Дата: 09-01-2022 | 01:53:47
А.В.Флоре - примирительно.
I
Стозевный демон вяз в моралите
На пляс Пигаль, в многоязыкой мантре –
От ревельских таверн до варьете
Фоли-Бержер, в кофейнях на Монмартре,
В Монтрё-палас, в Ла Скала и в иных
Гранд-опера, борделях и пивных,
Так нежно облюбованных богемой,
Рассеянной по оба склона Альп
И Шварцвальда. Под утомлённый альт
Ермоленко отцветшей хризантемой
Стал новый сборник погрустневшей Тэ...
Блуждая в пассифлорах и цикуте,
Вчерашний демон вяз в моралите
Своей интеллигентствующей сути.
Когда б этот спектакль ни начался
(С таможенных, пожалуй, деклараций),
Был принят повсеместно. Вскоре вся
Поактовая смена декораций
Приобретала вид садов Монсо:
С платанами, с акациями, со
Всеславною дорической ротондой.
Статисты, наводнив бульвар Курсель,
Вышагивали кругом. Карусель
С изысканно грассирующей фрондой
На сцене выходила как нельзя
Комично, ибо смазывались лица.
Когда б этот спектакль ни начался,
Никто не знал, как долго он продлится.
Был скор, по здравомыслию, финал,
Хоть здесь его ничто не предвещало.
И если кто-нибудь припоминал
Сюжет от середины, то с начала –
Решительно никто (помимо вруш
И циников). Крутилась Мулен Руж,
Блистал бомонд, и магний хроникёрский
Всех впечатлял. Считали барыши
Газетчики бульвара де Клиши:
«В Париже князь Платон Ваулин-Горский
С сатирою “Колетт и Жувенал”
И шахматным романом “Барделебен”!»
Был скор, по здравомыслию, финал –
Жесток, но до чертей великолепен.
Теряя и отыскивая смысл
В дремучем сне, чинарно-кипарисном,
Он с гранок не сходил парижских «Числ»,
С комическим мешая футуризмом
В гармонию, в палитру, в консонанс
Слегка провинциальный декаданс.
В больших пространствах рифмам неуютно,
Так закуток нашелся и для них:
Платонов слог, по мнению одних
(Одновременно и сиюминутно), –
Сладкоречив, иным – лимонно-кисл.
Ваулину работалось, как снилось –
Теряя и отыскивая смысл,
Где для других пока не прояснилось.
Улавливая ультрачастоту
Малейших колебаний конъюнктуры,
Ваулин, говоря начистоту,
Себя явил в миру литературы:
Сорокалетний русский Агасфер,
Дух, изгнанный из высших благосфер,
Стяжал в Париже славу романиста.
Но и сюрреалист в нем не закис:
Платон Илларионович за кисть
Хватался, и плутала маслянисто
Она по непомерному холсту,
В каштановых бульварах мирозданий,
Улавливая ультрачастоту
Малейших конъюнктурных колебаний.
В Париже вскоре стал он к алтарю
С танцовщицею, дочкой фабрикантской.
Храм Невского на улице Дарю
Был переполнен белоэмигрантской
Диаспорой: армейские чины,
Их падчерицы, дочери, сыны,
Записанные «Кирою-Жанеттой»
И «Глебом-Жаном». Шляпница, швея,
Чьи стреляные русские мужья
Стоят за подаянною монетой
На паперти, грассируя в ноздрю.
Так, армию отправив на закланье,
В Париже вскоре стало к алтарю,
Оплакивая горький хлеб изгнанья,
Отечество. И сорок сороков
Церквей на Елисейский околоток
Гортанным диалектом чужаков
Гудело в триста тысяч носоглоток.
Герои Луцка драться не хотят:
Их давеча швыряло как котят
В коробке шляпной – в трюмах и вагонах.
Героям Луцка драться не резон:
Шофёр такси, дансёр де ля мезон
И чёрт-те кто в полковничьих погонах,
Готовый хоть сейчас, без дураков,
Бежать в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов.
Бежать в страну рабов и батраков,
В Отечество!.. И сорок сороков
Спустившихся на дно аристократов.
II
Вещал мудрец (их пруд пруди у нас;
Порою только с мудростью негусто):
«Политика – доступное для масс
И потому великое искусство!»
Он, без пенсне не видевший ни зги,
Кухарке зря запудривал мозги,
Скучая у парадного подъезда.
Теперь молчит, не лезет на рожон,
Пока она орудует ножом
На тыльном обороте Манифеста.
Свободами торгуя про запас,
Скуластые разглядывая лица,
Вещал мудрец: «Их пруд пруди у нас!
Так почему бы нам не поделиться?»
Случается паскудный променад:
Едва в дверях закуришь со швейцаром,
Как пуля пролетает прямо над
Приветливо раскрытым портсигаром.
Голубоглазый унтер-офицер
Из-за угла наводит револьвер,
Вращая барабан семиразрядный.
И ты бежишь к калитке угловой,
Рискуя непокрытой головой,
По мнению других, незаурядной.
Она давно бела, как рафинад.
Подумаешь: «Наверное, недаром
Случается паскудный променад».
И мысленно простишься с портсигаром.
Зашив всего себя в защитный френч,
Поддев изящно пальчиком петличку,
Мудрец на «Шевроле» катил на ленч –
Послушать новомодную певичку.
Ему бы записаться в дураки –
Партийной парадигме вопреки,
Швейцару не протягивать руки
И боле не испытывать фортуну.
Но он, вертясь и щурясь воровски,
Всё норовит пройти наискоски:
То фракции меняет как носки,
То кафедру на думскую трибуну.
Ему бы, право, уши поберечь
У Мариинки, где в мороз крещенский,
Зашив всего себя в защитный френч,
Пел умопомрачительный Керенский.
Крещендо! Громче! Твёрже каждый такт!
Ломовики и вдовые швейцарши
Из всех фортепиановых токкат
Предпочитали траурные марши:
«Вы жертвою…» и «Смертью ты почил».
В толпе пройдох, распутниц и ловчил
Нашёлся тот, кто первым бросил камень.
Мудрец – он буржуа и демократ,
И революционный Петроград
Был для него безлик и панорамен –
Цветной супрематический абстракт,
Где пращный камень обратится плевой.
«Крещендо! Громче! Твёрже каждый такт!
Вы жертвой пали! Левой! Левой! Левой!»
Политика, что партия в бильярд:
Винт, абриколь, и катится в ту лузу
Пузатых буржуа на миллиард –
В Лион и Лилль, Тулон или Тулузу.
Завидев их нестройную гурьбу,
Илларион Ильич в своём гробу
Нет-нет, а крутанётся, будто с кикса
Взъюлит свояк. Игрок склонился над
Простой системой двух координат,
И всё кругом, от игрека до икса,
Бунтует и клокочет, точно лярд
В аду, и подле лузы пузырится.
Политика, что партия в бильярд,
Весьма экстравагантная шутница.
Напуганный прищуром игрока,
Кочует мир – кичливый и фрондёрский.
Здорового свалял ты дурака,
Илларион Ильич Ваулин-Горский.
Ты, брат, теперь поди попразднословь,
Высокомерно выгнутую бровь
Надвинув на монокль интеллигентский.
Уже несутся к лузе Милюков
(Приветствуя попутных беляков)
И умопомрачительный Керенский.
Но Бог-то с ними, чаша их горька.
У борта в темноте подкараулен,
Напуганный прищуром игрока,
Платон Илларионович Ваулин.
III
Последний год решительно поверг
На скудной ниве взросшие надежды.
Помалкивает бывший главковерх.
Защитный френч поблек, оплыли вежды…
А было же: «Что ныне Петроград?!
Угрюмый сыч, снохач и конокрад,
Прильнувший к лону юной Лиги наций
Беззубым ртом в овсяной бороде!
Ни зёрнышка, лишь плевел в борозде
И полные карманы ассигнаций!»
Блистательный словесный фейерверк
Рассыпался, как перья из пенала.
Последний год решительно поверг
Иллюзии о близости финала.
А вот и он – в своей неправоте
Состарился и выглядит досуже.
В штанах с дырой на сентр де гравите
Комично перескакивает лужи
И с тумбами играет в чехарду,
Читая, между прочим, на ходу
Газету, делово и смехотворно.
Он, в почечно-желтушной худобе,
Оглядки посторонних на себе
Уносит прочь, согбенно и покорно.
Достоинство и выправка не те:
Тот, кажется, прямее был в хребте
И бледным от идѝосинкрази́и
К большевикам – в своей неправоте,
Своём непонимании России.
Давным-давно в мозгу его сродни
Судьба Отчизны квадратуре круга.
Он смутно помнит яростные дни
И комкавшего рожу близоруко
Ульянова (почти наверняка –
С балкона одного особняка
Зовущего душить буржуазию).
Едва припоминает маскарад,
В котором сам покинул Петроград.
Однако, несмотря на амнезию,
Миазмы пустозвонной болтовни
Керенского, как саван, обернули.
Давным-давно в мозгу его сродни
Судьба страны неравенству Бернулли.
Уже не та диаспора, не та
Де рюс литература с нею иже –
Дрянь, как ни благосклонно принята.
Платон Илларионович в Париже –
Под сенью Женевьевы-де-Буа.
Два года безутешная вдова
Живет переизданием «Бертрана»,
Солидные имея барыши,
И барышни бульвара де Клиши
От чтения беременеют рано.
Лишь пошлая, слюнтяйская черта –
Надежда на святое воскресенье
Руси – не та. Диаспора не та:
Не тот фасон и в покер невезенье.
2022 (2019)
Александр Питиримов, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 165319 от 09.01.2022
4 | 23 | 1118 | 21.12.2024. 19:49:22
Произведение оценили (+): ["Виктор Ляпин", "Алексей Борычев", "Барбара Полонская", "Вячеслав Егиазаров"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Вячеслав Егиазаров
Дата: 09-01-2022 | 02:35:26
Тема: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 03:17:50
Спасибо, Вячеслав Фараонович. Взаимно, конечно!
🤝
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Елизавета Дейк
Дата: 29-03-2022 | 16:35:34
Очень ярко, иронично и интересно, спасибо!
Тема: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 29-03-2022 | 17:25:59
Елизавета, спасибо за прочтение и высокую оценку.
Тема: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 09-01-2022 | 07:29:23
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 10:44:13
🤝
Александр, доброе утро. Исправьте, пожалуйста, опечатку в названии площади Пигаль (названа в честь французского скульптора Жана-Батиста Пигаля (1714—1785).
Здоровья обоим Александрам Владимировичам.
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Косиченко Бр
Дата: 09-01-2022 | 09:54:35
Всем доброе утро!
А мож, Пегаль... - далее упоминается
Тема: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 10:53:33
Не, далее ничего нет и уже вряд ли будет. Было, но всё выкинул. Слишком долго писал, называлось: «Костёл еретиков». Написал где-то треть от задуманного, потом понял, что всё, дальше не осилю. Всё выбросил, оставил одну «политику», немножко переработав.
Тема: Re: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Косиченко Бр
Дата: 09-01-2022 | 12:02:14
Ну как же нет...
Из-за угла наводит револьвер,
Вращая барабан семиразрядный.
Он самый, пегаль...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 12:58:36
Я в оружии не силён или мысль не уловил. Это пистолет такой - пегаль?
На самом деле, Ирина права, подразумевался квартал красных фонарей в Париже, но миль пардон, грамматика подкачала :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Косиченко Бр
Дата: 09-01-2022 | 13:51:24
Не заморачивайтесь, я пошутил. Это стрелялка из жаргона геймеров конца прошлого века...
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 10:47:19
Да, Пигаль, конечно, - это у меня с «французским» плоховато:) Спасибо, Ирина.
Тема: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 09-01-2022 | 08:55:43
"Был скор, по здравомыслию, финал,
Хоть здесь его ничто не предвещало.
И если кто-нибудь припоминал
Сюжет от середины, то с начала –
Решительно никто"
...А в детстве князь
Чуть дом не сжёг, играя и резвясь:
Дождавшись дрёмы нянюшки-старушки,
Развёл огонь, картав и бестолков,
И с шёпотом: "В костёл елетиков!" -
Бросал в него все старые игрушки.
:о)
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 11:06:32
Спасибо за эпиграмму. «Костёла» больше нет (см. мой ответ выше). Есть то, что есть: начало его бывшей второй части, ранее на П.ру не опубликованной, с небольшой ретроспекцией из первой части (ранее опубликованной, но удалённой), увязанными воедино в коротктй (относительно габаритов бывшего «Костёла») и самодостаточный текст с заново написанным финалом.
Тема: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 09-01-2022 | 08:59:24
Спасибо, Ирина Ивановна и Вячеслав Фараонович.
Тема: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Сергей Погодаев
Дата: 09-01-2022 | 16:37:47
Александр Владимирович, рискуя попасть впросак, спрошу: всё ли в порядке со строчкой "Рассеянной по оба склона Альп"?
Если же безрассудно рискнуть оценить Ваше творчество в целом, то тут вот какая диалектика вырисовывается: с одной стороны - поэзия высочайшего качества и в какой-то кружевной, виньеточной номинации Вы, на мой взгляд, лучший; с другой стороны, я никак не могу понять целеполагания Ваших ажурных словесных конструкций - просто погрузить читателя в историческую атмосферу, в полную достоверных мелочей систему отсчёта? Классическая литература всегда преподносила нам, потребителям ея, какой-то сюжет, какую-то, на выходе, мораль! Ваше творение - как блистательно рассказаннный анекдот без финала, вызывающего смех. Форма, в данном случае, превалирует над содержанием. Поэтому, вот лично я, всегда по прочтении Ваших произведений, остаюсь в лёгком недоумении. Впрочем, это мои проблемы, я отдаю себе отчёт, что Вы несравненно тоньше и эрудированней меня, и знаете, что делаете.
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 09-01-2022 | 17:35:07
- вот такая она - Россия, которая нас потеряла...
Тема: Re: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 10-01-2022 | 00:48:04
Это Франция, которую мы потеряли 😉
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 10-01-2022 | 00:38:04
Здравствуйте, Сергей!
По поводу строки - есть такой термин «русское рассеяние», употребимый в отношении эмиграции «первой волны» 1920-х гг. «Богема, рассеянная по оба склона Альп и Шварцвальда» - это русская интеллигенция, оказавшаяся в Европе - не только во Франции, но и в Германии, и в Чехии, и в Прибалтике («от ревельских таверн»). По поводу Вашего недоумения. Это, скорее, моя недоработка, нежели Ваши проблемы. Конкретно эта вещь - без начала и конца отрывок из большой поэмы, мною брошенной на середине. Постарался передать эмигрантскую сверхидею, что вот-вот, вот-вот, все их мытарства кончатся и наступит грандиозный финал. Потом это ожидание сошло на нет, и так и кончилось (для них) - ничем. На будущее Ваше замечание учту. В следующий раз назову «Анекдоты» свой исторический роман :)
Благодарен за прочтение и за отклик, и за все добрые слова.
Обалдеть, Алесандр!
Так изящна и тонка "резьба по кости", когда один узорный шарик в другом, а там и третий проглядывает.
Тема: Re: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 10-01-2022 | 00:44:08
Семён, это так эмоционально и образно:) Приятно, конечно. Спасибо 🙏
Тема: Re: Аллегро ма нон танто Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 09-01-2022 | 02:02:10
Посвящение А.В.Флоре здесь приводится без какой-либо иронии. Я виноват, бросил грубость в его адрес. Приношу ему свои извинения и тем, кто сегодня сделался невольным свидетелем довольно пошлой сцены «Как поссорился Александр Владимирович с Александром Владимировичем». Если АВ осилит прочитать этот текст и решит в очередной раз поупражняться в критической прозе, возражать не стану. Правила нашего сайта таковы, что главред не имеет привилегий. АВ правил не нарушал.