1. МУЗЫКА СФЕР
Земная музыка — подобие небесной,
В гармонии небес — гармония земли.
Вселенная — орган, я слышу, как вдали
Растёт могучий хор регистров полновесных.
Играй, не умолкай, великий органист,
Пускай звенит твоя чудесная капелла,
Я слушаю тебя, и знаками несмело
Ложится музыка на партитурный лист.
(28 июня 1981, Москва)
2. СЛУШАЯ ЗАЕЗЖЕГО ПИАНИСТА
Курятник. На сцене
Калоша во фраке
Играет Шопена,
А я на балконе
Сижу и внимаю —
В суть музыки вникнуть
Стараюсь, но тщетно —
Холодные звуки
Летят из под пальцев
Блестящей калоши,
И запах резины
Со сцены на стены
Курятника слоем
Глубоким ложится.*
(18 февраля 1966, Фрунзе)
*Во избежание недоразумений хочу заявить, что все мои
претензии были не к Шопену, но к заезжему из Москвы пианисту. ДС
3. ГАЙДН
Однажды Гайдн пошёл в кабак
И всем сказал, что Гайдн — дурак.
Тут Гайдна мужички схватили
и сообща отколотили.
А Гайдну битому отра(й)дно —
Ведь били-то его за Гайдна.*
(1966, Фрунзе)
*Говорят, такой случай был в действительности. ДС.
4. ТВОЙ МИР
Твой мир —
Мир нот —
Мотивов рой
И ритмов мир —
Твори!
(1968, Москва)
5. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА*
Piano, Lento,
Фортепьяно
Звуки лентой
Вьются пьяной
Льются в уши,
Льются в вены
Слушай,
То играет Лена!
Forte,
Дикое Allegro,
Нотный лист
Чернее негра,
Звуки вырвались
Из плена
Слушай,
То играет Лена!
Piano,
Нежное Andante,
Тихо,
Как в Раю у Данте,
Звуки тают
Над вселенной,
Слушай,
То играет Лена!
(20 июня 1973, Москва)
*Это стихотворение, а также №№ 6, 8, 9, 12, 13 («Сонеты
Петрарки», “Misterioso”, “Tristia”, «Ночь» и «Весенняя соната»)
отражают мои впечатления от музыкальных произведений моей
жены, композитора, Елены Фирсовой. ДС
6. СОНЕТЫ ПЕТРАРКИ
Прекрасные ты написала песни
Про реку, соловья и про оленей
Косящий бег — про то, о чём Петрарка
И Мандельштам поведали стихами.
(9 февраля 1976, Москва)
7. БРЕД
Какая удивительная каша
Порой в моей бывает голове!
Вот, например, сейчас — я, правда, болен,
И потому, наверно, этот бред.
Мне хочется сказать: Бу-бу, быр-быр,
Бубонный бес, бери бочёнок брому,
Беги бодать блудливых балерин,
Бросай букеты бомбам будуара.
Беспечные бескрылае букашки
Брыкаются, беснуются, бузят,
Блистают бисером, белеют бахромой —
Безумные, бездомные бедняги...
Бурдонный Бах, безудержный Бетховен,
Бурливый Берлиоз, брюзгливый Брамс
Бурчат, бренчат, бряцают, барабанят,
Буравят буммерангами бичей...
Бурьян, буруны, буйный бурелом,
Бугристое болото, бездорожье,
Безмолвный Бог — босой и безбородый
Бредёт бескрайней бездной бытия...
(3 июня 1981, Москва)
8. MISTERIOSO
Какие там цветут цветы
В саду за белою оградой
Никто не знает — только ты
Преодолела ту преграду,
Вошла в неведомый нам сад,
Сорвала вечности мимозу
И принесла её назад
В таинственном Misterioso.
(13 октября 1981, Москва)
9. TRISTIA
Из недр алеющих виол
Несутся вздохи Персефоны,
Затем таинственные звоны
Сменяются гуденьем пчёл —
По лестнице челесты вниз
К раскатам сумрачным там-тама –
Так снова строки Мандельштама
С твоей мелодией слились.
(16 октября 1981, Москва)
10. ЗА ПИАНИНО
Однажды я сидел за пианино
И подбирал мелодию.
Вдруг, кто-то в дверь вошёл.
Я обернулся:
«Мама, посмотри, я пьесу сочинил!»
«Быть может, — сказала мама, —
Ты станешь композитором?»
Я часто свпоминаю этот миг,
Хотя тогда и не придал значенья
Её словам.
(Сентябрь 1981, Москва,
Из поэмы «Пролог»)
11. СТИХИ И МУЗЫКА
Стихи и музыка — священный ритуал,
Мы с Богом говорим на языке созвучий;
И ласковый напев, и слова ритм могучий
Уже не раз небесной кручи достигал.
Услышишь ли, Отец, мой жертвенный хорал,
Оценишь ли полёт мелодии певучей,
Или на полпути, застряв в коварной туче,
Он рухнет с грохотом в зияющий провал.
(25 августа 1982, Сортавала)
12. НОЧЬ
Не торопясь, хоть и без проволочек,
Как будто совершая ритуал,
Взлетают звуки с партитурных строчек
И заполняют замеревший зал.
Над вечностью описывая сальто,
И смерти разрывая перену,
Сам Пастернак рокочущим контральто
Кричит: «Не спи! Не предавайся сну!»
(20 января 1984, Москва)
13. ВЕСЕННЯЯ СОНАТА
Когда щегла и лист бамбука
Изображает Хокусай,
Мы слышим ласковые звуки
и понимаем — это май.
Так флейты тихое журчанье
И клавиш лёгкий перестук
Щегла рисует ликованье
И зеленеющий бамбук.
(1 марта 1984, Москва)
14. ОРГАН
Орган — король баянов и гармоник
Наполнил рёвом душный балаган,
Ему внимает сочинский лимонник,
И кипарис, и пальма, и платан,
Но нам не услыхать игры органной —
Не дремлет стража, неприступен храм,
Администратор с рожей оловянной
Всех «несолидных» гонит по домам.
И снова мы вдвоём у океана
Огромного, без берега и дна,
И волны, словно клавиши органа,
Перебирает сонная луна.
(9 августа 1987, Сочи)
15. САД ГРЁЗ
Когда гармонии
мы в жизни не находим,
В мир звуков мы бежим,
и там проводим
Блаженные часы...
Как эльфы мы парим
Над садом чистых грёз,
И с Богом говорим
На языке стрекоз;
На берегах реки
у Времени излучья
Сплетаем звуки
в стройные созвучья,
Тугие ритмы —
в звонкие венки,
В песчинке видим мир,
вселенную — в цветах,
В ладони умещаем бесконечность,
И каждый миг
проходит, словно Вечность,
Но жизнь зовёт назад —
увы и ах...
(28 июля 1993, Киил)
16. МОЙ МИР
Я создал мир, как Саваоф,
Из пены звуков, глины слов,
Потоков красок, линий:
Зелёной, красной, синей.
Я в нём живу, как Саваоф,
Среди вселенных и веков,
Старею понемногу —
Во всём подобный Богу.
(17 июля 1981, Сортавала)
© Dmitri N. Smirnov
_______________________________________________
Тема: Re: Музыка сфер Д. Смирнов-Садовский
Автор Виктория Шпак
Дата: 13-06-2007 | 22:45:57
Ох, набросала бы я Вам, как Ситницкий, да больно Вы были тогда молоды... С улыбкой, Вита.