Михайловская глушь

Дата: 08-10-2018 | 09:43:40

Верхом на верном жеребце скакать.
До холодов купаться в речке Сороть.
Забыть, что есть российская тоска.
Забыть с отцом мучительную ссору.


Опять шагать в Тригорское пешком
Вдоль озера в сосновом окруженье,
Где для него открыт радушно дом,
Сердечный дом с сердечным притяженьем.


И наезжать в богопрестольный Псков,
Ждать тайного письма графини с юга.
Понять, что матушкин родимый кров –
Спасение от жизненных недугов.


Внимая сказкам нянюшки родной,
Впитать в себя всё естество природы,
Живую речь и жизни быт живой,
Узнать причастность к своему народу.


Садиться в ванну русскую со льдом.
И обожать бильярд с самим собою.
Дышать под снегом, солнцем и дождём
Целительным Михайловским покоем.


Работать. Ради избранной строки
Без устали, легко и вдохновенно
Черкать, черкать, черкать черновики,
Чтоб вариант иметь в итоге верный.


Открыв в себе пророка и творца,
Духовной жаждой не устав томиться,
Божественным глаголом жечь сердца
И озарять обыденные лица.


Два года ссылки брошены судьбе.
Прославлена Михайловская глушь им.
Пришла пора в ладоши бить себе
И восклицать с восторгом: «Ай, да Пушкин!»



*Стихотворение "Пророк" было
написано Пушкиным
в Михайловском летом 1826г.

Замечательно!
Спасибо, Вера!!!
Лайка!!!-:)))

Вячеслав, благодарю!

Уважаемая Элла Крылова тоже очень высоко оценила это стихотворение.

Падать в ванную со льдом - значит падать в ванную комнату.
И, кроме того, Онегин в ванну сО льдом не падал, а садился.

Я подправила строку.

Александр, спасибо за замечание.

Спасибо, не за что.

- Онегин-то может и садился в ванну, а вот сам Пушкин мог и в ванной упасть, причём прям в лёд, права Вера... :о)))

Самое интересное, что я где-то в воспоминаниях вычитала, что он именно падал в ванну со льдом. Наверное, потому, что всё-таки страшно погружаться медленно в ледяную воду.

Иван, меня интересуют его стихи, а не падения.

Инфинитивная форма стихосложения так же правомочна, как и другие формы. И она достаточно распространена в поэзии. Её использовал и сам Пушкин.


Из Пиндемонти


Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова*.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права…

* Hamlet. (Примеч. А.С.Пушкина.)

Александр, я посмотрела статьи Жолковского об инфинитивной форме стихосложения.

Этой формой стихосложения пользовался не только Пушкин, но и Цветаева, Бродский,  Пастернак, Ахмадулина, Кушнер и очень-очень многие.

Почему я написала таким слогом это стихотворение? Не знаю. Так получилось чисто интуитивно. Наверное, потому, что в повествовательной форме с определённой формой глаголов писать о Пушкине - это как-то приземлять его. А в варианте инфинитивной формы - говорить более высоким слогом, что-ли.

Всё, что описано в стихотворении,  могло быть, но могло и не быть, потому что Пушкин - это чудо, и это чудо случилось.


Александру Фроле


Александр, а как Вы оцените инфинитивную форму стиха у Пастернака?


Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.


Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.


Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.


Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Это определенный план действий и представление о том, как следует писать.
Но Жолковский упоминает это стихотворение среди основных примеров инфинитивного письма.

Наверное, инфинитиву как неличной форме глагола, свойственны обобщенность и отстраненность, некий взгляд со стороны в целом,  хотя описываются при этом весьма конкретные события.

Да, и это тоже.

Стихотворение "Из Пиндемонти" было написано Пушкиным в конце жизни в 1836 году. Стихотворение было опубликовано в 1855 году уже при царе Александре II.

Согласно мнению знаменитого пушкиноведа Лотмана это стихотворение в числе нескольких других стоит считать вершиной и поэтическим завещанием Александра Сергеевича Пушкина.

В стихотворении утверждается первейшее право каждого человека, которое не должно отнимать у него ни государство, ни другие люди, — право на духовную и физическую свободу.

Симпатичный стих. Есть некоторые поэтические преувеличения, типа "пора роковая", "жизненные недуги"? , но в целом, показывая некоторые события из жизни поэта, автор  восхищается Пушкиным, показывает, как два года михайловской ссылки закалили талант поэта. 
Успеха,

Александр, благодарю за отклик.

Вы же пушкинист, знаток творчества Пушкина и его жизни, поэтому Ваш отклик для меня имеет большое значение.


Я продолжаю работать над этим стихотворением после публикации, уже кое-что подправила, и, видимо, ещё продолжу править. Наверное, есть поэтические преувеличения, но это же Пушкин, без восхищения я не могу о нём говорить.


Хотя мне один автор сообщил в письме о том, что читал какой-то "Дневник" Пушкина в переводе с французского языка с такими грязными откровениями, что образ поэта для него после этого померк насовсем. Я возразила ему, что, скорее всего, это фальшивка, просто кто-то на имени Пушкина делает деньги.

Александр, а  Вы что-то знаете об этом "Дневнике" поэта на французском языке?

Т.н. "Дневник" Пушкина - это типичная фальшивка. Некто Армолинский якобы видел его, сделал перевод и издал. Фальшивка, построенная на всё таки реальных документах - письмах Пушкина и его друзей, воспоминаниях современников и т.д. Да и сам поэт писал, как вы знаете

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

Истинная правда, но великая чистейшая любовная лирика при этом была создана Пушкиным, может, лучшая во всей русской поэзии.

Я сразу поняла, что "Дневник"это фальшивка.

Не люблю цинизм и пошлость, особенно когда это касается моих кумиров.

Александр, я начала читать Вашу книгу о Пушкине в Интернете.

Кстати, по рекомендации одного достойного человека, который книгу похвалил.

Прочитаю - поделюсь.

Вера, я почитал Ваш обмен мнениями с Флорей и Лукьяновым и пришел к тому, что судьба и творчество великих должны быть в нашем представлении разделены как мухи и котлеты. Поэтому рассуждая о Пушкине мы изначально должны давать себе отчет – о ком мы говорим, о величайшем Поэте или о мелком дворянине? И уже исходя из этого решать – копаться в грязном белье или оценивать творческую составляющую этого феномена русской культуры.  Сан Сергеич никогда бы не стал нашим «ВСЁ», если бы этого «ВСЕГО» в нем не было. Я почти каждый год, хоть на денёк, заезжаю в Пушгоры, и уезжаю оттуда с чувством величайшей благодарности к людям, которые там работают и за сущие копейки, практически на голом «совковом» энтузиазме содержат этот замечательный заповедник. Думаю, что наша культура ещё поклонится им за это в ножки…

У Лукоморья, на опушке -

Усадьбы важный причиндал -

Та банька, где проказник Пушкин

Дворовых девок омывал.

В «Арине» - мёд, грибы и сласти,

И запах сытного борща…

Всё как тогда, и слово «счастье»

Привычно пишут с буквой «Ща».

Т.И.

Игорь Дмитриевич, очень рада Вашему отклику. И рада тому, что Вы так трепетно относитесь к Пушкинскому заповеднику. Там работают, действительно, подвижники.

Это уже остатки полемики, которая разразилась под моим стихотворением и которая частично удалена. Меня обвиняли в неуважении к Пушкину в связи с тем, что стихотворение написано в инфинитивной форме стихосложения, и в искажении фактов пребывания поэта в Михайловском.

Я побывала в Пушкиногорье в этом году, ездила с группой по туру "Русь Великая". Но очень бы хотелось приехать в Пушкинские горы снова, пожить там с неделю, побродить по окрестностям и насладиться красотой и атмосферой в полном уединении.

Стихотворение написано о жизни Пушкина в Михайловском. Меня поразило то, что Пушкин прожил два года в Михайловском, в сущности, в одиночестве. Рядом была только няня Арина Родионовна. Вся семья съехала вскоре после его прибытия, т.к. произошла ссора поэта с отцом, который начал следить за сыном и писать на него доносы по требованию властей. Вначале Пушкин хандрил и тосковал, но вскоре обрёл равновесие и жил жизнью, описанной в стихотворении. Ему было всего 25 лет, когда он приехал в Михайловское. Но он не спился, не сошёл с ума, не пал духом, не сломался. За 2 года уединения он вызрел внутренне как личность и вырос творчески как поэт. Он много работал и написал свои значительные вещи именно в Михайловском. Он полюбил Михайловское и позже приезжал сюда неоднократно.
После этой поездки Пушкин стал мне ближе и понятней как человек.

Вера, знаете, довольно забавно, когда дилетант даёт полезные советы профессионалу. Однако, несмотря на это, могу сказать, что если в вопросах стихосложения я вас ничему научить не смогу, то жизни я вас могу научить, это точно. Вы не заметили, что критиков-классиков на порядок меньше, чем поэтов и писателей? Это значит, что талант критика – бриллиант куда как более редкий. Умеешь сам, вот тогда смей учить другого! Напиши сам, поставь рядом и сравни. Тогда будет понятно – где чувственность, а где пафос, где правило, а где исключение, где талант, а где гонористая бездарность. Вы написали технически безупречные стихи, вложили в них ум, сердце, душу. При этом Вы, как бы, оправдываетесь перед своими оппонентами. В конце концов, даже если фраза «Ай, да Пушкин…» принадлежит не ему, то мысль эта – чисто пушкинская, и о нерукотворном памятнике он написал собственноручно. Конечно, «полное одиночество» - это авторский вымысел, но метафорически это вполне уместно, хотя в Тригорское пешком-таки наведывался, и много-чего из общения с соседями отразил в «Онегине». И знаете, я поймал себя на мысли, что я бы в такой ссылке не тосковал… Но тем не менее, Вы – автор и в контексте своей идеи имеете право на всё. О каком неуважении к поэту может идти речь? Лично я принимаю и поддерживаю Вас во всём, от первой до последней буквы.

С уважением.

Т.И.

Игорь Дмитриевич, спасибо большое за поддержку.

200 лет назад человечество существовало без автомобилей, радио, телевидения, телефонной и мобильной связи. Михайловское было глушью. Почту доставляли на лошадях. И в такой глуши Пушкин прожил 2 года. И прожил насыщенно и плодотворно.

Я согласовала текст стихотворения с пушкинистами в содержательной части. Пушкин не дружил с соседними помещиками, только бывал у Осиповой-Вульф в Тригорском и кое-что из их быта отразил в "Онегине". Он много времени проводил в одиночестве, видимо, совершенно  осознанно. Он гулял один по окрестностям, и в доме, кроме няни, никого не было. За 2 года его навестили только Пущин и Дельвиг. Позднее в Тригорском он познакомился с поэтом Языковым и стал общаться с ним.

"Бориса Годунова" Пушкин написал в Михайловском. Из письма А. С. Пушкина другу, поэту Петру Вяземскому ( 1825): "Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! " "Если даже я использовала в стихотворении только часть этого восклицания, я имею на это право.

Вы правы, надо прекратить оправдываться.