Дружбы слиток золотой

Дата: 13-11-2018 | 11:48:19

%d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be %d0%94%d1%80%d1%83%d0%b6%d0%b1%d1%8b %d1%81%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%ba %d0%b7%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b9

Снега. Сугробы. Кони скачут
Из града Пскова в глухомань.
Такая редкая удача
В январскую явиться рань,
Не вняв затейливым советам,
В приют опального поэта,
Известного любимца муз
С лицейским именем «француз».
А тот, заслышав колокольцы,
Полураздетый, босиком,
Уже стоит при входе в дом
И руки тянет вверх, как к солнцу,
К большому верному Жанно.
Им счастье дружбы суждено.


Объятья. Слёзы. Шумный праздник.
Из Острова «Вдова Клико».
В ударе гость и друг-проказник,
Им рядом, как всегда, легко,
Кто с полувзгляда, с полуслова
Друг друга понимают снова.
И тосты, тосты за лицей
За Русь, за встречу, за друзей.
А после кофе и обеда
Вслух чтенье «Горе от ума».
Глухая русская зима,
Стихи и тихая беседа.
Во тьме «Полярная звезда»,
Звезда разлуки навсегда.


Ночь. Три часа. Момент прощанья.
В дверях хозяин со свечой.
И разговоры, и признанья,
Что так звучали горячо,
Преобразятся в зов нетленный –
«Мой первый друг, мой друг бесценный», –
Чтоб дальше бились в такт сердца,
Как зимней ночью у крыльца.
Всего лишь день пробыли вместе
В Михайловской глуши друзья,
Но Святогорские края
И знаменитое поместье
Хранят картину встречи той
Как дружбы слиток золотой.




Вера Никольская, 2018

Сертификат Поэзия.ру: серия 729 № 138514 от 13.11.2018

0 | 42 | 1326 | 20.04.2024. 06:57:06

Произведение оценили (+): ["О. Бедный-Горький", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Вячеслав Егиазаров", "Трояновский Игорь Дмитриевич"]

Произведение оценили (-): []


Доброго дня Вам, Вера.

Не могу не поделиться впечатлением.

Меня как читателя - в первой, вчерашней версии данной публикации - изумили именно слиток ("слиток дружбы золотой" - кстати, пример блистающей амфиболии... полисемичной! )) - п е р л!! - и Один день ("Один день в Михайловском").

В этих образах столь огненно сверкнуло чувство пишущего, что для меня мгновение и впрямь остановилось...

Благодарю Вас.

А что до вензеля... - то с ним, пожалуй, будет гладостнее стилю... - Однако это уже несколько иное стихотворение... )

"слиток дружбы золотой" - кстати, пример блистающей амфиболии... полисемичной!
Это пример просто амфиболии, но я его что-то не вижу.

"...просто амфиболии... но... не вижу "
                                                         АФ

да я и сама "не вижу", если честно

- это просто искушение "модным поветрием" сайта...

)

а в виду я имела красоту эпитета "золотая дружба" - возникающем в сознании читателя от этой удивительно поэтичной фразы: "слиток дружбы золотой"
...

"слиток дружбы"

(!)

придёт же такое в голову...
хотя, конечно, и вензель играет не хуже... по-лицейски;
а в слове "слиток" есть предощущение... той самой глубины...
сибирских руд...

..................

Спасибо, Александр Владимирович, и простите, если что не так... ))

Нина, благодарю за визит и за отклик.


Теперь об изменениях.

Слиток я возвратила.

Название стихотворения под вопросом. До сих пор не решила, какое название оставить.

Что такое амфиболия, о которой говорят и говорят на сайте, тратя на это несметное количество времени и дисковой памяти, не знаю. Я не филолог и не языковед. И, если честно, меня не очень интересуют эти вещи. Да и времени лишнего нет.


Ещё раз спасибо.

Всех Вам благ. 

Вера, мне кажется, что Вы наступаете на старые грабли – читаете свои стихи глазами некой коллективной «тёти Аси», с её неизменным отбеливателем. Я не силён в терминологии, но думаю, в образном порядке «дружба» – это и есть «слиток», прочнее которого может быть только «любовь», потому, что это – «кристалл»! «Вензель» носит, на мой взгляд, очень поверхностный, внешний, даже ритуальный характер. Именно так чувственность, рафинируясь, превращается в пафос. Версия «слитка» мне больше по душе.

              А в целом, думаю, что это стихотворение даёт надежду на то, у вас зародилась идея замечательного Пушкинского цикла, посвящённого пребыванию поэта в Михайловском. От всей души желаю Вам удачи!

    Т.И.

Игорь Дмитриевич, Вы меня убедили.

Доверяю Вашему чувству стиля, Вашему чувству правды, Вашему поэтическому и человеческому чутью.

Возвращаю слиток.

Амфиболия - это не такое уж сложное понятие. Это двусмысленность, порожденная либо не проясненной в контексте полисемией (многозначностью) слова, либо неправильным порядком слов. Например: слиток дружбы золотой (насколько я понимаю, так было раньше) прочитывается: то ли "золотой слиток  дружбы", то ли "слиток золотой дружбы".
И еще. Когда 4 года назад я пришел на сайт, здесь чуть ли не все говорили об амфиболии. Теперь, похоже, только я.

Александр, благодарю за разъяснение.

Но у меня в тексте написано "дружбы слиток золотой". И я не вижу тут двусмысленности: золотой слиток, а не золотая дружба.

Так можно где угодно выискивать двусмысленность.

Читайте внимательно, хотя с растянувшей лентой это трудно:
Н. Есипенко: "Меня как читателя - в первой, вчерашней версии данной публикации - изумили именно слиток ("слиток дружбы золотой" - кстати, пример блистающей амфиболии... полисемичной! ))
А. Флоря: Это пример просто амфиболии, но я его что-то не вижу.
и дальше он же:
Например: слиток дружбы золотой (насколько я понимаю, так было раньше)

Уважаемый Александр, Нина Есипенко неверно процитировала мой текст, переставив слова.

Я знаю свой первоначальный вариант!!!

В тексте было "Дружбы слиток золотой", и я вернула именно этот вариант.

Александр, так ведь даже строку "Мой дядя самых честных правил..." можно как угодно вывернуть наизнанку, например представив себе, что "правил" - это глагол?
Т.И.

Игорь, пример с дядей не оригинален. И, наколько мне известно, эту фразу иногда так и воспринимали.
Я уже множество раз повторял, что классикам надо подражать в хорошем, а не оправдывать ими свои огрехи.
По поводу этого примера могу возразить следующее. Пушкину и в голову не могло прийти, что его фраза способна иметь какой-то другой смысл, потому что она воспринималась в широком культурном контекссте - на фоне двух стандартных формул: "Он человек самых честных правил" и крыловской строчки "Осел был самых честных правил". Они снимали возможную амфиболию.
По этому поводу я хочу сказать одну важную вещь.
Амфиболия, конечно, считается недостатком не всегда, а когда она не компенсирована - в противном случае невозможно было бы произнести ни одной фразы без амфиболий. Например, в иллюстрации, на которую не ссылался только ленивый:
Брега Арагвы и Куры
Узрели русские шатры
по умолчанию первый падеж считается именительным, а второй - винительным, потому что порядок слов - опять-таки по умолчанию - считается прямым. Поэтому данный пример амфиболии - архинеудачный.
В большинстве же случаев у наших поклонников Пушкина (оправдывающих свои огрехи ссылками на "Онегина") (я говорю не о данном авторе) амфиболии не компенсированы.
Как говорится:
"Пушкиным - не бейте,
Ибо бью вас - им!"

Алексндр, Вы как профессиональный исследователь текстов, прекрасно видите, что вертикальное письмо просто кишит такими инверсионными "штучками". Пример я привел только в контексте разговора о "тётях и дядях". А возвращаясь к предмету обсуждения, хочу сказать, что автору достаточно того, что благорасположенный читатель его понимает и не станет искать в сказанном извращённого смысла. Ну, вот я - именно такой читатель и то, что делает Никольская, и в целом, и в частности в этом стихотворении, мне по душе.
Т.И.  

Извините, Ася Михайловна Сапир, но любой школьник, читающий стихотворение Веры Никольской медленно и вдумчиво, безошибочно находит строки, в которых рассказ о событии преломляется поэтически... )

...в каждой из трёх строф стихотворения рассказ о событии, вернее, часть рассказа о событии (об "одном дне" в Михайловском) завершается авторским "резюме", - из одной, двух или нескольких строк - то есть лирическим Ключом...

К 1й строфе:

...
Им счастье дружбы суждено.

.

ко 2й:

...
Во тьме «Полярная звезда»,
Звезда разлуки навсегда.

.

к 3й:
...
Но Святогорские края
И знаменитое поместье
Хранят картину встречи той
Как дружбы слиток золотой.

.

Э т о, собственно, и  е с т ь "поэтическое преломление", ))

если уж медленно и вдумчиво (текстологически) дробить по косточкам цельный и органичный поэтический текст...

.

ps:

... а про "любовь отдельную от рассказа" - это не к нашим школьникам... !-с... )))

.

Спасибо.

Будьте благополучны.

"Нельзя зарифмованную прозу принимать за поэзию, хоть в отдельном стихотворении, хоть в цикле."
А в романе? "Евгений Онегин" - это тоже зарифмованная проза?

Слава Богу. Вы меня успокоили. А то я уже засомневался...

Вообще-то в наш разговор с И. Трояновским никто не влезал.

Ещё раз повторяю,

Нина Есипенко неверно процитировала мой текст, переставив слова.

Я знаю свой первоначальный вариант!!!

В тексте было "Дружбы слиток золотой", и я вернула именно этот вариант.

К сведению. Моё стихотворение о Пушкине.

Автор: Вера Никольская


Дата: 02-02-2011 | 00:57:40


Мой Пушкин


"Давно завидная мечтается мне доля..."

А.С. Пушкин


 Ах, Пушкин, ветреник и гений,
Твой трон – в мерцанье фонарей,
Пред ним на снег ложатся тени
Эпох, красавиц и царей.

И неизменные перчатки,
И модный щегольской цилиндр,
И взор поверх юдоли краткой
Как пропуск в запредельный мир,

Где лишь свеча с пером гусиным,
Любимый перстень на руке
И путь неведомый и длинный
К завидной доле вдалеке...

- А. Пушкин, мелкий и забавный,
царям и смердам в доску свой,
из всех поэтов - самый главный,
убит, но до сих пор живой...