Публикатор: Екатерина Камаева
Дата: 03-04-2024 | 16:21:55
Всё, что с нами происходит – раньше или позже становится стихами. Кто-то хранит их в памяти. К сожалению, память очень хрупкое хранилище. Бумага тоже не вечна, но это не так важно. Для меня – это зарубки на память. К моему сожалению, даты под своими текстами ставить стал относительно недавно. Но это помогает вспомнить, что беспокоило в то время. Чему радовался, что отвергал. Это как письма самому себе. Будет это интересно кому-нибудь после – хорошо. Нет – тоже хорошо. Это нормально. Интернет позволил делиться чем-то личным с другими. Хорошо это или плохо – судить не берусь. Но это вошло в нашу жизнь, как входит всё новое. Когда-то произведения Жуль Верна были фантастикой. Теперь это реальность. А что-то - уже прошлое. Жизнь продолжается, и это главное.
Страница автора https://poezia.ru/authors/ashlyapintokh
Аркадий, традиционный вопрос: расскажите немного о себе…
Немного о себе? Сложно. Жизнь уже достаточно долгая. Следующей зимой будет 70. Мне проще писать рассказы о себе, близких людях, их взаимоотношениях. Интересных, на мой взгляд, событий в жизни было много. Мысли о том, что память имеет свойство стираться, пока молод, не осознаёшь. Моя память цепко хранила истории, рассказанные бабушками и дедом. Мамой и папой. А выпало на их жизнь столько – воображения не хватит придумать. Любовь перечисленных – всю жизнь со мной. Дед, могу с уверенностью сказать, был моим самым близким другом с первых моментов, когда себя помню. Сколько было заботы бабушек – невообразимо. Без громких слов, жалоб. Мама – сколько знала стихов на память! Думаю, сотни. Маму без книги не помню. Мама всегда училась. Всегда. В 50 с хвостиком научилась великолепно вязать. Вся семья ходила в её шедеврах. В Чикаго, уже очень больная, она учила английский, вела переписку с друзьями. Папа. Папа – это абсолютно фантастическая память. Почти до ста лет он помнил всё до мельчайших деталей. Мне казалось, я тоже помню. Но когда мамы не стало, я осознал, что многое я просто не спросил. А память – хрупкое хранилище. И может случиться так, что наши с Розой дети не будут иметь возможности узнать, что было до них. Очень вероятно, им это будет неинтересно. Но мы обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы у них была такая возможность. Почти каждый день я заезжал к папе. И несколько раз затевал делать видеозаписи наших бесед обо всём из прошлого до меня и нашего общего. Думал, однажды на основании записей, сделаю семейный дневник. А потом случилось, мой хороший товарищ рассказал, что его папа, Михаил Лазаревич, всю жизнь вёл дневники и они с братом помогли папе собрать эти записи в книгу и издать. На одном из домашних концертов для пожилых, которые мы устраивали, М.Л. и папа познакомились. Сколько оказалось общего! Оба – 23-го года рождения. У обоих погибли семьи. Оба воевали. Оба форсировали Одер. Приехали в Чикаго. М.Л. подарил нам свою книгу воспоминаний. И я понял – никогда не наступает завтра. Это отговорки. И начал делать записи наших с папой бесед-воспоминаний каждую свободную минуту. М.Л уже тяжело болел, когда я передал ему проект нашей с папой книги. Там переплелось всё. Истории о стариках и рассказанные стариками. Наши общие истории и отдельные. Так получилось – я был почти всю жизнь рядом с родителями. За несколько недель до ухода, М.Л. передал нам письмо, в котором говорил, как важна эта работа. Называл эту нашу заготовку энциклопедией семьи. Письмо храню, как дорогую реликвию.
Это всё не могло не повлиять на вас… Хочется как-то прокомментировать?
Я вырос идеалистом на книгах Джека Лондона, Жюль Верна, историях о героях войны… Нет, я не слепой, оторванный от жизни фантазёр. Я видел несправедливости, абсурд. Но относил это к конкретным людям. Был уверен, что будет лучше. Идея всеобщего братства и доброжелательности – замечательная сказка, с которой и взрослому сложно расставаться. Должно произойти что-то такое…
Думаю, это нашло отражение и в жизни…
Да, мне всегда везло на замечательных друзей. В школе, в армии, в институте, на заводах, где довелось работать. Здесь, в Чикаго. Вот такое пожизненное везение. Армия из этого списка самое яркое ощущение дружбы и поддержки. А ведь могло быть совсем иначе…
То есть, сразу после школы пошли служить? Почему?
В институт с первого раза не поступил, хотя экзамены сдал совсем неплохо. Мама пыталась добиться справедливости. Ей предложили зачислить меня на другой факультет, но я наотрез отказался. Бедная мама! Сколько это стоило ей здоровья.
Но в итоге Вы добились своего?
Поступил после армии. Туда, куда мечталось. Но конструктором двигателей так и не стал.
Не сожалеете?
Сожалею? Нет. Жизнь интересней мечтаний. По распределению должен был работать в институте ядерной энергетики Белорусской академии наук. Но вернувшись со сборов после окончания института, получил письмо, в котором мне сообщили, что необходимость в специалисте моего «профиля» отпала.
И опять не жалеете?
Жалею? Сто раз – нет! Начал мастером на «Рессорке». Потом стал старшим. Потом начальником. Познакомился с будущей супругой Розой. Это дед постарался. Очень беспокоился за бестолкового свободно гуляющего внука. Спасибо, Дед.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что у Вашего деда были очень тёплые отношения с Розой…
Роза была на последнем месяце, когда дед уходил. Он был невероятно сильным и физически, и морально человеком. Абсолютно бесстрашным. Понимал, что уходит, но думал о ребёнке, который должен появится, и просил передать Розе его любовь и благодарность, и не пускать её к нему. Может испугаться. Но Роза, его ослушалась. Была рядом. У сына еврейское имя в честь деда.
Вы уехали из СССР. Это получилось спонтанно или Вы думали об этом?
Думал ли я об отъезде из страны? Однозначно, нет. Вырабатывал «горячий» стаж. Мог бы выйти на пенсию в 50 лет. Выработал.))
Когда решились?
Перестройка подарила сперва много надежд. Но ненадолго. Когда решил, необходимо уезжать? Где-то в 89-м.
Что-то конкретное поспособствовало?
Кажется, Горбачёв приезжал в Минск. Были вопросы о повышении цен, обмене денег. Обещал – не волнуйтесь, слухи. А через несколько дней слухи подтвердились. И заводы-гиганты вышли на забастовку. И микроскопический гигант «рессорка» – как все. Рабочие бросили работу. В печах примерно 60-ят тонн металла. Не выгрузить – сгорит. А и надо-то – 20 минут. Уговариваю, объясняю – бесполезно! У самых надёжных, безотказных глаза налиты кровью. Не слышат! Призывы – «подпустить петуха» Пусть горит! Поставил на одну печь на выгонку мастера. Ещё двоих как-то уговорил. Создали стачечный комитет. Меня туда же. Потом как-то рассосалось. Надо начинать работать, а людей нет. Гуляют. Они и так часто в загул уходили, а тут. Опять уговариваю работать в меньшем составе, а это значит, потеря в заработке существенная. Собрал людей в актовом зале. Как объяснил ситуацию, рассказывать не буду. Но объяснил. А у самого в голове крутятся кадры из фильма про революцию, где старого мастера в тачке выкатывают за заводские ворота в мусор. Фантазии дорисовали…
А через какое-то время ко мне подошёл мой заводской товарищ Сергей Михайлович:
– Аркадий, ходят упорные слухи о погроме. И дата известна. Слыхал?
– Слыхал.
– Я не верю, но будет лучше, если заберёшь семью и родителей и побудете эти выходные у меня. Жена с дочками уехала к своим старикам.
А Вы и Ваша семья?
Мои родители отказались, а я, с Розой и малышами провели выходные у Сергея.
Думали, как поступить?
Решение было принято. Я далеко не герой, но со страхом за себя как-то решаемо. А вот бояться за семью, и просто ждать… Подали документы на выезд. 19-го августа 1991-го ехал в Москву определяться с датой отъезда. Думали ещё месяцев 6-8. А в поезде утром вместо новостей по радио «Лебединое озеро». В очереди за биллетами узнал о путче. Билет взял на ближайшую возможную дату. 18-го сентября. Из автомата позвонил домой. Срочно собирайте только самое необходимое! Приеду – объясню. На улицах Москвы танки.
Как дальше ситуация складывалась?
19-го сентября были уже в Чикаго. Если кто-то думает эмиграция просто – это не совсем так. Для детей и молодых – практически незаметно. Для таких как мы с Розой – сложно. Маленькие дети, пожилые родители. Языка практически нет. А с тем, что есть – попробуй ещё рот открыть. Состоявшимся там людям начинать с нуля… Начали. На каких работах начинали – теперь не имеет значения. Но система сама подразумевает – кто хочет – имеет шанс.
Даже не спрашиваю, и так понятно, что легко не было…
Трудней всего старшему поколению. Вырвать людей с корнями… А маму с папой второй раз в их жизни.
В общем, работали и работаем тяжело и много. Главное, делаем то, что нам нравится. Ладно. Сайт-то поэтический))
А я бы ещё послушала) Но Ваша правда. Итак – помните момент, когда впервые рифма поманила?
«Стихи» начал пытаться писать лет в 10. Потом в армии, когда торчишь на посту – очень располагает. На заводе – как способ выразить своё несогласие. Напишешь какую-нибудь «бяку» и просишь нарядчицу напечатать и подсунуть тому-то. Мол, смотрите, начальник дурака валяет. Знаешь же кто информацией «делится». На вечерней оперативке хмурый директор поднимает глаза. В руках знакомый мне листок бумаги:
– А ты, товарищ Шляпинтох, оказывается стихоплёт?
– Поэт, Виктор Михайлович! Поэт!
Дружно сдерживаемый смех оперативки. Это мой товарищ Сергей недавно в разговоре вспоминал. В Чикаго первые несколько месяцев писал для себя и близких песенки- пометки, нам пока непривычного. А потом жизнь закрутила – лет 16 было не до стишков, пока…
Но потом всё же вернулись. Была причина?
Как-то незаметно собралась компания единомышленников. Музыка – связующее звено. Играют, поют. Гитаристов, пианистов много А скрипка только у Розы. Девушка востребованная. А я так, у стеночки отираюсь. Напитки дегустирую, пробую лакомства.
Не скажу, что я в этом деле лучший, но кое-чего могу. Устаю, начинаю скрипачку поторапливать домой. Новые в компании люди ко мне с вопросами, мол, кто такой и какие имеешь права на скрипачку. Отвечаю стандартно заученной мантрой:
– Ейный муж.
– А по жизни?
– Ейный муж. С меня и этого более чем достаточно.
Знакомые посмеиваются, а Роза огорчается:
– Зачем ты так о себе. Ты же всё можешь…
– А вот об этом ни слова. Оставь меня дома, и будет нам счастье.
Но ей для статуса успешной дамы необходим муж. Вот такой пережиток.
Я так понимаю, Роза принимает самое непосредственное участие в том, что происходит с Вами в плане творчества. А я-то думала, мне показалось, когда в определённый момент между строк услышала звуки скрипки…) Это чудесно! (Так, я отвлеклась…)) Как же всё-таки произошло, что Вы вновь начали писать стихи?
В какой-то момент супруге попалось объявление о поэтическом турнире в Лондоне. Насела она на меня, давай напиши. Ну, я и написал. Не взяли меня. Облегчённо вздохнул, но через год опять, подавай ей стихи. Правда за этот год она написала музыку к нескольким моим дурацким романсам и теперь кроме дегустации, мне ещё и петь приходится на сборищах. Но теперь меня уже представляют смешным званием «Поэт!» В финал нас снова не взяли, но мы начали общаться на форуме турнира. Девушка моя огорчена ужасно. Прямо жалко её. Понимаю, хочется быть женой поэта, а приходится быть женой механика. Да, с кучей дипломов, но механика. Мне легче – я муж известной скрипачки!
Что же в итоге Вы сказали жене? )
– Ладно, любимая, раз тебе так хочется в Лондон – будем в следующем году в финале. Только ты подыграй. Напишу стихи от лица девушки. Звать нашу девушку будут Маша. Фамилию возьмём твою. Мистификации приветствуются. Но читать со сцены женское будешь сама. Коротко – вышла Маша в финал в разделе стихи, а я под своей фамилией в переводы угодил. Как сказала одна замечательная девушка из Лондона, она и не планировала участвовать в турнире. Но когда увидела, что человек с фамилией Шляпинтох переводит – решила, что ей сам Бог велел!)) Приехали в Лондон через Париж, а моя девушка и взбрыкнула. Ты писал – ты и читай. Иначе в книге будет какая-то Маша. В итоге – утром в розовой рубашечке я читал свои женские стихи, а вечером в голубой – переводы. Какие-то куски моих стихов вошли в гимн фестиваля. (Группа «Белый Орёл»). А с какими классными ребятами и девушками там познакомились! Дружим до сих пор. И я понял, поэт – это хорошо. В Чикаго привезли целый чемодан сборников, в которых есть и мои стишки. Словом, вернулся домой поэтом с почти мировым именем. А потом снова сюрприз – Роза подала заявку на П.ру. Это была осень 2009-го года. И вот я здесь. (В 2011 мы ещё раз были на фестивале. Как же было здорово встретиться с уже старыми друзьями!!! Как часто виртуальные противники в реальности оказываются милейшими людьми.)
Не могу отделаться от чувства, что не полную картину Вы мне доверили…)
Пока мы живы – картина не бывает полной. Что я знаю точно – без Розиной настойчивости и стремления помочь – моих стихов не случилось бы. Стоил ей этот проект, можно сказать «семейный подряд» – нервов и времени немерено! Научилась печатать по-русски на латинской клавиатуре, чтобы отправлять стихи. Она – мой самый строгий цензор! А когда касается детских стихов и подражаний Шелу С. – вообще жуть. Если говорит – для детей не годится – спорить бесполезно. Не позволит «обкатывать» стихи на своих воспитанниках. Очень часто проверяет, что я делаю, музыкой. Заставляет переделывать.
Да Вы её сами спросите. Она всегда рядом. Это больше её, чем моё.
И правда, спрошу с удовольствием: Роза, Вы полностью согласны с тем, что Аркадий о себе, как о творческом человеке, рассказывает? Или есть что-то, что можно было бы уточнить? Как всё это видите Вы?
Екатерина, рада знакомству! Если выложу всё начистоту – где я потом жить буду? ))
Аркадий мужчина обидчивый и упрямый. А память у него в папу. Ничего никогда не забывает. С одной стороны, это замечательно. Всё держит в голове. А с другой стороны…
И хотела, чтобы он забыл, сама уже давно забыла…
Конечно, он не всё говорит. Когда мы встретились, я была совсем ещё девчонкой. И окружение моё – сверстники, мало что понимающие в жизни. А тут уже, можно сказать, сложившийся мужчина. Очень разный. То серьёзный, красиво и внимательно ухаживающий. То абсолютно непредсказуемый, готовый выкинуть что-то такое, что и поверить невозможно, что это взрослый человек. Впрочем, он за сорок с хвостиком лет не изменился. А тогда была удивлена, сколько стихов он помнит. Мог часами охмурять. Любовь к поэзии у него от мамы. Рассказывал, как до меня читал стихи девушкам в компании. Внимательно слушали, а уходили с другими. Говорит – был у друзей на «разогреве». А я вот клюнула.
За годы рядом научилась тоже рассказывать истории. Какие-то, переделывая на свой лад его истории. Какие-то свои. Одна из общих историй:
Когда оказалась в первый раз в их с дедом квартире, обратила внимание на большое количество пластинок с классикой. Подумала, как здорово, что у нас общие увлечения.
Потом, когда появился первенец, спрашиваю:
– А почему ты никогда не трогаешь эти пластинки?
А он смеётся:
– Это джентельменский набор, для охмурения наивных девчонок.
Нет, он любит музыку. И слух у него вполне. Но, похоже, занятия наших детей скрипкой, и мои уроки ученикам, его любовь к музыке поубавили…
Что касается поэтического турнира в Лондоне – было радостно. Как я им гордилась! Обещал – будем в Лондоне – сделал! Он всегда держит слово. Упрямый.
Роза, на П.ру все знают, что жена Аркадия – профессиональная скрипачка. И как-то Аркадий упомянул, что, если понадобится, может починить скрипку. Это правда?
Екатерина, (если можно – Катя, а то очень официально)) неужели и правда все знают? Он заказы принимать не начал? После свадьбы моим приданым стало древнее пианино. После перевозки потребовалась настройка. Вызвали мастера. Посмотрел – не возьмусь. Очень старое. Да и настроечный ключ специальный нужен. Я огорчилась ужасно. Аркадий подкалывает, что приданое с подвохом. Но сделал настроечный ключ. Усадил меня за пианино:
– Показывай, где фальшивит!
Я на клавишах, он с ключом – внутри. Заняло меньше часа. Уезжали – новым владельцам отдали ключ для настройки. Пока училась – со всеми ремонтами скрипки, обращалась к мастерам. Заготовку мостика купить – копейки. Подогнать к скрипке – кусается. Опять смеётся – показывай, что тебе надо. На всю жизнь проблема ушла. Только ради экономии стоило выходить замуж. Приклеивал гриф к скрипке, когда дети оставили бедняжку в машине на жаре. Забавное. Над своей скрипкой я трясусь. Не страдивари, но старинная и очень уютная. Дорога, как память. Родители отыскали её где-то в деревне. Отдали реставрировать. Звук – чудесный. Аркадий в какую-то свою поездку на базар (что-то типа барахолки) за инструментом для работы купил скрипку. Пошли в мастерскую, и мою захватили оценить. Я упиралась, но он настоял. Привести найдёныша в порядок стоило двести долларов – тогда для нас – дорого. Но оценили в сравнении с моей – вдвое. Аркадий опять за своё – надули меня с приданым.
Он не боится пробовать. Уверена, умеет всё. Говорит – это от деда. Он уверен, что человек, если хочет, может научиться всему. Главное не бояться испортить. Испортишь раз – в следующий получится. Одна беда. Этот человек – я. Красить, шить, плитку устанавливать, обои клеить… Червей не умею на крючок насаживать. Когда выходила замуж и не предполагала, сколько всего я умею. Если бы знала - подумала бы, зачем мне муж?))
Если сравнивать поэтический дар Аркадия с музыкальным инструментом, что бы это могло быть?
Можно сравнить с той старой заброшенной скрипкой)) Много лет валялась без дела. А потом вдруг попала в добрые руки. Сперва робко, неумело, иногда фальшиво – зазвучала. Потом звук окреп. От простого озорного стёба к более серьёзному. Он и с Асей Михайловной в детской комнате начал со стёба. Но А.М. шутить не захотела – и он понял, что детское, даже смешное – очень серьёзно. Ему интересно всё. Гражданское, лирика. Любовная, пейзажная. Басни. Ироничное. Увлёкся переводами англоязычных поэтов, погибших в войнах. Потом Шелом. С. Определённо, его голос окреп. На довольно частых посиделках у костра, ребята поют песни на стихи Аркадия. Мелодии – иногда мои, иногда друзей. Иногда кто-то присылает на почту песню на его стихи с просьбой разрешить исполнять. Было несколько авторских концертов, где стихи, которые он читал на память, чередовались с песнями на его стихи. И скрипка-приданое звучала. Деньги от сборов пошли на благотворительность. Мне сложно сравнить его с одним инструментом. Если очень недоволен мной – литавры. С детьми – виолончель. С внуками – квинтет – две скрипки, альт, виолончель и фортепьяно.
Но как бы он не звучал – знаю точно – скучно не бывает.
Могли бы Вы тоже сказать, что знаете, что делать, если инструменту потребуется помощь?
В музучилище у меня был класс об устройстве музыкальных инструментов. Настройке, ремонте.)) Музыкальный инструмент необходимо любить. Без любви даже самая прекрасная скрипка, обладающая волшебным голосом, превращается в просто дерево.
И Душа, вложенная в инструмент Создателем, черствеет в холодных, неумелых руках. Игра на любом музыкальном инструменте требует многолетних упорных занятий. Останавливаться нельзя. С годами играть становится сложнее, но появляются в музыке новые, тёплые оттенки, паузы становятся более значимыми. Еще раз хочу повторить – музыкальный инструмент необходимо любить и беречь. И тогда он будет служить долгие-долгие годы.
А старую заброшенную скрипку чинить приходится?
Ох... Приходится. Для Аркадия самое главное – чтобы близким было комфортно и безопасно. Самое страшное для него – когда он ничего не может изменить и приходится просто ждать разрешения ситуации. Это почти всегда связанно со здоровьем близких. В остальных случаях – у него всегда одновременно «варятся» несколько проектов. Это может быть всё, что угодно. 59-го года «Триумф», модернизация лодки, бесконечные придумки для нашего детского сада и внуков. Здорово помогает сайт П.ру. Общение с виртуальными друзьями. Иногда хочется сказать:
– Выбирай! Или я, или П.ру.
Но не рискую. Он плохо предсказуемый. А вдруг ответит...)))
Часто я выступаю в роли громоотвода. Со мной – он герой! С другими же – такая дужка, хоть ревнуй. Обижаюсь, конечно, но стараюсь понять. Должен же в семье быть кто-то умнее. )) В отличии от грома – он может долго не затихать, и приходится самой делать первый шаг. А куда деваться? Внукам нужен спокойный дед. )) Часто признаётся, что не заслужил такое сокровище, как я. А серьёзно, или, как всегда, подшучивает – поди разбери. Но главное – его надёжность и, что с ним не бывает скучно. Словом, обыкновенная семья.
Роза, у меня такое впечатление, что скрипок, всё-таки, не две, а одна…
Одна скрипка на двоих? Спасибо за улыбку. Скрипок в хозяйстве собралось… Но всегда звучит одна. Когда-то очень давно, когда только наш семейный дуэт формировался, Аркадий подумывал начать учиться играть на скрипке. Опять же – за уроки платить не надо. Но маленькие дети и бесконечные часы на работе отодвигали планы. Потом жизнь закрутила… А когда стал невольным свидетелем занятий наших детей и моих учеников – к этому вопросу он больше не возвращался. Но не устаёт повторять, что очень волнуется за внуков. У них две бабушки - музыканты.)) Нет, конечно же, одна на двоих. И в подтверждение – история.
Бардовский слёт в Висконсине. На разных полянах расположились группы по интересам. Костры, столы с яствами. Запах шашлыков… Мы приехали уже затемно. Быстро поставили палатку, посидели немного с друзьями и отправились к другим кострам. С близкими друзьями играем и поём часто. Хочется других послушать, поиграть. Да и в других компаниях близко знакомых много. Аркадий гордо носит мою скрипку, приговаривая:
– А если бы женился на арфе???
Стараемся подходить, не привлекая внимания. Из темноты начинаю чуть слышно вторить гитаристам. А дальше – как всегда. Главное удержать за столом Аркадия. А тут – все средства хороши. Тем более, он после рабочего дня, два часа в дороге. Но держится молодцом. Никому не отказывает в желании с ним «подружиться». В палатку возвращались… В одной руке у меня была скрипка, в другой молчаливый, задумчивый супруг.
Аркадий очень часто просит поиграть около озера или на лодке. Но случается редко – влажность. Скрипка может заболеть. А однажды уговорил (заставил) устроится в открытой машине на заднем сиденье со скрипкой и играть. Смотрите! Слушайте. Сперва ругалась. А потом – понравилось. Очень. Прекрасный тёплый день. Ветерок развевает волосы. Знакомые и незнакомые люди улыбаются, приветливо машут руками.
Одна скрипка на двоих – очень точная формулировка…
**
Лягушата – ква-ква-ква,
засучили рукава.
Дружно взялись за работу –
их дежурство по болоту.
Надо прополоть кувшинки,
с камыша стереть пылинки,
наловить побольше мошек,
с ряской их скатать в горошек…
(Слухи ходят: там, на суше,
люди так готовят суши.)
Принести старушке жабе
два ведра болотной хляби.
Говорят, у дамы сей
завтра будет юбилей!
Для подсветки – вдоль опушки
разложить рядком гнилушки.
Соберётся всё болото!
Вот забота, так забота!
Будет дядька Водяной,
к сожалению, с женой –
длинноногой злою цаплей –
нос всегда увенчан каплей,
зазеваешься на миг –
цапля клюнет и – кирдык!
С цаплей шутки не шути –
убегай с её пути!
Будет филин-сибарит,
если только не проспит.
Будет выводок мышей –
мама с кучей малышей.
Будет крыса-дирижер
возглавлять болотный хор.
Будет петь жужжаку шмель.
Роет крот метро-тоннель.
Жаворонок даст гастроль.
В лёгкой шубке будет моль.
Обещались на рассвете
быть с визитом жабьи дети,
из соседнего болота…
Ква-ква-ква – кипит работа!!!
**
Комар.
Любовь его, что кровь – чиста.
Он без ума влюблён в мою соседку.
Лишь выйдем вечером поворковать в беседку –
ей расцелует все доступные места.
Прихлопнуть бы его – и все дела!
Не распускай назойливое жало!
Но я стесняюсь хлопать где попало
девиц невинных нежные тела.
Вот вижу: он присел к ней на плечо,
проник в него глубоким поцелуем…
(Как часто мы, завидуя, ревнуем
к тем, кто, рискуя, любит горячо.)
А он – всё глубже жадным хоботком.
Уже набухло юной кровью тело,
когда по-детски, робко, неумело
смахнул соперника берёзовым листком.
**
То ли девочка-русалка,
то ли рыбка-человек…
Я любуюсь. Ей не жалко…
Волны, замедляя бег,
нежат то, что под водою –
то ли ноги, то ли хвост.
Солнце машет ей рукою,
позабыв свой важный пост.
Лёгких облаков перины
шепчут девочке:
– Взлетай…
Пять минут-то всей картины,
а покоя – через край!
Ощущение такое –
словно вечность впереди.
И земное в неземное
превращается в груди.
**
Случайная ночь у озера Summerset.
Скрипка
то плакала, то смеялась,
ночь наполняя то плачем, то смехом.
И вдруг, словно на плечи усталость,
тишина опустилась прозрачным эхом.
Скрипач отрешённо замер в пространстве
во власти каких-то своих сомнений.
Чёрное небо, в звёздном убранстве,
касалось рассвета крылом сновидений.
Месяц блестел отраженьем улыбки,
в глазах безмолвно сидящих рядом.
Скользил по струнам уснувшей скрипки,
просящим о подаянии взглядом.
Таял дыханием дым над кострищем,
озеро тёрлось о сваи причала,
когда ощутил себя жалким и нищим
в мире без музыки, что отзвучала.
**
Она
спешит. Светает. Время пик.
Ребёнок спит, прильнув к плечу уютно.
Дела, карьера – всё сиюминутно
и бесконечен только этот миг.
Как бережно она его несёт.
Любовь в её глазах, как ночь, бездонна.
Сама – почти дитя, дитя-мадонна,
надеждой мир свихнувшийся спасёт.
В сплошном потоке сумрачных людей,
обязанных привычно торопиться.
При встрече с ними вдруг светлеют лица
и мир вокруг становится светлей.
**
Тёрлась боком волна о причал,
солнце падало в зыбкость Гудзона.
Музыкант грусть души выдыхал
в эбонитовый клюв саксофона.
Золотилась закатом река,
истончалась душа в долгом плаче
и дрожал язычок мундштука,
говорить не умея иначе.
Вечерело, сливались в одно
саксофон и его повелитель.
Отзвучавшее эхом давно,
обретало покой и обитель.
Я стоял и смотрел, как вдали
солнце таяло горкой пломбира.
Мы надеялись, но не смогли…
Между нами две жизни… Полмира.
**
Люблю тебя, как выплаканный дождь с утра...
Ты всё ещё влажна и только всхлипы
где-то глубоко... В окне две липы.
Листья-письма шелестят: «Пора».
Я целую мокрые глаза,
от блаженства таю, замирая.
Отсверкали молнии, гроза
лишь едва коснулась краем Рая.
Новый день подарит нам тепло
и, в который раз, уют прощения.
Что же нас вчера-то так несло?
Ты прости меня, завистникам назло.
Пусть дожди смывают все сомнения.
**
Объявление:
– Продаётся рояль.
Отдам недорого в хорошие руки.
Не хватает места – приезжают внуки…
Под крышкой – бронзовая медаль
с берлинской выставки. Дед привёз трофейный.
Приходите, попробуйте, не пожалеете,
если, конечно, играть умеете.
Цвет – коричневый. Нет, скорее – кофейный.
Клавиши – из слоновой кости…
Другой такой не найти – гарантирую.
Если бы не проблемы с квартирою…
Или, знаете, приходите-ка просто в гости.
Поболтаем о жизни. Жизнь – штука странная.
Артрит, выхожу на улицу редко.
Возможно, ещё заглянет соседка,
если вернётся с работы не пьяная.
Пьяная она ко мне – ни ногой!
Стесняется этой своей слабости.
А какие она готовит сладости…
Помню непьющей её, молодой.
О чём это я? Причём здесь соседка?
Звоните. Прекрасный старинный рояль.
Иногда вдруг западает педаль.
Починить – недорого, да и случается редко.
**
Жил в зале у окна рояль.
Играл то радость, то печаль.
Но чаще наш рояль молчал.
Он думал о конце начал.
Знал, увертюрный звук сердец,
всегда имеет свой конец.
В аккорде отзвучит струна,
А дальше… Дальше – тишина.
Его владельцы – старики
играть любили в три руки.
Старик мальчишкой воевал,
был ранен, руку потерял.
Война – безжалостный палач…
(Какой же без руки скрипач?)
Ему:
– Будь рад – остался жив!
А в голове звучал мотив
войной разорванных небес
и сны, в которых нет чудес.
Детей Бог не дал старикам,
жизнь шла… И слёзы по щекам
легли ложбинками морщин,
и не было давно причин
о не свершённом горевать,
но время утекало вспять,
в счастливый предвоенный год…
Старик её переживёт
на год разящей тишины…
Эх, если б не было войны…
**
Скрипки
уснули в тесных футлярах,
трясясь на жестких ложах сидений.
Парнишка в рубашке и шароварах
улыбался принцессе своих сновидений.
В ушах не смолкали мелодии Баха,
они их совсем недавно играли.
Зал был переполнен, но не было страха,
им в музыке грезились светлые дали.
Они целовались в пустом трамвае.
Дробно звучали на стыках колёса.
Когда это было? В апреле? Мае?
Выгнулось время знаком вопроса.
Не было прошлого, дней отдалённых,
Не было завтра, грядущей разлуки…
Город качался и двое влюблённых
крепко держали друг друга за руки.
Ночь хищно кралась вслед за вагоном.
Дрожали стёкла в разболтанных рамах.
Казалось, Бог потревожил звоном
колокола в невидимых храмах…
И они не могли разорвать объятий,
словно сердцами предчувствуя, где-то,
мир, обвалившись громом проклятий,
им уготовил войну и гетто.
**
Как
и все старики, он казался уставшим евреем.
Под седыми бровями – печальная мудрость в глазах.
Терпко пахло вокруг свежим деревом, лаком и клеем.
Безголосая скрипка младенцем лежала в руках.
Звук, ещё не рождённый, покоился в чреве творенья.
Струн ещё не касался уверенным жестом скрипач.
Мастер ждал, а над миром незримо витали сомненья:
что таишь ты, дитя? Звонкий, радостный смех или плач?
Как отец, собирающий дочку в далёкие страны,
мастер ласково гладил рукою изогнутость дек.
– Пусть минуют тебя, моё чадо, обиды и раны,
лихолетий невзгоды, а главное – злой человек.
Было в этом прощании что-то, как детство, родное.
Я смотрел, замерев неподвижно, почти не дыша,
словно видел, как хрупкое чудо, творенье земное
наполняет вселенских просторов живая душа.
– Сколько раз ты, старик, отдавал сам себя без остатка,
чтобы голос обрёл плод бессонных фантазий и снов,
чтобы в деках упругих веками таилась загадка
нежных звуков, понятных любому без жестов и слов?
Кто тебя научил? Кто позволил проникнуть в глубины
наших тайных надежд, наших скрытых от взглядов тревог?
Кто вложил мастерство в огрубевшие руки мужчины...
И старик, улыбнувшись, глазами ответил мне:
– Бог.
И добавил, уже без улыбки, с оттенками муки,
выпуская из рук новой кожей блестевший футляр:
– Ты полюбишь её, как и я, за волшебные звуки -
это мой самый лучший, поверь старику, экземпляр.
**
Беспомощен
влюблённый Бог.
Он сам себе смятеньем тесен.
Мир, копошащийся у ног,
Eму лишь ею интересен.
Подвижен талии узор,
манит прикосновенья шея.
Она смущённо прячет взор,
глаз на Него поднять не смея.
Обычный, в общем, эпизод –
фантазия творящей воли.
В театре вечности живёт
мгновение в пределах роли.
А дальше – бесконечный мрак,
и прах, родившийся из праха.
Но что-то вдруг пошло не так –
Бог мир готов стереть с размаха.
Уже занесена рука,
закат под Ним пылает ало.
Прервут движение века...
Но что же вдруг так сердце сжало?
Она – земное существо...
Признать свою любовь ошибкой?
И стала женщина Его
Божественно звучащей скрипкой.
**
Не верь моим словам – я лгу.
Я не парил, сорвавшись с кручи.
Не ночевал с тобой в стогу,
не разгонял руками тучи.
Не раздвигал пучины вод
усилием мечты и взгляда.
Не похищал запретный плод
из зачарованного сада.
Не верь моим словам – я лгу.
Я не посмел коснуться чуда.
Остановиться на бегу
и всё бегу, бегу оттуда,
где мог бы обрести покой,
где был любимым и желанным…
Где небосвод над головой
казался бесшабашно-пьяным.
Не верь моим словам – я лгу.
Мои слова и жесты лживы.
И всё ж словесную пургу
я буду гнать, пока мы живы.
Надеясь, хоть одно из слов
твоей души коснётся дрожью.
И мир дарованных нам снов
не станет беспробудной ложью.
**
Романс.
Рояль
пока ещё молчит –
Тобою не разбужен.
Забыт холодный зимний день,
Забыт горячий ужин.
Есть только та, с кем много лет
Ты делишь кров и ложе,
Которой в целом мире нет
Прекрасней и дороже.
Рояль пока ещё молчит –
Ты разминаешь руки.
Ещё мгновение – и мир
Заполнят сердца звуки.
Ты будешь, думая о ней,
Касаться нежно клавиш.
Не пальцами, своей душой
Звучать рояль заставишь.
Играя о своей любви,
Возможно, не заметишь,
Как на вопрос в её глазах
Ты музыкой ответишь.
Как, подойдя к тебе, она
Коснётся плеч руками.
Ты музыкой сказал ей то,
Что не сумел словами.
Екатерина Камаева, 2024
Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 181852 от 03.04.2024
9 | 29 | 923 | 21.11.2024. 09:21:15
Произведение оценили (+): ["Надежда Буранова", "Ашот Наданян", "Кохан Мария", "Бройер Галина", "Владимир Старшов", "Светлана Ефимова", "Владислав Кузнецов", "Алёна Алексеева", "Барбара Полонская"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 01:06:24
Тема: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 04-04-2024 | 13:23:53
Дорогие Роза и Аркадий! Для меня время общения с вами было интересным и радостным. Хотелось бы продолжения. Места у вас красивейшие. А в интервью о них ни слова. В общем, я намекаю на когда-нибудь в обозримом будущем, по настроению и вдохновению)
❤️
Тема: Re: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 17:28:09
Тема: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Барбара Полонская
Дата: 03-04-2024 | 17:35:31
Очень хорошее интервью. Светлое, уютное (словно скрипка). И замечательная госпожа Роза, муза и оберег. Спасибо всем сопричастным.
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 03-04-2024 | 17:56:47
Барбара, и Вам большое спасибо за отклик!
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 01:13:08
Тема: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 03-04-2024 | 23:24:59
Аркадий и Роза, такая замечательная творческая пара, во всем друг друга поддерживающая и вдохновляющая, а самое главное, обладающая прекрасным чувством юмора, который, кмк, только способствует взаимопониманию в любой ситуации (вместе с любовью и уважением). и это очень здорово!
спасибо Аркадию за прекрасные стихи и песни.
для полноты гармонической не хватает только музыки скрипки, хотя бы аудио, нет?
спасибо Екатерине за интересную беседу на троих!:)
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 01:32:00
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 04-04-2024 | 13:30:14
Алёна, и Вам спасибо за отклик! ❤️
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 18:18:03
Здравствуйте, Алёна! Нашёл местечко, где можно/позволили)) услышать скрипку. Роза аккомпанирует нашему доброму товарищу Александру Гоману. Стихи, музыка и исполнение его. Талантливый парень. Нам везёт на талантливых друзей. Даю ссылку:
Доченьке - YouTube
Тема: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 05-04-2024 | 13:03:33
послушала, очень гармонично звучат гитара со скрипкой, душевно, и песня проникновенная. но скрипка такая пронзительная...
просим на бис! :)
большущее спасибо, Аркадий.
Тема: Re: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 05-04-2024 | 18:57:05
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Алёна Алексеева
Дата: 06-04-2024 | 12:48:53
Аркадий, заинтриговали -- кого же скрипка может ударять? разве что дарить и разбивать? дарить сердцу радость и разбивать его грустью, да?
:)
Тема: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Владислав Кузнецов
Дата: 04-04-2024 | 01:16:42
Спасибо, Аркадий. И Розе, конечно. И Кате.
Тёплое, нежное, и не без романтики.
У меня тоже (по женской параллели) все музыканты, вот и гнём эту линию привычно.
Так что многое знакомо.
А Юрия Лившица я слушал когда-то. Кто-то мне показал, как он Гейма поёт. Наверное, Ваших рук было дело. Приятно было.
Здоровья Вам всем. И радости. Всего-всего.
Неизменно, В.К.
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 01:51:58
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 04-04-2024 | 13:33:37
Владислав, и Вам спасибо!
Вы правы, романтичное очень получилось. Как мелодия любви (это второе название интервью)
Тема: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Светлана Ефимова
Дата: 04-04-2024 | 06:29:23
Аркадий, Роза, Екатерина, спасибо за интервью!
Одна фотография чего стоит - светлые, добрые, восхищенные жизнью талантливые люди
Аркадий, Роза, благополучия вашей семье и новых творческих полётов!
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 04-04-2024 | 13:34:19
Светлана, большое спасибо за тёплый отклик!
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 17:00:58
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 06-04-2024 | 13:00:27
- обычная любительская цифровая фотка... правильно Аркадий отметил - их в телефоне тыщи... а достаточно десятой доли процента и то при небрежном отборе... а так-то ещё меньше... :о) - кстати сюжет приведённой фоты можно назвать примерно так - "заботливый врач прогуливает выздоравливающего пациента бальнеологического курорта..."
Тема: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 06-04-2024 | 14:52:00
Если переводить с Вашего, Иван Михайлович, то всё сходится: Роза действительно чудесная женщина и прекрасный человек, рядом с которым все тревоги отступают, как на хорошем курорте.
Кстати, собираюсь в богатые бальнеологическими курортами отечественные места, но не на курорт, однако, водички попить между делами очень рассчитываю :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 06-04-2024 | 15:00:51
- всех доступных существующих там благ вам, Катрин...
Тема: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 06-04-2024 | 19:12:29
Спасибо, Иван Михайлович! С новыми технологиями ушло таинство проявки плёнки, колдовство в тёмной комнате с увеличителем. Я скучаю по тем временам. Слишком умный телефон всё делает без нашего участия. Спасибо, ещё в нашем присутствии))
И в отношении курорта Вы правы. Были на лечении в Лас-Вегасе. Устали от процедур и бежали через плотину Гувера в Большой Каньон. Фотка тамошняя. Интересное место. Очень рекомендуем.
Роза и Аркадий.
Тема: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Кохан Мария
Дата: 04-04-2024 | 15:17:34
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 04-04-2024 | 16:16:19
И Вам спасибо, Мария, за впечатление!
Тема: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 04-04-2024 | 18:01:24
Тема: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Кохан Мария
Дата: 05-04-2024 | 01:49:12
Аркадий, вот если можно было бы четко определить - отчего люди копируют родителей (не все, кстати).. Кто-то говорит: генетика.) А мне видится, это оттого, что души новорожденных приходят из какой-то то ветви родового древа, а там свои внутренние законы..
В одной относятся с пониманием к любым дамским запросам, а в другой - могут и голос повысить да по столу кулаком стукнуть..
Но Вы абсолютно правы.. Раз подросли, пущай сами рулят. А нам лишь остается надеяться, что в будущем коса не найдет у них там на камень..
Еще раз спасибо за рассказы. Долгих лет любви и счастья вашему союзу!
Тема: Re: Re: Re: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 05-04-2024 | 03:59:44
Спасибо, Мария! И Вашей семье всего самого светлого!
Ваши Роза и Аркадий.
Тема: Re: Аркадий Шляпинтох: Одна скрипка на двоих Екатерина Камаева
Автор Екатерина Камаева
Дата: 03-04-2024 | 16:41:38