Плоты (хайбун №14)

Ржев, 1960…

В начале каждого лета по Волге сплавляли лес. Откуда-то с верховьев, пользуясь ещё высокой водой, гнали широченные – казалось в полрусла реки – связки столетних сосен. Скреплены они были переплетением тонких, гибких стволов молодых берёзок, загубленных где-то в тех же краях. Для прочности укреплённые кое-где железными скобами, эти вязки собирались по несколько, одна за одной, в общий длинный караван.
Управление – два весла, установленных спереди и сзади каждого такого плота. Сплавщики, действовавшие ими особенно проворно при поворотах реки, – здоровенные дядьки, ночевавшие в шалаше, установленном в середине плота. Для костра там же была насыпана земляная площадка, покрытая дёрном.
Вечером приставали к берегу (в черте нашего города – обычно к левому). Большое событие для местной ребятни! Причаливание такого плота – целая процедура, требовавшая от сплавщика быстроты и сноровки. Перед изгибом реки задняя часть плота с помощью кормового весла направлялась как можно ближе к кромке воды, и плотогон, оставив своё кормило, выскакивал на берег наперевес с большим деревянным колом, к которому был привязан причальный канат. Не теряя ни секунды (ведь плот продолжал двигаться и довольно быстро), забежав вперёд по течению, человек находил подходящее место на не слишком-то податливом, камянистом грунте берега, и, используя огромную силу натяжения каната, вгонял кол, как соху, наклонно в землю. Бывало, что река вырывала этот якорь, и все приходилось повторять снова. Дальше – течение прижимало передний край плота к берегу, и его там тоже крепили канатом за забитый уже вручную второй кол. Бывало, что к причалившему плоту прикреплялся другой и третий. Образовывались как бы плавучие мостки, по которым так интересно было бегать, тем более, что плоты эти иногда подолгу, часто – по нескольку дней, задерживались в городе. Вот тогда было раздолье мальчишкам: и прыгать с них в воду и загорать и рыбу удить.
Как весело было бегать по горячим брёвнам, как вкусно пахло сырое, пропитанное живицей и прогретое солнцем дерево!

                                                   Запах сосновый
                                              запах волжского лета
                                                пришёл из детства.





Хайбун?




Александр Купрейченко, 2010

Сертификат Поэзия.ру: серия 1181 № 82405 от 07.09.2010

0 | 3 | 2554 | 29.03.2024. 09:53:48

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Плоты Александр Купрейченко

Автор Сергей Шелковый

Дата: 07-09-2010 | 15:07:15

Живое и незабываемое.

Спасибо, Александр.

Александр, очень яркая зарисовка. Правда, пришлось поразмышлять, как плотогон "используя огромную силу натяжения каната, вгонял кол в землю". Сообразил: плот ушел вперёд, а кол воткнут наклонно. Может, добавить строчку - две, для ясности?
Успехов,
В.П.

да, картинка настолько зримая, до ощущений, что запечатлевается в памяти, словно доброе кино.

пришел из детства
вкус парного молока,
жаркой свободы

%.)..