Обзор произведений апрельского ТОПа (продолжение)

Поэты живут. Иван Чудасов

https://poezia.ru/works/182239

Прекрасный акростих от Ивана Чудасова. Фраза по краю в некотором роде направляет, но и существенно ограничивает степень свободы. Действительно хороших акростихов среди всех, написанных в этой форме – не так много. Но для поэта-филолога, защитившего магистерскую ВКР на тему «Эволюция русской комбинаторной поэзии ХХ века» это, скорее, осознанный вызов выбранной теме. Довольно часто в акростихах прослеживаются соединительные участки. Даже когда логика не нарушена, эти места стыковки образов легко прощупываются. Здесь же, если убрать акцент с заглавных букв, можно и не обратить внимание на форму – настолько всё целостно. Почти исповедальная глубина посыла, его сокровенная искренность и в то же время реалистичность завладевают читателем и подталкивают к осмыслению созвучных авторским собственных чувств. Иван делает акцент на непреложности смысла тех процессов, которые происходят внутри человека, творящего в состоянии вдохновения; на том, что ценность исхода не зависит от наличия и качества внешней реакции и поддержки. Каждое движение души где-то фиксируется. И живёт, остаётся светом вдохновлённого человеческого сердца. И понимание происходящего – то самое сладкое чувство, внутреннее знание, что не случайно душу озаряют эти – порой неясные – сполохи. И надо их в себе уважать. И беречь, разглядев во всём этом собственный смысл и опору.

Вера в то, что творишь, будет жаром столетия плавить,

Утверждая тебя, не давая истлеть…

 

 

Шаман. Марк Шехтман

https://poezia.ru/works/182113

Особенно приятно углубляться в это замечательное стихотворение. Один раз мне довелось побывать в яранге, послушать, растянувшись на шкурах, сказки о вороне Кудхе и даже покормить духов. Жилища у чукчей и некоторых других народов Сибири, проживающих западнее Чукотского полуострова, бывают и обычными, переносными, и стационарными, в зависимости от территории и образа жизни. Почему-то именно такая мне представляется из первых строк стихотворения.

Шаманом человек становился не просто так: его выбирали духи. Это дар, которому не было смысла противиться. Часто осознанию и принятию своей судьбы предшествовала шаманская болезнь разной степени тяжести. Случалось, что будущий шаман сначала умирал (как правило, в детстве), и его воскрешал опытный предшественник, тем самым подтверждая предназначение ребёнка. Довольно часто шаманский дар передавался в пределах одного рода. И исключения конечно же были. Но вернёмся к стихотворению и погрузимся в атмосферу табачного дыма, дивной музыки шаманского бубна и магию прочих ритуальных предметов, с помощью которых шаман путешествует между мирами и решает актуальные вопросы.

Мы видим, что весна по каким-то причинам задержалась. И, скорее всего, именно духи причастны к тому, что нарушился ход вещей. И тут надо держать руку на пульсе и не пропустить решающий момент, после которого может быть поздно. Но к духам надо как-то попасть. А договориться с ними просто: встретился – считай, договорился. И ради встречи шаман на время должен стать подобным этим духами – войти в транс (это слово также привычно в качестве приставки – в значении «через, за, сквозь»). Может показаться, что автор с долей юмора озвучивает, как именно будет совершаться переход. Но мухоморная настойка – в самом деле прекрасно решает многие насущные задачи. К ней относятся с большим почтением. А грибы – они разные, один тебя накормит, другой кино покажет ©

Сами шаманы говорят, насколько тяжело и выматывающе погружение в мир духов. Бывало, шаман падал почти бездыханным, и его вытаскивали наружу и клали лицом к Полярной звезде, которая, будучи проходом в верхний мир, освещала путь душе шамана к телу.

И у шамана нет выхода. Это его служение, к которому он относится очень правильно и ответственно. Осознавая, насколько всё связано, делает то, что должен – ради предвечного хора охоты, весны и любви. Отдаёт всего себя. Так заведено. Потому-то

И боги услышат шамана,

И предки помогут ему.

И всё вернётся на круги своя. И придёт кто-то ещё, способный понять и возлюбить мир. И самоотверженно бродить между жизнью и смертью ради его блага.

Считается, что шаманы – не только те, кто общается с духами, но и кузнецы и сказители. Чтобы так просто, ясно и исчерпывающе раскрыть тему, нужно ощущать её внутри. На основании чего дам себе право предположить, что и Марк Шехтман – тоже… шаман. И прекрасный Поэт. 

 

 

Смотреть на лица. Барбара Полонская

https://poezia.ru/works/182334

В первом стихотворении отчего-то хочется углубиться в посыл вчерашнего андеграунда и самих картин Анатолия Зверева, где, как мне всегда представлялось, хаос и упорядоченность танцуют свой прекрасный, почти мистический танец. По тексту посыл считывается как «или-или». Но мне здесь видится выбор: чуть больше главная героиня предпочитает созерцать упомянутый танец, причудливый и чувственный, приоткрывающий незнакомые уголки собственной сути. И в них, как в незнакомом кафе, хочется медленно выпить чашечку кофе, никак не обнаруживая сокровенных переживаний. И чувствовать, что мир тебя любит: так всегда бывает, когда в очередной раз встречаешь самого себя. Но иногда спокойное проживание чего-то, не требующего эмоционального анализа, того, что осталось в прошлом, также даёт ощущение защищённости и милосердия этого мира к отдельно взятому человеку.

В «Независимости» – как будто мимоходом – затронута какая-то невероятная, пережитая глубина. Мне показалось, что не стало обратной связи. Каждый говорит о себе, не чувствуя собеседника. Даже если это так не выглядит, суть искажена. От слов осталась форма. Доказательством прежнего огня – даже не дым, а копоть. Уменьшение реальной составляющей – тактильного и временного аспекта – делает людей всё более отделёнными друг от друга существами. Мы следуем тому, что происходит. И дальний угол личного пространства становится самым подходящим для жизни. Оттуда и сверяемся для надёжности: Мы ведь чужие? Да, мы чужие. Такая стабильность рано или поздно становится желанной. И взаимно содействует спасительному эмоциональному сну.

Оба стихотворения прекрасно написаны. Мысль сконцентрирована в заданных пределах. Исчерпывающе. И ничего лишнего.

 

 

Солдат. Светлана Ефимова

https://poezia.ru/works/108592

Прекрасное, очень пронзительное стихотворение Светланы Ефимовой трудно комментировать. Ветеран, во время войны горевший в танке, пережил в тот момент столь сильное потрясение, что с последствиями психика так и не справилась. В итоге любая излишняя сухость тёплого воздуха, запах гари, вид огня – мгновенно возвращают его в состояние всепоглощающей беспомощности. Уже в госпитале, он продолжает чувствовать этот огонь даже внутри. И непрерывно просит воды. Потому что этот огонь надо как-то убрать, убрать, залить водой, ещё, ещё…Но не помогает, вода – не помогает… И через много лет Михей убеждён, что с огнём справиться не удастся. И просит воды заранее. Потому что, когда придёт огонь, будет поздно. И даже когда, наконец, польёт дождь, он не перестаёт повторять свою молитву о воде. Потому что дают воду, когда просишь. Нельзя останавливаться…

 

 

У фра Анджелико фигуры… Владимир Мялин

https://poezia.ru/works/182185

В музее Сан-Марко (бывший одноимённый женский монастырь) во Флоренции находится фреска «Благовещение», написанная Фра Беато Анджелико в середине пятнадцатого века. Сюжет оригинальной фрески классический. В качестве иллюстрации к стихотворению Владимир Мялин взял фрагмент фигуры Марии. Дева внимает архангельской вести. Кажется, в этом художественном отрывке запечатлено самое главное: любовь к Богу. Всё остальное в этом плане не столь информативно. Говорят, что Фра Анджелико не стремился улучшать свои работы, никогда ничего не исправлял, как это делают многие живописцы. Как не переделывает получившуюся форму Творец, принимая и любя своё творение таким, какое оно есть. Искренность образов завораживает. Владимир с самого начала делает на этом акцент: всё так, как есть, ни лишнего, ни личного, просто надо уметь увидеть эту красоту. Не надо ничего искать – всё здесь. Фигуры выглядят светлыми и воздушными, похожими на редкие облака, плывущие по небу, лазурным велумом раскинувшемуся над дремлющими умбрийскими холмами. В последней строфе автор чуть слышно грустит нежной, прекрасной грустью, которая глубока и прозрачна. В памяти главного героя хранится другой, но очень похожий на изображённый – взгляд. Так смотрит любовь – внимательно и просто. И благая весть – это весть о любви. Удивительно неотрывны строки этого прекрасного стихотворения от музыки линий, красок и чего-то такого, что можно только почувствовать.

 

 

Борзошка. Кохан Мария

https://poezia.ru/works/182081

У Марии Кохан великолепная образная речь. Я бы сказала – образно-концентрированная. Даже в миниатюрах сюжет не от точки до точки, а вдоль параболы, через них проходящей.

В этом коротеньком рассказе передана вся гамма эмоциональных состояний, пережитых девушкой в тяжёлый для неё период. В качестве иллюстрации Мария привела маленький барельеф – личико таинственной девственницы, тело которой покоится в объятиях серой каменной реки. Так и главная героиня, телесно прикованная к тяжёлым обстоятельствам, какой-то своей никем не осквернённой частью смотрит в глубь внутреннего неба. Но из реки ей уже не выбраться. Только в мыслях получится увидеть себя другой. И поэтому девушка много спит, минимизируя контакт с реальностью. Поэтому жарко топит комнату, чтобы было похоже на те самые тёплые края на бессменном потрёпанном календаре, который был единственной возможностью дышать в том ледяном и смрадном пространстве. И нужен кто-то, кто не выгонит, но сам позаботится о насущном, позволив ей спать, чтобы не помнить…

Очень рекомендую прочитать также авторские комментарии. Каждый из них, как справедливо было отмечено – заслуживает отдельного внимания.

 

 

Сколько слов было сказано в рифму и без. Аркадий Шляпинтох

https://poezia.ru/works/182404

Четырёхстопный анапест – прекрасный философский размер. Плюс, в кольцевой рифме, мужские окончания крепко обнимают чуть более «болтливые» женские – словно поддерживая авторскую мысль. Стихотворение о том, что человек пользуется словом, абсолютно не осознавая его главного и единственного предназначения – неотрывность от того, что оно обозначает. Если нет того, что пытаются назвать, то слову взяться неоткуда. Настоящее слово всегда реализовано. Всё остальное – суррогат. Отсюда и горечь плодов, и «на ощупь». Слово служит ориентиром, заменители только запутывают. В силу отсутствия внутреннего стержня, живя в социуме, человек постепенно отвыкает правильно называть то, что он сам чувствует и делает. Поступает не так, как говорит, говорит не то, что думает. Это тяготит его, и он отчаянно пытается устранить дискомфорт.  Но всячески защищается от осознания, что «изъян» – внутренний. Устранить же его хочет во что бы то ни стало. Для этого убеждает себя, что вся эта «неправильность», от которой ему так плохо, в ком-то другом, и в том, другом, и «убирает». Возможно, он даже уничтожит множество посторонних змей, но это никак не навредит той, что жалит его собственную грудь.

Из цветов не появятся ожидаемые сладкие плоды, цели не будут достигнуты, как предполагалось, поскольку не удалось определить правильный путь. А начинается всё с того, что перестают пользоваться подлинными словами. Я люблю стихи Аркадия Шляпинтоха за эту глубокую житейскую мудрость, переданную столь прекрасными и, наверное, самыми лучшими средствами.

 

 

- война и мир. О. Бедный-Горький

https://poezia.ru/works/182431

Стихотворение написано очень чистым, понятным языком.

если живой, то и дальше таким живи

Просто продолжай жить, даже если происходящее не слишком понятно. Не думай о том, есть ли что-то ещё. Лучше обратить к той жизни, которая прямо сейчас бьётся внутри тебя. И стань ею. И она не закончится – просто однажды превратится в долгий звёздный свет.

Спасибо, Иван Михайлович, за эти удивительные стихи.

 

 

Тарелка. Владислав Кузнецов

https://poezia.ru/works/182076

Мне показалось, стихотворение Владислава Кузнецова о том, что правильно идти дальше и искать новые возможности. Не прощаться, а искать в другом облике. Попытаться можно, но, если не получилось, значит, просто – не здесь. И причиной, и поддержкой тому – любовь.

Иногда разбитую вещь действительно можно склеить. В древней японской традиции этому процессу дано название – «кинцуги» – золотая заплатка. У лакового дерева надрезают кору, собирают густой серый сок смешивают с металлическим порошком (золото, платина или серебро), и смазывают края осколков. Смесь затвердевает, соединяя части разбитого предмета. Японцы считают, что трещины – это часть жизни объекта, и нет смысла их скрывать и/или игнорировать. Изделием уже нельзя пользоваться так, как раньше, но можно продолжать им любоваться и любить по-прежнему.

Но иногда бессильно и кинцуги. Тогда и надо посмотреть чуть дальше. Потому что любовь, которая в основе – она в том, кто любит. И подчас творит чудеса.

Стихотворение написано с намёком на известное «бесконечное». И сюжет с белкой – о том, что любовь и воссоздаёт то, на что направлена, до бесконечности.

 

 

До чего ж река живая. Владимир Старшов

https://poezia.ru/works/182135

Несмотря на перекрёстную рифму в четырёхстопном хорее, возникает ощущение, что читаешь Калевалу. С помощью олицетворений автор создаёт живые и ошеломляюще чувственные образы реки, сосен, весны. Громкое гудение китового вздоха и нежные соловьиные трели; стремительность, качающая берега; волны, бьющиеся о небо и отражающие его; тёплые на вид стволы живописных, как на японских гравюрах, сосен; течение, которое уже не остановить… И кажется, надо всем парит трубящий ангел, и это от его вести тронулся ледяной покров, и жизнь вырвалась со всей своей мощью, колоссальной и несокрушимой. И совершенно верно автор выразил суть молитвы: предельное, напряжённое до дрожи внимание к чуду жизни.

 

 

Москва, любовь моя. Николай Горячев

https://poezia.ru/works/182196

До слёз щемящие строки очень созвучны сюжету одноимённого фильма. Тонко, с нежностью и грустью повторён образ девушки Юрико, которую сыграла Комаки Курихара.

Стихотворение написано почти сразу после выхода фильма. И переживания здесь также и авторские. Внимательное, но незаметное, словно с затаённым дыханием, наблюдение за обречённой девушкой. Страшная болезнь, обретённая в результате ужасной трагедии и переданная по наследству, никак не сочетается с этой юной, полной надежд, жизнью. И мосты, на которые смотрит девушка, словно соединяют два берега – родную Японию и ставшую любимой Москву. Юрико слышит голос умершей мамы, помнившей ядерно-взорванные небеса в августе 1945:

Закутай плечи, как бы не простыть,

Мне не мешает разговор листвы

Теперь везде наверное весна,

Я помню взорванные наши небеса,

Слепящее, сжигающее солнце,

И мать верит, что дальше неё болезнь не пойдёт

Тот август будущего знаю не коснётся,

Он навсегда зажат в моей горсти

И Юрико до последнего надеется на чудо.



Храмы. Константин Вихляев

https://poezia.ru/works/182116

Глубокая философия, пронизывающая эти прекрасные стихи, осторожно сшивает прошлое и настоящее. Поруганные святыни – следствие внутренней тоски народа. Здесь же вспоминается Булгаков: «Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…». Историки до сих пор спорят, чей террор был страшнее. Кто прав, кто виноват – однозначного ответа просто нет. И автор делает единственно верный вывод:

Россия неисповедима –

Топор и знамя, пляс и плеть.

Да, этим всем необходимо

Живой душе переболеть

Ещё интересный момент – наревевшись до вечной сухости в глазах. Когда человек плачет в течение долгого времени, а потом, наконец, перестаёт, у него продолжительно нарушается работа слёзных желёз. В таком случае говорят – выплакал все слёзы. То есть, пережил всё, что болело внутри и томило. Вечная сухость – гарантия того, что источник боли также иссяк. И пришла способность видеть без всякой оценки и осуждения. В ней и откроется истинный, божественный смысл всего, что произошло.




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 182815 от 20.05.2024

12 | 13 | 429 | 27.07.2024. 03:33:59

Произведение оценили (+): ["Кохан Мария", "Игнат Колесник", "Николай Горячев", "Владимир Старшов", "Барбара Полонская", "Ирина Бараль", "Сергей Шестаков", "Михаил Эндин", "Светлана Ефимова", "Аркадий Шляпинтох", "Владислав Кузнецов", "Регина Соболева"]

Произведение оценили (-): []


Мне всегда казалось, может быть и не без оснований, что автор, даже если его произведение бессюжетно, рассказывает какую-то историю (просто, ее можно и не увидеть невооруженным взглядом и не сразу распознать). Затем читающий добавляет к этой истории свою историю. Потому что прочитать именно и только то, что было написано, почти никогда невозможно. Любой мыслящий человек обязательно добавит что-то от себя, с помощью воображения и жизненного опыта, культурного багажа. И все последующие читатели тоже себя ни в чем не стесняют. Такие уж они ребята. И работа такая. Потом приходит критик или другой автор с большим опытом за плечами и пытается разобраться во всех этих историях, пусть даже в запасе у него не так уж много времени. Ух, какая может получится мощная встреча всех историй и точек зрения и эго! Моя коллега здесь себе спуску не дает. Она разбирается, распутывает, рассказывает в деталях. У нас появляется и фон и передний план, и эпилог и послесловие. А главное - становится легче ориентироваться, додумывать свою историю. Мне кажется, это хороший способ рецензирования. Спасибо!!! 

Регина, спасибо 💖
Ты очень точно сказала, встречи получаются мощные. Иногда возникает желание прочитать только то, что написано. Но - могу судить по своим стихам - я и сама иногда только через несколько лет нахожу то, что можно назвать "истинным смыслом".
И всё же, как сказал Коэльо в "Алхимике" - секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке. Иногда мне кажется, что, ради того, чтобы их не пролить и при этом не отвлекаться от дивного поэтического мира конкретного автора, эти две капли масла я просто выпиваю) Не сразу, конечно, поскольку понимаю, что происходит. В общем, есть к чему стремиться) 

Заметил за собой странное... Стал читать ТОПы.
И даже перечитывать. Завирусилось, как теперь говорят.
Спасибо нашим редакторам за умные добрые комментарии.За неиссякаемый интерес.
За терпение... 

Владислав, и Вам спасибо за добрые слова и замечательные стихи. 

Здравствуйте, Екатерина! Не знаю, какими словами выразить свою благодарность, за ваш, повторяюсь, титанический труд. Мне кажется, не только у меня, но и у многих авторов текст выплёскивается спонтанно, без попытки проанализировать, что хотел сказать. Бывает, пишешь что-то на самому себе заданную тему, но это немного другое. А так появляется строчка. Не обязательно первая. А дальше как-то сам разматывается клубок размышлений. А вот так как Вы, разобрать, в деталях, что Вы увидели в стихотворении, какие испытали эмоции… Это неоценимая помощь автору. Поддержка. И, как всегда, неизменная доброжелательность. Мне очень импонирует Ваша манера дать автору совет в комментарии, как по-вашему может выглядеть то или иное место в стихотворении. Не разбор, что плохо, а совет, как сделать лучше. Извините, сумбурно получилось. Огромное Вам спасибо!

Аркадий, спасибо за тёплые слова! 
Вы правы, состояние вдохновения блокирует любые попытки поразмыслить) Диалог со стихотворением тоже довольно спонтанно выстраивается. Это всегда новые открытия, даже инсайты. Стихотворение - очень живой организм. Вне времени. Оно - полноценный, активный участник процесса, не текст, а прекрасный, умный собеседник.
И я благодарна Вам за Ваши стихи.

Екатерина, здравствуйте. Спасибо Вам огромное!

Вспомнила "Смотреть на лица", при копировании обнаружила и другой текст, разместила.)

"Смотреть на лица". Внешний мир настолько безмятежен, что позволяет поддерживать внутренний баланс. 2010 год. Спокойные краеведческие истории – давно остывшие истории войн и др. По меньшей мере, сейчас воспринимаю так.

"Независимость". Расхождение во взглядах по принципиальным вопросам, и сейчас эти вопросы тоже кажутся принципиальными (встречаться пальцами связано с клавиатурой.)

Барбара, Вам спасибо за прекрасные стихи!
И за обратную связь.
Первое стихотворение меня вообще не отпускало. В долгий созерцательный транс ушла)
Со вторым было ощущение, что немного в сторону сворачиваю. Клавиатура виделась, но она как будто разделяла. И было ощущение чего-то мощного в этом образе, ощущение тока.
p/s Отзыв на «Независимость» изначально был чуть длиннее. Но я удалила финал, поскольку подумала, что, может, это у меня в голове только так сложилось. А были там слова из песни https://www.youtube.com/watch?v=f8_eSOXZ1T4

Послушала. Нет, до такого не дошло.)

Вот такие иной раз продолжения пишутся) Спасибо Вам ещё раз за столь чёткую обратную связь, Барбара. И буду рада Вашим стихам.

Как скучно и неинтересно
Жилось мне с некоторых пор,
Но изменился мир чудесно,
Едва я прочитал обзор.
Ни филоло́гом, ни поэтом
Мне больше быть не довелось...

Шаман – как много в слове этом
Для нас с Камаевой слилось!

Мой друг, завидовать не надо
Пусть каждый выберет своё
А мне милей оленье стадо
И самопальное жильё
Душа согрета мухомором
Нет слов — не нужен и карман
Обзор — и в Африке обзор он
Шаман — /куда ж теперь/ — Шаман!

Россия неисповедима –
Топор и знамя, пляс и плеть.
Да, этим всем необходимо
Живой душе переболеть

Вы не находите, что этот пассаж достоин пера пародиста Иванова?