Автор: Аркадий Шляпинтох
Дата: 06-08-2020 | 15:45:21
Родятся сны из ничего, из звёздной пыли,
из тишины не вызревших обид,
из мелочей, что не договорили,
из памяти, что всё ещё саднит.
Сон – утешительно-спасительная шлюпка
среди житейских беспокойных вод,
как бабушкина простенькая юбка,
что нас спасала в детстве от невзгод.
Аркадий Шляпинтох, 2020
Сертификат Поэзия.ру: серия 1275 № 155958 от 06.08.2020
3 | 41 | 749 | 21.12.2024. 21:04:47
Произведение оценили (+): ["Владимир Белозерский", "Сергей Буртяк", "Бройер Галина"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 06-08-2020 | 20:19:13
Спасибо, Сергей.
Ещё как бывает. Вы, должно быть, отважный человек. В штормовом море, кмк, (мнение моряка-любителя) даже самая надёжная шлюпка ощущается весьма хрупкой. ''Непотопляемый'' Титаник тому подтверждение.
Приятно, что Вас не напрягла ''бабушкина простенькая юбка'' )
Тема: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-08-2020 | 10:34:12
Аркадий, тут дело не в отваге. А в определении: если шлюпка хрупкая, она не может быть спасательной. И наоборот.
Ну, а последние две строки - нмв, как раз самые сильные.
:о)
Замечательное стихотворение, Аркадий!
И спасательные шлюпки ( на всякий случай для Сергея) могут быть хрупкими, особенно в метафорах сна%)
Лучшего места мне не найти, чтобы не обидеть автора своим невниманием, но я прочла Ваш перевод у Константина и считаю, что Вы вскрыли нерв колоколов Дикинсон:). Мне кажется, что Ваш перевод достоин внимания читателей и любителей НЛ.
Тема: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-08-2020 | 21:07:00
Тема: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 04:07:07
Ой, а у вас тут интересно! Насчет Эмили Дикинсон. Точнее, "интересно" началось на другой странице, но там я ничего писать не хочу, я тоже, как и Галина, отреагирую лучше здесь. Тем более, что интересную мне тему подняли именно Вы, показав свою версию и рассказав версию Вашего американского приятеля.
Мне тоже понравился Ваш вариант. Говорю в данном случае только как читатель-восприниматель стихов, английский я не очень хорошо знаю и амбиций переводчика у меня нет. По-моему, Ваш вариант в лучшем из смыслов простой, понятный и глубоко эмоциональный. Ну да, он не дословный, скорее вольный, но, кмк, практически все переводы вольные, так или иначе.
Тема: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 17-08-2020 | 07:32:30
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 17:56:22
Приветствую, Александр Владимирович!
Думаю да, Вы правы, с особенностью звона - вполне. У нас ведь есть даже "малиновый звон", не только звук, цвет (хотя и тут есть разные версии).
И при переводе Дикинсон, конечно - бездна вариантов с этими звонами. Вот и у По, кстати (спасибо, напомнили).
А моё предположение о некой "избранности" колоколов небом (Богом) обусловлено, вероятно, тем, что у Дикинсон это silver привязано именно к ногам - языкам колоколов. Мне это показалось забавным. Серебряная ложка счастливчика, серебряные ножки... Чуть не сказал копытца) Но это уж было бы чересчур.
Перевод - дело чрезвычайно интересное, но невероятно хлопотное. Невозможно кого-то переводить, не изучив его жизнь и культурный контекст. Иногда какое-то одно слово может существовать в тексте по какой-то вполне внятной причине, связанной именно с особенности существования автора. Вот потому, наверное, я и не занимаюсь переводами, ленив-с)
Тема: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Нина Пьянкова
Дата: 17-08-2020 | 09:57:28
Сергей,
У вас, как отголосок на стишок Э.Д. , получилось своё симпатичное стихотворение ;)
Возможно, эта статья прольёт свет на происхождение серебряного колокола у Э.Д. Вот отрывок из неё.
О серебряных колоколах существуют поверья, народные предания, легенды, стихи.
В одном из современных вариантов легенды сообщается, что серебро для звука нужно обязательно, в подтверждение "припоминается" какое-нибудь популярное издание. В другом варианте выясняется, что о серебряных колоколах знают от старых людей, старых мастеров или звонарей. В третьем рассказывается, что серебро в колоколах особое, не уловимое никакими физическими или химическими методами.
http://zvon.ru/zvon3.view3.page3.html
А «колокола встающие на свои серебряные ноги» - просто метафора воплощения колокольного звона в неистовой мелодии
They leap upon their silver feet
In frantic melody.
Стихотворение, на первый взгляд, простое, но образное и глубокое.
Крепкий орешек для переводчика.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 18:05:38
Спасибо, Нина)
А статью эту я когда-то читал, интересовался колокольной бронзой. Насколько я помню (не уверен, в ней или нет), какой-то чуть ли не единственный колокол из серебра, дошедший до внятных времен, практически не звонил.
Но Вы правы - легенды (да еще такие серебряно-красивые) часто становятся причиной многих заблуждений) И множат другие легенды. Достаточно вспомнить новеллу о колоколе из "Андрея Рублева".
Лёгкое по форме, глубокое по смыслу и тонкости наблюдения, лиричное, чудесное стихотворение.
Мне кажется, я понял, почему шлюпка именно "хрупкая". Ну конечно же сон среди житейских волн спасти по-настоящему никого не может (за редкими исключениями). Собственно, как и бабушкина юбка в детстве (или жилет Маяковского, проплаканный Горьким - по версии Ходасевича)) Но они могут утешить. И утешают. И в этом смысл и чудо.
Поэтому (уж простите, Аркадий, я редко так делаю, но тут это само просится), шлюпка вполне может быть утешительно-спасательной) Ну вот такая странная сновиденческая утешительно-спасательная шлюпка.
Хотя, это же Ваш сон, ну что я, в самом деле... Извините, если не то ляпнул, у нас ночь давно, а шлюпка всё нейдёт))
Тема: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 17-08-2020 | 15:06:44
Сергей, я тут три рубахи на груди изорвал, защищая хрупкость спасательной шлюпки. Где Вы были раньше? С удовольствием беру, с вашего позволения, ваш вариант. Надеюсь поставившие ''лайк'' меня простят. Возможности отозвать ''лайк'' сайт не имеет. Пока. )))
В целях экономии места и времени отвечу на второй ваш комментарий здесь же.
Очень симпатичный, размышлительный
вариант. Сергей, знаете, это здорово, когда переводчики ломают копья, сражаясь
за свою версию перевода. Главное – не попасть ''противнику'' в глаз, или не проткнуть
оппонента насмерть. Для сторонних читателей эти споры серьёзный стимул
попробовать разобраться в оригинальном тексте. Благодаря этому читатель
становится только богаче. Богатый читатель – это хорошо)))
Тема: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 16:34:24
Аркадий, я не говорил, что можно спастись только на спасательной шлюпке. Можно и на обломке реи. А вообще - намекал, что шлюпка эта не "спасательная", а "спасительная". Тогда она может быть и хрупкой. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 17-08-2020 | 17:21:29
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 17:38:00
Аркадий, это целиком и полностью моя вина. Уж не знаю теперь, как ее и загладить. Буду пытаться, по мере сил. Но понимая, что не все в них. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 17-08-2020 | 17:50:46
- не будем нервничать, Аркадий... Сергей сам известный тугодум... а хрупкость спасательной посудины сильно зависит, как от силы шторма, как и от силы воображения спасаемого... :о))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 18:18:32
А я держался просто на пределе,
На ней же и моя держалась прыть...
Раскрыт секрет моей полушанели,
Который невозможно об'яснить.
:о)
Тема: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 18:14:42
Аркадий, почту за честь!)
Кстати, и вариант моего тёзки - "спасительная" - на мой взгляд, хороший. Архаичное слово "спасительный" имеет мало отношения к материальному миру, скорей к душе. Что и делает его вполне уместным здесь.
Сергей, извини, что не прямо тебе отвечаю. Но, в конце концов, это не мой сон, как говорит один мой друг))
А насчет баталий переводчиков... Нет, не буду ничего говорить)
Кстати, и размер в строчке заодно выправился. Всегда рад помочь!
Тема: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 18:30:02
Тезка, никаких проблем! Тут сложность другого рода: когда предлагаешь готовый вариант, автор в 96% случаев не согласится и оставит, как есть. Когда намекаешь - намек не всегда бывает понятен (в т.ч. и потому, что криво его сформулировал).
И только Ю.Лифшиц на предложение что-то изменить отреагирует так по-своему, что просто выше всяких похвал и ожиданий.
Аркадий, надеюсь, без обид. Как и прежде. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 18:39:45
Ну, смотри какая штука... Да, я согласен, предлагать готовый вариант - дело сомнительное. Но иногда предлагаю, если уверен. А дальше уж воля автора. Большинство, - ты прав, - не принимают, некоторые делают свой новый. Фараоныч, кстати, часто делает свой. И я делаю. Но бывает, что и беру готовый, с разрешения комментатора. Вроде было такое... Иногда не только кино занятие коллективное))
И, кстати, когда я изучал редакторское дело, усвоил два главных постулата. 1. Во всем сомневаться и проверять. 2. Не навязывать автору собственных вариантов текста, а предлагать такие, которые могли быть у него, если бы... Ну, дальше куча обстоятельств: не ушел в запой, не отвлекся на деву и пр. Думаю, как раз реакция автора (здорового) и показывает, "его" это вариант или нет. Думаю, ничего особо зазорного нет в том, чтобы взять готовое предложение (а потом от него отказаться) - это нормально, по себе знаю)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 18:53:32
К тем же постулатам и я пришел во время редакторства и модерирования. И тоже, как и ты, на базе своих внутренних установок.
А единственная причина зазорности - публичность предложения. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 17-08-2020 | 19:02:10
- "но как вы спелись!.." г-да несостоявшиеся редакторы... :о)))bg
PS
a propos, а меня А. Коровин, (на стихире правда...) так учивал:
никаких "на мой взгляд" или там "моё скромное мнение..."...мнение редактора должно быть единственно верным и неопровержимым!..
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 19:08:04
Иван, почему же "несостоявшиеся"? Как будто редакторствовать можно на одном-единственном сайте, где редакторы вместо редактирования чаще просто напоминают, что они действующие или бывшие редакторы. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 17-08-2020 | 19:10:54
- тогда может быть "несостоятельные" подойдёт?.. :о))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 19:22:29
Иван, да любые подойдёт. Это никакого значения не имеет. Недавно мне один мэтр на полном серьёзе сообщал, что сочинения нужно оценивать по фамилии автора. Что даже если ты чего не понял, то нельзя спрашивать, а нужно благоговеть и восторгаться.
А я так не могу.
:о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 19:04:06
Да нет, ну вот эта ложная стыдливость - это уже гордыня какая-то.
"Тебя услышат соседи! - Какие к черту соседи! - Тебя услышат у господина Кирою из нотариальной конторы!"
"... весь город притаился за окнами. - Но они же спят! - Даже если и спят, они и во сне подглядывают".
Тёзка, ты мня рассмешил, спасибо)))
ps
О, гляди-ка, опять этот враль-тролль выскочил, прямо к цитате)))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 19:12:53
Нет-нет. И не враль, и не тролль, и не выскочил. И насрать на тех, кто там подглядывает за занавеску (с той же румынской фамилией)
Быть и оставаться самим собой.
:о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 19:20:21
Честно говоря, я кайфую от этого нового опыта, который именно на этом сайте получил, и беру его в копилку, обязательно выведу где-нибудь вот такого махрового и замшелого мелкого злыдня. Никогда в жизни не встречал таких тупых и бездарных завидок, которые демонстрирует существо, элементарно не способное вообще ни с кем "спеться")))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 19:35:08
Сергей, тут есть методологическая ошибка. И не злыдень, и не тупой, и не завида, и не махровый, и не бездарный. Так что не торопись каталогизировать. А в остальном - таки-да, всё правильно.
:о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 19:41:10
Ну ты не передергивай, тёзка) Тупых и бездарных - это было сказано о методах, а махровый замшелый злыдень - это уже скорее будущий персонаж, на основе реальной фактуры, которая наверняка кристальнейшей души, только коммуницировать не умеет и не учится, сходу выдавая оскорбления)))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 19:47:41
Ты не представляешь, насколько усложнил мою задачу. В связи со светлолицыми рукопожастами. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 20:07:19
Ну прости) Но заметь, это опять не я начал)) И не ты, кстати
Тема: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 17-08-2020 | 19:55:35
Сергей, у Вашего тёзки вариант "спасительная" - не просто хорош. Замечателен. Вот сейчас выясню с ним отношения и сделаю "Утешительно-спасительная шлюпка". Если сторгуемся. ))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 20:04:31
Не скупитесь, Аркадий, хороший вариант))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 17-08-2020 | 20:12:44
Так вроде как сторговались...))) Уже внёс правку.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Буртяк
Дата: 17-08-2020 | 20:19:41
Ну вот) Как некоторые формулируют: с приличным человеком и договориться не в падлу)))
Тема: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 19:03:35
Кстати, Аркадий.
Не сочтите за назойливость после всего обсуждения, но:
"Сон - хрупкая спасительная шлюпка" может показаться Вам приемлемым вариантом? :о)
Тема: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 17-08-2020 | 19:56:41
Сергей, можно же было просто сказать: "Аркадий, есть классное предложение. Всего двадцать долларов." А дальше просто бизнес и ничего личного. А Вы всё вокруг с намёками...)))
Тема: Re: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 17-08-2020 | 22:09:22
Аркадий, мелькала такая мысль. Но я испугался, что Вы не согласитесь на двадцать и потребуете пятьдесят...
:о)))
Тема: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Владимир Белозерский
Дата: 01-09-2020 | 22:56:13
Да, Аркадий, действительно. Сном лечили. Да и теперь лечат. Переберёшься в этот виртуальный мир генератора случайных видений - облегчение. Конечно, если не кошмар. Но и приснившийся кошмар - это выход кошмару внутреннему. Проснулся - да это же сон, совсем ничего страшного. И отпустило. Выходит, кошмары нужны не менее добрых снов. И хорошо, что сон - это виртуальный мир. Вообще, человек - единственное животное, способное жить в виртуальном мире, в отличие от иной живности.
Сон - виртуальная спасательная шлюпка... А таки да!
Тема: Re: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 02-09-2020 | 01:52:37
Спасибо, Владимир! Согласен, даже кошмарные сны целительны. Если целитель/целительница рядом. Что может быть приятней, чем разбудить кого-нибудь в два часа ночи и поделиться кошмаром. )))
Тема: Re: Из чего родятся сны... Аркадий Шляпинтох
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 06-08-2020 | 18:54:29
Всё бы замечательно, но хрупких спасательных шлюпок не бывает. :о)