Танго в Париже (Избранное) (Рекомендованное)

Дата: 27-12-2023 | 13:54:59

Ты знаешь, я теперь с велосипедом.
Да, как курьер. По вторникам и средам
(Неважно, как — по срéдам, по средáм)
Гоняю. Велик к полу приторочен
И к телеку приставлен. Между прочим,
Изъездил я Париж и Амстердам,

Мадрид и Рим. Не ржи ты, бога ради:
Я — на полу, как видишь, в Ленинграде,
Как Женечка Лукашин, подшофе.
И то не горе, так себе, полгоря:
Себя до пота велотренажёря,
Спешу на велоаутодафе.

По улице героя-коммунара,
Поверженного в Риме Леонара
Дюфо, качу в Лион или Ле-Ман,
Лавируя селеньями Прованса
За лайнером Парижеавтотранса
С шофёром из алжирских мусульман.

Шанз Элизе в солёной полутине,
И серенькое небо в паутине
Опавших лип и нервных проводов,
Питающих квартиры интернетом.
Республика вотсапает с приветом
В пределы заганзейских городов.

Открыт тоннель, и сыпятся в ту лузу,
Летя в Гренобль, Тулон или Тулузу,
Дождливые марсельские такси.
И, подражая Лионелю Месси,
В пескохлориднокальциевой смеси
Пинает дворник в форменном джерси.

Снедает зиму праздная химера.
Толпится площадь имени Брюмера
Вокруг облезлой ели много лет,
Кляня отцов муниципалитета.
Но вместо шардоне, тепла и света —
Лишь светоотражающий жилет.

Воздвигнутый потомками в Париже,
По самый лапсердак в бульварной жиже
Задумчиво увяз барон Осман.
За мост Искусств из мрака декаданса
Автобусы Парижеавтотранса
Увозят запоздалых парижан.

Крутить педали — пошлое искусство.
Когда-нибудь у этого паскудства
Заклинит ход, отвалятся шкивы,
И я тогда всерьёз, не понарошку,
В последнюю свою велодорожку —
По снегу — двину в сторону Москвы.




Александр Питиримов, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 179428 от 27.12.2023

Избранное | Рекомендованное | 19 | 13 | 680 | 04.03.2024. 15:51:20

Произведение оценили (+): ["Бройер Галина", "Андрей Сизых", "Владислав Кузнецов", "Сергей Кузнечихин", "Ашот Наданян", "Виктор Балдоржиев", "Сергей Буртяк", "Слава Баширов", "Александр Шведов", "Елена Рапли", "Моргунова Елена", "Корди Наталия", "Екатерина Камаева", "Валентин Литвинов", "Ирина Бараль", "Светлана Ефимова", "Алексей Борычев", "Марк Шехтман"]

Произведение оценили (-): []


Интеллигентно, интересно, умно, с фантазией и технически безупречно.
Замечательные получились стихи, Александр!

Марк, покорнейше благодарю.

Радость чувствам и глазам это стихотворение, Александр. А финал - слезы на глаза. 

Ирина Ивановна, я не сомневался, что Вас порадует мой Париж ))

Вспомнился старый советский анекдот:
— Снова хочется в Париж...
— Вы были в Париже?
— Нет, но снова хочется!

С Новым годом!

Цепляющее стихотворение. Многослойный сюжет. С одной стороны, есть человек, но нет перемещения в пространстве, с другой - есть, но в виртуале. Главный герой как бы следует за всем этим, но внешне для него ничего не меняется. На экране зима, и — что интересно — весь виртуальный транспорт "с шофером". То есть, управляет движением кто-то другой. Угадать авторский замысел не очень-то просто. Для меня он переплетён с наитием. Финал позволяет предположить, что главный герой чувствовал необходимость такого "бытия". До "пока не надоест". Только тогда создастся та разность потенциалов, которая необходима для его возвращения к самому себе. А пока он её накручивает. Потому что вращательное движение, жизнь "по кругу" (и "как курьер", т.е. решающий чужие задачи) с виртуальным ориентиром перед глазами - это не его. Но он там уже оказался. И выйти не так просто. Поэтому, для него это не совсем "на месте". Скорее, по спирали.

Спасибо за вдумчивое прочтение и добрый отклик, Екатерина. Да, это такое размышление на велотренажере у экрана телевизора, на котором, пока я кручу свои педали, крутится велопрогулка по Парижу (Амстердаму, Вене, Портобелло и т.д.). Некоторые Ваши формулировки очень точны. С Новым годом!

Задумка очень интересная, приветствую такие оригинальные вещи. К теме сам не раз обращался, знаю, каково это :-)

Рад, Александр, что Вам стихотвореньице зашло, не так часто появляются от Вас добрые отзывы на Пру. А уж новых публикаций от Вас вообще, боюсь, не дождемся. А оч. хотелось бы. С Новым годом!

В таких стихах-прогулках герой обычно попадает в точку-z на транспорте или пешком. Мне очень понравилось, что у вас он, во-первых, на велосипеде, а во-вторых, велосипед неподвижен. В современном русском изводе получается, что плохойхороший человек (потому, что у него велосипеда не было - но откуда взялся? - от "курьера") стремится (иначе бы по Саратову гонял) удобрить виртуальную реальность, вываливающуюся в финале в действительность, исказившую дихотомию "добро-зло". Кто не двигается с места, тот проваливается на нём :-) Атмосферу я бы даже с романами Уэльбека сравнил.
Из меня на похожие темы:
https://poezia.ru/works/126157 Голландская велосипедистка
https://poezia.ru/works/77399 Про "крути педали"
https://poezia.ru/works/65431 Голландская прогулка

- забросив на чердак свою каталку
пну в бок её, как Месси, (иль Месси?..)
я накатался мне уже не жалко,
и сесть меня на велик
не проси...

крутить педали - надо мне такое?..
я жить хочу в довольстве
и покое...
...................................................
PS
- заметил я, паркетом гладить лыжи
гораздо веселей в тепле и холе!..
мне зимний спорта вид гораздо ближе
и я лечу скользя, чего же боле?..





Про каталку смешно.
К "Месси́" я ждал уж рифму "мерси", но Вы обманули читательские ожидания ))
С Новым годом, Иван Михайлович!

Название рождает ассоциацию - фильм Бертолуччи "Последнее танго в Париже". А я не люблю этот фильм из-за его скандальных сцен, из-за Марлона Брандо, который играл животное, и из-за бедной Марии Шнайдер, которую было безумно жаль.
Но оказывается, Ваше стихотворение. к фильму не имеет отношения. Стихотворение лёгкое и поучительное, показывающее, как можно путешествовать, не выходя из квартиры, даже по Европе.
Интересных путешествий Александр.



Спасибо, Вера. Фильм неоднозначный, согласен, но давно стал классикой кинематографа. И Брандо не был бы Брандо без этой роли, а Шнайдер хороша еще в "Профессии репортер" Антониони с Николсоном. Тоже классика жанра. Название к моему стишку - так, как-то само собой приклеилось и к фильму, конечно, не имеет никакого отношения.