подобного контраста. Это же совсем разное."
Действительно, совсем. Екатерина, "почти нет плохих стихов?")). Вы это серьёзно? Есть такое выражение "провальный". Провальных нет.
Взаимно, хорошего дня,
Плохой хороший человек))
Взаимно, взаимно)
Саша, я уже говорила, ты пишешь прекрасно. Включая этот страшный по своему сюжету рассказ. Мне от него правда страшно. Хотя, согласно хроникам, подобное было. И даже похуже. Прости мне мою субъективность. А твой талант при тебе.