Как некогда Руссо, что оросил слезой... Франсуа Коппе

Дата: 10-03-2018 | 01:42:54

Как некогда Руссо, что оросил слезой
Расцветший на пути барвинок голубой,
Я тоже испытал блаженство узнаванья,
Которое несет в себе воспоминанье:
Забытый аромат, погода, время дня
Способны возвратить в прошедшее меня
На мимолетный миг, стремительный, как ветер.
Поэтому когда в шестом часу под вечер
Везде покой и тишь, а солнце на заход,
Мне нравится смотреть в октябрьский небосвод.

***

François Coppée

De même que Rousseau jadis fondait en pleurs
À ces seuls mots : « Voilà de la pervenche en fleurs, »
Je sais tout le plaisir qu'un souvenir peut faire.
Un rien, l'heure qu'il est, l'état de l'atmosphère,
Un battement de coeur, un parfum retrouvé,
Me rendent un bonheur autrefois éprouvé.
C'est fugitif, pourtant la minute est exquise.
Et c'est pourquoi je suis très heureux à ma guise
Lorsque, dans le quartier que je sais, je puis voir
Un calme ciel d'octobre, à cinq heures du soir.

Вот ещё один "недоросъль": октябърьский!:)  

С прошедшим, Ирина! Палец вверх!

С БУ,

СШ

Сергей Георгиевич, а вот здесь как раз нет разложения сонанта, как, впрочем, нет и сонанта, т.е. слогового сонорного. Здесь просто 3 слога.

С БУ

А.В.


Разве? "Октябрьский" же в три слога здесь :)

Спасибо за отзыв и поздравление, Сергей Георгиевич!


Ирис, я почти во всем присоединяюсь к предыдущему оратору, т.е. и с Праздником Вас, и палец вверх.

Большое спасибо, Александр Владимирович! Рада отзыву, крепкого Вам здоровья!

Спасибо, Ирис, и Вам тоже.

С уважением

А.В.

Кстати, интересный пример из Пастернака («Лейтенант Шмидт»):

Октябрь. Кольцо забастовок.

О ветер! О ада исчадье!

(...)

О вихрь, обрывающий фразы

Это написано чистым амфибрахием. Автор употребляет три слова с конечными сонорными (причем в ключевых, опорных словах!). Это явления одного порядка, но все проявляются по-разному.

Октябрь — здесь при произнесении вслух или сонант (слоговой сонорный): ОктябРь, или разложение сонанта: ОктябЪрь — это кто как прочтет.

Ветер — разложение сонанта (потому что изначальная форма — ветр), узаконенная литературным языком.

И, наконец, вихрь — односложное слово с неслоговым сонорным.

Да здравствует разнообразие в поэзии!

Между прочим, Ирис, забыл сказать: мне особо доставил удовольствие барвинок. Запомню и использую непременно — где-нибудь у Шекспира.

Спасибо, Александр Владимирович!

Барвинок был любимый цветок Ж.-Ж. Руссо. Вы, наверное, знаете эту историю. Однажды в юности он путешествовал из Шамбери в Ле-Шармет в обществе покровительствовавшей ему г-жи де Варан. При одном крутом подъеме в гору, желая дать отдохнуть своим носильщикам, госпожа де Варан вышла из носилок и пошла рядом с ними пешком. Вдруг в кустах мелькнул какой-то синий цветок. Госпожа де Варан подошла поближе и, взглянув, воскликнула: «Ах! Да это барвинок в цвету!» Тогда Руссо едва обратил на это восклицание внимание и, увлеченный разговором, пошел дальше.
И вот много лет спустя, со своим другом Дюпейру на живописной горе близ Невшателя, в Швейцарии, нечаянно наткнувшись на этот цветок, он со слезами восторга воскликнул: «Ах! Да это барвинок!»

Культурный контекст - это замечательно, но я хотел сказать другое: люблю и всячески приветствую использование редких и небанальных слов.

Будем говорить о сонантах и соноре забудем о поэзии, красоте слога, музыке слов.


Разве Брюсов не прав


Мир прежний сякнет, слаб и тленен;

Мир новый - общий океан -

Растет из бурь октябрьских: Ленин

На рубеже, как великан .


Поэзия заключена не в филологических терминах, а в природном таланте автора создавать из простых слов нечто такое, что действует на наши чувства и наш разум, на наши эстетические структуры сознания, заложенные либо Богом, либо полученные воспитанием и учением. 


Стих отменный просто. Французское изящество и прециозность в чистом виде.

Спасибо, Александр Викторович! Конечно без вдохновения и чувства нет поэзии, но и разум наш, подкрепленный научным знанием, никак не лишний. Я за продуктивный симбиоз :)

И я тоже за продуктивный симбиоз, тем более что эта "музыка" стиха выражается в конкретных явлениях, которые имеют совершенно конкретные названия. И я не виноват, что они есть и что они мне известны.

"Музыка", конечно, выражается в конкретных явлениях. Но даже зная нотную грамоту и композицию, и музыкальные названия, не сочинишь всё равно "Аппассионату" :) Может, только по клавишам постучишь чуть-чуть.

Вот как раз композиторы ОЧЕНЬ хорошо знают все теоретические аспекты своего искусства. Архитекторы тоже, скульпторы, художники. И режиссеры, само собой, особенно в кино. Все знают свое дело на научном уровне, без этого они элементарно не смогут творить. Спрашивается, с какой стати литература должна быть исключением?