Лето на Севере

Дата: 07-03-2019 | 00:18:26

                                                                           А. Болгову

Лето северных островов,
Час блаженства природы нищей.
Этот край к чужакам суров,
Для своих здесь – и дом, и пища.

Дедов остров* хранит вода,
Что не только на вид студёна.
Тащит Сухона лес, суда.
Баржа тянется вдоль затона.

Здесь по солнцу идут часы.
Здесь текут в Заполярье реки.
Над разливом, испив росы,
Облака повернули «в греки».

Здесь затихла моя тоска.
Чья-то лодка плывёт к причалу…
И верней не найдёшь куска,
Лишь его заслужи сначала.

Разгрузи от леща баркас:
Рыбу в вёдра, и вымой днище.
Здесь народ на улов глазаст
И спокойной воды не ищет.

Здесь, на острове, долгий день
Над рыбацкой избой курится,
А рукав подлинней надет
Не к тому, чтоб складней лениться.

Ветерок поутру кусач –
Стылый пасынок океана.
Горький привкус от неудач
Выдувается покаянно.

Был на Троицу звон густой,
А к Успению – звон печальный.
Здесь на Божий взяты постой
Скит да пу'стынька изначально.

Здесь мошкой именуют гнус,
Здесь не жалятся, но жалеют,
А ненужная роскошь – грусть
Лишь под утро кольнёт: болею…

Здесь морошки наешься впрок
И забудешь огни столицы.
Здесь привычней свистит юрок
Голоска городской синицы.

Лето северных островов
Отцветёт по-девичьи кратко,
Но запомнится как любовь,
Всё отдавшая без остатка…


*Дедов остров – хутор в Тотемском районе Вологодской области. Расположен на острове посередине реки Сухона. На нём находится заштатный мужской монастырь Троицкая Дедова пустынь.
 

Тема: Re: Лето на Севере Ольга Флярковская

Автор Вера Тугова

Дата: 07-03-2019 | 18:13:10

Понравилось Ваше стихотворение, Ольга! Какой-то особенный северный колорит в нём и не только в пейзаже, в самом укладе жизни. Такое впечатление, что Вы здесь - исконный житель, многое знаете и чувствуете изнутри.
Природа, быт, характеры - всё выписано с какой-то глубинной правдой, со знанием дела.
Ваше стихотворение напомнило мне Карелию, где я часто бывала ещё во времена студенчества:Онежское озеро , пряничные Кижи, водопад Кивач, воспетый Державиным. Суровый, как и у Вас, но незабываемый русский Север.
С уважением и признательностью. Вера.

Дорогая Вера!
Огромное Вам спасибо за прекрасный отзыв.
С наступающим весенним праздником Вас! Здоровья, сил, радости в каждом дне! Целительной любви самых близких людей!

С уважением,
Ольга.

Сильно, Ольга! Праздничного настроения!

Полностью согласен с Верой!
Классный стиш! Рубцовская Сухона! Блеск!
Жму на "пальчик вверх!"!
С праздником Весны Вас , милые наши поэтессы!!-:)))

Спасибо огромное, Вячеслав!)
Благодарю за поздравления!

Спасибо, Сергей, большое!))
И за пожелание доброго настроения – тоже!

Ольга Александровна, по-моему, не всё ладно с языком.
В частности, из-за нарушения порядка слов возникают амфиболии:
Здесь привычней свистит юрок
Голоска городской синицы -
т.е. юрок синичьего голоска в этом месте привычнее, чем в других местах? А что такое юрок голоска? Наверное, какой-то ловкий голосовой пассаж?
Горький привкус от неудач
Выдувается покаянно -
привкус от неудач или выдувается от неудач?
Само слово выдувается двусмысленно: то ли исторгается (уничтожается покаянием), то ли образуется из неудач (как из стекла выдуваются разные изделия).
Здесь текут в Заполярье реки
Не понял. А в других местах за Полярным Кругом реки не текут?
Над разливом, испив росы,
Облака повернули «в греки» -
разливом чего? Росы?
Здесь, на острове долгий день -
пропущена зпт.
Складней лениться - складно обычно врут, но чтобы складно ленились?
Морошка в сочетании с мошкой выглядит не слишком аппетитно, но это дело вкуса...
Здесь морошки наешься впрок
И забудешь огни столицы -
почему? Она вызывает амнезию? Или обладает колдовскими свойствами?
А ненужная роскошь – грусть
Лишь под утро кольнёт: болею… -
разберитесь с пунктуацией и с синтаксисом.

Спасибо за подробнейший разбор, Александр Владимирович!)
Запятая, точно, пропущена. Никак не соберусь отредактировать сайты в соответствии с книгами.
Обо всём остальном скажу так. Написанный в 2015 году текст стихотворения достиг уже своего максимума и принёс мне столько конкурсных побед и связанных с ними, буквально перевернувших мою жизнь,  поездок, в частности, в Тотьму, в село Николу, в Вологду, в Петербург, принёс победу и в телевизионном конкурсе, что я, пожалуй, позволю ему жить в его сегодняшнем виде.
А Вас искренне поблагодарю за внимание и, разумеется, подумаю над Вашими словами – на будущее.
И всё-таки... Поэзия не обязана быть абсолютно правильной. Это не её критерий...)))
С почтением,
 Ольга

...не тот критерий. Планшет правит.))

Увы, Ольга Александровна, это не так.
Любой текст должен быть прежде всего правильным.
Потому что он ведь может и не оказаться поэзией, так пусть будет хотя бы безупречен в языковом отношении.
Мне мои литературные достижения не принесли никаких лавров, но там, по крайней мере, нет ошибок.
Желаю Вам успехов на литературном поприще.

А что Вы в таком случае скажете о стихотворении Павла Васильева?

 Тройка

Вновь на снегах, от бурь покатых,
В колючих бусах из репья,
Ты на ногах своих лохматых
Переступаешь вдаль, храпя,
И кажешь, морды в пенных розах, —
Кто смог, сбираясь в дальний путь,
К саням — на тесаных березах
Такую силу притянуть?
Но даже стрекот сбруй сорочий
Закован в обруч ледяной.
Ты медлишь, вдаль вперяя очи,
Дыша соломой и слюной.
И коренник, как баня, дышит,
Щекою к поводам припав,
Он ухом водит, будто слышит,
Как рядом в горне бьют хозяв;
Стальными блещет каблуками
И белозубый скалит рот,
И харя с красными белками,
Цыганская, от злобы ржет.
В его глазах костры косые,
В нем зверья стать и зверья прыть,
К такому можно пол-России
Тачанкой гиблой прицепить!
И пристяжные! Отступая,
Одна стоит на месте вскачь,
Другая, рыжая и злая,
Вся в красный согнута калач.
Одна — из меченых и ражих,
Другая — краденая, знать, —
Татарская княжна да б…., —
Кто выдумал хмельных лошажьих
Разгульных девок запрягать?
Ресниц декабрьское сиянье
И бабий запах пьяных кож,
Ведро серебряного ржанья —
Подставишь к мордам — наберешь.
Но вот сундук в обивке медной
На сани ставят. Веселей!
И чьи-то руки в миг последний
С цепей спускают кобелей.
И коренник, во всю кобенясь,
Под тенью длинного бича,
Выходит в поле, подбоченясь,
Приплясывая и хохоча.
Рванулись. И — деревня сбита,
Пристяжка мечет, а вожак,
Вонзая в быстроту копыта,
Полмира тащит на вожжах!


Вы знаете, Александр Владимирович,  у меня ещё вопрос.
В правилах сайта сказано, что редакция после публикации десяти произведений нового автора принимает окончательное решение относительно его страницы. Об этом решении автора как-то  уведомляют?
Заранее благодарю за разъяснения.

Ольга Александровна, когда я пришел на сайт, меня ни о чем не извещали. Добавлял тексты - и всё. Наверное, и с другими так же. Не блокируют, не получаете писем от модератора - значит, прошли. Я так думаю.

Вопрос риторический, насколько я понимаю. Вы могли бы, например, "Соляной бунт" скопировать - еще масштабнее получилось бы. Васильев - не из "моих" поэтов, но должное его мощному дару я отдаю. Ведро серебряного ржанья чего стоит. Хотя "Стихи в честь Натальи" обожаю, "Лето" тоже, да многое нравится.
Грубых ошибок я там не вижу. Просторечные элементы, вульгаризмы - это стилизация.

И я очень люблю «Стихи в честь Натальи»!))
«Ведро» просто гениальное по-моему...
Ошибок там тьма, но мне было важно услышать от Вас то, что я услышала.
Я не задаю риторических вопросов. Зачем...
И всё же расширение границ языка, исследование его пластики, выразительных возможностей, использование всего богатства тропов не может происходить без некоторого расшатывания привычных схем. И это не безграмотность, это живой авторский язык, на который имеет право любой пишущий. Любой.
Конечно, очень важна  мера отпущенного Богом таланта, опыт и культура автора. Да нет не важного в поэзии...

Спасибо за ответ на мой второй вопрос.
Что ж... Подожду и буду потихоньку добавлять тексты.
Всего хорошего, я раскланиваюсь...

Да не вижу я там "тьмы" ошибок. "Стоит вскачь", что ли? Ну, авторская катахреза: стоит и рвется бежать. Эксперимент, хотя и небесспорный.
"И всё же расширение границ языка, исследование его пластики, выразительных возможностей, использование всего богатства тропов не может происходить без некоторого расшатывания привычных схем. И это не безграмотность, это живой авторский язык, на который имеет право любой пишущий"
Во-первых, я в институте читаю стилистику и лингвистический анализ текста и всё это сам говорю студентам.
Во-вторых, право-то он (автор) имеет, но и у читателей есть право с этим не соглашаться. То, что мы называем "литературным языком" (т.е. правильным, грамотным), создают не литераторы.
Крылов сказал: "то к темю их (очки) прижмет", но мы говорим: к темени.
Лермонтов сказал: "из пламя и света", но мы говорим: из пламени.
Чехов смеялся над конструкциями типа "выезжая из города, у меня слетела шляпа", а у Л. Толстого они встречаются во множестве - но мы тоже так не говорим.
Достоевский пишет: "чтобы не плакало больше дитё и мать дити" (я вставил этот очаровательный оборот в свой перевод "Много шума из ничего") - и тоже никто из грамотных людей так не говорит: дити.
Тот же Достоевский гордился, что якобы обогатил язык словом "стушеваться". Зря гордился, п.ч. оно употребляется совсем в другом значении, т.е. благодарные читатели и не помнят о Достоевском.
То же касается "зауми" или "бездари", которые изменили свои значения.
Не так уж сильно в реальности могут повлиять писатели на язык, тут действуют свои законы и тенденции.
Поэтому я прихожу в умиление, когда делаю кому-то замечания, а мне в ответ выкладывают цитаты из НКРЯ для оправдания своей безграмотности и неряшливости. Особенно когда рифмованные тексты этих авторов рядом не стоят с поэзией.
Я не хочу сказать, что у Вас неудачный текст. Многое мне нравится, но я отмечаю то, что, на мой взгляд, следует доработать. Комплименты скажут другие.
У нас третий час ночи, так что я тоже откланиваюсь.

В принципе, я против стиля общения, который допускает «делание замечаний». Я давно не школьница...

Ольга Александровна, ничего не поделаешь: на этом сайте требуется известный уровень. Сейчас многие зубастые критики ушли, и это сказывается на качестве текстов. Стала популярной точка зрения, что "в Поэзии всё дозволено". (В Поэзии - с большой буквы.) А раньше тут такое было!

Вот как раз против «уровня» я абсолютно ничего не имею. Нормальный сайт,   сверхъестественных высот пока не заметила, ни в части авторских стихотворений, ни в части переводов. Авторы мне в большинстве хорошо знакомы по другим площадкам, вполне достойные.
Отличная страница посвящена ушедшим поэтам.
...а говорила я о том,что излагать свои мысли можно по-разному. Это вопрос этики, вопрос самопозиционирования. Можно этаким менторским тоном, не терпящим возражений, а можно корректно и даже дружески, с заинтересованностью в человеке, а не в собственной непоколебимой позиции. 
Иными словами, я о тональности, в которой происходит общение.
В своё время нас этому учили, особое внимание уделяли. А ведь я по профессии историк театра и профессиональный критик. Наверное, поэтому никогда не позволю себе по отношению к малознакомому человеку сентенцию, типа: «я делаю вам замечание».

Я сказал: делаю кому-то замечания. Таковых здесь немало. Им в ответ не возбраняется устроить разгром мне - если получится.
Предложите более корректную формулировку, я буду пользоваться ею.
О тональности: что с меня возьмешь - нас этому не учили, а вот вас учили. Очевидно, Вы и держите стиль общения в соответствии с плодами обучения. Но Вы еще деликатны, надо Вам отдать должное.

"В своё время нас этому учили, особое внимание уделяли"
Ольга Александровна, можно два слова о стиле искусствоведческой критики?
Когда Г. Александров потерпел сокрушительный провал с "Русским сувениром", кто-то из критиков высказался примерно так (за буквальность не ручаюсь, но близко к тексту): "Так будем же говорить о фильме так, чтобы не оскорбить художника, не разбить его сердце".
Или, например, любимый мною Р.Н. Юренев написал отрицательную рецензию на "Июльский дождь" в форме открытого письма - очень по-товарищески, уважительно и деликатно.
Увы, мне больше не доводилось читать ничего подобного, особенно ничего похожего на стиль первой упомянутой статьи. Обычно тон бывает совершенно другим.

Спасибо, Ольга, за доброе слово о рубрике "Память". Я уже, было, собралась оставить ее в силу загруженности, как-то вскользь объявив об этом  в одном из комментариев, но столько на почту пришло писем с просьбой не уходить..  
Взяла паузу, в том числе и в комментировании.
 А стихи мне Ваши очень по душе, к ним обязательно вернусь, потому как хочется возвращаться и перечитывать.
Рада, что такой автор теперь на нашем сайте!

Такие рубрики есть и на других сайтах, но попробуй их найти! А здесь ещё качество материалов об ушедших поэтах прекрасное!
Начала более подробное знакомство с сайтом именно с этой, памятной, страницы.
Спасибо Вам!!!!

Ольга Александровна, хоть Вы не школьница и не студентка, очень рекомендую прочесть атериал об амфиболиях.

Как-нибудь непременно.

"Здесь текут в Заполярье реки
Не понял. А в других местах за Полярным Кругом реки не текут?" - Александр, разве "Заполярье" выделено запятыми? Разве Вы не в курсе, что Вологодская область находится ниже Северного полярного круга? Единственное, что можно возразить, что реки, которые здесь (в Тотемском районе Вологодской области) текут - впадают в море ниже широты 66 градусов 33 минут и 44 секунд. Но это только если очень формально. :о)

"Над разливом, испив росы,
Облака повернули «в греки» -
разливом чего? Росы?"
Над разливом реки Сухоны. Это же очевидно. А роса вдоль берегов - далеко не редкость. :о)

"Складней лениться - складно обычно врут, но чтобы складно ленились?" - складно можно и врать, оправдывая свою лень. Чтобы отговорка или оправдание выглядели правдоподобнее. В данном случае длинные рукава - не причина и не оправдание для работы "спустя рукава", а необходимость. Только и всего. И это тоже очевидно. :о)

"Морошка в сочетании с мошкой выглядит не слишком аппетитно" - где же тут сочетание? Разные строфы, морошка с мошкой не сочетаются между собой, а связываются в общем повествовании. Или Вы не допускаете, что в тех краях могут быть и мошка, и морошка? Так морошка растёт как раз в местах болотистых, где мошка очень даже водится. Или думаете, что мошка, которая мешала собирать морошку, как-то повлияет на вкус ягоды? :о)

"Здесь морошки наешься впрок
И забудешь огни столицы -
почему? Она вызывает амнезию? Или обладает колдовскими свойствами?" - Нет. Здесь, всего лишь, выражается впечатление от вкуса морошки. Восхищение её вкусом. Конечно, у большинства оно после проходит. И можно снова возвращаться к столичным огням.
Или Вы полагаете, что допускается высказывать только некие усреднённые, нормализованные и среднестатистические впечатления? :о)

"Здесь привычней свистит юрок
Голоска городской синицы -
т.е. юрок синичьего голоска в этом месте привычнее, чем в других местах? А что такое юрок голоска? Наверное, какой-то ловкий голосовой пассаж?" - Нет. Просто в этих краях птица юрок встречается чаще, чем птица синица. Можно говорить, что такая формулировка не очень удачна, но чтобы она была непонятна - это надо очень постараться. :о)

Я смотрел только на текст, а не комментарий, а в тексте не сказано про Вологодскую область. Поэтому в Заполярье я прочел в смысле: где, а не куда они текут. Признаю свою безобразную ошибку. Но вопрос остается: только в этой местности реки текут - куда? - в Заполярье?

Так можно до абсурда дойти:

"Тащит Сухона лес, суда..."

Сухона - железнодорожная станция в городе Сокол Вологодской области.


Отличный стих.

Спасибо большое Вам!) Конечно, Сухона – это река. Причём удивительная... О ней ещё Н.М. Рубцов писал..

Александр, а почему "только"? Конечно, не только в этой части русского Севера реки текут в сторону Заполярья. Просто направление рек в этих краях - один из штрихов (и очень качественных), дополняющих описание.
Я вот про город с названием "Тотьма" когда-то, где-то слышал. А про реку с названием "Су́хона" - узнал только после прочтения этого стихотворения. И не стал торопиться с выводами, сначала самостоятельно немножко выяснив непонятные для себя моменты. Разве нужно наоборот? :о)

Сергей, реки, текущие в Заполярье, - качественная деталь, только вводится она как-то не очень выразительно. Сугубо географическая информация, которая, как выясняется, не всеми считывается правильно.
У отца Ольги Александровны есть песня "На север, на север упрямо стремится река". Ведь совсем по-другому звучит.
Может, и здесь найти более экспрессивные, образные слова?

Александр, дело не в этом. Возможно, кто-нибудь нашёл бы какие-то другие слова, Ольга - нашла свои. Вам они представляются недостаточно экспрессивными и образными - может быть, причина в Вашем воображении? :о)
Сколько раз в стихотворении повторяется слово "здесь" - и не царапает. Потому, что все штрихи создают картину конкретного места. А сочинение не становится географическим описанием, хотя без географии и не обходится (а как без неё-то было бы?)
Ну, а песня, где "только на север, всё время на север упрямо стремится река" - совсем о другом. Зачем их сравнивать? :о)

Я считаю, что как раз не нашла. Слова проходные.
И давайте на этом закончим.

Сергей, я с замиранием сердца читала развернувшуюся дискуссию.
Знаете, для меня выступать адвокатом своих стихов – мука мученическая. Да и потом, автор своё слово говорит в тексте, а «читатель – всегда прав», по крайней мере для самого себя. 
Тем более для меня были очень важны найденные Вами точные аргументы. У меня же своё отношение к этому именно стихотворению, которое я считаю для себя программным.
Спасибо огромное Вам и всем участникам этого разговора за неравнодушие, потраченное время, искренность и внимание!
Всех поздравляю с началом Великого поста и желаю сил и душевного мира!
С уважением.

Ольга, Вам спасибо за стихотворение.
В аргументах я просто высказал своё впечатление, не было нужды ничего подгонять и натягивать. Да и не люблю я этого. :о)

Здесь по солнцу идут часы.
Здесь текут в Заполярье реки.
Над разливом, испив росы,
Облака повернули «в греки».

Здесь морошки наешься впрок
И забудешь огни столицы.
Здесь привычней свистит юрок
Голоска городской синицы.

Этот край к чужакам суров,
Для своих здесь – и дом, и пища.
Лето северных островов,
Час блаженства природы нищей.


Ольга, хороший "северный" пейзаж получился у Вас!


Сердечно благодарю Вас, Семён!
Рада знакомству!