Дата: 06-01-2020 | 21:27:11
Эволюции Шурика и К°
1. В «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» главный герой (А.Демьяненко) изучает в Политехническом институте нечто синхрофазотронное. Так же как и как и девушка Лида (Н.Селезнева), однокурсница Шурика (из «параллельного потока»). Словом, Шурик и Лида — чистокровные физики, не имеющие к лирике (как к роду деятельности) ни малейшего отношения.
2. В «Кавказской пленнице, или Новых приключениях Шурика» главный герой переквалифицируется в ученого-этнографа, прибывшего на Кавказ изучать тамошний фольклор. В первой «серии» Шурик сталкивается с троицей незадачливых жуликов: Трусом (Е.Вицин), Балбесом (Ю.Никулин) и Бывалым (Е.Моргунов), однако во второй «серии» бывший студент и «бандитские люди» (выражение телеведущей Е.Андреевой) совершенно незнакомы друг с другом.
3. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик, чья любовь к Нине (Н.Варлей) из предыдущей ленты не осуществилась, женат на персонаже той же Н.Селезневой. Только теперь ее зовут не Лида, а Зина, которая к тому времени, по-видимому, оставила физику, чтобы стать актрисой. Шурик тоже претерпевает очередную метаморфозу, то есть, забыв об этнографии, становится конструктором машины времени.
4. Конечно, 3-й фильм основан на ином литературном материале, нежели первые два, но режиссер-постановщик (Л.Гайдай) у всех трех лент один и тот же и подбирал актеров именно он.
5. А может, сама жизнь сконструировала эти соответствующие времени и месту несоответствия (или не соответствующие ни времени, ни месту соответствия), чтобы как можно полнее походить на искусство, которому она смертельно завидует и порой небезуспешно подражает?
Юрий Лифшиц, 2020
Сертификат Поэзия.ру: серия 1238 № 149044 от 06.01.2020
0 | 25 | 841 | 24.11.2024. 23:54:38
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Между тем, Елена. Булгаков указан в титрах. Спасибо за ссылку.
Кстати, Вы не задумывались над тем, почему персонажи фильма запросто заходят в квартиры друг друга, словно все, кроме Шурика, держат двери открытыми? Крачковская в одном эпизоде, по всему, перелезла через балкон, чтобы попасть к Шурику в квартиру, и того это никак не шокировало. Представьте: женщина, трезвая, с комплекцией Крачковской перелезает через балкон! Немыслимо.
Так это же настоящая комедия! С абсурдными сценами и слапстиками. Зачем задумываться над неправдоподобностью сцен в комедии ? Вы это серьезно спрашиваете?
Тема: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 07-01-2020 | 14:50:16
Абсолютно серьезно, Елена. Насколько помню, в одной из версий булгковской пьесы "Иван Васильевич" действие происходит в общежитии, поэтому там везде проходной двор. А что такое слапстик, я не знаю.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Елена Рапли
Дата: 07-01-2020 | 15:31:17
Мне кажется, жанр комедии допускает такие неправдоподобности, если они смешные, конечно. А в Иване Васильевиче все смешно. Если бы это был научно-фантастический фильм про машину времени, то такие детали были бы непростительны.
слапстик ( слэпстик) - это по-русски «буффонада». https://www.wiki.sc/wikipedia/Буффонада . Когда толстая тетка влезает через балкон- это уже комедия. А когда эта тетка - председатель домкома, то это ещё и сатира )))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 07-01-2020 | 15:47:24
Даже сатира должна быть правдоподобной. Впрочем, я ведь не в претензии. Комедия. неплохая, на фоне нынешних вообще гениальная, но у Гайдая есть комедии и получше.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 19:33:33
Юрий, насчёт "неправдоподобности" не соглашусь. И неправдоподобность/невозможность происходящего тоже создаёт комический эффект. Да, Ульяна Андреевна могла попасть в квартиру инженера Шурика только через балкон. Но это же смешно (особенно учитывая быстроту её появления). Причём, строго говоря - могла, т.к. никаких законов физики она не нарушала. :о)
А разве "Самогонщики" (например) - не смешная комедия? И там немало невозможных моментов. Которые смешат именно своей невозможностью.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 07-01-2020 | 20:19:02
А я не соглашусь с Вами, Сергей.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 20:40:13
Юрий, а если расшифровать? Конечно, я не настаиваю, но интересно.
В тех же "Самогонщиках": Трус с бутылью падает в люк погреба, потом спускается по лестнице с чердака, пока друзья заглядывают в погреб. Заворачивается в занавеску, а после разворачивания оказывается, что держит бутыль через неё. Балбес летит на лыжах на дерево, закрывает в ужасе глаза, не успевая отвернуть, а потом оглядывается и видит следы лыж, обогнувших дерево с обеих сторон (причём по траектории, которую лыжа не может сделать в снегу) и сам не понимает, как это случилось.
Это невозможно, но это смешно. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 07-01-2020 | 20:46:42
Сергей, это фирменные гайдаевские гэги. А перелезание через балкон - вряд ли.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 20:54:28
Александр, я немного о другом: о возможном и невозможном в комедиях. Да и в сатире тоже случается достигать результата через смех над невозможным. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 21:01:23
Насчёт"фирменных гайдаевских" - и у Ч.Чаплина, и у М.Линдера можно встретить нечто подобное. Но это не умаляет достоинств комедий Гайдая. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 07-01-2020 | 21:06:01
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 07-01-2020 | 22:30:28
Так да не так, Сергей. Если бы Гайдай показал, как неуклюжая тетка перелезает через балкон, это, возможно, было бы смешно. На остальное Вам ответили ниже.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 22:38:01
Ну, не знаю, Юрий. Нмв, если бы показали, как неуклюжая тётка перелезает через балкон - это было бы не так смешно, как намёк на то, что она лихо перемахнула с балкона на балкон. Тут как раз чувство меры очень важно соблюсти. Что и удалось. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 21:07:16
И кстати, Юрий. Пересмотрите (или посмотрите, если не видели) "Предчувствие любви" Тофика Шахвердиева. Там, нмв, очень интересен не столько сюжет, сколько нюансы в эпизодах. Например, татуировка "Спасибо за покупку!" на груди здоровенного детины, мирно торгующего простенькими цветочками возле пивбара с названием "Братья по разуму". :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 08-01-2020 | 07:58:56
Спасибо, Сергей, но вряд ли. Меня не слишком волнует мелкий киностеб.
Мало кто знает, что в "Кавказской пленнице" главным героем был брат-близнец Шурика, игравшего в "Операции Ы". Это предполагалось объяснить, но как-то не вошло в фильм. Да, тоже Шурик - (их мать, в девичестве Шурикова, отличалась, якобы, плохой памятью на имена) - и вот он изучал фольклор. А актриса Зина, что же тут непонятного, - сестра-близняшка Лиды. Что ещё удивительней, в "Иване Васильевиче" снимались оба брата Яковлевы (если заметили, Бунша не очень похож на Иоанна): получилась большая экономия на гриме.
Тут все непонятно. Хотелось бы подтверждения.
Тема: Re: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Погодаев
Дата: 07-01-2020 | 13:09:31
Документально подтвердить не могу - в архивах праздничные дни!
Юрий, это кино. Причём комедийное. Шурик в "Иван Васильевич меняет профессию" - просто брендовый образ, для дополнительного смеха: глядя на него, зритель уже будет готов смеяться, вспоминая предыдущие его приключения.
Меня в этом фильме другое заинтересовало: в пьесе М.Булгакова Зина сообщает Якину, что уходит от него к Косому. Не называя имени и не упоминая, что он режиссёр. А в фильме Зина говорит, что уходит к режиссёру Будимиру Косому. На что и в фильме, и в пьесе, Якин отвечает: "Косой - халтурщик!"
При этом в начале 70-х (да и вообще) был только один режиссёр с таким именем: Будимир Метальников. Вот я и думаю - это была дружеская шутка или язвительная шпилька со стороны Л.Гайдая или В.Бахнова? :о)
Всякое может быть. В "непереводимом" диалоге контрабандистов из "Бриллиантовой руки" имеется выражение "Крокескус мордюк". Оно было сочинено Гайдаем вследствие его конфликта с Мордюковой.
Тема: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 07-01-2020 | 20:57:05
Коллеги, а вообще-то у Булгакова инженер Тимофеев - не Шурик, а Николай (Иванович)
Тема: Re: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 07-01-2020 | 21:33:05
Так у Булгакова и тов.Шпак не стоматологом трудился, а в отделе междугородних перевозок. И Милославский не предварительно к нему звонил, а уже из комнаты. Потому и остался надолго. :о)
А "Кока" Тимофеев стал Шуриком (уже говорил) из-за того, что сейчас называется "брендом". :о)
В фильме Шурик и играл Шурика Шурик.
Тема: Re: Эволюции Шурика и К° Юрий Лифшиц
Автор Елена Рапли
Дата: 07-01-2020 | 04:12:23
Интересные размышления. Спасибо, Юрий.
Я как раз совсем недавно пересматривала все эти фильмы. Они настолько хороши, что, я уверена, ни о каких несоответствиях никто и не задумывается. И музыка во всех этих фильмах такая джазовая!
Кстати, я только недавно узнала, что Иван Васильевич снят по пьесе ( или рассказу?) Булгакова.
https://dubikvit.livejournal.com/269282.html
Вот здесь тоже интересно почитать