Лето в деревне

Дата: 24-02-2021 | 09:41:40

Лето в деревне

 

                      1.

Вот опять это летнее скерцо
из соседнего слышно болотца.
Распахнулись оконца и дверцы,
и закатное тихое солнце
после стольких дождей
долгожданно.

 

Столько дней дождь по крыше шуршал.
Ни души. Лишь ноктюрны и вальсы.
Мой Шопен в деревенской глуши утешал:
"Не горюй, не спеши, оставайся "…

 

                      2.

А теперь поутру во сосновом бору
то и дело "Ау!" и "Ау!".
(Что там ищут – грибы иль друг друга?)
И туман поднимается с луга...

 

Разгуляется день. От жары и от лени

мы с собакой скрываемся в тень

наблюдать облака,

слушать птицы неведомой пенье.

 

Запрокинув за голову руки,
погружаюсь, как в сон, в этот зной.
Из деревни доносятся звуки
жизни внятной, но всё же иной.

 

И звенят над цветами стрекозы,
и пасутся сомлевшие козы,

и ползёт муравей по травинке,
и ребёнок бредёт по тропинке,
и плывут, и плывут облака,
и минуты текут, как века,
не спеша, не спеша. Не спеша
возвращается в детство душа…

 

                    3.

За оврагом, в лесу, на опушке
вечерами кукуют кукушки,
и невольно им сердце внимает –
может,  вправду года мне считают,
может, ищут кого-то – кто знает?

 

Посмотри, как пронизан насквозь
тёплый вечер оранжевым светом!
Разве всё уже в жизни сбылось?
Разве это последнее лето?

 

Всё короче становятся дни,
будто кто-то крадет их украдкой.
Время – вор, но его не вини.
Се блаженство и всякое – кратко.

 

                    4.

Миновала пора упований -
не проси, не надейся, не жди.

Но послушай, как бьется в груди
и ауканье, и кукованье.

То ли годы ещё не помеха?
То ли юности долгое эхо?

 

                      5.

До свиданья, домишко убогий.
На прощанье присесть на пороге.
Всё, что прибыло, пусть не убудет,
всё, что убыло, мы не забудем.
Все нашлись – и кукушки, и люди,
потому так и тихо в лесу...

 

И когда, как из щедрой горсти,
звезды августа, падая, гаснут,
ничего не хочу я просить,
лишь одно прошепчу:

"Благодарствуй".





Владимир Шутов, 2021

Сертификат Поэзия.ру: серия 3205 № 160063 от 24.02.2021

2 | 15 | 815 | 21.11.2024. 17:04:13

Произведение оценили (+): ["Вера Никольская", "Алёна Алексеева"]

Произведение оценили (-): []


Владимир, светлая щемящая атмосфера в Ваших стихах, like,.

такой вопрос к Вам: Столько дней дождь по крыше шуршал. — два односложных слова рядом звучат несколько спотыкливо — согласны? или скажете: все зависит от дикции? )) не лучше ли поправить, например: 
долго дождик по крышам шуршал, или еще как-то?

Алёна, по своей неопытности я посылал ответы на комментарии по почте, на что модератор сообщил, что такие ответы на сайте не публикуются, т.е. мой ответ до Вас не дошёл. Повторю. Когда дождь идет несколько дней, мы сетуем: "Надо же, сколько дней
уже - всё дождь и дождь", а если он идёт час, два, три,
выглядывая в окошко, говорим: "Что-то долго дождь
идёт". Есть разница. Согласны? А за тёплый отзыв спасибо.


Владимир, ну, зато теперь Вы полностью освоились, да? :)

я говорила немножко о другом, не о смысле, но о ритме. смотрите, в этом четверостишии все ударения совпадают со схемными, кроме одного слова:

Столько дней дождь по крыше шуршал.
Ни души. Лишь ноктюрны и вальсы.
Мой Шопен в деревенской глуши утешал:
"Не горюй, не спеши, оставайся "…

и только слово дождь не попадает в схемное ударение, а слово хочется ударить, потому что оно значимое — не предлог и не местоимение. т.о. получается маленький сбой ритма.
понимаете?

Алена, я понимаю, что Вы хотите, чтобы всё было тютелька в тютельку, но стоит ли так препарировать ("схемное ударение", "слово должно ударить") стих. Я, честно, не вижу большого криминала. Тут свободная интонация. Давайте оставим как есть. И спасибо. Но я всегда готов к Вашим замечаниям.

нет, Владимир, не хочу. потому что и у меня бывают такие сбои, и, думаю, у классических поэтов встречаются, трехсложные размеры (здесь анапест) располагают к этому. я только хочу понять, где прием (свободная интонация) превращается в сбой, когда инверсия (эллипсис, амфиболия и проч.) из художественного средства выразительности преобразуется в ошибку. или все зависит от вкуса критика? Вы же поэтический редактор? должны знать ))

Алёна, откуда Вы решили, что я  поэтический редактор? Да, я несколько лет работал редактором в научно-технических изданиях, куда входило, в том числе, и литературное редактирование. Все мои замечания по стихам  основаны на, простите, чуйке, которая  вырабатывалась по мере знакомства с юности  с творчеством самых разных замечательных поэтов. Это похоже на любителя музыки, который вырос на ней, не зная ничего про бемоли и диезы, уловит в игре музыканта фальшивую ноту.
Конечно, поэзия и музыка не разделимы. 
Боюсь Вас ошарашить, но я не знаю, чем отличается
анапест от дактиля, а хорей от амфибрахия. А уж амфиболия ... Согласитесь, что сначала появились стихи, а потом уже появилась филология и семантики-семиотики со всеми их терминами и теориями. В науке, между прочим, то же самое. Сначала явление, потом его обозначение и изучение.
Я начинал писать, когда возникала мелодия стиха и какие-то слова. Теперь музыка ушла, как было у Блока...  Кто-то написал: До сорока стихи писать почётно и стыд кромешный после сорока. Со сроком не согласен, но ведь, скажу Вам по большому секрету, в этом году мне 80. Всех Вам благ. И спокойной ночи.
    


Этим "кто-то написал"  был Александр Межиров. В 1974 году он вынес этот вердикт ( и разрешил без стыда писать, увы, до 30 лет)
А правило – оно бесповоротно,
Всем смертным надлежит его блюсти:
До тридцати – поэтом быть почётно,
И срам кромешный – после тридцати.

Хотя самому был уже 51 год...

Алёна, спасибо за поправку и уточнение авторства.
В моей библиотеке, конечно, Межиров есть, начиная с "Тишайшего снегопада" (1974 г.) и до "Артиллерия бьёт по своим (2006 г.).

за поправку спасибо Елене (Неменко),
но мало ли что скажет поэт для красного словца ))
Владимир, хвастаться не надо, здесь и постарше товарищи есть.
а насчет "чуйки" я согласна, у каждого свой неповторимый уникальный слух и чувство слова. даже Пушкину оне порой изменяли: Слыхали львы за рощей глас ночной... за это мы его и любим, да? ))
а про амфибрахий можно и нагуглить.
:)

СТАРОСТЬ НЕ В РАДОСТЬ...

- живёшь покойникам под стать,
под труп заточен,
но если можешь рифмовать
маразм отсрочен...
живи, коли до сотни лет
твой выпал номер,
а впрочем, только тот поэт,
кто в тридцать
помер...

:о))bg

Что касается Межирова, можно вспомнить еще одно:
Кто я такой? Секрета в этом нет,
И уж теперь тем более не тайна,
Что я несостоявшейся поэт,
Поэт, не состоявшийся случайно. (??)
И у В. Соколова есть странная строчка:
Быть единственным и написать
совершенно другого поэта (??)




Елена! Простите Христа ради - думал, не посмотрев,
что это комментарий от Алёны. Вам спасибо за уточнение. О Межирове посмотрите мой комментарий ниже - предпоследний. Что Вы об этом думаете?

- хорошо в деревне летом
городским пожить
поэтам...

И звенят над цветами стрекозы,
и пасутся сомлевшие козы,

и ползёт муравей по травинке,
и ребёнок бредёт по тропинке,
и плывут, и плывут облака,
и минуты текут, как века,
не спеша, не спеша. Не спеша
возвращается в детство душа…


Знакомо и созвучно.

Замечательные стихи.

Бываю на сайте редко, но буду читать Владимира Шутова...

Вера, спасибо! Буду рад услышать любое Ваше мнение
о моих стихах.