О стихах Кабанова "Русский индеец"

О стихах Кабанова

Стих Кабанова отточен, метафоры удивительны, а мастерство выше всех похвал. Цикл действительно получился цельный и я бы даже сказал – литой. Стихи просты для понимания, ясны по мысли, а изысканная игра слов и смыслов только добавляет цельности и единства.

Естественно, что по прочтении столь богатого текста у меня возник ряд вопросов.

Во-первых: почему цикл производит в общем, тяжелое инфернально-суицидальное впечатление? Ночь в выгребной яме, где вместо просвета, очко туалета? Объяснюсь.

Русский индеец. То есть, некий русский человек, которого почему-то назвали Чингачгуком.этот Чингачгук - разлагающийся труп. Готовый образ России. Автор любуется трупок, аки младенцем и тут весь набор антиэстетики. С одной стороны мертвый, это то ли приправа, то ли закусон с приправой т. е. явный каннибализм. С другой – у него пенис, как погасшая трубка мира. (Ее что, курили все по очереди, пока бедняга был жив? Однако…) Странный и отталкивающий образ Отечества.

Но и сам лирический герой заперт в долине предков, где нет ничего, кроме объедков, пустых бутылок, и, надо думать, другой грязи. И дальше – тоже: скальпы облаков, ирокезы-гопники, шприцы, косяки и т.д.

Иначе говоря – образ мертвого, разлагающегося, воняющего мира.

Можно возразить, что он и в самом деле таков.

Но, это, конечно, глупость. Автор не в лагере сидит, как Мандельштам, а пользуется всеми благами жизни, в т.ч. и компьютером. Но таков взгляд автора. Мягко говоря, невеселый. Кто же винолват, в том, что все так плохо?

«Государственный строй», иудеи-торгаши, диссиденты, «тираны-брадобреи»
чиновники и рифмачи от сохи. Набор, конечно, веселый и интересный. И давно известный. Во всем виноваты, как всегда иудеи. (они хоть и не первые в списке, но тут все ясно).

А уж если по правде, то нынешняя плохая жизнь дает возможность публиковать такие стихи и вообще, делать, что хочешь. При Николае, или либеральном Брежневе особенно не гуляли.

И вот битие главного героя протекает «Непрерывно трахаясь и кончая…» Это что, очень умно? Хорошо? Резко? Ярко? Да никак. Просто еще лопата грязи в общую кучу.

Немножко противно. Не любовь, а опять же, по принципу антиэстетики, утверждающееся скотство. Ну, был известный маркиз, всякого понаписал. Ну, после него мир стал немного гаже. Сомнительное достижение.

На этом фоне естественно сближение лика Спасителя из Израиля и хрена сантехника. И превеликое самомнение, что лирический герой разговаривает с Богом, как с другом или женой. (по принципу Блока – О Русь, моя, жена моя…). И что любит Россию странной любовью. В образе трупа?

И завершающий аккорд – Пришествие. То есть, опять речь идет о Христе. Нет, не о Христе, а о ком-то в терновой фуфайке. ( возможно зэка или пролетария?) Собор дураков на моче сумасшедших.(цитата) Ну, и в этом контексте вместо вершины Голгофы, остается овражная яма( очевидная аналогия с Бабьим яром).

Вот поэтому такое двойственное ощущение от стихов.

Художественное мастерство и предельное отторжение прекрасного.

Антиэстетика. Смена магнитных полюсов.

Адорно писал , чтобы сделать революцию надо добро объявить злом, а зло добром.

Вряд ли это уместно, учитывая раскол на выборах президента, русский бунт ужасен;
Может быть, я понял не правильно, но и повторение Бабьего Яра вряд ли приведет к оздоровлению Отечества. Скорее, наоборот.

В таких случаях обычно говорят, что применен прием отстранения, авторская позиция не совпадает с высказыванием лирического героя. Работает ли это здесь, учитывая, что поэт никогда ничего не утверждает взамен воспевания наступившего хаоса? Как и многие постмодернисты и концептуалы. Возможно, здесь все тот же лозунг – ни эллина , ни иудея, но на этот раз последователем Антихриста? Никаких ценностей не осталось. Мир совершенно аморален. Или аморален поэт? Или Ницше восстал из гроба?

Похоже, что в блестящей обертке нам предложили нечто пахнущее дурно. И те, кому это понравилось, обертку не развернули – жалко ярких фантиков.




Владимир В. Пучков, 2012

Сертификат Поэзия.ру: серия 1287 № 93041 от 30.04.2012

0 | 9 | 3124 | 29.03.2024. 18:09:04

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Владимир, ну что Вы так нервничаете? Разумеется, безаппеляционный тон Б.Подольской может действовать на нервы и не только Вам. Но против натуры не попрешь,
как говорится. А кое в чём она права, на мой взгляд.
Вы, к примеру, ратуете против цензуры, но сами пытаетесь навязать другому поэту свое вИдение мира, это как? Вы сами прекрасный поэт, я Вас ценю гораздо больше уважаемого Кабанова во всех планах. Потому и не лезу к нему на страницу, не учу его писать. Вы что, наивно полагаете, что поэзия всегда должна быть призывом к добру и свету, а хороший поэт обязан быть прекрасным человеком? Нет, Вы хорошо знаете историю поэзии.
Кроме того, у нас на сайте и вправду нет такого формата, который Вы избрали. Кабанов может дожить до глубокой старости и не узнать, что Вы отозвались об его творчестве. А напишите рецку, получите сухой и неприязненный ответ, и настроение еще больше испортится.
Мой Вам искренний совет: не берите это все в голову, как говорят в Украине. При этом позвольте мне еще раз подтвердить восхищение Вашими чудесными текстами. С уважением. Юрий.

Владимир, Вы правы. Поэту позволено многое, кроме одного: он не имеет права выступать на стороне тёмной силы, т.к. творческую благодать получает не от неё.

Ну, чего греха таить — есть на сайте оголтелые реакционеры. Есть и просто не слишком умные люди.

Уверен, что любой «русский чингачгук» (а то, что население является «угнетаемым меньшинством» в собственной стране, планомерно учинтожаемым властями — ведь никто не сомневается?) относительно этого цикла выразился бы ещё более «ментально». Может бы и выматерился, и плюнул.

Ведь этим чингачгукам откуда ведомо то всё? Да из городской библиотеки, да от москвичей дачных. Тип рефлексирующего деревенского философа.

А то, что философ грамоте не обучен, так это — фигня. Должны были обучить. Просто: так спешил, так спешил... вдруг не успеет поделиться с миром своей мыслёй?

А если ещё стишата его собственные кореша нахваливают? Так распирает от широты души! От мощи слова русского, посконного.

Такое ощущение, что того же Адорно в городскую библиотеку не завезли. Поэтому изучался по сборнику цитат «Великих людей». Да не одного его. Ещё Шкловского забыли завезти. Даже не знаю куда: в библиотеку Литинститута? Иначе что это: «таких случаях обычно говорят, что применен прием отстранения, авторская позиция не совпадает с высказыванием лирического героя»? Напомню, что приём называется «остраннение», от слова «странный». Я тут даже удивился, почему автор прямо не написал «осранение»?

И все выводы автора построены по такому принципу. Говорится полная чушь, ахинея, а сразу за ней вывод: вот видите, как оно то! А на самом то деле нету у нас сексу, и трупы наши не смердят, а в мощи благовонные обращаются. И портреты Путена Николашки Кровавого мироточат.

Больше вдаваться не хочу, считаю эту статью глупым бездоказательным пасквилем, позорящим поэтический сайт.

Уважаемый Владимир, позвольте на этот раз не согласиться с Вами относительно вектора творчества А.Кабанова. Его вектор - любовь: к женщине, к беременой кошке, к стране, к людям, которые в ней живут и умирают, нередко массово, часто при страшных обстоятельствах, несовместимых с гуманистическими представлениями. Любящее сердце не может не рваться от этого знания, а для того, чтобы вскрыть нарыв, надо подойти вплотную и увидеть всю отвратительную картину и ощутить зловоние и коснуться скальпелем и сделать надрез, преодолевая ужас и отвращение, и испытать гамму чувств, отличную от вызываемой пением серафимов. И тогда изольется гной и нечистота, и очистится рана. Так и эти стихи - к очищению души через боль на грани возможного. Это посильнее, чем торжественно возгласить: "Вспомним их поименно!" Как еще передать хоть сотую долю испытанного жертвами Бабьего Яра или Голодомора?
Кабанов никого не призывает следовать туда за ним, но сам проживает то время и ту жизнь, о которых говорит, потому Господь и не препятствует, а напротив, благословил талантом.

Владимир, как ни вчитывался, не смог обнаружить в этих произведениях А.Кабанова, ни антисемитизма, ни прочего фобства. Стихи крепкие, талантливые, не без боли. Другое дело - Вам они не близки.

Мне - тоже. Предпочитаю менее, я бы сказал, вычурные, без выпендрежа, начало коему, мне думается, положил великий поэт-лауреат. Вспомните его "программное" "Пьяцца Маттеи", где он или кто-то другой "ставит Микелину раком, как прежде ставил" и радуется тому, что "в Риме тоже теперь есть место крикнуть "Бляди!", и Вы поймете, откуда у кабановской поэзии растет "пенис" в виде "погасшей трубки мира".

Я некомпетентно полагаю, что поэт может обходиться и без "пиздострадальцев", вытекающих, по всей видимости, из бюстгальтерных мотивов, присущих кабановской лире. См. финальную строфу из его стихотворения "Ткани":

Как долго сохнут лифчики церквей,
всё необъятней грудь митрополита,
никто не выжил, требуется швей,
но, тема сисек - полностью раскрыта.

На мой непросвещенный взгляд, это чистейшее пижонство, недостойное подлинного поэта. Поклонники поэта Кабанова, очевидно, думают иначе и обретаются в своем праве.

Я, по скудоумию, дерзнул сочинить пару-тройку пародий на стихи разбираемого Вами поэта и даже получил от него лестную оценку за одну из них, но вскоре был забанен за вполне деликатный, хотя и малокомплиментарный отклик на какие-то его стишки, и с тех пор на его страничку не ходок.

Бог не фраер - фамилии просто так не раздает...

Многое здесь умиляет.
Просто.

Я бы так сформулировал кредо.
Если бы к моим услугам прибегли.
Те, которые считают, что и сами со всем справятся.

"Что нужно, чтобы быть с Кабановым на ты?
Немного глухоты, немного слепоты ...".

(Вы ж понимаете, что определение "немного" я использовал исключительно из вежливости).

В том же ряду - и навык прямоты, и признак широты, и чувство правоты...
И многие другие душеспасительные качества, оканчивающиеся на всё то же указательное и клеймящее "ты".

Между тем в стихах Кабанова столько боли, столько любви (несмотря на все "технические" термины) и самое главное столько самопонимания, на какое у всех его критиков сподобиться не получается.
Ни порознь, ни в совокупности.

Приведу как иллюстрацию сказанного два довольно давние стишка Кабанова.
Только.
(В одном из них есть одно "выражение". Зажмурьтесь и закройте уши - по улицам ходят голые лошади. Правда, в прямом смысле, это было Бог знает когда).


* * *
Я невинный, винный хрящик,
совиньон. На Уркаине -
Я с тобой сыграю в ящик
и меня растопчут свиньи...

Соберут мои пожитки,
отпоют мои посмертки
и подарят маргаритки
нам сердючковые верки.

И в преддверии заката
заскрипят, заплачут петли...
Вот увозит азиата
запорожец в стиле бентли.

Вот ГАИ в гаю бетонном:
что за драка после драпа?
Вот гопак под Роллинг Стоун
и объятия сатрапа.

Здесь уносит Галя воду
в киностудию Довженки.
Здесь в кустах ебут свободу,
но еще не ставят к стенке.

Вот стремленье (мэр запаслив)
к европейскому сараю.
От чего же я - так счастлив
и от смеха умираю?

Совиньон, уньон совьетик,
Гоголь-моголь, ностальгия,
Не раскуришь семицветик,
так его съедят другие.

Я и сам - не верью в это
Рифмоплетное гусарство.
Потому, что для поэта,
Уркаина - государство!


* * *
Плачет флюгер двуликий:
не видать корабля.
Я не стану великим,
чтоб не бросить тебя.

Что ж, пусть падает рейтинг,
только не уходи.
Я "Прощанье еврейки"
запишу на СD.

Из Петрарок - в Петрушки,
как в НИИ - из братвы,-
потому, что - не Пушкин,
не Кабанов, увы...


А теперь сгустим текст.

"От чего же я - так счастлив
и от смеха умираю?...
Я и сам - не верью в это
Рифмоплетное гусарство...
потому, что - не Пушкин,
не Кабанов, увы...".


Надо ещё растолковывать?

Поэзия Саши Кабанова не нуждается ни в хвале, ни в хуле. Она уже достояние мировой поэтической литературы. Я бы сказал, что его стихи - это гордость русской поэтической школы начала 21 века. А так, конечно, поговорить о них можно...

Владимир Павлович, вижу, что расстроены Вы очень... Жаль, что конструктивной беседы не получилось, всё скатилось к взаимным обвинениям. Знаю, что Вы не из зоилов и завистников и, как автор несомненно талантливый, как глубоко образованный человек имеете право на свою точку зрения. Нет литература, поэзия не должна быть исключительно благостной, но, даже причиняя боль, должна лечить душу, читатель, зритель должен иметь в сердце надежду, иначе зачем дан талант? С грядущим Праздником Вас!