Еще раз о «быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернака

Дата: 20-08-2019 | 10:10:22

Еще раз о «быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернака

 

В книге Б. Сарнова «Сталин и писатели» (глава «Сталин и Пастернак») автор пишет следующее:


   «После доклада Бухарина на Первом писательском съезде, после командировки в Париж на съезд писателей-антифашистов, где весь зал при его появлении встал, а потом, после его выступления провожал долго не смолкающей овацией, у Пастернака были все основания считать, что теперь время выдвинуло его, а Маяковский ушел в тень. И вот — сталинские слова вновь все расставили по своим местам. Сама эпоха устами вождя выдвинула Маяковского «в главный фокус литературы», а он, Пастернак, теперь, наконец, опять уйдет в тень.

   Он не кривил душой и не лукавил, уверяя Сталина, что такая перспектива его радует. Еще бы она его не радовала! Ведь помимо всего прочего, она означала, что Сталин уже не ждет от него выполнения того «социального заказа», который, по словам Л. Горнунга, привел его в ужас.

   Да и без этого «заказа» он был далек от желания попасть в сонм приближенных к трону. Выступая на Первом съезде, отчасти уже попавший в этот круг «приближенных», он говорил:


    ...При огромном тепле, которым окружают нас народ и     государство, слишком велика опасность стать литературным сановником. Подальше от этой ласки…

   (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М. 1934. Стр. 549.)


   Тут он тоже был искренен, говорил то, что думал и чувствовал.

   И все-таки не так все это было просто, в чем у нас еще будет случай убедиться.

   <...> В очерке «Люди и положения», писавшемся весной 1956-го и осенью 1957-го, когда тема эта была уже не актуальна (Сталин в то время был уже мертв и даже похоронен — не только политически, но и физически: вынесен из Мавзолея), Борис Леонидович счел нужным еще раз к ней обратиться:


   Были две знаменитые фразы о времени. Что жить стало лучше, жить стало веселее и что Маяковский был и остался лучшим и талантливейшим поэтом эпохи. За вторую я личным письмом благодарил автора этих слов, потому что они избавляли меня от раздувания моего значения, которому я стал подвергаться в середине тридцатых годов, к поре Съезда писателей. Я люблю свою жизнь и доволен ей. Я не нуждаюсь в ее дополнительной позолоте. Жизни вне тайны и незаметности, жизни в зеркальном блеске выставочной витрины я не мыслю.

   (Борис Пастернак. Поли. собр. соч. Том 3. М. 2004. Стр. 337.)


   Грандиозный мировой скандал вокруг романа «Доктор Живаго» поместил его в самый центр этой «выставочной витрины». И нельзя сказать, чтобы, очутившись вдруг в ее «зеркальном блеске», он чувствовал себя там так уж неуютно.

   Вот несколько отрывков из его писем той поры:


   За эти несколько дней я испытал счастливое и подымающее чувство спокойствия и внутренней правоты и ловил кругом взгляды, полные ужаса и обожания. Я также при этом испытании натолкнулся на вещи, о которых раньше не имел понятия, на свидетельства и доказательства того, что на долю мне выпало счастье жить большой значительной жизнью, в главном существе даже неизвестной мне.

   Ничего не потеряно, я незаслуженно, во много раз больше, чем мною сделано, вознагражден со всех сторон света.

   (21 августа 1957.)

 

   Я утопаю в грудах писем из-за границы. Говорил ли я Вам, что однажды наша переделкинская сельская почтальонша принесла их мне целую сумку, пятьдесят четыре штуки сразу. И каждый день по двадцати. В какой-то большой доле это все же упоенье и радость…

   (2 декабря 1958.)


   В 1956 году Пастернак написал очень важное для тогдашнего его душевного состояния, поистине программное стихотворение — «Быть знаменитым некрасиво...». И вот, спустя два года, став знаменитым, он словно бы начисто забыл об этой своей заповеди. Он не просто радуется своей знаменитости, но прямо-таки упивается ею!

   Упоминание об этом понадобилось мне тут потому, что эта, — казалось бы, такая неожиданная — реакция на вдруг пришедшую к нему знаменитость бросает некий дополнительный свет на процитированный выше отрывок из его очерка «Люди и положения».

   Впрочем, и без этого дополнительного света в том отрывке явственно ощущается некоторая уязвленность:


   Я люблю свою жизнь и доволен ей. Я не нуждаюсь в ее дополнительной позолоте.


   Конечно, он был искренне рад, что Сталин позволил ему уйти «в тень». Но не был ли он при этом и несколько разочарован?»


   Что же получается? Пастернак написал стишок «Быть знаменитым некрасиво» для всех, кроме себя самого? Выходит именно так.






Юрий Лифшиц, 2019

Сертификат Поэзия.ру: серия 1238 № 145295 от 20.08.2019

0 | 51 | 1660 | 27.04.2024. 02:20:36

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


За всех не скажу, - не знаю, да и не хочу знать, - но априорная причина (гордыня), живущая во всех абсолютно, иногда прорастает такими диковинными соцветиями самомнения и самолюбования, что диву даешься!.. Даже святые отцы, бежавшие в скиты от пестрой суеты сует, нередко впадали в прелесть и, осознав вдруг это, остаток жизни вымаливали у Господа прощение!.. Пастернак гениальный и весьма мудрый человек, творя «Быть знаменитым некрасиво...», был искренен, но на поверку славой (слава Богу не властью!) оказавшись в её сетях-путанках, стал, - не видя за собой этого, - по особому носить голову... Тут надо бы вспомнить: "Кто без греха, пусть первым бросит камень"... И оставить в покое гения, жившего в суровую эпоху так, как многие и многие тысячи и миллионы из нас вряд ли смогли бы!..

С уважением,
Ю.С.

Тезка, ты несомненно прав, прав на все 100%. Но я все-таки о стишке. Его декларативность и фальшь я ощущал всегда, но не сразу сумел оформить свои ощущения словами. Согласен: мы все незнамениты - и это красиво. Пастернаку ничто повредить никак не может. И "времена не выбирают: в них живут и умирают". Спасибо за отклик.

https://poezia.ru/works/143201

Как некрасиво мы незнамениты!

"Согласен: мы все незнамениты - и это красиво"...!!!

Незнаменитым быть красиво!

И не стремись подняться ввысь!

А лучше сам, спалив архивы,

сожги свою всю рукопись.

 

Важней всего — самоотдача.

Успех вредней, чем неуспех,

ведь притчей, ничего не знача,

ты станешь на устах у всех.

 

Известность — это самозванство!

На кой тебе, в конце концов,

любовь какого-то пространства

и вечный будущего зов?

 

Пускай останутся пробелы

в судьбе, а не среди бумаг,

места и главы жизни целой,

похоронив на их полях.

 

Нырни поглубже в неизвестность

и там упрячь свои шаги;

и напусти туману в местность,

чтоб видно не было ни зги.

 

От твоего живого следа

не сохранится даже пядь.

Ни пораженья, ни победы

не нужно будет отличать.

 

Помри — но не единой долькой

не отличайся от лица.

Будь мертвым, но живым — и только —

живым и мертвым — до конца.

В силу того, что истинные поэты, умирая, продолжают жить в наилучшей своей части - в "заветной лире", твои хорошие стихи, Юрий, не лишенные иронии, имеют право полемизировать с гением, сказавшим миру абсолютно все, что ему было свыше поручено!..
:))))

Так ведь и просто талантливый поэт говорит "миру абсолютно все, что ему было свыше поручено!" И одаренный, и заурядный, и графоман...                                                                                                   

Нет, Юрий, заурядному если что и поручено, то он в упор того не видит и продолжает свое постылое ремесло.. ) Зачастую в самозабвении и абсолютно некритичном состоянии. За примерами и ходить далеко не надо. Все по лекалу. Чем бездарнее, тем сильнее защищает бастионы. )
 Об остальном  - вынесу в отд. комментарий. 

Ольга, я знаю весьма уважаемых людей, которые считают графа Хвостова несправедливо забытым талантливым поэтом. А известного графомана Уильяма Топаза Макгонаголла теперь издают так, что ему при жизни не снилось. На каждого из нас, в том числе и на каждого поэта, у Господа свои виды, и каждый исполняет свое предназначение.

В том-то и дело, что Бог всем дал свободу воли и масса людей исполняют совсем не свое предназначение. Из серии: хочешь (просишь) - получай, но пройди этот путь своеволия до конца, может быть перед самым концом и возопишь: да будет воля Твоя.

И это прекрасно, Юрий!.. 
Но, если "Дарование есть поручение, которое должно исполнить, несмотря ни на какие препятствия..." То что есть - графомания?.. 

Важный момент, Юрий!.. Ты говоришь:
"Тезка, ты несомненно прав, прав на все 100%. Но я все-таки о стишке. Его декларативность и фальшь я ощущал всегда, но не сразу сумел оформить свои ощущения словами".
А знаешь ли ты, что мы слышим только то в других людях, что в нас наличествует... Актер на шоу дивным образом донес, не взирая на суету сует и всяческую суету, нечто важное - Что никогда не служит суете! - Априорную непреходящую красоту, говорящую тихо, но убедительно настолько, что не услышать ее голоса - большая беда!..
Прости, если не оправдал твоих надежд!.. А таки не оправдал!..
С Праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Юрий, при таком избыточном шрифтовом выделении неясно, где заканчивается цитата из Сарнова и начинаются Ваши рассуждения. Если я не поняла чего-то, поправьте меня. Жирный, курсив и прямой на одной странице - визуально затрудняют восприятие текста. Тут есть свои правила.
 По поводу Ваших (?) умозаключений.
  Человек не рождается с уже выстраданными истинами, они ему открываются в течение жизни и благодаря (или вопреки) опыту. Его может мотать по всем страстям, особенно творческого, измочалить вконец, а потом вдруг он прошел через  метанойю и очистился. Как Давид плакал о своих гресех, помните?

Так вот. Пастернак очень многим в своей жизни (и творчеством в первую голову) доказал подлинность тезисов, которые Вы назвали фальшивыми.
 Смотрим, например,  письмо Достоевского брату. Д. только опубликовал и представил на суд Белинского и Ко "Бедных людей" (1845 год): "Ну, брат, никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное. Я познакомился с бездной народу самого порядочного. Князь Одоевский просит меня осчастливить его своим посещением, а граф Соллогуб рвет на себе волосы от отчаяния. Панаев объявил ему, что есть талант, который их всех в грязь втопчет… Все меня принимают как чудо. Я не могу даже раскрыть рта, чтобы во всех углах не повторяли, что Достоевский то-то сказал, Достоевский то-то хочет делать. Белинский любит меня как нельзя более… Тургенев влюбился в меня… Ну, брат, если бы я стал исчислять тебе все успехи мои, то бумаги не нашлось бы столько… Я откровенно тебе скажу, что я теперь упоен собственной славой своей..."
 А потом был ряд заурядных повестей и Белинский писал Анненкову: "Достоевский написал повесть "Хозяйка", - ерунда страшная!.. Каждое его новое произведение - новое падение… Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!".
Потом было долгое молчание Ф.М.,  "казнь" петрашевцев и каторга, после чего произошла с Д. такая метаморфоза, что он стал совершенно другим человеком и написал ряд пророческих вещей... 
Я только иллюстрирую свою мысль. Поэту открывается некая истина. И он своей жизнью это подтверждает, на определенных отрезках жизни отрицая самого себя.. 
Живой он, страстный, как все. Падает и встает.
Чаша, которая перевешивает на Божьих весах, - вот что важнее всего..

ps. А под Вашим  стихотворением-антитезой (можно так назвать?) мы, помню,  уже говорили. Несколько лет назад. А подновленный вариант только сейчас пролистала. Особенно полемику. )

Ольга, это не подновленный вариант, как Вы говорите, а принципиально иной. Не думаю, что логично, говоря об одном писателе, приводить примеры из жизни другого. Достоевский не говорил, что быть знаменитым некрасиво. Стало быть, он для этой полемики не подходит. 

Юрий, я не сравниваю писателей и их жизненные пути. Я, повторюсь, иллюстрирую свою мысль.
 Нашла свой ответ вот здесь. Прошло семь лет, могу подписаться под своими словами.
Жаль, там не сохранились ответы.. https://poezia.ru/works/95043

Воля Ваша, Ольга, но данная иллюстрация не для этого поста.

И об оформлении. Сказанное Сарновым заключено в книжные кавычки. В своем тексте он приводит подлинные слова из писем Пастернака - выделены курсивом. Полужирный курсив - даты пастернаковских писем. После кавычек мой текст. Да, человек не рождается с готовыми истинами. Но в 1956 г. Пастернак был отнюдь не мальчиком, чтобы через два года напрочь забыть о "выстраданных истинах". Да и не истина это вовсе, а всего лишь его тогдашнее настроение. Это мы, незнаменитые, придали фальшивке статус истины. "Поэт - а кому ты известен? Твори, не жалея чернил..."

Юрий, получается, что Ваша только последняя фраза? Остальное - текст Сарнова?
Я Вам как издатель со стажем говорю, что три вида шрифта на стр. избыточны.  Но воля Ваша.
 Почему же моя иллюстрация не для этого поста? Я делюсь своими мыслями и подтверждаю примером. Поняли ли Вы меня?
Пастернак ничего не забыл. Это письма и дневники - а я их читала - в них жизнь души. 
Нет никого из людей, кто бы не был рад успеху (в разном диапазоне чувств). Но Пастернак выразил абсолютно ясную мысль - именно мысль. И, к слову, Ю.Таранников, если пройти по ссылке, что я привела, очень точно сформулировал: Пастернак задал некую планку для духа.
А в какой степени кто к ней приблизился - это уже Богу решать. "Под "истиной" я понимаю личную истину, а не в более общем значении.

Да, мне принадлежит только пара слов. Такое оформление в тексте самого Сарнова. "Пастернак задал некую планку для духа". Я с этим категорически не согласен. Нет такого поэта (артиста, художника, музыканта), который не стремился бы к славе или, на худой конец, к известности. 

"Планка для духа" - это мои слова, я просто выудила самую суть из того комментария.
 Юрий, Вы не можете говорить за всех. В разные периоды жизни человек по-разному мотивирован. Наверное, в юности многие хотят славы, но не все. Потому что есть и такие, что творят, не имея в виду читателя, как дышат. А вот ближе к старости ах как все меняется (и опять же не у всех). Как можно быть категоричным в таких материях, мне непонятно.
 Позвольте я приведу свое (не самое сильное и довольно старое) стихотворение, в котором я подошла  к еще смутному пониманию бесплодности всех этих потуг:

* * *

Дай мне, Боже, умереть безвестной.

Знаю, примешь душу на поруки.

Сколько нас, подхваченных над бездной,

Избежали той, посмертной муки.

 

Века миг - от славы до позора,

Их родство - и то, и это бремя.

Упаси мя, Боже, от призора

На лету от купола к арене.

 

Пусть ослепнут сплетни и легенды.

Отстыдят к утру, остудят жженье

Нелюбви пожизненной агенты

С лицами и общим выраженьем.

 

И потом, друзья мои, не надо

Поминать, вершить и волхвоваться.

Обо мне, как и при жизни, чадо

Будет сквозь молитву волноваться...


Привела его в качестве иллюстрации опять же. Вот и все. Если имеешь в виду, что со смертью ничего не кончается.

Ольга, всякий спор тем и хорош, что оппоненты остаются при своем мнении. Для такого рода ситуаций я несколько лет назад сочинил следующее "Возражение":

Чтобы не доводить до ссор

наш диспут о судьбе державы,

я возражу вам, что вы правы,

и этим кончим разговор.


Данный стишок Пастернака не стоит того, чтобы о нем много говорить. Поэт он гениальный, с него и спрос больше. У меня есть более серьезные претензии к Пастернаку - переводчику. И не у меня одного. Но это уже другая история.

А мы не спорили, а обменивались мнениями. Я выразила свое в надежде, что это добавит какой-то краски в Ваше понимание. Я-то Вашу позицию хорошо понимаю.

Напоследок. В одной пьесе Островского герой заявляет, что не берет взяток. Ему возражают: да вам никто и не дает. Вот если бы вам давали, а вы не брали, тогда другое дело. Так и здесь. 

Напоследок. Здесь - не так. И сравнение некорректное - опять обобщение. Если Вы имели в виду меня, то здесь все в порядке: я ушла в публицистику и являюсь постоянным автором радиостанции, аудитория которой фактически мировая. Но радость моя в другом - от самой работы (это сверх основной работы) и, разумеется, от отклика. Но не в том плане, что Вы думаете.  В марте  меня пригласили выступить на Луферовских пениях "Первого круга" (в декабре было 30 лет его создания, зал был полный, в проходах люди стояли). С юности перед этими людьми благоговела, для меня честь выступать с ними на одной площадке, но радость эта ничего общего не имеет с тщеславием.  Вы не верите, что есть люди с иным внутренним устройством, что искусство - даже лучшие образцы - бесплодно, если оно  не ответ на призыв. Что только любовь (в ипостаси агапэ) имеет смысл, а мышья возня по поводу званий и публикаций - это пустейшая пустота. Особенно сейчас, когда эти звания - легко доступны и обесценены. 

Боле того,  определенный статус настраивает иных на неискреннее отношение к носителю его. А сколько искушений у известных людей - известно всем. Эволюция отношения к успеху имеет разные стадии, зрелый человек расставляет акценты уже иначе. В моем понимании он обязан анализировать все эти шевеления чсв и пр. Рефлексировать по поводу того, что пускает в нем корни (или кто). 

Я и говорю: "Незнаменитым быть - красиво..."

 Пастернак говорит иное. Вы о разном, о разных категориях вообще.
Юрий Садовский прав: надо оставить Пастернака в покое, не вправе мы его судить, неизвестно, как кто повел бы себя в те годы... "Как мелки с жизнью наши споры..." - люблю это ст-е Рильке в переводе Б.Л.

Нет, Ольга, мы об одном и том же. Поэт написал "программное" стихотворение, своего рода категорический императив, нравственную максиму. Все открыли рот: "Надо же! Ну и ну! Вот оно, оказывается, что!" Разумеется, нашелся имярек, который раньше "был сборщиком податей", но потом, прочитав то самое стихотворение, "бросил деньги на дорогу", отпустил "себе бороду и бродягой" пошел "по Руси". А поэт через два года, когда ему выпал шанс делом подтвердить сказанное, обо всем забыл. Мало того. Он поступил принципиально иначе, чем говорил. Я об этом и только об этом. Ведь никто его за язык не тянул.

Вспомнился в чем-то схожий эпизод из Евангелия от Луки. Один молодой человек пристал к Иисусу: что мне делать, чтобы спастись? Тот отвечает: исполняй заповеди, соблюдай закон. Молодой человек (нетерпеливо): да я и так все соблюдаю. И, что называется, накликал, получив в ответ: раздай все свое имущество бедным и ступай за Мной. И молодой человек опустил голову и побрел, солнцем палимый, восвояси, "потому что был очень богат". И поделом: нечего было трындеть, не подумав.

О разном, Юрий, о разном.
 Не вижу никакого императива в этом стихотворении. Как и в любом, если это не агитка. Взгляд, на который художник имеет право, и да - планка духа, к которой он лично стремится. Но поэт нигде не говорит - я достиг или достигну этой планки. Он сердцем ее обозначил и своими искупительными жертвами (таковые были!) частью подтвердил. И пример с Достоевским я привела неслучайно. Человек задает некую планку своим незаурядным литературным дебютом, а потом, не выдержав определенных искушений (а все люди таковы, только искушения разные), сверзается с высоты. И это попущено  свыше, чтобы он свой масштаб иллюзорный соотнес с реальностью. Не будь такого провала, Ф.М. не достиг бы высоких прозрений в своих романах,  создав до этого столько пустой породы в своих сереньких вещах, о которых сейчас никто  и не помнит. Цепочка падений и восстаний (из праха, фигурально говоря) сопровождает человека всю жизнь, только одни псевдоправедники думают: а вот я вышел на дорогу (уровень) и уже не сверну. И тут вдруг случается болезнь или иная скорбь, и вот уже он себя из центра вселенной убирает.. Ч.и.т.д.
Я считаю, что Б.Л. приблизился и нас приблизил к очень важным вещам. Это может понять верующий в Бога человек.
А Вы, смотрите, даже евангельский сюжет спрофанировали, употребив сниженную лексику. Не приставал юноша ко Христу и не трындел.
Христос не  задает планку, а отвечает на конкретный вопрос о спасении. Т.е. речь идет уже о том, кто заповеди соблюл, а следующий шаг заключается в изложенном. Апостолы (исключая одного) этот шаг сделали, мученики за веру. А мы и заповеди соблюсти не можем. Так что пример не бьется с темой..

Ольга, на 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина, послушав Никиту Михалкова, на всю страну громыхнувшего сногсшибательным откровением: "Если бы Пушкин жил в наше время, мы были бы с ним друзьями!"... Я написал стихи:

Вновь по Михайловским аллеям
Те, кто разумен опосля,
Гоняют эхо, сожалея,
Что родились в другое время,
А то бы - к Пушкину в друзья!
......
......
Оставьте Пушкина в покое.
Ну, на дуэли!.. Ну, убит!..
А впрочем, что это такое -
Я, капля, говорю о море?
Оно само себя хранит.

Это, конечно, другая история, но... Просто в жизни часто случается то, что в посмертии изменить невозможно даже усилиями титанической воли!.. Однако, сие не означает, что тщетно откликаться на непоправимые вещи... Иное дело - каким образом!.. Двадцать девятая дуэль состоялась. Стихи Б. Пастернака написаны.  Эхом на них отозвалась наша история, которая в будущем развернется для каждого из нас, не сделай мы правильных выводов, печальными событиями... Вывод такой: для сострадания и покаяния причин гораздо больше, чем для гордости. Хорошие стихи, в которых нет любви, обречены на забвение. К тому же "нам не дано предугадать..."...







Увы, не дано. Юра, все стихи обречены на забвение. Кто, к примеру, читает нынче Гомера, Овидия, Данте, Ронсара, Байрона, Ломоносова и др.? Горстка любителей и кучка специалистов.

Видимо, эта "горстка" - та необходимая часть, которая сохранит для человечества, если не любовь к Поэзии, то хотя бы любопытство к ней!.. "Ведь, если звезды зажигают..."...

Олег Асиновский давно уже написал: "Зачем стихи, когда на небе звезды?"

Хорошие стихи, в которых нет любви, обречены на забвение.
Да, меди звенящей вокруг много... Юрий, мы мыслим и чувствуем похоже. И я не люблю схем, счетов (суда праздного) и тасовки ремы с темой.

Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!

Нам потому и не дано предугадать... что в разных людях - разным эхом откликается. И тут всегда стоит помнить, что от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

ps. Вот прямо лента моя мне вынесла в фб - молодой актер читает ст-е Пастернака: https://www.youtube.com/watch?v=G0uDNnLr5Uk&fbclid=IwAR0Zcy-8zl0crS3lKebvZK4fqPTpurhcHlASYd7U2vw...

До слез! - так хорошо...
Ольга, это именно тот случай, когда Причина стихов больше гениального автора... И как здорово, что в молодом талантливом человеке Поэзия не просто отозвалась, а нашла приют, прописалась... Надолго ли? Навсегда? - вот вопросы на которые нет ответа... Пока нет ответа.
Спасибо за ссылку! 

Юрию Садовскому
Да, Юрий, это достойный плод большого замысла. Стихотворению три четверти века (да больше даже), а оно живет и находит отклик до сих пор именно потому, что в нем дан кодекс чести поэта. Думаю, он, пока жив интерес к поэзии, будет востребован, как и Пушкинский, к которому тут прямая аллюзия:


Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

С Праздником Успения Пстй Бцы!

С Праздником, Ольга!..
Радуюсь созвучию пониманий вещей, которые и через столетия будут объединять людей разных дарований, по весьма и весьма простой причине, наличествующей в них с преизбытком!..

Забавно. В попсовой передаче попсовый актер попсово читает попсовый стишок. Весьма характерный пример.

Юрию Лифшицу
Характерный пример того, что откровение могущему видеть и слышать может явиться хоть через последнего парию.

Откровение?! Это не откровение, а пародия на него. Литературное пижонство. Откровение - это: "Стояли как перед витриной, почти запрудив тротуар...", "Как обещало, не обманывая...", "На протяженьи многих зим...", "Привыкший выковыривать изюм певучестей из жизни сладкой сайки...", "Я вздрагивал, загорался и гас...", "О знал бы я, что так бывает...", "Стояла зима.
Дул ветер из степи..." Это первое, что вспомнилось с ходу. Но можно и книжки полистать, освежить в памяти.

Я не назвала это стихотворение откровением, Юрий. Откровением может стать все что угодно - при сумме каких-то неведомых нам условий.
 И позвольте мне в последний раз напомнить Вам, что Ваше мнение не может  повлиять на восприятие другими людьми этого стихотворения, как бы Вы его не называли - пижонством и пр.  Оно цельно и органично.  У него есть своя задача и стилевая окраска. Я согласна с его тезисами и пришла к ним  опытно, через некие испытания духа (можно назвать это высокопарным). Как и автор. Как и другие люди, которые его прочитали не Вашими глазами.
 Все названные Вами стихи я знаю, у меня не возникает противоречия между ними и данным стихотворением. Я говорю искренне, а не с тем, чтобы возразить. Вот так люди живут и читают, надо смириться, что кто-то непохож на Вас, имеет другую точку зрения. Можно, конечно, и нам давать оценки, как читателям и почитателям поэзии, но думаю Вы этого делать не станете. 

Не стану, Ольга. Я давно уже - лет 40 тому - смирился с тем, что точка зрения на один и тот же предмет у всех разная. Но здесь речь вовсе не об этом "цельном и органичном" стишке. Честно говоря, надоел он мне хуже современной горчицы. Разве больше не о чем говорить? Есть и другие темы. Например: "Красота спасет мир", "Рукописи не горят", "Верую, потому что абсурдно" и пр.

Да я бы эту точку поставила месяц назад, но не было возможности. Да и на другие темы говорить не особенно хочется. Мне вообще говорильня, как Вам - горчица. Очень хочется молчать с кем-нибудь, понимающим тебя. И у нас с Вами такие люди есть. Всего Вам доброго!

Яков, Пастернак был известен в Европе и до Нобелевки, переписывался с Рильке. И за язык его никто не тянул с его "быть некрасивым - знаменито". Да, насчет "Хождения" я с Вами солидарен.

Стишок не об этом, Яков, ну да Бог с ним. По-моему, тут все ясно.