Чжу Дуньжу На мелодию "Красавица Нянь Ну"

Дата: 07-11-2021 | 15:16:54

На старости лет  эта радость дана:

              когда обойдешь целый мир суеты и страстей,

                                поймешь, что таится за миром людей.

Прозрев до конца пустоту и тщету,

              однажды и море досады, и горы тоски

                                рассыплешь ты в пыль, разобьешь на куски.

И больше цветами не будешь пленен,

              и в пьяном угаре не будешь тонуть,

                                но сможешь повсюду отчетливо чувствовать суть.

Насытиться, после уснуть ввечеру,

              порою, при случае, повеселиться, затеяв игру.

 

О том, что случалось издревле доныне – к чему рассуждать,

              теперь у меня, старика, на уме

                              не очень-то много событий, все канет во тьме.

Бессмертным даосом я стать не стремлюсь, и Будде хвалами не льщу,

              Конфуция путь, что исполнен о людях забот, не ищу.

Соперничать мне с одаренными лень,

              пускай надо мною смеются гурьбой,

                              каким бы я ни был, да только останусь собой.

И роль свою в драме исполню, а там,

                одежды для сцены сниму я и брошу тщеславным глупцам.


朱敦儒 (1081~1159)《念奴娇》

 

老来可喜,是历遍人间,谙知物外。

看透虚空,将恨海愁山,一时挼碎。

免被花迷,不为酒困,到处惺惺地。

饱来觅睡,睡起逢场作戏。

 

休说古往今来,乃翁心里,没许多般事。

也不修仙不佞佛,不学栖栖孔子。

懒共贤争,从教他笑,如此只如此。

杂剧打了,戏衫脱与呆底。

И, наконец, на склоне лет
Осознаёт седой поэт,
Что ничего безумней нет,
Чем наша суета сует.
Хорошо, Алёна! Плюсую!
Но Китайское Гессе мне , почему-то, нравится больше. Наверное , потому, что оно более европейское.

большое спасибо за Ваш отзыв, Валентин,
стихи написаны по случаю, что называется: в 1155 году, будучи уже 6 лет в отставке, проживая отшельником на своих реках и озерах, Чжу Дуньжу был вызван в столицу министром Цинь Хуэем, который пользовался в то время неограниченной властью благодаря заключению им в 1141 году мирного договора с чжурчжэнями (захватившими Северную Сун), одним из пунктов которого была его пожизненная должность при дворе. он назначил Чжу своим помощником 6 октября, а 23 октября умер. после смерти был осуждаем как предатель (ранее он добился казни по ложному обвинению известного генерала Юэ Фэя). Чжу Дуньжу сразу же ушел в отставку и вернулся в свой Цзясин, но попал под раздачу как приспешник министра, хотя был на службе меньше 20 дней. после этих событий он и написал эти строки, сейчас воспринимаемые, конечно, как общечеловеческие. в сети встречаются отзывы китайцев, которые видят в них утешающие для себя размышления по жизни. видимо, благодаря философской составляющей дзен-буддизма, через отсылки к Чжуанцзы в них, в частности: Смерть и жизнь — это судьба. А то, что они постоянно сменяются, как день и ночь, — это Небесный удел. Там, где люди не в силах изменить что-либо, — там и пребывает естество вещей... Люди почитают за небывалое счастье родиться в облике человека. Насколько же радостнее знать, что то, что имеет облик человеческий, претерпит тысячи и тысячи превращений и им не наступит предел! Поэтому мудрый пребывает там, где вещи не могут пропасть и доподлинно присутствуют...(Чжуан Цзы пер. В. В. Малявина)
это к последним строчкам, метафоре жизни, как театральной драмы (как тут не вспомнить Шекспира с его "весь мир -- театр").
к чему я веду: согласна с Вами, Гессе в Китайском использует характерные узнаваемые модные в его время (да и в наше тоже) образы китайской поэзии, несколько поверхностные, да. но Гессе, изучавший философские труды, особенно по дзен-буддизму, не мог не сопоставить почерпнутые им мысли со своими впечатлениями от поэзии, поэтому его стихи посвященные Китаю, кмк, не только поверхностны, но и глубоки, и в то же время близки нам его европейским взглядом на китайщину, эдаким отражением востока в холодной воде запада.
извините, если утомила :)

Алёна, спасибо за стихотворение, наполненное такими глубокими философскими мыслями. Сейчас, во времена локдауна и природных катастроф, всем бы надо озадачиться такими мыслями, чтобы "повсюду отчетливо чувствовать суть".

Все стихотворение в таком ровном и размеренном стиле. Только вот эта строка выбивается:
  Конфуция путь, что исполнен о людях забот, не ищу.

Елена, спасибо за понимание, меня привлекла здесь в первую очередь простая человеческая мысль о старости, когда для людей молодых и даже среднего возраста -- уже 50-60 лет считаются старческим возрастом, тогда как автор считает это время человеческой жизни наполненным опыта, мудрости и понимания истинных ценностей в этом мире, когда человеку только и нужно: "проголодавшись - покушать, утомившись - поспать" (из даосских трактатов), в соответствии с естественным ходом вещей. и т.д. ЛГ конечно же следует всем этим (даосским, буддистским, конфуцианским) "заповедям", но без фанатизма ))
в первом варианте у меня было без инверсии: "Конфуция путь, беспокойный и хлопотный, я не ищу", так лучше? я немножко развернула смысл, может и напрасно. подумаю. спасибо!

Алёна, а может так:

Конфуция путь, где в заботах всегда, тоже я не ищу.  ?

Я помню, когда мы были в древнем городе Пинъяо (Единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик. - из Википедии), то один из многочисленных тамошних музеев мне запомнился тем, что когда-то там была резиденция одного из бывших то ли политиков, то ли полководцев, который отойдя от дел, уединился в этом доме, в маленьком городке и предался чтению, созерцанию природы и игре в шахматы. Счастливая мудрая старость. )))

Елена, я поняла, почему я ушла от первого варианта, заботы и хлопоты сами по себе с фил. т. зр. -- суета сует, Конфуцию не приличествующая, хотя так в оригинале, но там подсмысл заботы о ком-то все же угадывается.
поищу еще.
спасибо за Пинъяо, посмотрела фото в интернете, очень атмосферные улочки, дворики, черепичные крыши, стены, башни, перила, решетчатые окна, зелень, цветы, и храмы на любую веру: и даосский, и буддийский, и храм Конфуция, как тут не помудреть? ))) удивительное!

Алёна, отличное! И от многих других отличное)) И комментарии очень важны. Есть о чём задуматься. Хоть и не хочется.((

спасибо, Аркадий, согласна, много разных мыслей о жизни, не знаю, как китайцы, исследований по стихам этого поэта мало, не самый знаменитый, но я считаю, это цы можно смело отнести к программным, не часто такие всеобъемлющие встречаются.
так о чем Вам не хочется задумываться? быть плененным цветами, или не быть? )))
кстати, читается здесь второе значение иероглифа цветы 花 -- красавицы? 
и да, человечество не меняется, как это ни грустно признавать.