Максим Танк. Арабески

перевод с белорусского

  

Максим Танк. Арабески


Здесь переплетены так глухо

Полынь, румянки, медуница,

Вьюнок, горох, медвежье ухо,

Очанка, пижма и метлица,

Разбитых дотов арматура,

Металл шипов, гнилые колья,

И жизнь, и смерть, затишье, буря –

На заминированном поле!

 

И притаились грудой тесной

Земные глыбы, молчаливы,

Ведь даже жаворонка песня,

Опавши, вызывает взрывы.

 

  


Максім Танк. Арабескі

 

Як глуха тут перапляліся

Палын, румянкі, медуніца,

Крапіва, падбярозка, гірса,

Шчавель, трыпутнік і мятліца,

Разбітых дотаў арматура,

Калючы дрот, гнілое колле,

Жыццё і смерць, зацішша, бура –

На замініраваным полі!

 

І, прытаіўшыся, сурова

Маўчаць зямлі цяжкія глыбы,

Бо нават песня жаўрукова,

Апаўшы, выклікае выбух.

 

1962

https://knihi.com/Maksim_Tank/Vybranaje.html#135




Барбара Полонская, поэтический перевод, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 1372 № 183988 от 28.07.2024

5 | 7 | 241 | 27.11.2024. 05:19:42

Произведение оценили (+): ["Ицхак Скородинский", "Екатерина Камаева", "Кохан Мария", "Алёна Алексеева", "Аркадий Шляпинтох"]

Произведение оценили (-): []


Здравствуйте, Барбара! Трогательно-созерцательное стихотворение и перевод соответствующий! Спасибо! Кажется, люди вечно будут обращаться к теме войны и природы. Природа пытается скрыть нанесённые раны, но проходит время и раны снова обнажаются и кровоточат.

Аркадий, здравствуйте.

Да. И в этом стихотворении – столкновение природы с последствиями войны (что усиливает переживания человека).  

Благодарю Вас.

Доброго дня, Барбара. Хорошо звучит перевод, понравились стихи.
Скажите, а эти девять трав имеют какое-то особое значение для белорусов? У скандинавов есть девять священных трав - полынь совпадает. И крапива (в оригинале).
Слова  выклікае жалко терять.. Но в современном русском языке есть лишь "накликает", что не подходит к контексту.. Да, есть еще и архаичное "закликает". Заклички весны (девичий обряд).

Мария, здравствуйте.

Очень серьёзный вопрос со значением трав для белорусов, на него не отвечу (только предположения). Мне кажется, многое совпадает у славянских и других европейских народов. В моём представлении, велика роль папоротника (растение лесное). Из полевых и луговых – васильки/волошки как символ (Максим Богданович: "Я ж кажу вам: добра быць коласам; але шчаслівы той, каму дадзена быць васільком. Бо нашто каласы, калі няма васількоў?"). Сон-трава – растение года у нас в 2024 г. ("Предки белорусов верили, что с помощью этого необычного растения можно отпугнуть нечистую силу и сохранить мир и уют в доме"  https://sputnik.by/20231111/sokhranyaet-mir-i-otpugivaet-nechist-v-belarusi-vybrali-rastenie-goda-10...). В каталоге монет НБ (https://www.nbrb.by/coinsbanknotes/coins/commemorative/catalog): "Цветы Беларуси" (кувшинка белая, василёк синий, колокольчик персиколистный, калужница болотная), "Возрожденные растения" (зверобой четырехкрылый, гроздовник простой, надбородник безлистный, лапчатка скальная). Если деревья, то культа берёзы в моих детских представлениях не было.  Самое важное дерево – дуб. Затем сосна, яблоня (включая дичку). Клевер очень загадочный и тёплый энергетически. Подорожник/трипутник – друг детей всех народов (можно к ранке приложить).

Купалье. "Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин, которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь" (Целебная вода и волшебные травы. В Беларуси сегодня купальская ночь (belta.by)), "Женщины с песнями собирали крапиву, светоянник, или зверобой, кровавник, васильки, клевер. Девчата молодые ходили вместе со старшими женщинами" (В поисках "папараць-кветкі". РЕПОРТАЖ с Купалья на Августовском канале (belta.by).

Не исключаю, что Максим Танк сочинил это стихотворение не только под влиянием увиденного на белорусской земле, он много ездил по СССР и по всему миру. Сейчас поняла, что мне интересна история создания стихотворения. 

Выклікаць (https://www.skarnik.by/search?term=%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%BB%D1%96%D0%BA%D0%B0%D1%86%D1%8C&lang=bel) здесь – вызвать, повлечь.

С одной строчкой ещё не определилась: притаились или затаились.

Спасибо Вам!

Здравствуйте, Барбара. Подорожник - да! Тоже есть у скандинавов в списке священных растений. Еще бузина. Черная бузина выросла в моем саду во время тяжелого жизненного периода. Когда я, наконец-то, вышла в сад, то с удивлением обнаружила три новых дерева. Они появились в разных углах: черная бузина, белая акация и береза. Все три - священные деревья.
Интересно, что для белорусов первейшее дерево - дуб.. Дуб - главное дерево германских народов.. Дерево Вотана. У славян, финно-угров - береза. У скандинавов - ясень.
С Вашей подачи сняла с полки моей домашней библиотеки один из томов четырехтомника "Народная демонология Полесья" (Духи домашнего и природного пространства. Нелокализованные персонажи). Московское издание 2020-го года. Этнографический сборник, составители: доктор филологических наук Л.Н. Виноградова и доктор филологических наук, профессор Е.Е Левкиевская. Объем материала невероятнейший. Не думаю, что все прочитаю, но надо приступить уже с какого-то бока). Если попадется что-то о духах растений, поделюсь).

Слово "вызывает" я не ощущаю полным эквивалентом "выклікае" (часть коммента удалила, но в почте у Вас будет). Можно еще поискать..
"Притаились" - мне видится правильным.. Затаиться, спрятаться можно среди груд, наверное.

Мария, здравствуйте.
Спасибо Вам за рекомендации по тексту перевода. 
Относительно дуба поделилась только своими представлениями, сформированными в детстве. Сейчас нагуглила: "Якое дрэва нашы продкі лічылі сакральным? Сёння сярод раслін, птушак і жывёл, па выявах якіх нашу краіну пазнаюць у свеце, — васількі, буслы, зубры. А што наконт дрэў, якія ў сівыя часы ўшаноўвалі беларусы? Цікава, але гэта не стройныя бярозкі. Спрадвеку нашых продкаў цікавілі дрэвы незвычайнай формы: зрослыя і скручаныя паміж сабой, з вялікімі нарастамі. Сімвалам вечнага жыцця лічыўся дуб." (гос. СМИ, ссылка -  Познаем Беларусь: какое дерево белорусы с давних времен считали сакральным (sb.by)), опираются на результаты исследования авторов книги "Язычніцтва старажытных беларусаў". Государственный герб сегодняшний - с цветками клевера и цветками льна.
По одной из версий, представители полабских славян переместились в наши края, перемешались здесь (в Германии остались славянские топонимы). Драники появились сначала у немцев. И крамбамбуля, банкуха/шакотис, конечно же.

Доброй ночи, Барбара) Я как раз хотела спросить, имеют ли отношение белорусы к вендам. Раньше часто бывала в Кракове, видела много артефактов вендов - и в археологическом музее, и в музее Вавеля. Они имеют и славянские, и германские черты. 
Дубы, действительно, обладают целебной силой. В Шопроне, в Венгрии у границы с Австрией, где я жила одно время, в горах, в лесу есть очень старые дубы-исполины. В их коре можно увидеть вросшие потемневшие от времени подковы и гвозди. Это типично-германский метод народного целительства.
Занятное у нас небольшое погружение в европейские традиции вышло). Спасибо за интересный разговор.