Молчит и курит

Дата: 03-09-2022 | 22:15:08

%d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9c%d0%be%d0%bb%d1%87%d0%b8%d1%82 %d0%b8 %d0%ba%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%82

Памяти исполнителя главной роли
физика-ядерщика в кинофильме

«Здравствуй, это я!»

Армена Джигарханяна





Молчит и курит, и глаза горят,
Как угли чёрные, из клубов дыма.
Вместил вселенский мир глубинный взгляд.
Вместил дороги собственного Рима:


Бездонность одиночества и боль,
И память – неизбывную Голгофу,
Армению – родимую юдоль,
Мелодию весны и жизни строфы,


И цель – лучей космических поток,
Известные и новые частицы,
Высокогорный ядерный чертог –
Прорыв в науке и родные лица.


Горят глаза сквозь время, сквозь судьбу.
Горят глаза сквозь ладан сигаретный.
Они вмещают скрытую мольбу
Не требовать в порыве шаг ответный,


Не задевать натянутой струны
И затаённой сиротливой ноты,
А рану, не зажившую с войны,
Оправить впору только позолотой.


Нет, не вернулась в этот мир она,
Его души бесценная частица,
Но жизнь осиротевшая полна
Любовью к редкой и красивой птице.


Родной и верный образ рядом с ним
Незримо день лихой оберегает,
А свет последней встречи, словно нимб,
Во тьме сияет, сердце обжигая,


Сияет, словно факел на пути
Навеки обожжённого мужчины,
Что побуждает вверх и вверх идти,
Идти к недосягаемым вершинам.




Вера Никольская, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 729 № 169775 от 03.09.2022

0 | 9 | 1224 | 28.03.2024. 14:23:34

Произведение оценили (+): ["Владислав Кузнецов"]

Произведение оценили (-): []


Добрый вечер, Вера.
Отвлёкся, и многое пропустил. Дал себе слабину жить летом по природе. Читаю понемногу.
Знаете, я не могу писать посвящения. Разве женщинам, избавившимся, так или иначе, от моего участия.
Эти обращения уничижительны. Но не требуют настоящего поступка.
Иное дело обращение к близкому человеку, который не знает о существовании автора. Тем более ушедшему. Это Поступок.
Физику-лирику я застал немного. Часть жизни осталась в оборонке. Учителя это были странные. Каста, уверовавшая в то, что техногения осчастливит человечество. Невероятная блажь, надменность дистанции. Какая-то процессуальная харизма. Так я это запомнил.
 Это я о чём... Понятно - какие фильмы снимали в те годы. У меня Джигарханян совсем другой. 
Небольших социальных ролей. Невероятно сильным впечатлением сдержанности. Мужественности. Силы. Терпения. "Осень". "Старые стены". "Журавушка". И т.п.
Глаза ему определённо мешали. Невероятная глубина души. Бездна. Он часто их прятал, передавая эмоцию.
Никто из работающих лицом так не может.
У него очень точная передача эмоции. Мимика. Пластика. Крупный план. Средний. Диалог с чуткой партнёршей. Это всё было потрясающе.
То же и в юморе. Невероятная органика в "Королях и капусте". Или в "Паспорте". 
Или клиническая роль в "Вашей тёте". Ну, может быть, ему было интересно примериться.
А как он невероятно пел. Те, кому слуха не дано - орут по-кошачьи. Его органика пения уникальна.
Его голос. Интонация. Пауза. 
В анимации. В озвучании. 
И, при этакой щедрости, полное ощущение нерастраченности таланта. 
На сцене я его не видел. Только записи. Очень жалею.
Театр его был посредственной кормушкой. Опять жалею.
Конечно, Вера, всё это субъективно.   Я не разбираю Вашего посвящения. Прочёл - перечёл. И ещё перечитал. Достойно. Поступок требует достоинства. Не всем дано.
Самое сложное в поэтике - достойное посвящение.
У Вас получилось.
То, что Великий Актёр у каждого свой - прекрасно.
Как недосягаемая вершина. Как мотив восхождения.
Спасибо Вам.
Неизменно, В.К.



Владислав, благодарю!

Вы написали очень развёрнутый отзыв - и о литературных посвящениях, и об элите оборонки в СССР, и об Армене Джигарханяне как актёре.

Я же написала стихотворение с посвящением под впечатлением от одной-единственной роли Джигарханяна в кинофильме "Здравствуй, это я!", а, вернее, даже от одной сцены в этом кинофильме.

Фильм о друзьях-физиках, о их увлечённости наукой и их дружбе, но главное - не сюжет, а художественные средства, то, как сделан фильм.

Фильм "Здравствуй, это я!" импрессионистический, с недосказанностями и недомолвками, с невероятной операторской работой, фиксирующий мгновение жизни как самую большую ценность, с колоритом Армении, с музыкой Армении и горами Армении, с молодым Джигарханяном (ему тут 30 лет) и совсем юной Маргаритой Тереховой. Сцена, где герой Джигарханяна Артём сидит на диване, молчит, курит и смотрит, как танцует Таня - выдающаяся сцена, камера наезжает и показывает глаза героя, в кадре только глаза, но в них так много... В них бездна. Такой мощный типаж. Я такого Джигарханяна не видела ни в одном его фильме.
Фильм снят в 1965 году, но даёт огромное эстетическое наслаждение и сегодня.
"Здравствуй, это я!" - один из самых моих любимых кинофильмов.

Рекомендую посмотреть этот фильм.

Владислав, предполагаю, что Вы со своей утончённостью тоже получите эмоции, соответствующие этому произведению искусства.

Кинофильм "Здравствуй, это я!" есть в Интернете.

Я его регулярно смотрю...

Ещё раз спасибо!!!

Спасибо, Вера.
Я смотрел этот фильм. Даже думаю, что знаю.
А потому что обычно из того времени пересматриваю французские..
Хорошо, посмотрю ещё раз.

Владислав, "Здравствуй, это я!" выдвигали на Золотую пальмовую ветвь в конкурсной программе Каннского фестиваля 1966 года, но отдали Золотую пальмовую ветвь французскому фильму "Мужчина и женщина". Правда, потом на родине ему присвоили государственную премию Армении в 1967 г. 


Да, ещё хочу добавить.

Прототип главного героя, которого играет Джигарханян, - реальное лицо, это Артём Исаакович Алиханьян, физик, ядерщик, доктор наук, академик, лауреат Ленинской и Сталинской премий. У него была реально высокогорная лаборатория, в которой они проводили исследования космических лучей. Работа была тяжёлая во всех смыслах, несколько человек погибли в силу разных обстоятельств.
Так что фильм - не абстрактная выдумка, он посвящён этому выдающемуся армянскому учёному.

В фильме показан не только труд учёных, увлечённых своими идеями и их воплощением, но и их человеческая цельность и нравственные достоинства, показаны верность дружбе и верность любви.
Ну, а Джигарханян в этой роли - воплощение мужчины в самом лучшем смысле слова.

"Мужчине и женщине" я бы не дал, Вера...
И нам было - кому воздать.
В 65-м была "Гадюка" Ивченко.
А Леоне уже заканчивал "Плохой, хороший, злой"...
Вот ужо глаза крупно... Навсегда.

Очень интересно было бы услышать мнение о кинофильме "Здравствуй, это я!" Александра Владимировича Флори.

Он у нас специалист по кинематографу.

У меня всегда было прекрасное мнение об этом фильме.
1960-е гг. вообще были эпохой Ренессанса в нашем кино. Было что посмотреть, хотя, правда, не всё показывали. Этот фильм Довлатяна, насколько я понимаю, оказался одним из самых ярких и сильных.
А я из фильмов, где снимался Джигарханян, больше всего люблю "Жизнь Клима Самгина", не только из-за него, конечно.
Вы меня, оказывается, освободили из ЧС.

Александру Владимировичу Флоре

Александр Владимирович, разногласия остались в прошлом.

Забудьте о них.

Тем более, что нередко я разделяла Вашу позицию и поддерживала Вас в дебатах.

Здоровья Вам!!!

Спасибо Вам, Вера - извините, пожалуйста, что без отчества. (Искал и не нашел.)
Ничто я так охотно не забываю, как разногласия.
Еще раз охотно повторю: фильм прекрасный. Не перестанешь любоваться Фатеевой на карусели, танцем Тереховой и, конечно, умным молчанием Джигарханяна. Я еще помню свое очарование от изумительного листопада в черно-белом кино.
Всего Вам доброго.