Автор: Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 02:28:43
Приношу глубочайшую благодарность Сергею Буртяку за деятельное участие в доработке этого перевода.
Расул Гамзатов
Журавли (поминальная молитва)
Я верю, что погибшие солдаты
не превратились в пепел или прах,
но вознеслись, бессмертны и крылаты,
и журавлями стали в небесах.
Осенней и весеннею порою
к нам белые взывают журавли,
и каждый раз мы с болью и тоскою
глядим на клин, растаявший вдали.
Летит, курлыча в небе, птичья стая,
летят мои погибшие друзья,
и место в том строю я замечаю:
наверно, скоро очередь моя.
Настанет миг, и в белокрылом клине
взлечу я в голубую глубину,
и всех живых, которых я покинул,
своим прощальным кличем помяну.
Я верю, что погибшие солдаты
не превратились в пепел или прах,
но вознеслись, бессмертны и крылаты,
и журавлями стали в небесах.
7-31 мая — 2 июля 2017
Расул ХIамзатазул
Къункъраби
Дида ккола, рагъда, камурал васал
Кирго рукъун гьечIин, къанабакь лъечIин.
Доба борхалъуда хъахIил зобазда
ХъахIал къункърабазде сверун ратилин.
Гьел иххаз хаселаз халатал саназ
Нилъее салам кьун роржунел руго.
Гьелъин нилъ пашманго, бутIрулги рорхун,
Ралагьулел зодихъ щибаб нухалда.
Боржун унеб буго къункърабазул тIел,
Къукъа буго чIварал гьудулзабазул.
Гьезул тIелалда гъоркь цо бакI бихьула —
Дун вачIине гьаниб къачараб, гурищ?
Къо щвела борхатаб хъахIилаб зодихъ
ХъахIаб къункъра лъугьун дунги паркъела.
Гьелъул гьаркьидалъул ракьалда тарал
Киналго нуж, вацал, дица ахIила.
Юрий Лифшиц, поэтический перевод, 2017
Сертификат Поэзия.ру: серия 1238 № 128039 от 21.06.2017
1 | 27 | 1984 | 30.11.2024. 01:43:55
Произведение оценили (+): ["Сергей Буртяк"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 08:31:29
Бывает. Лингвистам и филологам не понять.
Тема: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 21-06-2017 | 09:30:49
"Бывает. Лингвистам и филологам не понять"
Да: наше призвание - язык.
Возможно также, что не все поймут и другое. Если я не ошибаюсь, "крылатая пехота" - это десантники? Разве десантники пребывают в "бесконечном перелете"?
Кстати, насколько мне известно, именно я
заговорил о его бесконечности.
И разве я не говорил, что желательно скорректировать "Порой осенней, вешнею порою", п.ч. в начале текста или фрагмента "порой" выглядит как "иногда", и потом уже читатель понимает, что это - время года? Т.е. получается сбой, который тут же поправляется контекстом, но в песне это нежелательно. Говорил?
И еще сравнивал с Гребневым.
Тема: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 09:41:42
Для внесения ясности. Я поправил две строфы только потому, что они мне самому не нравились. Это первое. Вчера я был у Саши Иванова, спел ему первый вариант, и он сказал: "Что ж, узнаваемо". И слово было найдено. Это было то, что не давало мне покоя в течение долгого времени относительно двух средних строф. Выглядело как перевод с перевода. В-третьих, я поменял строчку "Порой осенней, вешнею порою" вовсе не потому, что в ее начале стоит "порой", а потому, что она мне не нравилась из-за отсутствия союза "и". Я, кажется, приводил Вам пример с "порой" в начале строки из "Евгения Онегина". В-четвертых, Вы говорите столько всего, что готовы каждое слово, найденное мною, подчеркиваю - найденное мною, ставить себе в заслугу. В-пятых, мне абсолютно наплевать на десантников. Тем не менее даже среди них есть погибшие, угодившие в тот самый бесконечный перелет. В-шестых, я понимаю, что не заслуживаю от Вас ни одного доброго слова. В-седьмых, я уверен, что Вашим придиркам не будет конца.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 21-06-2017 | 10:59:52
Я, кажется, приводил Вам пример с "порой" в начале строки из "Евгения Онегина".
Да, помнится, было такое. Значит, признаете, что я делал такое замечание и вообще потратил немало часов на обсуждение и "Журавлей" вообще, и Гребнева (я сделал разборы подстрочника Гамзатова и перевода Гребнева, показывая различия между ними), и Вашего текста в процессе написания оного, отвлекаясь от редактирования своего "Юлия Цезаря". И даже скромного "спасибо" не заслужил.
В-четвертых, Вы говорите столько всего, что готовы каждое слово,
найденное мною, подчеркиваю - найденное мною, ставить себе в заслугу.
Да ни в коем случае! Лишнего я себе в заслугу не ставлю. "Перелет" - Ваш, а вот отчего он бесконечный - эту мысль я развивал весьма подробно, объясняя, почему у Гребнева журавли не летают, а летят: и Вам лично объяснял, и в комментариях, и в своем эссе.
"В-шестых, я понимаю, что не заслуживаю от Вас ни одного доброго слова"
Однако! А "Вересковый эль"? Да и не только.
"В-седьмых, я уверен, что Вашим придиркам не будет конца"
Будет, хотя я отметил лишь самые эффектные детали.
Только, если мне не изменяет память, я к Вам не обращался с вопросом: "Юрий Иосифович, не переводите ли Вы "Журавлей"? Не позволите ли мне Вас покритиковать?"
И еще. Я Вам говорил неоднократно: если Вы ко мне обращаетесь, моё дело - именно придирки, т.е. выявление всех мелочей, а дальше решайте сами.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 11:04:44
Зато Вы достоверно знали, что я пишу статью о "Журавлях", и тем не менее поторопились написать свою, видимо, затем, чтобы застолбить за собою эту тему. Я уже говорил, как это выглядит по отношению ко мне. Гораздо этичнее было бы дождаться моей статьи.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 21-06-2017 | 12:50:36
Ответ см. на странице моего эссе "Журавли летят", где он уместнее.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 13:05:32
Уместнее там, где спрошено. Ну да ладно. Я знаю Ваш ответ.
Тема: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 21-06-2017 | 09:36:37
О, оказывается, "крылатую пехоту" заметил не только я.
Тема: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 09:43:57
Не приписывайте себе чужих "заслуг". Вы ее заметили после Кузнецова.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 21-06-2017 | 11:11:27
Увы, это не так. Владислав откликнулся, пока я составлял свой ответ. Всего лишь.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 11:27:47
Увы...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 12:26:31
Убрал "растаявший". Но не потому, что мне не нравилось это слово. Всплыло более аллитерационное.
Тема: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Лукьянов
Дата: 21-06-2017 | 13:08:54
Зачем вообще тратить время на перевод, когда есть вечная песня, которую поёт вся страна. Это как написать своего Евгения Онегина. :)
Тема: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 13:11:08
А Вы почитайте мою статью "С подстрочника или с любви", и Вам все станет ясно.
Тема: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Владислав Кузнецов
Дата: 21-06-2017 | 22:17:14
Я ерунду убрал, Юрий. Что-то слетело...
Но главное я помню.
Приняв на грудь - конечно, нравится.
Свежий стих. Достойная работа.
В этике я не силён. Клин из одного журавля сомнителен.
Тема: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 21-06-2017 | 22:21:00
А зашел, не увидел Вашего коммента, Владислав, и ничего не понял. Теперь кое-что прояснилось. Спасибо за отклик. Я полностью переделал третий катрен. Реплика насчет этики относилась не к Вам. Клина об одном журавле у меня нет.
Тема: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Сергей Буртяк
Дата: 23-06-2017 | 15:57:25
"Поминальная молитва" - очень хорошо. И вообще, классный текст. Не слушайте злопыхателей, их мнение ничтожно (по Аристотелю).
Тема: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 23-06-2017 | 15:58:58
Спасибо, Сергей! Вы очень добры. А от злопыхателей никуда не денешься. Привязчивы.
Тема: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Сергей Буртяк
Дата: 23-06-2017 | 16:00:58
Кстати, я ни хрена не добр. Стараюсь быть справедливым.
Тема: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 23-06-2017 | 16:02:04
Тем более приятно.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Сергей Буртяк
Дата: 23-06-2017 | 16:07:11
Юрий Иосифович (простите за отчество), я Вас считаю другом. Вы знаете, если мне что-то не нравится, я говорю. Творчество - дело зыбкое и сложное. Но когда я вижу тупые придирки закомплексованных людей, я бешусь. Забейте на так называемые авторитеты и творите. Вы - Большой Художник. И дай Вам Бог неиссякающего вдохновения!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 23-06-2017 | 16:08:27
Спасибо, Сережа! Предлагаю перейти на "ты".
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Сергей Буртяк
Дата: 23-06-2017 | 16:10:03
В смысле чтобы я Вам говорил "ты"? Это нелегко будет. Но я попробую. Спасибо за честь.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 23-06-2017 | 16:17:38
Когда я работал электриком, то у работяг так было принято. Мне поначалу тоже было неловко. Потом привык.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Сергей Буртяк
Дата: 23-06-2017 | 16:20:11
Когда я пришел в кино, мне было странно, что толстую тетку, которая старше меня на сто лет, надо называть Людочка )))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Расул Гамзатов. Журавли (поминальная молитва) Юрий Лифшиц
Автор Юрий Лифшиц
Дата: 23-06-2017 | 16:20:55
Вот-вот.
Тема: Re: Расул Гамзатов. Журавли (окончательный вариант) Юрий Лифшиц
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 21-06-2017 | 06:15:17
"и каждый раз мы с болью и тоскою
глядим на клин, растаявший вдали"
Как же мы глядим на то, что уже растаяло?