Музыка сфер

Дата: 13-06-2007 | 21:32:50

1. МУЗЫКА СФЕР

Земная музыка — подобие небесной,
В гармонии небес — гармония земли.
Вселенная — орган, я слышу, как вдали
Растёт могучий хор регистров полновесных.

Играй, не умолкай, великий органист,
Пускай звенит твоя чудесная капелла,
Я слушаю тебя, и знаками несмело
Ложится музыка на партитурный лист.

(28 июня 1981, Москва)



2. СЛУШАЯ ЗАЕЗЖЕГО ПИАНИСТА

Курятник. На сцене
Калоша во фраке
Играет Шопена,
А я на балконе
Сижу и внимаю —
В суть музыки вникнуть
Стараюсь, но тщетно —
Холодные звуки
Летят из под пальцев
Блестящей калоши,
И запах резины
Со сцены на стены
Курятника слоем
Глубоким ложится.*

(18 февраля 1966, Фрунзе)

*Во избежание недоразумений хочу заявить, что все мои
претензии были не к Шопену, но к заезжему из Москвы пианисту. ДС




3. ГАЙДН

Однажды Гайдн пошёл в кабак
И всем сказал, что Гайдн — дурак.

Тут Гайдна мужички схватили
и сообща отколотили.

А Гайдну битому отра(й)дно —
Ведь били-то его за Гайдна.*

(1966, Фрунзе)

*Говорят, такой случай был в действительности. ДС.



4. ТВОЙ МИР

Твой мир —
Мир нот —
Мотивов рой
И ритмов мир —
Твори!

(1968, Москва)



5. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА*

Piano, Lento,
Фортепьяно
Звуки лентой
Вьются пьяной
Льются в уши,
Льются в вены
Слушай,
То играет Лена!

Forte,
Дикое Allegro,
Нотный лист
Чернее негра,
Звуки вырвались
Из плена
Слушай,
То играет Лена!

Piano,
Нежное Andante,
Тихо,
Как в Раю у Данте,
Звуки тают
Над вселенной,
Слушай,
То играет Лена!

(20 июня 1973, Москва)

*Это стихотворение, а также №№ 6, 8, 9, 12, 13 («Сонеты
Петрарки», “Misterioso”, “Tristia”, «Ночь» и «Весенняя соната»)
отражают мои впечатления от музыкальных произведений моей
жены, композитора, Елены Фирсовой. ДС




6. СОНЕТЫ ПЕТРАРКИ

Прекрасные ты написала песни
Про реку, соловья и про оленей
Косящий бег — про то, о чём Петрарка
И Мандельштам поведали стихами.

(9 февраля 1976, Москва)



7. БРЕД

Какая удивительная каша
Порой в моей бывает голове!
Вот, например, сейчас — я, правда, болен,
И потому, наверно, этот бред.

Мне хочется сказать: Бу-бу, быр-быр,
Бубонный бес, бери бочёнок брому,
Беги бодать блудливых балерин,
Бросай букеты бомбам будуара.

Беспечные бескрылае букашки
Брыкаются, беснуются, бузят,
Блистают бисером, белеют бахромой —
Безумные, бездомные бедняги...

Бурдонный Бах, безудержный Бетховен,
Бурливый Берлиоз, брюзгливый Брамс
Бурчат, бренчат, бряцают, барабанят,
Буравят буммерангами бичей...

Бурьян, буруны, буйный бурелом,
Бугристое болото, бездорожье,
Безмолвный Бог — босой и безбородый
Бредёт бескрайней бездной бытия...

(3 июня 1981, Москва)



8. MISTERIOSO

Какие там цветут цветы
В саду за белою оградой
Никто не знает — только ты
Преодолела ту преграду,

Вошла в неведомый нам сад,
Сорвала вечности мимозу
И принесла её назад
В таинственном Misterioso.

(13 октября 1981, Москва)



9. TRISTIA

Из недр алеющих виол
Несутся вздохи Персефоны,
Затем таинственные звоны
Сменяются гуденьем пчёл —

По лестнице челесты вниз
К раскатам сумрачным там-тама –
Так снова строки Мандельштама
С твоей мелодией слились.

(16 октября 1981, Москва)



10. ЗА ПИАНИНО

Однажды я сидел за пианино
И подбирал мелодию.
Вдруг, кто-то в дверь вошёл.
Я обернулся:
«Мама, посмотри, я пьесу сочинил!»
«Быть может, — сказала мама, —
Ты станешь композитором?»

Я часто свпоминаю этот миг,
Хотя тогда и не придал значенья
Её словам.

(Сентябрь 1981, Москва,
Из поэмы «Пролог»)




11. СТИХИ И МУЗЫКА

Стихи и музыка — священный ритуал,
Мы с Богом говорим на языке созвучий;
И ласковый напев, и слова ритм могучий
Уже не раз небесной кручи достигал.

Услышишь ли, Отец, мой жертвенный хорал,
Оценишь ли полёт мелодии певучей,
Или на полпути, застряв в коварной туче,
Он рухнет с грохотом в зияющий провал.

(25 августа 1982, Сортавала)



12. НОЧЬ

Не торопясь, хоть и без проволочек,
Как будто совершая ритуал,
Взлетают звуки с партитурных строчек
И заполняют замеревший зал.

Над вечностью описывая сальто,
И смерти разрывая перену,
Сам Пастернак рокочущим контральто
Кричит: «Не спи! Не предавайся сну!»

(20 января 1984, Москва)



13. ВЕСЕННЯЯ СОНАТА

Когда щегла и лист бамбука
Изображает Хокусай,
Мы слышим ласковые звуки
и понимаем — это май.

Так флейты тихое журчанье
И клавиш лёгкий перестук
Щегла рисует ликованье
И зеленеющий бамбук.

(1 марта 1984, Москва)



14. ОРГАН

Орган — король баянов и гармоник
Наполнил рёвом душный балаган,
Ему внимает сочинский лимонник,
И кипарис, и пальма, и платан,

Но нам не услыхать игры органной —
Не дремлет стража, неприступен храм,
Администратор с рожей оловянной
Всех «несолидных» гонит по домам.

И снова мы вдвоём у океана
Огромного, без берега и дна,
И волны, словно клавиши органа,
Перебирает сонная луна.

(9 августа 1987, Сочи)



15. САД ГРЁЗ

Когда гармонии
мы в жизни не находим,
В мир звуков мы бежим,
и там проводим
Блаженные часы...
Как эльфы мы парим
Над садом чистых грёз,
И с Богом говорим
На языке стрекоз;
На берегах реки
у Времени излучья
Сплетаем звуки
в стройные созвучья,
Тугие ритмы —
в звонкие венки,
В песчинке видим мир,
вселенную — в цветах,
В ладони умещаем бесконечность,
И каждый миг
проходит, словно Вечность,
Но жизнь зовёт назад —
увы и ах...

(28 июля 1993, Киил)



16. МОЙ МИР

Я создал мир, как Саваоф,
Из пены звуков, глины слов,
Потоков красок, линий:
Зелёной, красной, синей.

Я в нём живу, как Саваоф,
Среди вселенных и веков,
Старею понемногу —
Во всём подобный Богу.

(17 июля 1981, Сортавала)


© Dmitri N. Smirnov
_______________________________________________




Д. Смирнов-Садовский, 2007

Сертификат Поэзия.ру: серия 1085 № 53693 от 13.06.2007

0 | 1 | 3404 | 08.02.2023. 17:54:53

Ох, набросала бы я Вам, как Ситницкий, да больно Вы были тогда молоды... С улыбкой, Вита.