Из латинских поэтов (Рекомендованное)

Дата: 27-10-2024 | 20:47:00

                  * * *

Кто знал, что мне завещан Рим:
Пленительный, с лилейной кожей,
Где косы Марсий и Присцилл
В короны царские уложат.

Где грудь высокая снегов,
И солнца чаша круговая,
И пыль алмазная стихов,
Гранёная и голубая.

                 * * *

                                              Exegi monumentum
     
Ни память детских лет, и ни столетий ход,
Ни вечная любовь, и ни мирская слава
От звуков и молитв души не отвлечёт,
Пока приходит жрец в священную дубраву.

Что царственная медь, что камни пирамид?
Бесплодная земля мифического Давна?
Где правил дикий Давн и где шумел Авфид -
Цветёт тугая ветвь серебряного лавра.

Не нужен монумент тому, кто жизнь постиг,
Кто знак бессмертия воздвиг нерукотворный!
Благую часть души забвенье не смутит -
В объятьях пылких Муз и в хороводе горнем.
 

                    * * *                 (Из Марциала)

Поезжай развеяться, мой друг...
Что нам Цезарь? Войны да интриги.
Мне всего дороже ближний круг
Да тобой написанные книги.

Здесь стоит такая тишина,
Что не слышно выкриков и маршей.
Захвати домашнего вина,
Чтобы был доволен Плиний Старший.

Передай в подарок зимний плащ -
Там, у моря, ветрено и сыро...
Как дитя, луна играет в мяч
Золотистой коркой апельсина.

В синем небе - рыжая луна...
Белый Лаций словно на ладони.
Ночь так восхитительно бледна,
Как кувшинка в тёмном водоёме.

                    * * *

Много ли таинственных причин
У тебя, чтобы рыдать в музее?
Ты была с одной из Агриппин
В светлом и огромном Колизее.

Улучив мгновенье, словно тать,
Ты летела через три ступени,
Чтоб влюблённой девочкой предстать
Перед всеми.

На высоком ярусе, в тиши,
Ты Царю свиданье обещала...
А теперь не плачь и не спеши,
Что на представленье опоздала.

 
               * * *

Нам не коснуться уст поцелуем нежным,
Не воротить мужей из походов дальних.
Станем безумней Лиссы; волны мятежней,
Лучше, 
       желанней,             
               ближе, 
                     родней, 
                          печальней.

Нам не отнять у моря его добычи.
  Так высоко над миром звезда мерцает!
    Низко над бурным морем душа летает,
                                                 Крича по-птичьи.
















Ольга Галицкая, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3991 № 185636 от 27.10.2024

Рекомендованное | 11 | 20 | 424 | 21.12.2024. 20:08:55

Произведение оценили (+): ["Баринова Елена", "Сергей Лисицын", "Екатерина Камаева", "Слава Баширов", "Алёна Алексеева", "Надежда Буранова", "О. Бедный-Горький", "Владимир Старшов", "Владимир Мялин", "Елена Ланге", "Михаил Эндин"]

Произведение оценили (-): []


Прямо латынь медно  звенит в ушах, Ольга Вениаминовна!). На мой взгляд, один из самых лучших Ваших циклов.

Благодарю, Владимир Евгеньич! Сердечно рада Вашим словам! Я думала, конечно, что никто не придёт, что людям будет скучно читать... А явились небожители, что очень приятно! Значит, я ошиблась, как всегда, и слава богу... 


Ольга, прочитал стихи в хорошем настрое от их гармоничности. Заглянул к Горацию и Марциалу, чтобы, так сказать, быть в теме. Рад, что Владимир Мялин высоко
оценивает этот цикл. По-своему присоединяюсь к его мнению. Мне очень понравилось, какой замечательной всевременной образностью отозвалось у Вас навеянное давними поэтами, и Ваше присутствие в стихе.   

Сердечное спасибо! И за то спасибо, что обратились к Горацию и Марциалу, которых я так вольно переложила... Всюду мой вклад, что делать! Ещё Сенека писал Луцилию, что тот в своих путешествиях, силясь избыть тоску, всё же возит повсюду самого себя, и странно ли, что нет пользы от странствий? И удивительно ли, прибавлю я, что и мир не меняется так сильно, и суть его, должно быть, вневременна... Глубоко признательна Вам за поддержку!

– приезжай, мечта моя одна:
выпить в опьянения попытке,
захвати домашнего вина,
хоть мне и казённого
в избытке...

:о))

"Взгляд, конечно, очень варварский, но верный!"... Счастливец тот, у кого вина в избытке и достаточно сестерциев! )):  А  пока Цезарь с патрициями  собираются на мартовские Иды, нам, поэтам, и выпить не грех!

Прекрасно!
А что, кожа бедного Марсия и вправду была такая? ))

Тут, вероятно, всё-таки не о мужчине, а о женщине: белоликая Марция/ Марсия... Но мне нравится ход ваших мыслей!

Извините, это римляне так плохо рифмовали?

Здравствуйте! Вам захотелось заглянуть в оригинал? Наверное, это стоит того! Я вам нисколько не мешаю сделать это, и даже помогаю... Вдруг ваш пыл вознаградится, и мы увидим переводчика куда лучшего, чем предшествующий?  Буду только рада!

Если на латинском языке рифмовали, это были рифмы.
Например (см. внизу страницы):

Легко догадаться, что это не переводы, а только размышление на заданную тему. Римляне ещё не то переживали - от них не убудет!

Я догадываюсь, но рифмы были и в подражаниях римлянам:
Нынче ветрено, и волны с перехлестом и т. д.

Поэты, как правило, поголовно профаны, не одолевшие академической науки... И закончившие курс лишь "тэтой" и "йотой", как Мандельштам. Но их отнюдь не академическая рифма сильно ранит сердце, а "глуповатая поэзия" проникает в душу... Для  всего остального существуют ученые мужи. И это тоже бывает небезынтересно, спасибо! Все  жанры хороши, кроме скучного!

Вы замечательно пишете. И не чернилами, а душой. 

Остальное приведено ниже: 

 

                      

 

                                  Гумилев о Маяковском 

 

— То, что он делает — антипоэзия. Жаль, очень жаль… 

 

Мандельштам: 

            Бальмонт - самый нерусский из поэтов, чужестранный переводчик... иностранное представительство от несуществующей фонетической державы. Андрей Белый - болезненное и отрицательное явление в жизни русского языка. 

                                              (Эренбург. “Люди, годы, жизнь. т. 2) 

 

 

Лев Толстой о Шекспире 

Долго я не верил себе и в продолжение пятидесяти лет по нескольку раз принимался, проверяя себя, читать Шекспира во всех возможных видах: и по-русски, и по-английски, и по-немецки в переводе Шлегеля, как мне советовали; читал по нескольку раз и драмы, и комедии, и хроники и безошибочно испытывал все то же: отвращение, скуку и недоумение. 

                                                              Л.Н. Толстой. Собр. соч. в 22 тт. Том 15 

 

 

                                                                     

Бунин:  

 

Ахматова – провинциальная барышня, попавшая в столицу; 

 

«Читаю Блока – какой утомительный, нудный, однообразный вздор, пошлый своей высокопарностью и какой-то кощунственный. <...> Да, таинственность, все какие-то намеки тёмные на то, чего не ведает никто – таинственность жулика или сумасшедшего. Пробивается же через все это мычанье нечто, в конце концов, очень незамысловатое»23. 

 

 

...о лакейских «поззах» Игоря Северянина – придумали же такое омерзительное слово! – и говорить нечего;  

 

...а футуристы – просто уголовные типы, беглые каторжники… 

 

 

                             

                       О Мандельштаме... 

 

«Неврастенический жидёнок» 

                                        (Зинаида Гиппиус);  

«Осточертел. Пыжится. Ущемлен и уязвлен. Посмешище всекоктебельское» 

                                                                                                        (Ходасевич)  

 

  Образ ни одного большого русского поэта первой половины ХХ столетия не подвергался такому сильному и массированному окарикатуриванию, как образ Мандельштама. 

 

  Из дневника Блока: «“жидочек” прячется, виден артист»; или о мандельштамовском прозвище в кругу Михаила Кузмина — «Зинаидин жидок». 

 

 

    

                                          Гумилев о Маяковском 

 

— То, что он делает — антипоэзия. Жаль, очень жаль… 

 

Маяковский открыто презирал петербургских поэтов:  

— Мертвецы какие-то. Хлам! Все до одного, без исключения… 

 

 

Бунин: 

Бальмонт, Брюсов, Белый – не более чем доморощенная декадентщина, помесь французского с нижегородским, «о закрой свои бледные ноги», «хочу быть дерзким, хочу быть смелым, хочу одежды с тебя сорвать», «хохотал грубым басом, в небеса запускал ананасом…» и прочий вздор;  

 

Ахматова – провинциальная барышня, попавшая в столицу;  

 

Александр Блок – выдуманная, книжная немецкая поэзия;  

 

... о лакейских «поззах» Игоря Северянина – придумали же такое омерзительное слово! – и говорить нечего;  

 

А футуристы – просто уголовные типы, беглые каторжники… 

 

Бунин о Блоке (Воспоминания, т.6) 

Читаю Блока — какой утомительный, нудный, однообразный вздор, пошлый своей высокопарностью и какой-то кощунственный. <…> Да, таинственность, все какие-то «намеки тёмные на то, чего не ведает никто» — таинственность жулика или сумасшедшего. Пробивается же через все это мычанье нечто, в конце концов, очень незамысловатое. <…> 

 

 

                                      Бунин о Маяковском 

«Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь». 

Маяковский прославился среди всех тех мошенников, хулиганов, что назывались футуристами. Все его скандальные выходки в ту пору были очень плоски, очень дешевы, все подобны выходкам Бурлюка, Крученых и прочих. Но он их всех превосходил силой грубости и дерзости.  

 

— Вы меня очень ненавидите? — весело спросил он меня. 

Я без всякого стеснения ответил, что нет: слишком было бы много чести ему.  

                                                                                                             (Воспоминания, т.6) 

 

Вся поэзия Байрона есть намеренно растянутое самоубийство на почве сплина. Благородный лорд только и делает, что водит ножом по горлу тупой его стороной. 

                                                                      Фридрих Геббель, немецкий драматург 

 

 

Томас Элиот в статье «Гамлет и его проблемы» (1919 г.), пишет:  

«В том, что материал не поддался Шекспиру, не может быть никаких сомнений. Пьеса не только не шедевр – это безусловно художественная неудача драматурга. Ни одно его произведение так не озадачивает и не тревожит, как «Гамлет». «Гамлет», как и сонеты, полон чего-то такого, что драматург не мог вынести на свет, не мог продумать или обратить в искусство». 

 

Федор Сологуб о Северянине 

Изд. «Гриф». Москва, 1913 г. 
 

Поэтическое лицо Игоря Северянина определяется главным образом недостатками его поэзии. Не чувствуя законов русского языка, не слыша, как растет и прозябает слово, он предпочитает словам живым слова, отпавшие от языка или не вошедшие в него. Часто он видит красоту в образе «галантерейности». Безнадежно перепутав все культуры, поэт умеет иногда дать очаровательные формы хаосу, царящему в его представлении, умеет быть своеобразным лишь  

в поверхностных своих проявлениях. 

 

 

Не знаю, к кому Вы обращаетесь. Пришел Ваш комментарий мне на почту.
Если ко мне, то спасибо. В любом случае подборка цитат интересная и красноречивая.

Основная претензия к этому тексту — отсутствие развития темы.

Много ли таинственных причин
У тебя, чтобы рыдать в музее?

Данный подход мной критиковался здесь.

Передай в подарок зимний плащ -
Там, у моря, ветрено и сыро...
Как дитя, луна играет в мяч
Золотистой коркой апельсина.

В синем небе - рыжая луна...
Белый Лаций словно на ладони.
Ночь так восхитительно бледна,
Как кувшинка в тёмном водоёме.

Этот пассаж показался наиболее странным. Какие-то зимние плащи при тёплом климате, даже в совецкой армии шинель полагалась в любое время года, а римская туника была шерстяная даже у солдат, не только у пастухов. Игры с мячом были больше для подростков и взрослых, чем для детей. Наверняка, были игры и с апельсинами (рубль штучка, три рубли кучка - вроде расшибалок), но с корками? А кувшинки закрываются довольно рано, ещё до захода солнца, тем более их не видно ночью.


Простите, ответить не могу, так как ровно ничего не поняла - болею сейчас, высокая температура... В любом случае спасибо Вам  за уделённое время и внимание!

Для поднятия настроения расскажу байку. Поэту НБ дали стипендию Фонда Бродского. На билеты денег наскребли по сусекам, поэт вылетел в Италию получать стипендию. Но то ли банки выходные были, или ещё какие препоны, оказалось, что стипендия дня через три должна активироваться только. И эти дни НБ провёл в Риме как истинный поэт - под открытым небом, питаясь растущими повсюду апельсинами.

Спасибо! Это по-нашему! :))