Дата: 28-01-2007 | 00:21:17
Она в
глаза тебе не пустит пыли,
Её тебе прощают наперёд
и сон, и смерть; она в час должный
с твоей могилы камень уберёт.
Она расплывчата и вечно скрыта
в ростках, в листве и в слабостях людских;
за годом год и так подряд все годы –
она не множит дни, но правит их.
Она пройдётся по земле пробором,
всё вычешет – и судьбы, и мечты,
швырнёт в тебя созревшими плодами
и изопьёт тебя до пустоты.
Она не будет ждать до ограбленья,
когда отнимут твой последний грош.
Ты проиграл, когда прорвутся раны;
но преданность в тебя не всадит нож.
Взойдёт луна, наполнив кубки желчью.
Ты выпей свой. Ночь горечи дольёт.
Забьётся пена птицам в
оперенье,
и голубь ветвь в ковчег не принесёт.
Ты вросся в мир, опутан весь цепями,
но множит бреши истина в стене.
И ты не спишь, в потёмках озирая
открывшийся тебе проход вовне.
Вяч. Маринин, поэтический перевод, 2007
Сертификат Поэзия.ру: серия 719 № 50844 от 28.01.2007
0 | 2 | 4470 | 21.12.2024. 17:58:23
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Здравствуйте, Вячеслав. Может, Вам уже надоело отвечать на вопросы по поводу рефрена, тем более, что вынужден, как и многие, начать с печальной фразы: к сожалению, немецкого я не знаю. Но... дело в том, что стихотворение - очень хорошее. На мой вкус оно лучше тех четырех, что я смог увидеть на оставленных Вами ссылках (а они далеко неплохие).Но с одной оговоркой. Я его вот уже несколько дней перечитываю, и заметил, что подменяю рефрен словами "она", "ее", ею" и т.д., причем не вкладываю в эти местоимения никакого особого смысла - так нечто загадочное, может быть, истина, может и нет... Стихотворение на мой слух при этом приобретает законченность и грациозность. Я, конечно, разобрался в конце концов, что "что впрямь" это, видимо, субстантивированная конструкция, но когда читаешь стихотворение в первый( и даже в третий раз) сообразить это трудно. Поначалу ждешь, чтобы завершилась фраза «начатая» придаточным предложением, где «впрямь» воспринимается как «действительно», «по правде», потом – несколько теряешься.
Может, если это такой специфический рефрен, оставить его по-немецки? Дать ссылку, растолковывающую, что он значит (кажется, кто-то так «Ворона» переводил – сейчас не вспомню кто). Впрочем, советы придержим – это Вам решать что с рефреном делать или ничего не делать :)).
Из не относящегося к рефрену – четырехстопный в первой строке второго четверостишия опечатка? Я там мысленно вставляю слово «всегда».
С большим уважением,
Никита
Тема: Re: Ингеборг Бахман.ЧТО ВПРЯМЬ Вяч. Маринин
Автор Леонид Портер
Дата: 30-01-2007 | 19:33:22
Вячеслав,
К сожалению, я немецкого языка не знаю, но я посмотрел по Вашим ссылкам все "переводы", сделал сопоставительную таблицу всех текстов и стало очевидным, что коль скоро они текстуально так далеко расходятся в каждой строке, есть основания полагать, что либо ни один текст переводом не является, либо среди них есть хотя бы один более, или менее похожий на оригинал. Чтобы самому определить, что же действительно написала сама Ингеборг Бахман, человеку, не владеющему немецким, необходим качественный подстрочник.
Может быть, Вы его дадите?
В любом случае, независимо от содержания, ужасное звукосочетание ВПРЯМЬ и его частые повторы просто убивают самую возможность признать Ваш перевод поэзией. ИМХО. Уж извините.