Обзор произведений августовского ТОПа

Дата: 03-10-2024 | 22:12:47

На этот раз обзор выйдет таким же небольшим, как и ТОП на главной странице. Все логично. Наверное, он будет последним – основная работа требует сейчас максимум моих внимания и времени. Понимаю, что некоторым из вас мой выбор и мои обзоры казались странными, а объяснение личной литературной позиции – еще более странным. Но, повторюсь, у меня только два критерия в порядке, соответствующем приоритету: интересность и правильность. Может быть, это странно и неакадемично, но – о вкусах не спорят. Вернемся к стихам. Ниже вы увидите замечательные произведения, в которых если и есть недостатки, то они незначительны. Но чего не отнять… они интересные, яркие, живые и заметные.


Алена Рычкова-Закаблуковская. Ильм

https://poezia.ru/works/184365


Использование «опрощения» в стихотворной речи, наполнение тела стиха разговорной и сниженной лексикой, эдакий разговор на «понятном языке» до сих пор иногда видится мне спорной техникой. Я не люблю наивное искусство. Но иногда, надо это признать, прием бывает оправдан. В том случае, если в небольшом по объему тексте помещено очень много сложных смыслов, многоуровневых концептов, тропов, трюков, «фишечек», приходится упрощать лексику, чтобы добиться читательского внимания и понимания. Решать лингвистические ребусы любят немногие. Насладиться красивой метафорой – удовольствие, которое должно быть, по моему мнение, также утонченно, как и доступно. Думаю, здесь тот самый случай. И простота – простоте рознь. И может быть кажущейся. Небольшая расшифровка понадобится, несмотря на то, что лирическая героиня видна ясно. Это женщина, не стесняющаяся говорить одновременно и «местный» и «тутошний». Это женщина, чье поле выжжено, в чьей душе пустота, не изначальная, но проявившаяся. Что значит – было, что выжигать, было, что опустошать.


Кстати, вязы – деревья неприхотливые. Они не боятся высоких и низких температур, могут расти почти на любой почве (даже – на солончаках), действительно выживают после пожаров. Вязы растут везде. На любом почти мертвом пустыре через некоторое время они могут прорасти целыми семействами, заполоняют все вокруг. Кажется, существует легенда, что когда-то вяз пророс из посоха путешественника. Это – почти волшебное дерево. Хотя в некоторых культурах у него не совсем добрая слава. В англоязычных странах, к примеру, вяз считается деревом висельников. Что не удивительно – ильмы известны своей удивительной прочностью. И если суммировать все эти, уверена, общеизвестные факты, можно понять, о чем говорится в стихотворении.


Да, иногда возникает настолько глубокое и черное отчаянье, что помощи просить станешь у всех и у каждого. Станешь обращаться к стенам и домам, рекам и деревьям, беседовать с небом, спорить с землей. Искать знаков и ответов в самым малых вещах и явлениях.


под ногами вдруг

что за мистика

росной почкой увенчан шпиль

об одном стебле парой листиков

к небу тянется малый ильм


Много ли надо?

Мне нравится, что в этом стихотворении есть неправильность и множество синтаксических ошибок, стилистически несочетающиеся слова и смысловые повторы. Это – речь человека в приступе боли (будто в такие моменты мы следим за грамматикой). Это – надлом. Это – черная послепожарная земля, на которой не осталось ничего наносного, да и вообще почти ничего. Только вязовый пень с появившимся, как по волшебству, отростком, что тянется куда-то. Все еще живет, растет, стремится.

Перед нами – безнадежное упование с большой надеждой на успех. Отчаянный оптимизм.


Саша Ваганова. Август. Сад

https://poezia.ru/works/184447


Как можно сочесть в одном небольшом стихотворении август, яблочный сад и древнего римского архитектора? Наверное, можно. Витрувий добавлен в текст не только для красного словца (и вместо него не мог быть упомянут любой инженер, архитектор или математик, занимавшийся геометрией), но и для аллюзии на Леонардо да Винчи и его знаменитый рисунок человека, вписанного одновременно в круг и квадрат. «Пропорции тела человека согласно Витрувию» все еще используются при обучении художников, архитекторов и дизайнеров. Возможно, каждому из нас иногда приходится вписывать себя одновременно в круг и квадрат, соизмеряя надежды, стремления и поступки с общепринятыми нормами, приводя себя в соответствие с классической парной системой мер. А возможно, иногда это сделать просто не получится.


в сомненьях озадачится Витрувий,

что боль не помещается в квадрат,

что циркулем беду не описать,

а горе выбивается из круга


Августовский сад тут совсем не прост. И падение яблок – не просто закон всемирного тяготения и еще одна поросшая мхом легенда. Это еще и не менее поросшее мхом олицетворение, старый, но все еще действенный прием. Стук падающих яблок – неровный, как аритмия человека, находящегося в сильном стрессе. Мы не узнаем, что случилось. Мы понимаем только, что есть вещи, которые так просто не показать и не объяснить, а можно только описать через «вторые» и «третьи» руки.


Сильное сложное стихотворение, построенное на небанальных банальностях и неусловных условностях и вмещающее в себя очень и очень многое.


Наташа Корн. Бумажные змеи

https://poezia.ru/works/184274


Стихотворение написано от лица студента, и можно только порадоваться, что сейчас у нас такие непростые юноши и девушки. Здесь больше всего понравился выбор слов и исключительные их сочетания, интересные строчки и мощная концовка.


«Ртутные столбики выше столбцов рифмы», потому что в жару писать стихи и заниматься какой бы то ни было интеллектуальной деятельностью порой бывает очень сложно. А потому солнце побеждает все живое. И сравнение солнца с мелко натертым имбирем – в самую точку: «Солнца наструганный мелко печёт имбирь». На вскидку такого я еще нигде не читала – строчка выходит на тебя из-за угла с пистолетом. «Выскочить из себя, проклиная кожу» – говорится дальше. Разве не понятное ощущение чуждости собственного «я», когда плоть сама – инопланетянин, и ты в ней – лишний. Тяжко двигаться, тяжко быть неподвижным, тяжко спать и тяжко мыслить: «Потные мысли прилипли ко лбу прозренья». Ощущение потной кожи и прилипших волос… И все стихотворение – на таких крючках, на ощущениях. Впрочем, есть маленькое «но» – словосочетание «лоб прозренья». Трудно представить наличие лба или какой-то другой части тела у внезапного осознания и просветления, у еще одного ощущения, если хотите. Учитывая тот факт, что все телесное в этом произведение – по крайней мере неприятно, а может быть даже, отвратительно. Итак, отторгая собственную плоть и кожу, лирический герой стихотворения ничего не имеет против того, чтобы облечь в них мыслительный процесс (безотносительно собственного участия в нем, насколько понимаю). Какое-то неравноценное тождество. Хотя, возможно, в этом и был весь смысл строфы.


Не думаю, что автор хочет запутать читателя. Пусть сейчас уже отнюдь не жаркое лето и вряд ли многие здесь сдают экзамены или сдавали недавно, но ведь – описано так, что невольно узнаешь себя. Все стихотворение, как мне кажется, про навязчивые мысли и навязчивые состояния. Да, нужно готовиться к экзаменам, стресс, спешка, тревожность. Именно в такой момент, в самый неподходящий, вылезают личные монстры: неразгаданные загадки, непролеченные проблемы, нерешенные секреты, незакрытые гештальты. Помимо весенних и осенних, случаются и летние обострения. Жара опасна для здоровья. Не зря у англоязычных людей есть специальный термин для этого времени – «собачий час». Хотя он используется скорее для обозначения специфического повышения уровня преступности в жаркие дневные летние часы, но сочетание все больше и больше входит в разговорную речь.


Грустное лето.

Друг мой, с которым мы

Раньше ходили в школу, мне нынче недруг.

Мечется где-то

за старыми шторами,

Где ничего, кроме змеев бумажных нету.


И, наконец, концовка! Старый друг, которого больше таковым назвать нельзя, сравнивается с бумажным змеем, забытым за шторами. Он привязан к батарее, покрывается пылью, и иногда, благодаря сквозняку, подает признаки жизни, но больше не взлетит. Никому это не нужно. Да и незачем.


Марина Чиркова. В котах

https://poezia.ru/works/184175


Домашние коты живут долго, но не настолько, чтобы не хватило несколько раз на жизнь. Именно об этом «В котах», не слишком серьезное, но красивое, живое, настоящее и искреннее стихотворение. Да и кто не любит котиков, в конце концов?


Конечно-конечно, у меня вульгарный вкус, я люблю шортсы и мемы с животными. А мысль считать длину удава в попугаях все еще кажется мне остроумной. Действительно, «В котах» – считалочка, где слова играют друг с другом в чехарду, показывают акробатические трюки, один за другим. И снова автор не стесняется использовать разговорную и сниженную лексику, перемежая ее шутками. Заметьте, как удачно # вписан в ткань стихотворения. Как, опять же, остроумно это выглядит.


Да, это считалочка, шутка, короткое видео на ютубе, стендап-эпизод с облаком хештэгов и панчей по числу упоминаемых котов. И если бы я могла писать также искрометно, я бы делала это, невзирая ни на какие правила и условности.


Браво!


Дмитрий Коломенский. «Вещи отступают. Их фактура...»

https://poezia.ru/works/184196


Ах, это излюбленное поэтами состояние депрессии – апатия, ангедония, тоска, тревога, мрачная безнадежность и… ностальгия. Здесь и сейчас не могу сказать, что имел в виду автор, но могу предположить, каковы были бы мои обстоятельства при подобном подборе слов. Такое уже было со мной. В тот момент, когда покидаешь любимый город, знакомые и тысячу раз до рези в глазах виденные предметы, проспекты, парки, пруды, набережные, дороги начинают меркнуть. Память – не слишком хороший помощник при расставании. И она всегда проигрывает времени. Все покрывается белой тканью, серой пылью, фотографии в собственной голове тускнеют, будто долго держали на солнце. И налет этот ничем не счистить. Вот где прорывается ностальгия. Здесь она царит. До сих пор считаю, что она – самое противное чувство, сродни безнадеге. Ее – прямой потомок.


Вещи отступают. Их фактура,
Запах, плотность, цвет, углы, объем
Меркнут.


Мы не будем говорить здесь о стихосложении, грамматике, стилистике. Стихотворение безупречно. Но прибивает к земле, расплющивает, будто тот самый ветер и, наверное, – затяжной дождь. Чувствую себя не в своей тарелке, читая эти строки, и находясь в похожем состоянии. Ни порядка, ни покоя, ни стройности, ни правильности. Иногда кажется, что вокруг вообще ничего нет. Все слишком другое, неродное, не любимое. Привычка для некоторых из нас – не замена счастью, но само счастье.


И торчу, безглаз и безответен,
Пустотой пожизненной клеймен.
Ничего вокруг – лишь ветер, ветер,
Ветер до скончания времён.


Если я угадала верно, то – сочувствую. И – браво, браво, браво.



Спасибо всем! И пока.




Регина Соболева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3988 № 185156 от 03.10.2024

7 | 2 | 172 | 16.10.2024. 03:19:42

Произведение оценили (+): ["Алёна Алексеева", "Николай Горячев", "Ирина Бараль", "Владимир Старшов", "Наташа Корн", "Александр Питиримов", "Екатерина Камаева"]

Произведение оценили (-): []


Спасибо, Регина, за любовь к стихам, за талант проникать в самую глубь, за бережное отношение к словам. Мне будет не хватать Ваших "разборов", но, как Вы правильно заметили, - всё логично и всё конечно. 

Спасибо за теплые слова! И - удачи всем нам!